Вы здесь

Как поразить на собеседовании. Глава 2. Как настроиться на разговор (Виктор Дельцов)

Глава 2. Как настроиться на разговор

Вера в себя

Вам понадобится:

– помощь друзей и знакомых;

– немного времени, чтобы поразмышлять.

Будьте готовы к:

– тому, что не все сразу получится.

Это может и не пригодиться, если:

– вы – уверенный в себе человек;

– работодатель ищет неуверенного в себе человека.

На собеседование необходимо настраиваться заранее, за несколько часов до него. Даже если вы не в первый раз идете на подобные мероприятия, вас должна сопровождать вера в свои достоинства и преимущества. Стимулы для повышения самооценки у каждого индивидуума разные. Для одного типа людей важна оценка характеристик личности, для других – осознание личной привлекательности. Давайте рассмотрим несколько групп подобных ситуаций, при которых личности наиболее подвержены риску потери веры в себя.

В первую группу входят люди, потерявшие или вообще не имеющие навыков социального общения в силу каких-то жизненных обстоятельств. Можно подразделить эту группу на несколько подгрупп.

1. Домохозяйки, которые после нескольких лет жизни в четырех стенах утратили навыки общения с незнакомыми людьми. Круг их общения состоит из родственников, друзей и подруг, детей и родителей их друзей. Поэтому, когда в силу обстоятельств им приходится выходить на работу, они могут начать воспринимать окружающий мир как нечто чуждое, вредящее их хрупкому и неприспособленному к постоянному движению внутреннему миру.

2. Люди, длительное время находящиеся в изоляции от реальных условий жизни. В эту категорию входят участники реалити-шоу, люди, долгое время пробывшие за границей; люди, которые длительное время находились на лечении в специализированных клиниках. При таких ситуациях условия жизни и общения с людьми далеки от реальности, поэтому резкий переход в современную жизнь российских городов может просто ошарашить и выбить почву из-под ног.

3. Люди с приобретенными отклонениями от физической нормы. Ведь так трудно после продолжительного комплекса лечений сразу заставить себя жить полной жизнью так, как раньше.

Во всех этих случаях чаще всего у людей пропадает вера в то, что они могут нормально общаться с незнакомыми людьми. Их может пугать одна мысль о том, что нужно будет сталкиваться с чем-то давно забытым или неизвестным; о том, что они отстали от современного ритма. Если вы относите себя к этой группе людей, вам просто необходимо преодолеть страх перед общением и поверить в свою исключительность. Для этого мы можем вам дать несколько советов.

1. Больше времени проводите с работающими друзьями, подругами, родственниками. Расспрашивайте их о том, что и как происходит у них на работе.

2. Подберите соответствующую литературу по методам релаксации, также неплохо иметь книгу психологических тестов и гороскоп. Обычно они действуют как закрепители самосознания.

3. Если вы являетесь верующим человеком, необходимый заряд уверенности в себе вам принесет молитва Творцу.

Во вторую группу можно отнести тех, кто не может поверить в свою успешность из-за характерных психологических особенностей. Обычно таким колебаниям подвержены холерики, меланхолики, пессимисты, в ряде случаев – экстраверты. Это не является чем-то плохим, просто это особенности темперамента и личности. Лекарством от всплеска отрицательных эмоций являются:

– методы релаксации и самовнушения;

– серьезный взгляд на свое резюме;

– перечисление собственных достоинств.

Цель этих мероприятий – заставить верить в себя как в успешную личность.

К третьей группе можно отнести людей, у которых есть какие то дефекты внешности, из-за чего появляются комплексы, и планка самооценки падает. При этом повреждается внутренний мир человека, поэтому собеседование может стать своего рода пыткой. Запомните, все недостатки внешности для работодателя заслоняются вашим опытом, профессионализмом, квалифицированностью и интеллектом. А чтобы не волноваться из-за внешности, можно воспользоваться услугами стилистов и визажистов в салонах красоты.

В четвертую группу можно включить тех, у кого вера в себя очень неустойчива, если в практике социальных отношений были случаи дискриминации по каким-либо признакам принадлежности. Отсюда появляется неуверенность в успехе. В этом случае совет: принимайте себя таким, какой вы есть. Знайте, что при наличии гражданства РФ вы защищены Трудовым, Административным и Уголовным кодексами. Смело шагайте вперед по жизни! Откажут в одном месте, значит, вас ждет другая, более лояльная, развитая и независимая от предрассудков организация.

К пятой группе можно отнести тех, кто под влиянием внешних факторов зачастую может под них прогибаться и становится зависимым от чужого мнения. Это чревато такими последствиями, как потеря возможности доводить начатое дело до конца. Сознание как бы раздваивается, и человек начинает сомневаться в правильности сделанного выбора. Совет: составьте список всех дел (бытовых, личных, профессиональных), которые вы начали и закончили самостоятельно. Список будет не маленьким, и этот наглядный пример позволит и на сознательном, и на подсознательном уровнях утвердиться как инициативной, успешной и целенаправленной личности.

Вера в себя – самое важное, чтобы понять и принять себя как есть. Помните, как вы себя воспринимаете, так и люди будут к вам относиться. Поднимайте свою самооценку, и ваша внешность будет излучать уверенность и невозмутимость.

Итак, нужно верить в себя как в успешную, целеустремленную незаурядную личность!

Но верить в себя не значит быть самоуверенным. Излишняя самонадеянность уменьшает ваши шансы на успех. Как можно различить эти качества? Вы обладатель самовлюбленности, самонадеянности и чрезмерной самоуверенности, если:

1. Считаете, что все остальные кандидаты не заслуживают внимания и выберут совершенно точно только вас. Поймите, это ваше сугубо личное мнение. Оно никак не повлияет на оценку общих сведений о кандидатах интервьюером и работодателями.

2. Думаете, что ваш послужной список дает вам право не готовиться морально к интервью. Знаете, а ведь иногда из кандидатов выбирают не того, кто квалифицированнее, а того, у кого есть реальные возможности сразу влиться в коллектив и нормально функционировать в нем.

3. Уверены, что ваш собеседник будет простаком и его очень легко можно убедить в вашей компетентности.

4. Надеетесь на свою привлекательность и не думаете даже о том, чтобы проявить себя в профессиональном плане.

Как собраться с мыслями

Вам понадобится:

– место, где можно создать необходимую атмосферу;

– люди, готовые помочь;

– лист бумаги и карандаш.

Будьте готовы к:

– тому, что мысли будут разбегаться, и собраться будет трудновато;

– тому, что на собеседовании все окажется иначе, чем вы думали.

Это может и не пригодиться, если:

– вы ежеминутно чувствуете себя собранным;

– вы прошли за последнее время более двух десятков собеседований и чувствуете себя на них как рыба в воде.

Настраиваясь на разговор, необходимо отбросить все лишние заботы и проблемы.

Соберитесь с мыслями, чтобы реально оценить свои цели и рассказы друзей о работе, грамотно составить резюме, провести собеседование с самим собой и осознать все свои достоинства и недостатки.

Мысль – это врожденная реакция человеческого мозга, составляющая деталь мыслительного процесса, начальная точка какого-то действия. Приятно осознавать, что из всех живых организмов только человек наделен властью мыслить логически, животные же действуют исключительно инстинктивно. Собраться с мыслями – значит упорядочить их, выделить нужные, абстрагироваться от внешних эмоций и проблем. Так как люди разные, нет единой линии поведения для достижения этой цели. Например, для людей спокойных, флегматичных, инертных нужна тихая, уютная атмосфера. Звуковой фон должен быть приглушенным. Желательно, чтобы в комнате никого не было, одиночество дает таким людям возможность сконцентрироваться, степенно взвесить все «за» и «против», обдумать, разобрать и разложить всю имеющуюся информацию по полочкам. Так легче будет понять, как себя вести на предстоящем собеседовании, какие факты выдвинуть вперед, о каких умолчать. Обязательно нужно выпить чашечку ароматного чая или кофе. В них содержатся теофилин и кофеин, которые относятся к пуринам – веществам, возбуждающим нервную и сердечную деятельность. Организму это придаст необходимый тонус.

Наоборот, людям активным, общительным одиночество противопоказано. Иначе их оптимизм и экстраверсия может заставить слишком легко смотреть на предстоящее собеседование. Как следствие, они могут допустить ряд промахов из-за излишней самоуверенности. Поэтому в качестве баланса просто необходимо пообщаться с уравновешенными людьми, прислушиваться к рациональности их советов. Не стесняйтесь просить своих близких о помощи, ведь вам обязательно нужно составить план беседы, чтобы реально настроиться на разговор.

Собраться с мыслями – значит построить несколько логических цепочек развития ситуаций при интервью. Нет, предугадать ход беседы не получится, но ведь можно его предположить. Нужно быть готовым ко всему, и к каждому предполагаемому вопросу подбирать несколько вариантов ответов. Лучше, если вашими помощниками будут ручка и листок бумаги, так вы упорядочите свои мысли. Мы можем предложить 20 вопросов, на которые вы должны сами себе ответить, и тем самым добьетесь максимальной собранности и концентрации на собеседовании. Все эти вопросы нужны для того, чтобы направление ваших мыслей было правильным, впрочем, возможно ответы на них пригодятся вам и на собеседовании.

Итак, внимательно вчитывайтесь в вопросы и давайте на них те ответы, которые считаете более подходящими. Позже перечитайте их – это те самые утверждающие факты, которые помогут вам собраться с мыслями.

1. Как вы оцениваете свою внешность? А) Превосходно. Б) Отлично. В) Хорошо. Г) Средне. Д) Не очень. Е) Плохо. Ж) Просто жуть.

Если ответ не из первой тройки, стоит что-то поменять!

2. Что нужно изменить, что бы стало спокойнее?

3. Вы профессионал?

4. Вы хотите узнать что-то новое?

5. У вас есть опыт?

6. Вы готовы к тому, чтобы вашим начальником стала женщина? А мужчина? А ваш ровесник? А человек намного младше вас по возрасту?

7. Почему вы хотите выйти на работу?

8. Для чего она вам?

9. Вам нужен стабильный заработок?

10. Вы специалист в этой области?

11. Это ваше место?

12. Собеседник может вам понравиться?

13. Вы владеете даром убеждения?

14. Что вы хотите от работы?

15. Кто-то может помешать вам получить именно эту должность?

16. Вы самостоятельная личность?

17. Вас радует перспектива общения с новыми людьми?

18. Вы готовы на все условия? А на какие условия вы не готовы?

19. Сложности вас не пугают?

20. Работа для вас не бремя?

Помните, что собраться с мыслями – значит понять, что в определенный промежуток времени (а именно, на собеседовании) в вашей голове не должно быть никаких личных мыслей. Значит, разберитесь со всеми проблемами заранее и сохраните свое душевное спокойствие.

Не допускайте выяснения отношений с близкими людьми пред днем собеседования. Чувства обиды, злости, ярости, гнева действуют как колпак на сознании, и собраться с мыслями вы просто не сможете. Если вы чувствуете, что вас отвлекают какие-то посторонние, ярко окрашенные эмоциями мысли, отложите их на потом. А если это невозможно, вам нужно успокоиться и, может, поменять обстановку на более уютную.

Не отвлекайтесь на обсуждение посторонних дел, если прибегаете к моральной помощи друзей. Это уведет вас от основной темы. Кстати, долгие посиделки за чаем не смогут вам ничем помочь, а наоборот, дадут ощущение нереальности происходящего.

Планируйте время так, чтобы вечер перед собеседованием не был загружен работой по дому, а непосредственно перед встречей с интервьюером важно уделить хотя бы пятнадцать минут для того, чтобы собраться с мыслями.

Если у вас есть дети-подростки, попросите их помочь вам провести репетицию собеседования, причем вы должны быть в роли интервьюера, а тема беседы должна касаться знакомых им предметов. Эта игра может помочь вам понять, какие области жизни могут заинтересовать собеседника, а какие нужно освещать самому.

Бывает, что времени на моральную подготовку просто нет. Может быть, из-за срочности замещения вакансии вас попросили придти через час после вашего звонка. Придется собираться с мыслями по дороге в организацию, и тогда очень может помочь разбор вашего резюме. В принципе, пункты резюме отображают направление собеседования. Поэтому можно взять их как фундамент для построения плана вашего поведения.

Конец ознакомительного фрагмента.