Глава 1
Главная проблема
«Он был таким хорошим мальчиком, так хорошо вел себя, – печально начали свою горькую историю в моем кабинете Эстер и Джим Смит. – Он выглядел довольным и никогда не причинял нам неприятностей. Мы следили, чтобы он развивался правильно, – бойскауты, бейсбол, церковь и прочее. Правда, он всегда воевал со своими братом и сестрой, но это всего лишь соперничество между детьми, не правда ли? Помимо этого, Том никогда не доставлял нам хлопот. Он иногда бывал не в настроении, надолго уходил в свою комнату. Но никогда не проявлял неуважения или непослушания и не препирался. Его отец следил за этим: уж чего-чего, а дисциплины ему хватало. Для нас это самый поразительный факт: как может такой дисциплинированный ребенок носиться по округе с разболтанными сверстниками и делать то же самое, что и они? Они даже лгут, воруют и употребляют алкоголь. Мы не можем доверять сыну Не можем говорить с ним, и он не говорит с нами, он такой угрюмый и тихий! Он даже не смотрит на нас. Похоже, что он вообще не хочет иметь с нами дела. И он так плохо успевает в школе в этом году!»
«Когда вы заметили перемены в Томе?» – спросил я.
«Дайте припомнить, – ответил Джим Смит, – сейчас ему 14, его оценки были первой проблемой, на которую мы обратили внимание около двух лет назад. В последние месяцы шестого класса мы заметили, что ему надоела школа, а потом и все остальное. Он перестал ходить в церковь. Позднее Том даже потерял интерес к друзьям и проводил все больше времени в одиночестве, обычно в своей комнате, он говорил все меньше и ел все меньше.
Но все стало гораздо хуже, когда он перешел в среднюю школу. Том потерял интерес к своим любимым занятиям, даже к спорту. Именно тогда он совершенно забросил своих старых надежных друзей и начал носиться с мальчишками, которые вечно имели неприятности. Взгляды Тома изменились и приблизились к их взглядам. Он мало придавал значения оценкам и перестал заниматься. Эти друзья часто вовлекали его в неприятные истории.
Уж мы все испробовали. Сначала мы шлепали его. Затем лишили его привилегий: смотреть телевизор, кино и т. д. Однажды мы лишили его всех удовольствий на целый месяц. Мы попробовали поощрять его за хорошее поведение. Я полагаю, мы попробовали все рекомендации, которые когда-либо слышали или читали. Уж не знаю, может ли кто-нибудь помочь нам или Тому?
Что мы делали неправильно? Разве мы плохие родители? Господь свидетель, мы старались изо всех сил. Может быть, это врожденное что-то, унаследованное Томом? Может быть, это связано с его физическим состоянием? Но наш педиатр обследовал его пару недель назад. Может, нам свести его к эндокринологу? Может быть, ему нужно более серьезное обследование? Нам необходима помощь. Мы любим нашего мальчика, доктор Кэмпбелл. Что нам сделать, чтобы помочь ему? Что-то надо делать…»
Позже, когда мистер и миссис Смит вышли, в кабинет вошел Том. На меня произвели приятное впечатление его поведение и привлекательная наружность. Его взгляд был устремлен вниз, и если наши глаза встречались, то лишь на краткий миг. Будучи, очевидно, умным мальчиком, Том тем не менее объяснялся короткими, резкими фразами и хмыканьем. Однако вскоре Том достаточно освоился и, делясь своей историей, воспроизвел буквально тот же фактический материал, что и его родители.
Продолжая, он сказал:
– На самом деле, никому, кроме моих друзей, до меня нет дела.
– Никому? – переспросил я.
– Может быть, родителям, я не знаю… Наверное, они беспокоились обо мне, когда я был маленьким. Как бы то ни было, сейчас это не имеет значения. Все, что их в действительности занимает, – это их собственные друзья, работа, занятия и вещи. Им незачем знать, чем я занимаюсь. Это не их дело. Я только хочу быть подальше от них и вести свою собственную жизнь. Зачем им так беспокоиться обо мне? Они никогда не беспокоились раньше.
По ходу разговора стало ясно, что Том впал в депрессию от постоянного ощущения неудовлетворенности самим собой и своей жизнью. Том, с тех пор как он себя помнит, всегда жаждал близких, теплых отношений с родителями, но в течение последних месяцев он постепенно отказался от своей мечты. Он ушел к сверстникам, которые приняли его, но его неудовлетворенность еще больше усилилась.
Вот обычная, но трагическая ситуация сегодняшнего дня. Перед нами – приближающийся к подростковому возрасту мальчик, который был вполне благополучным в ранние годы. До 12–14 лет никто и не догадывался, что Том несчастлив. В те годы он был всем удовлетворен и мало что требовал от своих родителей, учителей и кого бы то ни было. Поэтому никто не подозревал, что Том не чувствовал себя любимым и не был уверен, что его принимают в расчет. Несмотря на то что родители сильно любили его и заботились о нем, Том не чувствовал искренней любви. Конечно, Том знал о любви родителей и их заботах о нем и никогда бы не стал этого отрицать. Тем не менее ни с чем не сравнимое эмоциональное состояние, когда можно чувствовать себя безоглядно любимым и безусловно принимаемым, Тому было не знакомо.
Это весьма трудно понять, потому что родители Тома – действительно хорошие родители. Они любят его и заботятся о нем, как можно лучше сообразуясь с имеющимися у них познаниями. При воспитании Тома мистер и миссис Смит применяли услышанное и прочитанное и искали совета у других. И их брак определенно выше среднего уровня. Они действительно любят и уважают друг друга.
Большинство родителей сталкиваются с большими трудностями при воспитании детей. Учитывая давление и напряжение, которые каждый день испытывает американская семья, легко потерять веру в свои силы. Рост числа разводов, экономический кризис, падение качества образования и потеря веры в руководство – все вносит эмоциональный вклад в каждого. По мере того как родители чувствуют себя все более истощенными физически, эмоционально и духовно, становится невыносимо трудно воспитывать ребенка. Я убежден, что на ребенка ложится тяжелейшая часть этих трудностей. Ребенок – наиболее нуждающийся человек нашего общества, и больше всего он нуждается в любви.
История Тома знакома сегодня многим. Родители Тома глубоко любят его. Они старались изо всех сил, что-то упустили и… Вы заметили, что это было? Нет, не любовь, родители любят его. Основная проблема в том, что Том не чувствует любви. Надо ли винить родителей? Есть ли тут их вина? Я не думаю. Суть в том, что супруги Смит всегда любили Тома, но никогда не знали, как это показать. Как и у большинства родителей, у них смутное представление о том, что нужно ребенку Еда, кров, одежда, образование, любовь, советы и т. д. – все эти потребности были удовлетворены, за исключением любви, любви без всяких условий. Хотя любовь в глубине души испытывают почти все родители, сложность состоит в том, чтобы выразить эту любовь.
Я верю, что, несмотря на сложности сегодняшнего дня, родители, которые искренне желают дать ребенку все необходимое, могут этому научиться. Для того чтобы сделать все возможное для ребенка в то короткое время, что они бывают вместе, все родители должны знать, как в действительности нужно любить своего ребенка.
«Я помню случай, когда мне было 6 или 7 лет. Даже сейчас мысли об этом портят мне настроение, а иногда даже приводят в бешенство, – продолжил Том через несколько дней. – Играя в бейсбол, я случайно разбил окно. Я был в ужасе от этого и прятался в лесу пока мама не нашла меня. Я чувствовал себя таким виноватым, мне было ужасно стыдно. Когда отец пришел домой, мама рассказала ему об окне, и он выпорол меня». На глазах Тома выступили слезы.
Я спросил: «Ты объяснил ему что-нибудь?»
Он хмыкнул: «Нет».
Этот случай касается другой запутанной области воспитания – наказания. В этом примере способ наказания Тома вызвал у него чувства боли, злости и обиды по отношению к родителям, которые он никогда не забудет и не простит им без посторонней помощи.
Спустя 7 лет Тому все еще больно вспоминать об этом. Почему именно этот случай так болезненно запечатлелся в памяти Тома? Были ведь и другие случаи, когда его шлепали, и он принимал это как должное. Может, это потому, что он почувствовал свою вину и раскаялся в том, что разбил окно? Разве не достаточно он уже выстрадал и без физической боли? Может, порка убедила Тома, что родители не понимают его чисто по-человечески или равнодушны к его чувствам? Может, Тому нужно было родительское тепло и понимание в этот момент, а не грубое наказание? Если это так, как могли узнать об этом родители Тома? И какая форма наказания была бы наиболее подходящей в данном случае?
Что вы думаете об этом, дорогие родители? Нужно ли придерживаться определенной линии поведения в процессе воспитания? Должны ли мы проявлять твердость? И в какой мере? Следует ли применять наказание всякий раз, когда ребенок ведет себя плохо? Если да, то должно ли оно всегда быть одинаковым? Если нет, то в чем альтернатива? Что такое наказание? Действительно ли дисциплина и наказание неразрывно связаны? Следует ли нам всем пройти одну школу, скажем, «школу эффективного обучения родителей», и следовать ее целям? Или нам нужно обращаться к собственному здравому смыслу и интуиции? Или всего понемногу? Тогда в каком количестве? Когда?
Вот вопросы, которые одолевают сегодня всех сознательных родителей. Нас бомбардируют книгами, статьями, семинарами и институтами по воспитанию детей. Подходы самые различные: от выкручивания уха ребенку до поощрения конфетой.
Короче говоря, как могут родители совладать с ситуацией так, чтобы, с одной стороны, приучать Тома к дисциплине и, с другой стороны, сохранить его любовь и теплые отношения с ним? Мы обратимся к этому сложному предмету позже.
Я полагаю, все родители согласятся, что воспитывать ребенка сегодня очень сложно. Одна из причин в том, что ребенок много времени находится под контролем и влиянием посторонних, например, школы, церкви, соседей, сверстников. Именно поэтому многие родители испытывают чувство, что все их усилия напрасны и что они оказывают слабое воздействие на своего ребенка.
На самом деле все исследования, которые я читал, показывают, что влияние дома оказывается решающим во всех случаях. Влияние родителей сильно перевешивает все остальное. Дом держит первенство по влиянию на ребенка: счастлив ли он, чувствует ли безопасность и надежность своего положения; как он ладит со взрослыми, со сверстниками и другими; насколько он эмоционален или равнодушен; как он ведет себя в незнакомой ситуации. Да, дом, несмотря на многое, что отвлекает ребенка, имеет огромное влияние на него.
Но дом не единственное, что определяет будущее ребенка. Не следует делать ошибку, целиком возлагая ответственность на семью за каждую проблему или разочарование. Во имя справедливости и чтобы быть более объективным, я полагаю, нам следует обратить внимание на второй по значению фактор, который оказывает влияние на ребенка.
В действительности существует много типов врожденного поведения. Идентифицировано девять составляющих. Исследование было проведено Стеллой Чесс и Александром Томасом. Данные приведены в их книге «Темперамент и нарушение поведения у детей» («Temperament and Behavier Disorder in Children»).
Эту книгу причислили к классике, и она действительно внесла огромный вклад в мировую науку о поведении. В ней подробно объясняется, почему дети имеют те или иные индивидуальные характеристики. Она помогает понять, почему одних детей легче воспитывать, чем других; почему одни дети вызывают больше любви или более управляемы; почему дети, выросшие в одной семье или в сходных условиях, могут быть такими разными.
И что самое ценное – доктора Чесс и Томас показали, что ребенок формируется не только под влиянием домашнего окружения, но и собственными личностными особенностями. Это привело к поразительным результатам, так как смягчило несправедливые обвинения в адрес родителей, имеющих «трудных» детей. К сожалению, многие (включая и профессионалов) полагают, что родители полностью виноваты во всем, что касается их ребенка. Исследования Чесс и Томаса доказали, что одни дети более склонны к осложнениям, чем другие.
Давайте вкратце рассмотрим результаты этих исследований. В книге описаны девять слагаемых темперамента, которые можно идентифицировать уже у новорожденных. Эти врожденные составляющие имеют тенденцию сохраняться в дальнейшем. Характеристики могут модифицироваться окружением ребенка, однако темперамент глубоко вплетается в индивидуальность, нелегко изменяется и может сохраняться всю жизнь. Обратимся к составляющим темперамента:
1. Уровень активности. Это степень двигательной активности, которой ребенок обладает от рождения.
2. Ритмичность (регулярность по отношению к нерегулярности). Предсказуемость таких функций, как голод, режим питания, очищение организма и цикл сна-бодрствования.
3. Приближение или отстранение. Естественные детские реакции на новые стимулы, такие, как незнакомая еда, игрушки, люди.
4. Адаптация. Скорость и легкость, с которой поведение может быть изменено в ответ на изменение внешних условий.
5. Интенсивность реакций. Количество энергии, использованной на выражение настроения.
6. Порог реакции. Уровень интенсивности стимула, необходимого для получения отклика.
7. Качество настроения (положительные реакции по отношению к отрицательным). Игривость, удовольствие, веселость, дружелюбие в противоположность неудовольствию, плачу, недружелюбному поведению.
8. Рассеянность. Степень влияния внешнего окружения на способность концентрировать внимание.
9. Внимательность и настойчивость. Продолжительность активной деятельности ребенка и способность сохранять активность при наличии препятствий.
Как вы, возможно, заметили, 3-е, 4-е, 5-е и 7-е слагаемые темперамента являются наиболее решающими при определении, легко или трудно будет воспитывать ребенка и заботиться о нем.
Ребенок с высоким уровнем реакций (эмоциональный), ребенок, который предпочитает избегать новых ситуаций, ребенок, которому трудно приспособиться к новым ситуациям (не переносит перемен) или ребенок, который часто пребывает в плохом настроении, чрезвычайно подвержен стрессам, особенно если у родителей большие ожидания. И, к сожалению, именно эти дети, как правило, получают меньше любви и ласки от взрослых.
Отсюда ясно, что ориентируясь на основные характеристики ребенка, необходимо решать, какой тип воспитания ему подходит.
При помощи этих девяти составляющих темперамента Чесс и Томас предложили многочисленные формулы для оценки новорожденного. По этим данным они в состоянии предсказать, какие дети будут «легкими», т. е. легкими во взаимоотношениях, за которыми нетрудно будет ухаживать и несложно (относительно, конечно) воспитывать. Дети, за которыми трудно ухаживать, с которыми трудно общаться и воспитывать, были названы «трудными» детьми. Они требуют от матери большего напряжения, нежели «легкие» дети.
Затем Чесс и Томас сравнили, как дети развиваются в зависимости от типа общения с матерью. Чесс и Томас изучали детей, у которых были «ласковые» матери (матери, которые хотели, чтобы их дети росли в атмосфере любви, и создавали такую атмосферу, где дети чувствовали себя уютно), изучали «неласковых» мам, которые сознательно и бессознательно отторгали своих детей или были неспособны создать им атмосферу, где дети чувствовали бы себя любимыми и удовлетворенными.
Таблица суммирует эти наблюдения:
Как видите, «легкие» дети и «ласковые» мамы дают прекрасную комбинацию. Эти дети хорошо развивались и практически без негативных последствий. «Ласковые» мамы с «трудными» детьми имели некоторые проблемы, но эти ситуации в подавляющем большинстве случаев были позитивными. В итоге, в атмосфере любви, созданной их матерями, эти дети росли благополучно.
«Легкие» дети, у которых «неласковые» мамы, как правило, были не так благополучны. Они имели больше трудностей, чем «трудные» дети с «ласковыми» мамами. Их опыт был чаще отрицательным, чем положительным.
Как вы уже, вероятно, поняли, «трудные» дети с «неласковыми» мамами давали наиболее неблагополучную комбинацию.
Эти бедные дети были поставлены в тяжелые условия, их называли детьми «группы риска». Ситуация с такими детьми поистине душераздирающая. Они находятся под постоянной угрозой издевательств или предоставлены сами себе. Это, действительно, дети, подверженные риску.
Итак, если связать все эти факты воедино, можно выявить весьма существенные явления. Во-первых, существование ребенка в этом мире зависит не только от его окружения и родителей. Основные врожденные характеристики сильно влияют на процесс развития и взросления.
Эти черты также влияют, а часто и определяют то, насколько трудно или легко будет ухаживать за ребенком и сколько расстройств принесет он своим родителям. А это в свою очередь влияет на родительское отношение к ребенку. Здесь имеется двусторонняя связь.
Знание этих фактов помогло многим родителям, испытывающим комплекс вины.
Другой важный урок, который следует извлечь родителям, заключается в том, что, независимо от врожденного темперамента, тип общения с ним матери и отца является решающим фактором в его воспитании. Взгляните опять на таблицу. Хотя «трудного» ребенка, конечно, труднее растить, тип эмоционального воспитания в конечном счете определяет результат воспитания. Родительское влияние может изменить врожденные характеристики в позитивную или негативную сторону.
Именно этому посвящена книга. Она о том, как строить отношения с ребенком, чтобы он развил свои лучшие качества, как оказать ребенку эмоциональную поддержку, в которой он так нуждается. Невозможно в одной книге охватить все аспекты воспитания, поэтому я включил только те, что считаю основными и наиболее эффективными.
Неоспоримо, что большинство родителей испытывают чувство любви к своим детям. Считается, что родители естественно выражают, передают свою любовь ребенку. Это величайшее заблуждение на сегодняшний день! Большинство родителей не проявляют свою любовь, спрятанную в их сердцах, главным образом потому, что они не знают, как это сделать. Следовательно, многие дети сегодня не чувствуют, что их искренне, безусловно, безоговорочно любят и принимают такими, какие они есть.
Мне кажется, что это является причиной большинства трудностей, возникающих у детей. Если у родителей нет с ребенком отношений, основанных на любви, все остальное (дисциплина, взаимоотношения со сверстниками, успехи в школе) строится на неверной основе, и тогда неизбежно возникают проблемы.
Из этой книги вы узнаете, как установить правильные взаимоотношения с ребенком, построив их на взаимной любви.