Вы здесь

Как правильно воспитать сына без отца. 4. Как правильно написать семейный сценарий (Владимир Леонов, 2013)

4. Как правильно написать семейный сценарий

Поведение большинства людей имеет определенные закономерности. Смысл этих закономерностей заключается в том, что во многих жизненных ситуациях мы поступаем точно так же, как поступали и наши родители. Иногда моя супруга заявляет, что выражение и мимика моего лица временами создают удивительное сходство между мною и ее свекровью. Да и я часто замечаю, что в обиходе употребляю фразы и слова, которые когда-то говорила моя мама. Аналогично, в поступках жены я нередко улавливаю действия, подражающие манерам ее родителей. Вижу это и в своих дочерях, которые применяют в своей жизни мои приемы общения. Подобные скопированные модели поведения присутствуют у большинства людей.

Заметив такие особенности в действиях и поступках человека, американский психолог Эрик Берн ввел в обиход понятие «жизненный сценарий». Под этим термином принято понимать некий жизненный план действий конкретной личности. Одним из видов жизненного сценария принято считать семейный сценарий.

Структура семейного сценария, как правило, содержит:

– родительские предписания относительно своей половой идентичности, отношений в семье, профессиональных и социальных планов;

– личностные качества и способности, позволяющие реализовать родительские директивы;

– решение следовать соответствующим жизненным курсом;

– реальное желание по реализации сценария.

Значение семейного сценария достаточно велико. Он непосредственно определяет поведение ребенка в настоящей и в будущей семье, а также за ее пределами.

Формирование сценария начинается еще в раннем детстве. Если в общении с малышом преобладают положительные эмоции, то велика вероятность, что он вырастет человеком, стремящимся к успеху. Когда же в контактах с младенцем преобладают негативные чувства, то он, скорее всего, станет неудачником. В дальнейшем человек со сценарием неудачника неосознанно будет делать неудачниками других людей (и в первую очередь своих детей).

Уже в первые годы своей жизни дети начинают воспринимать сценарные наставления, которые родители передают им на словах.

Эти сообщения носят характер предписаний, обязывающих ребенка их выполнить:

«Ты должен защищать слабых».

«Вырастешь, выучишься, будешь знаменитым».

«Расти малыш красивым и умным».

«Ты боягуз».

«Ты не мальчик, ты лесной тролль».

«Какой же ты плакса».

«Ты такой же идиот, как твой отец».

Тут же происходит и формирование профессиональных планов:

«Петя будет военным».

«Какой он сообразительный, начальником будет».

«Что ж у тебя из рук все валится, ты же нигде не устроишься».

«Смотри, как он гайки крутит, будет как дед механиком».

«Зачем ему высшее образование? Пойдет на стройку кирпичи класть».

В это же время дети получают и родительские директивы относительно своего пола, брака и семьи. Предписания типа: «Вот вырастишь, влюбишься, женишься, и у вас с женой будет хорошая семья, будут хорошие дети» нацелено на формирование позитивного семейного сценария. А выражения: «Если сможешь жениться…», «Если найдешь нормальную жену…» несут в себе негатив и проектируют будущие проблемы по созданию семьи.

Высказывания «Ты настоящий мужик», «Будь мужчиной», «Если хочешь стать мужчиной, будь сильным и ответственным» или «Станешь взрослым, найдешь себе красавицу-жену…» дают указание ребенку вести себя как представитель сильного пола. А вот фразы «Ты не мальчик, ты девочка», «Ты похож на хорошую девочку» предписывают малышу поведение, характерное для женщин.

Немалую роль в сценарных установках играют имена и прозвища, с которыми обращаются к ребенку. Влияние имени и его вариаций (от полного до ласкательно-уменьшительного) на поведение сына зависит от ситуации его использования. Если в повседневном обращении мальчика называют ласкательно, например Тема, то он воспринимает свои действия как одобряемые. Когда же мама изредка обращается к нему с полным именем – Артем, это для него сигнал – им недовольны.

Еще большее воздействие на ребенка оказывают даваемые ему клички. Считается, что прозвища «разрешают» ребенку соответственно себя вести. Поэтому называя сына «Малой», «Свин», «Крендель», «Боец», «Лапочка», «Олух» вы тем самым программируете его на определенные действия.

Вы в силах изменить свой сценарий и сценарий своего ребенка Нужно только желание. Взрослый человек способен осознать свой стиль поведения и, при необходимости, может исключить, либо значительно ограничить влияние негативных родительских предписаний.

4.1. Уточняем семейные роли: что значит быть мамой и что значит быть сыном

Прежде чем перейти к написанию нового семейного сценария, необходимо уточнить, что мы вкладываем в понятие «счастливая семья». Если основным критерием счастья выступает материальное благополучие, то это заведомо проигрышный подход. Наличие финансовых средств важно, но не определяющее. Когда деньги становятся у основания семейной жизни, они разрушают хорошие отношения, порождают обоюдные претензии и взаимное недоверие.

По-моему глубокому убеждению, счастливая семья – это семья, где счастливы родители и счастливы дети. Для этого требуется немного: высокая и адекватная самооценка всех членов семьи, позитивный эмоциональный контакт между ними, понятные и приемлемые внутрисемейные правила, честные и четкие взаимоотношения, а также продуктивное сотрудничество с окружающей средой (внешним миром).

Про самооценку мамы мы упоминали раньше, про самооценку ребенка поговорим попозже. О других критериях счастливой семьи постараемся рассказать в этой главе. Но прежде чем перейти к их рассмотрению, проведем анализ того, что называют семейным благополучием.

Для этого ответьте на несколько вопросов:

1. Вы считаете себя счастливым человеком?

2. Ваш сын счастлив?

3. Вы чувствуете себя безмятежно и комфортно рядом с сыном?

4. Ваш сын радуется вашему появлению, он чувствует себя безопасно, спокойно и непосредственно рядом с вами?

5. Интересно ли быть членом вашей семьи?

6. В вашей семье все относятся друг к другу с уважением и пониманием?

Если вы ответили на все вопросы «Да», вашу семью можно смело назвать счастливой. Наличие же отрицательных ответов показывает, что ваша семья испытывает определенные проблемы, которые являются источником явных или скрытых конфликтов.

Любая более-менее успешная семья невозможна без позитивного эмоционального контакта. Что же это такое – позитивный эмоциональный контакт?

Представьте себе, что вы сидите на большом удобном диване в просторной комнате. Напротив вас включен телевизор, транслируют любимую вашу передачу, которую вы очень хотели посмотреть. В углу комнаты стоит огромный стол. На нем собрана красивая игрушечная железная дорога. Вдруг открывается дверь и в комнату вбегает ваш четырехлетний сын. Он был у бабушки. Вы не виделись три дня.

Ребенок бросается к вам с радостным криком «Мама!», а вы вскакиваете ему навстречу, крепко обнимаете и искренне радуетесь его появлению. Вы садитесь рядом и начинаете непринужденный разговор. Вам нравится лепет вашего малыша, он доставляет вам удовольствие. Но вот ребенок увидел игрушечную железную дорогу и с неподдельным интересом спрашивает: «Мама, что это такое?». Вы начинаете ему объяснять, но он, не дослушав вас, бежит к столу, где яркими красками блестит маленький паровозик с маленькими прицепными вагончиками, где игрушечные переезды сменяются игрушечными мостами и железнодорожными станциями. Сын ведет себя непосредственно, ему хорошо рядом с мамой, он чувствует себя в полной безопасности. И маме хорошо и комфортно с сыном, она любит его таким, какой он есть.

Подобная реакция ребенка и матери прекрасно свидетельствует о наличии между ними позитивного эмоционального контакта. По мнению российского психолога Ю. М. Орлова, наличие такой связи ребенка с мамой лучше всего помогает сформировать у мальчика те черты характера, которые соответствуют представлениям матери о хорошем поведении.

У детей, воспитывающихся в обстановке позитивного эмоционального контакта, всегда больше шансов стать успешными людьми. В ситуации взаимной любви, уважения и доверия легче выработать качества необходимые для счастливой жизни. Мама только должна положительно и своевременно отреагировать на достижения своего ребенка. Сегодня сын прилежно почистил зубы, быстрее, чем обычно, оделся в садик, аккуратно выпил свой компот, не пролив ни капельки… Поблагодарите его, похвалите с искренней радостью за каждый такой успех. Подобное эмоциональное подкрепление создаст у него не только устойчивое чувство радости от хорошо выполненной работы, но и приятное ощущение удовольствия от своих (пусть пока и маленьких) достижений.

Позитивный эмоциональный контакт должен стать основой семейного сценария и каждой семейной роли. Без него очень трудно, почти невозможно достичь требуемого результата в воспитании.

Скажите, почему у честных, порядочных, образованных людей вырастают нечестные, непорядочные и необразованные дети? Вы скажете, что тому виной дурное влияние улицы, плохих друзей… Категорически не согласен. Ведь почему-то ребенок выбрал себе в пример асоциальных подростков, а не «образцовых» родителей. Поведение детей формируется только тогда, когда соответствующее действие вызывают у них положительную эмоцию. Если сыну эмоционально лучше в дворовой компании, чем в своей семье, то, скорее всего, он будет поступать, сообразуясь с ценностями своих уличных друзей.

Любовь матери, уважение и доверие к ребенку значит многое, очень многое в воспитании. Именно на этих качествах созидаются роли счастливой мамы и счастливого сына.

Причина большинства семейных недоразумений состоит в том, что члены семьи по-разному осознают свои роли и роли своих близких. То есть мама понимает свою роль по-своему, а сын имеет несколько другое представление о ней. То же можно сказать и в отношении роли сына. Мама видит ее вот так, а сын трактует собственную роль совершенно иначе. Например, мама ждет от сына помощи по хозяйству, а сын искренне уверен, что он не может вмешиваться в мамины дела, к которым он относит и работу по дому. Или сын считает, что мама не должна быть строгой с ним. Она же думает, что требовательность в воспитании сына лишней не будет.

Чтобы избежать этих разногласий, необходимо уточнить семейные роли, а если нужно – то и переписать. Если ребенок еще слишком мал, и с ним нельзя обсудить ваш взгляд на собственную роль и роль сына, то проведите ревизию самостоятельно. Во-первых, у вас появится четкое понимание всех ролевых функций в вашей небольшой семье. Во-вторых, вы получите представление о тех установках, которые нужно вырабатывать у сына. Когда же мальчик подрастет и начнет осознавать свои семейные обязанности и права, обязательно поговорите с ним на эту тему. Он должен однозначно воспринимать свою и мамину роли.

Приступая к написанию роли мамы, задайте себе несколько вопросов. Первый и самый важный вопрос звучит следующим образом: «Для чего вы живете и зачем вам сын?» Пусть не пугает его философское содержание. Ответ на вопрос имеет для вас очень большое значение. Он позволит правильно выстроить весь ваш семейный сценарий.

Мне приходилось задавать этот вопрос многим женщинам, воспитывающим детей без отцов. Ответы были разными. Чаще всего звучало «Не знаю» и «Сразу и не отвечу». Но мне понравилось три ответа. С удовольствием привожу их:

Первый ответ: «Для счастья».

Второй ответ: «Для того, чтобы радоваться и радовать всех».

Третий ответ: «Для того, чтобы поддерживать огонь в домашнем очаге. А сын – для того, чтобы мог погреться у моего домашнего очага».

Сейчас у этих женщин уже есть внуки, они прекрасно устроили свою личную жизнь. И во многом благодаря тому, что достаточно точно определили свое предназначение. Без подобного осознания человеку невозможно понять и осуществить свою роль. А также трудно защититься от навязывания другими людьми образа «неудачника» или «козла отпущения».

Ответ на первый вопрос можно считать целью вашей жизни. Отталкиваясь от этой цели, попробуйте сформулировать ваши семейные обязанности. Для этого спросите себя: «За что я, мама, должна отвечать, чтобы достичь поставленной цели?». Ответ «За все» не считается правильным. Кто так говорит, поступает несерьезно. Отвечать за все невозможно. Ответственность требует конкретики. Поэтому постарайтесь сформулировать свой ответ достаточно предметно. Но и слишком детализировать его не стоит. Не расписывайте, что вы отвечаете за чистку ковров, вытирание пыли на шкафах и мойку полов, достаточно указать «за содержание квартиры в чистоте».

Не пропустите за бытовыми обязанностями ответственность за свои воспитательные функции. Например: «Я отвечаю за то, чтобы сын научился быть настоящим мужчиной, за его становление как аккуратного, порядочного, доброго и справедливого человека, за развитие интеллектуальных и творческих способностей сына, за ознакомление его с азами безопасности и т. д.». Не забудьте про себя. Вы обязаны быть привлекательной, умной, веселой, энергичной и доброй мамой.

После того, как список обязанностей составлен, переходите к уточнению своих семейных прав. Сын, да и вы сами должны отчетливо понимать, что у вас есть право его наказать, похвалить, сделать ему подарок, принять за него решение, определить, чем его кормить и во что одевать, а также – что вы имеете право на свою личную жизнь. Главное, чтобы при их осуществлении ни физически, ни морально не пострадал ребенок.

Не расценивайте свои обязанности и права как что-то незыблемое. Возможно, в процессе воспитания что-то потребуется добавить, а что-то убрать. Это только сделает вашу роль прагматичной, жизненной, а значит и эффективной.

Принимаясь за роль сына, вы должны понимать, что окончательно написать ее он должен самостоятельно. Поэтому, рекомендуем сначала «зарядить» его на успех.

Расскажите ребенку, кем вы его представляете через двадцать, тридцать и сорок лет. Поведайте ему, что в будущем видите его блестяще образованным человеком, обладающим престижной профессией. Сообщите, что у него дружная и счастливая семья, настоящие друзья, он неплохо обеспечен, живет полноценной жизнью и умеет преодолевать все трудности на своем пути. «Нарисуйте» ему его цель, пусть и своими «красками». Секрет успешных людей заключается в том, что перед ними стоит позитивно обозначенный ориентир. Так и ваш сын должен знать, куда нужно идти. Помечтайте с ним вместе. Не привязывайте его к какой-то конкретике, не стоит озвучивать свои пожелания видеть его знаменитым хирургом или владельцем личного автопарка из двадцати машин. Пусть позже он сам поставит себе более четкие и предметные цели. Сейчас просто важно запрограммировать, воодушевить сына на успех. И только после этого можно переходить к сценарию его жизни.

Раньше мальчики из простых семей с пяти лет имели круг своих обязанностей. Они помогали родителям по хозяйству, ухаживали за домашним скотом, выполняли различную посильную работу. Сейчас другое время, и не нужно брать ребенка в помощь на покос, требовать, чтобы он напоил коз или принес дрова, но, тем не менее, у него должны быть семейные обязанности. Условно мы разделим их на три группы: обязанности по дому; обязанности по отношению к себе и обязанности по отношению к маме (а также другим членам семьи).

Конец ознакомительного фрагмента.