Юридическое сопровождение бизнеса
Оказывая услуги другим юридическим или даже частным лицам, необходимо заключать договор. Некоторые компании среднего бизнеса иногда забывают это сделать ввиду полного доверия друг другу, но такие ситуации в дальнейшем могут привести к недоразумениям и краху бизнеса. Даже если вы работаете со своими хорошими знакомыми или друзьями, возьмите за правило подписывать договор на этапе переговоров и до начала оказания услуги.
Пример: небольшая консалтинговая компания успешно работает и развивается, оказывая услуги крупной западной компании. Владелец и руководитель консалтинговой компании является лучшим другом сотрудника западной компании, отвечающего за это сотрудничество. Соответственно, услуги оказываются на «честном слове» и оплата производится точно так же. Объемы работы становятся все больше, у консалтинговой компании прибавляется работы и количество новых проектов. В результате руководитель принимает решение закупить дорогую систему для того, чтобы более эффективно оказывать свою услугу. Закупка новой системы требует дополнительных вливаний сейчас, но по расчетам окупится в течение одного года. И все бы шло хорошо, но в западной компании меняется руководство. И что происходит? Так как нет договора, консалтинговой компании не только не планируют в дальнейшем заказывать услуги, но и не оплачивают уже оказанные услуги. Что остается в результате? Смена руководства у единственного клиента привела к краху и банкротству организации, которая до этого успешно работала.
Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо разработать договор и подписывать его, не смотря на доверие между партнерами. Сейчас разработать договор можно своими силами, в интернете большое количество различных вариантов договоров. Посвятите три часа своего времени, возьмите любой образец договора и создайте его под специфику своего бизнеса. Так же не забудьте разработать акт сдачи-приемки работ, на основании которого вам в дальнейшем будут оплачивать ваши услуги. Это нужно сделать всего один раз. В дальнейшем вы будете менять в нем только часть данных: название компании, которой вы оказываете свои услуги, наименование услуги (если у вас их несколько), сроки исполнения и стоимость работ. Внесение этих изменений не будет занимать у вас больше 15 минут. Если у вас несколько разных услуг, составьте разные версии договоров на каждую услугу, чтобы в дальнейшем вносить только небольшие изменения с учетом специфики конкретного клиента.
Есть компании, услуги которых можно оплачивать наличными, но это отдельная история, с которой нужно разбираться бухгалтеру. На данном этапе в таблице появляется еще один пункт: договора и акты сдачи-приемки работ.
Необходимые документы – ответственный:
Пакет учредительных документов – владелец;
Открытый счет в банке, электронные ключи – владелец;
Программа и электронные ключи для подготовки и сдачи отчетности в различные фонды – владелец, бухгалтер;
Договора и акты сдачи-приемки работ (количество видов договоров равно количеству услуг, которые вы оказываете) – владелец.