Вы здесь

Как правильно прятаться под одеялом?. Ахи-страхи (Н. А. Кирюшина)

Ахи-страхи

«Твои страхи как тени идут за тобой»

Иван Наумов. Тени. Бестиарий




От классических и всем известных кошмарных сновидений мы благополучно переходим к менее известному расстройству сна, а точнее, ночному страху (или ночному ужасу – тут кому как больше нравится). Поначалу так и хочется приравнять его к кошмару, однако это всё-таки разные вещи. В чём разные? Посмотрим.

Мы уже мельком затрагивали понятие фаз сна и рассматривали фазу, в которой мы видим сны, то есть REM-фазу. Так вот, существенное отличие ночного страха от ночного кошмара заключается в том, что страх у нас возникает в другой фазе, а именно – в фазе глубокого сна (медленноволнового сна). Во время медленноволнового сна наше тело отдыхает. Если человека разбудить на стадии глубокого сна, он проснётся разбитым.

Что касается МКБ-10, то ночные страхи – это тоже неорганическое расстройство сна, но, в отличие от ночного кошмара, ЭЭГ всё-таки регистрирует данное нарушение. Не будем касаться цифр и терминов, регистрируется – и ладно, нам это в момент «приступа» никак не поможет. Так вот, в случае ночного страха мы будем наблюдать странную картину: сначала ребёнок вскрикивает, и мы можем даже иной раз наблюдать резкие телодвижения, как будто малышу снится кошмар. Усиливается потоотделение, сердечный ритм учащается… всё очень и очень похоже на просто плохой сон, но затем начинается настоящий кошмар уже для родителей. Ребёнок резко просыпается (иногда даже встаёт с кровати или вообще начинает с криком убегать), может открыть глаза (причём не сонно открыть, а, как в кино, широко распахнуть), но при этом он явно не здесь и не сейчас, а где-то в своём мире. Он ничего не видит вокруг себя (зачастую зрачки расширены и могут даже не отвечать на световой стимул) и ничего не слышит. С ним невозможно поговорить, хотя мозг полностью функционирует. Ребёнок по сути находится в состоянии шока, а потом, через некоторое время, когда родители уже поседели… он просто успокаивается. Обмякает, всё тело расслабляется, будто ничего и не было. Да, иногда прямо там, у шкафа, куда он убежал, или на руках у мамы, если она смогла его догнать и, несмотря на то, что ребёнок брыкался и отбивался, взяла на руки. Описывают мамы всё это примерно так:

«Уложила малыша, сижу читаю, и тут слышу из спальни резко начавшиеся рыдания! Не хныканье, как обычно, а именно сразу громкий плач! Испугалась, что, может, ударился о кровать во сне, прибегаю – лежит с закрытыми глазами и рыдает просто изо всех сил, никогда так не плакал, не капризно, а отчаянно как-то! Как будто в ужасе, я не знаю, как это объяснить!!! Взяла на ручки, качаю, он не обращает внимания, продолжает страшно рыдать, аж голос пропадает, глаза закрыты… в итоге я уже в ужасе взяла за подмышки, потрясла его, чтобы разбудить, и громко, во весь голос: „Д., это мама, проснись, успокойся!!“. В конце концов вроде успокоился, я села на кровать, держу на руках и читаю книгу, жду, когда заснет. Чувствую, что обмяк уже, руки вдоль тела упали, ну, думаю, слава Богу, уснул. Отрываюсь от книги, смотрю на него – а у него голова откинулась, свисает с моей руки, будто спит, а глаза широко открыты, уставился куда-то в одну точку и не моргает… на какой-то момент мне показалось, что время остановилось, желудок упал в пятки, я подумала, что он не жив. Обмякший, но взгляд стеклянный. Наверное, это было всего пару секунд, но мне казалось, что я час сидела и смотрела ему в открытые глаза. Потом провела пальцем по переносице, глаза сразу же закрылись».

Вот такой ужас. И более того, он не просто под конец всего успокаивается и продолжает спать уже тихо-мирно, но ещё и ничего не помнит наутро. Серьёзно. Одна из характеристик данного нарушения – амнезия. По сути, данная парасомния – это своеобразный комплекс вегетативных и психомоторных нарушений с последующей амнезией.




Несмотря на схожесть проблем, кошмар и страх – это всё же полностью различные парасомнии. Первая – это фильм ужасов. Это такое кино, которое нам показывает кошмар во всём его великолепии. Зубы, когти, как я уже писала. Но вот страх… Страх – это психологический триллер. Человек ничего не видит в плане кровищи и опасности, но настроение, музыка, выключенный свет и… мы прекрасно сами укомплектовываем невинные кустики различными чудищами, маньяками, инопланетянами. Кто чем. Ужастики нам показывают чёткую картину, мы это помним и даже можем в красках потом рассказать; а триллеры «играют» на другом. Так вот, ночной страх – это скорее триллер. То есть та часть триллера, которая построена на ощущении. А ощущение есть, ведь иначе ребёнок бы не кричал, не убегал и не плакал.

Так вот. Мы имеем в арсенале ребёнка, который выглядит испуганным (и его тело реагирует так, как если бы ребёнок был напуган), может проявлять двигательную активность, плакать, кричать, но при этом ничего вокруг себя не видит и не слышит. Почему же он отталкивает маму, которая пытается его утешить, начинает истошнее вопить, отбиваться и так далее? Прикинем. Ребёнку кажется, что в кустиках засело чудище. Он его не видел, но здорово придумал. Далее (внимание!), он не проснулся, но начал убегать от чудища (ну, в реальности уже убегать. Нарушение такое. Спит и драпает к шкафу). Ребёнок спит, мама его пытается догнать. Подскажите мне, что будет чувствовать ребёнок, когда мама начнёт пытаться его взять на руки? Что ему будет чудиться? Думаю, что Вы догадались и точно ответили на данный вопрос – ведь наверняка многие бывали в ситуации, когда нас зовут, а мы через сон это слышим и как-то в своём сне нагло обрабатываем. Но не будем о нас и о снах, вернёмся к ребёнку. Ребёнку в момент хватания будет реально чудиться, что его хватает (к слову, он вполне серьёзно может начать галлюцинировать) … то самое чудище, которое за ним гналось. Почему чудище, а не мама? Потому что он всё ещё спит. Итак, чудище хватает ребёнка и начинает, скажем, жрать то, что успело поймать. Что начинает делать нормальный человек? Конечно, орать и отбиваться. Чем сильнее мама прижимает крикуна, тем больше чудище в сознании ребёнка растёт и нямкает вкусненькие маленькие пяточки, которые оно только что поймало. Соответственно, ребёнок всё больше кричит и всё больше отбивается.

В общем, думаю, что суть ясна. Кроме красочного описания поедания ребёнка, я хотела бы обратиться к некоторым подробностям. Во-первых, данное нарушение скорее наследственное. То есть если вдруг Вам мама когда-то рассказывала, что Вы очень плохо спали, плакали, кричали, иногда даже пытались встать с постели и забиться куда-нибудь в уголок, а после всего этого утречком были бодры и веселы и очень удивлялись тому, что мама пытается докопаться до Вас на тему «С тобой всё хорошо? Ты ночью что-то бледная была…», то, скорее всего, особенность Вашего ребёнка передалась ему от Вас же. В общем, наследственный фактор играет ведущую роль. Во-вторых, психологическое тестирование детей, страдающих подобным расстройством сна, не выявляет повышенного уровня тревожности и агрессии. Вспомним то, что мы говорили о кошмарах. Тревожность такая, тревожность сякая. Со страхами всё иначе. Неважно, в какой семье ребёнок родился. Семья может быть более чем благополучная, ребёнок более чем счастлив, но наступает ночь, и малыш устраивает… В-третьих, начаться такое нарушение может даже в младенческом возрасте. То есть то, что я пишу «малыш» – это вполне реальная ситуация. Итак, если Вы считаете, что всё ещё не можете разграничить страх и кошмар, то традиционно в конце книги есть приложения, где Вы можете ознакомиться с небольшой таблицей. Надеюсь, что она ещё больше прояснит ситуацию.

Конец ознакомительного фрагмента.