Вас останавливает инспектор: основания, порядок, осмотр, досмотр
Вы прямо-таки образцовый участник дорожного движения: автомобиль только что из мойки, прозрачные стекла пропускают свет на все 100 %, ремень надежно пристегнут. Вы не говорите по мобильному, не имеете привычки курить за рулем и даже выключили назойливый радиоприемник. И конечно, на каждом отрезке пути строго выдерживаете допустимую скорость.
Как понять, почему именно вам инспектор ДПС подает знак остановиться? Впрочем, чему удивляться: в России чем больше законодатель сокращает перечень оснований для остановки машины на дороге, тем чаще на деле вас останавливают без оснований. Бессмысленно вычислять принцип, по которому инспектор взмахивает жезлом; это не теория случайных чисел, не цвет и марка автомобиля и не дни недели. Bce очень просто: пока в поле зрения инспектора не попадет нарушившее ПДД транспортное средство, он будет останавливать «для порядка» любой очередной автомобиль сразу после того, как отпустит, с миром или со штрафом, водителя предыдущего. Некоторые называют это правилом «свободного инспектора». Действительно, не стоять же ему без дела и без надежды, провожая десятки автомобилей печальным взором!
A объяснить причину остановки всегда можно. Например, проводится какая-нибудь спецоперация; выявляют людей, лишенных или никогда не имевших водительских прав; определяют, как теперь входит в моду, злостных неплательщиков коммунальных услуг или алиментов. A если приходится ехать глухой ночью или наутро после общенационального праздника, то и вовсе не стоит обижаться на остановку без причины.
Что вам дороже, если вы сознательный гражданин, – ваша личная презумпция невиновности или возможное задержание правонарушителя с повышенной дозой алкоголя в крови? Чем больше готовых смириться с тотальными проверками водителей, тем выше шанс у инспектора наугад попасть в настоящего нарушителя.
Посмотрим, в каких случаях сотрудник ГИБДД имеет право остановить ваше транспортное средство.
Статья 63 Административного регламента МВД РФ гласит: «Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
– установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
– наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
– наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
– необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
– необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
– выполнение распорядительно-регулировочных действий;
– необходимость использования транспортного средства (абзац 5 п. 4 настоящего Административного регламента);
– необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления Госавтоинспекции специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
– проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС)».
Административный регламент МВД РФ определяет все действия сотрудников полиции на дороге. Прочих причин останавливать вас у сотрудника ДПС нет. Если он это делает, то уже сам является нарушителем служебной дисциплины.
И за это его можно (а лучше – нужно!) привлечь к дисциплинарной или административной ответственности. Согласно ст. 12.35 КоАП РФ противоправные действия (обозначенные в названии статьи) влекут наложение административного штрафа на граждан в размере 2000 руб.; на должностных лиц – 20 тыс. руб. При удобном случае можно и даже нужно напомнить инспектору, что остановка вашего авто якобы для проверки документов, во-первых, незаконна, так как нет обоснования остановки транспортного средства вне стационарного поста; во-вторых, является административным нарушением со стороны инспектора.
Ho как бы ни согревал вас этот факт, вы не должны забывать, что остановиться по требованию инспектора вы обязаны в любом случае. Другое дело, если человек с жезлом в руке одет не в форму инспектора. И даже если на нем жилет ДПС и стоит он возле патрульного автомобиля, в этом случае вы имеете право проигнорировать требование остановиться.
Допустим, вы видите, что повелительный жест сделал инспектор в форме, и знаете – надо подчиниться. Это неприятно, но если не будете нервничать и злиться, то спокойно оцените обстановку, чтобы решить, как и где остановиться. Вы, конечно, помните: обязанность остановиться по требованию инспектора не освобождает вас от ответственности за нарушение ПДД!
Административный регламент МВД РФ (п. 66) прямо указывает инспектору на то, что не допускается останавливать транспортное средство на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД (помните о ст. 12.35 КоАП РФ, о которой мы упоминали чуть выше?), «<…> за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления, административного правонарушения, предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу участников дорожного движения, а также случаев обозначения места остановки патрульным автомобилем со включенными специальными световыми сигналами, другими средствами регулирования и организации дорожного движения». Тем не менее без коварного умысла или, бывает, сознательно инспектор иногда подает водителю знак остановиться там, где последний почти обречен нарушить правила остановки.
Вспомним, когда ПДД запрещают остановку TC.
«12.4. Остановка запрещается:
– на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
– на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
– в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;
– на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
– на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы B одном направлении;
– на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
– ближе 15 м от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии – от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
– в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств, или создаст помехи для движения пешеходов;
– на полосе для велосипедистов».
Как же следует поступить, если вас вынуждают остановиться на проблемном участке пути? Ответ: сделать все возможное, чтобы выполнить требование, не нарушив правил остановки. Лучше всего включить аварийную сигнализацию (дабы предупредить остальных участников дорожного движения о своем намерении остановиться) в тех случаях, когда имеется необходимость остановиться сразу же, нежели позже нарушив правила остановки.
Скажем, вы в это время движетесь по мосту. Согласно кивните инспектору головой, но продолжайте двигаться. Если возможно, заметно сбросив скорость. Если находитесь не на крайней правой стороне пути, аккуратно перестройтесь. Останавливайтесь сразу, как покинете мост. Теперь ждите, наблюдая за оставшимся позади инспектором в зеркале заднего вида. Есть больше шансов, что он не побежит за вами вприпрыжку, особенно если расстояние между вами приличное. Инспектор и сам прекрасно знает, что некоторым образом провоцировал вас на остановку в запрещенном месте. И скорее всего, потеряет к вам интерес. Убедившись в этом, отправляйтесь дальше.
Ho вдруг вы все-таки не нашли выхода из двусмысленной ситуации: как и правил не нарушить, и выполнить требование остановки? Что ж, останавливайтесь в месте, на которое указывает полосатый жезл. И постарайтесь лишить инспектора удовольствия «пытки» без вины виноватого. Вежливо, но твердо выразитесь, к примеру, так: «Есть особая причина останавливать меня в запрещенном месте?» или так: «Обязан подчиниться вашему требованию, но вы ведь знаете, что здесь останавливаться запрещено ПДД?» Причем делайте свое заявление не одновременно с речью инспектора, а дождавшись паузы, чтобы каждое ваше слово запало ему в душу. Понимающий инспектор благоразумно отступится.
Однако есть случаи, когда остановка (прекращение движения транспортного средства) в запрещенном месте не является нарушением. Это служебная, или технологическая, остановка по требованию регулировщика. Например, знак 3.27 «Остановка запрещена» может действовать от места установки до ближайшего перекрестка, перед которым размещен светофор. Служебное прекращение движения транспортного средства в зоне действия знака 3.27 из-за запрещающего сигнала светофора не является нарушением ПДД.
Кто же не знает, что и для инспектора ДПС писан закон, существуют инструкции о том, как он обязан вести себя с водителем остановленного транспортного средства! Подойдя к автомобилю, первым делом он должен представиться по форме и назвать причину остановки.
Даже если реальная дорожная ситуация не позволила вам остановиться прямо перед ликом инспектора, а пришлось проехать до остановки разумное расстояние, он должен потрудиться дойти до вас.
Вот вы видите, что инспектор не трогается с места, всем видом показывая, кто тут главный. Сохраняйте спокойствие. Вовсе не следует выскакивать из машины и покорно бежать навстречу своим неприятностям. Конечно, вы можете выйти. Если хотите. Ho не обязаны, потому что закон дает вам право выбрать, как поступить.
K сожалению, многие автовладельцы вмиг теряют принципиальность, когда работник ГИБДД предлагает пересесть в автомобиль ДПС или пройти на пост для оформления протокола. Человек знает, что такое требование, пусть и облеченное в вежливую форму, незаконно, но малодушничает и покорно бредет за инспектором. A кто-то впадает в другую крайность, отказываясь покинуть свой автомобиль, разразись хоть гром небесный. Однако есть основания, по которым инспектор имеет право предложить (пока еще не потребовать!) вам выйти из машины.
Согласно п. 70 Административного регламента МВД РФ:
«а) следует выйти из транспортного средства в случаях:
– необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
– наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 п. 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
– для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
– для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
– когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам полиции;
– когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника».
Вернемся к моменту, когда вы остановили свое транспортное средство по требованию инспектора и дожидаетесь, пока он подойдет.
Даже если вы знаете, что нарушили ПДД, и готовы признать это, не отказывайтесь от оценки поведения и действий инспектора, которые сейчас последуют. Ведь, как бы вы ни были виноваты, инспектор обязан соблюсти все формальности, предписанные в таких случаях законодательством, и действовать строго в рамках своих полномочий. Сохраняйте доброжелательное выражение лица, но критически оценивайте все: слова, жесты, интонацию, экипировку.
Сотрудник ГИБДД «должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения. <…> Bo всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности» (п. 20 Административного регламента МВД РФ).
Если причина остановки – нарушение ПДД, инспектор обязан сказать водителю, какая статья КоАП РФ и какой пункт ПДД нарушены (а не просто, например: «Нарушаете ПДД»), По поводу других причин и целей остановки инспекторы нередко произносят что-нибудь туманное вроде «проводится рейд» или «спецоперация». B таком случае вы можете не удовлетворяться ответом и попросить, например, ссылки на документ и орган, принявший решение о проведении проверки на дорогах.
Пункт 33 Административного регламента МВД РФ гласит: «При исполнении государственной функции сотрудники должны находиться в форменном обмундировании, иметь служебное удостоверение и нагрудный знак».
Наверное, сегодня мало кто из инспекторов ДПС рискнет предстать перед остановленным водителем без нагрудного знака. Если жетона нет, разговор короткий: укажите на этот факт и заявите о намерении незамедлительно сообщить о нем в ГИБДД. Ho человек в униформе, разговаривая с вами, вполне может эдак небрежно прикрыть жетон рукой. Настаивайте на том, что вы должны рассмотреть номер нагрудного знака. Он понимает: стоит вам позвонить куда следует – и его вычислят.
Ha этот случай не стоит забывать о видеосъемке, которую вы имеете право вести при общении с инспектором.
Обратите внимание также на то, что при инспекторе должен находиться автомобиль ДПС, а не его личная иномарка.
Если представляясь, излагая причину остановки, инспектор палит скороговоркой или бурчит что-то неразборчиво себе под нос, попросите повторить отчетливо. Наконец, если у вас есть какие-то сомнения, тот ли это человек, за кого он себя выдает, вы вправе попросить предъявить удостоверение – в раскрытом виде и на достаточное время, чтобы прочесть и даже переписать личные данные инспектора. Отказать вам в этом он не имеет права.
Административный регламент МВД РФ, в котором прописаны правила поведения сотрудников ГИБДД на дорогах, обязывает инспектора быть с вами вежливым, объективным и тактичным. Так что не стесняйтесь напомнить об этом, если вам грубят, обращаются с вами запанибрата или разговаривают в угрожающей манере.
Вы здорово можете защитить себя от неправомерных действий, давления, подстав, если начнете общение с сотрудником ГИБДД, включив диктофон. Благо записывающая функция есть в мобильном телефоне. Можно считать, у нас покончено с необоснованными запретами со стороны ГИБДД фотографировать, записывать на диктофон, видеокамеру действия, совершаемые должностным лицом (подробнее об этом поговорим далее).
Замечено, что если инспектор остановил вас только с целью проверить документы, это понятно по его поведению: несколько секунд взгляд сосредоточен на ваших документах, потом еще один короткий острый взгляд на ваше лицо и руки. Он удостоверился, что все в порядке, и до свидания.
Опять-таки взгляды выдают намерения инспектора, который остановил вас, не имея обоснованного мотива, а наудачу – что-нибудь да найти. У такого сотрудника ГИБДД взгляд как бы рассеянный, блуждающий. Он медленно переводит его с одного предмета на другой, может даже устремить взгляд поверх вашего автомобиля, как бы ища ответ на вопрос, как с вами поступить. Задумчиво, продолжая держать ваши документы в руках, может обойти автомобиль… Девять из десяти что сейчас он попросит открыть багажник. Готовы принять вызов? Сакраментальное «Откройте багажник» прозвучало. He торопитесь реагировать бурно и резко. Несколько секунд выдержите паузу: всмотритесь в лицо доблестного стража порядка на дорогах, переведите взгляд на его нагрудный знак, снова на лицо. И говорите с искренним таким удивлением: «А что-то я не вижу понятых. Ведь это досмотр?» Можете не сомневаться, теперь его очередь выкручиваться. Инспектор может сделать попытку изобразить возмущение или, напротив, добродушие, для чего одинаково подходит универсальная фраза: «При чем здесь досмотр? Осмотрю (на этом слове он может сделать ударение) багажник. Что вас смущает?» (Возможны также варианты: «загляну», «взгляну».) Потом инспектор может добавить с металлом в голосе: «Или у вас там что-то опасное?» либо «А чего вы боитесь?» Хотя почти убедился, что вы как раз ничего не боитесь.
Еще немного «игры»: «Если это осмотр (тоже сделайте акцент на этом слове), то, пожалуйста… Хотите сверить номера? Открыть капот?» Вновь протяните инспектору документы, если он вам их уже вернул. Положите руку на рычаг, который открывает капот. Ho не дергайте, если он остается на месте.
У инспектора есть два выхода. Первый – сказать вам: «Откройте капот». Подойти и сверить номера двигателя, кузова, шасси с указанными в вашем техпаспорте. Ему не повезет, если номера грязные, придется самому протирать. Маловероятно, конечно, но иной инспектор может предложить вам выйти из машины и протереть номера. He соглашайтесь ни на то, ни на другое. Вы не обязаны. Второй выход из положения, в которое вы поставили инспектора своей непреклонностью, – вернуть вам документы и сделать знак волшебной палочкой – движение разрешаю.
Правда, инспектор может выбрать третий вариант, если попытается-таки одержать верх в вашей психологической дуэли.
Например, настаивая на требовании открыть багажник, заявит, что КоАП РФ в некоторых случаях дает возможность (допущение) обойтись без понятых и, по его мнению, сейчас как раз такой случай.
Теперь безо всяких пауз задавайте вопросы: «Так вы подтверждаете, что это досмотр? И без понятых? И даже не разъясните мне мои права? Прошу, товарищ инспектор, если у вас есть для этого действительно весомые основания, назовите их, пожалуйста».
Что бы инспектор ни пытался вам теперь говорить – про какой-то рейд, антитеррористическую операцию, даже пусть на ходу сочинит, что ваш автомобиль подозрительно похож на угнанный, – вы можете укоризненно покачать головой и объявить ему, что намерены сделать звонок в дежурную часть УВД и спросить, проводится ли в данный момент какая-либо спецоперация; участвует ли в ней конкретный сотрудник ГИБДД, то есть данный инспектор; действительно ли числится в угоне автомобиль, как две капли воды похожий на ваш, и есть ли у инспектора основания настаивать на своих подозрениях, если он только что сверил номера агрегатов и не нашел ничего подозрительного.
Заявите также, что вы готовы позвонить по телефону горячей линии отдела собственной безопасности полиции и пожаловаться на неправомерные требования, предвзятое отношение, превышение должностных полномочий и что, по вашему мнению, все это делается инспектором с целью оказать на вас давление, чтобы принудить к взятке.
Конечно, вы можете изложить инспектору ваши намерения короче и проще. Бывает достаточно дать понять, что вы не шутите, не блефуете и на самом деле будете звонить. Подробный «сценарий» здесь приведен для того, чтобы вы вырабатывали систему защиты, имели заготовки аргументов.
Инспектор, добросовестно изучающий нормативные документы, относящиеся к его деятельности, способен понять, насколько подготовлен в свою очередь водитель. Если вы, например, как следует уяснили для себя разницу между осмотром и досмотром, то пресловутое «откройте багажник» или «покажите, что в сумке» не заставит вас малодушно подчиниться.
Поможем же тем, кто еще не разобрался в данной теме.
B некоторых толкованиях смысла осмотра и досмотра транспортного средства принято ссылаться на словари. Ha наш взгляд, это не совсем уместно. Каждое слово в русском языке имеет богатую палитру значений. B том числе слово «осмотр» включает значение «контрольное обследование» (С. И. Ожегов), «исследование» (В. И. Даль). Слово «досмотр» – «проверочный осмотр» (тот же С. И. Ожегов). Строго говоря, можно одновременно применить одно и то же значение к любому из двух понятий. Чтобы не заблудиться в трех соснах, будем придерживаться тех значений, которые избраны авторами интересующих нас законодательных и нормативных документов.
Сами же изыски в поисках стилистических и смысловых значений «осмотр – досмотр» напоминают старую добрую шутку. Что такое замечание по работе? Это лучше, чем выговор, но хуже, чем благодарность.
Что такое осмотр транспортного средства
КоАП РФ не предусматривает такую процедуру, как осмотр транспортного средства (существует лишь квалификация понятия «досмотр»). Таким образом, осмотр транспортного средства не относится к административным действиям. И инспектор не может, отвечая на ваш вопрос о причине осмотра, сказать о своем праве производить административные действия. B некоторых комментариях осмотр относят к регистрационным действиям. Как-то тоже неопределенно: что при этом регистрируется? Число мешков картошки, которую вы везете с огорода?
Конец ознакомительного фрагмента.