§ 1. Общие сведения
Опустим прелюдии и займёмся практикой! Прелюдия – это тоже практика, но сначала это прелюдия, а потом уже практика. Ездить по ушам ты и сам умеешь, мой яснокрылый друг, и посему ни слова лишнего! Ни слова мимо того, что относится к теме «Как издать и продать Самиздат»!
Данные советы составлены на основании множества личных опытов. Они честно отражают Ситуацию в книгоиздании России на сегодня. Я не примериваю на себя роль объяснителя описанных процессов. Описанные процессы нельзя полностью объяснить, несмотря на опыты!
Знание № 1
Сегодня востребованы только большие печатные формы – романы или повести. Рассказы, стихи, новеллы, сборники статей – их не издаст ни один «гонорарный» издатель. И их не возьмет на реализацию ни один магазин. Только романы и повести! Объем книги не меньше 10 авторских листов. Поэтому, тебе край надо роман или 2–3 повести, которые можно объединить под обложкой одной книги. Впрочем, можно издать свой рассказ (например) объёмом 0,5 авт. л. за свой счёт. И раздать книжечку по знакомым.
У меня есть книга под названием «Катя. Роман на 22 страницах». «Романом» он стал благодаря отзыву главного редактора «АСТ», но по факту в произведении 26 тыс. зн. Книгу продают магазины, включая магазины «бумажные», это то самое исключение из правил. Мне понадобилось издать две полновесные книги общим объемом 1 миллион 100 тыс. зн., чтобы таким исключением стать. К слову, вот в этом пособии, что ты сейчас читаешь – около 110 тыс. знаков.
Рис 2. Скриншот из Яндекс; иллюстрирующий абзац выше!
Это 40 000 знаков, что считаются вместе с пробелами. Открываешь в Word 1997–2003 инструмент «Сервис», там есть кнопка «Статистика». Надо кнопку нажать. И количество знаков разделить на 40 000.
Знание № 2
Никогда не выпускай в свет рукопись без редакции. Литредакция – дорогое удовольствие. Но проблема не в деньгах! Фишка в том, что в 99 % случаев тебе попадется редактор, что не умеет редактировать. Вокруг одни тупицы, навяливающие свои услуги. Тебе же нужен эксклюзив, что уловит твои настроения и твой стиль!
Если талантливых авторов вагон и тележка, то талантливых редакторов единицы. Эксклюзивы стоят дорого и их нелегко уговорить взяться за работу, даже за хорошие деньги. Но их работа стоит тех денег! Со мной случилось Чудо, я встретил Инну Коваленко – редактора, что родилась на стыке Эпох: советской и постсоветской. Зарабатывает Инна другим, но с Детства любит Слово. Она – редактор всех моих художественных книг!
Рис. 3. На фото: Инна Коваленко! Окончила Днепропетровский Государственный Университет, филологический факультет.
Говорит Инна: «Слово – это то, что не перестает меня удивлять, увлекать и вдохновлять. Как читателя, критика или автора. Книги с детства были важной частью моей жизни. Ощутив один раз вкус к Слову, практически невозможно отказать себе в удовольствии продолжать эту игру. Собирать панно историй, давать жизнь чувствам, поступкам, мыслям, подбирать краски… Начиная работу, ты еще не знаешь, что тебя ждет – подчинится ли тебе Слово или ты подчинишься ему, игра или борьба – в этом и есть вкус…».
Я и сам выступал тем самым эксклюзивным редактором. Два раза в жизни.
Сначала со мной связался Александр Виноградов – русский парень, что 10 лет служил легионером, во Французском иностранном легионе. До сих пор живет в Париже, остался там после выхода в отставку. Он написал книгу о своей службе и искал литредактора. Я получил материал и почитал, это было интересно, но язык был ужасным! Иногда одно предложение равнялось одной странице. Описки, отсутствие знаков препинания, неправильные фразеологизмы, но… это был классный интересный материал!
Я помог ему, переписал половину его книги на нормальный русский язык. + придумал коммерческое название! Парень был в восторге. Вторую половину работы мы не завершили, так получилось. Сейчас я об этом жалею, материал на самом деле уникальный!
Рис. 4. На фото: Александр Виноградов!
Говорит Александр:
«На фото я и мой "официальный фальшивый" французский паспорт, сделанный легионом на вымышленную, "фальшивую" фамилию VASILEV Sergey (Васильев Сергей) для командировок за границу».
Потом была редакция повести «Люба» (ныне в составе книги «Безумные сказки Андрея Ангелова -1»). Её написал талантливый парень Юрий Кривцов, он работает в далёкой от книг области, но вот… сочинил! Повесть меня сразу взяла «за яйца», и по мотивам мы с ним написали киносценарий! А саму повесть как прозу – я отредактировал и выпустил в составе помянутой книги.
Рис. 5. На фото: Юрий Кривцов!
Говорит Юрий: «Профессия: менеджер. Знак зодиака: рыбы. Любимая книга: «День шакала» Фредерика Форсайта. Любимый фильм: «Клеопатра» Джозефа Манкевича. Мне часто снятся забавные сны. Иногда они материализуется в повести и рассказы».
Корректор. Человек, который вычитывает ошибки, описки и пропущенные запятые. Если ты пишешь грамотно, и 2 раза полностью вычитал текст От и До – после редакции, то корректор тебе не нужен!
Если же дар писать грамотно тебе Господь не дал, а профессионального корректора поблизости нет-то не расстраивайся:
Есть вариант проверить текст встроенной проверкой орфографии Word’a.
Есть вариант попросить вычитать текст знакомого учителя русского языка.
Если по чесноку-то Word часто тупит и, зачастую, не знает элементарных слов. А учителя русского не все грамотные. Но озвученные варианты лучше, чем ничего. Впрочем, можно корректора нанять, но… его работу проверить невозможно! Поэтому если нанимать, то человека, у которого есть совесть и об этом ты знаешь точно.
Самый гениальный текст, написанный с множеством ошибок и описок, вызовет отрицательные эмоции даже у самого лояльного читателя!
Знание № 3
Помимо собственно текста рукописи – тебе ПРИДЁТСЯ написать концепт, логлайн и синопсис твоего произведения. Это просто надо!
– Кому надо?
Не кому, а зачем. Скажем так, надо, конечно же, тебе. Для того, чтобы не быть лохом:
Твоей книгой может заинтересоваться режиссёр или продюсер. И даже если «заинтересованное лицо» прочтёт само произведение целиком, то для запуска проекта в производство без синопсиса и концепта никак!
Ты захочешь или у тебя попросят перевести книгу на другой язык. Ни один переводчик не возьмётся за работу, пока в целом не узнает, о чём текст!
Сам процесс написания дополнительных документов – позволит тебе самому понять, о чём же твоя книга. А также «пролистать» её перед глазами, проверяя логические связки сюжета.
Некоторые пишут синопсис перед написанием произведения, дабы не путаться в процессе написания.
Синопсис – это краткое изложение сюжета на 2–3 страницах. Где ты описываешь события, что произошли с твоими героями от начала и до конца. Без излишних деталей, чтобы была видна суть.
Концепт – это Идея твоего произведения длиной в 1 страницу.
Логлайн – это твоя книга, выраженная 1–2 предложениями. Обычно не более 25–30 слов. Логлайн призван ответить на вопрос: О чём произведение?
Пример логлайна ангельской сказки «Оплошка»: «История о том, как Оплошность обаятельного вора-карманника привела к личной встрече Иисуса и дьявола. Здесь автор подошел к границам Абсурда, а может, и перешёл их…».
Знание № 4
Не верь своим ушам! Даже когда тебя просит поверить сам издатель! У меня было так с Бабенко В. Т. – одним из руководителей «Книжного клуба 36.6». Это случилось задолго до начала моей самиздатовской деятельности.
Творческая встреча неизвестных авторов с В. Т. Авторы задавали вопросы по поводу издания. Кратко описывая свои форматы и жанры. Бабенко – мужик прямой, и всем отвечал ёмкое «нет». Когда я взял слово – то спросил: «Интересна ли издателям вообще такая-то тема?». Имея в виду как раз «Оплошку» (ныне в составе книге «Безумные сказки Андрея Ангелова -1»). Бабенко вскочил, тогда как я сел, отдав микрофон. В. Т. попросил немедленно прислать ему эту сказку! На личный адрес!
Рис. 6. На фото: Бабенко В. Т. (слева) и Андрей Ангелов. «Библио-Глобус», обмен визитками!
Бабенко В. Т. это не издатель, а зам. главы оптовой фирмы, что занимается дистрибуцией книг. (Пусть официально его должность звучит «главный редактор»)[2]. И собственно издание книг – это не их основной профиль! Как я позже узнал. И если тебя просят прислать рукопись – сначала узнай точно, кто просит. И только потом питай или не питай иллюзии. Между «Эксмо» и «Книжный клуб 36.6» есть разница, – поверь.
Может случиться и такое, что… Некто попросил тебя прислать рукопись. Естественно, ты всем всё высылаешь без лишних вопросов! Ты ещё не СТАЛ, чтобы даже вопросы задавать, и всегда тебя греет мифическая надежда… хрен знает на что, только надежда – такая штука, что греет без всякой мотивации. Ты отослал Некту рукопись, он получил и замолчал. Ну и ладно, ты уж и забыл. А через несколько лет или даже месяцев увидел случайно свою повесть в виде печатной книги или фильма. И авторство там не твоё! И не докажешь, и не вспомнишь… Да и зачем вспоминать, кому и что ты высылал, когда твои тексты просто так валяются на «Проза. ру»! А их «Электронное свидетельство о регистрации» – это электронная туалетная бумага.
Знание № 5
Сейчас издаться с выплатой гонорара – автору невозможно. Личные связи в «Эксмо» – не в счёт и не гарант издания.
А если возможно – то гонорар будет 30–40 тысяч рублей. А права на книгу отберут на минимум 5 лет.
«В связи с банкротством «АСТ» в 2012 году – на рынке грядут перемены. И сейчас везде тишина, все выжидают. И больше никаких авансов даже части ТОП-авторов не будет. Будут все работать по принципу ЛитРес: когда книга продается, тогда автор-издатель-магазин, каждый, получает свой процент. Так, как давно уже работает запад»
И не факт, что книгу не похоронят на книжных складах. Издадут тебя только в том случае, если твоя книга подпадает под серию. Если серия не нашлась – то жди, когда найдется.
Хоть до конца жизни.
Есть, правда, вариант самому придумать серию, и написать хотя б две полноценных (каждая не менее 10 а. л.) книги. А лучше три или четыре, с обещанием развить серию в двенадцать томов! Именно так, в итоге, пробился Б. Акунин, который довольно долго ходил по издательствам со своим Фандориным. Прежде, чем издатель в него поверил!
Это авторский гонорар за книгу и проценты за каждое её переиздание. Раньше, вплоть до 2012 года, было так: автор писал книгу и продавал права на неё издательству. Издатель платил автору аванс, а через некоторое время и основную сумму. Беря на себя все риски по продажам и раскрутке! Суммы гонораров за книгу, средним объемом 10–12 авторских листов, начинались от 30 тыс. рублей и заканчивались миллионом рублей.
Но лично я не думаю, что авансовая система вообще канет в Лету. Сейчас поделят «АСТ» и наследие сети магазинов «Буква», и всё придёт к какому-то компромиссному варианту. Кто-то будет на процентах, кто-то на авансах, по-разному.
Знание № 6
По сему знанию есть два мнения. Одно авторское, другое издательское. Каждое мнение здесь взаимоисключает другое. Приводим оба.
А. Ангелов: Некоторые рассматривают издание своего произведения в Сборнике разных авторов. Такое издание – это творческие похороны автора. Самое печальное то, что зачастую авторы принимают похороны за крестины.
В. Бебко: Не согласен! Многие авторы стали известны как раз благодаря публикациям отдельных небольших произведений в периодике и сборниках. Ещё у всех в памяти легендарные «Новый мир», «Октябрь», «Дружба народов», «Нева», «Роман-газета», «Юность» и многие другие, благодаря которым миллионы читателей впервые узнали многих выдающихся авторов своего времени. Не каждый автор имеет достаточный объем качественного материала, для издания отдельной серьезной книги. А продать небольшую брошюру сложно.
Мистер Объективность: Доля правды есть в обоих высказываниях. Но лишь доля. Озвученные В. Бебко журналы, по большей части, ныне почти не дышат. А те, которые дышат, печатают только известных авторов, правда, есть вариант издаться «по знакомству». И тогда о тебе узнают люди, пусть не в масштабе СССР, но гарантирован масштаб читателей, что до сих пор оформляют подписку на Почте.
А. Ангелов тоже не до конца прав. Просто потому, что издание в сборнике разных авторов – это лучше, чем рукопись лежит у тебя в столе. При любом раскладе лучше!
Знание № 7
Все самиздатовцы ищут литературных агентов! А в РФ нет литагентов как института инфраструктуры бытия писателей. Такими агентами работают люди, что: либо сами редакторы, либо когда-то были редакторами, либо имеют родственников и знакомых среди редакторов. Их ставки от 10 % до 30 % от авторского роялти. На западе есть специальные «Офисы литагентов», куда можно прийти и предложить себя как автора и/или свои рукописи. Не факт, что с малоизвестным автором согласятся работать, но у автора есть куда прийти! В России прийти некуда.
Мне знакомы два таких агента в Москве.
Олег Трубников – бесчестный сукин сын и проходимец. Работал продюсером в кидальной конторе «Ментор-синема». Имеет, по его словам, каких-то знакомых редакторов в «Эксмо», что внимают его советам и читают тех авторов, что им Трубников даёт. Чувак попросил у меня сразу и с ходу 3 тыс. рублей на бензин (в месяц), типа мотаться по моим делам, и пару тысяч (в месяц) на мобильный. Итого пять штук как с куста!
Как ты думаешь, куда пошёл Олег Трубников после озвученного?
Куда я его послал.
Светлана Олеговна Шевченко, в прошлом пиар-менеджер «АСТ», «Эксмо», «Олма-медиа Групп» и др.
Хорошая девушка, с которой дружим. Сама пишет сказки для детей!
Рис. 7. На фото: Светлана Олеговна Шевченко!
Знание № 8
В самом начале писательского пути нужно заливать свои произведения в блоги и на «Проза. ру». Не надо большие объёмы, которые могут напугать потенциальных читателей. 40–50 тыс. зн., максимум! Рукопись не заметят «агенты Эксмо» – но ты заявишь о себе, как об авторе. Тебе будут писать рецензии – значит, увидишь со стороны свои ошибки.
В Интернете 90 % рецензий пишут завистливые графоманы и уроды. Отделяй зерна от плевел. Кроме того, рецензии таких прифарков помогут тебе быстрее расстаться с чувствительной кожей. Такая кожа не нужна хорошему писателю, потому что всем всё равно никогда не угодишь!
К слову, на подобного рода заливках тоже можно строить пиар-компанию! Правда, без денег и/или сильных покровителей в издательстве – о твоей PR-компани узнают пара твоих фрэндов, не более.
Когда дозреешь до того, чтобы себя самиздату то запомни, что в самиздате нет ничего плохого. По крайней мере, после В. Высоцкого, В. Войновича и А. Солженицына. А если копать дальше… в глубь веков, то мы обнаружим королей и ныне всемирно известных авторитетов, что сами себя издавали! Мнения сетевых, обиженных жизнью, существ – конечно, не в счёт! Аппеляция их к самиздату в приниженном смысле – лишний повод тебя уколоть, не более. А по факту даже сетевой планктон всё знает и понимает. В Самиздате. И сам самиздаётся втихаря.