Вы здесь

Как развить в ребенке харизму и гениальность. Эннеатипы и дети. Часть вторая. Десять типов мышления (Галина Шабшай, 2017)

Часть вторая. Десять типов мышления

Глава 1. Первый эннеатип: талант критического мышления




Как понять, что ваш ребенок мыслит критически?

«Все врут!» – вот девиз главного героя сериала «Доктор Хаус».

Грегори презирает ложь и лжецов. Он запросто высказывает то, что думает, прямо в лицо сотруднику или пациенту. Но при этом сам доктор неизменно порядочен внутри и действует так, чтобы разрешить сложнейшие ситуации.

А еще Хаус профессионал высокого уровня, самый лучший в своем деле. Он неустанно докапывается до причины болезни и «вытягивает» даже самый сложный случай.

Если ваш ребенок относится к первому эннеатипу, то он, безусловно, обладает талантом докапываться до сути. Это неустанный искатель истины. «Единицы» способны идти к своей цели долгие месяцы, когда представители других типов уже давно опустили бы руки. Если ваш ребенок любит весь день сидеть над конструктором, а потом неделю – над рисованием, то он вполне может принадлежать к первому эннеатипу.

У «единицы» природный талант видеть все так, как есть. Истина, к которой другие типы приходят через умозаключения или долгое осознание, для них просто сразу очевидна. Первый тип словно высвечивает суть любого явления неким невидимым рентгеном. Так что не удивляйтесь, если ваш ребенок уверенно говорит: «Я просто так вижу! Я просто это знаю!»

Такое качество может сделать его отличным ученым, следователем, врачом, техническим специалистом. Если за работу взялся «единица», можете быть спокойны – все будет сделано по высшему разряду, на совесть. Из такого теста вылеплены эти люди.

И кстати, поведение главного героя «Доктора Хауса» – это яркий пример того, как мог бы вести себя первый эннеатип, если бы высказывал все, что думает. Но не беспокойтесь: в реальности такие люди сплошь тактичны и неназойливы.

А теперь очень важный момент. «Единицы» склонны к одиночеству. Это не болезнь. Это нормально для данного типа. Если ваш ребенок любит посидеть дома весь день, а друг у него всего один, не спешите вести его к психологу. Прочитайте эту главу до конца и постарайтесь понять, что вам невероятно повезло.

Внешность

На фоне своих сверстников представители первого эннеатипа выглядят довольно мелкими и хрупкими. Они весьма изящны. Могут иметь бледный, даже слегка болезненный вид. У них обычно чувствительная бледная кожа, которая почти не подвержена загару и вообще плохо переносит солнце.




«Единицы»-дети обычно невысокого роста, хотя потом могут сильно вырасти.

Доминанта их фигуры и облика – линия. Они тонкокостные, с тонкими, худыми ручками и ножками. У них изящные, неброские черты лица. Брови и губы по форме тоже напоминают линию.




Обычно у детей этого типа не бывает густых и крепких волос. Напротив, они тонкие и довольно редкие. На это зачастую сетуют сердобольные мамы и бабушки, которые пытаются заплести девочкам-«единицам» косички. В результате этой усердной работы обычно получаются тоненькие «мышиные хвостики», которые едва ли украшают девочек. Так что, если ваш ребенок относится именно к первому типу, попробуйте найти оптимальную для него прическу, уйдя от стандартов «детской красоты».

Поведение

Обычно дети – носители критического мышления довольно стеснительны, необщительны и, как мы уже упоминали, любят уединение. Такой ребенок может долго играть в одну и ту же игру или просто сидеть в тишине, рассматривая картинки. Он не испытывает особого желания играть с детьми и с удовольствием может гулять один.

Если ваш ребенок сидит долго в одной и той же позе, задумавшись, – присмотритесь. Скорее всего, он относится именно к этому типу мышления.

«Единицы» в любом возрасте не любят шумных праздников и большого количества гостей. Не любят яркие огни, предпочитая приглушенный свет светильника в своей комнате.




Они довольно молчаливы и тихи. Не участвуют в конфликтах на игровых площадках и больше находятся в позиции сторонних наблюдателей. Зачастую испытывают трудности в коммуникации и выражении себя.

Папы должны понять, что их сын-«единица» не будет сразу лезть в драку и выходить из нее победителем. Он склонен переносить обиды сверстников молча, сжав зубы и потупив взгляд. В момент, когда нужно проявить мужские, по общепринятым стандартам, качества агрессии, этот ребенок просто отойдет в сторону. Так устроено природой его тело. У «единиц» – «позднее зажигание». Этому ребенку нужно время, чтобы разозлиться, но к тому времени драка уже зачастую заканчивается не в его пользу. Просто примите это как факт. Мы рекомендуем папам, которые хотят видеть в своем ребенке активного бойца, сменить подход к воспитанию и больше ориентироваться на выработку такого качества, как спокойное видение слабых сторон противника. К слову, легендарный боец в стиле смешанных единоборств Федор Емельяненко – первого эннеатипа.

«Единицы» по своим поведенческим реакциям пассивны и негативны.

Пассивность выражена в том, что они не стремятся проявлять себя в тех или иных ситуациях. Не пытаются выражать свое мнение, хотя имеют его почти всегда. Этичные от природы, такие дети держат свои взгляды при себе.

Негативность проявляется в отрицании и неприятии происходящих вокруг событий. В речи такого ребенка много слов с частицей «не». Задайте ему невинный вопрос – например, «Пойдешь гулять?». Или: «Будешь одевать пижаму?» Первое, что вы услышите на свое предложение, – это, скорее всего, «нет». Отрицание выдается автоматически. Ребенок зачастую не успевает даже оценить то, что ему предлагают, но из чувства самосохранения предпочитает сразу отказаться и лишь потом обдумать. Через какое-то время вы можете задать тот же вопрос. И велика вероятность, что получите согласие.

«Нет» у такого ребенка может быть как ярко выраженным, так и молчаливым. Так что не удивляйтесь, если «единица» в ответ на ваши настойчивые обращения просто молчит. Это тоже защитная реакция на излишне назойливое вторжение в его мир – именно так первый эннеатип воспринимает даже обычное общение.

Негативность и отрицание – это основа критического мышления. Они останутся неизменными. Поэтому не пытайтесь переделать малыша, лучше присмотритесь к нему, поймите его язык общения с миром и воспитайте в нем гения.

Как одевать ребенка-«единицу»

Если ваш ребенок выглядит и ведет себя так, как описано выше, он, вероятнее всего, представитель первого эннеатипа, то есть обладатель природного критического мышления.

Можете со старта проститься с идеей воспитать стильного щеголя или яркую эпатажную светскую львицу. Дети этого типа не любят выделяться из толпы, поэтому предпочитают одежду, которая скрывает их от глаз других людей. Она может быть не модной, но удобной.

Эта одежда обычно приглушенных тонов, а зачастую вообще классических черных, серых и белых цветов. Кумира 1980-х Виктора Цоя называли «человек в черном». Этот певец, «единица» по эннеатипу, стал для миллионов людей примером для подражания.

Поэтому наш совет таков. Если вы решили создать для ребенка гардероб, который приносил бы ему удовольствие, учитывайте его предпочтения, а не свои желания. Пробуйте выстроить его стиль на основе тонкой подчеркнутой элегантности и неброскости.

Игнорирование природы вещей иногда рождает очень комичные ситуации. Например, вы купили своему ребенку очень модные кроссовки ярких цветов из последней коллекции известного бренда. Вы довольны. Вы выполнили свой родительский долг и расслабились, считая, что только эти кроссовки и будет носить ваш ребенок. Но не тут-то было. Критически мыслящий ребенок отреагирует на подобный подарок достаточно холодно. Скорее всего, он спрячет его подальше в обувной шкаф и постарается сделать все, чтобы вы забыли об этом подарке. Ведь в восприятии ребенка-«единицы» вы своей покупкой его «достаете», «напрягаете», потому что навязываете ту обувь, которая ему ненавистна.

Ребенок-критик в подобных ситуациях будет поступать именно так. Все потому, что яркая, красивая одежда и обувь привлекают слишком много внимания. Зато обычные старые добрые серые кроссовки всегда будут ему в радость. Носить их он будет с удовольствием до тех пор, пока те не развалятся.

Такое поведение не должно вас раздражать. Напротив, присмотритесь к своему ребенку. Попробуйте принять его вкусы и предпочтения в одежде. Понаблюдайте за его поведением. Позвольте ему самому выбирать себе подарки, одежду и обувь. Даже если то, что он выберет, покажется вам безвкусным, серым и безликим, вспомните, что это его выбор, а не ваш. Вам покажется странным, но именно в этой одежде и обуви он будет ходить чаще всего.

Интересный факт. Если в детском возрасте вы позволите «единице» проявлять свои вкусы и не будете подавлять их в угоду своим представлениям, то избавите его от огромного количества личностных проблем и комплексов в будущем.

Что имеется в виду? Обычно люди критического типа мышления, чьи вкусы подавлялись в детстве, во взрослом возрасте не могут найти свой образ и стиль. Мало того, в тщетных попытках сделать это они зачастую выглядят смешно и несуразно. Это доставляет им массу неудобств. В результате у них формируется устойчивое неприятие своей сексуальности и привлекательности.

Выглядит это следующим образом. Уже взрослый мужчина или женщина, пытаясь найти себе подходящую одежду, может обойти три-четыре десятка магазинов, но так ничего и не купить. Ваш голос внутри него будет подвергать каждую вещь беспощадной критике. Такой шопинг обычно заканчивается испорченным настроением. Возвратившись домой, этот человек достанет из шкафа блеклую, давно вышедшую из моды, но любимую и надежную вещь, наденет ее и будет счастлив. Ведь родители так и не сумели привить ему вкус к разным стилям и цветам одежды. У взрослого человека, имеющего свободу выбора любой одежды на свой вкус, не оказывается того самого вкуса.

Как же привить ребенку-«единице» вкус? Рекомендуем пять шагов для воспитания чувства стиля у ребенка с критическим типом мышления.

Шаг первый: понаблюдайте

Наблюдайте за предпочтениями ребенка в цветах и фасонах одежды. И не ограничивайтесь редкими эпизодическими попытками, уделите наблюдению хотя бы полчаса-час на выходных в течение двух-трех недель.

Для этого необязательно устраивать длительные выезды в торговый центр. Достаточно просто открыть подходящие страницы в Интернете и предложить ребенку посмотреть их вместе. Только нужно помнить, что, приглашая его к совместному действию, не нужно играть мамочку или папочку. В этом случае ребенок с критическим мышлением очень быстро раскроет ваши планы. Он просто ощутит подвох и перестанет вам доверять. «Мамочка» и «папочка» – это нарочито добренькая, миленькая интонация с нотками нравоучения. Когда критик слышит такую интонацию, то начинает подозревать, что его не любят, а просто принимают за идиота. Ведь если бы любили, то говорили бы с ним просто и искренне.

Чтобы лучше понять, что такое искренность, просто представьте себе, что вы не только родитель, но и друг своему ребенку. Увидьте в нем равного. Тогда ваши действия и интонация станут максимально простыми и искренними.

Шаг второй: предложите ребенку проявить свои вкусы

Для этого задавайте ему правильные вопросы – например, такие:

• Посмотри, какая одежда тебе здесь не нравится?

• Какой цвет ты бы точно не выбрал?

• Что здесь явно лишнее?

• Что здесь явно неуместно смотрится?

Заметьте, эти вопросы построены на отрицании. Почему так? Да потому что критический тип мышления, свойственный от природы вашему ребенку, негативен. Он настроен на поиск идеального варианта путем отрицания всех неидеальных.

Иными словами, изначально ваш ребенок видит все, что является неидеальным, несовершенным, несоответствующим. Проще говоря, он видит все, что ему не нравится. Идя путем отрицания всех неподходящих вариантов, он находит самый лучший, на котором останавливается.

Поэтому в общении с ребенком критического типа мышления стройте фразы, основанные на отрицании. Тогда он вас услышит. Поймет, что вы говорите на его языке. И действительно начнет видеть в вас своего друга.

Шаг третий: уделите внимание деталям

Внимание детей с критическим мышлением буквально заточено на видение деталей. Они с большим трудом могут увидеть образ целиком или всю картинку.

Бессмысленно задавать им вопросы: «А как ты думаешь, какое впечатление ты произведешь в этом платье или костюме?», или: «На какого героя ты будешь похож?» Подобные вопросы вызовут у них затруднение и последующую потерю интереса к предмету разговора.

А вот если вы начнете обращать внимание на детали, то действительно заинтересуете ребенка. Детали одежды, обуви, цвета – вот что зацепит его внимание. Первым делом ребенок этого типа, скорее всего, станет критиковать недочеты, неровности, несоответствия и разного рода неадекватность, по меркам его вкуса.

Не вздумайте его переубеждать или высказывать свое компетентное мнение в ответ. Тем более не начинайте спорить с ним. Иначе возникнет конфликт, который совершенно неуместен, если учесть, какую цель вы ставили.

Шаг четвертый: начните увеличивать масштаб восприятия реальности

Критик воспринимает действительность довольно узко. Так происходит потому, что основная функция критического мышления – это поиск лучшего, который ведется путем сужения и углубления внимания в сторону одной из деталей.

Такое внимание может проникнуть очень глубоко в структуру атома и обнаружить там целую вселенную. Эту гениальную особенность мышления необходимо учитывать в общении с ребенком. Не пытайтесь ее исправлять, лучше дополните данный Богом талант. Для этого начните понемногу расширять масштаб видения действительности.

Как это делать? Если раньше вы уделяли внимание детали одежды, например цвету манжет или форме пуговиц, то теперь попробуйте посмотреть на объект шире. При этом обязательно стройте вопросы по принципу отрицания. Например:

• На какое событие ты бы это не надел?

• В сочетании с какими брюками (юбкой) не смотрелась бы эта рубашка (кофточка)?

• Какие сумочки явно не подходят к этой одежде?

• Какую обувь ты бы точно надел(а) под этот костюм (платье)?

Вы заметите, что внимание ребенка расширится. Задавайте такие вопросы некоторое время. Затем наступит следующий этап – составление гардероба. Например: «Вот ты выбрала эту юбку. Давай уберем все те кофточки, которые к ней не подходят». В результате обязательно останется один-два варианта кофточек или рубашек, которые нравятся именно вашему ребенку. Потом точно так же рассмотрите следующий предмет одежды или обувь.

Шаг пятый: закрепите радость от покупки

Пройдя первые четыре шага, вы пришли к главной цели. Ни в коем случае не пропускайте пятый шаг и не откладывайте его. Иначе весь ваш труд окажется напрасным.

Дети первого типа не имеют природной склонности радоваться новым приобретениям. Возможно, это врожденное. А возможно, так происходит потому, что покупки практически никогда не соответствуют их ожиданиям.

Вам как любящему родителю придется привить своему ребенку здоровую привычку радоваться покупкам.

Будет здорово, если ребенок сам расплатится за вещь и лично примет ее в руки. Таким образом приятным бонусом к воспитанию вкуса станет формирование подсознательного чувства ценности денег. Именно этого так не хватает современным подросткам.

Когда ваш ребенок купит новую вещь, обязательно предложите ему ее надеть. Пусть он посмотрит на себя в зеркало, полюбуется своим новым образом.

Единственное условие! Позвольте ребенку насладиться своей покупкой в уединении. Если он сочтет нужным показать себя, продемонстрировать обновку, обязательно обратите на него внимание. Похвалите его. Скажите, как прекрасно он выглядит и какой хороший выбор сделал, – даже если его выбор вам не пришелся по вкусу. Обязательно подчеркните его самостоятельность.

Внимание! Никогда – слышите, никогда! – не просите ребенка-«единицу» демонстрировать обновку в кругу ваших друзей или родственников. Критически мыслящие дети терпеть этого не могут. Они от природы не любят повышенного внимания к собственной персоне, а тут вдруг целый консилиум собрался оценить их выбор. Самокритичный ребенок готов будет сквозь землю провалиться, только бы не выходить и не демонстрировать себя. Так проявляется и природная стеснительность, присущая людям первого типа. В результате вместо радости от новой покупки в ребенке зародится очень неприятное чувство (неудобства, стеснения, стыда, страха критики). Итогом станет ненависть и к прилюдной примерке, и к самой обновке.

Конечно, скрытный критически мыслящий ребенок никогда явно не покажет своих чувств. Но он навсегда запомнит этот опыт как ужасный. Как тот, который он ни при каких обстоятельствах не захочет повторить.

Родители, не совершайте такой ошибки! Дайте своему ребенку насладиться этой победой – собственной покупкой в тишине и уединенности. Если он сам изъявит желание продемонстрировать себя, поддержите его в этом.

Совершив перечисленные пять шагов, вы увидите, что у ребенка появился живой интерес к формированию своего стиля и образа. С некоторыми детьми такой путь нужно повторить пять-семь раз. Для некоторых будет достаточно двух-трех. Но это внимание, с любовью уделенное вашему чаду, сыграет очень важную роль в его судьбе.

Не поленитесь, сделайте это. Вы увидите своего ребенка счастливым.

Что такое критический тип мышления

У каждого эннеатипа процесс мышления протекает по-своему, движение мыслей идет своим особым образом. Если вы понимаете, как это происходит, значит, имеете в своем распоряжении золотой ключик, способный открыть многие двери.

Критическое мышление работает по принципу отсеивания всего ненужного. Конечная цель такого мышления – постижение глубинной сути, простое понимание, дающее ответ на вопрос, почему происходит то или иное явление.




Делая что-либо, человек с критическим мышлением стремится достигнуть идеала. Суть идеала проста: он лишен недостатков. Эта черта характера «единиц» очень хорошо проявляется в профессиональной деятельности. Ювелир – представитель первого эннеатипа выполнит свою работу безупречно, даже если потратит на нее очень много времени.

Чтобы ярче представить механизм критического мышления, предлагаем вам рассмотреть его в нескольких аспектах.

Тактическая эффективность критического мышления

В процессе критического мышления происходит выбор самого лучшего, идеального из предложенных вариантов, самого лаконичного, оптимального, наиболее подходящего для ситуации решения. Именно так мыслит ваш ребенок в отношении всего, от простых бытовых ситуаций до самых сложных задач.

Критика практически никогда не заботит общая информация, описание, чужие мнения на тот или иной счет. Его интересует одно – лаконично выраженная суть явления.

Критическое мышление направлено на отделение зерен от плевел. Этот тип мышления, можно сказать, всегда пытается «зреть в корень», по выражению Козьмы Пруткова.

У этого типа мышления есть свои сильные и слабые стороны.

Сильные – это упорство, перфекционизм, максимальная сосредоточенность на задаче, большая концентрация внимания, удовольствие от процесса мышления, вплоть до потери чувства времени и голода.

Что касается слабых сторон, то критическое мышление негативно и узконаправленно. Это тактический способ видения без осознания масштаба задачи. Он приводит к постоянной потере стратегии. В результате происходит залипание на одной задаче в попытке решить ее идеально. Уходит время, утрачивается и актуальность задачи, а критик все еще настойчиво ищет идеальное решение.

Безэмоциональность

В критическом мышлении есть еще один плюс. Оно позволяет экономить время – и самому его носителю, и другим людям. Оно дает быстрое понимание главного, отделяя его от второстепенного и ненужного.

А еще один минус – практически полное отсутствие эмоций. Да, критически мыслящие люди очень безэмоциональны. Можно сказать, они сухие, иногда даже черствые. Эмоции для них всегда второстепенны. «Единицы» порой интерпретируют их как рудимент в человеческих взаимоотношениях.

Гнев, о котором мы уже упоминали, – это основная эмоция первого эннеатипа. Но, как мы выяснили, чтобы она проявилась, нужно довольно сильно потрудиться. Обязательно учитывайте это в общении с «единицей». Просто помните, что, общаясь с ребенком – носителем критического мышления, нужно говорить коротко, ясно, лаконично, безэмоционально. Только тогда ребенок услышит, что вы от него хотите. И только при такой подаче информации вы не будете автоматически подвергаться критике его внутреннего цензора. Только так общаясь с ним, вы добьетесь настоящего уважения с его стороны.

Отрицание

Критическое мышление работает путем отрицания, отталкивания, отсеивания. Это значит, что критически мыслящий человек подсознательно сначала будет отрицать любую информацию, которая поступает к нему. Не сомневаться, а именно полностью отрицать.

К этому нужно просто привыкнуть. Примите это качество как особенность характера, которую практически невозможно изменить.

Что бы вы ни предлагали своему ребенку, первым его ответом будет «Нет!!!». Причем это «нет» может быть произнесено, а может быть продемонстрировано поведением. Он просто не будет делать то, что вы попросили или приказали. Особенно если вы сделали это эмоционально.

Здесь важно понять, что ребенок так ведет себя не назло, как вы наверняка подумаете, а автоматически, в соответствии с работой своего мышления. Ведь чтобы добраться до истины, критику нужно сначала отвергнуть все ложное. А всю входящую информацию его разум сначала распознает как ложную – и автоматически отрицает.

Это не значит, что критик испытывает неприязнь к вам лично, просто так его разум работает наиболее эффективно. Добравшись до сути и придя к определенному выводу, он, вполне возможно, выскажет вам именно ту мысль, которую вы пытались до него донести в самом начале. Зато эта мысль будет уже проверена им наверняка.

Поскольку критическое мышление негативно, та информация, которая высвечивает все ненадежное, шаткое, недостоверное, слабое, поддельное, воспринимается критиком легче. Поэтому, если вы рассказываете «единице» о чем-то и хотите привлечь его внимание, то сначала перечислите все минусы ситуации. Здесь вас критик поймет и поддержит, потому что его мышление заведомо направлено на рассмотрение минусов.

Профессии, которые выбирают критически мыслящие дети

Представители первого эннеатипа не любят внимания к своей персоне. Вы вряд ли встретите среди «единиц» поп-звезду, ежедневно мелькающую на телеэкранах. Но это вовсе не означает, что критически мыслящие люди неспособны добиться успеха. Напротив, они обладают очень многими качествами, которые помогают им его достичь.

Ключевое качество – это перфекционизм. «Единицы» стремятся постичь дело своей жизни до самых глубин и мельчайших нюансов. Кем бы они ни стали, это будут замечательные, работающие на совесть специалисты.

Если ребенок выберет профессию хирурга, то непременно станет старательным и точным хирургом. Знаменитые врачи Иван Павлов, Николай Амосов, Илья Мечников, Николай Пирогов – представители первого эннеатипа.

Кстати, встречаются и «единицы»-музыканты. Лидер группы Radiohead Том Йорк считается одним из законодателей мод в современной рок-музыке. Самая неординарная фигура в джазе – Майлз Девис – также носитель критического мышления. В конце 1960-х, уже будучи признанным гением направления боп, он совершил настоящую революцию, соединив рок и джаз. Ну и, конечно, звезды 1990-х Курт Кобейн и Виктор Цой. Оба музыканта, каждый на своем континенте, совершили революцию в музыке и стали кумирами миллионов.

Майлз Девис и Курт Кобейн – примеры проявления еще одного ценного качества «единиц». Это новаторство, к которому приводит таких людей их стремление к идеализму. Занимаясь любимым делом, они улучшают результаты до тех пор, пока внезапно не прорываются в некую новую реальность.

Из «единиц» получаются замечательные ученые. Они способны перерабатывать огромные массивы информации и месяцами ставить скучные, на взгляд других типов, опыты. Всмотритесь в лица нобелевских лауреатов по многим дисциплинам, преимущественно точным. Математики, химики, физики, биологи, инженеры – среди них много представителей первого эннеатипа.

В рядах «единиц» также много аналитиков, следователей и даже шпионов. Они способны докапываться до сути явлений, терпеливо перебирая множество вариантов. Их рекомендации обычно лаконичны и сводятся к простым четким характеристикам.

Как общаются «единицы»

Люди первого эннеатипа не любят общение. Коммуникация для них – это привлечение внимания к своей персоне. Во время разговора приходится открываться, выходить наружу, а это означает риск попасть под огонь критики.

Из всех видов общения «единицы» предпочитают вариант тет-а-тет. А в идеале – только с теми людьми, которые им приятны и вызывают доверие. Если таковых не обнаруживается, первый эннеатип легко соглашается не общаться вовсе. Постарайтесь отнестись с пониманием к этой особенности своего ребенка.

В случае же, когда обстоятельства вынуждают «единиц» вступать в контакт, они обычно немногословны. По крайней мере, поначалу. Зато если дело дойдет до спора, в детях первого типа откуда ни возьмись появляется дар полемиста. Они готовы горячо отстаивать свою точку зрения, зачастую раскаляясь докрасна.

Вам вряд ли удастся избежать такой крайности, как зависимость вашего ребенка от гаджетов. Социальные сети и обилие мессенджеров очень радостно были встречены «единицами» – ведь теперь отпала необходимость встречаться с людьми, можно обсудить все вопросы на расстоянии. А самое главное, есть время подумать. Для первого эннеатипа, которому требуется переварить информацию, это крайне важно.

Интернет-магазины дали «единицам» возможность долго рассматривать варианты, по описаниям выбирая лучший утюг или ноутбук. Не удивляйтесь, если ваш ребенок первого эннеатипа найдет себе в Интернете и пару.

Возможно, в один прекрасный момент вы обнаружите своего ребенка среди экспертов по какой-то экзотической теме. Например, на интернет-форуме, где обсуждаются тонкости выращивания баобаба в условиях Крайнего Севера. Или среди профессиональных игроков в танковые стратегии, где ваш ребенок с совершенно серьезным видом даст рекомендацию по подбору брони и тактике ведения боя. Не пожалейте времени, поговорите с ним об этом. Вы будете приятно удивлены, насколько трезвые и разумные советы он выскажет.

Как воспитать в ребенке-«единице» смелость и харизматичность

У детей с критическим типом мышления есть очень интересная особенность психики. Они выглядят довольно хрупкими и даже немного недосформированными. Ведут себя довольно тихо, любят уединение. Стеснительны, даже зажаты. Застенчивы и не общительны.

Но все это только на первый, довольно поверхностный взгляд. Что же касается реального потенциала этих людей – он абсолютно противоположен видимым поведенческим реакциям.

Дети этого типа мышления обладают мощным ресурсом эмоции гнева. Да-да. Именно гнева, о котором мы уже говорили. Он, конечно, как правило, не проявлен. А точнее, ресурс гнева у критиков сильно подавлен. Тем не менее это очень мощный инструмент, который является основой харизмы людей первого эннеатипа.

Может быть, вы не видите никакой связи между гневом и харизмой. Между тем следует признать, что в биологической природе «единицы» заложен очень мощный потенциал лидерства. И основа его – именно гнев.

Глядя на своего тихого, спокойного, бледноватого ребенка, который медленно и педантично перебирает игрушки, вы никогда не заподозрите его в гневливости. Тем не менее это факт и очень хорошая новость для вас.

Гневным своего ребенка вы сможете увидеть, только если его сильно «достанет» какая-то ситуация или человек. Тогда, совершенно неожиданно для вас, он может совершить абсолютно нехарактерный для себя поступок. Часто это происходит в ответ на несправедливость в отношении него или других людей либо в ответ на особенную назойливость или хамство.

Например, ваш ребенок еще малыш и играет в песочнице. Вдруг его кто-то «достал» – сильно и нагло. Тихий и скромный малыш критического типа не отреагирует сразу. Он включится через время и как бы некстати. Это связано с особенностью работы психики у людей первого эннеатипа. Любое входящее событие или впечатление критику необходимо сначала переварить, этот процесс буквально похож на физиологическую переработку пищи. В буквальном смысле, «единица» расщепляет и усваивает ситуации. Только после этого у него включается и проявляется гнев – как результат усвоения переваренного впечатления.

Итак, вернемся к ситуации. Малыш-критик сидит в песочнице. Никого не трогает. Вдруг он становится интересен какому-то другому ребенку. Сам критик не имеет желания ни с кем общаться, особенно в этот момент. Другой ребенок становится настойчивее. А видя полное отсутствие интереса, еще наглее и назойливее. Порой доходит до откровенной тирании – отбирания игрушек и вытеснения с территории.

Малыш-критик поначалу не будет реагировать. Не потому, что боится своего оппонента, – просто полученное впечатление еще не переварилось. Но как только это случится, в нем закипит гнев. В один момент вы можете не узнать своего ребенка. Он смело подойдет к своему обидчику и даст ему сдачи.

Комичность подобных ситуаций в том, что обидчик уже давно будет занят другим делом, полностью позабыв о своих претензиях. Например, он уже так же тихо и спокойно играет в песочнице. И вдруг к нему подходит ребенок-критик и изо всей силы бьет его лопаточкой по голове.

В романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» есть сцена, в которой Бегемот посреди магазина съел несколько мандаринов, шоколадку и селедку. Когда работник магазина вызвал милицию, товарищ Бегемота собрал толпу и принялся настраивать ее против торговцев.

Вся эта глупейшая, бестактная и, вероятно, политически вредная вещь заставила гневно содрогаться Павла Иосифовича, но, как это ни странно, по глазам столпившейся публики видно было, что в очень многих людях она вызвала сочувствие! А когда Бегемот, приложив грязный продранный рукав к глазу, воскликнул трагически:

– Спасибо, верный друг, заступился за пострадавшего! – произошло чудо. Приличнейший тихий старичок, одетый бедно, но чистенько, старичок, покупавший три миндальных пирожных в кондитерском отделении, вдруг преобразился. Глаза его сверкнули боевым огнем, он побагровел, швырнул кулечек с пирожными на пол и крикнул:

– Правда! – детским тонким голосом. Затем он выхватил поднос, сбросив с него остатки погубленной Бегемотом шоколадной Эйфелевой башни, взмахнул им, левой рукой сорвал с иностранца шляпу, а правой с размаху ударил подносом плашмя иностранца по плешивой голове. Прокатился такой звук, какой бывает, когда с грузовика сбрасывают на землю листовое железо. Толстяк, белея, повалился навзничь и сел в кадку с керченской сельдью, выбив из нее фонтан селедочного рассола».

Вам как родителю, коротавшему время в соцсетях, пока ребенок играл, такое поведение вашего малыша покажется неадекватным. Но если бы вы оторвали взгляд от гаджета и понаблюдали за ситуацией, то многое поняли бы. Причинно-следственные связи его поступков и поведения стали бы для вас очевидными.

Ни в коем случае не ругайте своего ребенка-критика в моменты проявления гнева. Таким образом вы подавите его природный потенциал активности и просто убьете в нем лидера. Вместо этого предлагаем вам несколько простых шагов по воспитанию харизматичности в ребенке первого эннетипа.

Шаг первый: вопросы, а не утверждения

Общаясь со своим ребенком, используйте больше вопросительных предложений, нежели утвердительных. Иными словами, задавайте ему больше вопросов. Выслушивайте его мнение.

Есть дети, которые любят выражать свою точку зрения и стремятся это делать. А критически мыслящие дети – больше молчуны. Но они всегда имеют свое мнение. Запомните: у них всегда оно есть! Однако они держат его при себе в девяти случаях из десяти. Подавляют его, потому что боятся критики. Со временем они учатся удовлетворяться тем, что просто думают по-своему.

Молчание «единицы» окружающие ошибочно воспринимают как согласие или равнодушие. На самом деле в душе критика все время идет бурная реакция на ситуацию. Только она не проявляется, а глубоко подавлена.

Чтобы ребенок начал выражать себя, его следует ненавязчиво вовлекать в разговор. Например, вы обсуждаете с родственниками какую-то тему, и каждый выражает свое мнение. Обязательно привлеките к беседе ребенка. Задайте вопрос: «А что ты думаешь по этому поводу? А как ты считаешь? Какое твое мнение на этот счет?» Используйте также отрицательные предложения: «Если бы по отношению к тебе так поступили, что бы тебе не понравилось?», или: «Что бы ты точно не делал в этой ситуации, как бы точно не поступал?»

Как только ребенок выразит свое мнение, каким бы оно ни было на ваш взгляд, – постарайтесь не оценивать его ни позитивно, ни негативно. Подчеркните саму важность участия ребенка в обсуждении и искренний интерес к его мнению. Например: «То, что ты сказал, интересно. А почему ты думаешь, что именно так нужно поступить?», или: «Почему именно этот выбор сделал бы ты?»

При таком интеллектуальном взаимодействии вы выказываете свое уважение к ребенку и относитесь к нему как к значимому собеседнику. А он перестает бояться выражать свое мнение, ждать оценки сказанному. Он начинает принимать и уважать собственную способность думать.

Подобные разговоры могут быть спонтанными, а могут быть специально спровоцированы любящими родителями. Например, вы хотите воспитать в ребенке лидера. Для этого он должен сам захотеть стать таковым.

Ни в коем случае не пытайтесь мотивировать ребенка-критика, сравнивая его с кем-то. Крайне противопоказано пытаться пробудить желание стать лидером фразами вроде: «Посмотри на Васю. Видишь, какой он смелый и активный. Вася – молодец. Вася будущий лидер». Так вы только спровоцируете самоосуждение и полное подавление желания быть лидером. Ведь в ситуации сравнения себя с кем-то «единица» будет с особой строгостью относиться к себе. Причем в такой степени, что вообще не захочет проявлять хоть какую-то активность. В понимании первого эннеатипа, он недостаточно идеален для этого.

Необходим другой, более мягкий подход.

Шаг второй: рассказывайте о своем личном опыте

Вспомните какую-нибудь историю из своей жизни, в которой вы проявили себя как лидер. За семейным ужином расскажите ее. Наверняка вам самим будет приятно похвалиться своим героическим поступком. Расскажите не только о событиях, но и о своих чувствах. О том, как вам было страшно, но вы преодолели свой страх. О том, что вы почувствовали, когда победили.

Ребенок обязательно заинтересуется вашей историей. Он увидит вас в совершенно новом свете. Он поймет, что его страх и стеснительность – это не только его личная проблема, даже его «всемогущие и бесстрашные» родители боялись. Боялись и преодолели свой страх. А значит, и он сможет.

Только, пожалуйста, не заканчивайте свой рассказ в стиле Крылова: «Мораль сей басни такова…» Просто насладитесь воспоминанием в кругу семьи.

А вот когда ваш малыш будет засыпать, подойдите к нему, обнимите и скажите ласково и искренне: «Я в детстве тоже боялся. Честно признался себе, что боюсь. И как только признал свой страх, сразу его победил. Если вдруг ты начнешь бояться чего-то, признай свой страх. И ты тут же его победишь. Пока ты скрываешь его внутри себя, он живет там и владеет тобой. Как только ты его признаешь, то выпустишь его наружу, и он уйдет навсегда. Ты мой храбрый малыш. Я горжусь тобой».

Шаг третий: переходите от слов к поступкам

Если вы выполните два предыдущих шага, это раскроет вашего ребенка. Он начнет доверять вам и станет более уверенно выражать себя. Теперь самое время переходить от слов к действию.

Вам нужно обязательно закрепить его новое самоощущение поступками. Не стоит сильно задумываться, какой именно героический поступок должен совершить ваш ребенок. На самом деле, для маленького, только начавшего жить человека мир наполнен чудесами, неизведанным, трудностями и героизмом. Поэтому любая, даже самая простая бытовая ситуация может оказаться для вас подходящей.

Например, малыш может помочь соседке донести небольшую сумку. Конечно, пусть поможет вам убрать в комнате, помыть посуду или сам пришьет пуговицу. Все это будет неплохо. Но стоит учесть, что для критически мыслящего ребенка очень важно, чтобы поступок был связан с непосредственным общением с другими людьми. Ведь именно перед коммуникацией он испытывает настоящий страх.

Когда ребенок совершил героический для него поступок, обязательно попросите его поделиться своей историей на вашем семейном ужине. Пусть расскажет, как это было, какие чувства он испытывал. Пусть поделится радостью победы.

Обязательно подчеркните тот факт, что вы тоже, когда совершили свой героический поступок, испытывали такие чувства. Если рассказчиком будет папа, то мама должна поддержать ребенка, сказав: «Какой ты молодец. Теперь ты такой же храбрый, как папа».

Шаг четвертый: закрепите результат. Превратите героический поступок в систему

– Распорядок дня барона Карла Фридриха Иеронима фон Мюнхгаузена на 30 мая 1779 года.

– Любопытно. Весьма.

– Подъем в шесть часов утра.

– Ненаказуемо.

– С восьми утра до десяти – подвиг.

– Как это понимать?

– Это значит, что от восьми до десяти утра у него запланирован подвиг.

Из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»

Установите такую традицию: каждый член семьи рассказывает вечером об одном героическом поступке, который он совершил сегодня.

Ребенок почувствует не только удовольствие, но и азарт. Он постоянно будет искать возможности проявить себя. Он почувствует личную силу. Нащупает в себе потенциал лидера, и это станет его стилем жизни.

Как развить гениальность в критически мыслящем ребенке

Данный вашему ребенку талант критического мышления можно развить до уровня гениальности. Из людей такого типа получаются выдающиеся ученые, люди искусства, успешные бизнесмены.

Ваш ребенок обладает прекрасным даром, который является потенциалом. Этот потенциал поддается апгрейду, в результате которого ребенок станет гением и успешным человеком.

Если же потенциал не развивать, то произойдет деградация. Тот же талантливый ребенок может вырасти в обычного брюзгу, судящего и критикующего всех и вся. Он станет подавленным и зажатым человеком, типичным потребителем нового времени.

Раз вы держите в руках эту книгу, вы, безусловно, любящий родитель. Вы желаете своему ребенку счастливой, легкой и интересной судьбы.

Как же развить потенциал критического мышления до уровня гениальности? Для начала вспомните, как работает критическое мышление. Для апгрейда важны несколько ключевых выводов:

• критически мыслящий человек нуждается в расширении масштаба своего мышления. Это позволит ему перейти от залипания внимания на деталях к объемному видению происходящих процессов;

• критически мыслящим людям не хватает собственных эмоций, особенно радости. Именно поэтому вы вряд ли встретите радостного ребенка-«единицу»;

• критик легче всего воспринимает информацию дозированно, порциями. И для его восприятия лучше, если сначала вы описываете слабые стороны явления или человека.

Таковы исходные данные. Как любящий родитель, вы начинаете понимать, как мыслит ваш ребенок. Чтобы он максимально реализовался в жизни, стал успешным, счастливым и гениальным, рассмотрите три возможных варианта взаимодействия с ним.

Вариант первый – конструктивный. Он предполагает, что вы находите возможность наладить с ребенком контакт. Это значит – подружиться, понять его и позволить ему развиваться самостоятельно. При этом варианте вы позволяете ребенку быть самим собой и освобождаете время для собственных интересов.

Поддержите таланты ребенка, развивая их до уровня гениальности. Увидьте его другом и чудом, которое пришло в вашу жизнь для того, чтобы вы оба были счастливы.

Вариант второй – деструктивный. Настаивайте на своем представлении о том, как все должно быть. Постарайтесь воспитать ребенка в соответствии с шаблонами успешности. Потерпите фиаско в этом процессе или восторжествуйте, все-таки «впихнув невпихуемое». Подавите, направьте, вылепите усилием родительской воли то, что вы считаете необходимым для ребенка.

Вариант третий – комбинация первых двух сценариев.

Выбирать вам. Наша задача – показать, какие шаги можно сделать для развития гениальности у ребенка первого эннеатипа.

Упражнение для развития гениальности у критически мыслящего ребенка

Добавляем критическому мышлению гибкости, практичности и исследовательского интереса.

Мы назвали это упражнение «Критикуя – предлагай. Предлагая – действуй».

Первая часть упражнения – «Критикуя – предлагай».

Как только вы услышали, что ваш ребенок сделал критическое высказывание о чем-либо или кого-то осудил за его действия, поведение и прочее, обязательно воспользуйтесь шансом расширить возможности мышления ребенка.

Шаг первый. Позвольте себе согласиться с критичным высказыванием ребенка. Не спорьте, даже если считаете его точку зрения неверной и некорректной.

Просто произнесите одну фразу – «Возможно, это так».

Далее, шаг второй – задайте ему вопрос: «Скажи, а как бы ты поступил на месте этого человека?», или: «А какой бы выбор сделал ты?» И так далее. В зависимости от ситуации.

Сделав это, обязательно выслушайте ребенка до конца и ни в коем случае не перебивайте и не спорьте с ним.

Лучше попробуйте развивать тему его ответа. Задавайте ему вопросы. Помогайте его мышлению двигаться.

Шаг третий. Если у ребенка возникло затруднение с ответом на ваш вопрос или он просто ответил стандартно «Не знаю», тогда поддержите его, ведь он действительно не имеет этого опыта. Скажите ему: «Давай подумаем вместе» – и предложите несколько вариантов ответа. Тогда ребенок поймет, что вы его понимаете, поддерживаете и действительно помогаете разобраться в жизни.

Шаг четвертый. Сделайте вывод вместе: подведите итог из тех предположений, которые сделал ваш ребенок или которые вы нашли вместе.

Вторая часть упражнения «Предлагая – действуй».

Перейдем от теории к практике.

После того как вы сделали вывод, скажите ребенку: «Хорошо. То, что мы с тобой предположили, может оказаться верным, а может и нет. Давай это проверим. Обязательно появится ситуация, в которой это можно будет проверить. Вот тогда и посмотрим, к правильному ли выводу мы с тобой пришли».

Когда вы это сделаете, ребенок начнет больше доверять собственному опыту, а не суждению о жизни.

Это простое упражнение сделает мышление вашего ребенка более гибким и практичным. Он начнет задумываться, рассматривать различные сценарии развития ситуаций, делать допущения, предполагать различные варианты решений. У него появится исследовательская способность, которая является хорошим стартом для развития гениальности. А главное, у него появится смелость экспериментировать и способность учиться на собственных ошибках.

Как сделать ребенка счастливым и научиться с ним договариваться

Чтобы научиться конструктивно общаться со своим ребенком, вам необходимо следовать нескольким правилам эффективной коммуникации.

Правило первое: внимание – деталям

Представим, что вы хотите, чтобы ребенок научился помогать вам в домашних делах и убирал в своей комнате. Ни в коем случае не давайте ему прямых указаний: «Убери в своей комнате!» Как мы уже выяснили, критик сначала отвергает всю входящую информацию. Поэтому на вашу просьбу или указание он однозначно отреагирует негативно. Спорить, скорее всего, не станет. Просто не будет убирать.




Теперь попробуем изменить привычную просьбу, учитывая тип мышления вашего ребенка. Приняв эту новую модель, вы достигнете позитивного результата и привьете ребенку полезную привычку к чистоте.

Для начала обратите внимание вашего ребенка на один неаккуратно брошенный предмет в его комнате. Например, на валяющийся носок. Попросите спокойно, без раздражения и обиды, положить этот носок на место. Не говорите при этом: «В твоей комнате полный бардак», или: «Как ты вообще живешь в этом хаосе?» Просто укажите на одну деталь. Ребенок вас услышит. Он уберет на место этот носок, после чего сам заметит, что еще один предмет находится не на своем месте, и еще один. Через некоторое время вы сможете наблюдать удивительную картину. Зайдя в комнату, обнаружите там чистоту и порядок.

Дело в том, что критическое мышление узконаправленно. Его можно сравнить с лучом света или фонариком. Когда вы направляете этот луч внимания вашего ребенка на элемент несовершенства, он его увидит и исправит. Он не может поступить иначе – ведь явление не идеально. Затем он увидит следующий момент несовершенства, и так далее. В итоге вы добьетесь нужного результата.

Если же указать на общий беспорядок в комнате, узкий луч внимания критика просто не сможет справиться с такой непосильной задачей – довести до совершенства необъятное пространство. Скорее всего, ваша просьба просто вытеснится из сознания ребенка как непосильная или невыполнимая задача.

Правило второе: ищите лучшее

Представим, вы хотите мотивировать своего ребенка к чему-либо. Чтобы справиться с этим, важно запомнить главное: критик заточен на поиск лучшего. Поэтому, если вы хотите, например, чтобы ваш ребенок больше читал, найдите несколько книг по разным темам. Почитайте вместе с ним аннотации, и пусть он выберет лучшую. Конечно же, он будет это выбирать путем отрицания более скучных и неинтересных вариантов. Но именно так вы привлечете его внимание к книгам.

Позвольте ему раскритиковать в пух и прах несколько заведомо известных вам как скучные книг. Пусть расскажет, что именно ему в них не нравится.

Правило третье: идите от противного

В общении с ребенком-«единицей» вы должны научиться сознательно строить фразы определенным образом.

Вот примеры правильных конструкций:

• Выбери те места, в которые ты бы точно не хотел пойти.

• Что бы ты точно не ел на завтрак?

• Какие книги ты бы точно не читал?

• Что тебе здесь не нравится?

Строя свои вопросы таким образом, вы будете говорить с критически мыслящим ребенком на одном языке. Он вас услышит и подсознательно захочет участвовать в любом деле, где требуется его критический взгляд на вещи.

Правило четвертое: давайте время на раздумье

Мы уже упоминали, что люди критического типа мышления в буквальном смысле переваривают информацию. И для этого им необходимо время.

Процесс мышления у критиков очень схож с процессом пищеварения. Если информация не переработана, она будет отторгнута, как и пища, которую желудок не смог переварить. Обязательно учитывайте это в общении с ребенком-«единицей».

Когда вы предлагаете что-либо своему критически мыслящему ребенку, обязательно учтите, что между вашим предложением и его ответом должно пройти время. Иногда это несколько минут, иногда часов, иногда дней, а в некоторых случаях – месяцев. Зато, имея терпение, вы обязательно достигнете желаемого результата.

Например, вы хотите повести своего ребенка на мастер-класс по рисованию или музыке. Ни в коем случае не сообщайте ему об этом за пять минут до выхода из дома. Сначала следует подготовить его к новым впечатлениям. Он должен переварить информацию и свыкнуться с мыслью, что он куда-то пойдет, выйдя из привычного ему режима времяпрепровождения. Поэтому примерно за неделю или несколько дней обсудите эту тему за семейным ужином.

Правило пятое: знайте кумиров своего ребенка

С этим сталкиваются многие родители: хочется, чтобы ребенок развивался, но трудно определиться, чем именно ему заниматься.

Мы дадим такой совет: возьмите в качестве примера одного из нынешних кумиров вашего ребенка. Скажем, это может быть любимый герой мультфильма.

Обсудите с ребенком качества характера этого героя. Узнайте, чем он так нравится вашему малышу и почему он так хочет быть похож на этого героя. Может быть, этот персонаж сильный, или умный, или добрый, или благородный, или хитрый, или быстрый?

Опираясь на полученные сведения, выберите занятия, которые должны быть интересны вашему ребенку. Например, если он ценит в герое силу, смелость, скорость – подойдут спортивные секции. Если ему нравятся ум и сообразительность – попробуйте отвести его на занятия, развивающие мышление.

Правило шестое: уважайте личное пространство ребенка

Критики, как никто, любят оставаться в уединении. И не потому, что они боятся людей или часто бывают обижены на вас. Критически мыслящие люди – интроверты, и уединение – это оптимальная среда, в которой они могут сосредоточиться и собраться с мыслями.

Как бы там ни было, отбросьте мысли: «О ужас!!! Мой ребенок нелюдимый интроверт!!!» Детям-«единицам» просто необходима уединенность. Они могут часами, а то и днями сидеть в своей комнате, собирая какую-то интересную игрушку, рисуя или читая. Зато, окончив свое дело, они выйдут из комнаты счастливыми и спокойными. И могут захотеть погулять на улице, пообщаться со сверстниками, поехать с вами к родственникам.

Позвольте им существовать рядом с собой в таком режиме. В противном случае конфликты неизбежны. Вы будете беспокоиться, почему ребенок не выходит на улицу, почему не общается с друзьями, почему не бросит все и просто не отдохнет. И, конечно же, вы начнете докучать ему: входить в его комнату, навязчиво предлагать различные варианты досуга и тому подобное. Тем самым доведете ребенка окончательно, и пропасть между поколениями начнет неминуемо увеличиваться.

Наш совет – расслабьтесь. Примите тот факт, что ваш ребенок именно в таком режиме взаимодействует с окружающей средой. Займитесь собой и своими делами. У вас их наверняка накопилось немало.

Не тяните ребенка на улицу – лучше покажите своим примером, что прогулки на свежем воздухе с близкими людьми приятны и полезны. Прогуляйтесь сами, со своей половинкой или вторым ребенком. Постарайтесь получить удовольствие от того, что предлагаете «единице». Ваша искренняя радость и хорошее настроение мотивируют его пойти на прогулку с вами в следующий раз.

Правило седьмое: давайте ребенку правильную обратную связь

Если малыш-«единица» совершил ошибку, ни в коем случае не критикуйте его. Дети первого эннеатипа очень критичны прежде всего к самим себе. Они и так считают, что делают все недостаточно хорошо, поэтому очень болезненно относятся к критике. Она их просто убивает. А точнее, убивает желание заниматься тем делом, в котором покритиковали.

Это не значит, что все нужно пускать на самотек. Ребенку действительно следует подсказать, где он ошибся. Но сделать это нужно особым образом.

Вначале необходимо, чтобы он расслабился и отбросил свою излишнюю самокритичность. Для этого просто скажите: «Ты все сделал хорошо. Ты молодец! Есть только один нюанс, на который ты, наверное, сам обратил внимание…» Дальше укажите на ту ошибку, которую совершил ребенок.

Свою речь обязательно закончите на позитиве. Например: «Ты у меня умничка! Я горжусь тобой!» Тогда он почувствует, что его ценят и уважают.

Для критика принцип уважения и ценности – один из самых главных.

Вредные советы

Если вы хотите окончательно разрушить взаимоотношения со своим ребенком, вот несколько советов. Придерживайтесь их и вы быстро добьетесь своей цели.




1. Всегда настаивайте на своем. Не сдерживайте себя в эмоциях. Особенно эффективно работают раздражение, злость, разговор на повышенных тонах.

2. Приказывайте ребенку. И опять же настаивайте на выполнении приказа, как бы ни реагировал ваш ребенок.

3. Войдите в роль милых мамочки и папочки. Рекомендуются нарочито добренькие нотки в общении с ребенком, слащавость тона, сюсюканье. Пусть ваш десятилетний ребенок почувствует себя грудничком. И окончательно убедится в том, что его никто не понимает.

4. Сообщайте своему ребенку о переменах в его жизни непосредственно перед тем, как они произойдут. Будьте спонтанными, импровизируйте. Критически мыслящие дети «обожают» непредсказуемость.

5. Дарите вашему ребенку броскую одежду ярких цветов. Дайте ему возможность самовыразиться. Если он не хочет носить подаренное, настаивайте на необходимости быть стильным и модным. Скажите, что так поступают все нормальные люди, которых вы знаете.

6. Ни на минуту не оставляйте своего ребенка в уединении. Он стеснительный и необщительный – значит, ему просто необходима ваша помощь. Если ребенок не желает играть с друзьями, возьмите инициативу в свои руки. Пригласите его друзей сами. Желательно побольше. Пусть сразу забегают в его комнату и начинают громко радовать «единицу» своим присутствием.

7. Вашему ребенку нужно перестать бояться внимания людей. Лучшим средством воспитания публичной смелости будет демонстрация его талантов всем вашим друзьям и родственникам. Обязательно соберите побольше народа. Поставьте ребенка на стульчик, пусть расскажет стишок или сыграет на скрипочке. Вам будет довольно трудно заставить его это сделать, но главное – не сдаваться. Надавите на него как следует. Сделайте ставку на чувство вины. Заставьте испытать стыд перед всеми родственниками. В общем, дайте почувствовать своему ребенку, что его «любят» и «понимают».

Глава 2. Второй эннеатип: талант вариативного мышления




Как понять, что ваш ребенок мыслит вариативно?

Лидер группы Queen Фредерик Балсара в молодости взял псевдоним Меркьюри. Имя греческого бога как нельзя лучше подошло ему. Помимо того что Фредди Меркьюри был признан лучшим рок-вокалистом всех времен и народов, фанатам он запомнился неисчерпаемым потоком сценических образов. Художник по образованию, Меркьюри сам создавал себе костюмы, переодевался в женщин и балетных танцовщиков, изображал человека-невидимку и черно-белого робота начала XX века. Его фантазия была воистину безграничной.

Сам термин «вариативное мышление» говорит о том, что люди второго эннеатипа оперируют различными вариантами. Если вы просите своего ребенка предложить, чем заняться, а он с ходу выпаливает десяток одинаково неплохих вариантов – обратите на это внимание. Возможно, ваш малыш именно второго типа.

Как проверить свои догадки? Присмотритесь, присущи ли вашему ребенку следующие три признака.

Первый – скорость передвижения в пространстве. У вариативно мыслящих она очень высокая. Они постоянно переключаются с одного дела на другое.

Второй – количество друзей. У детей второго эннеатипа огромное количество приятелей, знакомых, друзей и просто контактов. Они любят и умеют общаться. Для них общение – словно вода для цветка.

Третий – разговорчивость и любознательность. Такой ребенок никогда не устанет болтать. Он никогда не выговорится, оставьте такие надежды.

Если все три характеристики наблюдаются у вашего ребенка, читайте эту главу дальше и старайтесь лучше понять своего сына или дочь. Вариативно мыслящие люди – прекрасные коммуникаторы, продажники, креативщики и люди искусства. У них безграничные возможности для апгрейда.

Внешность

Вариативно мыслящие дети обычно невысокого роста. Они темноволосые и нередко кудрявые. Тип фигуры – треугольник основанием вверх: и у девочек, и у мальчиков плечи шире, чем бедра. Эта особенность становится заметнее уже в подростковом возрасте.




«Двойки» не склонны к полноте, хотя отличаются очень хорошим аппетитом. Попадая внутрь их организма, еда словно перерабатывается с огромной скоростью.




В чем секрет? Самая активная железа внутренней секреции у людей этого типа – щитовидная. Гормоны этой железы отвечают за быстрый обмен веществ в организме человека.

Поэтому слово «быстрый» является основным в описании поведения этого типа детей. Они – живчики, которые обожают быстро переключаться с одной деятельности на другую. Медленное сосредоточенное изучение одного предмета – невероятное мучение для них.

Эти дети очень быстро заинтересовываются новым делом и так же быстро интерес теряют, переключаясь на что-то другое. Заботливый родитель должен это учитывать и постепенно приучать своего ребенка доводить до конца большие дела. Это даст вариативно мыслящему малышу бесценный опыт, который почти невозможен при его внутренней модели поведения.

Поведение

От родителей детей с вариативным типом мышления часто можно услышать: «Этот ребенок как юла», «За ним невозможно поспеть», «Ух, он меня замотал».

Дети второго типа жизнерадостны и жизнелюбивы. Их живые и выразительные глаза все время находятся в поиске новых приключений.

«Двойки» очень энергичны и гиперактивны от природы. Они обожают подвижные игры и большие шумные компании. У них всегда много друзей и знакомых.

Они – выраженные эмоционалы. Их эмоции яркие, выразительные и открытые.

Эти дети обожают одежду ярких цветов, модные вещи и новые игрушки. Любовь к обновкам объясняется не столько тем, что им хочется заполучить сами вещи, сколько их горячим желанием похвалиться перед друзьями. Да, «двойки» обожают хвастаться. Они таким образом подчеркивают свою значимость в кругу друзей. А еще это очень действенный способ найти новых знакомых.




Вариативно мыслящие дети очень болтливы. Они могут говорить без умолку сутками напролет. Если у детей некоторых других типов период «почемучки» довольно быстро проходит, то у «двоек» он растягивается на всю жизнь.

Представители этого типа очень любознательны. Им интересно все: где, что и как. Они не успокоятся, пока не узнают. А узнав, быстро переключаются на что-нибудь еще не познанное. Поэтому у таких детей всегда много увлечений, причем часто разноплановых.

Не удивляйтесь, если сначала ваш ребенок-«двойка» так сильно хотел пойти в секцию борьбы, что сил не было его остановить, а потом, как только он посетил пару занятий, интерес исчез. И теперь он просит вас отвести его в художественную школу.

Вариативно мыслящие дети – дегустаторы различных впечатлений. У них не возникает желания углубленно и качественно изучать какой-либо предмет. Они просто дегустируют его, быстро понимают что-то о нем – и переходят к следующему. Этим они в корне отличаются от критически мыслящих детей, которые настроены вникать в предмет глубоко и надолго, пока в совершенстве не овладеют им.

Конец ознакомительного фрагмента.