Глава 1
Когда, где, почему и как задавать умные вопросы
Перед тем как мы начнем углубляться в специальные вопросы, чтобы задать их себе, давайте сойдемся во мнении относительно всеобъемлющих правил, которыми они обусловливаются.
Формулируйте вопросы соответственно должности
Узнайте как можно больше о должности, которую вы собираетесь занять, перед тем как пойдете на какое-либо собеседование. Когда вы задаете вопросы о каких-то аспектах отрасли, компании, отдела или работы, убедитесь, что они сформулированы в соответствии с особенностями работы, которую вы ищете, и с целями определенной компании, которая, как вы надеетесь, вас наймет.
Не спрашивайте о выходных
Или об отпуске, о больничном или чем-либо еще, что не относится к самой работе, по крайней мере до тех пор, пока вам ее не предложили.
Не спрашивайте о зарплате или пособиях
Дождитесь, пока вам предложат работу. (Чтобы понять, почему, см. главу 7.) Вы же не хотите, чтобы деньги стали причиной того, почему интервьюер все еще задается вопросом, являетесь ли вы лучшим для этой работы… или хотя бы достойным, чтобы перезвонить вам.
Знайте, что, когда и у кого спрашивать
Вопросы различаются в зависимости от того, на каком этапе собеседования (скрининговое[1], по трудоустройству, первое, второе или третье собеседование и т. д.) вы находитесь, и от того, где вы во время определенного собеседования окажетесь в списке интервьюера.
Чем на более раннем этапе собеседований вы находитесь, тем выше вероятность, что вам будут задавать общие вопросы о том, каково направление компании, какие у нее традиции и что для нее важно или имеет значение. Ваши же вопросы будут выглядеть как попытка получить первоначальное ощущение того, как вы впишетесь в эту должность, где подойдете, сможете ли вырасти и как и т. д.
Чем больше времени вы посвящаете определенной компании, тем более целенаправленные и прощупывающие вопросы должны звучать, как те, что задает интервьюер, так и те, которые вы ему задаете. Вам захочется начать обрабатывать информацию, которая понадобится, чтобы принять решение о том, правильно ли вы выбрали эту компанию, эту должность и этого начальника. Итак, чем дальше в этом процессе вы находитесь, тем более индивидуализированными становятся вопросы (поскольку я могу и не спросить того, что может быть очень важно для вас, например о возможности социального обслуживания, возмещении затрат на переезд или обучении).
Заставьте интервьюера говорить
Задавайте открытые вопросы, те, которые начинаются со слов «кто», «что», «когда», «где» или «как». Ваша цель – установить разговор, заставить интервьюера говорить, чтобы он предлагал вам ту информацию, которая вам нужна (и, возможно, извлечь информацию, о важности которой вы даже не знали). Подобные вопросы на это и направлены. Закрытые вопросы – те, на которые можно ответить только «да» или «нет» (и без сомнения, на них так и ответят), – полезны в самом конце собеседования, когда вы хотите закрыть торги или когда вы действительно хотите получить определенные ответы на определенные вопросы. «Придется ли мне ждать 90 дней для покрытия расходов на медицинское обслуживание?» – На такой вопрос простое «да» или «нет» будет достаточным.
Вопросы «почему» могут быть немного коварными, если вы не деликатны (или не осознаете это), они могут выставить вас слегка в агрессивном свете. «Я заметил, что вы убрали из печати много книг в прошлом году. Почему вы это сделали?»
Вы можете задать этот вопрос мягче: «Судя по вашему ежегодному отчету, больше книг, чем обычно, были распроданы как остатки тиража по низкой стоимости. Повлиял ли на это в большей мере эффект 9/11?»
Задавайте прощупывающие, открытые вопросы, чтобы больше узнать о деталях и сделать уточнения после общих вопросов.
Решитесь на вопросы, которые таковыми не являются. Утверждение чего-либо быстрее успокоит нервного интервьюера, чем неудобный вопрос. Подобное требует практики, но очень эффективно для того, чтобы сопротивляющийся или отвечающий с неохотой интервьюер раскрылся. «Мне бы очень помогло понимание традиций, с которыми я столкнусь, и стилей людей, с которыми буду работать. Не могли бы вы уделить пару минут для разъяснения этих вопросов?»
Подстройте свой стиль под стиль интервьюера
Это не значит, что вам необходимо становиться полнейшим размазней, когда вы на собеседовании с безвольным интервьюером, но, столкнувшись с подобным человеком, вероятно, следует немного сбавить тон, который может стать «фактором, затрудняющим продажи».
Поэтому вам следует быть внимательнее к подходу, гласящему, что все собеседования одинаковые. Да, работодатели хотят видеть уверенных кандидатов и трудолюбивых сотрудников. Но потратьте время на то, чтобы осмотреться в любом офисе, который вы посещаете. Все выглядят расслабленными? Тогда не заходите так, будто дом горит! Вы можете похвастаться результатами, которых достигли и без того, чтобы всех пугать.
В то же время, если вы совершенно не горите желанием лезть на рожон, слегка пассивны и непринужденны, а атмосфера в комнате, как в бойлерной, вероятно, вам это не подойдет, даже если компания действительно ищет «бухгалтера, ориентированного на детали».
Наблюдайте за языком тела интервьюера
Вам также следует обращать внимание на реакцию интервьюера на то, что вы говорите: не только на ответы, которые вы даете, но и на вопросы, которые вы задаете. Слушайте вербальные подсказки и наблюдайте за языком тела, это часто расскажет вам, как на самом деле обстоят дела. Если очевидно, что вы взяли неправильную нотку, вам, возможно, даже захочется сказать что-то вроде: «Извините. Похоже, этот вопрос поставил вас в неловкое положение. Возможно, это не та область, о которой вы готовы говорить?» Опять же, вы не хотите упустить потенциальную работу только из-за того, что были чересчур агрессивны во время собеседования.
Если вы знаете, что искать, тогда можно получить дополнительные подсказки с помощью языка тела интервьюера.
– Нехватка визуального контакта обычно является признаком неискренности или в лучшем случае дискомфорта: «Мистер Интервьюер, вы планируете произвести сокращение сотрудников?» (оп, хлоп, хлоп, хлоп…) «Ах, нет, Джим. Итак, как насчет спроса Беарза?»
– Поднятые брови показывают недоверие или даже легкое презрение:«Правда?» / «Вы не это имели в виду, не так ли?» / «Эй, парень, как ты это вычислил?» / «Ты ведь не рассчитываешь на то, что я на это куплюсь, правда?»
– Улыбка в неподходящий момент может быть признаком дискомфорта или показателем полного отсутствия соответствующих социальных навыков!
– «Закрытые» позиции рук – сжатые кулаки, руки, сложенные крест-накрест, – нельзя рассматривать как положительные знаки. Они также могут быть признаком скуки или негативного отношения.
– Интервьюер, который сутулится или прислоняется к стулу, вероятнее всего, показывает неуважение (высокомерие) или незаинтересованность. Это в определенном смысле сигнал к тому, что вам нужно задать вопрос, чтобы вернуть его в разговор и обратить внимание на вашу кандидатуру.
– Если интервьюер машинально что-то чертит или рисует, грызет карандаш, почесывается, играет с руками, передвигает вещи по столу или выглядит отвлеченным, то это типичные признаки нервозности. Не воспринимайте эти знаки как нечто большее, чем проявление нервов, до тех пор, пока что-либо еще не укажет вам на обратное. Опять же, задайте вопрос, чтобы вернуть внимание к вашей персоне, или еще лучше спросите о нем – каждый любит поговорить о себе (особенно не слишком опытный интервьюер, который нервничает из-за того, что проводит собеседование с вами, верите вы в это или нет!).
Говорите кратко и по существу
Если ваш вопрос настолько длинный, что даже вы не помните начало к тому моменту, когда достигнете его конца, что же вы тогда ожидаете от бедного интервьюера? Задавайте по одному вопросу, а не серию вопросов, замаскированную под конструкцию с обилием придаточных предложений. Затем сделайте уточнение с помощью равнозначных и специальных вопросов, чтобы получить больше информации.
Примите должность
Даже когда мой брат Кен был относительно низкоуровневым продавцом в его предыдущей компании, он постоянно говорил о том, что «мы» делаем и как «мы» делаем и каковы «наши» перспективы. Несмотря на то что он был далек от руководящей должности, пока работал в этой компании, его использование местоимения «мы» определенно оставляло хорошее впечатление, так как создавало иллюзию, что он участвует в решениях… хотя он вообще не принимал участия ни в одном из них!
И, скорее всего, это сработало. Его последняя должность – президент по продажам.
Учитесь у моего брата. При возможности признайте, что вы уже согласились на эту работу, и задавайте соответствующие вопросы: «Мистер Бейнс, какую серьезную проблему мы с вами будем решать в первую очередь?», «Мисс Линдон, с какими сложностями нам предстоит столкнуться в следующем году?», «Мистер Джонсон, какие три основные цели вы ставите перед моим отделом?»
Не задавайте вопросы, показывающие ваше безразличие…
…или недостаток хорошо проведенной исследовательской работы, плохое чувство вкуса или странное чувство юмора. И не задавайте вопросы, которые являются очевидной глупостью:
Имеет ли значение то, что я специализируюсь на религии?
Кто назвал компанию?
Считаете ли вы, что Пуэрто-Рико должен стать 51-м штатом?
Следует ли мне выщипать брови?
Не задавайте вопросы, демонстрирующие ваши дурные манеры
Хмм, Rutigliano, это итальянский, не так ли?
Буду ли я работать с людьми, болтающими на другом языке?
Будут ли у моего начальника проблемы с выполнением моих инструкций? В конце концов, я успешно окончил Массачусетский технологический институт и понимаю, что он еле окончил Школу Джимми Дина по системам кондиционирования воздуха и изготовлению колбас.
Не ставьте интервьюера в явно неудобное положение…
…задавая вопросы, которые бестактны, безграмотны или просто очевидно странные, как те, что указаны выше, или слишком личные («Расскажите мне о своем детстве», «Вы женаты?»), слишком отчаянные («Мне срочно нужно заплатить аренду до следующей пятницы. Если вы предложите мне работу, смогу ли я получить заем до того, как приступлю к ней?») или чересчур надменные («У меня возникло несколько проблем с предложением. Так как, очевидно, вы ничего не решаете, могу ли я поговорить с кем-нибудь из начальства, кто мог бы предоставить мне все необходимое?»).
И избегайте вопросов, которые имеют лишь слабое отношение или даже не имеют ничего общего с работой, отделом или компанией. Они могут включать такие вопросы (но не ограничены ими), как приглашение на свидание, выяснение установленных перерывов на перекур, или же такие, после которых даже самый понимающий интервьюер будет вынужден позвать охрану и заставить вас покинуть помещение, где проходило собеседование, а еще лучше пределы штата.
Не доносите отрицательное отношение до сознания интервьюера
Нет ничего предосудительного в том, чтобы интересоваться нормальным графиком работы до тех пор, пока вы не скажете: «Мой бывший начальник требовал, чтобы я работал по субботам. Вы же не будете ожидать этого от меня, не так ли?» О да, вы так преданы идее.
Как я уже отмечал, некоторые вопросы неуместны только тогда, когда задаются в неподходящий момент. Когда вам предложили работу, вполне ожидаемо, что вы захотите узнать все о предложенных вам льготах, расписании отпусков, праздников и обо всех других насущных предметах.
Но я крайне не рекомендую задавать вопросы об отпуске в первые пять минут собеседования.
Не рассказывайте анекдоты…
…даже если вы считаете себя очередным Крисом Роком.
Большинство из нас думают, что они намного смешнее, чем есть на самом деле, а юмор находится, выражаясь метафорически, в ушах наблюдателя. Зачем же проверять, будет ли глупая шутка стоить вам работы? Ведите себя непринужденно, не стесняйтесь улыбаться или даже предложите забавный (или как минимум не слишком серьезный) комментарий, если он вполне вписывается в ход беседы. Но помните, что вы здесь для того, чтобы убедить их нанять вас и понять, хотите ли вы, чтобы вас наняли, а не на прослушивании для выступления в «Лафф Фактори»[2].
Никогда не позволяйте им увидеть, что вы вспотели
Не задавайте вопросов, в ходе которых будет очевидно, что вы в отчаянии… даже если вас выгнали с предыдущей работы!
Я заметил кое-что странное во время моих свиданий. Когда я был молод, одинок и ГОЛОДЕН, я словно бы посылал флюиды: «Внимание! Внимание! Женщины, берегитесь! Отчаянный бакалавр рыщет в поисках жертвы». Вскоре после того, как я женился, я был со своими друзьями и заметил, что выгляжу как рок-звезда. Фактически каждая одинокая женщина в баре улыбалась мне, посылала напиток за свой счет, открыто демонстрировала, что я ей интересен.
Что за черт? Я никогда не был альфа-самцом, и мои (хорошо, не самые превосходные) внешние данные ничуть не изменились. Джорджу Клуни не стоит беспокоиться о том, что я заберу себе всех одиноких женщин. Что же, мое полностью антинаучное, любительское и безосновательное предположение таково, что те же самые флюиды, которые просто кричали об отчаянии, сейчас посылают успокаивающие, счастливые, связные сигналы… и люди отвечают на них так, как вы и ожидаете.
Интервьюеры, мужчины они или женщины, будут реагировать так же. Будьте безнадежным, думайте безнадежно, и вы наверняка войдете к ним, посылая сигнал: «Буду работать на кого угодно, выполнять все что угодно, ничего не требуя».
Это не то послание, которое хотят получить работодатели, и, я полагаю, не то, которое вы хотите им послать.
Это также становится фактором, когда вы пытаетесь найти работу, любую работу, и, несомненно, обладаете слишком высокой квалификацией для той, которую просите. Трудно симулировать интерес к работе, которая вам безразлична. Выбрали ли вы «надежный» колледж, когда были старшеклассником, тот, в который, как вы вычислили, не составит труда поступить, если в тех местах, где вы действительно хотели учиться, откажут вам? Кто-либо из вас получал отказ из надежных школ? Возможно, когда вы проходили там собеседование, вы бессознательно посылали им сигнал о том, что они являются вашей надежной школой! Ни один работодатель не хочет сотрудника, который «просто хочет работу, любую работу».
Помните, это улица с двусторонним движением
Невозможно провести вас за руку через всю серию вероятных вопросов – умных или не очень – по одной простой причине: специальные вопросы, которые вы выбираете, должны быть попыткой переопределить работу, так что они должны четко соответствовать вашей квалификации. Позвольте объяснить.
В очень больших компаниях названия должностей и их описания выглядят, будто их высекли на камне. Но чем меньше компания, тем более вероятно, что они являются ворохом всевозможных обязанностей, которые вряд ли сможет выполнить один человек. Или не так: словно один человек достаточно квалифицирован для их выполнения. Таким образом, особенно в небольших компаниях (но также и в тех, что крупнее) вам захочется переделать определение работы, которую, как думает работодатель, он предлагает вам, так, чтобы она больше совпадала с имеющейся у вас квалификацией.
Позвольте показать вам пример того, как это может работать. В моей издательской компании Career Press семь редакторов. Один занимается исключительно приобретениями, это означает, что он находит книги, которые компания собирается напечатать в каждый сезон (или как минимум разрабатывает список, из которого эти книги можно выбрать). Другие шесть вовлечены в производство, от работы с авторами над их рукописями по общим вопросам (предполагая, что они передвигают главы, убирают примеры, добавляют перечни и т. д.) до подробной редактуры, корректуры, разработки дизайна книги в определенном формате и выпуска книги в типографии.
Не так давно нам нужно было нанять нового редактора. Главный редактор хотел найти ответственного человека, который мог бы заниматься основным редактированием каждой приходящей рукописи, потом передавать ее другому редактору, который работал бы с автором более детально, в общем, редактирование линия за линией.
Но потом пришла Джинни и сказала: «Смотрите, я не могу редактировать в общепринятом смысле. Фактически я вообще не такой редактор. Но я лучший форматер, которого вы когда-либо видели. Вместо того чтобы нанять редактора общего профиля, почему бы вам не дать остальным редакторам больше времени заниматься редактурой, а я буду тратить все свое время на разработку книг, планирование и печать?»
Если бы это произошло в другом месте, особенно в крупных издательских домах, таких как Random House или Simon & Schuster, главный редактор, наверное, сказал бы: «Спасибо, но нет, еще раз спасибо». Однако некоторые маленькие издательства (такие как Career Press), возможно, потратят время на то, чтобы принять подобные изменения в планах.
Джинни, которая даже отдаленно не обладала той квалификацией, которая требовалась, дала себе шанс получить работу, предложив редактору перераспределить работу таким образом, чтобы она соответствовала ее квалификации.
И в действительности это сработало. Она – великолепный сотрудник!
Быть подражателем – это нормально
Не стесняясь, берите некоторые из типичных вопросов для собеседований, которые вы ожидаете от интервьюера, и задавайте их сами:
Какие сильные и слабые стороны у вашей компании (отдела)?
С каким последним испытанием столкнулся отдел? Как вы и ваша команда справились с ним?
Можете ли вы рассказать мне об успешном проекте и как вы справились с ним?
Можете ли вы рассказать о недавних проблемах, с которыми столкнулись, и как вы (как команда) преодолеваете их?
Какое ваше определение успеха? Как вы определяете неудачу?
Если бы вы могли изменить одну вещь в том, как работает отдел (или структурирован, или управляется, или корректируется), что бы это было?
Как часто вы и ваша команда общаетесь вне рабочее время? Активно ли поощряются подобные мероприятия? Допускаются? Осуждаются?
Просите работу, если вы ее хотите
Чем больше работа нацелена на продажу (чем больше интервьюер и традиции рассматриваемой компании подходят типу А), тем более агрессивны вы должны быть, чтобы завершить торги. Недостаток настоящей агрессии в подобных ситуациях, возможно, станет достаточной причиной, чтобы не предлагать вам работу вообще.
Я думаю, вы всегда должны попытаться заключить сделку, пока задаете вопросы, но в этом случае это фактически приказ: «Я постарался сделать мое резюме и сопроводительное письмо запоминающимися. Очень рад, что вы оценили подобную креативность. Будет ли подобная нестандартность цениться на данной должности?»
Факторы, портящие собеседования
Я собираюсь принять тот факт, что вы уже побывали на достаточном количестве собеседований (или, если вы недавний выпускник, что вы прочитали достаточно книг по прохождению собеседований) для того, чтобы знать, что существуют правила, которых следует придерживаться во время собеседований. Поэтому я не собираюсь обсуждать большинство из них здесь.
Но существует список правил «нет, ни в коем случае нельзя!», которые настолько важны, что невозможность избежать их может обречь на неудачу любые ваши попытки добиться работы – еще до того, как собеседование начнется. Воспринимая их серьезно, я полагаю, что будет благоразумно вам о них напомнить.
Для многих интервьюеров ваше опоздание является немедленной причиной для отмены собеседования. И не имеет значения, что вас подвела дорожная ситуация, или ваша кошка выплюнула комок шерсти, или вы просто заблудились в лифте.
Быть вовремя совсем не означает мчаться в последние секунды в надежде успеть. Многие интервьюеры соглашаются с тренером футбольной команды «Нью-Йорк Джайентс» Томом Кофлином – опоздать означает не прийти на 15 минут раньше.
Неухоженный внешний вид часто служит причиной отказа. Использование слишком большого количества духов или одеколона, такое, что задыхающемуся интервьюеру приходится устремляться к окну, также создает плохое первое впечатление. Как и использование макияжа большего, чем у модели на подиуме, звон мелочи в кармане или переизбыток браслетов и колокольчиков, а также попытки произвести впечатление мелированной стрижкой индейцев-могавков[3].
Подходящий наряд тоже очень важен. Мужчинам следует надевать белую или светло-голубую рубашку, консервативный костюм, шелковый галстук и блестящие туфли. Женщинам – темный костюм и туфли.
И никому не должно прийти на ум надеть галстук, светящийся в темноте, футболку, предлагающую что-либо (но особенно не откровенную!), или другую подобную одежду, подразумевающуюся как «удобная и расслабленная» (если только вы не чувствуете себя расслабленно и удобно в двубортном пиджаке).
В случае если вы не поняли (где вы были?), курение не является больше приемлемым поведением… где бы то ни было, в какое бы то ни было время. И не обманывайте себя – тот факт, что вы не прикуриваете сигарету во время собеседования, еще не означает, что никто в комнате не знает, что вы курите.
Естественно, если вы решили покурить во время собеседования (как некоторые люди в моем офисе), вы можете спуститься вниз к входной двери прямо сейчас. Просто не планируйте потом подняться обратно.
Не курите, даже если интервьюер подкуривает сигарету и предлагает вам сделать то же самое.
Должны создаваться новые реалити-шоу, показывающие эксцентричное поведение людей, пришедших на собеседование, как они жуют, отрыгивают, чешутся, ругаются, плачут, смеются и кричат, прокладывая свой путь в наши сердца. Интервьюируемые появлялись пьяными или под кайфом, приводили с собой своих матерей, засыпали и даже удалялись в ванную и никогда не возвращались.
Держать свой телефон включенным во время собеседования также считается неприемлемым. Вообще-то отвечать на звонки или совершать их рассматривается как ненормальность.
Помните, о чем без сомнения думает интервьюер: «Если это ваше лучшее поведение, что (о, ужас!) ожидать от вас дальше?»
Если вы лжете о чем-либо, особенно о том, где и когда работали, чем занимались или где и когда (или даже если) вы посещали колледж, вас разоблачат. Не имеет значения, насколько низкосортна работа, существуют определенные затраты, связанные с наймом кого-либо для ее выполнения. Поэтому компании найдут время, чтобы проверить все рекомендации. И чем выше звено в пищевой цепочке, тем более тщательными будут исследования.
Даже если ложь несущественна, сам факт того, что вы солгали, практически во всех инстанциях будет расцениваться как повод к дисквалификации. Нехватка определенных навыков или опыта, возможно, не лишит вас вероятности получить работу. Но солгав, вы будете исключены из списка кандидатов на занимаемую должность.
В то время как честность может стать лучшим (и единственным) правильным курсом. Совсем не обязательно делиться всем с вашим интервьюером и обо всем ему рассказывать. Он не ваш священник, и вы не на исповеди. Все, чем вы занимаетесь в частном порядке у себя дома, это не то, чем следует делиться.
Поэтому будьте достаточно умны, когда вас спрашивают о том, что интересует вас в работе, и не отвечайте вроде: «Гек, мне просто нужна работа, приносящая прибыль. Я слишком много должен по моей кредитной карте».
Не недооценивайте влияние языка вашего тела на интервьюера. В то время как многие люди не имеют в виду того, что говорят, или говорят не то, что имеют в виду, их невербальные действия выявляют, что именно они чувствуют. Согласно исследованиям, больше половины того, что мы пытаемся передать во время общения, принимается на невербальном уровне.
Для большинства интервьюеров тот факт, что вы не можете посмотреть им прямо в глаза, говорит о том, что вам есть что скрывать. Так же, как и чрезмерная суетливость или нервозность. Поприветствуйте интервьюера крепким рукопожатием, взгляните ему или ей в лицо и, конечно же, посмотрите в глаза. Прерывание зрительного контакта также необходимо. Пристальное разглядывание в течение более чем нескольких секунд заставит интервьюера нервничать.
Таким же образом интервьюеры ищут людей, которые полны энтузиазма касательно своего дела, поэтому вздыхать, глядя в окно, или постоянно поглядывать на часы во время собеседования не рекомендую, это не создаст благоприятного впечатления. Если вы не выглядите заинтересованным в работе, почему они должны быть заинтересованными в том, чтобы нанять вас?
Однажды один кандидат сказал мне почти через пять минут после начала нашего собеседования: «У меня есть еще три предложения. Что вы конкретно можете для меня сделать?»
Я показал ему, где находится выход.
Да, вам нужно быть уверенным в себе, воодушевленным и веселым (и смелым, и доходчивым, и почтительным…), но это может быть, как явно показывает данный пример, уже слишком.
Интервьюер задает, по его мнению, простой вопрос, а вы ведете себя так, будто вас обвинили в преступлении. Начинаете потеть, мяться, мямлить и пытаетесь сменить тему разговора.
Что вы скрываете? Это то, о чем задумается интервьюер. И если вы в действительности ничего не прячете, то почему вы ведете себя так, будто оправдываетесь?
Собеседование во время ланча является ситуацией, чреватой опасностями. Шумное заглатывание спагетти или вытирание соуса барбекю с галстука попросту говоря малопривлекательны, даже если вы таковым и являетесь. Заказ самого дорогого (или самого дешевого) блюда в меню посылает нежелательный сигнал. И что произойдет, если французское блюдо, название которого вы не перевели, но все равно заказали, вдруг окажется жареными мозгами?
Если вы не можете избежать собеседования во время еды (а я бы определенно попытался это сделать), пользуйтесь своим здравым смыслом. Закажите что-нибудь легкое и по разумной цене – вы же здесь не для того, чтобы поесть, не так ли? Помните, чему учила мама: держите локти подальше от стола, не говорите с набитым ртом, положите салфетку на колени. Не пейте алкоголь (даже вино), не курите (даже если тот, кто вас пригласил, курит), не жалуйтесь на еду (даже если она была плохой) и не забывайте, что это все еще собеседование!
Хотя многие интервьюеры не принимают во внимание неподходящую одежду, неряшливый внешний вид или чрезмерную откровенность, скопление двух или более подобных факторов может заставить даже самого чуткого собеседника задуматься о вашей пригодности. (Некоторые вещи, конечно, такие как нечестность, могут также привести к моментальному и откровенному: «Спасибо… пожалуйста, не звоните нам».)
Нормально ли делать заметки?
Полагаю, что смогу найти одинаковое число рекрутеров, руководителей и интервьюеров, которые склонялись бы к обоим вариантам ответа на этот вопрос. Конечно, в порядке вещей, если интервьюер делает заметки, поэтому, как я полагаю, это нормально и для того, кто проходит собеседование. Не просто нормально, но даже приветствуется.
Почему? Вот несколько причин.
Во-первых, вы не сможете запомнить абсолютно все, какая бы хорошая память у вас ни была. И пока вы точно хотите запомнить, что вы сказали, что он сказал, что выглядело правильным, что походило на неправильное, звания, номера… все бесчисленные вещи, всплывшие во время собеседования. После того как вы спросите разрешения, я уверен, ваши записи станут абсолютной потребностью.
Во-вторых, это необходимо для ваших последующих действий. Я подталкиваю вас на написание кратких заметок относительно каждого человека, встреченного вами на собеседовании, от секретаря в приемной до человека, принесшего вам кофе, и более целенаправленных и длинных записей обо всех тех людях, с которыми вы проходили само собеседование. Как вы можете быть уверены в правильном написании всего того большого количества имен, званий и тому подобной информации без хороших заметок? Как вы можете убедиться, что (опять же) ответили на возражения, которые могут быть ключевым препятствием при приеме на работу? Как вы сможете умаслить коллегу, который выглядит не очень уж дружелюбно к вашей кандидатуре, возможно, даже завидует, потому что он хотел (или ожидал) эту работу?
В-третьих, вам могут потребоваться заметки во время самого собеседования, когда вы бегло набрасываете вопрос, который не хотите забыть (пока интервьюер продолжает монотонно бубнить), тему, которую вы хотели бы поднять, или пример, на котором вы хотели бы акцентировать внимание. Это даст вам возможность в нужный момент вставить замечание, что может стать полезным в будущем, даже в самом конце собеседования.
Я полагаю, что многие, если не большинство интервьюеров, воспримут то, что вы делаете заметки, как признак профессионализма и проявление серьезности до тех пор, пока вы не притащите с собой iBook[4] или PalmPilot[5] и не уткнетесь в него носом на все время.
Вы должны войти с записями: вопросами, которые вы хотите задать, детальными заметками по финансам, особыми моментами, которые вы хотите подчеркнуть, и исследовательскими данными, которые вы хотите включить в ответ или вопрос. Предоставленная возможность интервьюеру привыкнуть к вашему «консультированию с заметками» делает намного легче процесс получения разрешения делать заметки в ходе самого собеседования. Но будьте осторожны. Вы же не хотите выглядеть «ссылающимся на заметки» каждый раз, когда интервьюер задает вопрос: «В какой колледж вы ходили, Джим?» – «О, минутку, позвольте мне просмотреть мои заметки».
Лично я предпочел бы аккуратный ежедневник, извлеченный из такого же профессионально выглядящего дипломата наряду с качественной ручкой (а не одноразовой!). Я, как интервьюер, нахожу использование ноутбука куда более отвлекающим, но это может быть вполне приемлемым в высокотехнологичных индустриях, где интервьюер может расценивать подобную технологию как что-то само собой разумеющееся (даже как плюс).
Я бы никогда не посоветовал диктофон, только если вы не собираетесь арестовать интервьюера сразу же после собеседования. Не вижу в нем никаких положительных качеств, а лишь множество вероятных отрицательных реакций на это.
Что бы вы ни использовали, помните, что основная цель собеседования – слушать, нежели говорить. Пишите как можно меньше (ровно столько, сколько вам нужно). И если вы не очень сильны в написании заметок и слушании одновременно (или делании заметок во время поддержания зрительного контакта), тренируйтесь. Никто не хочет говорить с вашим лбом.
Не сбегайте… пока еще
Мы все были на таких собеседованиях – собеседованиях, которые не срабатывают. Возможно, дело в интервьюере, или в вас, или в погоде, или это злая шутка бога. Без разницы. Собеседование не заладилось, и вы уже испытываете сильное искушение подняться, поблагодарить интервьюера и просто побежать в сторону спасительной двери.
Не уходите. Извинитесь, скажите, что вам нужен перерыв. (Да, я знаю, так обычно не делают, но сейчас мы пытаемся спасти собеседование, которое трещит по швам.) Соберитесь. Приободрите себя. Затем возвращайтесь и продавайте себя.
Вы можете не обладать достаточной квалификацией для этой работы, собственно, поэтому собеседование и не удается. Но это еще не означает, что в этой компании нет иной работы или ее нет в другой компании, которую знает интервьюер. Проведите эту сделку.