Вы здесь

Как понимать врачей. Для здоровых и пациентов. Глава четвертая. Способ применения и дозировка, или взаимодействие с врачом (Андрей Сазонов, 2018)

Глава четвертая. Способ применения и дозировка, или взаимодействие с врачом

У пациента обычно один лечащий врач, редко – два или три, по разным профилям. А у врача обычно несколько десятков, а то и несколько сотен пациентов.

Помните об этом!

Учитывайте это!

Берегите своих лечащих врачей (если, конечно, они того заслуживают)!

Поймите правильно все сказанное. Это не вариация расхожего «вас много, а я один!», которое так любят употреблять идиоты. Это простая констатация факта, на которой должно быть основано взаимодействие пациента и врача.

Не требуйте от врача невозможного, а вот возможного требуйте в полном объеме.


Это была вводная часть.

Теперь мы переходим к деталям.

Сотрудничество врача и пациента основано на взаимном доверии. Пациент должен быть уверен в том, что рекомендации врача пойдут ему на пользу, иначе нет никакого смысла в том, чтобы их выполнять. Врач, в свою очередь, должен быть уверен в искренности пациента, то есть – в том, что пациент сообщает правдивую информацию о себе (и своем здоровье) и готов тщательно исполнять все врачебные рекомендации.

Казалось бы, ну о чем тут можно говорить? Разумеется, врачебные рекомендации надо неукоснительно исполнять, иначе какой смысл обращаться за медицинской помощью? Разумеется, врача нельзя вводить в заблуждение, ведь это в первую очередь идет во вред пациенту. Постановка диагноза и подбор лечения есть не что иное, как решение ряда логических задач. Если врач станет решать логические задачи на основании неверной информации, полученной от пациента, то решение будет неверным, то есть диагноз и лечение будут неправильными.

Так-то оно так, но жизнь – чертовски сложная штука.

К месту можно вспомнить доктора Хауса с его любимым выражением «Everybody lies» – «все врут». Большинство сюжетов этой 177-серийной медицинской драмы основано на разоблачении лжи пациентов. Пациенты врут врачам искренне, самозабвенно, порой – незаметно для самих себя. И ложь эта настолько разнообразна и многогранна, что впору диву даваться. Ложь бывает не только явной, но и скрытой, когда пациент не говорит неправду, а умалчивает о чем-то важном.

Так вот, дорогие читатели. Запомните раз и навсегда, что при общении с врачами во всех вопросах, касающихся вашего здоровья, следует соблюдать полную искренность и абсолютную правдивость. Ложь, недомолвки, утаивание какой-то информации совершенно недопустимы. И не пытайтесь утешить себя соображениями вроде «это не важно» или «это не имеет значения». Ваше дело – рассказать все, а дальше врач сам решит, что важно, а что нет. Человеку, далекому от медицины, подчас невозможно представить, какие «мелочи» имеют значение для правильной постановки диагноза и правильного лечения. Да, бывает так, что приходится рассказывать врачам и о том, что вы предпочли бы скрыть, но этого лучше не делать. Никогда.

По части утаивания информации дело порой доходит до абсурда. Пациенты могут скрывать имеющееся у них инфекционное заболевание из боязни быть госпитализированными в инфекционную больницу, полностью изменяют анамнез заболевания, пытаясь представить гонорею как осложнение цистита, или, например, скрывают беременность…

У каждого пациента, говорящего неправду врачам, своя ложь и свои мотивы, но результат лжи всегда один – ошибки в диагнозе и лечении. Избавьте врача от необходимости отделять правду от неправды или вытаскивать из вас правду «по кусочкам», лучше пускай он посвятит это время вашему обследованию.

Говорите врачам правду, только правду и одну лишь правду и будете вознаграждены за это правильным диагнозом и эффективным лечением.

Болезнь – дело неприятное, подчас даже очень. Но в общении с врачами лучше избегать проявления эмоций, тем более чрезмерного, бурного. Эмоции только мешают общению, крадут у врача драгоценное время. Эмоции уместнее проявлять в отношениях с близкими, то есть в личной жизни, а не в общении с врачами. Да, порой просто невозможно сдержаться, но все же старайтесь сдерживаться.

Для успешного сотрудничества с врачом пациент должен понимать смысл происходящего, то есть должен иметь правильное представление о состоянии своего здоровья, о данных проведенного обследования, о проводимом лечении, о перспективах и т. п. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы чего-то не поняли. Если объяснение кажется вам чересчур сложным, то просите объяснить попроще. Но – непременно объяснить! Дополнительные вопросы (в разумных, естественно, количествах) или просьбы объяснить суть дела еще раз, попроще, умного врача не рассердят. Напротив, умный врач всячески заинтересован в том, чтобы пациент понимал суть процесса, ведь это облегчает сотрудничество и является страховкой от недовольства, которое часто возникает у пациентов именно из-за непонимания сути дела.

К любой встрече с врачом, будь то первое знакомство или ежедневный обход, нужно готовиться заранее. Хорошо бы иметь под рукой блокнот и ручку. Обдумайте план встречи – все, что хотите рассказать врачу и о чем хотите его спросить, а затем запишите краткие тезисы вашего «выступления». В таком случае вы не забудете ничего важного и станете излагать информацию четко, ясно и без задержек-провалов. Врач непременно это оценит. То, что вам говорит врач, тоже лучше записывать, не дословно, а вкратце – самое основное. Если у вас замечательная память, то можете обойтись без записей, но предварительной подготовкой ко встрече с врачом не пренебрегайте.

Практически любая встреча с лечащим врачом начинается с вопроса: «На что вы жалуетесь?» Жалобы пациента имеют очень важное, можно сказать – архиважное значение, ведь, отталкиваясь от них, врач начинает диагностический поиск и по ним (в частности) судит об эффективности проводимого лечения.

Пациент должен уметь четко формулировать и правильно излагать свои жалобы.

На первом месте должны стоять ваши главные, основные жалобы, жалобы на то, что беспокоит вас сильнее всего. Второстепенные и третьестепенные жалобы излагаются позже основных.

Жалоба должна быть предельно конкретизирована. Если вы жалуетесь на кашель, то должны сказать, не дожидаясь уточняющих вопросов врача, сухой у вас кашель или влажный, как часто он вас беспокоит, усиливается он в положении лежа или, наоборот – ослабляется, мешает ли он вам спать или нет. Если вы жалуетесь на боль, то укажите ее местонахождение (локализацию), характер (колющая, жгучая, ноющая и т. п.), интенсивность, скажите, постоянна ли боль или проявляется приступами, чем она провоцируется, от чего она усиливается или от чего ослабляется.

Непременно отражайте в жалобах динамику. Сегодня кашель (боль и т. д.) сильнее, чем вчера, или слабее? Никогда не сопровождайте ваши жалобы выводами и предположениями. Ваша задача как пациента – четко рассказать врачу о своих ощущениях, а он уже будет делать выводы. Выводы и предположения пациентов не помогают врачам, а, наоборот, сбивают их с толку.

Врач делает записи о состоянии пациента, обследованиях и лечении в амбулаторной карте или в истории болезни. Пациент тоже может делать записи, вести что-то вроде дневника, такой дневник может оказаться очень полезным.

В записях надо отражать следующее:

– самочувствие в динамике (появление и исчезновение жалоб, изменения состояния);

– основные данные обследований (тоже в динамике);

– реакцию на проводимое лечение;

– свои впечатления от общения с врачами (это очень важный пункт, не пренебрегайте им).

Растекаться мыслью по древу не стоит, пишите коротко, отражайте в дневнике только самое важное. Помимо общей пользы от ведения дневника (дневник помогает осмыслить происходящее, дисциплинирует и т. п.) вы будете всегда иметь под рукой свой вариант истории болезни, который поможет вам лучше оценить ход лечения и даст ответы на многие вопросы, могущие возникать у ваших врачей. Особенно важен (то есть полезен) дневник при смене лечащего врача. По своим записям вы можете рассказать в подробностях новому врачу свой вариант истории болезни. Это послужит хорошим дополнением к основной медицинской документации.

Тем, кто страдает каким-либо хроническим заболеванием, вести дневник просто необходимо. Обратившись к нему при очередном обострении, вы сможете вспомнить множество полезных сведений, начиная с того, как именно вы реагировали на назначение того или иного препарата, и заканчивая сроками лечения (купирования обострения). Для вашего лечащего врача эта информация будет полезна и облегчит его работу.

Пример записи в дневнике:

«30 февраля 2018 года. Спал хорошо. Кашель ночью не беспокоил, только утром немного кашлял. Мокрота отходит хорошо. Температура нормальная. Бербедикалин[6] переношу хорошо, чувствую, что он мне помогает. Анализ крови показал снижение лимфоцитов до 35 %. Выписка планируется на 7 марта».


Во время первой встречи (знакомства) с врачом нужно предъявить всю имеющуюся у вас медицинскую документацию, касающуюся вашего заболевания, – выписки, данные обследования и т. п. Речь идет о самых «свежих», т. е. последних по времени, документах! Архив семилетней давности вряд ли заинтересует врача. Достаточно будет упомянуть о том, что вы страдаете данным заболеванием в течение семи лет. «Свежие» данные нужны врачу для того, чтобы оценить ваше состояние и отслеживать его изменение в динамике.

Единственно верной схемой общения врача и пациента является схема «вопрос – ответ». Сначала обычно задает вопросы врач, затем это делает пациент. Многие пациенты совершают ошибку, проявляя ненужную инициативу в беседе с врачом. Отвечая на вопросы, они начинают говорить о том, о чем врач не спрашивал, стараются предвосхитить вопросы. Делать этого ни в коем случае не стоит. Врач не просто задает пациенту положенное количество вопросов. Во время общения с пациентом врач проводит логическую мыслительную работу (постановка диагноза, оценка изменения состояния и т. п.) и задает вопросы по ее ходу. Предвосхищая вопросы врача, вы сбиваете ход его мыслей, и вместо пользы получается вред. Отвечайте на вопросы четко и строго по существу, а когда врач закончит их задавать, можете сказать о том, о чем он вас не спросил, но, по вашему мнению, должен был спросить. Так будет правильно.

В любой деятельности важно уметь отделять главное от второстепенного. Взаимодействие с врачом не является исключением из этого правила. Пациент должен хорошо представлять, ради чего он сотрудничает с врачом, продвигаться к главной цели (улучшению своего состояния) и не «застревать» на мелочах. Пациенты, которые любят подолгу (и без надобности) обсуждать каждое назначение или каждую рекомендацию врачей, в лучшем случае вызывают у врачей недоумение. В худшем дело может дойти и до конфликта. А чему удивляться? Во-первых, врачи тоже люди и ничто человеческое им не чуждо. Во-вторых, любое терпение имеет свой предел. Если пациент много говорит «не по делу», то рано или поздно врач попросит его изменить поведение… Ну, вы понимаете.

Что такое «по делу» и что «не по делу», проще пояснить на примере.

Если врач назначает пациенту такое сложное в физиологическом смысле исследование, как гастроскопия (знаете, некоторым довольно трудно бывает проглотить зонд гастроскопа, в просторечии называемый «шлангом») или, скажем, «облучающую» рентгеноскопию желудка, то пациент вправе подробно обсуждать подобные назначения – насколько они целесообразны, нельзя ли обойтись без них и т. п. Но если пациенту с ишемической болезнью сердца врач назначает снятие очередной электрокардиограммы, привычное и, можно сказать, рутинное, то вряд ли следует подробно выспрашивать у врача, почему он назначил это обследование именно сегодня и т. п.

Конец ознакомительного фрагмента.