Вы здесь

Как работать на идиота? Руководство по выживанию. Глава 1. Исповедь выздоравливающего идиота (Джон Гувер, 2011)

Глава 1

Исповедь выздоравливающего идиота

Прежде всего, это не бизнес-сага о подвигах Барри-Ларри-Фредерика или Фердинанда, которые, перемещаясь по коварным водам управленческой деятельности, срослись в идеальную команду высокоэффективных сотрудников. Басен примерно одинакового содержания в бизнес-изданиях накопилось предостаточно. Все эти «божественные» учебно-методические пособия, конечно, оказались для многих действительно весьма полезными. Я мог бы попробовать использовать какую-нибудь одну из них в своей следующей книге. Однако «Как работать на идиота» – это, прежде всего, острое и актуальное предупреждение, попытка достучаться до людей, образно говоря, балансирующих на карнизе за окном кабинета и готовых броситься вниз из-за того, что они вдруг увидели свою жизнь в офисе совершенно в ином свете. Для них мысль о том, что до конца своей карьеры им придется работать на идиота, стал той самой последней соломинкой, которая сломала спину верблюда.

На протяжении большей части своей трудовой жизни я (и, может быть, вы тоже) считал босса единственным источником моих бед и неудач. Уточняю заранее, что я говорю исключительно о «трудовой жизни», поскольку о других аспектах довольно подробно рассказывается в «Как жить с идиотом»; принципы и правила взаимодействия, в основном, здесь остаются те же, отличия связаны с областью их применения, набором ожиданий и параметров поведения.

Таким образом, эта книга и обо мне, и о вас, о реальных проблемах и о реальных людях. Она посвящена борьбе живых против мертвых. Точнее, эта книга для живых мертвецов, скончавшихся и похоронивших радость, которую они когда-то получали от работы, и тем не менее по-прежнему ежедневно появляющихся в офисе ради того, чтобы получить свой чек. Эта книга также для тех, кто так зациклился на обвинении своего босса во всех своих несчастьях, что, практически, является покойником для всего остального, что их окружает и из чего они могли бы черпать энергию жизни. Гнев – грандиознейший индикатор собственной неудовлетворенности на рабочем месте, которому я отдельно посвятил финальную главу, названную «Переоценка ожиданий и перепрофилирование гнева».

Большое значение имеет момент, когда лодка ваших ожиданий относительно того, как ваш начальник должен к вам относиться, разбивается в щепки о скалы реальности. По мере того как вы будете читать эту книгу, ваши ожидания, волна за волной, будут накатываться на эти скалы и безрезультатно возвращаться обратно.

Посыл этой книги как раз и заключается в том, что и вы, и я можем жить – особенно это касается работы и карьеры – мирно и содержательно, но для этого требуется умение принять мир таким, какой он есть, и научиться умело этим манипулировать. Игра с реальностью требует мастерства; мастерство и достоинство не допускают жалоб и ропота, несмотря на то, что внутри все может кипеть от возмущения; мы просто стискиваем зубы, остаемся в игре и продолжаем отчаянно надеяться, что кто-то (или что-то) будет менять правила в нашу пользу.

Правила есть правила. Если бы я мог их изменить, то сделал бы это уже тысячу раз. Те правила, на которые я могу повлиять, я меняю. А человеческое поведение есть человеческое поведение, и роль труда в жизни не менялась с тех пор, как Адам и Ева откусили больше, чем могли прожевать, и затем им пришлось немного приодеться, выйти в мир и получить реальную работу. Попытка уклониться от того, что на самом деле происходит на нашем трудовом пути, и притвориться, что все идет так, как нам хочется, как раз и приводит большинство из нас к беде.

Но только не стоит делать вывод, что наша жизнь на работе безнадежна. Наоборот, все это огромный повод для радости и надежда на лучшее завтра. Пока мы крепко цепляемся за извращенные, искаженные и неправильно понимаемые рабочие отношения, считая при этом, что такими они и должны быть, мы, по сути, сами себе отменяем радость труда и гасим свечу надежды. Как однажды сказал Теодор Рузвельт, «нужно начинать, используя то, что мы имеем, и делать то, что мы можем».

Ода реальности

Первый шаг – составление четкого представления о том, как условия труда на самом деле влияют на состояние человека. Все начинается с признания того, что существует какое-то другое объяснение происходящего, отличное от того, которое мы уже пытались навязать миру. Просто представьте это. Существуют другие варианты функционирования рабочих отношений, совершенно не похожие на те, что были у нас все предыдущие годы. Кроме того, оказывается, существует Высшая Сила, которая уже давно пытается убедить нас в том, что принятие реальности как она есть находится в рамках наших личных и общественных интересов. Поэтому давайте повернем нашу драгоценную свободную волю от отрицания к свету реальности.

Если вы со мной не согласны, то считайте, что установили мировой рекорд по упрямству и сопротивлению вашей Высшей Силе, которая пытается передать вам мудрость. Как коуч, я делаю все возможное, чтобы избежать навязывания собственного невежества своим ученикам, поскольку это никак не поможет им решить и (или) преодолеть как личные, так и профессиональные проблемы. Вместо этого я стараюсь создать безопасную среду, в которой мои ученики получают доступ к мудрости, которой они и так уже обладают, и могут непосредственно обращаться к высшей истине. С позволения учеников я всегда стараюсь содействовать им в том, чтобы они нашли самую эффективную согласованность между тем, что лучше работает на них, и тем, что лучше работает на их компании. Короче, я пытаюсь совместить то, что люди лучше всего умеют делать, с максимальными потребностями организации, в которой они трудятся. Здоровое партнерство между сотрудником и работодателем, между боссом и подчиненным становится настоящей нирваной как для первых, так и для вторых.

Но не все так просто. Подобные отношения легко не выстраиваются, разве что только на этапе «медового месяца», когда отношения не имеют ничего общего с реальностью. Следует перемотать ситуацию вперед до точки, когда розовые очки соскакивают, прачечную корзину начинают заваливать грязные носки и нижнее белье, а нереалистично оптимистические ожидания между людьми в личных и профессиональных отношениях начинают исчезать в потоке мутной воды. Прежде чем вы осознаете ситуацию, некогда гармоничные отношения превратятся в шторм, и шансы его пережить, оставшись в полной сохранности, ничтожны. Скорее всего шторм изменит вас навсегда. Вы выйдете из него в синяках, весьма помятым и, что хуже всего, циничным и вечно обиженным за то, что вы, стремившиеся к идеальной карьере, стали в итоге Губкой Бобом Квадратные Штаны на дне морском.

Для танца со звездами нужна пара. То есть сама звезда плюс один настоящий танцор равняются одному действию. «Станцевать» в одиночку не получится. В книге «The Coaching Connection», которую я написал в соавторстве с Полом Дж. Горелом, говорится о недопустимости рассматривать тех, кто проходит тренинг, и организацию, которая это финансирует как со-клиентов. Это – неотъемлемая часть всей концепции Пола о контекстном коучинге. Точно так же, изучая брак и семейную терапию в аспирантуре университета Азуса-Пасифик, я узнал, что ни муж, ни жена по-отдельности не могут быть моими клиентами. Только пара, поскольку связь между ними – их брак – я, по сути, и должен вылечить.

Как вы увидите дальше, поносить своего босса – один из самых распространенных способов снятия напряжения на рабочем месте, к которому мы с вами прибегаем, однако от такого отношения следует отказаться, если мы действительно надеемся получать чувство полного удовлетворения от исполняемой работы. Когда мы с вами испытываем трудности какого-то рода во взаимодействии с человеком, перед которым мы отчитываемся в процессе поиска универсального решения, ругать его не имеет никакого смысла – и тем более не имеет смысла это делать в любой ситуации, когда босс недоволен. Кроме возникновения икоты, рассогласованности и, вероятно, стремления достичь двух противоположных целей это ни к чему не приведет. Истинное решение (пишу это на вашей ладони, чтобы потом вы запечатлели на лбу) придет только тогда, когда вы овладеете искусством принятия и понимания.

Все это выглядит «теплым и пушистым», не так ли? Даже не думайте так. Работа с идиотом требует реального изменения поведения с нашей стороны. Однако опыт показывает, что подобное «просветление» носит позитивный характер. Спросите моих читателей, которые восприняли содержание первого издания этой книги как шутку. Теперь они пишут мне со всего мира о том, что если бы применили «смешные» знания, то не потеряли бы – причем совершенно «неожиданно» – свои рабочие места. А как много могут рассказать некоторые отзывы читателей на Amazon.com. Насколько мне известно, «Как работать на идиота» стала бестселлером практически во всех электронных списках. Людям понравились юмор и едкая сатира. Выступления на NBC в Today, на CNN в Fox and Friends, более сотни интервью для других телеканалов и по радио, статья в New York Times тоже стали частью шутки. Несмотря на то, с каким невероятным размахом разошлось первое издание, люди слишком часто пропускали кажущиеся им слишком очевидными советы о том, как успешно работать на идиота (или другого начальника) и при этом не быть идиотами самим.

Читая дальше, вы, вероятно, обратите внимание на то, что я буду ссылаться на растиражированное понятие «внутренний ребенок». Конечно, это может показаться созвучным душещипательной чепухе из психологии 1980-х. Как бы то ни было, мой внутренний идиот оказывал огромное влияние на мои карьерные устремления. Забудьте про внутреннего ребенка. Каждый раз, когда на работе я не ладил с руководством, с равными или с подчиненными, мой внутренний идиот неизменно ускользал с поводка и, гордо игнорируя большую истину и Высшую Силу, пытался навязать мне все, что он считал независимостью, незыблемостью, несговорчивой мудростью и т. д. Приводило это к плачевным последствиям.

Я полностью принимаю своего внутреннего идиота. Я хочу держать его рядом с собой. Держите и вы своего, крепко. А потом, прихватив потверже за шею, придушите. Думаю, не проходит и дня, чтобы он не поставил вас, как и мой меня, в неловкое положение тем или иным способом. Я гарантирую, впрочем, что он никуда не денется, однако он перестанет беспокоить вас предложениями вступить в дружбу. Этот маленький нелицеприятный горгулий отлично умеет выбирать подходящий момент – например, когда у меня стресс, когда мне тревожно или страшно, он высунет сзади свою уродливую маленькую голову и выпалит за меня какое-нибудь ненормальное замечание. Если вдруг на встрече я начинал молоть всякую чушь и говорил такие вещи, о которых сильно сожалел позже, то это значило, что мой «мини-я», мой внутренний идиот выбрался из клетки и попытался мне помочь найти выход из напряженной ситуации. Начальнику не оставалось ничего другого, кроме как убить нас обоих – и меня самого, и мое идиотское alter ego. Я не хочу пропагандировать насилие; фактически, я не могу сделать что-то большее, чем просто шутить про своего внутреннего идиота, поскольку насилие в отношении него будет одновременно насилием и против меня. Мне лишь нужно содержать горгулия так, чтобы он думал, что находится в безопасности и был уверен в себе. Только в этом случае он будет достаточно хорошо себя вести. Прямо как с вашим боссом-идиотом, не так ли?




Я не хочу формулировать из всего этого некую притчу или басню. Нужно признать, что подобную информацию трудно переварить сходу, поэтому нам следует сначала ее тщательно пережевать и проглотить, прежде чем приниматься за новую порцию. Реальных жизненных и безумных бизнес-сценариев достаточно и без моих аллегорий. Просто замечу, что в данной книге иногда попадается сложный символизм, который я придумываю на ходу, и это помогает мне в ликвидации пробелов, которые я не могу ликвидировать фактическими историями. Так что не судите меня строго. Я всего лишь автор, корпоративный преподаватель и коуч, которой руководит исполнительной тренинговой практикой в Partners International в Нью-Йорке. Но обо всем, что я говорю, у меня есть собственные глубокие представления, которые я должным образом трансформирую и доставлю по адресу. Пристегните ремни. Мой внутренний идиот реален. Так же, как и ваш. И в нашей поездке, они, вероятно, проявят себя, хотим мы этого или нет.

Познай себя

Консультируя начинающих писателей, Джон Ирвинг советовал им писать о том, что они знают. Я опубликовал пять книг по бизнесу, прежде чем осознал, что мне следует написать что-нибудь идущее от «личного эпицентра», нечто большее, чем те 10 книг (включая переиздания), которые я написал раньше. Сейчас, стоя, как и тогда, среди груды осколков разбитого стеклянного дома, я уже не помнил, кто бросил первый камень. Может быть, я сам. Может и нет. Впрочем, это не играет никакой роли. Однако удары оказались настолько сильными, что я даже забыл, за что, собственно, они на меня посыпались. О, нет! Я вспомнил. Я стою и указываю пальцем на других, обвиняя их в вещах, в которых был виноват в той же, если не в большей степени. И каждый камешек, брошенный мной, вернулся обратно здоровенным булыжником. Я полагал, что, получив свое, должен быть оправдан и считал, что стал жертвой критики других. Отбросить эту критику казалось естественным и правомерным. Принятие же ее казалось неестественным и несправедливым. Жизнь в стеклянном доме вовсе не означала, что я хочу, чтобы остальные смотрели сквозь меня. Или, может быть, все же хочу?

Mi casa es su casa

[1]

Вы живете в стеклянном доме? Вы осуждаете своего идиотского начальника с той же легкостью, как осуждаете самого себя? Это непростые вопросы, и мы нечасто ими задаемся, именно поэтому я вас сейчас и спрашиваю об этом. То, что раздражает нас в других людях, зачастую является теми свойствами характера, которыми обладаем мы сами. Наши собственные недостатки начинают нас раздражать, когда они проявляются в словах и поступках окружающих, и неописуемо выводят из себя, если они свойственны тем, кто обладает над нами силой и властью.

Теперь, когда мой стеклянный дом разрушен, я могу писать о ложной уверенности, о ложном чувстве безопасности и о ложной гордости. Все они мне знакомы. Где-то в самом начале мои провода были пересечены, если не при самом рождении, то очень скоро после него. Природа или воспитание? Генетика или среда? Не имеет значения. Теперь я ежедневно молюсь о душевном покое, мужестве и мудрости, чтобы изменить свое поведение и ответить на заданные вопросы. Как считал богослов Рейгольд Нибур, молитва предполагает, что мудрость – это способность различать между собой упомянутые вещи. Отставив в сторону вопрос самореализации, я не могу не чувствовать раздражение и возмущение относительно того, что никто не объяснил мне эту разницу до того, как я успел подпортить себе жизнь. Однако это лишь еще одно обвинение. С тем же успехом я могу просто наклониться за очередным камнем.

Не быть жертвой спущенного курка

Когда вы слышите слово «курок», вам, должно быть, приходит в голову ковбойская лошадь Роя Роджерса либо какой-то момент времени, когда окружающая враждебность и обиды взрываются и застывают на стенах офисного конференц-зала потоками токсичного детрита всех известных видов? Кого или что срывает ваш собственный курок, способный вывести вас из равновесия? Если вы сделаете сейчас паузу и подумаете о своих трудовых мозолях, болезненных реакциях на идиотизм и прочих вещах, вызывающих у вас дискомфорт, то сможете составить список личных проблем, нуждающихся в решении. И это особенно верно в случае, когда вопрос касается профессиональных дел. В результате шансы, что курок сработает, когда за него потянет руководитель, наделенный властью и полномочиями, практически сведутся к нулю. Ваша реакция на слова и поступки других людей, как правило, будет находиться под контролем, и вы сможете изменить ситуацию.

Обладая высокой степенью контроля над своими внутренними курками-триггерами, вы значительно снижаете вероятность того, что ваш босс и коллеги смогут вас расстроить. Когда этот контроль повысится, изменится и вся динамика отношений между вами и идиотским начальником. Сознательное «разоружение» собственных триггеров является лучшим способом построить иммунитет против конфликтных обострений, напряженности и тревожности. Безусловно, вы будете все еще испытывать эти чувства, но они перестанут использовать вас в качестве обеденного блюда. С какой стати вас должно волновать, сколько энергии тратит идиот на то, чтобы вывести вас из себя? Умение начальника вас разозлить – намеренно или случайно – это огромная и даже, не побоюсь этого слова, феноменальная форма попытки самоутверждения. Но теперь он уже не сможет отнять у вас достоинства.

Сделка с триггерами

– Меня зовут Джон и я идиот!

– Привет, Джон! – отвечает хор голосов между парой глотков кофе. Одни отвечают громко, словно приветствуя, другие что-то неявно бормочут, словно пытаются скрыть факт своего присутствия.

– Я думаю, что мой стеклянный дом был идеальным местом для жизни! – снова громко заявляю я.

– Говорите… – мямлит кто-то из самых красноречивых. – Только нам вас не слышно…

Я раздражен тем, что меня перебили, и все мои инстинкты кричат о нападении на обидчика, обливании его в ответ токсичной смесью сарказма и сомнений в его интеллекте и даже – если я уж очень взбешен – оскорблениями его родни. Вот так обычно и поступаем все мы, считающие себя суперумной личностью, которая вращается на высочайшей орбите над глупостью. Мы ставим под сомнение чужой интеллект, особенно если «застукали» кого-то при совершении какой-нибудь глупости. Это говорит о наличии у нас болезни и необходимости прохождения курса реабилитации. После этого, по крайней мере, я смогу поймать себя за руку, если соберусь бросить камень – в любом случае эта «поимка» будет происходить значительно чаще.

Да, до сих пор я все еще инстинктивно наклоняюсь, чтобы подобрать этот камень, сформулировать ядовитый вопрос – эдакий ударный дротик, вроде «что, кто-то сегодня забыл дома лекарства?». Но! Ведь теперь я успеваю восстановить контроль над собой, прежде чем открою рот. В тот момент, когда камень мог бы уже лететь к цели, правда обрушивается на меня разъедающим кислотным потоком. Я ворчу. Виновен по всем статьям. Почему находясь на собрании выздоравливающих идиотов, пытаясь выйти за пределы своих привычных мыслей и стереотипов поведения, оковывавших все эти годы мой личный и профессиональный потенциал, я начал ворчать? Кислотный поток прожигает еще один слой, и я решаю поделиться потоком сознания с группой:

– Я понял, что жить в стеклянном доме не самая удачная идея, если вы собираетесь швыряться камнями.

– Как оригинально, – вполголоса шепчет мистер Мямля.

Я быстро подбираю следующий камень и всасываю в себя порцию кислорода, но не для того, чтобы успокоиться, а чтобы достичь максимального объема для поддержки дыхания. Замечаю, что все уставились на Мямлю.

– Не перебивай, – осуждает его какая-то женщина, – ты же знаешь правила.

«Ага! – думаю я про себя. – Вот как она сказала…» Я чувствую облегчение, защиту и утешение. Кто-то вступился за меня, проявил внимание и заботу. Мгновенно злость начинает покидать мое тело, и я ощущаю к мистеру Мямле что-то вроде сострадания. Он откидывается на спинку металлического складного стула и берется за края своей пластиковой чашки с кофе. Когда я чувствую, что кто-то находится на моей стороне и беспокоится о моем праве занимать место во Вселенной, весь яд улетучивается, а на его место приходит любопытная мысль: все присутствующие думают о том же, о чем и я. Я даже немного удивлен тем, что я вообще здесь делаю.

Ваш босс-идиот должен чувствовать, что кто-то на его стороне, что он тоже имеет защиту за спиной. Никогда не забывайте, что и вы, и он – человеческие существа, поэтому у руководителя такие же элементарные реакции на чувства и ситуации, как и у вас. Об этом важно помнить, когда вы вдруг ощущаете себя оставшимся без поддержки, поскольку в этой ситуации вы, как правило, становитесь более подозрительным, понимание ослабевает, и вы готовитесь к интенсивному противостоянию. Но ведь и внутри босса-идиота происходят те же процессы.

Найдите способы поддерживать босса-идиота, особенно когда у него наступило время неопределенности и сомнений. Если вы это сделаете, ваш руководитель будет чувствовать себя так же, как и я, когда за меня вступилась женщина против бубнилки-Мямли. В этот момент у меня словно появился лучший друг: вспомните, как вы себя чувствовали, когда кто-то вас принял. Таким образом, вы можете вызвать такое же чувство у своего начальника по отношению к вам. Попробуйте, и вы ощутите, как испарится напряженность. Отправьте ему обнадеживающее сообщение по электронной почте, только заранее, что называется, в коридоре продумайте содержание письма, чтобы оно действительно «разрулило» ситуацию. И держите его содержание в контексте целей и задач департамента, поскольку я не хочу показаться приторным.

Виды зла

Условно я выделяю четыре вида поведения, которое обычно мешает наладить положительные отношения с начальником: нападки на босса (1), обвинение босса (2), стычки с боссом (3), травля босса (4). Конечно, занимаясь всем этим, вы, вероятно, получите определенное удовольствие – в конце концов, разве это не справедливо, ведь этот человек заставляет вас страдать. Однако вы должны понимать, что спущенные с цепи собаки рано или поздно накинутся и на вас. Так что здесь я советую сосредоточиться на отсроченном удовлетворении – отсроченном до тех пор, пока ваш праведный гнев не сменится твердым планом создания родственной вам среды, благодаря которой вы сможете в спокойствии преодолевать все тропические бури, порождаемые начальником.

Зло № 1. Нападки на босса

Большинство людей с раннего детства ненавидят и поносят власть. Скажите честно: у многих ли из вас были родители, которые действительно учили вас милосердию, терпимости и уважению к любой форме власти, видя в ней положительную добродетель? Даже если они говорили что-то подобное, подтверждали ли они свои слова действиями? Не обсуждали ли они ссоры с начальством дома за ужином? И не содержался ли в этих разговорах негласный, непроизносимый вслух подтекст о мести и «революции»?

Мы – то общество, которое превратило сингл «Take This Job and Shove It»[2] в легендарный хит. Неважно, какой цвет воротничка у сотрудника (многие вообще считают их ошейниками), мы все несем на себе эту печать, время от времени всплывающую в нашей культуре в виде фильмов вроде «Офисного пространства», телесериалов типа «Офиса» или комиксов Dilbert. Если бы это было неправдой, вы бы уже поставили эту книгу на полку или разместили ее на eBay.

Никогда не обсуждайте своего босса за его спиной. Обнаружив, что ваш разговор с друзьями, семьей, коллегами или незнакомыми людьми плавно идет к перемыванию косточек начальству, поворачивайте на 180 градусов и уводите его от этого зловещего места как можно скорее. Для поддержания своей репутации на должном уровне вы можете:

1. Сменить тему и начать обсуждение тех сложных задач, с которыми вы в настоящий момент имеете дело на рабочем месте. Очень легко вновь и вновь поносить своего начальника – на это мы, можно сказать, запрограммированы. И куда сложнее обратить свои мысли к такому непростому, но реально значимому для вашей дальнейшей занятости вопросу, как проблемы на работе.

2. Начать мыслить глобальнее. Постарайтесь переориентировать дискуссию на состояние отечественной и мировой экономики и на то, как лучше «плавать в этих водах». Такой разговор более важен с точки зрения долгосрочной перспективы. Другими словами, держитесь большей масштабности.

3. Признать, что многие аспекты нашей жизни сложны. В конце концов, что в этом нового? Вежливо уклоняйтесь от предложений уколоть побольнее вашего (или чьего-либо еще) начальника, отсоединяйтесь от любых попыток втянуть вас в нападение на него, сообщая, что вы принципиально придерживаетесь стратегии получения обоюдной выгоды. Затем вернитесь к беседе на прежнюю тему.

Не окно, а зеркало

До того как я вышел из стадии активного идиотизма и занялся своей реабилитацией, я не понимал, что видя в других дураков и простофиль, я по сути подписываю сам себе обвинительный приговор. Я вовсе не хотел, чтобы мой босс обязательно перестал быть идиотом; просто мне самому хотелось быть, так сказать, альфа-идиотом. Я действительно не собирался останавливать нападки начальника: мне нужна была эта индульгенция, чтобы самому безнаказанно ненавидеть других. Я не преследовал цели сделать климат на рабочем месте добрее и мягче, я жаждал власти, чтобы сделать жизнь других людей несчастной.

Когда я, наконец, понял, что другие люди могли видеть во мне того идиота, которым я был (и остаюсь), я ощутил себя голым. Хуже того, я почувствовал себя так, будто проходил голым большую часть собственной жизни, сам не зная об этом. Мне крайне неловко, но что мне остается сейчас? Видимо, просто привыкнуть к этому. Либо прикрыться несколькими фиговыми листочками. Новый стеклянный дом с более толстыми стенами едва ли поможет: всегда найдутся более тяжелые камни, которые смогут разрушить его стены.

Сегодня я могу писать о том, что являюсь идиотом, с позиций знания, как и предлагает Джон Ирвинг, потому что в свое время я сам попался в эту ловушку. Если быть точным, даже не попался, а вприпрыжку понесся по дороге к полному идиотизму, полагая, что двигаюсь к успеху. В то время успех для меня означал свободу делать то, что я хочу, когда я этого хочу, имея при этом неограниченные ресурсы. Соблюдая полную анонимность и не неся никакой ответственности. Мне хотелось достичь очень много, не пошевелив и пальцем. Мне хотелось стать гибридом Уильяма Рэндольфа Херста-младшего, Говарда Хьюза, Дональда Трампа и всех Кеннеди вместе взятых. Сделайте меня принцем Чарльзом, пожалуйста! Марк Цукерберг хотя бы написал компьютерный код, прежде чем сделать состояние на Facebook. Я же в глубине души не хотел делать вообще ничего. Получить много денег я мечтал по старинке: унаследовав их. Кто-нибудь, дайте мне скорее пресловутую серебряную ложку! Упс. Слишком поздно.

То, что я выздоравливающий начальник-идиот, вовсе не означает, что втайне мне не хочется подобных вещей. Эти сирены никогда не переставали звать меня, и вряд ли я перестану о них мечтать. Однако теперь меняется мое отношение к объектам желаний и к условиям, в которых хочется жить и работать. Я могу признать, что никогда не буду жить так, как обладатель упомянутой выше серебряной ложки, и что написание этой книги не послужит мне пропуском в Лигу Цукерберга. Тем не менее, у меня есть кое-что получше: я умею ценить то, что у имею. Если я еще достигну чего-нибудь в будущем, что по финансовому статусу сделает меня ближе ко всем этим ребятам, это станет следствием исключительно моих усилий и милостью Высшей Силы. Впрочем, я всегда могу выиграть в лотерею… Ну вот, снова вмешивается моя болезнь. И все-таки, в режиме выздоровления от идиотизма я живу более счастливой, более спокойной и более удовлетворенной жизнью. Несмотря на то, что я позволил себе испортить свое прошлое, у меня еще есть достаточно времени для того, чтобы жить широкой и просвещенной жизнью.

Идиоты. Идиоты повсюду. Не стоит о них думать

В этой новой просвещенной жизни я принимаю то, что всегда будет существовать: 1) идиотов, 2) выздоравливающих идиотов (таких, как я), 3) и тех, кто не замечает, что является идиотом. Идиотизм иногда определяется как тупость в перманентном состоянии. Лично я с этим определением не согласен. Поскольку я идиот выздоравливающий, я понимаю, что всегда буду уязвим для глупых мыслей, глупых слов и глупых поступков. Но я могу снизить частоту их возникновения. Это может звучать глупо, но по милости моей Высшей Силы мне удается справляться с жизнью вопреки моему идиотизму. Я могу осуществлять контроль, минимизировать негативные последствия, быть менее раздражительным и не раздражать окружающих.

Мы смеемся, наблюдая за тем, как Джим Кэрри и Джефф Дэниелс изображают дураков в фильме «Тупой и еще тупее» или как то же самое делают Оуэн Уилсон и Джейсон Судейкис в «Безбрачной неделе» и Джек Блэк в «Начале времен». Но вот когда «тупой и еще тупее» работают в компаниях, корпорациях и правительственных учреждениях, становится не смешно. Ужасная правда заключается в том, что активные идиоты обнаруживаются всюду, где бы мы ни находились, и щупальца их глупости глубоко проникают в жизни миллионов людей. Кажется, их сила не имеет границ, но, к счастью, большинство из них не знает, какой энергией они обладают. Если бы босс подобного рода осознал, какое количество патронов у него в патронташе, это действительно было бы страшно. Так почему же у глупости такая власть? Ответ на этот вопрос будет разворачиваться перед вами словно ковровая дорожка по мере дальнейшего чтения. Он слишком объемен, чтобы уместиться в одно предложение или умную фразу. Для этого должен быть построен ряд определенных контекстов, смещены некоторые парадигмы, а мысли вынесены за пределы рамок стандартного мышления.

Зло № 2. Обвинение босса

Кто обвинял своего начальника в том, в чем на самом деле виноват сам? Моя рука поднимается вверх. Здесь речь пойдет про ответственность и умение брать ее на себя за собственные ошибки, а также часто и за то (приготовьтесь), в чем мы не виноваты. Пауль Вацлавик[3] написал большую книгу «Прагматика человеческого общения», главный тезис которой: «никто не может не общаться». Это умное использование двойного отрицания транслирует идею о том, что виновником проблем на работе является ваш мощный посыл о собственной незаинтересованности быть частью команды, частью решения или частью будущего. Помните: все, что вы говорите или делаете, а иногда и просто думаете, создает о вас определенное впечатление. Все мы так или иначе постоянно сталкиваемся между собой – лично, по телефону, он-лайн, – и независимо от того, где и каким уникальным способом это происходит, вас будут видеть, слышать и читать. Чтобы вы ни делали, помните, что это будет всегда «что-то» о вас говорить.

Если вы испытываете желание переложить свою ответственность на босса, то, во избежание провала замысла, мыслите шире. Каким бы бездарным ни был начальник, вы являетесь частью его команды. Более чем вероятно, что в организационно-структурной цепочке компании высшие руководители идентифицируют вас как «члена команды (вставьте имя начальника)». В случае неудачи они не станут смотреть на вас, как на невинного ее свидетеля, вся ответственность ляжет на всю группу в целом.

Вот несколько негласных фактов об обвинении своего начальника:

1. Возлагая на кого-то ответственность за возникшие проблемы, вы подставляете самого себя. Зачем вообще этим заниматься? Тыча указательным пальцем в своего босса, тремя другими вы показываете на себя.

2. В любой сложной ситуации стремитесь мести свою сторону улицы. Когда вы говорите «я беру на себя ответственность за эту часть нашей работы» или «я отвечаю за ту или иную часть программы», вы даете твердый посыл, что не боитесь трудностей и выступаете за разделение ответственности. Вы заинтересованы как в собственном успехе, так и в успехе всей команды.

3. Обвиняя человека, вы переходите на личности, оставляя в стороне саму суть проблемы. Когда начинаются поиски козла отпущения, вам стоит сразу же перевести разговор в русло поиска решения возникшей ситуации. Какая задача в целом сейчас является приоритетной и как ее можно разбить на отдельные вопросы, чтобы в следующий раз получить лучший результат? Если вы все еще не поняли, что делать, вспомните Джона Гувера, который всегда делал упор на решение проблемы и старался на корню зарубать любые разговоры о том, кто виноват, и личностные разногласия, пока всех не затянуло в черную дыру обвинений.

Вопросы космического порядка

Каждому из тех, кто стремится к вселенской защите от идиотов, необходимо заключить определенный контракт и начать усердно молиться. В дополнение к почитанию своего доброго ангела, я составил список вопросов к Богу, на которые я, надеюсь, смогу получить ответы если не во время молитвы, то однажды, когда лично с Ним встречусь. Вам я тоже предлагаю составить список таких «плавающих» вопросов. Чем быстрее мы получаем ответы от Всевышнего, тем скорее мы узнаем, что задали правильные вопросы, и, следовательно, быстрее сможем приступить к разработке надежных решений для борьбы с пандемией начальственного идиотизма. Вот некоторые примеры вопросов, которые вы можете задать своей Высшей Силе:

• Зачем, Господи, Ты создал идиотов?

• Почему умные люди страдают от беспокойства, страха и тревоги, в то время как идиоты хорошо спят по ночам и просыпаются бодрыми и отдохнувшими?

• Для какой цели Ты поддерживаешь идиотов, невзирая на тот общественный бардак, который они создают?

• Какова цель идиотов в глобальном смысле?

• Как идиоты вписываются в общую картину мира?


Полагаю, что в уме каждого честно работающего человека в мире крутится вопрос: «Почему Бог позволяет идиотам становиться начальниками?» В нашем обществе, где баскетболистам платят больше, чем ученым, работающим над проблемой лечения рака, где людей действительно интересует, что именно думают голливудские актеры, мультимиллионеры и музыканты о мировой политике, то факт, что идиоты становятся руководителями, выглядит наиболее жестокой шуткой из всех.

Проверка теории

Вам должно быть очевидно, почему столь серьезные вопросы следует решать постепенно. Даже касатка Шаму не сможет проглотить настолько большую таблетку за один раз. Первостепенный важный вопрос, которым вы, возможно, не хотите задаваться: «А я – идиот?» Следующий тест поможет вам определить, попадаете ли вы в эту категорию. Если вы слишком нервничаете, чтобы начать с себя, можете для начала протестировать своего начальника. Естественно, на все вопросы следует отвечать честно. Насколько этот тест точен, вы сможете определить, сравнив его результаты со своими первоначальными предположениями.


1. Когда в офисе идет что-то идет не так, я:

а. Автоматически обвиняю кого-то еще

б. Бросаю важную работу и сосредотачиваю внимание на исправлении ситуации

в. Отправляюсь за пиццей

г. Все вышеперечисленное


2. Когда я получаю приказ о сокращении штатов, я:

а. Проверяю средние показатели каждого сотрудника в первенстве отделов по софтболу

б. Урезаю конкурентов, которые мешают мне думать и творить самостоятельно

в. Отправляюсь за пиццей

г. Все вышеперечисленное


3. Когда я получаю приказ увеличить объемы производства, я:

а. Угрожаю уволить тех, кто мешает мне думать об инновациях

б. Составляю список сотрудников, по чьей вине показатели падают

в. Отправляюсь за пиццей

г. Все вышеперечисленное


4. Когда я получаю приказ сократить офисные расходы, я:

а. Отменяю праздничную вечеринку

б. Отдаю распоряжение пользоваться собственными канцпринадлежностями

в. Заставляю сотрудников платить за пиццу самостоятельно

г. Все вышеперечисленное


5. Когда я получаю приказ премировать сотрудников за хорошую работу, я:

а. Проверяю средние показатели каждого в первенстве отделов по софтболу

б. Разрешаю заказать дополнительные канцпринадлежности

в. Заказываю дополнительную пиццу

г. Все вышеперечисленное


Дальше пока идти не стоит. Если вы попытались протестировать себя и швырнули карандаш через всю комнату, так и не закончив, то у вас еще есть надежда. Если же вы прошли этот тест за начальника, то считать нужно следующим образом:

Каждый ответ (а) оценивается в 1 балл, (б) – в 2 балла, (в) – в 3 балла, и (г) – в 4 балла. Результаты выглядят так: 4 балла – просто глупый, от 5 до 12 – настоящий идиот, от 13 до 19 – полный идиот, 20 баллов – идиот абсолютный. Так сколько очков набрал ваш босс?

Зло № 3. Стычки с боссом

Этот тип противостояния с начальником встречается наиболее часто, так как о способностях боссов-идиотов принимать чудовищно плохие решения, которым они заставляют вас «соответствовать» или даже непосредственно исполнять, можно складывать легенды. В зависимости от степени влияния, которое вы можете оказать на своего начальника с целью принятия им лучшего решения, вам необходимо уметь рассчитывать соответствующую энергию переубеждения. В следующих главах вы найдете описание методов воздействия на начальника в случае ограниченности собственных полномочий. Для начала, однако, научитесь определять, когда вам все-таки следует идти вперед и выполнить ту работу, которая наилучшим образом будет соответствовать повестке дня, определенной боссом.

Я никогда не заявлял, в том числе и на тренингах, что сопротивление бесполезно, особенно если ваш начальник откровенно невежествен. Это означало бы отречение от контроля, необходимого вам для того, чтобы делать осознанный выбор и влиять на свою жизнь и работу. Но при этом следует быть рассудительным и хорошенько подумать, прежде чем делать вывод о том, что лучше: активно плыть по течению, просто отдаться воде или, наоборот, идти против потока. Никто не сможет принять это решение за вас, поскольку оно зависит от вашей амбициозности и чувства собственного достоинства.

Противостояние с начальником означает, что вы либо полностью уходите от ответственности, либо делаете молча, что вам говорят, либо не делаете, но опять же молчите. Нет, я вовсе не имею в виду молчание в буквальном смысле и состояние пассивной агрессии. Я хочу сказать, что вы не должны в недовольстве бормотать что-то себе под нос, ворчать, скулить, называть людей или принятые ими решения «глупыми», неумело спорить – все это совершенно бессмысленно. Когда вы поймаете себя на желании «подколоть» своего босса, остановитесь и подумайте. Как и в случае со злом 1-го рода (обвинением начальника), стычки с руководством будут создавать вам репутацию «раздражителя», а не носителя здравых идей и суждений. Неужели добиться одобрения недовольных сотрудников действительно так важно? Какие слова вы хотели бы увидеть рядом со своей фотографией – «досада» и «раздражение»» или «хорошие идеи» и «здравые суждения»?

Вот несколько советов, которые помогут вам избежать соблазна вступить в препирательства:

1. Неважно, что вас просят сделать, примите это с достоинством. Я вовсе не предлагаю исполнять «The Greatest Love of All» Уитни Хьюстон каждый раз, когда вам поручают что-то на ваш взгляд совершенно бессмысленное (конечно, если вы сами не хотите ее спеть). Я говорю о том, что даже если начальник-идиот заставляет вас выполнить дурацкое задание, не нужно вести себя по-дурацки. Что бы вам ни пришлось делать, ведите себя в соответствии со своим положением.

2. Если вы хотите аргументировать свою точку зрения перед начальником, а не просто согласиться, не стоит говорить «Да, но…» или даже «Но». Выразите вашу мысль, например, следующим образом: «Если мы собираемся идти по такому пути, я думаю, нам необходимо оставаться открытыми и быть готовыми к проявлению гибкости в случае каких бы то ни было неожиданностей, с которыми мы можем столкнуться». С этим уже никто не будет спорить. Вы проявите себя как стратегический мыслитель, а любой начальник почувствует за своей спиной вашу поддержку.

3. Когда ваши коллеги или подчиненные пытаются вовлечь вас в препирательства с боссом или просто посоветуют вступить с ним в противодействие, переводите разговор на принципиально более высокий уровень – теперь вы действуете в определенных рамках. Просто ответьте: «Да, я все прекрасно знаю», потому что вы действительно знаете. Но немедленно добавьте: «Эту проблему мы решаем здесь».

Миф об имитации

Большинство людей продвигаются на руководящие позиции безо всякой специальной подготовки или формализованного личного развития. Для недалеких начальников характерно имитировать стиль лидерства и практику работы своих предшественников. Чем-то похоже на то, как мы учимся быть родителями, не так ли? Мы либо повторяем воспитательный стиль наших собственных родителей, либо, демонстрируя самостоятельность, делаем все с точностью до наоборот. Однако ни тот, ни другой путь не является лучшим выбором. Данная ситуация возникает тогда, когда у начальника практически нет специальной подготовки в руководстве, тренировки, спектра выбора наилучших практик для того, чтобы стать эффективным лидером. И обучить его должны вы. Только при этом вы не можете позволить своему боссу понять, что именно вы его и обучаете. Это ваш маленький секрет. Просто разработайте план урока и будьте последовательны.

Представьте себя детективом на месте преступления. Наблюдайте, какие фотографии ваш начальник вешает на стенах своего кабинета, какие предметы и артефакты с гордостью демонстрирует посетителям. А какие животные изображены на его настенном календаре? Слушайте, какие слова и фразы он использует в своей речи. Надеюсь, он грамотный? Он умеет работать на компьютере? Может его собрать? Он умеет писать программы? Он разбирается в программном обеспечении? Быть может, ребенок на фотографии, которая стоит на его столе, неописуемо некрасив? Расхваливайте все, чем так явно дорожит хозяин, включая (не очень симпатичных) детей, которых может любить только их мать. Будьте терпеливы, ничто не приходит в одночасье. Рано или поздно такое отношение даст вам именно то, чего вы ищете по работе. Ощутите удовлетворение от того, что подобными жестами вы улучшаете условия труда для всех сотрудников. Говоря это, я не испытываю ни малейших угрызений совести, я не чувствую себя в чем-либо виноватым, рассказывая о подобном способе улучшения отношений с начальником. Это логично, это простое выживание. Думайте о себе, как о миссионере, имеющем дело с невежественным аборигеном. Представьте, что вы чистите аквариум для каждой отдельной рыбки, которая в нем плавает. Почувствуйте себя хорошим человеком.

Негласное правило успеха на рабочем месте: вы не невидимка

Помните: любое ваше действие сообщает окружающим что-то о вас. Кроме того, за вами, вероятнее всего, наблюдают гораздо чаще, чем вы думаете. Эти негласные правила успеха на рабочем месте обычно так поражают всех, кто впервые о них слышит, именно потому, что они такие очевидные. Ваше будущее в компании определяется разговорами о вас в ваше отсутствие. Решение о прибавке к заработной плате, о повышении по службе, об увольнении может быть принято где угодно – на поле для гольфа, в гостинице, в ресторане или где-нибудь еще. И когда кто-то сообщает вам это решение, оно уже далеко не новость для тех, кто его принимал. Поэтому нужно уметь не только предусматривать возможные сценарии разговоров, происходящих за вашей спиной, но и, в первую очередь, сделать все возможное, чтобы о вас вообще велись подобные беседы.

Если вы ощущаете себя игнорируемой невидимкой, то, вероятно, все, что вы делали до сих пор, недостаточно впечатляет или не слишком важно для тех, кто стоит вокруг и выше. Но на самом деле они лишь притворяются, что вы не существуете. Вооружитесь вновь своими детективными навыками, внимательно понаблюдайте за тем, какой стиль поведения одобряется, и начинайте работать именно так. Как коуч, я часто указываю на то, что принятие некого метафорического языка, обрамление какой-либо идеи в контексте вступают в своего рода резонанс с контактером. Точно их сформулировав, используйте эти факторы при общении на встречах, в электронной переписке, и через пару недель вы ощутите почти немедленные и позитивные результаты в свою пользу. Даже если вы не планируете кардинально менять личный стиль или трудовые привычки, этот эксперимент лишний раз докажет вам, что за всем, что вы делаете и говорите, наблюдают значительно чаще, чем вам может показаться.

Постарайтесь понравиться людям, и вы получите признание. Следует разобраться в том, какие ваши черты босс воспринимает как положительные, а какие ему не нравятся. В достаточном количестве ваши поведенческие модели – как позитивные, так и негативные – выведут вас из состояния невидимки. Если ваш начальник вообще не обращает на вас никакого внимания, то что бы вы ни делали, это попадет в «слепую» зону его видимости.

Боссу-идиоту обычно не хватает воображения, а если оно у него и есть, то он чаще всего имеет тенденцию воображать себя куда более великим и славным, чем есть на самом деле. Этот недостаток в сочетании с туннельным видением – которым они, собственно, славятся – означает, что ведомое им судно пойдет ко дну, не успев столкнуться с айсбергом. Чтобы привлечь внимание такого человека, вы не только должны говорить и делать такие вещи, мимо которых даже идиот не сможет пройти, но и увеличить их количество до такой степени, чтобы он просто не смог их проигнорировать. Условно говоря, если вы собираетесь впечатлить босса-идиота уходом за офисными растениями, то полейте их из пожарного шланга, протянутого из соседнего здания, а если вы хотите, чтобы он заметил, как вы пылесосите ковер, открутите у пылесоса шумопоглотитель, и пусть его рев оглушит людей даже двумя этажами ниже. Можете сделать пару кругов вокруг его стола.

Как стать влиятельным

Бывший гендиректор компании Maytag Company (тоже бывшей) как-то сказал мне, что не мог попить кофе на работе, куда был нанят в качестве молодого руководителя, поскольку его кабинет находился дальше по коридору от кабинета Фреда Мэтага мл. (президента компании, внука ее основателя). Чтобы добраться до уборной, ему необходимо было пройти мимо этого кабинета, и ему не хотелось, чтобы президент видел, как он бегает туда-сюда по несколько раз. Так он бросил пить кофе по утрам. Как далеко вы готовы зайти для того, чтобы улучшить свою ситуацию? Экс-кофеман всеми силами пытался избежать негативного впечатления. Я предлагаю и вам разработать, а затем воплотить в жизнь несколько собственных тактик для намеренного и систематического создания о себе должного впечатления.

Рассмотрим следующие варианты:

• Если вы готовы помочь ухаживать за офисными растениями, делайте это тогда, когда босс будет вас видеть, но только в том случае, если такое поведение одобряется начальником и, соответственно, может принести вам реальную пользу.

• Если вы видите на полу мусор, не поленитесь его поднять. Вы никогда не знаете, кто на вас смотрит. Если у вас есть возможность навести порядок, когда неподалеку присутствует босс, устройте разумную и правдоподобную демонстрацию. Не слушайте, о чем шушукается «дохлая корабельная команда» и сделайте то, что Дисней называл «хорошим шоу».

• Если вам подвернется возможность протянуть боссу руку помощи (например, он перетаскивает большую коробку из-под компьютера), непременно воспользуйтесь ей и любезно предложите посильную помощь (помните о видах зла и сделайте все наоборот). Не смейтесь, не подкалывайте его и не пытайтесь каким-либо образом ему мешать.

• Принесите в офис пакет пончиков и, проходя мимо кабинета начальника, скажите: «Не хотите ли выбрать себе парочку, прежде чем я отнесу это в массы?».

• Если ваш начальник выражает недовольство проблемой, которой можно найти разумное решение, предложите свою помощь; не нужно при этом проявлять напористость, дабы не усугубить ситуацию. Предложения следует вносить в виде вопросов: «Возможно, нам поможет это?», «А что если мы попробуем пойти таким путем?» и т. д.

• Все время проявляйте ко всему происходящему исключительно положительное отношение. Не в духе «сделаю все через силу, только отстаньте» – будьте позитивны! Вам следует найти способы поладить с трудными людьми и силы приветствовать любые директивы и указания начальника. Это убедит его, что вы – командный игрок.

• Приходите немного раньше, уходите позже. Если вы не хотите, чтобы от этого начала страдать ваша семейная жизнь, просто заметьте в разговоре с начальником, что проработали ту или иную задачу вечером дома или специально встали пораньше, чтобы поработать над ней до прихода в офис.


Иными словами, ваш успех во взаимодействии с «трудными» коллегами – как с равными, так и с начальниками – сводится к тому, как они будут относиться к вам. «Но доктор Гувер, – возразите вы, – у меня серьезные проблемы, и мне нужны серьезные решения». Я не спорю. Я и сам находился в подобной ситуации и много сделал для ее исправления – не верите, спросите мой коврик для мыши. Не имеет значения, насколько тяжела ваша конкретная ситуация: в любом случае ее решение начинает свой путь в голове, а реализуется руками; поэтому мы и занимаемся сначала мозговым штурмом, который может оказать положительное влияние. И, как сказал Джек Уэлч[4], это веселое занятие.

Если мои советы (прибраться в кофе-зоне, предложить боссу пончики раньше, чем остальным, и т. п.) кажутся вам банальными, то вы не понимаете, как функционирует головной мозг начальника. Еще Генри Форд говорил, что готов доплачивать руководителю за умение ладить с окружающими больше, чем за другие его качества. Если вы думаете, что неумение избегать обид и враждебности может быть с лихвой компенсировано другими положительными и полезными качествами, то вам стоит податься в бойскауты, а не в бизнес. Потому что в этом случае вы явно не очень серьезно относитесь к улучшению рабочей атмосферы (читайте – к своей карьере). Не существует более надежного способа произвести впечатление на начальника, чем просто выступать на его стороне. Нет более ненавистного для босса человека, чем «стукач». Даже для босса-идиота.

Продумайте закономерную логику своего поведения. Это ваш офис, и нет ничего зазорного в том, чтобы навести здесь порядок. И вы любите растения так же, как и все остальные. Счастливый босс – идиот он, или нет – это ключ к созданию приятной рабочей обстановки. Оставайтесь честным не только внешне, а реально. Выполняя некоторые простые вещи, вы, как бы пафосно это ни звучало, целенаправленно изменяете свою собственную жизненную позицию с целью улучшения профессиональных условий жизни. Разве оно того не стоит?

Зло№ 4. Травля босса

Бейсбол отдыхает – корпоративные интриги и травля превратились для многих людей в куда более популярный национальный вид спорта. Некоторые настолько застряли в контексте «начальник мой – враг мой», что уже не обращают внимания ни на, собственно, человека, ни на обстоятельства, и их рабочий день становится неполным без «рытья» компромата на ответственное лицо. Когда мы с вами осознаем, что начальник попал в своеобразную клетку-ловушку, – между нами и рабочими проблемами, в которых, как мы ожидаем, он будет корректировать и направлять нас, с одной стороны, и своими собственными руководителями, ожидающими от него решения этих проблем, с другой, – мы можем пойти по одному из двух путей.

В первом случае можно потратить часть продуктивного времени, тыча палками сквозь прутья упомянутой клетки, наблюдая за мучениями босса. Безусловно, мало кто это будет делать открыто, если, конечно, этому не предшествовал мощный коллективный заговор местного масштаба. Невзирая на то, что теперь ситуация может принять совершенно иной оборот. Вы будете в относительной безопасности, если ваш босс работает на «дядюшку Билли» или – еще лучше – на папочку. В противном же случае такая травля может оказаться весьма рискованным занятием. Но есть и другой вариант поведения: осознайте, что тиски, в которые попал начальник, являются хорошей возможностью для вас помочь ему, облегчить его нагрузку, что непременно вызовет ответную реакцию. Несмотря на то, что босс, вероятно, не сможет непосредственно снизить вашу персональную нагрузку, то, как вы поступите, не останется незамеченным – помните про наблюдающие глаза? Если вы когда-нибудь читали басни Эзопа, то должны припомнить историю Андрокла, спасшего жизнь своему естественному врагу льву, вытащив у него из лапы занозу. Если вы воспитаны на убеждении, что начальник – ваш естественный враг, вы можете «развернуть рабочий стол», систематически и сознательно совершая акты доброты и заботы. Все это кажется вам слишком милым и пушистым? Ну, назовите эту стратегию просвещенным своекорыстием или эгоизмом.

Все просто: не нужно «забывать» переслать начальнику наиболее важную почту, не оповещать о приглашении на встречу или специально не доводить до его сведения значимую информацию с целью получения удовольствия от наблюдения за тем, как он мучается от недостатка данных, которые вы от него умышленно скрыли. Я понимаю, что вы меньше всего хотите входить в число подхалимов, днями напролет всем своим видом показывающих, как удаляют занозу из лапы начальника (да, есть и такие), при этом маниакально хихикая про себя, лелея в душе мечту занять его стратегический руководящий трон. Когда соблазн травить и мучить начальника возрастает, наступает самое подходящее время, чтобы сплотить коллектив и, воспользовавшись открывшейся возможностью, достойно себя подать. Возможно, я преувеличиваю… Но ведь, может быть, и нет?

• Если выясняется, что босс вынужден работать одной рукой, поскольку вторая, по тем или иным причинам, заломлена за спину, большинство коллег его уровня воспримут такую ситуацию с большой симпатией. Эта симпатия – симпатия их уровня; вы не имеете права делать то же самое. За вашей реакцией на проблемы босса будет наблюдать многочисленная аудитория – ваше начальство и руководители более высокого уровня, коллеги и подчиненные. Убедитесь, что ваше поведение в данной ситуации и отношение к боссу соответствуют тому, как вы держите себя с другими группами – особенно с равным и подчиненным.

• Составьте план «актов доброты». Я говорю совершенно серьезно. Подобные вещи слишком важны, чтобы оставлять их на волю случая. Не ждите удобного момента, создавайте его самостоятельно. Я не имею в виду, бежать за чашкой кофе (если, конечно, вы сами не хотите этого сделать), а подразумеваю вопросы менеджмента. Например, если начальник не в курсе чего-то важного, доложите ему об этом.

• Сделайте пресловутую «клетку» босса более пригодной для жизни, соблюдая принципы высокого личного самоконтроля. Если вы знаете, с какой стороны прутья давят сильнее всего, «оттяните» на себя часть этой задачи, которую вы реально способны взять на себя. Не надо откусывать больше, чем вы сможете проглотить – у вас и без того достаточно собственной работы. Просто помните о том, что иногда простое входящее письмо, на которое вы обратили внимание, а не удалили в мусор, может в корне изменить ситуацию к лучшему.

Ген идиотизма

С диагнозом «идиот» нужно быть осторожным. Иногда кажется, что быть идиотом означает быть обычным человеком с определенным набором характеристик идиота. И ими обладает каждый из нас. Особенно ярко они проявляются тогда, когда мы устали и попросту выжаты как лимон. Возможно, конечно, ваш коллега, явившийся в офис в носках разного цвета, рассеянный гений или дальтоник, однако, вероятнее всего, он все-таки идиот.

Глупость отличается от алкоголизма, нарко- и табакозависимости, хотя и не полностью – но это уже другой разговор. В этой книге я, тем не менее, провожу аналогию с известной 12-шаговой программой выздоровления (относясь к ней при этом со всем должным уважением). Дело в том, что глупость вездесуща, как кислород, и мы не имеем над ней никакого контроля. Мы не являемся ее причиной, не можем ее вылечить, мы не можем ее контролировать. А единственный идиотизм, с которым мы реально способны справиться – это наш собственный.

Шаги к остановке глупости

Как только вы осознаете на трансцендентальном уровне (то есть выйдя за пределы обыденного опыта), что вы идиот, вы сможете одновременно размышлять о прошлом, настоящем и будущем собственного состояния и при этом уже никогда не вернетесь обратно в популяцию тех, кто о собственном идиотизме никогда не задумывается. Это знание не сможет исчезнуть. Отныне ваш мозг будет терзать вас днем и ночью. Вы начнете страдать от бессонницы (которая только усилит мучения), с вами будут случаться психопатические эпизоды, вас насильно увезут в больницу, откуда вы сбежите и будете скитаться по улицам, чем до смерти напугаете всех членов своей семьи, пока собака не найдет вас спящим в собственном гараже.

Единственная разумная альтернатива заключается в том, чтобы признать неизбежность глупости как таковой. Добро пожаловать в реальный мир, в котором оказать влияние на количество и распределение идиотов по земному шару вы можете столько же, сколько на погоду. Иногда кажется, что инопланетные идиоты в человеческих телах вторглись на Землю. Может быть, существует космический заговор, цель которого состоит в том, чтобы не допустить нашу экспансию слишком далеко за пределы нашей собственной среды обитания, которую жильцы соседних галактик, в свою очередь, давно списали со счетов как застойную недвижимость.

Но вы все еще здесь. Я тоже. И идиоты, откуда бы они ни взялись, к несчастью, тоже здесь. При этом они единственные, кто не в курсе собственной глупости. Неужели мы не можем все просто ладить друг с другом? Можем… в какой-то мере. Однако наше собственное сознание должно быть направлено в сторону выздоровления, просветления и духовного обогащения. Поскольку подлинные идиоты вряд ли будут читать эту книгу, будем считать, что мы ведем частную беседу на равных. Хорошая новость заключается в том, что мы можем жить полноценной жизнью и успешно строить карьеру, несмотря на идиотов, с которыми нам приходится работать. Плохая – в том, что нам придется сделать для этого всю работу самим. Не стоит на меня злиться. Не стоит рассчитывать на помощь активных идиотов (невыздоравливающих), поскольку они даже не понимают, что происходит. Разве полноценная жизнь и успешная карьера не стоит усилий? Я говорю да, определенно стоит! И с этим посылом мы делаем первый шаг на пути в защищенную от дураков нирвану сознания.

Вы обратили внимание, что до сих пор я ни разу не упомянул ни себя, ни своего внутреннего идиота? Нельзя этого так оставлять, если я хочу выздоравливать, я должен быть честен. Я мог бы, конечно, взять своего внутреннего идиота за руку, сбросить его со сцены и вернуться к вам – но я все равно останусь идиотом. В выздоровлении я стараюсь всегда помнить о том, что я был идиотом-сотрудником, идиотом-начальником, идиотом-мужем, идиотом-студентом и идиотом-преподавателем. Я портил жизнь бессчетному количеству людей. Именно поэтому я и приглашаю вас присоединиться ко мне, признаться, ощутить катарсис, открыто говоря о своем идиотизме, и начать собственный путь борьбы. Как и все типичные программы выздоровления, курс реабилитации анонимных идиотов состоит из 12 шагов.

Шаг первый: я признаю, что я бессилен перед глупостью других, и моя жизнь стала неуправляемой в своей глупости

Не позволяйте первому шагу слишком сильно себя угнетать. Глупость, разумеется, не является болезнью в привычном понимании этого слова, но она абсолютно точно должна быть классифицирована как синдром. Мы не сможем начать выздоровление, не признав, что у нас есть проблемы. Принятие собственной беспомощности для большинства людей невыносимо. Ведь это означает потерю контроля (которого у них, впрочем, и так никогда не было), потому они предпочитают не идти в сторону прозрения. Встречайте живых мертвецов. Эти зомби ходят вокруг, полагая, что могут изменить идиотов в своей жизни. Я утверждаю, что мы можем и должны добиваться успеха, несмотря не только на идиотов вокруг, но и на идиота внутри себя.

Если вы попытаетесь контролировать глупость других в большей мере, чем свою собственную, жизнь станет неуправляемой. Должен ли я повторить это еще раз? Оставьте это вашей Высшей Силе – она может с этим справиться. И вам, и мне следует инвестировать собственные ресурсы в управление своей внутренней глупостью. Я акцентирую внимание на том, что она может стать управляема и подконтрольна. Если нам удастся увидеть неизменность вселенской глупости под другим углом, у нас будет надежда. Пытаться управлять собственным идиотизмом, не защитившись от идиотизма окружающих, все равно что ехать по встречной полосе на автостраде. Вы прямо-таки напрашиваетесь на неприятности. Однако даже если вы двигаетесь в верном направлении, ведете аккуратно и не лезете не в свое дело, нет никаких гарантий, что какой-нибудь идиот не врежется в вас сзади. Каждый из нас – автомобиль в плотном потоке, так что следует время от времени посматривать одним глазом в зеркало заднего вида.

Исповедь хороша для души. Даже если она дается вам с трудом, постарайтесь просто отдаться течению. Легче оттолкнуться со дна бассейна к поверхности, чем нырнуть вниз. Признание собственного бессилия – это первый шаг к выздоровлению. Последующие шаги помогут разобраться с теми, кто имеет над нами власть и каким образом мы можем использовать свои ресурсы для достижения собственного спокойствия. Подумайте о том, что я сказал, в контексте управления собой: вы являетесь начальником самому себе, даже если формально отчитываетесь перед кем-то другим. Вы сами себе босс-идиот, как и я себе, не так ли? Можете ли вы стать выздоравливающим боссом-идиотом, каким стал я? Степень эффективности взаимодействия со своим внутренним боссом зависит лишь от вашего собственного выбора. Станете ли вы обезьянкой «все вижу, все делаю»? Или останетесь той обезьянкой, которая замечает исключительно плохое поведение босса и думает, что она лучше него?

В последующих главах мы приступим к делу, рассмотрим вопрос об идиотизме в целом и нашу роль в нем. Это поможет вам тратить гораздо меньше усилий на общение с офисным боссом-идиотом, особенно если вы сможете увидеть параллели со своим собственным опытом. Я не предлагаю вам посмотреть на себя в зеркало и начать во всем винить себя. Но изменение мышления и поведения не происходит само по себе и требует усилий. Созерцание собственного прошлого может служить лишь для предсказания будущего, если, конечно, вы не решитесь идти другой дорогой. Добро пожаловать в путешествие.

Упражнение 1-го шага:

Я признаю, что бессилен перед глупостью других, и моя жизнь стала неуправляемой в своей глупости

Подумайте, что больше всего беспокоит вас в отношениях с вашим боссом, а возможно, и с коллегами по работе. Нарисуйте таблицу, состоящую из трех столбцов. Первый столбец озаглавьте «Не могу изменить», второй – «Могу изменить», третий – «Действия». Это упражнение организует мыслительный процесс и помогает сосредоточить усилия на том, где можно увидеть разницу. Оно поможет вам освободиться от тирании и гнета факторов, которыми вы принципиально не можете управлять, и побудит вас взять на себя ответственность за то, что подвластно вашему контролю.

На все, что бы ни делал человек, есть причина – это точно такое же правило, как и то, что любое наше действие всегда сообщает что-то о нас. Если в конце этого упражнения вы чешете затылок, недоумевая, почему так долго и усердно вы старались контролировать то, над чем не имеете никакой власти вообще, избегая при этом активного управления тем, что реально можете изменить, у меня есть для вас еще более непростой вопрос. В фильме «Компаньоны» Джерлин Стил поет: «Почему мы так упорно стремимся получить то, чего даже не желаем?» Если вы узнаете ответ, пожалуйста, напишите мне.

Есть причины, по которым некоторые из нас ведут себя подобным образом. Одно только изменение мыслительных процессов вряд ли поможет решить эту проблему, потому что именно иррациональное мышление завело нас так далеко в эти дебри. Лишь новое поведение способно принести в нашу жизнь перемены, которых мы добиваемся. Просто выполните это упражнение, не пытаясь его обдумывать. Усилия, затрачиваемые на то, что мы можете контролировать, обязательно окупятся.

Получайте удовольствие.