Вы здесь

Как правильно прятаться под одеялом?. Кошмары и кошмарики (Н. А. Кирюшина)

Кошмары и кошмарики

«И, как это часто бывает со снами, в конце тебя ждет чудовище…»

Настоящий детектив
(True Detective)


Мы прямиком направляемся в царство Морфея, то есть в царство снов. Речь пойдёт, естественно, не о милых детских снах, а исключительно о снах дурных и пугающих. В общем, нам предстоит разобраться, что же такое кошмар, как он себя проявляет, и самое главное – что с ним делать именно сейчас, а не завтра на приёме у психолога.

Итак, в первую очередь, кошмар – это сновидение. Что интересно, просмотр сновидений происходит в так называемой фазе быстрого сна (по-научному – в REM-фазе или, как её ещё называют, БДГ-фазе). В это время активность головного мозга повышается, и, наблюдая за спящим в этот момент, мы можем увидеть, как быстро-быстро начинают двигаться глазки под веками. Собственно, БДГ так и расшифровывается – быстрое движение глаз. В общем, как ни назови, всё это об одном: мозг начинает активно работать, рассматривать и заодно обонять и ощупывать.

Что ещё нам важно знать? Например, то, что такая, казалось бы, мелочь как ночной кошмар присутствует в МКБ-10 (Международной Классификации Болезней) и даже имеет свои диагностические критерии. Что нас, несомненно, радует, так это то, что кошмар – это неорганическое расстройство сна. Порадовались? Не расслабляемся. Раз жутики-кошмарики – это неорганика, то никакое ЭЭГ, МРТ и подобные процедуры, включая сдачу всяческих жидкостей организма на анализ, нам, увы, никак не поможет. Придётся становиться великими диагностами и всё делать на глаз – в смысле, пользоваться такими методами как наблюдение и беседа.

Что же нам будет видно на этот самый не вооружённый ничем глаз? Для начала то, что ребёнок будет помнить свой кошмар достаточно чётко, можно сказать, детально. Беседуя с ребёнком (а иногда и беседовать не надо – ребёнок сам прямо-таки вываливает в слезах то, что он увидел, и как это было страшно), Вы узнаете, что зубы у чудовища были вот такенные, глаза огроменные, когти здоровущие, а сам он был весь зелёно-склизский, и пахло от него горелыми котлетами. Ну или что-то в этом духе. Вариантов много. Может, это был просто милый паучок, просто размерчиком он был со шкаф и имел явно дурные намерения в отношении ребёнка. То есть, повторюсь, воспроизведение увиденного будет живым, детальным и иметь яркий устрашающий характер. Очень распространённый компонент – это угроза для жизни. Ещё одна особенность кошмара – сюжетность. Более того, очень часто в гуще событий оказывается сам сновидец, который получает главную роль. Вообще БДГ-фаза длится от нескольких минут где-то до получаса. За это время человек может умудриться увидеть такую сюжетную линию, что дух захватывает. Сам цикл сна состоит из нескольких сменяющих друг друга фаз, и за, скажем, 8 часов сна, человек может раз 5 побывать в той самой REM-фазе. Путём нехитрых математических вычислений можно примерно прикинуть, что взрослый видит сны примерно каждые полтора часа. У детей примерно до 3 лет достаточно большая часть сна выпадает на быструю фазу.

Мы не будем вдаваться в подробное описание каждой фазы, ведь сейчас нас интересует только фаза быстрого сна, но обязательно выделим остальные диагностические критерии:

• пробуждение может наступить в любое время сна, хотя всё-таки обычно это вторая половина;

• при пробуждении от страшного сна сновидец быстро понимает, что он уже «здесь и сейчас», и никто его уже не хочет съесть. То есть ориентировка во времени и пространстве проходит быстро;

• сами кошмарные сны и расстройства сна, которые они иногда влекут за собой, приводят к выраженному дистрессу (стресс бывает «хорошим» и «плохим». Вот ДИстресс – это «плохой стресс»).

В общем и целом, для определения кошмара нам нужно просто внимательно слушать малышика (или уже не малышика. Больших деток тоже надо слушать. И не деток…).

Кроме всего вышеозначенного, нам важно знать, что страхи, а соответственно, и кошмары, бывают разные. Кто-то кошмарит монстрами, а кто-то ночью видит во снах, как ругаются его родители. Вот например:

«Старший 3 ночи подряд писается. Сначала думала – из-за того, что много воды перед сном пьёт и спит крепко. Вчера не давала пить, и всё равно описался. Проснулась под утро, а он между мной и мужем лежит спит. Сказал, что ночью страшный сон приснился. Сегодня прям до истерики перед сном. Не буду один спать и всё. Орёт, что боится. Говорит, что каждую ночь плохие дядьки и тётьки ему плохо делают, ему страшно».




Кроме биологической предрасположенности к угрозе, которая досталась нам от предков, мы можем выделить целый перечень наиболее распространённых страхов и тревог (и с тем, и с другим Вы можете ознакомиться в конце книги в приложениях). Страхи младенцев, как правило, определяются в основном именно биологической предрасположенностью, а не привычками и способностью к сложной переработке информации. Излюбленный пример пугалки – «Я пошла», и мама делает вид, что уходит с площадки. Простенькая манипуляция, которая работает, потому что маленькие дети биологически предрасположены к страху одиночества и расценивают его как угрозу для жизни (что, в общем-то, логично). Кроме подобных ситуаций, следует отметить, что до того как дети станут более или менее рациональными, они очень легко ведутся на символизм. Различные пугающие изображения, истории, мультфильмы, фильмы – всё это может вызвать страх и, как следствие, кошмарный сон. Всем известная Баба-Яга – как раз такой пример.

В основном младенческие страхи исчезают в дошкольный период, если, конечно, их не поддерживать и тем более не взращивать; и ежели ребёнок плачет и капризничает в магазине, то мы не говорим ребёнку, что отдадим его вот этой тёте, а наоборот, рассказываем тёте, которая спонтанно захотела причинить добро, что своё золотце мы никому не отдадим. Однако кроме страхов, которые в основном исчезают в младенчестве, есть очень стойкие, которые могут преследовать нас всю жизнь, если с ними не работать. На самом деле, очень многие фобии взрослых имеют своё начало в детстве. И тут мы скорее обращаем внимание на чрезвычайно яркие, неприятные переживания. Младенец сидит в коляске и на него с лаем несётся собака. Да, она и не собиралась его кусать, а в общем-то, даже наоборот, но попробуй объяснить это перепуганному малышу, который раза в 3 меньше этой собачки. Страх собак должен был бы пройти сам собой, но… в подобной ситуации он становится стабильным. И кошмарные сны в этом помогают. Данная ситуация будет перерабатываться, обрабатываться, дополняться мозгом и в итоге весьма хорошо закрепится.

Для детей более старшего возраста существует ещё одна опасность. Если копнуть поглубже, то иногда то, что мы испытываем страх, здорово подрывает нашу самооценку. Более того, самооценку, скажем, типичного школьника, с удовольствием подрывает его окружение. Прослыть «трусом» никто не хочет, поэтому к обычным детским страхам начинает прибавляться страх… выражения страха. Ребёнок перестаёт говорить о том, что его тревожит, перестаёт давать телу испытывать нормальную адекватную реакцию, и в итоге родитель рано или поздно оказывается вынужден отвести ребёнка уже не просто на консультацию к психологу, а к психотерапевту для работы с начинающейся или уже вполне себе обосновавшейся психосоматикой – заболеванием тела, которое началось «от головы». Она может здорово мешать нормальному сну, в том числе провоцировать кошмарные сновидения; ярчайший пример – это когда при насморке нос не дышит, а в итоге тебе снится какая-нибудь пакость про то, что ты тонешь или тебя душат.

По мере описания мы подобрались к самому главному вопросу. Что с этим делать то вообще? Как мы, взрослые тёти и дяди с накопленным жизненным опытом и не одним кошмаром за плечами, можем помочь ребёнку? Вот именно сейчас, когда ребёнок с криком и слезами проснулся и начал рассказывать про подкроватного монстра или любую другую, увиденную им во сне страшилку.

Для начала мы берём наше чудо-чадо на руки. И тут, конечно, ориентируемся на размеры и возраст «чада». Всё-таки 10-летний пацан может не оценить маминого рвения… хотя – как знать. Это то самое, что родителю хорошо было бы знать о своём ребёнке. Далее мы внимательно слушаем. Можно задавать вопросы (пусть расскажет всё в деталях), гладить по головке. Рассказывать, что теперь он тут, с мамой и папой, что это был сон и ничего ребёнку не угрожает. Ну в общем, классическая знакомая система действий: пожалеть, подуть, поцеловать. Всё, больше не болит? Ну побежали дальше. Наша задача – помочь ребёнку чётко осознать, где он и с кем он. Опорой может быть что угодно, какие угодно зацепки – ведь часто нам снятся знакомые места, даже своя квартира. Не поленитесь открыть страшный шкаф, заглянуть под кровать, показать, что мишка всё ещё плюшевый, и зубов у него с вечера не прибавилось. Вы можете дать ребёнку стакан воды или даже пойти умыть его. Будьте готовы, что после подобных манипуляций ребёнок может (в общем-то, этого мы по сути и добиваемся) проснуться окончательно. И тут самое главное – это перестать торопиться залечь обратно в постель. Конечно, бедному родителю очень хочется спать, а вовсе не утешать ребёнка, но родитель тоже может умыться и даже устроить посиделки на кухне с ребёнком за каким-нибудь отваром ромашки и… как раз за беседой о кошмаре, чтобы точно уже разобраться с тем, что это был сон.

Чего не надо делать ни в коем случае – обесценивать чужое переживание. Ну правда, не нужно говорить, что всё это ерунда. Это не ерунда, и ребёнку действительно было страшно. Скажите лучше, что понимаете ребёнка. Что Вы на его месте тоже испугались бы. Но! Не нужно на этом зацикливаться. Да, страшно, да, испугались, но вот конкретно сейчас-то уже всё хорошо, и бояться нечего. Конечно, некоторые из вас столкнутся с ситуацией типа «да, это у него тут зубов нет, а там во сне есть. Вот я засну, и он мне опять с зубами приснится, не буду спать». Что же делать тогда в этом случае? Можно прибегнуть к «я буду рядом» и действительно быть рядом, пока ребёнок не уснёт. Можно пойти на хитрость и выдать что-то из разряда «а спорим, что я быстрее тебя усну?». Дети иногда так увлекаются соревновательным моментом, что быстро забывают о только что увиденном клыкастом чуде-юде. Ещё один неплохой вариант – это так называемые «переходные» вещи или действия, которыми ребёнок пользуется, чтобы успокоиться. Скажем, младенцы успокаиваются, когда сосут, когда их обнимает или укачивает мама или в других привычных ситуациях. Детям же постарше обычно дают «переходную» игрушку. Вот слоник, он тебя будет охранять всю ночь. Важно помнить, что игрушка хороша тогда, когда ребёнок готов отпустить маму. Обычно это происходит всё-таки не раньше трёх лет. До трёх лет обычно ребёнок соглашается только на маму.




Теперь рассмотрит то, чего точно делать не стоит. Таких моментов на самом деле не так уж много. Главный из них – не нужно на ребёнка ругаться, кричать, что опять он, негодяй этакий, не спит, всем мешает и т. д. То же относится к «попному» воспитанию и другим воспитательно-карательным мерам. Угроза в данном случае – тоже не лучший метод (хотя мне сложно представить родителя, который на детский вопль «Мне страшно!!!!» будет в ответ вопить «Если ты сейчас же не ляжешь в кровать, то я…»).

Если Вы с маленьким ребёнком не практикуете совместный сон, то нет никакой нужды тащить малыша к себе в постель. Пообнимались, поговорили, уложили спать. Будет проще, если у Вас есть чёткий ритуал засыпания. Скажем, Вы купаете ребёнка, потом носите его на ручках, потом рассказываете сказку, целуете в носик и накрываете одеялком. Берём кусочек ритуала, скажем, начиная со сказки (привет, сказкотерапия!). Быстренько придумываем сказочку на тему «Как-то раз приснился Машеньке страшный сон…», а дальше действуем по отработанному ритуалу. Однако если Вы с ребёнком спите вместе, то стоит позаботиться в первую очередь о своём душевном равновесии. Ребёнок отлично чувствует родителя, и если взрослый мечется, весь в беспокойных мыслях «А как теперь? Да что же это такое? И что теперь делать?», то нужно для начала успокоиться самому родителю. Это крайне важно, потому что даже если родитель не проявляет внешне каких-то признаков беспокойства, дети отлично ощущают, когда у мамы или папы в голове роятся мысли, цепляясь друг за друга, и продумываются планы. Рядом с беспокойным родителем и сон беспокойный. То же самое касается мам, которые никак не могут остановиться, утешая: «Бедненький, маленький. Всё прошло». Ребёнок уже забыл давно и готов заснуть, но мама усердно наглаживает его по головке, успокаивая по сути уже себя, а не ребёнка. К несчастью, успокоиться одновременно с рыдающим перепуганным ребёнком достаточно тяжело, и это понятно всем и каждому. Но! Будучи взрослыми людьми, мы можем использовать массу методов релаксации – например, различные упражнения типа «напрячься и полностью расслабиться», дыхательные техники и многое-многое другое. Кстати, Вы можете даже подышать вместе с ребёнком. Иногда младенцев так очень удобно укладывать спать: подстраиваетесь под дыхание ребёнка, а потом начинаете постепенно замедляться. Дети чутко реагируют на это и синхронизируются, причём делают это очень легко.

Самое замечательное – в том, что ночью ничего не надо мудрить. Не нужно быть психологом или психотерапевтом, чтобы пожалеть ребёнка и немножечко ему помочь. Не нужно знать тысячу-другую методов работы со страхами. Честно-честно, это то, чем потом займётся специалист, если ребёнок сам не переживёт этот инцидент – а детки на самом деле очень прочные. Ломаются с трудом. Другое дело, что если это уже не единичный случай, и ребёнок ушёл в переживание с головой: тогда да, стоит посетить детского психолога, который с удовольствием распишет десяток-другой игрательно-рисовательных мер борьбы со страхами и детально расспросит про сад/школу, друзей, родных, стрессы и далее по списку.