Аюрведа.
Общее понятие
Прежде чем перейти к понятию «Аюрведа», необходимо рассмотреть строение самого человека. Строения физического тела мы не будем касаться, оно известно всем из анатомии. А коснёмся таких понятий, как «душа», «тонкое тело», «ум», «разум», «сознание», «прана». При рассмотрении этих понятий, станет ясным зависимость между болезнями и чертами характера человека.
Сделаю некоторое уточнение. Понятие «душа» имеет двоякое понимание: 1. «Душа» – это наше истинное «Я», ядро души (Атмическое тело). Ядро души – это матрица, это то, на основе чего человек ощущает свою индивидуальность или что «он», это есть «он» и никто другой. 2. «Душа» – это «тонкое тело», психика человека.
Для того, чтобы не происходило путаницы, я, в первом случае буду писать: «душа» (живатма). Во втором случае, я буду писать: «душа» (психика) или посто «душа». (umorina.info›track/ТОРСУНОВ Лекция 1. Торсунов-Лекция в Фарм. Академии1 02:38 время звучания.) Существует основной, научный взгляд, на устройство человека. «Согласно нашим научным представлениям, мы собой представляем набор химических элементов, которые взаимодействуют между собой. С помощью этого химического взаимодействия возникает сознание, создаётся ум, и после смерти этого химического механизма, всё уничтожается.
Существует другой взгляд. Это тело, организм, функционирует в результате воздействия на него другой природы, которая называется «душа» (живатма). В ведическом знании (понятие «души») описано подробнейшим образом.
Душа
Душа (живатма) находится вне материальной природы (она имеет вечную, Антиматериальную, духовную природу). Т.е. наша Вселенная состоит из различных видов материи: тонкой, грубой и т.д.,волновой – и всё это материя, материальная частица.
Душа (живатма) нашего физического тела, на уровне материи, величиной с атом. Но измерить её никто не сможет, потому что она находится вне материального творения (Антиматериальная частица) ….
Но она имеет способность соприкасаться и давать силу существования тому, что мы из себя представляем. Согласно Ведам, душа (живатма) имеет вечную природу. Мы никогда не умираем, и никогда не рождаемся. Рождается и умирает только тело. (05:03)
Душа (живатма), в силу своих прошлых поступков (в прошлой жизни), попадает в семя определённого отца, который имеет сродство, по своим поступкам с этой душой. Это семя попадает в яйцеклетку женщины, и душа, своей силой, заставляет её делиться. Т.е., она заставляет её функционировать. Т.е., в маму попадает другой человек, у мамы от этого меняется характер сразу, представление о жизни. Идёт влияние другой личности (плода). В одном теле, получается, два человека….
Душа (живатма) занимает неизменное положение. Вокруг её существует 5 тел. Они, не друг вокруг друга находятся, а друг в друге. Одно тело гораздо тоньше другого. Все эти тела (3 тела) являются материей, очень тонкой.
Тело разума
(07:01) Первое тело – это тело разума. Как вы можете определить его присутствие? Тело разума имеет материальную природу. Это значит, что оно может быть большим, как мышца, может быть маленьким. Поэтому говорят, человек бывает разумным, бывает глупым.
Разумный человек, это значит, сильно развитое тело разума. Тело разума развивается. Душа (живатма), когда оставляет тело наше материальное, оно с собой забирает, кроме материального тела, все остальные. Т.е. тело разума никогда не слабеет, оно только развивается. Т.е, человек может его ослабить, в силу своих поступков, но если человек его развивает… до той степени, до которой он его развил, с тем (уровнем) рождается в новом теле. Никогда глупее не станет.
(07:56) Тело разума – это наше понимание вещей. Т.е., разумный человек поступает в соответствии со своим пониманием вещей. Неразумный человек поступает в соответствии с обстоятельствами. Вы знаете, что есть люди, которые идут на поводу с обстоятельствами…. Разумный человек может изменять качества своего характера. Неразумный не может.
(09:00) Вот эта структура называется «тело прорыртва» (?) (неразборчиво). Это та сила, которая нам даёт хорошее настроение…. Это самая тонкая структура, и мне её описать очень трудно. Единственное, что могу сказать, что люди, которые имеют эту структуру, очень сильную в себе, обладают необыкновенным счастьем. Их ничего из состояния счастья вывести не может – ни холод, ни жара, ни боль…, ничего, абсолютно. Т.е., они пребывают в состоянии счастья, ничто не может вывести. Допустим, это описывается в «Житие святых». Сергий Радонежский, Серафим Саровский находились в таком состоянии. У них вот эта оболочка была развита.
Тело ума
(10:08) Дальше (за телом разума), идёт тело ума. Именно с этим телом ума, связано саморегуляция и все функции в нашем организме. Потому что, именно на этом уровне, на уровне тела ума, идёт соприкосновение с окружающей средой. Тело ума, тело разума и тело блаженства (душа) находятся в этой зоне. Но тело ума распространяет свою силу по всему организму.
Т.е., ум – это не то, что мы думаем, ум – это не то, что думает. А это то, что распространяет свою силу по всему организму, и то, что называется характером, связано с телом ума. Бывает плохой характер, бывает хороший характер у человека. Согласно Ведической культуре, каждый орган имеет свой характер. Причём существует здоровый характер у каждого органа, и больной.
(11:11) В зависимости от того, как мы соприкасаемся с окружающим миром, мы формируем в себе определённое воздействие на определённые органы. К примеру, сердце обладает характером «радость», «любовь», «смиренность». Если человек не смиренный, то у него страдает сердце. Если человек не любит, агрессивный, у него страдает сердце.
Т.е., другими словами, саморегуляция сердца зависит от того, какими качествами характера мы обладаем. На этом уровне начинается психология. Что такое психология? Это наука о том, как характер влияет на нашу жизнь, на наше здоровье.
Для наших врачей не секрет, что характер человека, его психическое состояние влияет на здоровье. В зависимости от нашего психического состояния, мы приобретаем те, или иные болезни.
(12:16) У меня есть разработка, в которой перечисляются порядка 300 наименований качеств характера, с которой связано то, или иное заболевание.
Существуют 5 чувств: зрение, слух, обоняние, осязание и чувство вкуса. Все они имеют несколько другую природу, нежели мы себе об этом представляем…. Сейчас мы закончим, то что мы начали.
Тело праны
Следующее тело – это «тело праны». Т.е., тело энергии. Это тело праны, как раз, является непосредственным контактёром с нашим физическим телом. Тело праны вызывает к действию тело ума. Тело блаженства даёт силу всему организму в существовании. По другому, она ещё называется «сознание».
«Сознание» – это ничто иное, как «тело блаженства» (душа, наше истинное «Я»). Сознание, с помощью своей силы пропитывает всё тело и заставляет его активно существовать. Когда сознание покидает тело, то тело становится мёртвым.
Сознание даёт свою силу разуму. Разум влияет на ум. Ум действует на прану. И прана действует на нервные ткани. Тело праны действует следующим образом. Когда происходит вдох, то через 7 чакр входит прана в организм. Эта прана заставляет двигаться нервным импульсам.
(14:29) Если сейчас спросить наших учёных: «Что заставляет двигаться нервным импульсам»? Никто толком не скажет. Т.е. сердце движется в результате нервных импульсов, в организме. А что заставляет двигаться нервные импульсы? Так вот, нервные импульсы заставляет двигаться прана.
Когда человек перестаёт дышать, то его нервные импульсы перестают двигаться. Поэтому, для того, чтобы активизировать нервные систему, человеку делают искусственное дыхание.
34. Что такое аюрведа.
«Аюрведа является наиболее древней медицинской системой из известных ныне человечеству», – начинает своё раскрытие понятия Аюрведы, специалист в области Аюрведы, аюрведический врач Андрей Головинов. Аюрведа зародилась на территории Индии, и она широко известна по всему миру. Большую популярность Аюрведа приобрела в Западных странах. Слово «Аюрведа» – сложносоставное слово. «Аюр» означает жизнь. Полноценная жизнь, наполненная смыслом, счастьем. Слово «Веда» означает наука, знание. Таким образом, Аюрведа – это наука о здоровой и счастливой жизни.
А. Головинов продолжает свой рассказ с Аюрведического понимания здоровья. ВОЗ определяет здоровье, как состояние полного физического, социального, психоэмоционального и духовного благополучия. Но автор этой статьи указывает, что Всемирная Организация Здравоохранения взяла это определение из очень древнего аюрведического трактата «Сушрута-самхита». Рассмотрим эти четыре составляющих здоровья более подробно.
Физическое здоровье.
Состояние физического здоровья подразумевает отсутствие физической боли. И люди думают, что здоровье заканчивается на этом аспекте.
Когда мы идём к врачу, мы жалуемся на физические боли: головную боль, боль в животе или на что-то ещё. Всё это связано с телом. Но интересно, что никто не жалуется, например, на свою жадность, зависть, гневливость. Если вы будете жаловаться на подобные вещи, то это будет выглядеть довольно-таки странно. Дело в том, что обычные врачи работают только с «физическим телом». А такие понятия, как «жадность», «зависть», «гневливость» относятся к «тонкому телу», а не к «физическому телу». Обычные врачи не знают что это такое. Их этому в медицинском институте не учили. Но Аюрведа говорит о том, что здоровье – это более широкое понятие.
Всем тем, кто заинтересовался этой информацией, хочу обратить ваше внимание на следующие лекции:
Интернет. «Голос Вед». Торсунов – Природа болезней. Торсунов – Пять чувств и их связь с болезнями. Торсунов – Связь болезней с характером. Торсунов – Строение Тонкого Тела. Торсунов – Характер и Аюрведа.
Социальное здоровье.
Второй аспект Аюрведы – это состояние социального благополучия. Это то состояние, когда человек удовлетворён: той работой, которую он выполняет; своей профессией; зарплатой, которую он получает; своей семьёй, детьми; тем местом, в котором он живёт; правителем этого места. Это социальное здоровье. Человек должен испытывать счастье на этом уровне. Только тогда он будет социально здоровым.
Душевное здоровье.
Это третья составляющая здоровья. Это состояние самодостаточности или самостоятельности. Что это означает? Это означает, что человек, имеющий душевное здоровье, должен уметь ответить на вопросы: «Кто такой „Я“, для чего живу, какова высшая цель моей жизни». Если он не может ответить на эти вопросы, значит, его нельзя считать здоровым человеком.
Эта составляющая Аюрведы хорошо описано в первой части моей книги. Поэтому мы не будем касаться этой составляющей. Краткое описание дано в описании первой части книги, в начале этой книги.
Духовное здоровье.
Существует также четвёртый, самый высший аспект здоровья. Это – духовное блаженство. Это то состояние, которого достигает человек, установивший свои взаимоотношения с Богом. Это состояние носит название «счастье».
Далее автор приводит пример Аюрведического лечения:
«Однажды ко мне на прием пришла женщина. Я даже сначала не понял, какого возраста и пола был человек, который зашел в мой кабинет. У неё было грузное бесформенное тело, очень грубый властный голос. И она пожаловалась на то, что у нее постоянные приступы гипертонии и начинающиеся приступы астмы».
Далее, Андрей Головинов описывает процесс лечения.
Всё её желание сводилось только к лечению её болезней на «физическом уровне». Все попытки аюрведического врача обратиться к пониманию причин её болезней на «тонком уровне», не увенчались успехом. Это выражалось в том, что когда врач спрашивал, удовлетворена ли она своей работой, всё ли хорошо у неё в семье, она говорила: «А зачем вам, доктор? Лечите меня от астмы, лечите меня от гипертонии. Вот этим я страдаю. А всё остальное вас не должно волновать. Дайте мне таблетки, и я пошла».
Доктору пришлось приложить много усилий, чтобы доказать, что только приём таблеток не решит её проблемы со здоровьем. Надо ещё правильно питаться, вовремя ложиться спать, пройти курс очистительных процедур.
Несколько месяцев она лечилась в аюрведическом центре, и, в принципе, лечение прошло успешно. У неё прекратились приступы астмы, прекратилась гипертония, и, очень довольная, она ушла.
Через некоторое время, она вернулась. «Я был слегка удивлён, что она вернулась», – продолжает А. Головинов. Обычно пациенты не возвращаются, когда приходят с такими вопросами, с которыми она пришла. Она сказала, что теперь у неё нет приступов астмы, нет гипертонии, что она здорова. Но, она спросила: «Что мне дальше делать со всем этим? Я здорова, но я не чувствую счастья».
Здесь наступает момент лечения на уровне «тонкого тела», которое не типично для обычных врачей. Такое лечение проводят аюрведические врачи. Доктор спросил, любит ли она свой труд. Она ответила, что работу свою она ненавидит, потому что начальник её не ценит и не уважает. Работает она главным бухгалтером крупной организации. Работает она ради зарплаты, потому что муж её давно пьёт. Мужа она называла «козлом вонючим». Дочь её, как только она вышла замуж, перестала общаться с ними. Потому что, ей надоели постоянные ссоры. По этой причине, внука она видит редко.
Аюрведа имеет методы лечения подобных проблем на социальном уровне. Врач дал ей понять, что в первую очередь, надо вылечить её мужа от алкоголизма.
Далее, идёт описание метода лечения её мужа от алкоголизма Аюрведическим методом, которое было описано в первой части моей книги на стр. 93. Но многие, видимо, не читали первую часть моей книги. Поэтому, я повторяю эту часть.
«Я спросил её, любит ли она своего мужа, остались ли какие-то чувства у неё. Были ли у неё эти чувства к нему в начале. Она сказала, что эти чувства у неё когда-то были, но построили они свои семейные взаимоотношения на телесной привлекательности друг к другу. Время шло, тела старились, и постепенно они начали ругаться, что-то прокралось в их отношения.
Муж стал выпивать. Она стала его за это ругать. А он стал еще больше пить, бросил работу, стал тунеядцем, лежал на диване, ходил к друзьям «на гараж» ….
Я предложил ей, в первую очередь, разобраться в отношениях с мужем. Это было довольно абсурдное предложение ….
Я предложил посмотреть ей на своего мужа, как на человека несчастного…. Нужно отнестись к нему, как к больному человеку …. Было предложено кормить его. Аюрведа предлагает именно такие методы. Очень простые методы. Путь к сердцу мужчины лежит через желудок.
Когда я спросил, как давно она готовила для мужа, грустно опустив глаза, сказала: «Давно»….
Пища, она может передать чувства. Особенно чистая пища – пища, не оскверненная убийством, вегетарианская пища. Она способна передать чувства повара, чувства человека, который готовит для другого человека.
Она прошла курсы вегетарианской кулинарии. Это особое искусство управления эмоциями мужчины через пищу.
Каждое утро она вставала очень рано. Она садилась в чистом месте, на стульчик, и она, прикрыв глаза, желала мужу здоровья и счастья.
После этого, она красиво одевалась, шла на кухню, и, стараясь вложить как можно больше любви, потому что давалось, на самом деле, это очень трудно, по началу. Несколько раз она срывалась, она прибегала к нам в центр и говорила: «Я больше не могу». Она лила слёзы. Мы её успокаивали и она продолжала (готовить с любовью).
Муж, конечно же, очень был обеспокоен, сначала. Ругался, называл какими-то нехорошими словами. Но, тем не менее, через какое-то время, он стал есть эту пищу.
Ведическая кулинария предлагает очень удивительные блюда, которые на вкус, запах, цвет действуют. Только уши, наверное, не включены в этот процесс.
Он почувствовал вкус. Он, вдруг, почувствовал, что о нём заботятся. Он почувствовал какую-то любовь. Через какое-то время он… сломался. Он перестал пить.
Он, вдруг, заплакал и стал говорить ей какие-то удивительные слова, что, на самом деле он её давным-давно любит, и что просто он страдает, что хотел бы возобновить эти отношения. …Она смогла раскрыть его сердце. У них наладились их взаимоотношения. Интересно, что после этого, когда у них наладились взаимоотношения, она бросила работу …. Оказалось, что она втайне мечтала воспитывать внука. Так как у них в семье всё наладилось, то и дочь стала чаще ходить к ним домой в гости. И муж дочери также стал хорошо относиться к её родителям. Внука стали давать бабушке, и бабушка была счастлива, и забыла, в принципе, о том, что ей нужно работать. И муж, её муж, которого она упорно называла «козлом вонючим», а теперь она прекратила это делать, называла его лучшими словами, он, вдруг, вспомнил, что когда-то он был хорошим телемастером. И он нашёл своего друга, старого друга, с которым они работали. В то время, его друг, уже был директором сети магазинов бытовой техники, и он взял его на работу начальником гарантийной мастерской….»
На этом можно было бы поставить точку. Но история с этой женщиной не закончилась.
«В принципе она пропала, около года мы ее не видели», – продолжает Алексей Головинов. Но, где-то под Рождество, к нему позвонили по телефону. Это была она. Она сказала, что ей срочно надо с ним встретиться. На следующий день они встретились. Она была грустная. Врач подумал, что с ней что-то случилось.
Но грусть её носила духовный характер. Она сказала, что у неё нет проблем с физическим здоровьем. У неё хорошие семейные отношения с мужем, дочерью, внуком. Всё прекрасно. «Но я чувствую где-то глубоко боль», – продолжала она. Она сказала: «На самом деле я теперь глубоко чувствую, насколько всё зыбко, насколько всё временно. Время летит так быстротечно. Оно всё короче и короче, с каждым мигом всё короче и короче. День за днем летят как секунды. И я понимаю, что когда-то это кончится. Как мне быть? Как мне уложить всё это внутри себя».
Наступил момент, когда аюрведический врач должен дать пациенту духовное здоровье.
Человека, который считает, что его «Я» – это «физическое тело», часто беспокоят подобные вопросы. Материальный мир не вечен. Детство, юность – это самые счастливые периоды жизни человека. Зрелость – это период активности, вдохновения, реализации каких-то планов, решений. Вслед за зрелостью, наступает старость. В этот период, человек имеет всё, к чему стремился, а счастья нет. Он думал: «Вот женюсь на девушке, которую люблю, тогда буду счастлив». Женился на девушке, которую любил, но счастье было только вначале, а потом куда-то исчезло. Потом он стал думать: « Вот родим красивых, здоровых детей, тогда буду счастлив». Родили, но счастье было только вначале. Потом человек думает: «Вот построю большой красивый дом, тогда буду счастлив». Построил большой красивый дом, но счастье продолжалось не долго.
Таким образом, жизнь превратилась в постоянную погоню за счастьем. Но Аюрведа утверждает, что невозможно достичь счастья на материальном уровне. Наоборот, материальные приобретения нужны человеку, но до определённого уровня. Но, если человек слишком привязан к материальному, то богатства становятся препятствием к достижению счастья. Счастье находится внутри человека, а не снаружи.
Сочетание неправильного понимания своего «Я», и увядание «физического тела», в связи со старением, приводят человека к такому депрессивному состоянию. Задайте себе вопрос. Например, жалеете ли вы брюки, которые вы давно купили, которые сильно износились, протёрлись до дыр, если вы знаете, что вы можете купить новые брюки? Нет. Жалеет ли человек старый велосипед, на котором он ездил, если он покупает новый автомобиль? Нет.
Человек будет жалеть старые брюки и велосипед только в том случае, если будет знать, что новых брюк и велосипеда он не приобретёт никогда. Поэтому, для того, чтобы не испытывать такое депрессивное состояние в старости, надо поверить в реинкарнацию. Это первое условие. Вторым условием избавления от депрессивного состояния в старости, является избавление от страха смерти.
Об этом я писал в первой части моей книги на стр.42. Но тем читателям, которые не приобрели первую часть моей книги, советую прослушать следующую лекцию: Интернет> «Голос Вед»> Лалана Орехова. Аудиолекция «Страх смерти – глупость». 42:53 время звучания.
Страха смерти не боится тот человек, который встал на путь служения Богу. Он знает, что умирает только «физическое тело», а он продолжает жить. Смерть человека, вставшего на путь духовного развития, не только проходит безболезненно, но, более того, человек испытывает огромное счастье в момент смерти. В одной из своих лекций, известный лектор И. И. Ветров сказал, что смерть – высшее наслаждение. Но это было сказано о людях, которые не нарушали закона кармы. Почему благочестивый человек не боится смерти? Приведу следующую аналогию.
Представьте себе, что вы встретили девушку, которую сильно полюбили. Вы оказываете ей знаки внимания, но понимаете, что вы не достойны от неё ответной любви. Она прекрасна, а вы не имеете таких достоинств, которыми обладает она. Эти отношения приводят к тому, что она приглашает вас на свидание. Побоитесь ли вы этого свидания? Нет. Поэтому, и человек, который всю жизнь любил Бога, поклонялся и служил ему, не боится смерти.
Приведу другую аналогию. Помните фильм «Бригада» режиссёра Алексея Сидорова. В ролях: Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Павел Майков. Члены подобной группировки готовятся пойти на «стрелку», чтобы выяснить отношения с другой группировкой. Боятся ли они этой встречи? Да.
Подумайте, какое мировоззрение может иметь человек, который не верит в Бога; не знает, что он имеет вечную, духовную, Антиматериальную природу; не верит в закон кармы? Он думает, что живём один раз, и надо брать от жизни всё.
Далее, приводится пример с человеком, который превзошёл свою материальную природу. Речь идёт о Викторе Эмиле Франкле. Он еврей, по национальности. Во время второй мировой войны, он попал в фашистский концлагерь. Фашисты сильно издевались над ним, но он нашёл внутри себя источник счастья, и не реагировал на внешние обстоятельства.
Представьте себе узника концлагеря, которого бьют, издеваются над ним, пытают его, а он не реагирует на это. Он всегда счастлив, и улыбка не сходит с его лица. Несомненно, это поведение привело бы вас в шок. Нацисты, тоже, были шокированы таким поведением. Они перестали над ним издеваться. И закончилось это тем, что они просто отпустили его. Достижение такого состояния называется высшим, духовным счастьем. Оно не зависит от материальных обстоятельств.
Виктор Эмиль Франкл, на своём примере, показал, что можно испытывать состоянии счастья, даже находясь в фашистком концлагере. И, наоборот, можно быть глубоко несчастным человеком, находясь в условиях максимального комфорта. Всё зависит от уровня приближения к источнику счастья (Богу). Поставьте Бога в центр своей жизни, и вы будете всегда счастливы.
Итак, Аюрведа – это наука о здоровой и счастливой жизни. Я решил посвятить эту, вторую, часть книги (энциклопедии) теме «счастья». Вы, я думаю, не раз встречали в своей жизни дискуссии на тему: «Что такое счастье?». И всегда, эта дискуссия заканчивалась тем, что не удавалось ответить на этот вопрос. Знаете, почему? Существуют такие понятия, ответить на которые материальными понятиями невозможно. Такими понятиями, кроме «счастье», являются «любовь», «душа» (живатма), «Бог» и т. д. Это равноценно попытке измерить вес «души» (живатмы) с помощью материальных весов. Это невозможно. В первой части своей книги (энциклопедии) я уже писал что значит «любовь»: «Совершенно неправильное значение, для современных людей, имеет слово «любовь».
«Лю – люди, бо – богов, вь – ведают. „Люди богов ведают“. Вот что значит „любовь“. Не тяготение, не привязанность, не склонность, не чувства, и даже не секс». (стр.12)
Давайте, сначала, разберёмся, что такое «счастье», как достичь состояния счастья, и как оставаться в счастливом состоянии. В ведах говорится, что если человек правильно живёт, то он испытывает состояние всёвозрастающего счастья.
35.Что такое счастье?
Я, в первой части своей книги, иногда, чтобы объяснить что-либо, прибегал к способу образного представления, к «механике» процесса. Хочу прибегнуть к этому способу, чтобы объяснить что такое счастье. Представьте себе источник счастья, который находится в сердце каждого человека. Поясню. Вы можете возразить, что мы уже говорили, что в сердце каждого человека находится наше истинное «Я». Да, это действительно так. Но в сердце каждого человека находится ещё и Бог, который носит название «Параматма», или сверхдуша.
Веды, (Мундака-упанишад 3.12, Шветашватара-упанишад 4.7) сравнивают душу и Сверхдушу с двумя птицами, сидящими на одном дереве. Одна из них (индивидуальная душа) поедает плоды дерева, а другая (Параматма) наблюдает за ее действиями. Из двух птиц, не отличных друг от друга в качественном отношении, одна очарована плодами материального дерева, а другая – просто наблюдает за ее действиями.
(Интернет. «Голос Вед». Лалана Орехова «Страх смерти – глупость. 09:12 время звучания.)
«Господь находится вместе с нами. Т.е. „мы“, как „душа“ располагаемся в том месте, где у нас находится сердце. И Господь, как Параматма …, т.е размер „нас“, как „души“ – одна десятитысячная кончика волоса, а „Господь“, который рядом с нами в сердце располагается, его размер – ну, примерно …, если растянуть вот так вот пятирню, то от кончика мизинца до кончика большого пальца».
Конец ознакомительного фрагмента.