Вы здесь

Как правильно выбрать вуз. Серия «Как стать профи». Книга 1. Глава 2. Инструкции, которые вам помогут13. 2.1. Как быстро освоить новую профессию или эффективно разобраться в новой интересующей вас сфере деятельности 2.2. Как правильно учиться,...

Глава 2. Инструкции, которые вам помогут13

2.1. Как быстро освоить новую профессию или эффективно разобраться в новой интересующей вас сфере деятельности 2.2. Как правильно учиться, обучать и применять разделение труда 2.3. Как развить свои творческие способности – «Формируем Эйнштейнов, недорого» 2.4. Как проводить анализ и планировать свою жизнь с 10-и летнего возраста 2.5. Как съесть слона 2.6. Как стать грамотным за 5 минут 2.7. Как побороть свою лень 2.8. Как профи стать еще более профи 2.9. Как заработать себе большие проблемы малыми средствами

2.1. Как быстро освоить новую профессию или эффективно разобраться в новой интересующей вас сфере деятельности

Инструкция

Это инструкция интересна тем, что автор в течение всей жизни применяет ее для решения указанных в названии задач. (Но нужно уже иметь хорошую системную подготовку в хотя бы в одной (любой) сфере деятельности.)

Из физиков – я переквалифицировался в специалисты по менеджменту, заодно – освоил вопросы права (гражданского), сейчас – это English и Эффективные продажи.


Уровень сложности: Несложно

1 шаг

ПОНЯТЬ, что единственный человек в классе, который разбирается в предмете глубоко – это сам учитель. А если не разбирается, то к концу года, благодаря любопытству своих учеников (задающих вопросы), разберется. Именно так мы обучаем сейчас менеджменту высших руководителей – мы их уговариваем стать преподавателями для своих подчиненных.

2 шаг

НАЙТИ аудиторию, которая согласится стать «подопытными кроликами» вашего (уверяю – удачного) эксперимента.

3 шаг

РАСКАЗАТЬ аудитории правду – что вы еще пока не профи, не нужно обманывать.

Так сделал я, когда решил проверенный метод использовать для освоения English.

4 шаг

Купите необходимые учебники. Не бойтесь начинать обучать, если вы прочитали только первый параграф. Пока ваши ученики изучают его, вы уже изучите второй.

5 шаг

ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНТЕРНЕТ. Если у вас есть проблемы найти такую аудиторию (самого себя учить – малоэффективно) – нет проблем – откройте рассылку и начинайте свой курс. Так сделал я, когда стал обучать English.

Уже через полгода (с момента, когда я не мог связать 2 слов – не знал какой ставить артикль) – я опубликовал первую серию из 10 статей «Приключения английского» в местном еженедельнике в рубрике «ЗА ЯЗЫКОМ» (ту, что вы уже прочитали в предыдущем разделе книги).

6 шаг

Откройте не один поток обучающихся, а несколько. Второй – через 2—3 месяца, следующий – еще через полгода. Так я поступил с English, полезно.

7 шаг

Конечно, наверняка есть сферы интеллектуальной деятельности (а эта инструкция для интеллектуальных видов работы), где этот метод не пройдет. Но пока я сомневаюсь только в одной сфере – в медицине.

Советы и предупреждения:

И ПОМНИТЕ, ЧТО ХОРОШИЙ УЧИТЕЛЬ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ УЧЕНИКА ТОЛЬКО ТЕМ – ЧТО ЗНАЕТ МАТЕРИАЛ ВСЕГО НА ОДНУ НОЧЬ РАНЬШЕ СВОИХ УЧЕНИКОВ.

2.2. Как правильно учиться, обучать и применять разделение труда

сразу 4 полезных менеджмент-инструкции в одной


Инструкция

Как правильно учиться? Новое сначала нужно запомнить, затем глубже понять14. Следующий шаг – начинаем новое применять, в результате чего и лучше запомним и лучше поймем. И четвертый шаг – развиваем новые знания.

Кстати, в менеджменте руководитель постоянно попадает в новые ситуации, для которых не написано еще учебников. Потому, чтобы научиться хорошо управлять фирмой, нужно учиться развивать теорию менеджмента – а это очень интересно.


Рисунок 7. Процесс усвоения нового


Уровень сложности: Несложно

РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА

Попробуем применить описанную технологию эффективной учебы новому для того, чтобы постичь полезное разделение труда.

Для начала —повторим «педагогическую технологию»: запоминание, понимание, применение, развитие

1 шаг

ЗАПОМИНАНИЕ:

применяя разделение труда можно повысить эффективность любой работы (или учебы) – это ЗАКОН РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА

2 шаг

ПОНИМАНИЕ: за счет чего это происходит?

1. Когда делаешь много дел – теряешь время на переход от одного вида работы к другому.

2. А когда что-то одно – добиваешься автоматизма и потому делаешь работу хорошо.

3. Кроме того, когда долгое время делаешь одно дело – придумываешь разные полезные методики, приспособления (когда делаешь много дел – на это просто нет времени).

3 шаг

ПРИМЕНЕНИЕ (на примере выполнения уроков).

Старайтесь выделить на подготовку к какому-то уроку достаточное количество времени. Вы увидите, что когда делаешь то одно, то другое, то третье – действительно теряется время на переходы от одной работы (учебы) к другой.

Кстати, когда применяешь новое, начинаешь егопонимать на более глубоком уровне. Именно по этой причине во втором варианте процесс познания я применение поставил на рисунке после запоминания, а понимание после применения.

4 шаг

РАЗВИТИЕ:

Предыдущие причины объяснения пользы от разделения труда описал еще Адам Смит. Позже психологи объяснили эти причины – развили теорию:

если понаблюдать за тем, что происходит, когда мы долго учимся делать одно дело (например, пилить дрова), то можно увидеть, что вырабатываемый автоматизм выполнения работы – это процесс перехода управлениями нашими действиями с сознательного на бессознательный уровень.

КАК ПРАВИЛЬНО УЧИТЬСЯ

5 шаг

Кстати, знания, которые развили психологи, можно и более эффективно использовать – например при обучении вождению авто. При таком обучении лучше сначала добиваться автоматизма в одном действии (например, плавном отпускании сцепления, если у вас не «автомат»), а уже потом добавлять новые, например, если вы управляете авто уже «автоматически», вы начинаете видеть дорожные знаки.

А сегодня часто обучают так (сам проходил) – сразу на улицу – и потный ОТ СТРАХА новичок доставляет удовольствие, быть может, лишь своему не знающему как правильно обучать инструктору.

КАК ПРАВИЛЬНО ОБУЧАТЬ

6 шаг

А как еще можно повысить эффективность не только учения, но и обучения других?

Татьяна Камянова предложила очень интересную технологию на примере изучения АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА (повышается скорость изучения языка как минимум в 2 раза).

Сначала вы даете первый материал – например, новую лексику – она ЗАПОМИНАЕТСЯ.


Рис. 8. Технология Татьяны Камяновой.


7 шаг

Затем вы даете новый материал (например, небольшой кусок грамматики) – а пройденный первый материал (лексика) используется при этом как инструмент. Получается, что когда вы ЗАПОМИНАЕТЕ новый материал, пройденный вы уже ПРИМЕНЯЕТЕ как своего рода инструмент.

8 шаг

Следом приступаем к 3 разделу (новой лексике) – в качестве инструмента уже используете пройденную на 2 шаге грамматику и т. д.

Кстати, так можно эффективно обучать любому предмету, не только иностранному языку (и учиться в школе 5 лет вместо 10 :)))))))))

Советы и предупреждения:

Вы спросите, но здесь только 3 инструкции: как учиться, правильно обучать и применять разделение труда. А где 4-ая? Вы ее случайно не заметили – она написана «между строк». Четвертая инструкция о том, как в одну инструкцию можно поместить сразу несколько инструкций.

Эта инструкция полезна и топ-менеджерам: они всю жизнь учатся, обучают других и применяют разделение труда в своей компании.

2.3. Как развить свои творческие способности – «формируем Эйнштейнов, недорого»

Руководитель, лишенный способности творчески решать проблемы, в лучшем случае может хорошо осуществлять контроль над эволюционным развитием руководимой им организации, но он не способен вывести ее в передовые.

Рассел Акофф

Существует миф, что в детском возрасте творческие способности человека выше, чем в зрелости. Так ли это на самом деле?

На рисунке 9 представлена модель творческого процесса, предложенная советским психологом Л.С.Выготским.


Рис. 9. Модель работы творческой составляющей человека


Сначала человек накапливает опыт, который является исходным строительным материалом для творчества. Затем этот опыт он разлагает в своей голове, диссоциирует на части. На следующем этапе полученные элементы подвергаются изменению (уменьшению, увеличению и др.), а на завершающей фазе из диссоциированных измененных элементов слагаются новые комбинации, выступающие как результат творческого процесса.

На рисунке 10 дан условный пример народного творчества, в котором описан процесс рождения известного сказочного персонажа – избушки на курьих ножках в соответствии с моделью, представленной на рис. 9.


Рис. 10. «Рождение» избушки на курьих ножках


Если проанализировать модель творческого процесса, представленного Л.С.Выготским, то можно увидеть, что творчество – это научный процесс, включающий в себя элементы научного метода – НАБЛЮДЕНИЕ, АНАЛИЗ и СИНТЕЗ. Чтобы развить свои творческие способности, накапливайте разнообразный опыт – наблюдайте, тренируйтесь в разложении опыта на элементы – анализируйте, смело изменяйте их и комбинируйте так, как это никто до вас не делал – тренируйтесь в синтезе.

Описанная модель помогает понять, что на самом деле большие способности к творчеству имеют взрослые, поскольку у ребенка меньший опыт и, следовательно, возможности к созданию новых композиций. Однако часто факты говорят обратное.

Наблюдения французского ученого Э. Боно привели его к открытию «психологической инерции» (или «психологического» барьера), которая более присуща именно взрослым. Эти «психологические барьеры» (см. рис.20), мешающие генерировать новые идеи, также связаны с опытом, только опытом другого рода – «что можно», а «что нельзя». Такого рода опыта у ребенка меньше, но это уже не во вред творчеству, а на пользу. Однако сегодня известно большое количество методов, позволяющих взрослым научиться избавляться от «психологической инерции», преодолевать


Рис. 11. Модель творческого процесса Э. Боно


«психологические» барьеры. Для примера представим один из них, получивший название «метод фокальных отображений».

Давайте изобретем новый автомобиль – объект номер 1. Для этой цели возьмем объект номер 2, мало похожий на первый объект (то есть на автомобиль), скажем, слона. Затем опишем характеристики вспомогательного объекта – слона: у него имеется хобот, большие уши, он сам себя поливает водой из хобота и т. д. Теперь перенесем характеристики вспомогательного объекта на наш автомобиль и попытаемся обнаружить что-нибудь ценное в полученных комбинациях: автомобиль «сам себя поливает водой». Возникла идея «самополивающегося автомобиля», мотор которого создаст напор воды и, таким образом, обеспечит удобство мойки машины в походных условиях с помощью «хобота» – шланга.

Итак, мы вывели, что управление собой и своими действиями – это не только управление своим временем, это еще и умение управлять каждой из пяти взаимосвязанных подсистем. А задача персонального менеджмента, наряду с оптимальным использованием своего времени, включает в себя также задачу повышение эффективности управления собой и своими действиями.

При этом следует учесть, что личность реализуется в сложном внешнем окружении, которое накладывает свой отпечаток на выбор наиболее эффективных «методов и приемов работы» в конкретной ситуации.

2.4. Как проводить анализ и планировать свою жизнь с 10-и летнего возраста

Инструкция

В книге Л. Зайверта «Ваше время – в ваших руках» представлено множество полезных инструментов для экономии своего времени.

Один из таких инструментов – «Метод 5-ть пальцев» я рекомендую использовать с 10-летнего возраста. Сам этот метод часто применяю – он прост и полезен.

Уровень сложности: Легко

1 шаг

Возьмите обычную тетрадь и нарисуйте простую таблицу – там должно быть 6-ть строчек. А столбиков – 5+1 или 7+1 (в зависимости от того, будем анализировать и планировать только рабочую неделю или все дни). «+1» – плюс первый столбик для того, чтобы озаглавить все строчки с помощью букв – М, Б, С, У, б и? – вопросительный знак.

2 шаг

М – МИЗИНЕЦ (слово начинается с буквы М)

первую строчку озаглавим буквой М. В это строчку с конце каждого дня наблюдений напишите, что такого Мыслительно-полезного вы сделали за день.

Например: выучил буквы английского алфавита, чтобы легче пользоваться англо-русским словариком.

3 шаг

Б – БЕЗЫМЯННЫЙ палец (слово начинается с буквы Б)

вторую строчку озаглавим буквой Б. В это строчку с конце каждого дня наблюдений напишите, что вы такого сделали, чтобы приблизиться к вашей заветной цели – это Близость к цели.

Например, вы надумали стать отличником по математике и тогда если получили пятерку – можете смело вписать ее в конце рабочего или учебного дня сюда.

4 шаг

С – Средний палец (слово начинается с буквы С)

третью строчку озаглавим буквой С. В эту строчку с конце каждого дня наблюдений напишите, как вы себя чувствовали психологически – это строчка для записи Состояния вашего духа.

Конец ознакомительного фрагмента.