Глава 6
Где искать идеи для создания достопримечательностей
Надо мыслить, – сурово сказал Остап, – меня,
например, кормят идеи.
Одним из самых популярных туристических городов мира является Лондон. Он не раз за последние 10 лет становился лидером рейтинга популярности, составленного авторитетной компанией Euromonitor International (www.euromonitor.com). Столица Великобритании опережает Нью-Йорк, Сингапур, Бангкок, Париж, Куала-Лумпур и другие мировые центры туризма и принимает ежегодно более 15 млн туристов. Гости со всего света приезжают в Лондон полюбоваться Букингемским дворцом и Вестминстерским аббатством, Тауэрским мостом и Трафальгарской площадью, посетить собор Святого Павла, Британский музей и еще сотни музеев и памятников архитектуры и искусства разных эпох. Вдобавок к этому гостей британской столицы ждут живописные набережные, бульвары, площади и парки, уютные кафе, рестораны и пабы и, наконец, роскошные магазины.
«Но у нас не Лондон, – справедливо возразит читатель из небольшого городка. – Ни дворцов, ни парков, ни нарядных площадей. Иное историческое наследие, иная культура и уровень жизни, да и находимся мы не в двух шагах от центра Европы, а, выражаясь языком русских народных сказок, за горами, за долами, за дремучими лесами…» Чем заманивать туристов в этой ситуации?
Не будем лукавить: создать туристический поток в несколько миллионов человек в год, не имея достопримечательностей мирового масштаба (природных или рукотворных), почти нереально. Почему почти? Потому что в жизни всегда есть место подвигу. Или чуду – кому как больше нравится. В конце концов, все шедевры были кем-то когда-то созданы. Однако вернемся к дню сегодняшнему.
Во-первых, посмотрите примеры 77, 79, 82, 87, 97, 98, 132, 135, 140, 161, 164, 309. В них использованы очень простые и доступные ресурсы. Нужно просто взять и сделать. Не боги горшки обжигают.
Во-вторых, далеко не всегда туристы отправляются в путешествие ради знакомства с великими творениями.
Нередко стимулом к поездке служит стремление развеяться, отключиться от работы и повседневного быта, окунувшись в новую атмосферу, получить свежие впечатления. Эти простые человеческие желания дают шанс в туризме даже тем городам и весям, где с достопримечательностями негусто. Правда, для того, чтобы привлечь тысячи россиян из соседних регионов (миллионы иностранцев пока подождут), придется вложить много сил в создание интересных объектов и не отказываться от этой затеи, если через год-два гостей окажется по-прежнему мало. Дело в том, что привычки туристов формируются годами и, по оценкам специалистов турфирм, первые ощутимые результаты продвижения новых объектов проявляются года через три.
Бывает, и раньше, но это скорее исключение из правил. В туризме, как и в любом другом бизнесе, чем интереснее идея и точнее попадание в целевую группу, тем меньше срок окупаемости проекта.
Где же взять хорошую идею? Один из надежных вариантов – проанализировать чужой опыт и творчески доработать его под собственные ресурсы, стереотипы туристов и текущую ситуацию на рынке. С этим опытом вы познакомитесь в главах 6, 7 и 8. Но прежде чем вы приступите к его изучению, я хочу остановиться еще на одном очень важном моменте.
Мировой опыт показывает, что лучше создавать не одну достопримечательность, а целую серию объектов разного масштаба, ради знакомства с которыми туристы решатся отправиться в путь. Какие-то из них будут «якорями» (по аналогии с якорными арендаторами в супермаркетах), а другие – приятным дополнением (я называю их «заодно-объектами»). Общее ощущение от территории должно быть следующим: здесь много всего можно посмотреть, попробовать, узнать, почувствовать. Одним словом, целый букет впечатлений, скучать не придется. Поэтому, помимо достопримечательностей, полезно предусмотреть для туриста спектр дополнительных услуг и сервисов, которые сделают его пребывание более комфортным и интересным (подробнее о сервисе и допуслугах мы поговорим в главе 8), а также помогут решить ряд сопутствующих задач. Ведь задача «привлечь внимание к достопримечательности или городу в целом» далеко не единственная. В туризме, как и на заводе, нужно не только суметь произвести хороший продукт, но и сделать производство рентабельным.
Перечень дополнительных задач, которые следует принять во внимание, размышляя над созданием достопримечательностей и сопутствующих услуг, приведен в таблице № 7.
Таблица № 7
Кстати, про детей. Очень часто родители, приехавшие в то или иное место в отпуск или на выходные, и рады бы сходить в театр, на вечернее развлекательное шоу или ночную экскурсию, но им не с кем оставить детей. За рубежом для этих целей предусмотрены няни или детские комнаты в отелях. В нашей стране их можно встретить разве что в отелях категории «5 звезд», да и то не везде. Организаторам шоу для взрослых для увеличения потока гостей тоже полезно подумать о детях. Думаю, намек понятен…
Есть и другие сопутствующие задачи, но в таблице приведены наиболее характерные. А теперь перейдем к знакомству с успешным опытом.
Множество приведенных ниже примеров демонстрирует, что туристической достопримечательностью может стать практически все, что угодно. Вопрос в том, как обыграть имеющиеся ресурсы (см. главу 3 и таблицу № 6) и человеческие стереотипы. Популярностью у туристов могут пользоваться:
1) архитектурные решения;
2) отдельные элементы городской среды;
3) герои;
4) специалисты;
5) заводы и фабрики;
6) природные объекты;
7) музыкальные и кинопроизведения;
8) отсутствие принятых стандартов, запрет;
9) праздники, фестивали, конкурсы, состязания;
10) объекты спортивной тематики.
Рассмотрим эти блоки на примерах из российской и мировой практики.
Если не браться за возведение грандиозных построек (на них обычно денег нет), то для создания оригинального объекта можно воспользоваться одним из следующих способов:
– создать копию знаменитого объекта;
– использовать необычную форму;
– применить необычный материал;
– показать процесс и технологии строительства;
– выбрать неожиданное место;
– открыть секретные объекты.
Поясню каждый из них.
Создать копию знаменитого объекта
Копии обычно встречаются двух видов:
1) когда копируется отдельный объект и
2) когда создается копия целого «кусочка» жизни с воссозданием особой атмосферы. При этом можно варьировать масштаб, материал, угол зрения и т. д.
ПРИМЕР 59
В городе Паттайя (Таиланд) туристы охотно посещают парк Mini Siam, в котором представлены уменьшенные в десятки раз самые известные достопримечательности мира. Есть здесь и Эйфелева башня, и Тауэрский мост, и пирамида Хеопса, и Парфенон, и собор Василия Блаженного, и статуя Свободы, и храмовые комплексы Камбоджи, и Тадж-Махал, и многое другое – словом, весь мир в миниатюре.
ПРИМЕР 60
Архитектор Александр Алексеев из поселка Кабардинка недалеко от Геленджика возвел у себя на участке «Аллею цивилизаций». В числе экспонатов – египетская пирамида, храм Зевса, римский фонтан и др. Хозяин «мирового наследия» принимает больше сотни гостей-туристов каждый день.
ПРИМЕР 61
В польском городе Люблине появится копия довоенного провинциального городка 30-х годов более чем из сорока зданий, характерных для этих мест. Будет здесь и рыночная площадь, и храм, и довоенные магазины, и почта, и тюрьма, а также дома ремесленников. Предполагается, что гости этого городка смогут не только больше узнать о жизни и быте довоенной Польши, но и получат возможность отдохнуть и развлечься в этом историческом парке.
Важное замечание: использование чужого опыта не должно превращаться в его бездумное копирование. Желательно добавлять оригинальность, иначе туристам будет скучно. К примеру, во многих российских краях и областях сегодня создаются этнографические комплексы, в том числе русские деревни, где можно познакомиться с бытом крестьян. Но поскольку этот быт не сильно менялся на протяжении веков, то любознательные туристы уныло осматривают очередные избы с прялками, печками, мельницами и банями, пытаясь уловить разницу и не всегда получая внятные пояснения от экскурсоводов.
В то же время почему-то нигде не встречаются макеты русского городского быта XV–XIX веков. И если позапрошлый век нам еще более-менее знаком по убранству домов-музеев великих деятелей русской культуры и роскошных дворцов благородных семейств, то жизнь и быт простого люда в русских городах XV–XVIII веков покрыты тайной. Отсюда интерес пусть к маленькому, но качественному фрагменту старины не столько с акцентом на архитектуру и градостроительство, сколько на особенности повседневной жизни горожан. Людям свойственно сравнивать свой образ жизни с жизнью предыдущих поколений.
ПРИМЕР 62
Недалеко от Вильнюса, в городе Неменчине, начал работу Подземный музей социализма. В числе его экспонатов – типичные советские столовая и магазин, вытрезвитель, комната В.И. Ленина, помещения для допросов КГБ и НКВД, карцер и многое другое. Создатели музея рассчитывают заинтересовать в первую очередь молодежь, которая незнакома с реалиями того времени, а также иностранных туристов, ищущих экзотику.
Что же касается воссоздания исторических зданий, то каменные дома, конечно, дороже бревенчатых изб, но не всегда нужен дом целиком. Возможно, задачу можно решить и с помощью подходящего фасада и оптических эффектов. Кстати, если повезет, то на создание копии вообще не потребуется серьезных затрат.
ПРИМЕР 63
Летом 2010 года в Астраханской области в окрестностях старинного села Селитренное, где в XIV веке располагалась столица Золотой Орды Сарай-Вату, проходили съемки нового полнометражного художественного фильма «Святитель Алексий». На фоне астраханских пейзажей на площади двух гектаров был построен киношный Сарай-Вату – с ханскими дворцами, украшенными шелками и коврами, богатой посудой. А на окраине старого городища возвели кварталы, где жили ремесленники и прочий рабочий люд. Кстати, на съемки массовых сцен «Святителя Алексия» были приглашены жители села Селитренное. Исполнительный продюсер фильма Алексей Карпушин пообещал губернатору области Александру Жилкину, что, после того как работа над картиной будет завершена, киношный город Сарай-Вату не будет разобран. Создатели картины подарят его сели-тренцам.
Как гласит народная мудрость, «везет тому, кто сам везет», а значит, имеет смысл проявлять инициативу в общении с продюсерами и кинорежиссерами, рассказывая и показывая красоты родного края.
Использовать необычную форму
Совсем необязательно делать копии с архитектурных шедевров. Можно скопировать дизайн объектов из далеких от архитектуры областей: спорта, музыки, природы, литературы, экономики, домашнего хозяйства и т. д., взяв его за основу при постройке отеля, ресторана, музея или другого полезного учреждения. Так появляются дома в форме клубники, корзинки, робота, кроссовок и т. д.
ПРИМЕР 64
В Японии есть дома, напоминающие по форме футбольный мяч. Считается, что такая конструкция выдержит не только землетрясения и ураган, но даже ядерную войну, поскольку эти дома можно попросту закопать в землю. А в одной из провинций Китая построили дом в форме огромных музыкальных инструментов – гигантского рояля и скрипки. Сразу в нескольких странах, и в том числе в России, есть дома, перевернутые вверх ногами, т. е. фактически лежащие на крыше. Туристы неизменно приходят фотографировать эти чудеса современной архитектурной мысли.
ПРИМЕР 65
В Калужской области в деревне Никола-Пенивец на фоне русской природы под открытым небом расположились удивительные архитектурные сооружения мастеров современного искусства. Помимо постоянной экспозиции каждое лето здесь проводится фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние», на который съезжаются десятки тысяч зрителей не только из России, но и из-за рубежа. Описать словами оригинальные постройки, выполненные только из естественных материалов (дерево, сено, лоза, снег и т. п.), весьма затруднительно. Лучше увидеть их своими глазами на сайте http://arch.stoyanie.ru/. Кстати, средства на реализацию этого проекта его инициаторам удается найти в том числе и в европейских организациях и фондах в виде грантов.
ПРИМЕР 66
Проезжая по трассе Москва – Санкт-Петербург, можно увидеть настоящую избушку на курьих ножках. Причем избушка находится в «рабочем состоянии» – поворачивается по требованию своего хозяина в нужную сторону.
А в Дании изобрели подвижные домики, передвигающиеся на четырех механических ногах со скоростью 5 км/час, причем питаются они от солнечных батарей. Но оказывается, домики могут быть не только ходячие, но и летающие.
ПРИМЕР 67
Проект отеля-дирижабля категории «5 звезд» с солнечными батареями на крыше был предложен промышленным дизайнером ^ Томасом Родимиром.
Применить необычный материал
Есть много примеров, когда обычное сооружение, но выполненное из необычных материалов, становилось популярной достопримечательностью.
ПРИМЕР 68
В феврале 2010 года в Устьянском районе Архангельской области открылся первый в России снежно-ледяной отель, температура в котором не поднимается выше нуля градусов. В отеле 9 комнат, оснащенных ледяной мебелью. Гости отеля могли воспользоваться кинозалом на 70 мест, залами для проведения конференций, ледяным баром и даже залом бракосочетаний. На строительство отеля были приглашены архитекторы и скульпторы из разных регионов России, а также студенческие команды волонтеров.
ПРИМЕР 69
На Центральном железнодорожном вокзале Стокгольма под Рождество один из шведских производителей продуктов выстроил дом из перечного печенья. Дети могли зайти внутрь дома в сопровождении Санта-Клауса и сфотографироваться. Рядом с домом всех желающих угощали перечным печеньем с чаем или кофе.
А иногда необычный материал расширяет функциональность здания, открывая новые возможности для его использования.
ПРИМЕР 70
В Мюнхене планируется построить передвижное здание оперного театра вместимостью 300 зрителей. Это будет разборная конструкция, детали которой, выполненные, главным образом, из алюминия, с легкостью уместятся в один контейнер. Его установят на Марсталлплац, после чего труппа театра со своим зданием будет выезжать на гастроли.
Показать процесс и технологии строительства
Оказывается, даже сам процесс возведения архитектурных сооружений может быть достопримечательностью, особенно если добавить ему зрелищности с помощью необычного оборудования или оригинальных технологий.
ПРИМЕР 71
Власти американского штата Арканзас решили привлечь туристов, построив «средневековый замок». Крепость Ozark в Лид-Хилле возводится по всем архитектурным канонам XIII века, причем строительство ведется вручную, без современной техники и оборудования – так, како но велось в XIII веке. Это не может не вызывать любопытства, поэтому решено было открыть строящийся замок для посещения туристами. Предполагается, что работы по возведению замка будут завершены к 2030 году, но уже сейчас можно не только увидеть эту нестандартную стройплощадку, но и узнать, какой была тогдашняя техника и быт.
Вы никогда не замечали, что не только дети, но и мужчины солидного возраста порой застывают у проема в заборе, чтобы понаблюдать за работой строителей и строительного оборудования? Некоторые при этом восхищенно добавляют: «Эх, прокатиться бы сейчас на этом лифте!» или «Вот бы попасть в кабину подъемного крана!» Понятно, что стройка не место для прогулок, но раз есть устойчивый интерес, значит, надо придумать, как направить его в безопасное и доходное русло. Хороший пример того, как увлекательно и доступным языком рассказать о строительстве и архитектурных решениях, – познавательные фильмы о великих сооружениях мира на телеканале «Культура» (Россия 2).
Родственный строительству процесс – археологические раскопки – тоже может представлять интерес для туристов.
ПРИМЕР 72
Гости Великого Новгорода охотно совершают экскурсию в Троицкий раскоп, где ведутся археологические работы и где были найдены знаменитые берестяные грамоты. Причем экскурсанты могут не только увидеть 7-метровый культурный слой и услышать интересный рассказ экскурсовода, но и помочь археологам, а заодно «выкопать» себе в качестве сувенира какой-нибудь древний камушек.
ПРИМЕР 73
В Ульяновской области решено создать целый археологический комплекс – «Археопарк». Поскольку Ульяновский раскоп считается эталонным, сюда начали приглашать студентов профильных вузов со всей страны, а также из-за рубежа. Наряду с ведущимися раскопками здесь запланировано строительство древнего города с множеством действующих ремесленных мастерских. Так что и помимо раскопок для туристов здесь найдется масса интересных занятий.
Выбрать неожиданное место
По своей сути объект может быть довольно ординарным, но необычное место или окружение, в котором этот объект находится, способно сделать его если не уникальным, то как минимум интересным в глазах туристов.
ПРИМЕР 74
Новое «чудо света» под названием «Небесный парк» открылось в Сингапуре: три башни отеля Marina Bay Sands объединены общей крышей на высоте 55-го этажа (200 м над землей), а на ней разбит сад с таким разнообразием видов деревьев и растений, что ему могли бы позавидовать многие ботанические сады. Есть на крыше рестораны, казино, бассейн, а также музей современного искусства.
ПРИМЕР 75
Необычный гостиничный город появился по соседству с Матерой в итальянском регионе Базиликата. Особенность этого городка заключается в том, что гостиницы там располагаются в пещерах, выдолбленных в окрестных скалах еще в Средние века. Снаружи пещерные номера выглядят непривлекательно, но внутри они вполне комфортные и уютные. В некоторых номерах кровати подвешены к потолку на железных тросах – такая традиция сохранилась с прежних времен, когда люди жили в пещерах вместе с домашними животными.
Конечно, пещеры – сами по себе экзотика, и не везде они есть. А вот старые амбары и сеновалы найти гораздо проще. Сегодня в Германии, Австрии и Швейцарии отели-сеновалы набирают популярность среди экотуристов. Несмотря на минимальные удобства (в некоторых отелях не то что санузла, но и постельного белья не предусмотрено), низкая цена и острые ощущения привлекают свой сегмент путешественников. Другими словами, для возбуждения любопытства к объекту нужно не столько необычное, сколько нетипичное место или окружение.
ПРИМЕР 76
В Швеции отельеры решили сделать подарок детям, обустроив гостиничные номера одного из отелей на деревьях, причем номера все разные: в форме капсулы, гнезда, зеркального куба, а также на тему НЛО.
ПРИМЕР 77
В штате Флорида есть крошечное почтовое отделение. Оно располагается даже не в здании, а в сарайчике для хранения садового инвентаря. Все туристы, оказывающиеся по соседству, считают своим долгом зайти в это отделение, чтобы отправить почтовую открытку.
Открыть секретные объекты
Всегда любопытно увидеть то, что долгое время было скрыто от глаз, запрещено к показу или доступно только узкому кругу лиц. Отсюда и интерес туристов к тайным комнатам, подземным бункерам и туннелям, резиденциям первых лиц государства и т. п. Хорошим магнитом для туристов могут стать и рассекреченные объекты военно-промышленного комплекса. Главное – упомянуть в рекламе о долгом запрете на посещение…
ПРИМЕР 78
В Республике Коми недалеко от Воркуты появится музей ГУЛАГа под открытым небом, в котором будет воссоздана точная копия лагерной зоны, располагавшейся здесь несколько десятилетий назад. Чтобы не осквернять память погибших здесь людей, создатели музея отделили мемориальный комплекс от туристской зоны. Проект музея предполагает строительство точной копии зоны с колючей проволокой в пять рядов, смотровыми вышками по периметру и даже часовыми в характерной одежде. Будут здесь и бараки в стиле того времени со всеми полагающимися подсобными помещениями – каптеркой, баней-прачечной, кухней – и штрафной изолятор. Туристы смогут не просто посетить музей в рамках экскурсии, но и пожить в нем, попробовав на вкус в том числе и лагерную еду того времени.
Сюда же можно отнести и некоторые инженерные сооружения, которые неизменно вызывают интерес и туристов, и жителей, но которые обычно не рассматриваются в качестве туристических объектов по тем или иным причинам. Такими объектами могут быть: ГЭС, ТЭЦ, телевизионные и водонапорные башни, шахты, маяки, метеостанции и т. п.
ПРИМЕР 79
В Париже можно осмотреть подземный Музей канализационных рабочих. Здесь рассказывают об истории парижской канализации, о жизни в подземных туннелях в разное время, показывают, под какой улицей проходит тот или иной туннель и к какому дому относится конкретный сток. Это пешеходная экскурсия, которая, увы, проходит в окружении соответствующих месту запахов, но этот факт отпугивает далеко не всех. Аналогичный музей успешно работает в Вене.
Сюда можно отнести фонтаны, памятники, городские часы, лестницы, фонари, лавочки, заборы и другие объекты, которые способны придать образу города, поселка или деревни свой шарм.
Понятно, что ради одного фонтана или красивой лестницы турист не поедет даже за 200 км. Но, во-первых, вкупе с интересным музеем или экскурсией по природному парку прогулка по симпатичным улочкам – достаточный повод для поездки выходного дня.
Во-вторых, считается, что «Бог – в мелочах» и ажурные ограждения, фонари сказочного вида или забавные урны способны удивительным образом облагородить не очень ухоженное лицо города. Они добавляют простейшей городской застройке ореол загадочности. Учитывая, что туристы любят фотографироваться на фоне таких элементов городской среды, мы получаем полезную вторичную рекламу и убедительный аргумент для скептиков: «Какое же это захолустье?! Вы посмотрите, какие здесь фонари (скамейки, скульптуры…) на улицах!»
А в-третьих, необычные городские объекты могут стать основой для любопытных ритуалов, экскурсий, интерактивных программ, легенд, а также сувенирной продукции. Приведу несколько примеров таких «заодно-достопримечательностей», пользующихся популярностью у туристов.
Лестницы
ПРИМЕР 80
Специалисты из автомобильного концерна Volkswagen построили на одной из станций метрополитена в Стокгольме лестницу, оформив ступени в виде клавиш пианино. При нажатии на эти «клавиши» ногой звучит музыка. Замечено, что пассажиры подземки с большим удовольствием поднимаются по музыкальной лестнице, чем по обычному эскалатору, расположенному рядом.
ПРИМЕР 81
Туристы, приезжающие в Рим, считают своим долгом посидеть на знаменитой Испанской лестнице. Здесь с раннего утра и до ночи можно увидеть сотни людей. Сидя на ступеньках, они отдыхают от пеших прогулок, наслаждаются окружающими видами, поедают мороженое или просто фотографируются на фоне лестницы и соседних зданий.
Фонтаны
ПРИМЕР 82
В 2009 году в Великом Новгороде к празднованию «XXIX Ганзейских дней Нового времени» был открыт Ганзейский фонтан, символизирующий стол переговоров стран, входящих в Ганзейский союз. Но интересен даже не сам фонтан, а театрализованный ритуал выемки денег из него, который совершается каждые две недели. Новгородский тысяцкий с мытниками и многочисленными зеваками отправляются с сундуком через Кремль по пешеходному мосту к фонтану. Здесь при активном участии зрителей они собирают монеты из фонтана в новгородскую казну. Собранные средства идут на развитие туризма в Великом Новгороде.
ПРИМЕР 83
Есть давняя традиция: гости итальянской столицы бросают монетку в фонтан Треви, сидя или стоя спиной к фонтану и правой рукой через левое плечо. Считается, что это исполняет желание и гарантирует новую встречу с фонтаном. Как следствие этого «денежного дождя», власти Рима ежегодно собирают из фонтана 6–7 тонн денег на сумму более 900 тыс. евро. Вот такой способ пополнения городского бюджета.
Здесь уместно вспомнить и знаменитые фонтаны «Шутиха» в Петергофе, струи которых время от времени освежают зазевавшихся посетителей и восторженно скачущих по камням детей. И ведь вся прелесть не в дизайне или красоте этих фонтанов, а в элементе неожиданности и, если так можно сказать, «интерактиве» с посетителями парка. И не важно, что неподалеку в будке сидит сотрудник парка и, по всей вероятности, нажимает на кнопку, включая и выключая воду. Перед нами забавное действо, в котором и участвовать весело, и наблюдать со стороны увлекательно.
Часы
ПРИМЕР 84
Самые молодые и точные астрономические часы были созданы в словацкой деревне Стара Быстрица. За их ходом следит современный компьютер, но сигналы точного времени в этих часах издает колокол. В назначенное время можно увидеть движущиеся фигуры апостолов. Также в украшении часов присутствуют и статуи выдающихся деятелей Словакии. Ключевой частью часового механизма является астролябия, демонстрирующая астрономический полдень и расположение Луны и Солнца.
ПРИМЕР 85
В Киеве, на склоне над улицей Институтской, работают цветочные часы, крупнейшие в мире. Они выполнены в виде ордена Победы. Для создания рисунка использовано около 35 тыс. различных цветков. После того как в 2009 году, уже на второй день после открытия, туристы повредили механизм часов, доступ к ним ограничили. Однако сделать хорошие фотографии этой достопримечательности можно с мостика над часами.
ПРИМЕР 86
Гости белорусского города Гродно могут совершить экскурсию в башню Фарного костела, чтобы увидеть самый старый работающий часовой механизм в Европе и услышать увлекательный рассказ часовщика о судьбе этих часов, ближайший «родственник» которых – часы собора Св. Павла в Лондоне. Но лондонские часы стоят, а гродненские продолжают отсчитывать часы и минуты, оповещая жителей и гостей города мелодичным звоном.
Фонари
ПРИМЕР 87
Любимое зрелище туристов Праги – смотреть, как пражские фонарщики зажигают старинные газовые фонари. Когда сумерки опускаются на город, фонарщики, надев цилиндры и плащи, выходят на центральные улицы Праги и с помощью длинного шеста «включают» старинные фонари, которых в городе уже более пятисот. Все желающие могут попробовать самостоятельно зажечь ^ газовый фонарь.
ПРИМЕР 88
В Александровском саду Санкт-Петербурга вокруг памятника Пржевальскому появились газовые фонари, которые будут зажигаться каждый вечер одновременно с городским электрическим освещением, правда, без особых ритуалов и почестей. Газовый торшер можно узнать по «ножкам», на которых приподнята светильная камера. Сохранились в городе на Неве и настоящие чугунные газовые фонари второй половины XIX в., например, вокруг Медного всадника, но к их светильникам подведено электричество.
ПРИМЕР 89
На Майдане в Киеве есть скамейка, на которой сидят «влюбленные фонари» – работа художника Владимира Белоконя. В 2010 году любопытных фонарей стало больше – на других улицах украинской столицы появились «Фонари-тусовщики» и «Чудики» из арматуры. Новые фонари меняют освещение и выглядят словно живые.
При этом «Чудики» не просто стоят вдоль дорог, а вылезают прямо из стен домов.
Скульптурные композиции
В создании любопытных скульптур многим российским городам есть чем гордиться. Помимо ставших уже привычными памятников героям литературных, музыкальных и кинопроизведений, стали появляться памятники тем или иным специалистам, праздникам, явлениям и даже чувствам. Сразу в нескольких российских городах появились скульптуры водопроводчиков и сантехников, причем отдельные экземпляры похожи друг на друга как две капли воды. В Краснодаре есть памятник «Собачкина столица», в Москве – памятник доброте, а в Белгороде – памятники гаишнику и бабушке, вяжущей чулок. Но иногда скульптурная композиция оказывается настоящим сюрпризом.
ПРИМЕР 90
В одном из санаториев Железноводска появился бронзовый памятник клизме. Посмотреть на него и сфотографироваться приезжают отдыхающие со всех концов города и соседних с ним курортов. Идея памятника принадлежит главврачу этого санатория, по оценкам которого только в его учреждении в день ставится более сотни разного рода клизм. Да и специализация курорта – гастроэнтерология. Интересно, что деньги на памятник – около миллиона рублей – выделили спонсоры.
ПРИМЕР 91
В городе Дрогобыч на западе Украины появится памятник луковице. Идея увековечить этот овощ принадлежит мэру Дрогобыча, благодарному луковице за спасение города от эпидемии гриппа в 2009 году. Власти города признали, что без помощи проверенных народных средств не смогли бы остановить эпидемию.
Интересный памятник, будучи украшением города, может служить источником дохода или, как и в случае с фонтанами и фонарями, основой легенды или ритуала.
ПРИМЕР 92
На Онежской набережной в Петрозаводске есть «ушастое» дерево, а точнее, скульптура «Дерево желаний», подаренная городу шведским городом-побратимом Умео. Скульптура представляет собой черный ствол с большим белым ухом, в которое любой человек может шепнуть свое желание, после чего обойти дерево то ли один, то ли три раза. Кстати, раньше на ветвях этого дерева были листья-колокольчики, но сколько ни пытались власти города их со-^ хранить, они исчезали на следующий же день после появления.
ПРИМЕР 93
Знаменитый символ Брюсселя – фигуру писающего мальчика – можно увидеть в разных вариантах рекламно-сувенирной продукции. Гостям города предлагают приобрести не только маленькие статуэтки, но и кепки, футболки, чашки, брелоки, штопоры и прочие предметы с забавным изображением.
Из рассказа экскурсовода:
«Ночная экскурсия по Санкт-Петербургу. Рассказываю, что нужно потереть у грифонов, чтобы загаданное желание сбылось. Чуть позже подходит ко мне турист и тихо так говорит: «Скажите честно, ведь все эти традиции вы, гиды, сами придумываете?» На полном серьезе отвечаю: «Нет, что вы, просто перед началом сезона нас всех собирают в Комитете по охране памятников и говорят, какие памятники надо в этом году отполировать».
Речь идет о создании достопримечательности с опорой на реальных или выдуманных персонажей. Конечно, если данная местность исторически связана с именем великого или широко известного человека, то соответствующий музей или памятник там наверняка уже имеется. А если следов известных личностей не обнаружено? Тогда можно стать родным домом для героев, у которых до настоящего момента не было определенного места жительства. К таким перспективным персонажам можно отнести:
• исторические фигуры, представляющие собой собирательный образ;
• героев сказок, легенд, литературных произведений;
• персонажей, существование которых находится под вопросом.
Собирательный образ
Здесь может быть масса вариантов: представители определенного сословия или эпохи, рода деятельности, увлечений, образа жизни, психологического типа, политической принадлежности, семейного положения и т. п. Яркий и цельный образ со множеством узнаваемых черт плюс продуманный до мелочей сценарий экскурсии или интерактивной программы – и успех обеспечен. Но все же желательно, чтобы хоть какая-то ниточка связывала образ нового героя с историческим наследием и традициями местности.
ПРИМЕР 94
В поселке Епифань Кимовского района Тульской области есть Музей русского купечества, созданный в бывшей усадьбе мещанки А.И. Байбаковой. Туристов знакомят с бытом и традициями мещан конца XIX – начала XX веков. Они представлены в планировке и убранстве мещанской гостиной, купеческой лавки и купеческого подвала. Но главное в музее не осмотр экспонатов, а интерактивная программа «В доме у купца Байбакова», в ходе которой сам «купец» в надлежащих одеждах и с характерным выговором показывает свой дом, угощает чаем из самовара с баранками, объясняет принципы ведения торговли. Его гости узнают, как формировался ассортимент товара в лавке, как устанавливалась цена, какие были денежные единицы и измерительные приборы, как строились торговые связи между городами и т. д.
Любопытно, что группы туристов, заезжающие в Епифань после посещения музея-заповедника «Куликово поле», остаются порой под большим впечатлением от беседы с «купцом», чем от рассказов о знаменитой Куликовской битве.
ПРИМЕР 95
В Ярославской области разработали туристическую программу «Тайны языческой Руси». На берегу Волги выстроена деревня язычников, обнесенная высоким частоколом. Жизнь в ней течет, как во времена XI века, а гостей встречает древнее «племя Медведей» в шкурах и с топорами. В лесу можно встретить древние ловушки и даже обнаружить кладбище на деревьях, как это было принято в те далекие времена. В завершение экскурсии туристы становятся свидетелями битвы Ярослава Мудрого с «племенем Медведей».
ПРИМЕР 96
На Сицилии в городе Салеми будет открыт Музей мафии, где экспонатами станут настоящие мафиози. Инициатива создания необычного музея принадлежит мэру города Витторио Сгарби, который известен своей эпатажностью, а самым главным экспонатом станет старейший из мафиози, которому исполнилось 97 лет
А вот и аналогичный пример из российской практики.
ПРИМЕР 97
Один из отелей Ростова-на-Дону предлагает туристам новую услугу – экскурсию по криминальным местам города «Ростов-папа».
У туристов есть возможность увидеть места, связанные с загадочными и кровавыми преступлениями, пройти по той части города, где располагались воровские «малины», знакомые нам по фильму «Место встречи изменить нельзя» и рассказу Вайнеров, а также публичные дома. Покажут экскурсантам и банк, где планировалось «ограбление века», описанное в романе Конан Дойля «Союз рыжих», а также расскажут о Соньке Золотой Ручке и ее приемах работы с «Клиентами», о демонстрации уголовников и других интересных фактах из истории «Ростова-папы».
Эффект новизны также можно получить, изменив угол зрения на объект осмотра.
ПРИМЕР 98
Варшавский зоопарк удивил своих посетителей невероятным зрелищем. Теперь здесь можно увидеть не только животных и птиц, но и представителей рода человеческого, поселившихся в одной из клеток зоопарка. Организаторы решили показать, что люди – тоже животные. Одетые в шкуры зверей парень и девушка (добровольцы!) живут в бывшем обезьяннике, который напоминает пещеру первобытных людей. Пара занимается бытовыми делами, поддерживает огонь и с любопытством наблюдает за посетителями.
Сказочные персонажи
Самый яркий и успешный пример – вотчина Деда Мороза в Великом Устюге. Сегодня ни у кого даже мысли не возникает, что наш российский Дед Мороз может жить где-то еще, а ведь он не так давно поселился в Вологодской области. Костромская область приютила Снегурочку и разместила у себя Берендеево царство. Правда, у царя Берендея, как и у всех высокопоставленных лиц, оказалось сразу несколько резиденций в разных регионах России. Теперь перед создателями стоит задача объяснить туристам, чем одно царство отличается от другого.
ПРИМЕР 99
В деревне Гадово Тверской области создан Музей гадов. Помимо увлекательного рассказа о жизни змей туристы встречаются с Кикиморой и идут на пир к Змею Горынычу.
В Москве свой дом обрели несколько героев детских сказок. В частности, в столице есть Музей Буратино-Пиноккио и Музей Чебурашки. Причем посетители московского Музея Чебурашки могут позвонить этому герою. Телефонную будку, похожую на ту, в которой жил Чебурашка, музею подарили сотрудники московского телефонного узла. Маленькие гости музея, набрав из будки номер 100, услышат «голос» Чебурашки.
ПРИМЕР 101
Символом польского города Лодзь стал Мишка-Ушастик – герой популярных в Польше детских книжек Чеслава Янчарского и серии телепередач для детей. В дополнение к рекламной кампании власти города даже ввели в обращение специальные монеты с изображением Мишки с опущенным ушком. Ими можно расплачиваться в магазинах, кафе и других заведениях Лодзи. Номинал монет равен 3 и 7 злотым соответственно.
«Полуреальные» персонажи
Пожалуй, самый известный из них – Лохнесское чудовище. Есть еще инопланетяне, оракулы, провидцы, колдуны, вампиры и т. п.
ПРИМЕР 102
В СМИ то и дело появляются сообщения об обнаружении в Таштагольском районе Кемеровской области снежного человека. Участникам одной из многочисленных экспедиций удалось даже найти хижину йети. А в Таштагольском городском музее этнографии и природы Горной Шории появилась специальная экспозиция «В поисках снежного человека». Примечательно, что из администрации области активно поступают сообщения в СМИ о жизни йети. А рядом с автозаправкой на трассе, ведущей в Горную Шорию, появилась скульптура снежного человека, правда, со сноубордом в руке и защитным шлемом на голове. Тем самым авторы скульптуры наглядно объясняют гостям, чем славится ^ Горная Шория.
ПРИМЕР 103
Музей колдовства – один из самых популярных на юго-западе Великобритании. Здесь собраны экспонаты, связанные с оккультными науками, начиная со старинной мебели, предметов и специальных приспособлений для совершения колдовских ритуалов и заканчивая богатейшей коллекцией книг по колдовству и оккультным наукам.
ПРИМЕР 104
В Риме есть Музей святых душ в чистилище. Посетители этого музея узнают, что переживает душа на пути к раю. Музей находится при церкви, а его экспозиция собрана священником, которому довелось увидеть странный силуэт во время пожара в храме, который он принял за неприкаянную душу.
Иногда туристы готовы отправиться в путешествие ради знакомства с теми или иными специалистами. Знакомство может подразумевать приобретение каких-то услуг, наблюдение за рабочим процессом или обучение. Поэтому городам и регионам имеет смысл рекламировать свой кадровый потенциал и вовлекать в этот процесс отдельные организации, которые могут похвастаться своими специалистами. Что касается фабрик и заводов в целом, то о них мы поговорим отдельно.
Получение услуг
Речь идет о получении профессиональной помощи. Стимулом к поездке может стать получение редких услуг, а также услуг, которые в родном городе или поселке худшего качества или намного дороже.
ПРИМЕР 105
Немалая доля россиян выбирают отдых в Таиланде и на Бали из-за возможности пройти полный курс прекрасного оздоровительного массажа за очень умеренную цену. А поклонники аюрведы по той же причине отправляются в индийский штат Керала. Еще одна популярная у российских туристов услуга в Таиланде – пошив верхней одежды. Заказ готов через 1–2 дня, а цены в 8-10 раз ниже, чем в крупных российских городах.
Надо отметить, что у россиян набирает популярность медицинский туризм, и здесь у многих российских регионов есть хороший потенциал при условии узкой специализации и грамотного позиционирования.
ПРИМЕР 106
Некоторые московские турфирмы предлагают туры в Рязанскую область для посещения стоматологов. Стоимость услуг в зубных клиниках Рязани в 2–4 раза ниже, чем в Москве, поэтому некоторые москвичи охотно едут к рязанским стоматологам для получения сложного комплексного лечения. Идея организовывать такие туры возникла после неоднократных вопросов гидам со стороны туристов о ценах на стоматологию во время обычных экскурсионных туров.
Из архива консалтинговой компании «Конкретика» м
Спектр услуг с ориентацией на туристов шире, чем может показаться на первый взгляд.
ПРИМЕР 107
Депутаты французского парламента предложили после 60 лет запрета легализовать публичные дома. По мнению парламентариев, это поможет привлечь во Францию больше туристов и сгладит последствия экономического кризиса. Что же касается моральной стороны дела, то для современной Франции, где около 80 тыс. мужчин и женщин занимаются проституцией, бордели – это часть истории и культуры. Кстати, некоторые страны уже воспользовались возможностью привлекать туристов легализованными публичными домами. Так, состоятельные итальянские туристы едут в секс-клубы швейцарского Лугано, расположенного по соседству с Италией. А в Германии в связи с кризисом публичные дома все чаще переходят на систему all-inclusive: заплати за вход и наслаждайся целый день.
Я отнюдь не призываю легализовать проституцию в России, здесь есть свои плюсы и свои минусы. Данный пример – лишь иллюстрация того, что турпродукт бывает весьма неожиданным, а законодательные нормы могут служить конкурентным преимуществом. Другой пример такого рода – частые визиты жителей Финляндии в соседнюю Карелию за алкоголем, сигаретами, а также на автозаправки, так как в Карелии финны могут все это купить существенно дешевле, чем у себя в стране.
Наблюдение за работой
Иногда обычную или почти обычную работу можно превратить в зрелище, которое будет не только развлекать туристов, но и приносить деньги или стимулировать покупки тех или иных предметов или услуг. Так, в популярных у россиян странах – Турции, Египте, Тунисе, Таиланде и пр. – туристов обязательно везут на ювелирную или ковровую фабрику, где показывают производственный процесс и опытных мастеров за работой. Также профессиональное мастерство может стать основой для праздника или фестиваля.
ПРИМЕР 108
В 2009 году в селе Мегрега (Карелия) прошел четвертый Молочный фестиваль. Самым зрелищным было соревнование тракторов по фигурному вождению. Упражнения «Змейка», «Въезд на эстакаду», «Тещин дворик» требовали от водителей тракторов филигранной точности. В последнем из них прицепным устройством трактора необходимо было коснуться подвешенных колокольчиков, которые отмечали успех тракториста веселым перезвоном.
В идеале наблюдение за работой должно стать «Встречей с Чудом» (термин Г.С. Альтшуллера), построенной по законам композиции: вступление, основная часть, развязка, заключение, а не просто монотонным процессом без начала и конца. Другими словами, в финале зрелища необходим некий ощутимый результат. Например, люди с большим интересом наблюдают за работой художников и карикатуристов, рисующих экспресс-портреты, а также барменов и поваров, создающих свои шедевры в рамках мастер-классов или на выставках.
ПРИМЕР 109
Посетители зоопарков и заповедников стараются оказаться поблизости от вольеров любимых животных в обеденное время, чтобы понаблюдать за процессом кормления. Ведь иначе можно совсем не увидеть зверя, который спит в своем углу или ушел в чащу подальше от людских глаз.
Спросом пользуются и репетиции различных крупных мероприятий: праздников, парадов, а также спектаклей и шоу Массу идей можно почерпнуть, наблюдая за поведением людей вокруг и отмечая для себя, в каких случаях собираются толпы зевак и даже спешащие по делам прохожие сворачивают шеи, чтобы поглазеть на происходящее.
Обучение
Образовательные услуги могут быть как целью путешествия, так и сопутствующим продуктом. Причем магнитом для туристов могут выступать сами мастера, учебное оборудование, а также процесс обучения. В частности, в последние 5–7 лет увеличился поток россиян на Тибет и в Индию для занятий йогой. А в женской среде есть интерес к странам Востока для обучения танцу Oriental – «танцу живота». И если танцевальные туры в России пока мало распространены, то йога-туры в места с особой энергетикой (Байкал, Алтай и пр.) набирают популярность. Даже если со своими специалистами дела обстоят не очень здорово, то можно пригласить к себе профессионалов из других мест.
Конец ознакомительного фрагмента.