Вы здесь

Как работать на идиота? Руководство по выживанию. Глава 2. Кто здесь настоящий идиот? Попрошу встать! (Джон Гувер, 2011)

Глава 2

Кто здесь настоящий идиот? Попрошу встать!

Если вы полагаете, что умнее, талантливее и изобретательнее своего начальника и презираете его за это, то кто же из вас двоих настоящий идиот? Если вы действительно умнее, талантливее и изобретательнее, у вас есть прекрасная возможность доказать это, успешно проявив себя в управлении своим физическими, эмоциональным и духовным благополучием в рамках работы на идиота.

Не каждый босс является идиотом, да и не каждый идиот – начальник. Есть такие руководители, которых можно отнести и к более худшей категории. Тем не менее, если босс человек недалекий, в этом нет ничего ужасного. Точно, не все так плохо, каждый из них в чем-то да хорош. Даже сломанные часы дважды в день показывают правильное время, а слепая белка время от времени спотыкается о желудь. Как правило, недалекие начальники просто не очень хорошие руководители. Когда вы познакомитесь с некоторыми другими типами боссов, которые существуют, наверняка вы возблагодарите Бога за то, что вам достался идиот, а не кто-то другой. Однако пришло время более точно настроить свой собственный «радар», чтобы научиться различать их. Все начальники разные, и, следовательно, взаимодействовать с ними тоже нужно по-разному.

Было бы ошибкой, причем, возможно, роковой, держать своего босса за идиота, если он таковым не является. Дифференциация руководителя по простой шкале «идиот – не идиот» столь же эффективна, как использование назального спрея для избавления от камней в почках. Вам необходимо выработать правильный подход к своему боссу в зависимости от того, к какому типу он относится, – иначе ваша жизнь на работе может так усложниться, что вы, вполне возможно, будете мечтать о камнях в почках.

Я сгруппировал весь обширный «мир начальников» по 10 общим категориям:

• хорошие боссы;

• боссы-боги;

• боссы-макиавеллианцы;

• боссы-садисты;

• боссы-мазохисты;

• боссы-праноики;

• боссы поневоле;

• боссы-неумехи;

• боссы-приятели;

• боссы-идиоты.

Упражнение

Рассмотрим каждого начальника, с которым вам приходилось сталкиваться (в том числе и вашего нынешнего), и отнесем к соответствующей категории. Вы можете просто перечислить их имена и записать рядом те типы, к которому вы их относите. При чтении этой главы такое упражнение может оказаться весьма полезным, чтобы лучше понять, к какой же категории следует отнести своего руководителя. Глава 3 обеспечит еще большую ясность в этом вопросе, так как для каждого типа босса мы составим матрицу 10×10. Закончив перечислять всех своих бывших и нынешних руководителей и приписав им ту или иную категорию, вы увидите, вероятно, весьма тревожную картину истории ваших отношений с начальством. Побывав как в роли босса-идиота, так и в роли идиота-сотрудника, я обнаружил, что когда во взаимодействии подчиненного и различных начальников прослеживаются одни и те же схемы, это может означать следующее:

а) вас привлекает определенный тип начальника, способный удовлетворить вашу подсознательную тягу к самонаказанию;

б) в вашей области деятельности доминируют руководители определенной категории;

в) вам хронически не везет;

г) идиот – вы сами;

д) все вышеперечисленное.


Будучи вашим тренером, позволю себе напомнить, что в общем опыте вашей работы со всеми начальниками, которые когда-либо у вас были, существует лишь один общий знаменатель для каждого типа: ваша собственная оценка. Выводы очевидны. Вы есть единственная постоянная этого уравнения. Есть сотрудники, которые могут успешно взаимодействовать с руководителем любого типа из перечисленных в этой книге (или в любой другой). Найдутся и те, для кого отношения с начальником любого типа заканчиваются плохо – даже если он относится к категории «хороший босс». Чтобы осознать, где же ваше место на этой шкале, определите, с каким типом босса вам удалось выстроить наиболее успешные отношения, а с каким чаще всего случалось конфликтовать. И – самое главное – оцените свою собственную роль в успехе и неудаче в каждом конкретном случае. Изучение типов руководителей, которые я перечислил выше, поможет вам наметить наилучший курс в водах управления своим боссом. Выполните упражнение из Главы 1 с учетом типа начальника, в настоящий момент руководящего вами. Как поменяются полученные результаты, если изменить тип? Вы не можете изменить человека, но в вашей власти изменить характер взаимоотношений. Ваша собственная сила будет действенна лишь тогда, когда вы сами найдете в себе мужество владеть ею и пользоваться.

Хорошие боссы

Как иногда сложно бывает поверить в то, что таковые действительно существуют. Я начинаю с руководителей этой категории, поскольку найти по-настоящему «хорошего» начальника, вероятно, столь же трудно, как место на танцполе во время концерта Уэйна Ньютона. Другими словами, миссия не невыполнима, хотя наверняка утверждать и нельзя. Если ваш коллега сидит, откинувшись на спинку кресла, закрыв глаза и глупо улыбаясь, очень вероятно, что мысленно он пребывает в том счастливом месте и времени, когда он работал на хорошего босса. Те, кому посчастливилось работать на руководителя этого типа, часто ностальгируют; никогда не имевшие подобного опыта могут его себе лишь представлять. В остальных главах книги «хорошие» начальники, как правило, будут находиться последними в списке, поскольку в реальной жизни, к сожалению, вам куда чаще буду встречаться те, кто к этой категории совсем не относится.

Вскоре после первого издания этой книги в июньском номере журнала CPA Journal 2004 года были опубликованы результаты исследования, выявившие пять основных причин, по которым сотрудники увольняются. В том же исследовании были отражены пять основных причин, по которым люди предпочитают держаться своих рабочих мест. К ним относятся:

• высокий уровень заработной платы;

• хорошие отношения в коллективе;

• наличие гарантии занятости или долевое участие/руководство;

• хорошие преимущества при медицинском/стоматологическом страховании, пенсионное обеспечение;

• востребованность в работе.


В первую пятерку причин, по которой люди покидают свои рабочие места, входят:

• переход на более высокооплачиваемую работу;

• наличие больших преимуществ;

• большие возможности карьерного роста;

• меньше стресса и давления;

• изменения в темпах работы.


Таким образом, главными условиями успешного привлечения сотрудников к работе являются: удовлетворенность работой, социальная поддержка, уровень заработной платы и перспективы. Подозреваю, что при проведении данного опроса вопрос об отношениях с начальством не затрагивался. Мои исследования в сочетании с многолетним опытом работы в качестве корпоративного директора и исполнительного коуча, а также руководителя и консультанта по корпоративным коммуникациям свидетельствуют о том, что практическое управление персоналом более, чем любой другой фактор, влияет на решение сотрудника уволиться или остаться в компании. Я лично видел, как люди оставляют высокооплачиваемую работу, не имя при этом нового места трудоустройства, лишь потому, что отношения с начальством и коллегами там складывались слишком болезненно. Иногда люди пытаются идти напролом в вопросе устоявшегося взаимодействия между начальством и подчиненными и, в конечном счете, отправляются на поиски своего счастья в другое место.

Проведя исследование, названное «Десять причин, по которым люди бросают свою работу», его автор, бизнес-консультант Грегори П. Смит из Атланты, пришел к выводу, что «люди не покидают своих компаний, они покидают своих начальников». С другой стороны, я сталкивался с ситуациями, когда сотрудники оставались в своих организациях, хотя платили им плохо, а возможностей карьерного роста и перспектив продвижения по службе в рамках компании не предвиделось, однако им нравился руководитель. Я знаю людей, отвергнувших большие деньги и высокие должности в компании своей мечты по той же причине. Многие работники обладают предчувствием, подсказывающим им, что они нашли свое реальное золото.

Быть «хорошим» боссом удивительно просто, и меня всегда поражает, почему так много руководителей этого не понимают. Хороший начальник – самый мощный фактор сохранения хороших кадров. Так почему бы компаниям не уделять больше внимания этому вопросу и не вкладывать больше средств в продвижение на руководящие должности самых популярных и авторитетных сотрудников (которых уважают, которыми восхищаются, которые компетентны и способны повести за собой остальных)? Держу пари, что у каждого из вас был хотя бы один начальник, который вообще ничего не сделал правильно – неважно, был это он, или она, или администрация Клинтона во время его нахождения у власти. Точно так же, вам наверняка известен хотя бы один потрясающий руководитель, который «перешел дорожку» не тому человеку не в том месте и не в то время, пусть даже по ошибке, и с тех пор о нем больше никто не слышал.

Пока я не бросил слишком много камней в чужой огород, должен признаться, что у меня ушло много времени на осознание этой тенденции, и до сих пор я не могу сказать, что понимаю ее полностью. Способы, которыми мы мыслим и действуем, в какой-то мере напоминают автомобильные покрышки: мы не задумываемся о них до тех пор, пока они нас не подведут. Чтобы босс-идиот смог измениться (поверьте, они на это все-таки способны), требуется некое событие или даже целый ряд событий, возможно, весьма масштабного характера, благодаря которым он, наконец, узнает о существовании проблемы. Иногда для этого требуется привлечь профессионального коуча и, возможно, провести тщательную и сбалансированную оценку происходящего, которая прольет свет на «слепые пятна». Как только босс-идиот осознает, что проблема существует и она в нем самом, он начинает совершать переход к «хорошему» боссу, руководствуясь на удивление простым и в то же время глубоким «золотым» правилом управленческой деятельности: «Веди за собой так, как хотел бы, чтобы вели тебя. Только так!» Сказать это гораздо легче, чем сделать, по целому ряду причин, которые мы обсудим на последующих страницах.

Говоря простым языком, «хороший» босс тот, кто управляет так, как хотел бы, чтобы управляли им. Как и в большинстве человеческих взаимодействий, здесь наиболее эффективным оказывается наиболее простой путь. Все мы хотим простых ответов, легких дорог и «легких» денег. Даже если нас осудили, мы всеми силами пытаемся скостить срок. Вы когда-нибудь слышали рекламу, предлагающую приобрести что-либо всего «за три неподъемных платежа»? Магазины канцтоваров Staples построили одну из своих рекламных кампаний целиком вокруг слогана «Нет ничего легче». Они до сих пор продают большие красные кнопки Easy, подтверждающие слоган простотой их использования. «Хорошие» руководители знают себя достаточно хорошо, чтобы осознавать, какое отношение к себе они хотели бы видеть, и обладают развитым здравым смыслом, чтобы понимать, что и другие люди, вероятно, хотят такого же отношения к себе.

Общение с другими – отличная отправная точка для руководителя, принимающего решение, становиться ли ему хорошим боссом или продолжать «выживать». Не забывайте, все мы разные, и нельзя всех грести под одну гребенку – держите это в уме, читая дальше. «Хорошие» руководители обеспечивают постоянный приток ясной и краткой информации, а также призывают делать то же самое остальных членов команды. Они не будут разгадывать загадки, пытаясь выяснить, что же именно вы имеете в виду, они не станут прибегать к изощренным тактикам, чтобы узнать, что вы недоговариваете. «Хорошие» руководители, как правило, чтением мыслей не занимаются.

Избегайте недоговорок и тайн

Заставляя своего босса играть с вами в Jeopardy[5] каждый раз, когда он пытается выяснить, чем вы занимаетесь, вы напрашиваетесь на неприятности. Не говоря прямо о том, чего именно вы хотите, недоговаривая или скрывая какую-то важную информацию в своих маленьких лапках, вы избираете пассивно-агрессивную линию поведения, которая вызывает у собеседника чувство обиды. Мы склонны занимать именно пассивно-агрессивную позицию, когда общаемся с людьми, которых хотим за что-то наказать. Когда в последний раз вы были счастливы, играя с кем-нибудь в молчанку? Эту концепцию легко проверить: представьте себя по другую сторону баррикад, подумайте о том, как вы будете себя чувствовать, если начальник утаит важную информацию от вас? Ваше воображение, вероятно, начало рисовать дикие картины. Он мне не доверяет? Он думает, что я слишком глуп, чтобы быть посвященным в «большой» секрет? Он боится, что я могу что-нибудь сделать, за что потом потребую похвалы? Подобные мысли наверняка мелькают в вашей голове, и вряд ли какая-либо из них поднимает в вас волну теплых и добрых чувств по отношению к боссу. Но ведь если из-за вашего поведения ваш начальник и сам пребывает в точно таких же сомнениях, какой теплоты и мягкости по отношению к себе вы можете от него ожидать?

Неопределенность всегда вызывает тревогу. Как часто люди, отправляясь вместе на обед, рассуждают о том, что же все-таки происходит в офисе? Бывало, что вы подслушивали сотрудников, о чем-то шепчущихся по телефону, прикрыв трубку ладонью? А давно ли вы, когда в туалет заходил ваш начальник в сопровождении кого-нибудь из руководства, оставались в своей кабинке, замерев, как мышка, надеясь подслушать какой-нибудь «лакомый» кусочек информации, способный повлиять на вашу работу? Вы замечали, насколько часто напрягаетесь, чтобы услышать, о чем говорят в соседнем помещении или за углом? Вспомните Главу 1, в которой говорится о разговорах, способных решить ваше будущее в компании, и о том, что ведут их обычно тогда, когда вас нет рядом.

«Хорошие» руководители понимают, что тщательный и своевременный обмен информацией помогает людям чувствовать себя включенными в процесс, вызывает ощущение уважения и признания, не говоря уже о том, что в результате сама работа становится гораздо продуктивнее. «Хорошие» начальники считают открытое общение приоритетным и всех постоянно держат в курсе происходящего. Точно так же они восприимчивы и к обратной связи, готовы к ней в любое время, а не только в рамках рабочих совещаний с 15 до 16 часов в 3-й вторник каждого месяца. Это настолько естественно и легко, что руководителей, которые ведут себя иначе, следует подвергнуть принудительному психиатрическому лечению, а при необходимости и электрошоковой терапии. Действительно, ну как можно игнорировать удивительные выгоды такого стиля управления!

Справедливое отношение ко всем членам команды почти так же важно, как и общение. Я говорю «почти», поскольку если вы не придерживаетесь идеи равенства, лучше прямо так и говорить, чем притворяться, что ничего не происходит. Реальное жало преференциального стиля управления находится как раз в голословном заявлении, что «у нас в компании ко всем сотрудникам одинаковое отношение». Люди куда охотнее соглашаются побыть Золушкой, зная, когда именно их карета превратиться в тыкву, и очень злятся, если им пообещать и принца, и вечную сказочную жизнь, но ничего из этого не выполнить.

«Хороший» начальник – справедливый начальник

Справедливость в офисе означает применение одних и тех же норм и правил в равной степени ко всем сотрудникам, невзирая на их политические взгляды и прочие убеждения. Даже если эти правила чересчур консервативны и громоздки с точки зрения применения, именно повсеместное их использование обеспечивает хорошие отношения в коллективе. Когда руководитель заставляет одних идти по горящими углями, спуская другим все с рук, он порождает вражду, обиду и даже месть, если ситуация заходит слишком далеко. Честно и открыто общайтесь с людьми и обращайтесь с ними справедливо, то есть так, как вам бы хотелось, чтобы поступали с вами. Повторите вслед за мной еще раз: «Управляй так, как хочешь, чтобы управляли тобой». Это может показаться слишком простым, однако это работает. Это не трудно и не требует никаких особых затрат. Причем этот принцип работает на любой ступени организационно-структурной иерархии компании. По-настоящему хорошие руководители должны одинаково вести себя как с подчиненными, так и с теми, кто находится у власти. Но люди есть люди. Как часто вам приходилось сталкиваться с двойными стандартами? А ведь нередко вы их и сами практикуете, не так ли? Скажу честно, я и сам в этом повинен.

Из хороших сотрудников, как правило, получаются хорошие руководители, а хорошие руководители, как правило, создают хороших сотрудников как для вышестоящего руководства, так и для равных себе коллег – поскольку в обоих случаях важными являются одни и те же факторы. Позитивные установки порождают хорошую атмосферу во всем коллективе. И наоборот, эгоистичные подчиненные способствуют развитию эгоизма у начальства. Люди, которые помыкают маленьким человеком, с удовольствием сядут на шею и «большому» при появлении у них такой возможности. Если вы не справедливы и не умеете общаться открыто, вы едва ли сможете занять кабинет руководителя, и все, что вам останется, – лишь мечтать об этом с глупой улыбкой на лице. Понимание ведения управленческой деятельности в различных направлениях очень важно, так как оно имеет далеко идущие последствия. Если у вас хороший начальник, он, скорее всего, одновременно и хороший работник, а те ценности, которые он демонстрирует при вас, он транслирует и в ваше отсутствие.

Быть хорошим начальником настолько просто, что все те усилия и энергия, которые люди порой вкладывают, чтобы перейти в категорию «плохих», не могут не поражать. Полагаю, происходит такой переход из-за непонимания своей роли, поверхностного отношения к своим обязанностям или выбора далеко не лучшей модели поведения из всех возможных. Как бы ни хотелось всем этим чрезмерно общительным и социальным офисным работникам верить, что домашние животные и маленькие дети, оставленные без присмотра, неспособны себе навредить, всегда есть какая-то цель и некий неизменно популярный тайный мотив. Если ваш босс «с гнильцой», значит, и с его сотрудниками точно что-то не так.

Справедливость – это здорово, но сохраняйте реалистичность в своих ожиданиях. Как выздоравливающий руководитель-идиот, я ответственно заявляю, что настоящие проявления справедливости случаются так же часто, как снег в мае, и всегда обходятся очень дорого. Так что если ваши отношения с руководством кристально честны, советую вам воспринимать их как к вишенку на торте.

Кровь не водица

Не нужно быть особо одаренным, чтобы понять – если сын владельца компании в ней же и трудоустроен, то работает он на особых правах. И без глубоких познаний в области истории мы все знаем, что кровь не водица, а семейные деньги гуще крови. Я встречал глав семейств, которые игнорировали талантливых, способных, лояльных сотрудников, долго проработавших в компании, и передавали бразды правления своим сыну или дочери с весьма сомнительными умственными способностями, ставшими результатом инбридинга. Снижение руководящего потенциала зачастую приводит к гибели предприятия. Как правило, первое поколение создает бизнес, второе развивает, третье кое-как сводит концы с концами, а четвертое окончательно разваливает то, что от этого бизнеса осталось. Причем речь здесь идет не просто о семейных магазинчиках, доставшихся от мамы или папы, а о крупных компаниях с сотнями миллионов дохода. Вот и поди разберись.

Безусловно, встречаются и исключения. Я знаком с несколькими представителями четвертого поколения владельцев бизнеса, которые по-прежнему развивают семейное дело. Я также знаю и основателей бизнеса, которые за одно поколение успели пройти весь цикл от воплощения в жизнь своего замысла и до вбивания последнего гвоздя в крышку его гроба. Существует много вещей, против которых я когда-то активно восставал, но сейчас семейная преемственность как таковая входит в мой список «Смирись с этим и живи своей жизнью». В упражнении в конце Главы 1 кумовство, безусловно, займет строчку в списке того, что мы не можем изменить или контролировать. Но даже в том случае, когда этот вопрос является для вас реальной проблемой, открытое и честное общение наряду со справедливостью во всем остальном смогут решить многие проблемы и значительно уменьшить напряжение. Работа на семейный бизнес тоже может стать полезным опытом.

Боссы-боги

Существует категория людей, считающая себя богами. Если хотите, называйте это нарциссизмом с бредовым подтекстом. Никто не знает точно, как и почему некоторые люди приходят к самообожествлению. В некоторых случаях оно может быть обусловлено сознательным выбором в пользу возвышения себя над «средним» и желанием стать образцом для подражания. В целом, конечно, в попытке развить свои качества до божественного уровня нет ничего предосудительного, однако не переборщите: если вы начнете вещать «из горящего куста», вы, вероятно, всех только напугаете.

Начальник-бог – это не начальник-идиот в классическом понимании. Подобные представления о себе выходят за рамки обыкновенной невежественности. Ради их же собственной безопасности – и благополучия окружающих – начальников-богов следовало бы где-нибудь запереть (вместе с теми, кто считает себя Наполеоном Бонапартом), а ключ забросить далеко-далеко в глубокую реку. Правда, в этом случае армия адвокатов из Американского союза защиты прав и свобод появится у нашего порога еще до наступления темноты, так что дело это гиблое. Парадоксально, но боссов-богов больше всего в церковных и миссионерских организациях, верховным руководителем которых, по идее, является сам Господь Бог. Заблуждающиеся же смертные попросту пытаются его власть узурпировать. Очевидно, Господь не видит в боссах-богах особенной угрозы для себя, относясь к ним, скорее, как к раздражителям и (или) комикам. Вам следует сделать глубокий вдох и постараться относиться к ним точно так же. Если, конечно, вы не работаете на человека, считающего себя всевышним, – тогда я очень надеюсь и молюсь о том, чтобы ваш начальник-бог был любящим и милостивым, со строчной буквы «Б», поскольку огонь и меч не в тех руках может напрочь испортить весь рабочий день – по меньшей мере. Надеюсь, ваш страдающий манией величия руководитель не заставляет вас носить одежду из мешковины и лапти. С другой стороны, не забывайте, чем большей властью обладает такой босс-бог, тем важнее найти путь к мирному с ним сосуществованию как можно скорее.




Если вы обнаружили, что почитание вашего начальника словно бога реально работает, попросите прощения у своей настоящей Высшей Силы и преступайте к игре в церковь. Обнаружив с утра, что ваш босс-бог не в духе или раздражен, соберите с коллег «церковную десятину» и поднесите ему дар в виде любимой еды, напитка или гаджета. Если босс-бог недоволен вами, не вздумайте спорить, просто попросите прощения. Если он разозлился, срочно ищите что-то или кого-то для принесения в жертву на его рабочем столе. Вероятно, для этого ритуала отлично подойдет кто-нибудь из бухгалтерии. Соблюдайте осторожность, постарайтесь не запачкать пеплом ковер в кабинете босса.

Включите воображение. Одной из многих причин, по которым вас раздражает начальник-бог, может являться ваше неверие, что реальный Господь мог создать подобный пиетет на рабочем месте. Просто примите это как факт, оставив место догадке, что разыгрывает бога ваш босс для того, чтобы тем самым компенсировать неуверенность в собственных силах. Как бы то ни было в действительности, вам выгодно угождать ему теми способами, которые сработают. Попытайтесь свергнуть его или соревноваться с ним – и вы непременно проиграете.

Несколько советов для успешного взаимодействия с руководителем-богом:

• Убедитесь, что вы общаетесь с богом так, как ему хотелось бы. Если он хочет, чтобы его называли «мистером», а не Джо Джонсоном, называйте его «мистером». Сопротивление будет стоить вам покоя и того вашего влияния на работе, которое вы надеетесь сохранить.

• Следуйте его правилам. Даже если эти правила противоречат политике компании, найдите «золотую середину» и подарите ему иллюзию, что вы идете по пути, указанному богом, начиная с форматирования электронной почты и картинки, которую вы можете повесить над своим столом.

• Тщательно выбирайте свои битвы, с таким расчетом, чтобы выиграть войну. Начальник-бог стремится к власти, потому что за ней можно скрыть некомпетентность. Его ум настолько занят иллюзиями собственного величия, что он ни на минуту не допускает и мысли о возможности своей некомпетентности. Этот факт следует учитывать, когда вы решаете, чего именно хотите добиться. Босс-бог может помочь вам, если он вами доволен. А ведь достижение своей цели и есть, по сути, та война, которую вы хотите выиграть. Так почему бы не уступить богу в локальных сражениях? Не стоит размениваться по мелочам, когда вы можете сыграть по-крупному.

• Предложите ему жертвы. Я говорю серьезно. Это может обойтись вам гораздо дешевле, чем вы полагаете. Если он любит пончики, то, как я уже упоминал в Главе 1, принося их в офис, предлагайте ему угоститься в первую очередь. Пусть берет хоть всю коробку. Если ему нравятся мюсли, принесите ему мюсли (и сами их тоже ешьте в его присутствии). Все это выглядит глупо и мелочно, однако начальник-бог твердо уверен, что если вы не с ним – вы против него. Спрячьте свою гордость в чулан, уберите туда же вызывающую фразу «только через мой труп», и руководитель-бог будет более чем счастлив поладить с вами.

• Попросите прощения за идеи, которые пришли в голову вам, а не вашему божественному начальству. Это не так сложно. Используйте фразы вроде «Вы не возражаете, если..?», или «Что вы думаете о..?», в которых бог будет слышать «У вас есть власть, чтобы предоставить…», а в конечном счете, и «На все ваша воля, главное, что вы здесь».

• Замечайте его присутствие: руководители-боги не считают себя невидимками. Не совершайте ошибку, игнорируя его. Когда бог приходит на собрание или в столовую, обязательно приветствуйте его словами. Если такой возможности нет, посмотрите ему в глаза и кивните головой. Это даст ему понять, что вы заметили его прибытие.


Если бы ваш божественный руководитель мог распространить свою волю не только на вас, он бы с удовольствием сделал так, чтобы каждый раз о его приходе громогласно возвещали: «Дамы и господа! Прошу встать, чтобы отметить прибытие Босса Великого!», а лифт вместо «Пятый этаж, едет вниз» сообщал бы: «Пожалуйста, отойдите, сейчас зайдет Всемогущий Шеф!» Смешно? Мне тоже. Но для ушей руководителя такого типа эти слова являются сладкой музыкой, а сама затея выглядит чертовски хорошей идеей, так что однажды кто-то должен сделать нечто подобное. Над начальниками-богами можно, конечно, и смеяться, но именно демонстрация уважения их реальной власти принесет вам настоящую пользу. Да, в противном случае вы рискуете навлечь на себя кару в виде нашествия саранчи, которая сожрет все в офисном холодильнике.

Боссы-макиавеллианцы

Начальники макиавеллиевского типа весьма умны и свой недюжий интеллект они сосредоточивают не на фантазиях самообожествления, а на безжалостной погоне за властью. Они смотрят на Вселенную, как на огромную пирамиду. В этой пирамиде существует только одно место – на самом верху – и оно принадлежит только им по божественному праву. Каждая унция существа такого беспринципного начальника направлена на то, чтобы занять это первое и единственное место. Их абсолютно не волнует, через что или через кого они должны переступить ради того, чтобы туда попасть, и просто не понимают, как им в этом может быть отказано. Если вы каким-либо образом умудрились перебежать им дорогу, сработать через их голову или сделать нечто в этом роде, вы точно станете жертвой макиавеллианца; не принимайте это близко к сердцу. Речь не о вас, ни сейчас, ни раньше. Она о вас и не зайдет, за исключением самого момента, когда через вас нужно будет перешагнуть. Этот момент будет полностью принадлежать вам, а впоследствии он наверняка еще ни раз явится вам в кошмарных снах.




Руководители-макиавеллианцы слишком умны и проницательны для того, чтобы считаться идиотами. Их невежественность проявляется лишь тогда, когда дело касается здоровья и благополучия других людей, а также целей и задач, преследуемых компанией в целом. Во всех остальных случаях боссы-макиавеллианцы очень сосредоточены, они прекрасные управленцы и очень эффективны в работе. Под эффективностью я подразумеваю, что такие руководители – хладнокровные машины для убийства. Преграды, возникающие на их пути, они устраняют всеми доступными средствами, поэтому не стоит переходить дорогу перед несущимся на всех парах макиавеллианцем, даже если зеленый свет горит вам.

Если вы работаете как раз на такого беспринципного руководителя, существует несколько способов себя защитить. Вы можете сказать ему что-то вроде: «Знаете, босс, ковер в офисе генерального директора очень подходит к цвету ваших глаз». Если генеральный директор вашей компании ездит на «Лексусе 430 LS», вы можете сказать начальнику-макиавеллианцу: «Мне кажется, вы относитесь к тому типу людей, которым подходит «Лексус 430 LS». В конце концов, можно отойти от символизма и обратиться напрямую к его ненасытному аппетиту к власти: «Эта компания работала бы как часы, если бы вы ее возглавили». Говоря начальнику-богу и начальнику-макиавеллианцу то, что они хотят услышать, вы делаете лучший выбор. Сопротивление в этих случаях бесполезно и потенциально представляет смертельную опасность.

Как божественный начальник, так и беспринципный не способны воспринимать себя адекватно, а к вам никогда не смогут испытать искреннего уважения – на самом деле, вообще никакого, если, конечно, они не видят в вас средство для достижения своих целей. Рассматривайте это последнее замечание как возможность. Правильная демонстрация беспринципному шефу своего благоговейного отношения к нему сделает рабочую атмосферу более комфортной и защитит от других неприятностей.

Вот несколько советов для работы с макиавеллианцами:

• Чаще используйте фразу «для вас». Слова «я позабочусь об этом» могут быть интерпретированы им как угроза перепрыгнуть через голову и оттянуть центр внимания от него. Вероятно, у вас даже не будет таких намерений, но макиавеллианец все равно заподозрит, что вы хотите залезть в его тарелку. Чтобы чувствовать себя безопасно, такой начальник должен быть уверен, что все, что вы делаете, работает только на его имя и зарабатывает очки именно ему.

• «Отзеркальте» его риторику. Все, что говорит и делает макиавеллианец, является стратегически продуманным планом достижения вершины пирамиды. Используйте его язык. Если такой руководитель будет думать, что вы работаете от его имени, даже находясь вне его поля зрения, он скорее всего начнет делиться с вами собственными взглядами на институциональную власть, полагая, что так вы сделаете для него еще больше. Полученные дополнительные полномочия вы сможете использовать для достижения собственных целей. До тех пор, пока ваш босс-макиавеллианец будет уверен в вашей преданности, у вас будет возможность сделать работу остального коллектива более полезной и комфортной.

• Зацепите его интеллект. Если вдруг вы обнаружите какой-то интересный факт, расскажите об этом макиавеллианцу. Отправьте ему электронное письмо или поделитесь лично. В рамках постоянной конкуренции со всеми вокруг (в которой этот тип начальников пребывает перманентно, по крайней мере, так он считает) он будет вам крайне признателен за любую информацию, которая может пригодиться. Для вас эта информация, может, особенно ничего и не значит, но ведь вы и не боретесь за превосходство. Для вас это станет отличным способом развить собственные навыки позитивного общения. Кстати, беспринципные начальники всех мастей всегда славились тем, что убивали гонцов, приносящих дурные вести, даже если они не получали никакого фактического подтверждения. Так что с неприятной информацией будьте аккуратнее.

• Всегда включайте в рассылку вашего начальника. Убедитесь, что он обо всем узнает первым. Даже если что-то кажется вам бессмысленной мелочью, информируйте о ней макиавеллианца, если только он сам не скажет вам, что не хочет об этом слышать. Если такой начальник почувствует, что вы скрываете от него какие-то сведения, он сделает вывод о существовании скрытой конкуренции, и вам не поздоровится. В какой-то мере этот процесс можно назвать «детокискацией» вашей среды. Для обеспечения собственной безопасности убедитесь, что в отчетах, которыми вы делитесь с макиавеллианцем, он не только упоминается, но и предстает в самом выгодном свете. Не стоит делать эти отчеты злорадными или таинственными. Беспринципный руководитель даже в совершенно безобидной на первый взгляд информации способен обнаружить скрытую угрозу.

• Принимайте его предложения. Если макиавеллианец направил вам приглашение куда-то, это уже само собой является доказательством, что вы являетесь средством улучшения его собственной карьеры. Не упускайте эту возможность. Вы, вероятно, почувствуете, что коллеги неодобрительно дышат вам в затылок, когда начальник начнет включать вас в игру. Я гарантирую, что именно так и произойдет. Просто напоминайте всем время от времени, что вы тот, кто вы есть. Ваш доступ к институциональной власти макиавеллианца для остальных должен означать исключительно позитивные перемены в ближайшем будущем.

• Свои фразы формулируйте исходя из того, кого ваш босс-макиавеллианец хотел бы впечатлить: «То, что Вы сделали, наверняка придется по душе мистеру Большому». В том, чтобы закреплять достижения вашего начальника на доске почета всей компании, на самом деле и состоит ваша стратегическая смекалка. Ее полезно развивать. Кроме того, в очередной раз вы подтвердите своему макиавеллианцу, что поддерживаете его карьерные амбиции, проводя параллели между его достижениями и тем, что может произвести впечатление на людей, имеющих значение для его продвижения по карьерной лестнице.


Разница между успешной и застойной карьерами в том, насколько вы сами готовы позволить себе пребывать в роли жертвы. Просто осознайте, как ваше поведение и отношение к начальнику можно оценить с его точки зрения. Несмотря на то, что вы и он можете быть разными барабанщиками, ритм и темп работы задает руководитель. Обучение новой каденции сослужит вам лучшую службу, нежели формирование собственной барабанной линии. В противном случае вы будете раздражать и самого себя, и босса, который будет вынужден тратить силы на то, чтобы изменить вас.

Боссы-садисты

Поздоровайтесь со Стервеллой Де Виль! Говоря боссу-садисту то, что он хочет слышать, – например, «ай!» – вы только навлечете на себя новое наказание, иногда весьма изощренное, иногда более явное. Возьмем, к примеру, босса-садиста, восторгающегося своим чувством юмора и развешивающего по офису плакаты с надписью: «Когда мне понадобится твое мнение, я тебе его дам». Ха-ха. Руководители такого типа, видимо, не понимают, что их подчиненные прекрасно осознают цель, лежащую в основе подобного псевдоюмора и состоящую в том, чтобы напомнить, кто здесь имеет власть. Я никогда не понимал тех, кто видит пользу в демонстрации своей силы на рабочем месте.

Как кошка, которая играет с мышкой, но при этом ее не убивает, начальник-садист не позволяет вам уйти. Он будет держать вас в живых ради того, чтобы было, кого пытать дальше. Если вы попытаетесь перейти в другой отдел, он появится у вашей двери с широкой улыбкой, держа в руках ваше заявление с резолюцией «О-Т-К-А-З-А-Н-О», написанной большими красными буквами. Вы будете щипать себя, пытаясь очнуться от кошмарного сна, но ничего не выйдет: стоящий перед вами начальник со злобным оскалом – это ваша реальность. Он может разместить уведомление, предназначенное вам, на двери холодильника или в комнате отдыха, чтобы все его увидели, прежде чем вы до него доберетесь. Если вы попытаетесь обойти его и обратиться к вышестоящему руководству, он пойдет еще выше, и запрос на перевод все равно будет отклонен. Как только вы дадите садисту понять, что он может вас ранить, вам уже от него не уйти. Боль для него – своеобразная валерьянка.

Некоторые люди считают, что такие начальники любят грубить и обижать подчиненных. Как правило, садисты этим и занимаются. Причем чем больше вы демонстрируете, что их оскорбления действительно вас оскорбляют, тем чаще вы их будете получать. Показывая свою неуязвимость к злоупотреблениям со стороны руководителя-задиры или давая ему отпор, вы сможете его отпугнуть (возможно, что он просто пытается заставить вас испытать ту глубину боли, какую испытывает сам). Объяснить, однако, что стоит за наказанием босса-садиста, сложнее. Если такой начальник обладает институциональными полномочиями, объяснить его мотивацию чем-то материальным совершенно невозможно: садист просто получает удовольствие от боли… Вашей боли.

Если вы работаете на начальника-садиста, убедитесь, что достаточно явно демонстрируете все признаки своего страдания. Как было сказано выше, важно, чтобы ваши стенания, скрежетание зубами и разрывание на себе одежды в отчаянии были слышны во всех углах офиса. Уверенный в том, что вы действительно страдаете, босс-садист может оставить вас в покое на какое-то время и отправится на поиск новой жертвы, которая, с его точки зрения, испытывает недостаточные мучения.

Несколько замечаний о работе с садистом:

• Постоянно делайте вид, что чрезвычайно заняты и перегружены работой. Не стоит открыто говорить начальнику-садисту про нагрузку, просто попробуйте больше стонать: «Этот отчет Эйвери вернул мне две недели назад… Я не знаю, успею ли я переделать его в срок. Кроме того, я только что узнал, что должен перепроверить все доходы за последние шесть лет…» Сделайте вид, что ваша нагрузка чрезвычайно обременительна. Садист, вероятно, начнет одобрительно улыбаться, удовлетворенный тем, что на вашей тарелке уже достаточно того, что заставляет вас страдать, даже если эти страдания не исходят непосредственно от него. Вся эта актерская игра, конечно, может изрядно утомить – но если вы знаете, что по-настоящему усердно работаете и приносите пользу компании, разве небольшое преувеличение кому-то повредит?

• Всегда будьте готовы быстро и безрадостно среагировать на требования своего босса-садиста. Беря на себя дополнительную работу, которую он вам подсовывает, старайтесь выглядеть настолько несчастным, насколько только можете. Не забудьте упомянуть, что этому очередному заданию предшествуют 12 полученных вами с утра. Поймите, сила садиста заключается в чужой боли, в частности, в вашей. Пытаясь ей противостоять, вы лишь подыграете ему, а себя обречете на еще более страшные мучения. С целью сохранения собственного здравомыслия вы должны найти способ отличить то, что действительно важно, от того, что не имеет значения. Это различие должно быть сделано с учетом того, кто в вашей рабочей среде обладает наибольшей властью. Вы ведь не хотите, чтобы начальственный топор застрял именно в вашей голове.

• Начальнику-садисту нужно быть уверенным, что вы находитесь на грани, однако он совсем не хочет, чтобы вы на самом деле «сломались». Это означает, что вы можете взять больничный, и садист до вас не сможет добраться. (По-настоящему одаренный садист, конечно, может потребовать от вас работать и на больничной койке, не позволив вам спокойно пересматривать «Свою игру». Единственное, что не в его власти, так это заставить вас работать из вашего гроба). Идеальное состояние, в котором должен пребывать подчиненный, с точки зрения боссов-садистов, – это «почти мертв».

• Работая под руководством такого начальника, все мероприятия проводите подпольно, не в офисе. Не надевайте футбольную форму, пока не покинете служебное помещение. Если ваш садист, случайно встретившийся на пути, увидит, что вы собираетесь весело провести время, он наверняка подкинет вам работы допоздна только ради того, чтобы вы пропустили игру. Возможно, вам стоит включить предварительно записанные звуки стенаний на полную громкость на своем рабочем месте, после чего ускользнуть в стиле Ферриса Бьюллера[6].


Разумеется, это шутка; даже сатирическая бизнес-литература о начальниках может завести слишком далеко. Если садист обнаружит подставу, на вас будет открыт сезон охоты. Однако ваше рабочее место должно всегда напоминать зону боевых действий: стопки бумаг и отчетов должны доходить до потолка, а мусорная корзина должна всегда быть переполненной.

• Никогда не допускайте ситуации, в которой садист может застать вас без дела. Праздность по его шкале наказаний предполагает наваливание на вас сокрушительной нагрузки. Я не говорю о том, что вам следует имитировать бурную деятельность; просто держите себя в состоянии занятости, не прибегая к обману. Для улучшения комфортабельности собственной рабочей среды сосредоточьтесь на наиболее полезных и важных для вас задачах. Думаю, излишне напоминать о том, что произойдет, если вы вдруг попытаетесь сделать перерыв и расслабиться в присутствии руководителя-садиста.

• Смотрите садисту в глаза. Что бы он ни намеревался сотворить с вами, знайте: кто-то более сильный заставил его самого пройти через это. Это справедливо и в случае с начальником-задирой. Вне зависимости от причин, боль стала для них обоих образом жизни. Иногда зрительный контакт открывает своеобразный коридор, и садист немного отступает – настолько, насколько ваш взгляд проницателен и бесстрашен. Любое проявление страха – и вы уже история. С вами покончено. Однако если зрительный контакт вызывает у босса лишь гнев, уступите.


Попав в отдел к начальнику-садисту, в офисе появляйтесь с озабоченным видом и не подавайте признаков хорошего настроения, в противном случае выстроить с ним серьезные отношения будет сложной задачей. Это вовсе не значит, что вы не должны быть настроены оптимистично и излучать позитив, находясь вне его зоны видимости; напротив, такое поведение повысит вероятность того, что кто-то сможет выцарапать вас из лап садиста и перевести в другой отдел.

То, кем, по сути, является ваш начальник, вероятно, вовсе не новость ни внутри, ни за пределами вашего отдела. Стоящие выше по организационно-структурной цепочке знают о вас намного больше, чем вы думаете, несмотря на то, что никогда этого не признают, когда вы находитесь рядом. Если вы будете кислым и хмурым везде и со всеми, они не смогут разобраться, в чем именно заключается проблема – в вашем начальнике или в вас самих.

И последнее. Никогда не жалуйтесь на садизм своего шефа вышестоящему руководству. Вообще не обсуждайте начальника любого типа нигде и никогда. Видя, что вдали от начальника-садиста в вас просыпается оптимистический настрой, они и так выразят сочувствие вашей ситуации и, может быть, даже восхитятся вашим упорством и умением справляться с таким негативом. С руководителем-садистом следует вести исключительно умную игру, но, тем не менее, вести ее необходимо.

Боссы-мазохисты

Говорить вслух то, что босс-мазохист мечтает услышать, – а именно, «ты просто кусок слизи» – не совсем уместно, поскольку это может вернуться вам бумерангом, если кто-то, не имеющий представления о сложившейся ситуации, услышит ваши слова. К сожалению, комплименты мазохистов только раздражают, такие начальники, как правило, остро на них реагируют, делая что-нибудь особенно подлое, чтобы доказать обратное.

Как можно заключить из самого их названия, мазохисты всегда уверены, что в чем-то виноваты, должны быть наказаны, и поэтому они будут высасывать все из сферы своего влияния в черную дыру своей никчемности. Их потребность в наказании столь сильна, что они станут наказывать себя сами, если за них этого никто не сделает. В крайних случаях такие люди даже не способны поверить, что кто-то способен раскритиковать их достаточно хорошо, потому ни к кому не проникаются доверием. В классическом понимании этого типа мазохистов нельзя отнести к разряду идиотов, однако они действуют на рабочий коллектив так же, как пресс-папье на бумагу. Они привлекают к себе созависимых как варенье мух; словно умалишенные, созависимые изо всех сил стараются заполнить собой черную дыру в душе мазохиста, что принципиально невозможно сделать. Тем не менее их титанические усилия на этот счет продолжаются изо дня в день. Созависимые лопатой забрасывают в глотку мазохиста уверения в его компетенции, а он с тем же энтузиазмом выплевывает их слова обратно. Если вас привлекает роль Сизифа, что ж, вперед, дело ваше.

Отделы, которыми руководят мазохисты, очень легко вычислить. Во-первых, в них совершается очень мало каких-либо реально полезных дел, за исключением, пожалуй, постоянных звонков в службу спасения или самому боссу-мазохисту, чтобы выяснить, не бросился ли он еще вниз со своего начальственного пьедестала. Продвижение к достижению поставленной цели на один-два дюйма считается здесь величайшим успехом (ведь, как мы все знаем, успех – это, прежде всего, противоположность поражения), а его босс-мазохист избегает всеми силами. Ведь чем сильнее провалится его отдел, тем больнее будет «наказание», которого, разумеется, мазохист прежде всего и жаждет.

Лучший способ справиться с мазохизмом начальника – убраться подальше из его отдела. Таких людей невозможно заставить принять себя и хорошо к себе относиться; они никогда не позволят вам сделать хоть что-нибудь, что помогло бы им чувствовать себя лучше. Если же вы предпримите какие-нибудь действия для улучшения своего собственного положения, мазохист тут же заметит: «О, прекрасно. Для Вас, разумеется. Полагаю, Вы вскоре добьетесь того, к чему так стремитесь – Вас повысят, а меня вышвырнут вон из управленческого кресла. Ну что ж, вперед! Конечно, чего уж там…» Этого будет вполне достаточно, чтобы заставить вас скомкать свой план и выкинуть его в мусорное ведро. Если только ваш начальник-мазохист еще не надел ее себе на голову и не бьется в таком виде о стену.

Что нужно иметь в виду при общении с боссом-мазохистом:

• Взаимовыигрышную стратегию некоторые мазохисты воспринимают как чью-то победу, означающую их проигрыш. Звучит запутанно, знаю, но, честно говоря, у меня нет простого способа это объяснить. Собственную жизнь мазохисты воспринимают как колоссальный провал, в который они хотят затащить и вас. Они уверены, что любое ваше достижение заставляет их выглядеть неудачниками. Что, в общем-то, принесет удовлетворение как ему (с его мазохистскими наклонностями), так и вам; так что, если вы способны вынести пару ударов хлыстом, все будет отлично.

• Большинство руководителей планирует посещение различных мероприятий заранее, потому обо всех предстоящих событиях их обязательно стоит оповещать по электронной почте. Боссы-мазохисты, напротив, хотят одного: чувствовать себя так, будто от них все и всегда скрывают. Впрочем, иногда и этого им недостаточно. Им нужно убедиться, что абсолютно все, кроме них, прекрасно проводят время – или даже лучше: все прекрасно проводят время благодаря тому, что их нет рядом.

• Не поощряйте нытье своего начальника-мазохиста своим в нем участием. Кроме того, ему не стоит льстить. Руководители других типов, как правило, ожидают, что вы поблагодарите их за участие в ваших личных достижениях. Мазохист же, напротив, не хочет иметь ничего общего с вашим успехом – если, конечно, ваш прорыв не заставляет его выглядеть еще хуже. Если у вас есть гениальная или просто полезная идея, поделитесь ею в обход своего начальника – особенно в том случае, когда есть вероятность, что часть похвалы и признания может достаться и ему. Оказавшись в лучах прожекторов, босс-мазохист не испытает ничего, кроме раздражения.

• Рассуждайте почаще о том, что может пойти не так. Здесь вновь следует вспомнить о том, сколь странно функционирует сознание мазохиста. В то время как большинство людей для анализа ситуации используют такие критерии, как сила/слабость/возможности/угрозы, чтобы предвидеть и подготовиться к возможным проблемам, а также суметь рационально использовать свои преимущества, начальник-мазохист как раз боится того, что все пройдет успешно и по плану. Анализ рынка ему нужен для того, чтобы оценить вероятность успеха и, если она велика, срочно свернуть весь проект. Если отделу мазохиста удается чего-то добиться, как правило, это случается тогда, когда их босс находится в отпуске или на больничном.

• Никогда не приглашайте начальника-мазохиста на вечеринки. Такие люди предпочитают получать удовольствие от мучительного одиночества, сидя дома, зная, что все остальные в это время наслаждаются жизнью. В нормальных обстоятельствах (под которыми в данном контексте понимается работа на босса-садиста и/или макиавеллианца) начальники обычно посещают мероприятие, если видят, что из этого можно извлечь определенную пользу. Мазохист же ощущает себя наиболее комфортно, оставшись в одиночестве, потому что так он чувствует себя самым несчастным.

• Используйте язык тела противоположным обычному способом – игнорируйте своего босса-мазохиста. Всячески давайте ему понять: «Я знаю, под каким огромным давлением ты находишься. Но мы все понимаем, что ты заслуживаешь те несчастья, что с тобой приключаются, а твой окончательный провал уже предрешен. Если бы в моих силах было положить конец твоим страданиям, исполнив это высказанное самим тобой пророчество, я бы это сделал. Но лучшее, что я могу сделать для тебя сейчас, это почернее замазать твою репутацию. Надеюсь, это поможет».


Я редко советую опускать руки. У. К. Филдс сказал однажды: «Если вам что-то не удалось с первого раза, попробуйте еще раз. А после сдавайтесь без сожалений; не будьте дураком, тратя время попусту». Что-то вроде того. Лучший способ взаимодействия с мазохистом – держаться от него подальше. Чем скорее вы уйдете из его отдела, тем лучше. Уж лучше учиться водить автомобиль по встречной полосе, чем получать бесконечные удары плеткой, реально способные повредить психику. Независимо от того, к какому боссу вы уйдете, все привычные установки, понимание успеха, построение отношений вам придется отбросить и осмыслять заново. Так что мой вам совет: скорее бегите от мазохиста, пока расставленная им для себя ловушка не покалечила заодно и вас. Если, конечно, вы сами не являетесь садистом. В этом случае вы можете играть с начальником-мазохистом, как кошка с беззащитной мышкой, и сосуществовать долго и счастливо. Это и есть единственная взаимовыигрышная стратегия в данной ситуации.

Боссы-параноики

Параноидальный руководитель – совершенно особая тема для разговора. В его мире все, включая вас, живет одной лишь мыслью о том, как бы его свергнуть. Работа на параноика – редкое удовольствие; все, что вы делаете, он принимает за попытку подорвать его собственный престиж, потому возможности для какой-либо деятельности вообще будут представляться вам не часто. Паранойя представляет собой весьма щекотливое состояние, которое существует, в основном, в сознании самого параноика, доступ к которому закрыт как для вас, так и для любого другого человека.

Начальник-бог использует свою фантазию принципиально иным образом. Можно сказать, что он занимает чрезмерно оптимистичную позицию относительно своего места во Вселенной, в то время как параноик, наоборот, слишком пессимистичен на этот счет. Такой босс считает, что все вокруг хотят его достать. Руководитель-бог же уверен в собственной недосягаемости. Параноик тратит всю свою энергию на поиск и разоблачения заговоров против себя. Иногда он находит их на самом деле, но большую часть времени он проводит в их выдумывании. Как бы то ни было, все свое внимание и управленческие полномочия, которые ему следовало бы направлять на руководство отделом, параноик направляет в совершенно иное русло; в результате проекты проваливаются, что, в свою очередь, лишь подтверждает подозрения начальника о существовании заговора с целью саботировать его работу.

Защитить себя от параноика несложно. Просто заставьте его поверить в то, что являетесь частью заговора, и он сделает все, чтобы вас наказать, что в большинстве компаний будет означать перевод в другой отдел. С этической точки зрения это не очень прилично, однако попробуйте многозначительно покашлять на каком-нибудь совещании. Ваш параноик немедленно прервет свою речь и начнет выяснять, что происходит и что не так. Окиньте комнату с загадочным видом и ответьте: «Ничего». Примерно через полторы минуты подайте сигнал своему сообщнику, чтобы тот тоже кашлянул несколько раз. Постучите пальцами по столу. Вновь параноик незамедлительно захочет выяснить, что происходит. Пожмите плечами. Чем яростнее вы будете отрицать любые обвинения, тем сильнее параноик будет вас подозревать и тем больше сил он приложит, чтобы избавить от вас свой отдел.

Советы по управлению параноидальным начальником:

• Не делайте ничего тайком. Если во время разговора с коллегой в зоне отдыха вы заметили, что ваш босс-параноик смотрит в вашу сторону, помашите ему рукой, приглашая присоединиться. Если он откажется, улыбнитесь и продолжайте вести беседу как ни в чем не бывало, демонстрируя этим, что его выбор ни на что не повлиял. На обратном пути загляните в кабинет параноика и скажите: «Филипс и я болтали о…» Параноик, возможно, не поверит, что вы действительно обсуждали то, о чем вы ему рассказали, но, по крайней мере, вы не повернулись к нему спиной во время беседы.

• Как и макиавеллианца, параноика следует извещать обо всем, что происходит. Это вовсе не означает, что параноик не будет копаться в вашей электронной почте в поисках следов мифического заговора; с этим ничего не поделаешь. Однако с помощью языковых средств вы можете помочь ему оставаться настроенным на «чистые» каналы связи. Например, фраза «Как мы и говорили на нашей последней встрече» будет обозначать, что то, что вы собираетесь сейчас сказать, уже открыто обсуждалось; «Вы, возможно, захотите переспросить об этом Ральфа или Филлиса» – указывает на то, что вы не возражаете против проверки своих действий.

• Однажды наступит такой момент, когда вы захотите переместиться в кабинет к своему боссу-параноику, чтобы ему было удобнее подслушивать ваши телефонные разговоры и подглядывать текст набираемых вами электронных писем, а вам – проще жить. Распространите правило комнаты отдыха на все деловые встречи, большинство из которых ваш начальник, как правило, не посещает; приглашайте его везде и всюду и рассказывайте ему обо всем, что происходило в его отсутствие.

• Подскажите тому, кому параноик доверяет, – если такой человек вообще существует – помочь вашему начальнику ощутить себя в большей безопасности. Вероятно, общение вне работы с боссом-параноиком – последнее, что вам хочется делать, но, тем не менее, это может стать отличным способом заслужить его доверие. Более того, если он сможет расслабиться, возможно, он поведает вам о том, что именно его преследует. Эта информация, в свою очередь, крайне полезна для дальнейшего управления им.

• Обмен всей имеющейся у вас информацией с параноидальным руководителем – лучший способ снизить его страх заговора. Демонстрируйте ему, что вы делитесь информацией, ничего не скрывая, и, возможно, у него самого появится желание принять участие в более широком диалоге – что, в конечном счете, и является вашей целью во взаимодействии с параноиком. Этот довольно забавный трюк поставит вашего начальника в пародоксальное положение: если абсолютно все обсуждают все прямо и открыто в его присутствии, кто же тогда плетет против заговор?

• Надевайте спортивную форму в офисе. Убедите своих коллег делать то же самое, иначе для параноика уход толпой в конце рабочего дня непременно будет выглядеть как групповой заговор, а игра в футбол превратится в его воображении в подпольную встречу, цель которой – разработать план его свержения. Конечно, заговорщики тоже могут носить шорты и футболки, однако так вы создадите хотя бы впечатление, что не замышляете ничего незаконного. И обязательно пригласите его поиграть вместе с вами. Если он откажется, принесите на следующее утро в офис фотографии с игры. А еще лучше посылайте их ему прямо с поля. Здесь подход прямо противоположен тому, что мы видели в случае с босом-садистом, от которого я советовал вам ускользать как можно незаметнее.


В конце концов, даже воображению босса-параноика есть предел. Если в конце рабочего дня все переодеваются в спортивную форму, а позже вы отправляете ему фото с игры по СМС или электронной почте, даже законченному параноику будет очень сложно предположить, что на самом деле его сотрудники проводят тайную встречу в темном подвале и обсуждают заговор против него. Если проходя мимо его кабинета на обед с группой сотрудников вы догадались заглянуть и спросить: «Мы все уходим на обед, не хотите присоединиться?», я скажу вам: «Отличная работа!» А если вы еще и принесли ему кусочек пирога из кафе или остатки пиццы, я аплодирую вам стоя.

Вообще, параноидальные начальники вовсе не безнадежны. Начните с ним разговор с обезоруживающей фразы вроде: «Могу я поделиться с вами своими соображениями на этот счет?» Естественно, такой босс будет ожидать от вас признания своего участия в некоем заговоре, так что слушать он будет очень внимательно. Выражения вроде «мой внутренний голос говорит, что я должен…» или «вы не задумывались, что если…» помогут держать фокус его внимания. Я называю это «нагрузкой» беседы. Точно так же, как режиссер решает, что должно войти в кадр, а что нет, вы можете включать в свою речь то, что заставит вашего параноика проникнуться к вам симпатией.

Как вы сами можете видеть, вполне в ваших силах сделать свою рабочую среду пригодной и даже комфортабельной. С другой стороны, решение ничего не делать для формирования этой среды соответственно своим взглядам приведет к тому, что она станет непригодной для вас. Бездействие в этом вопросе не является безобидным, и пассивность обязательно повлечет за собой неприятные для вас последствия.

Боссы поневоле

Есть люди, которые вовсе не стремятся к руководящим должностям, они просто хотят денег. Начальники, ответственные за организационные решения, особенно за те, что касаются управления талантливыми специалистами, преемственности и развития сотрудников и компании в целом, печально известны игнорированием всех знаков, кричащих: «Не нужно повышать меня!» Будучи коучем, я неоднократно сталкивался с замечательными специалистами, оставившими любимое дело, к которому они имели природную склонность, так как им пришлось заняться новой работой, по сути, убравшей все, что они любили и чем жили с их повестки дня. Это обстоятельство лежит в основе бессчетного множества печальных историй людей, которые, совершенно не интересуясь делами компании, продолжают в ней работать из-за денег до пенсии (или пока кто-нибудь их не уволит). Экономические проблемы, начавшиеся в 2008 году, вынудили многих руководителей поневоле, которые никогда и не стремились быть боссами и уже просто не могли дождаться пенсии, отложить это событие и остаться в своем начальственном кресле еще на несколько лет, просто чтобы протирать в нем штаны.

Причиной всему этому стала простая экономия. Блестящие организаторские умы 21-го века продолжают игнорировать то, что реальность буквально бросает им в лицо: люди всегда отказываются от работы, которую умеют делать лучше всего, если им предложат больше денег. До тех пор, пока самые большие зарплаты и привилегии будут доставаться управленцам, наиболее способные специалисты будут уходить вверх по карьерной лестнице, где они, к сожалению, больше не смогут приносить пользу компании. Однако руководство неизменно игнорирует сотрудников, обладающих потенциалом хорошего босса, продвигая вместо них мастеров своего дела и прекрасных продавцов.

Все это представляет собой часть некого феномена, который я называю «агрегацией идиота» и более подробно рассматриваю в Главе 4. Сейчас достаточно сказать, что отстранение людей от дела, которым они любили заниматься, и попытка заставить их делать то, что они ненавидят, не порождает ни энтузиазма в работе, ни квалифицированного руководителя. Сейчас в начальствующий состав все чаще приглашают молодых специалистов, которым руководящая деятельность просто неприятна. Разница между ними и людьми среднего возраста, которые также ввязываются в это ради денег, заключается в том, что миллениалы будут выражать свою досаду и раздражение должностью куда громче и ярче. Дав молодому человеку работу, которую он (или она) презирает, вы гарантированно будете слышать жалобы постоянно. Благослови их Господь! Давно пора кому-то встать и сказать, наконец: «Эта работа отвратительна!»

Советы для взаимодействия с боссом поневоле:

• При работе с таким руководителем сопереживайте ему всеми силами. Не говорите ему: «Как я рад, что вы мой начальник» – он может подумать, что вы над ним насмехаетесь. Если ему за 30, он уже, вероятно, смирился с положением вещей и вряд ли захочет много говорить на эту тему, даже если после работы вы отправляетесь вместе в бар.

• Даже если язык молодежи кажется вам слишком резким, найдите в себе силы сказать: «Настоящий облом. Эта работа действительно мерзотна». Признав всю неприятность сложившейся ситуации, предложите своему начальнику поневоле помощь, чтобы облегчить его нагрузку. Слова: «Нет проблем, позволь мне позаботиться об этом», сказанные по поводу того, что ваш босс делает с наибольшей неохотой, обязательно добавят вам очков.

• Взять на себя анализ эффективности работы, которым босс поневоле совершенно не спешит заняться, не так энергозатратно, как может показаться на первый взгляд. На самом деле начальник действительно будет очень признателен, если вы заполните все связанные с этим бумажки вместо него. Попросите начальника переслать вам файлы, которые пришли из отдела кадров три недели назад и с те пор так и покоятся в его почтовом ящике. Оцените свои возможности. Скорее всего, дополнительного дохода это вам не принесет, однако и большого труда не составит, а спасение босса от неприятностей и проблем, решением которых он совершенно не хочет заниматься, благотворно скажется на ваших взаимоотношениях.

• Пусть начальник поневоле занимается тем, чем ему нравится заниматься. Если у него был счастливый вид, когда он работал в должности IT-менеджера, пусть пишет программы; если ему доставляло удовольствие заниматься продажами, пусть берется отвечать на звонки; если он летал на крыльях, проводя анализ рынка – пусть заниматься своей любимой аналитикой. Вы должны понять: занятие, которое он совершенно не переваривает – это торчать в офисе и наблюдать за тем, как вы делаете то, чем он больше официально заниматься не имеет возможности. Поэтому разработайте свой график таким образом, чтобы вам удавалось работать с максимальной эффективностью, при этом как можно меньше быть на виду у своего босса поневоле. Если он все же заметит вас, ни о чем его не спрашивайте и не просите ничего дополнительно.


Я не был бы хорошим коучем, если бы не верил в вечную возможность освобождения даже в самых тяжелых обстоятельствах. Поэтому обращайте внимание на смешанные сигналы, которые, возможно, исходят от вашего босса поневоле. В конце концов, в нем может все же проснуться интерес к управленческой деятельности. Он, конечно, вряд ли станет говорить об этом, но если вы услышите фразу вроде: «Я действительно хочу знать, устраивает ли вас такая должность», значит, он начал превращаться в начальника, быть может, и сам того не осознавая. Если в нем возникла хоть искра интереса к тому, что происходит вокруг, подбросьте несколько сухих листьев, веток и хвороста. Раздувайте ее всеми силами, чтобы разгорелось пламя. Если босс поневоле получает удовлетворение от настоящего руководства, когда вы находитесь рядом, он может отнести этот положительный опыт и на ваш счет.

Разница между более-менее невидимым, почти полностью отсутствующим руководителем поневоле и «крутым» руководителем поневоле, работающим в стиле «черт возьми, держитесь все от меня подальше», скрывается в умении подчиненных с ним обращаться. Если подчиненные представляют для босса огромную головную боль, то, скорее всего, он и их заставит испытать эту боль. Если подчиненные ведут себя как взрослые люди и спокойно относятся к самоуправлению, босс поневоле может даже попытаться принять участие в управленческой деятельности. Вы можете сыграть достаточно значимую роль в этом процессе, объяснив своим коллегам, что ваш босс поневоле в действительности талантливый человек, способный прекрасно выполнять свою работу. Ему просто нужно достаточно пространства и кислорода, чтобы освоиться в сложившихся обстоятельствах. Высказываясь о несоответствии своего начальника занимаемой им руководящей должности как о его преимуществе, вы гарантированно станете героем.

У руководителей поневоле есть два пути. Они либо уходят в себя и зарываются все глубже и глубже, избегая любых контактов с непосредственными подчиненными, либо постепенно приобретают вкус к управлению. Если ваш босс поневоле все семь часов каждый рабочий день проводит за компьютером, не отрываясь от него, вероятно, он действительно «окопался» и на всех парах мчится в омут бездействия. Однако ваше личное мастерство в управлении способно изменить даже такую ситуацию. И если ваш босс вдруг стал заниматься компьютером уже не семь, а только три часа в день, настало время изучить ситуацию и понять, что именно вы делаете правильно, – а затем продолжить делать именно это.

Боссы-неумехи

Лучше, если у вас будет босс поневоле. Они хотя бы не тычат вам в лицо всем, что знают и чего не знают об управленческой деятельности (как правило, потому что они просто не хотят видеть ваше лицо). Начальники-неумехи, напротив, жаждут руководить, хотя не владеют даже базовыми навыками управления другими людьми. Как ни странно, они довольно часто ладят с людьми за счет своего личного обаяния, а команда сплачивается благодаря их харизме – которая, вероятно, и помогла им получить начальственный пост, несмотря на отсутствие у них прочих лидерских качеств.

Я уже предвижу возмущение со стороны последователей Бенниса и Дракертона, которые утверждают, что лидерство и управление – разные вещи. Да, да. У меня две степени магистра, степень доктора философии, а кредит за обучение мне предстоит выплачивать до конца моих дней. Так что я понимаю разницу. Но любой руководитель, стремящийся к эффективному управлению коллективом, состоящим из отдельных людей, должен уметь вдохновлять этих людей следовать за собой. Даже менеджер. Хотя, возможно, следовало бы сказать – особенно менеджер.

С другой стороны, если вдохновение – это единственное, на что способен новый руководитель, беда все равно придет. Лишь вопрос времени, когда его недостатки прорвутся наружу и начнут усиливаться и увеличиваться в объеме на плодородной почве высокой должности. На самых ранних этапах их, впрочем, не видно, и вам будет трудно заметить пробелы в управленческом мастерстве, по крайней мере, вы далеко не сразу поймете, что ваш босс недееспособен. Большинство руководителей начинают чудить, только когда они окончательно закрепятся на своих позициях; этого почему-то никто не понимает. Часто случается и так, что босс-неумеха в целом справляется со своими обязанностями на различных должностях и идет вверх по карьерной лестнице, пока не пересекают некий невидимый, но судьбоносный для себя порог, после которого следует кризис. Вот на этом этапе обычно и начинаются электронные сообщения или телефонные звонки в офис исполнительного коуча.

Неподготовленные начальники не в курсе, что не знают того, чего они не знают. Это действительно так. В этой связи руководители подобного рода полагают, что все остальные должны реагировать на ту или иную ситуацию так, как реагируют на нее они сами. Боссам-неумехам надо многому научиться – если быть точным, то всему. Вопрос заключается в том, сумеют ли они что-то познать прежде, чем поезд уйдет под откос, что неизбежно произойдет из-за их невежества? Работая на руководителя-неумеху, вы должны быть готовы принять решение, станете ли вы изо всех сил стараться помочь ему узнать то, что он должен изучить как можно быстрее, чтобы удержать его на плаву? И если да, то зачем? Еще на ранней стадии вам необходимо определить, обладает ли ваш начальник потенциалом эффективного управленца (тем самым являясь ценным для вас) и может ли перейти в категорию хорошего босса в случае, если приобретет необходимые навыки. Если вы ошибетесь, то породите монстра, который сожрет вас живьем. Если же вы решите противодействовать своему боссу-неумехе, активно или пассивно, вы можете упустить свою выгоду, и ее получит кто-то другой. Что еще важнее, первое, чему должен научиться босс-неумеха – это справляться с любым противодействием и оппозиционерами, так что не спешите записываться в их ряды.

Вот что следует учесть, когда на ваших руках оказывается босс-неумеха:

• Разве возможно реально подготовиться к родительству? В третий раз я приведу аналогию про обезьянку все видящую, все делающую: первенец всегда воспитывается либо так, как воспитывались сами его родители – по классической схеме «передаем из поколения в поколение», – либо нарочито противоположным образом. Любой из этих подходов может привести к катастрофе, если пустить все на самотек.

• Если новый начальник-неумеха не знает, как управлять или вести за собой, весьма логично, что он начнет кому-то подражать, не так ли? Это неизменно с начала времен, и если бы Адам и Ева были более ответственными родителями, их старший сын, возможно, не прибил бы младшего.

• В определенном смысле каждый человек воспитывает и своих родителей, так что самое время взять этот опыт на вооружение. Ваши родители останутся вашими родителями несмотря ни на что, даже если вашим самым заветным желанием является каким-то образом поменять их на других. Мы все испытывали нечто подобное и по отношению к своему начальнику. Так что на самом деле в управлении им есть смысл.

• Сохраняйте ясность ума и твердую веру, что все то добро, которое вы делаете для других, по неизменному космическому закону вернется к вам. Под «другими» я подразумеваю и вашего начальника-неумеху, и коллег, и подчиненных, которые вынуждены работать под его руководством.

• Не стоит зарабатывать себе авторитет и популярность за счет начальника. Руководителя-неумеху, как и руководителя-идиота, о котором вы вскоре прочтете, легко поднять на смех. Некоторые из подчиненных обижаются на босса-неумеху за то, что он не в состоянии дать им все, чего они хотят; рядом с таким раздосадованным и озлобленным сотрудником начальник действительно выглядит родителем, причем не очень-то хорошим. А как я уже неоднократно говорил: никто и никогда еще не приносил пользу собственной карьере, ставя своего босса в глупое положение.

• Энергично включайтесь в обучение начальника-неумехи управленческой деятельности. Чему именно ему нужно научиться? Тому, как руководить прямо и не прямо, как мотивировать людей (читайте, вас) делать то, что вы должны делать, как вдохновлять сотрудников (вас) стремиться к еще большим успехам, как вознаграждать (вас) за пользу, принесенную компании, как создавать атмосферу сотрудничества и абсолютной взаимовыручки, в которой каждый сотрудник вносит вклад в общее дело.

• Несмотря на мое напоминание о том, что управление начальником в данном контексте является своеобразной просветительской деятельностью, не лишенной своекорыстия, дело здесь вовсе не в вас и не во мне. Речь идет действительно о благополучии всей команды. Мы все хотим работать в комфортных условиях, и именно вы можете помочь своему боссу-неумехе создать их. Многих искушает возможность насладиться неизбежным провалом своего начальника, не обладающего необходимой для его должности компетенцией. Но те, кто стоит выше вас в организационно-структурной цепи, наделили именно этого человека институциональными полномочиями, благодаря которым он является вашим боссом. И для умного человека, способного держать под контролем своего внутреннего идиота (того самого, который любит наблюдать за страданиями руководителя), подобного ситуация представляет собой возможность противостоять искушению и осознать, что именно этот начальник-неумеха является ключом к вашему собственному продвижению по карьерной лестнице и обретению влияния на компанию, которое даст вам шанс вести всех к лучшему с вашей точки зрения будущему. Если вашему боссу-неумехе не хватает навыков, чтобы управлять подчиненными, он наверняка не знает и о том, как взаимодействовать с вышестоящим руководством. Помогая ему готовиться к презентациям, крупным совещаниям, важным докладам, да и эффективно руководить в целом, вы получаете шанс продвинуться вверх. Разве это не здорово?

Конец ознакомительного фрагмента.