Вы здесь

Как попасть на практику в известную компанию: пошаговый путеводитель. Глава I. Снаружи, или outside[8] (А. О. Щепинов, 2016)

Глава I. Снаружи, или outside[8]

Часть 1. Как попасть в «компанию мечты»

– «Google» нуждается в нас и «Google» зовет нас!

– Ты нашел нам работу в «Google»?

– Это не то, чтобы работа.

Это собеседование для стажировки.

Фильм «Кадры»

Стабильный профессиональный рост, признание заслуг руководством, уважение коллег, успех и уверенный карьерный рост – все это, скорее всего, уже четко представляется соискателям, еще только мечтающим о практике или стажировке в крупной национальной или международной компании.

Все это, несомненно, так и может случиться, но, пока воображение рисует картины колоссальных возможностей после прохождения практики, разум довольно размыто представляет, как все-таки можно попасть в «компанию мечты», активно пытаясь найти ответ на вопрос, с чего стоит начать?

А начать стоит с малого.

1) Во-первых, выбрать место практики – фирму, организацию, структуру.

Часто бывает, что вуз, в котором учится студент, больше специализируется на определенном профиле, к примеру судебном и юридическом, а практику (с последующим желанием трудоустройства) хочется пройти в иной сфере, например нефтегазовой. Но юристов для данной сферы готовят другие профильные вузы. Возможно, у этих вузов заключены соглашения или договоры о сотрудничестве с крупными нефтегазовыми компаниями. Лучшие студенты этих вузов могут получать именные премии и гранты от данных компаний, автоматически направляться вузом на практики и стажировки в фирмы, связанные с энергетикой, слушать лекции преподавателей, работающих в данных компаниях. Тогда вопрос с выбором места работы для выпускника данного вуза существенно упрощается.

Вы спросите: «А как действовать студенту, учащемуся не в профильном вузе и мечтающему попасть в данную сферу?»

Часто вуз и специальность выбираются молодежью под воздействием критерия престижности или выгодности будущей профессии без четкого осознания личного пристрастия к ней. Советы и внушения родителей, их опыт или готовность оплачивать обучение также нередко являются определяющими при выборе специальности. Поэтому в процессе учебы может выявиться, что склонности к самореализации у студента отличаются от первоначально заданной траектории учебы. Возникает диссонанс между выбранным, «посоветованным» и тем, к чему действительно лежит душа. В этом случае желание попасть в «компанию мечты» из непрофильного вуза или не связанной с ней специальности является не желанием оказаться в жизненном prime time[9], не жаждой быстрого обогащения, повышения социального статуса, обеспеченности и зависти окружающих. Попасть в «компанию мечты», что называется, «с улицы» становится страстью выложиться, добиться кажущегося невозможным результата, побороть свою неуверенность, а иногда и неизведанное, как в романе О. М. Куваева «Территория», «не во имя денег… не во имя долга… не ради славы, а ради того непознанного, во имя чего зачинается и проходит индивидуальная жизнь человека. Чтобы в минуту сомнения тебя поддерживали прошедшие годы, когда ты не дешевил, не тек бездумной водичкой по подготовленным желобам, а знал грубость и красоту реального мира, жил как положено жить… человеку».

Если вы учитесь на повара и знаете, что в вашей любимой компании «Яндекс» есть кто-то ответственный за питание сотрудников, выбирайте ее! Если вы будущий педагог, а у «Coca-Cola», куда вы мечтаете попасть, есть профильный штат по работе с детьми сотрудников, выбирайте ее! Если вы станете экономистом, а хотите приносить пользу Международному комитету Красного Креста, выбирайте сердцем!

Выбор места практики – один из первых самостоятельных шагов на пути к карьере. Убеждая себя, что в «Роснефть» попадают только из РГУ нефти и газа имени И. М. Губкина, в «Аэрофлот» только из МАИ, а в Министерство спорта только из РГУФКА, студенты самостоятельно и безосновательно ограничивают свои потенциальные альтернативы. Конечно, в данных структурах есть выпускники профильных вузов, но даже руководители топовых компаний часто заканчивали непрофильные учебные заведения или просто начинали свой бизнес с нуля.

Будучи студентами, молодые люди почти не имеют страха, потому что еще не знают ни горечи поражений, ни отказов. Как в молодежной телекартине, перспектива выполнить что-то сложное, но очень заманчивое звучит для них как мобилизующая на подвиги фраза одного из героев: «Сhallenge accepted!»[10]. Студенческие амбиции и жажда новых завоеваний берут верх над опасениями. Достойное желание прохождения практики в «компании мечты» не кажется авантюрой, чем-то неосуществимым. Напротив, это становится главной задачей, а иногда и смыслом студенческой жизни.

Этот принцип Н. Макиавелли в трактате «Государь» выразил так: «…натиск лучше, чем осторожность, ибо фортуна – женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать – таким она поддается скорее, чем тем, кто холодно берется за дело. Поэтому она, как женщина, – подруга молодых, ибо они не так осмотрительны, более отважны и с большей дерзостью ее укрощают».

Понаблюдайте за малыми детьми в экстремальных видах спорта, к примеру, сноуборде или горных лыжах. Трехгодовалые любители ничего не боятся и, смеясь, несутся по склону. У них еще нет страха и защитной реакции на скорость, снег, высоту, так как еще никто не объяснил опасность подобного спорта и свои шишки еще не набиты.

Поэтому стоит использовать этот момент: если есть мечта попасть на работу в известную компанию, стоит попробовать пройти там практику или стажировку.

Будучи выпущенным из университета, попасть в топовые организации и структуры (силовые структуры в силу специфики их работы здесь не рассматриваются) становится в разы сложнее, т. к. менеджеры по персоналу или hr-специалисты этих организаций ищут суперпрофессионалов и к чистосердечному желанию «работать просто бесплатно, но только здесь» могут по праву отнестись с опаской. Кандидатов без должного опыта работы, но хорошо зарекомендовавших себя на практике, коммерческие мастодонты могут брать на начальные должности охотнее, нежели еще не проверенных претендентов.

Стоит отметить, что успешно пройденная практика не является стопроцентной гарантией трудоустройства в этой компании. «Пробиваясь» на практику (именно «пробиваясь», так как иногда попадание в крупнейшие фирмы похоже на планирование и проведение спецоперации в тяжелых условиях в части серьезности организации стажировочного процесса), студент может проверить себя в деле, испытать свои сильные или кажущиеся таковыми стороны: умение находить и получать нужную информацию, умение с пользой взаимодействовать с деловыми людьми, умение достойно принимать отказы, умение быть настойчивым и терпеливым.

Современное образование вселяет в молодежь высокие амбиции и большие ожидания. Но, выходя на рынок труда, иногда бывшие студенты обнаруживают, что их способности вести конкурентную борьбу за рабочие места, признание нужности и необходимости их способностей внешним для вуза миром, были несколько переоценены. Дабы не попасть в такую не очень веселую ситуацию и «подготовиться к шторму», узнав экономические реалии, к примеру, внутри успешных финансово-промышленных групп, можно попробовать сначала просто попасть в эти организации.

Конечно, обеспечить прохождение студентом практики может и вуз, так как практика является частью учебного процесса, но, поверьте, тогда она может быть не столь яркой, интересной, запоминающейся и полезной. В одной из лучших, по мнению автора, статей по мотивации говорится, что счастье требует усилий[11], поэтому практика, организованная самостоятельно, может быть более эффективна для саморазвития, чем та, которая достается «по течению». Устройство на стажировку также позволит чуть прояснить, являются ли молодые специалисты (аспиранты, магистры, бакалавры, докторанты) не просто профессионалами, которыми их привыкли считать в вузе, а приобрели ли они «стальные нервы и железную хватку» в процессе обучения, будут ли они действительно востребованы в лидерах своей отрасли.

Часто бывшие практиканты и стажеры приглашаются на работу в крупные компании на так называемые «декретные ставки», то есть выполнять функции сотрудниц, ушедших в декретный отпуск. Данные ставки носят временный характер, т. к. компания гарантирует возвращение сотрудницам по истечении трех лет их рабочих мест согласно Трудовому кодексу РФ. Поэтому часто заменять их могут люди, имеющие опосредованное отношение к компании, а не специалисты извне. Это избавляет от необходимости объяснений, что ставка временная, а не постоянная.

Но поскольку для практиканта и стажера главное, как говорил Н. Бонапарт, «ввязаться в драку», то такое начало карьеры тоже неплохо. Тем более с «декретных ставок» специалисты могут также перейти в штат сотрудников компании.

Данный принцип открытой подачи заявок позволяет крупным финансово-промышленным группам рассмотреть максимальное число претендентов и в условиях последующего конкурсного отбора допустить к себе лучших участников. Как правило, российские компании не проявляют принцип максимальной открытости по отношению к студентам, реализуя программы по практикам и стажировкам среди выпускников специализированных в определенной сфере вузов.

Корпоративный слоган «ЛУКОЙЛ» – единая семья», к примеру, отражает специфику внутрикорпоративной культуры бизнес-гигантов: членов этой семьи не бросают в беде и всегда готовы им помочь.

Хотя это может показаться странным, но, по мнению автора, статус стажера или практиканта, уже попавшего в организацию, выгодно отличается от положения окончившего вуз молодого специалиста – соискателя какой-либо вакансии в этой же организации по нескольким причинам.

Причина первая: от будущих стажеров и практикантов не требуется опыта работы, чтобы быть на время официально допущенными внутрь организации. Иногда требования даже к начальным должностям в крупных структурах составляют несколько лет опыта работы в узкоспециализированной сфере, который нередко отсутствует у дипломированных соискателей.

Причина вторая: если опыт работы все-таки соответствует заявленным требованиям к вакансии, то соискатель становится одним из множества претендентов на должность. В то время как количественный конкурс на стажерские места минимален (речь идет не о конкурсном отборе по баллам лучшей десятки студентов профильного вуза, а если студент добивается практики самостоятельно).

Причина третья: ошибки стажеров, совершенные ими в компании, как правило, прощаются им, забываются: стажер априори не может абсолютно все задания выполнить на 100 % верно, ведь у них нет еще большого опыта, за которым они и пришли в компанию. Из-за опечаток и промахов стажировка не заканчивается. Ошибки же, сделанные молодыми специалистами в статусе вновь принятых сотрудников, могут расцениваться в качестве непрофессионализма, а на стадии испытательного срока могут стать серьезным поводом к размышлению о продлении трудового договора с таким сотрудником.

Причина четвертая: процесс прохождения череды собеседований и выполнения объема тестов у практиканта обычно сводится к минимуму, в то время как у дипломированного соискателя трудоустройство в компанию может вызвать более серьезные затруднения.

Причина пятая: даже временно не дипломированным бывшим стажерам и практикантам в организациях могут доверять больше, чем новым малоизвестным соискателям с дипломом. Поэтому крупные структуры могут предпочесть новым неизвестным претендентам уже проверенных практикой студентов. Бывшие практиканты уже успешно прошли собеседования в отделе кадров или hr-отделе, показали свои профессиональные навыки в работе, подтвердили свою приверженность корпоративным ценностям организации, в отличие от еще не проверенных претендентов.

Иными словами, прием на стажировку практиканта «с улицы» – это предоставление компанией огромного шанса для студента получить, перенять от организации практический опыт решения задач. В свою очередь, самостоятельное трудоустройство в крупную престижную организацию – это попытка использовать маленький шанс, для того чтобы предложить, передать организации свой профессиональный опыт решения задач.

Студенты молоды, активны, полны идей и энтузиазма, им интересно получение нового практического опыта. На них не в полной мере распространяются все требования организации относительно графика рабочего времени, и стажировка / практика часто позволяет им и организации не спеша узнать друг друга.

Еще один совет примеряющимся будущим практикантам и стажерам: стремитесь на практику не только когда эта формальная процедура нужна для перевода с курса на курс. Целесообразно пройти практику летом не в одной, а в разных организациях, где в дальнейшем есть мечта трудоустроиться. Нет запрета проходить стажировку во время зимних каникул или во время заключительных учебных семестров. Конечно, при этом может не получиться стать Студентом года, т. к. придется выбирать между лекциями и стажировкой.

Ценность прививаемых знаний иногда может сводиться к ситуации, в которой, как в повести «Трое в лодке» Дж. К. Джерома, «меня учили этому…в школе, но, окончив ее, я уже через два года начисто все забыл и с тех пор чувствую себя гораздо лучше». Теоретические знания не заменят эксклюзивного опыта стажировки и, хотя иногда может казаться, что против студента ввели санкции как компании-гиганты, так и вуз, стоит продолжать выступать инициатором практики самостоятельно, вне зависимости от планов деканата и учебных требований, поскольку, как гласит народная мудрость, «везет тому, кто везет».

Перед частью студентов встанет вопрос: рисковать ли ухудшением оценок и пропусками занятий на старших курсах? Если нет планов в дальнейшем связать свою жизнь с наукой, то нет, не лучше. А если планы есть, то можно попробовать пройти практику в Академии наук. Со мной согласятся многие в том, что после выпуска из университета, как правило, более востребованными и подготовленными к рыночным трудовым условиям оказываются специалисты-практики, уже работавшие во время учебы.

Здесь может возникнуть другой вопрос: целесообразно ли тратить время на бесплатную практику или стажировку, когда на последних курсах можно устроиться на уже оплачиваемую работу? Что лучше: бесплатная стажировка или платная работа?

Бесплатная практика в «компании мечты» мгновенно окупается трудоустройством там, в то время как работа в нелюбимом месте, идеи о смене которой не дают покоя, может очень редко окупаться заработной платой. На работе мы проводим как минимум треть жизни, и, по мнению М. Кундеры, «человек, мечтающий покинуть место, где он живет, явно несчастлив» («Невыносимая легкость бытия»).

Поэтому, как другие студенты совмещают учебу с работой или собственным бизнесом, стоит попробовать совместить учебу со стажировками. В компаниях-гигантах работают высококлассные профессионалы, которые раньше тоже были студентами, поэтому уверен, что просьба о гибком графике стажировки в связи с учебой найдет отклик у представителей любой самой престижной компании.

Не следует жертвовать стажировкой ради красного диплома или исполнительного посещения занятий. Учеба в вузе на старших курсах(в магистратуре, бакалавриате, докторантуре, аспирантуре) предоставляет хорошую возможность не только получить теоретические знания, но и попробовать свои бизнес-идеи, до которых потом, к сожалению, могут не дойти руки. Марк Цукерберг, Билл Гейтс, оставившие Гарвардский университет, Стив Джобс, бросивший колледж, своим примером опровергают мнение, что для успешной карьеры необходим диплом об образовании. Они, как никто другой, доказывают необходимость выхода из «зоны комфорта», которой является вуз, ради воплощения своих идей во внешней среде.

Поэтому смело выбирайте свою «компанию мечты». Не ищите отговорок, что «кто-то пробовал и ему там уже отказали». Не подкрепляйте устоявшимися мифами свою веру в невозможность попадания к топ-работодателям года.

Пример подобного рода мифа описан учеными-этологами ниже:

«Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и всех обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, окажется, что в клетке будет пять обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан»[12].

Данная практика наблюдается и в человеческом сообществе – люди, не желающие по разным причинам (в силу неуверенности или неуспешной попытки) начать что-то новое и ответственное (поступить на стажировку, начать свой бизнес, создать семью), либо имеющие представление о предмете более со слов других, чем опираясь на собственный опыт, пытаются «обезопасить от ошибок» более активных членов общества.

Действительно, на стажировку и практику бывает очень сложно попасть, но это не исключает существования самой возможности, а напротив, увеличивает ценность ее реализации. Так например, Д. Дефо в «Приключениях Робинзона Крузо» отмечал, что «страх отнимает у нас способность распоряжаться теми средствами, какие разум предлагает нам на помощь».

Определившись с выбором, а лучше составив список желаемых компаний, переходим ко второму этапу.

2) Найти в организации того, кто имеет полномочия принять студента на практику.

Хотя в центральных офисах крупнейших нефтяных и газовых компаний, если говорить о Москве, работают тысячи сотрудников, сделать это по силам любому, выполняя определенные действия.

a) Найти на сайте организации меню «Карьера» или «Стажировка» и дальше действовать по предложенному организацией пути. Такие закладки есть, например, у Nike http://jobs.nike.com/article/internships, ОАО «ГМК „Норильский никель“» http://hr.nornik.ru/student/ и других крупных организаций.

b) Если подобных меню на сайте организации нет, то из общей информации о компании, размещенной в свободном доступе на ее сайте, обычно в закладках «Контакты», находим и распечатываем список всех телефонных номеров, которые могут быть полезны.

Не стоит ограничивать себя телефонами справочной службы и общего отдела компании. Пригодиться могут также пресс-служба, если есть задача пройти практику по линии связей с общественностью или журналистики, отделы по работе с инвесторами, если интересует экономическое управление, а также службы рекламы. Как правило, в силу специфики работы этих служб их рабочие телефоны свободно раскрываются организацией. Более того общение с «внешним миром» входит в должностные обязанности данных специалистов, готовых выслушать и помочь всем. Работа у данных служб такая – своим отношением и примером формировать положительный имидж компании у общественности, клиентов, акционеров, инвесторов.

Маленькая хитрость – стоит обращать внимание и записывать рядом с номером телефона в распечатанном списке контактов отличительные черты голоса отвечающего. Будет ли это «спокойный мужской голос, как у нашего преподавателя по юриспруденции», или «очень высокий и быстрый, не добрый женский». Часто по одному номеру телефона отвечают разные люди, по общему номеру телефона отвечают разные операторы, инвесторов консультируют разные специалисты, в пресс-службе дежурят также сотрудники посменно.

На фотографиях 3, 4, 5 показаны примеры листов с рабочими контактами ведущих российских энергетических компаний с пояснительными пометками.


Фотография 3. Контакты «ТНК-BP»


Фотография 4. Контакты ОАО «Сургутнефтегаз»


Фотография 5. Контакты ПАО «Газпром нефть»


Сделано это не для того, чтобы дать читателю шанс использовать приведенные в сканированных листах имена, телефоны, факсы или рабочие почты сотрудников. По истечении определенного периода времени они могут быть неактуальны: «ТНК-BP», например, ранее одна из крупнейших российских нефтяных компаний, в 2013 году перешла под контроль ОАО «НК „Роснефть“», и, соответственно, все показанные данные поменялись.

Но пусть читатель не расстраивается зря и не винит автора в дезинформации – помещенные ниже «письмена» и «росписи» являются примерами схем поиска нужных людей с их именами и электронными почтами. Так, например, линия телефонного поиска проходит от общей справочной, где можно только попросить соединить, но не узнать прямой телефон, к отделу кадров или пресс-службе. Как правило, более отзывчивые сотрудники попадаются в канцелярии организации, где могут подсказать хотя бы ответственного руководителя за тот или иной вопрос.

На изображении видно, что если по основным контактам с сайта организации вырисовывается совсем непробиваемая телефонная стена, то можно позвонить в дочернее общество. Его сотрудники, как правило, стараются не только придерживаться принципа строгой субординации, как в центральных офисах известных компаний, но и более ориентированы на работу с потребителями, одним из которых может, по сути, прямо или косвенно являться звонящий.

В итоге рано или поздно звонящего смогут предметно направить к нужному руководителю или работнику, дабы не быть потом обвиненными в невнимательности или проявленной грубости к клиенту.

По опыту автора, подсказать, кто в организации занимается стажировками, может представитель любого подразделения, все зависит от искренности звонящего, его находчивости и расположенности к разговору отвечающего.

Конец ознакомительного фрагмента.