Глава 6
Девушки улыбнулись и взмахнули руками. Тотчас в комнате началось движение: звуки и буквы менялись местами, перемещаясь по комнате. Теперь они двигались медленно и в заданном направлении. Когда движение прекратилось, знаки увидели, что около одной стены выстроились буквы, а у другой – звуки.
– Вот и хорошо! – сказала одна девушка.
Она пропела несколько строк красивой мелодии, и буквы выстроились в алфавитном порядке, разместившись на большом плакате.
– Можем начинать урок, – сказала другая девушка.
Она пропела другую, не менее красивую фразу. Звуки затрепетали и опустились на другой плакат, где превратились в кружки красного, зелёного и синего цвета.
– Садитесь, дети! – произнесла девушка, указывая на первую парту.
– И вы, знаки, тоже присаживайтесь, – сказала вторая девушка. – Вы теперь отвечаете не только за себя, но и за своих друзей. Мы будем работать с вами, как с упорными и усидчивыми. Вы не против?
– Но мы мало чем можем быть полезными, – несмело начал Мягкий знак.
– Нам самим не мешает подучиться, – уточнил слова брата Твёрдый знак.
Девушки звонко рассмеялись:
– Мы и предлагаем вам поучиться, а затем поучить друзей.
Знаки заняли последнюю парту, стараясь не мешать детям.
– Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Уста, – сказала первая девушка.
– А меня – Письма, – представилась вторая. – Начнём с самых азов грамоты. Всё, что мы говорим, поём, кричим, читаем, называется речью1. Речью обладают только люди, животные лишь издают набор звуков, – начала рассказ Уста.
– Речь бывает устная и письменная, – продолжила Письма.
У неё в руках появилась указка, которой она провела по доске. На ней высветились буквы и картинки, описывающие слова учительницы.
– Устная речь – это то, что мы слышим и говорим, – заявила Уста.
На доске возникли картинки с изображением рта и уха.
– Письменная речь – это то, что мы читаем и пишем, – чётко произнесла Письма.
На доске появилась книга и тетрадь.
– Так вот откуда их имена, – прошептал Твёрдый знак.
– Точно, они знают своё дело, – еле слышно ответил Мягкий знак.
– Вы совершенно правы, знаки, – сказала Уста. – Наша мама – царица Речь, а мы прибыли в страну Забвения по просьбе феи Грамматики, чтобы разъяснить истинное предназначение звуков и букв.
– Значит, звуки относятся к устной речи, а буквы к письменной! – в два голоса воскликнули знаки.
– Как хорошо иметь таких прилежных учеников, —сказала Письма улыбаясь.
– Я тоже понял, что речь бывает устная и письменная, – заявил Ваня. – Только я не знаю, что такое звуки и буквы…
– И я запомнила, – едва слышно проговорила Таня. – Устная речь, то о чём говорим, письменная – что читаем и пишем, но я не умею ни читать, ни писать.
– Как здорово! – захлопали в ладоши принцессы. – Первый урок пошёл на пользу.
– Но мы, но я…, – Таня расплакалась.
Ваня положил руку на плечо сестре.
– Они правы, сегодня мы смогли запомнить первые правила. Значит, сможем, будем скоро читать и писать, правда? – посмотрел мальчик с мольбой на девушек.
– Конечно, – успокоила детей Уста. – Вы уже начали учиться. Продолжим?
Дети кивнули, удобнее устраиваясь за партами.
– Когда мы говорим, то называем предметы, действия словами. Они соединяются, создавая определённый смысл. Так получаются предложения2. Каждый народ по-разному называл предметы, поэтому на планете людей много языков, – сказала Уста.
– Давайте будем называть предметы, – предложила принцесса.
– Какие слова? – поинтересовался Мягкий знак, видя, что дети смущённо молчат.
– Живые предметы отвечают на вопрос кто? Неживые предметы отвечают на вопрос что?
– Неживые предметы в классе потолок, стена, – начал Твёрдый знак.
– Картина, пол, – поддержал брата Мягкий знак.
– А ещё стул, доска, – тихо сказала Таня.
– Парта, стол, книга, ручка, карандаш, – Ваня вскочил и начал размахивать руками, показывая то, о чём говорил.
– Живые предметы: люди, птицы, звери, – сказал Твёрдый знак.
– Знаки и буквы тоже живые, но только в стране Грамматики. Люди считают нас неодушевлёнными, а зря, – с горечью произнёс Мягкий знак.
– Я поняла, поняла: живые – Ваня, Уста.
– Таня, Письма и знаки, – подхватил Ваня.
– Умнички! – воскликнули принцессы.
– Предметы могут выполнять какие-то действия, – сказала Письма. – Я, например, говорю, стою, думаю, размышляю. Еще?
– Бегаю, прыгаю, играю, – воскликнула Таня.
– Рисую, смеюсь, озорую, – закричал Ваня.
– Молодцы! Какие сообразительные дети! – девочки переглянулись, кивнув друг другу.
– Предметы могут иметь форму, цвет, размер – это их признаки. Они отвечают на вопрос какой? какая? какие? – Уста показала детям яблоко. – Какое оно?
– Красное.
– Круглое, – закричали дети наперебой.
– Вкусное, сладкое – попробуйте! – в руках у Тани и Вани появилось по большому красному плоду. Они с удовольствием начали откусывать яблоко, смущённо поглядывая на знаков.
– Ешьте, не стесняйтесь. Мы не едим фруктов, – засмеялись братья-знаки.
Когда дети доели, Уста предложила:
– А теперь составим предложение про яблоко. Кто первый?
– В саду выросли крупные яблоки, – сказал Твёрдый знак.
– Яблоко красное, – сказала Таня. – И вкусное.
– Таня ела большое яблоко, – сказал Ваня.
– Всё правильно, – сказала принцесса Уста. – Вы очень умные дети.
– Итак, вы должны запомнить. Наша речь состоит из предложений, – продолжила Письма.– А предложения состоят из слов3. Сейчас мы поучимся записывать предложения. Не пугайтесь, писать вы ещё не умеете, но предложения будем записывать с помощью схемы: каждое слово – прямая линия. Вот так.
Принцесса изобразила на доске схему предложения.∟– —.
– Уголочек обозначает, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. Это правила применяют на письме. Вот как записывается предложение Вани: ∟– — —.
– Сколько в нём слов?
– Четыре! – закричали брат с сестрой в два голоса.
Теперь дети с удовольствием рисовали схемы на доске и в тетради. Они составляли предложения о себе, принцессах, о любимых игрушках и по картинкам, которые появлялись на доске.
Знаки с любовью поглядывали на ребят, потом на плакаты, где спрятались звуки и буквы. Там тоже весело перемигивались и улыбались.