© Эдуард Робертович Исхаков, 2015
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero.ru
Как поставить цель?
«Судьбы скольких людей могли бы сложиться совсем по другому, если бы они только задались определенной целью и не отступали от нее»
Что же такое ЦЕЛЬ? Цель – это результат в будущем.
Интересное исследование приводится в литературе – ученые изучали студентов в университете и отследили их жизненное положение через 10 лет, оказалось, что те студенты, которые в студенческие времена имели цели, были более успешными, вели более насыщенную жизнь, и больше зарабатывали.
В 1979 году сотрудники программы MBA Гарвардского университета провели любопытное исследование, опросив студентов-выпускников, записывают ли они свои планы на будущее. Лишь 3% ответили положительно, еще 13% сообщили, что у них есть планы, но они их не записывают. Наконец, 84% сказали, что у них пока нет целей в жизни. Десять лет спустя исследователи вновь опросили тех же респондентов, стараясь узнать, чего они добились в жизни. Результаты были поразительными: те 13%, у кого были цели, но кто не записывал их на бумаге, зарабатывали в среднем в два раза больше тех 84%, у кого не было целей. Но это было еще не все: те 3%, которые записывали свои цели, зарабатывали в среднем в десять раз больше, чем оставшиеся 97%, вместе взятые! Иными словами, именно эти 3% выбились в миллионеры всего за 10 лет, став топ-менеджерами крупных компаний1.
Какие же бывают цели:
1) адекватные, неадекватные;
2) личные, социально-полезные, связанные с самосовершенствованием;
3) близлежащие, далеко идущие (долгосрочные), например пирамида целевиков: верх пирамиды – те люди которые планируют на 5—10 и более лет вперед (к ним Наталья Грейс относит Петра 1)2, среднесрочные цели – середина пирамиды – планируют ненадолго – полгода, год, два года, краткосрочные цели – основание (этих людей большинство) живут сегодняшним днем, планы близкие;
4) max, min;
5) свои собственные, чужие и стереотипные (навязанные окружением);
6) имущественные цели;
7) статусные цели;
8) занятия, хобби.
А есть еще «Мечты», «желания», «хотения».
Итак, как правильно ставить цель?
Чтобы определиться с целями необходимо рассмотреть балансы жизни и профессионализма, ибо важно соблюдать некую сбалансированность между личной и деловой жизнью, чтобы не было перекосов, чтобы наша жизнь была гармоничной, ибо, если поставить все на карьеру и забыть и о личной жизни, то может получиться так, что очень мало времени останется на семью и детей, родителей, близких и т. д., вплоть до того, что можно остаться без семьи, детей и т. д.
Баланс жизни. Нарисуем круг с пересекающимися в центре радиусами, пусть радиусов будет восемь – это число сфер жизни, их, конечно, по вашему усмотрению может быть больше (рисунок 1).
Рисунок 1
Баланс профессионализма. Также нарисуем круг с пересекающимися в центре радиусами, также радиусов установим в количестве восемь – это будут ваши сферы профессионализма (сфера – это составляющая (какая-то часть) профессиональной деятельности). Чтобы легче определиться со сферами профессиональной деятельности, задумайтесь над вопросом: «Что я должен знать и уметь, чтобы успешно выполнять профессиональную деятельность?» (рисунок 2).
Рисунок 2
Сформируйте идеал (или определенную планку совершенства) – тот уровень, который вы можете оценить как десять баллов, какой-то Ваш идеал, если затрудняетесь, то сформулируйте либо идеал в вашем понимании, либо ориентируйтесь на какие-то общечеловеческие нормы или научные рекомендации. Например, сфера физической активности, рекомендации врачей по поддержанию физической активности предполагают не менее 40 минут ежедневных занятий в аэробном режиме, как минимум пять дней в неделю для лиц около тридцати лет. Семья – общепринятые человеческие нормы предполагают, что нормальная семья в идеале включает в себя, папу, маму и двоих детей, но вы можете принять в качестве идеала по количеству детей в семье например, пятерых детей. Край пересечения круга и радиуса и будет обозначать идеал.
Для облегчения работы и формирования оценки заполните таблицу 1.
Таблица 1
Такую же таблицу подготовьте и для установления баланса профессионализма (таблица 2).
Здесь в ряде случаев для определения идеала в 10 баллов можно ориентироваться на требования начальства, нормативных документов, существующих инструкций, приказов и т. д.. Например, в сфере «написание научных статей» для установления баланса профессионализма преподавателя университета, с максимумом на 10 баллов, может стать общераспространенное требование руководства – опубликование одной статьи в год в специальных журналах.
Таблица 2
!!! Исходя из полученных балансов НАПИШИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ – причем напишите две цели – одну по личной жизни, а другую в профессиональном плане (таблица 3).
Почему важно сформировать две цели – профессиональную и личную? В качестве аргумента приведу случай из собственной жизни годичной давности. Будучи год назад на конференции в подростковом центре, специализирующемся на помощи в воспитании подростков, в одном из выступлений представителя центра по временному содержанию несовершеннолетних услышал шокирующую информацию – к ним поступила девушка 13 лет, зараженная ВИЧ, которым ее наградил 30-летний наркоман, с которым она сожительствовала. Родители у этой девушки весьма преуспевающие бизнесмены. Вот и получается: папа этой девочки поставил цель много заработать, он этого добился, но семье времени не уделял, что и привело к трагедии с ребенком.
Таблица 3
Для тех, кто затрудняется в постановке цели или в выборе сферы для постановки цели – совет такой – ставьте цель в той сфере, где у вас наибольший провал, тогда вы никогда не ошибетесь.
Для тех, кто совсем затрудняется в формулировке цели, или ему хочется поставить перед собой какую-то глобальную цель приведу маленькие подсказки и рекомендации (к сожалению опыт преподавания темы целеполагания показывает, что, например, у студенческой молодежи лишь приблизительно у 10% имеются уже четко сформулированные цели на ближайшее будущее):
Осознание цели – попробуйте ответить себе на следующий вопрос: «Если бы я не должен был работать, чтобы обеспечить себе жизнь, то чем мне больше всего хотелось бы заниматься?»
Вам помогут также ответы себе на следующие вопросы:
Чего Вы хотели бы достичь?
Почему Вы хотели бы достичь именно этого?
Для чего Вам это нужно?
Что изменится в вашей жизни, если Вы достигнете этой цели?
Если Вы и сейчас толком не можете определиться со сферой, в которой вам необходимо ставить цели или возникают в этом сомнения, то Вам поможет следующий прием. Возьмите поочередно 5—7 сфер своей жизни и одним предложением опишите, что будет с вами в каждой из этих сфер через 5—7 лет, если в ней ничего вы не измените (ваше поведение в этой сфере будет таким же как и сегодня и вчера). Написали? Ну, что, нравиться? Не нравиться? Тогда напишите одним предложением, какой бы Вы хотели, видеть свою жизнь, чтобы была Ваша жизнь в будущем через 5—7 лет. Ну, что? Есть разница? Есть к чему стремиться? Значит, здесь что-то надо менять! Меняйте! Ставьте цель!
Напишите цель. Например, некоторые люди пишут, что у них ЦЕЛЬ – «ХОЧУ ПОСТРОИТЬ ДОМ».
Рекомендации по написанию цели
Цель должна быть:
Сформулирована без частицы «не» – «хочу не болеть» – такая цель не совсем будет способствовать вашему оздоровлению и ведению здорового образа жизни, а также профилактике заболеваний;
цель должна быть сформулирована позитивно;
должна зависеть только от Вас, а не от прихоти чужого поведения или случайностей – «пусть преподаватель не ставит мне двойки»,
желательно не ставить в качестве конечной цели деньги;
если достижение цели требует изменения окружающих (тем более насильственного), то цель надо пересмотреть;
не должна вредить людям или обществу (находиться в правовом поле);
желательно, чтобы сроки достижения цели не превышали четырех лет. Четыре-пять лет – предельный срок, который психологически изматывает. Конечно, можно вспомнить фильм «Побег из Шоушенка», где главный герой копал подземный ход более 10 лет (особенно впечатляет сцена в конце фильма, где показан эпизод обнаружения тайного лаза под плакатом), но у этого человека была супермотивация.
!!! ДОРАБОТАЙТЕ ЦЕЛЬ – НАПИШИТЕ ЕЩЕ РАЗ С УЧЕТОМ РЕКОМЕНДАЦИЙ.
Записывайте цель.
Существует ряд методик, которые дают критерии (признаки), что это цель, правильно сформулированная. Я предлагаю методику критериев «КИЛО», коротко, ясно и хорошо запоминается. Итак, расшифровка по буквам:
К – конкретность
И – измеримость
Л – локализованность в пространстве
О – определенность во времени
И, если вначале цель – «хочу жить отдельно от родителей или хочу построить дом», то затем по данным критериям цель становится следующей:
Конкретность – свой дом (а не квартира, шалащ, дворец).
Измеримость – двухтажный, размером 5 на 10 метров, 1-й этаж из кирпича, площадь и т. д.
Локализованность в пространстве – в деревне Кукуевка в 150 метрах от озера по улице Центральная.
Определенность во времени – к 1 сентября 2016 года.
Ставьте цель по максимуму, но все-таки реально
!!! ДОРАБОТАЙТЕ И НАПИШИТЕ СВОЮ ЦЕЛЬ И ОЗВУЧЬТЕ ЕЕ! Притом можно цель также написать и в виде требования «Я знаю, что с такого то числа я буду проживать там-то, так как построю ……и т. д. по списку».
Пишется конкретная цель.
Потому такие цели как:
1) хочу бегать по утрам;
2) купить новую машину;
3) купить новую квартиру;
4) открыть свой бизнес;
5) заработать много денег;
6) стать успешным.
Все это на уровне «а хорошо бы» из разряда хотелок и мечтаний лежа на диване
Хотя иметь мечты – это очень хорошо, потому что из желаний и хотелок и мечт (мечтов) надо уметь выкристаллизовывать цель (цели). Роман Аргашоков в одном из своих выступлений ссылается на тот факт, что где-то зимой 2014—15 года по всем социальным сетям прошла новость о 91-летнем дедушке, который въехал в дверь гаража на внедорожнике, потому что всегда хотел это сделать. Читали? Вот это я понимаю исполнить СВОЮ мечту!
Как мы уже упоминали вначале, существуют стереотипные желания (цели), навязываемые окружением или под воздействием окружения, моды, массового мнения определенной группы людей, имеющего влияние на вас (причем не всегда объективно оправданных – «все так делают» «у всех это есть» и т. д.
Роман Аргашоков дает очень простой инструмент, как отличить важные цели от навязанных.
Он считает очень важным отличать СВОЁ от чужого. Так как к важным целям мы стремимся, и у нас получается. После достижения ощущаем мощный прилив удовлетворения и желание двигаться дальше.
Навязанные желания совершенно не мотивируют, обстоятельства вокруг как будто сопротивляются, многое не получается.
При достижении навязанных целей мы ощущаем разочарование. Ну, Вы знаете, это сплошь и рядом происходит.
В информационный век через наши головы проходит уйма рекламы.
Мусор оседает в голове в виде «хотелок», которые на самом деле не нужны.
Итак, задача:
Как отличить мусор от реальных целей, которые зажигают и пробуждают желание двигаться?
Решение:
Есть очень простой способ. Выпишите все «хотелки» на лист бумаги. Все, что придет в голову. Причём не ограничивайте себя. Мотоцикл, машина, квартира, дом, свадьба, рождение детей, дача, гараж, яхта, квадроцикл и прочее. Пишите всё.
Обратите внимание, всё самое интересное начнётся после 10—15 целей.
Теперь выберите из списка для проверки одну из «хотелок», например, яхту.
Поднимите правую руку вверх и резко опустите вниз, одновременно произнеся: «Ну и чихать мне на яхту!» (Имеется в виду, если Вы ее не сможете купить). Текст можно менять по желанию, главное – чтобы суть осталась.
Дернулось ли что-то внутри Вас, возникло ли сопротивление?
Или ноль эмоций?
Давайте сравним.
Выбираем другое желание, например, рождение детей.
Повторяем упражнение, пробуем заявить: «Ну и чихать мне на рождение детей!». Обычно мои ученики на этой цели даже не решаются произнести такое.
Вот Вам разница в реакции на важную цель и навязанную.
Проверьте так каждое желание, выберите то, что важно.
В Ваш личный план должны попасть только действительно важные цели.
Радислав Гандапас и мантра про идеи и цели через них. Радислав Гандапас (один из ведущих тренеров по менеджменту жизни и мотивации, ораторскому мастерству) приводит пример из своей жизни, в котором он описывает прием, который помог ему найти выход из трудной ситуации. Так сложились обстоятельства, что текущее состояние дел и его бизнес-деятельность не приносили толком денег, вдобавок еще и полностью отсутствовала удовлетворенность от жизни и он не знал в тот момент, что делать. И тогда один тренер посоветовал ему повторять следующую мантру «Я позволяю моим целям самим найти меня». И спустя довольно короткий период времени идеи «как жить дальше» стали приходить к нему.
Один из приемов по определению жизненных целей будет заключаться в том, что Вам необходимо подумать о своей будущей жизни, что же произойдет через три года. Опишите, что Вы видите. Можно описать самые смелые планы и мечты.
Что же еще поможет Вам выбрать цель (если вы еще не смогли определиться с целью) и начать двигаться к ней? Украинский тренер по личностному развитию Иван Зимбицкий, применительно к ведению своих дел, советует прочесть 10 книг, которые в свое время помогли ему и в профессиональной и в личной жизни.
Наполеон Хилл «Думай и богатей».
Джим Коллинз «От хорошего к великому» (книга о лидерстве).
Майкл Е. Гербер «Предпринимательство: миф и реальность» (книга конкретно о предпринимательстве).
Роберт Чалдини «Психология влияния».
Уолтер Айзекс «Стив Джобс (биография)» (трудна в восприятии, но расширяет мышление).
Иван Зимбицкий «Челюсти для бизнесмена» (несмотря на название, эта книга о том, что же мешает человеку двигаться вперед и развиваться в личностном и профессиональном плане и, естественно, там даются советы как это преодолеть).
David Allen «Getting things done» (возможна русская версия данной книги Давид Аллен «Давай сделаем» (примерный перевод).
Т. Хари Экер «Думай как миллионер».
Иван Зимбицкий «Отступники» (о том, как надо мыслить).
Уэйн У. Дайер «Сила намерения» (в оригинале Dr Wayne W Dyer «Inspiration»)
Уэйн У Дайер «Измените мысли – изменится и жизнь».
Применительно к юридической профессии Аркадий Гутников (директор Санкт-Петербургского института права имени Принца П. Г. Ольденбургского) советует почитать книги таких авторов как Нильс Кристи, Яков Гилинский, романы Джон Гришема, лекции В. А. Четвернина, работы В. С. Нерсесянц и посмотреть такие фильмы как «Мой кузен Винни», «Несколько хороших парней», «12 разгневанных мужчин» (черно-белый вариант 1956 г.), «Убить пересмешника» (есть одноименная книга), «Чтец» (есть одноименная книга), «Человек на все времена», «Пожнешь бурю», телесериалы «Юристы Бостона», «Форс-мажоры», «Suite».
Следующий шаг.
Итак, цель есть – теперь необходимо принять решение о том, что это действительно для вас цель, она Вам нужна и что вы будете к ней стремиться. Принять решение «ДА» и начать действовать.
Принимаем решение – «да» или «нет»?
Чтобы принять решение, Вам необходимо (или рекомендуется) для себя уяснить – что достижение цели, вернее, деятельность по достижению поставленной цели потребует от вас соответствующих усилий. Причем иногда, (а чаще всегда) – титанических усилий (если цель амбициозная).
Упражнение: «Шарик как демонстрация выполнять задуманные дела по полной, включать свой ресурс и потенциал».
Раздаются присутствующим шарики, и дается команда «надувайте, пока не лопнет», (у нескольких человек надуется так, что шарики лопнут), таких находится где-то 2%, это – те, кто готов идти до конца, готов в дело включать свой полный потенциал
Если приняли решение идти к цели – идите, нет сил идти – ползите, нет сил ползти – ложитесь в направлении цели.
И воспользуйтесь советом Майи Плисецкой (великой балерины всех времен и народов): «Дам вам совет, будущие поколения. Меня послушайте. Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте… До последнего мига боритесь… Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».
Следующий шаг.
Составление плана достижения цели.
Для этого необходимо уяснить, что путь достижения цели занимает определенное время и требует ступенчатых шагов к ней, и для достижения цели надо иметь инициативу, веру и желание победить (рисунок 3).
Цель
Рисунок 3
Вы
и:
А) оценить, что необходимо (требуется в виде ресурсов – материальных, денежных, временных) для достижения цели
Б) оценить имеющиеся в наличии собственные ресурсы;
В) исходя из своих ресурсов и того материалы из которого состоит цель и ее достижение, необходимо определить – что и каким образом надо будет делать как по задачам (промежуточным целям), так и по последовательности совершения действий (решения задач и достижений промежуточных целей).
Необходимо исходить из того, что каждую цель можно разбить на подцель (либо более мелкую цель), либо отдельные задачи с выполнением по срокам. Как строительство дома – вначале до такого то числа строим фундамент, потом стены, потом крышу, кровлю и т. д.
Рекомендации в составлении плана
Чтобы составлять реалистичный план по достижению цели необходимо ответить себе на вопросы:
Сколько времени ежедневно я буду уделять своему делу, реализации своей цели?
Какими временными и денежными и другими ресурсами я обладаю?
Какие знания, способности и умения и навыки уже у меня есть?
Каким связями обладаю?
На какие риски я готов пойти (финансовые, личностные, семейные и т. д.)?
Какие трудности могут возникнуть?
И самое главное – при помощи какого (каких) инструмента (способа) (инструментов, способов) стратегии (стратегий) я планирую реализовать достижение цели?
СОСТАВЬТЕ ПЛАН НА 2—3 ЗАДАЧИ (ПОДЦЕЛИ).
Графы 1.Что достичь?
2. Чем и как (что буду делать)?
3. Сроки!
Составляется план на 2—3 задачи или подцели (таблица 4).
Таблица 4
При составлении плана обязательно надо подумать и зафиксировать в промежуточных целях или задачах то, что необходимы не только конкретные действия, но и действия по личностному развитию – по получению необходимых знаний, умений, навыков или развитию определенных психологических качеств, Например, есть амбициозная цель, но человек чувствует какой-то внутренний страх – запишитесь и пройдите тренинг СПАРТА.
Решил повысить продажи, надо развить умения продавать продукт клиентам – пройдите тренинг у Сергея Азимова, как эффективно переговариваться и продавать.
Задумали выйти замуж или улучшить семейные отношения – тот же самый мастер класс Сергея Азимова или тренинг Павла Ракова.
В книге Стивена Кови «7 навыков успешных людей» описывается весьма поучительная история, которая показывает необходимость разбивать путь к достижению цели на ряд последовательных задач:
«Представьте, что, бродя по лесу, вы наталкиваетесь на человека, который с ожесточением пилит дерево.
– Что это вы делаете? – интересуетесь вы.
– Сами что ли не видите? – следует ответ. – Я пилю дерево!
– Вы выглядите очень уставшим, – сочувствуете вы. – Давно уже пилите?
– Да уже больше пяти часов! – отвечает человек. – Еле на ногах стою. Нелегкая это работа!
– Так почему бы вам не прерваться на несколько минут и не заточить пилу? – советуете вы. – Убежден, работа пойдет гораздо быстрее!
– Нет у меня времени пилу затачивать! – восклицает человек. – Мне пилить надо!»
Седьмой навык требует выделять время для заточки пилы. Он замыкает в кольцо все остальные навыки, так как именно благодаря ему их применение становится возможным.
Отсюда вывод, что в данном случае необходимо ставить задачу не только усиленно пилить, но и задачу подготовить как следует технически инструмент для пиления.
ЗАДАНИЕ – внесите в план – пункт о развитии личностных качеств или повышения уровня знаний, умений, навыков и каким образом, и в какие сроки Вы это будете делать.
Составление стратегического плана также необходимо, чтобы можно было скорректировать цель, если она окажется нереальной. Ну, например – если мы поставим цель жениться на суперпопзвезде (выйти замуж на супермегаолигарха) к следующей субботе и при составлении плана реально почувствуем, что это мы не сможем сделать – реально не хватает времени удалить из ее поля зрения другую суперпопзвезду-ухажера, за неделю мы не сможем это сделать – а за две? Поэтому цель корректируется – либо по срокам (к концу этого года), либо заменяется дама (мужчина) – например, на суперпопмегамодель (спортивная звезда).
Покажите и расскажите соседу по аудитории, (а еще лучше в группе из трех человек) свои планы, а он должен критически оценить их и сделать пару замечаний или предложений, которые надо выслушать и принять к сведению, предварительно поблагодарив его за это.
Но сами по себе такие планы бесполезны, если мы не начнем их реализовывать. А для их реализации также нужны планы ежедневных действий.
А теперь выполним следующее упражнение-задание. Оно называется «Как сделать или достать деньги?»
Берете стул и кладете под ножку деньги, затем садитесь на стул, и Вы получаете задание – достаньте деньги! Что Вы делаете? Вы встаете со стула и достаете деньги. Отсюда мораль – чтобы достать деньги, надо оторваться от стула (дивана, кресла и т. д.). Применительно к нашей цели – чтобы достичь цели – надо выполнять дела по достижению цели.
Конец ознакомительного фрагмента.