Глава 7
Вечером дети долго не могли заснуть. Они ворочались в своих удобных кроватках и переживали заново прошедший день. Дети спрашивали друг друга о том, что такое речь, какая речь бывает, составляли предложения и считали количество слов в них.
– Я боюсь заснуть, – призналась Таня. – А вдруг утром забуду всё, чему сегодня научилась.
– Я тоже об этом думаю, – сказал Ваня.
Глубоко за полночь сон всё-таки сморил детей. Во сне они видели класс и учительниц и повторяли всё, что им говорили.
Проснувшись рано, Ваня первым делом повторил выученные вчера правили, произнося слова шёпотом, а потом громко закричал:
– Ура! Я ничего не забыл!
– Что случилось? – спросила Таня, ничего не поняв спросонья.
– Я не забыл ничего! – гордо воскликнул мальчик.
– А я? Я…, – девочка вскочила с постели, взмахнула руками, на глазах появились слёзы.
– Подожди, не торопись! – успокоил сестру брат. – Начинай вспоминать. Речь – это…
– Форма общения людей посредством языковых конструкций. Они создаются на основе определённых правил. У каждого народа свои правила, поэтому люди говорят на разных языках.
– Что! Повтори!
Таня громко и чётко повторила предыдущую фразу.
– Ничего себе! Именно так должно звучать научное определение. Нам его не говорили, но я откуда-то знаю, что ты правильно говоришь.
– Да мы же видели во сне это! – воскликнула Таня уверенно.
– Точно, теперь припоминаю. Выходит, мы и во сне учимся?
– Ой, как я рада! – запрыгала и захлопала в ладоши девочка. Ваня подхватил сестрёнку под руку, и они закружились в замысловатом танце, выкрикивая выученные правила.
В назначенное время дети сидели за партами, с нетерпением ожидая прихода принцесс. Им не терпелось поделиться выученными правилами.
Когда девушки вошли, ребята встали, приветствуя, так им объяснили вчера знаки.
Учительницы поздоровались.
– Как спалось? – спросила Уста.
– Что снилось? – с улыбкой спросила Письма.
Тут дети вскочили и, размахивая руками, начали рассказывать о необыкновенном сне.
– Теперь вы такие умные, – засмеялась Уста. – Прямо академики.
– Мы тоже хотим знать, чего же вы нового выучили, – сказал Твёрдый знак.
– Поделитесь знаниями, – попросил Мягкий знак.
– Предложение – это единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов, – громко сообщил Ваня. слов
– Сло́во – одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, – негромко сказала Таня.
– Какие молодцы! – закричали знаки, хлопая в ладоши. Дети смущённо молчали.
– Можно продолжить урок? – спросили принцессы.
– Да, да! Скорее начинаем! – засуетились дети, усаживаясь удобнее.
– Вам не обязательно знать такие трудные понятия, но мы рады, что вы ничего не забыли, – сказала Письма. – Продолжаем работу. Итак, подводим итог, отвечайте хором громко и чётко.
– Всё что мы говорим и пишем – это…
– Речь!
– Речь бывает…
– Устная и письменная.
– Речь состоит из…
– Предложений.
– Предложения составляют…
– Слова.
– Молодцы! – похвалила ребят Уста. – А теперь новые понятия. Слова делятся на слоги (части). Слог – это часть слова, содержащая одну или несколько букв, одной из которых является гласная.
– Слог – звук или сочетание звуков, произносимые одним толчком выдыхаемого воздуха, – добавила Письма.
– Для того чтобы разделить слово на слоги, нужно произносить его чётко, разделяя части, – пояснила Уста.
– А если трудно это сделать, то положите ладошку руки под нижнюю челюсть и считайте. Сколько раз она опустится – столько слогов в слове, – продолжила Письма.
Последнее замечание детям понравилось. Они тут же выполнили то, о чём сообщили принцессы.
– Пар-та. Здесь два слога, – сообщил Ваня.
– Яб-ло-ко. Три слога, – обрадовалась Таня.
– Как мы рада! Просто счастливы! Ура! – послышался нестройный гул.
Дети обнаружили, как комнату заполнили бабочки с разноцветными крылышками.
Знаки сердито смотрели на летающих звуковичков, ожидая гневных окриков от принцесс. Но те с улыбкой наблюдали за удивлёнными лицами детей.
– Видимо, пора переходить на открытый воздух, – произнесла Уста, раскрывая книгу, которую постоянно держала в руке.
Тотчас исчезли стены. Дети оказались на зелёной полянке в лесу. Деревья окружили её плотной стеной. Они поднимали свои ветви прямо к облакам. Тёплый ветерок колыхал стебли травы, в которой прятались разноцветные цветы. Они распространяли лёгкий аромат, от которого немного кружилась голова, но становилось радостно на душе.
Конец ознакомительного фрагмента.