Вы здесь

Как помирить буквы. Глава 6 (В. В. Еремеева)

Глава 6


Девушки улыбнулись и взмахнули руками. Тотчас в комнате началось движение: звуки и буквы менялись местами, перемещаясь по комнате. Теперь они двигались медленно и в заданном направлении. Когда движение прекратилось, знаки увидели, что около одной стены выстроились буквы, а у другой – звуки.

– Вот и хорошо! – сказала одна девушка.

Она пропела несколько строк красивой мелодии, и буквы выстроились в алфавитном порядке, разместившись на большом плакате.

– Можем начинать урок, – сказала другая девушка.

Она пропела другую, не менее красивую фразу. Звуки затрепетали и опустились на другой плакат, где превратились в кружки красного, зелёного и синего цвета.

– Садитесь, дети! – произнесла девушка, указывая на первую парту.

– И вы, знаки, тоже присаживайтесь, – сказала вторая девушка. – Вы теперь отвечаете не только за себя, но и за своих друзей. Мы будем работать с вами, как с упорными и усидчивыми. Вы не против?

– Но мы мало чем можем быть полезными, – несмело начал Мягкий знак.

– Нам самим не мешает подучиться, – уточнил слова брата Твёрдый знак.

Девушки звонко рассмеялись:

– Мы и предлагаем вам поучиться, а затем поучить друзей.

Знаки заняли последнюю парту, стараясь не мешать детям.

– Для начала давайте познакомимся. Меня зовут Уста, – сказала первая девушка.

– А меня – Письма, – представилась вторая. – Начнём с самых азов грамоты. Всё, что мы говорим, поём, кричим, читаем, называется речью1. Речью обладают только люди, животные лишь издают набор звуков, – начала рассказ Уста.

– Речь бывает устная и письменная, – продолжила Письма.

У неё в руках появилась указка, которой она провела по доске. На ней высветились буквы и картинки, описывающие слова учительницы.

– Устная речь – это то, что мы слышим и говорим, – заявила Уста.

На доске возникли картинки с изображением рта и уха.

– Письменная речь – это то, что мы читаем и пишем, – чётко произнесла Письма.

На доске появилась книга и тетрадь.

– Так вот откуда их имена, – прошептал Твёрдый знак.

– Точно, они знают своё дело, – еле слышно ответил Мягкий знак.

– Вы совершенно правы, знаки, – сказала Уста. – Наша мама – царица Речь, а мы прибыли в страну Забвения по просьбе феи Грамматики, чтобы разъяснить истинное предназначение звуков и букв.

– Значит, звуки относятся к устной речи, а буквы к письменной! – в два голоса воскликнули знаки.

– Как хорошо иметь таких прилежных учеников, —сказала Письма улыбаясь.

– Я тоже понял, что речь бывает устная и письменная, – заявил Ваня. – Только я не знаю, что такое звуки и буквы…

– И я запомнила, – едва слышно проговорила Таня. – Устная речь, то о чём говорим, письменная – что читаем и пишем, но я не умею ни читать, ни писать.

– Как здорово! – захлопали в ладоши принцессы. – Первый урок пошёл на пользу.

– Но мы, но я…, – Таня расплакалась.

Ваня положил руку на плечо сестре.

– Они правы, сегодня мы смогли запомнить первые правила. Значит, сможем, будем скоро читать и писать, правда? – посмотрел мальчик с мольбой на девушек.

– Конечно, – успокоила детей Уста. – Вы уже начали учиться. Продолжим?

Дети кивнули, удобнее устраиваясь за партами.

– Когда мы говорим, то называем предметы, действия словами. Они соединяются, создавая определённый смысл. Так получаются предложения2. Каждый народ по-разному называл предметы, поэтому на планете людей много языков, – сказала Уста.

– Давайте будем называть предметы, – предложила принцесса.

– Какие слова? – поинтересовался Мягкий знак, видя, что дети смущённо молчат.

– Живые предметы отвечают на вопрос кто? Неживые предметы отвечают на вопрос что?

– Неживые предметы в классе потолок, стена, – начал Твёрдый знак.

– Картина, пол, – поддержал брата Мягкий знак.

– А ещё стул, доска, – тихо сказала Таня.

– Парта, стол, книга, ручка, карандаш, – Ваня вскочил и начал размахивать руками, показывая то, о чём говорил.

– Живые предметы: люди, птицы, звери, – сказал Твёрдый знак.

– Знаки и буквы тоже живые, но только в стране Грамматики. Люди считают нас неодушевлёнными, а зря, – с горечью произнёс Мягкий знак.

– Я поняла, поняла: живые – Ваня, Уста.

– Таня, Письма и знаки, – подхватил Ваня.

– Умнички! – воскликнули принцессы.

– Предметы могут выполнять какие-то действия, – сказала Письма. – Я, например, говорю, стою, думаю, размышляю. Еще?

– Бегаю, прыгаю, играю, – воскликнула Таня.

– Рисую, смеюсь, озорую, – закричал Ваня.

– Молодцы! Какие сообразительные дети! – девочки переглянулись, кивнув друг другу.

– Предметы могут иметь форму, цвет, размер – это их признаки. Они отвечают на вопрос какой? какая? какие? – Уста показала детям яблоко. – Какое оно?

– Красное.

– Круглое, – закричали дети наперебой.

– Вкусное, сладкое – попробуйте! – в руках у Тани и Вани появилось по большому красному плоду. Они с удовольствием начали откусывать яблоко, смущённо поглядывая на знаков.

– Ешьте, не стесняйтесь. Мы не едим фруктов, – засмеялись братья-знаки.

Когда дети доели, Уста предложила:

– А теперь составим предложение про яблоко. Кто первый?

– В саду выросли крупные яблоки, – сказал Твёрдый знак.

– Яблоко красное, – сказала Таня. – И вкусное.

– Таня ела большое яблоко, – сказал Ваня.

– Всё правильно, – сказала принцесса Уста. – Вы очень умные дети.

– Итак, вы должны запомнить. Наша речь состоит из предложений, – продолжила Письма.– А предложения состоят из слов3. Сейчас мы поучимся записывать предложения. Не пугайтесь, писать вы ещё не умеете, но предложения будем записывать с помощью схемы: каждое слово – прямая линия. Вот так.

Принцесса изобразила на доске схему предложения.∟– —.

– Уголочек обозначает, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. Это правила применяют на письме. Вот как записывается предложение Вани: ∟– — —.

– Сколько в нём слов?

– Четыре! – закричали брат с сестрой в два голоса.

Теперь дети с удовольствием рисовали схемы на доске и в тетради. Они составляли предложения о себе, принцессах, о любимых игрушках и по картинкам, которые появлялись на доске.

Знаки с любовью поглядывали на ребят, потом на плакаты, где спрятались звуки и буквы. Там тоже весело перемигивались и улыбались.