Мы хотим, чтобы ребенок «сдал на пять»… Но хочет ли этого он сам?
Случаи, когда у ребенка, узнавшего о грядущих, пусть и не скоро, экзаменах, совершенно опускаются руки, а знания начисто вылетают из головы вместе с остатками интереса к учебе, отнюдь не редки. Такая реакция весьма широко распространена. Более того, это случается и у взрослых: разве мы сами никогда не хотели спустить всю уже проделанную работу в мусоропровод и забыть о ней лишь оттого, что ее резко раскритиковал начальник? То-то же! Дети, как и взрослые, любят, когда их хвалят за достижения. А экзамен означает пристрастное и тщательное изучение экзаменатором имеющихся недочетов в знаниях. Мало кто обрадуется такой перспективе, не правда ли?
Оттого в резком снижении желания учиться лишь от одной новости, что в конце учебного года предстоит продемонстрировать свои знания на экзамене, ничего удивительного нет. У взрослых людей опасение, что их работу могут раскритиковать, постоянно компенсируется не менее сильными стимулами продолжать ее, например, стремлением получить премию, повышение по службе (это называется положительной мотивацией) или же желанием просто избежать штрафных вычетов из зарплаты, выговора, увольнения (это зовется мотивацией отрицательной).
Ребенку же за его достижения в школе не то чтобы полагается меньше вознаграждений (и родительская похвала, и лишний проведенный за компьютером час для него достаточно значимы). Скорее, дело в том, что подавляющее большинство родителей забывают или не умеют правильно мотивировать ребенка к дальнейшим успехам, хотя, казалось бы, в их руках имеются все нужные инструменты.
Да, об обещанной нам на работе премии мы не забудем – рискнем карьерой, но обязательно напомним начальнику о его опрометчиво данном обещании. А вот премировать ребенка, да еще так, чтобы он понял это вознаграждение правильно, мы или забываем (часто – намеренно), или не умеем. Более того, большинство родителей не считает нужным делать что-то подобное, потому что каждый взрослый знает – ребенок учится ради собственного, а не нашего обеспеченного будущего! И на фоне этой естественной для взрослых мысли мы уверены, что успехи в учебе не нуждаются в поощрении, которое к тому же может избаловать нашего воспитанного в атмосфере «строгости, но справедливости» будущего отличника. Казалось бы, ход родительской мысли прозрачен и верен – на то мы и взрослые, чтобы не давать своему ребенку плохих советов. Только вот ему взаимосвязь между хорошей учебой и светлым будущим не видится такой же прямой и однозначной.
На самом деле, многое из того, что взрослому кажется совершенно очевидным, ребенку бы даже не пришло в голову. На то оно и детство, с его наивностью и простотой взглядов, чтобы не уметь заглядывать вперед так далеко, не иметь печального опыта, доказывающего, что в обществе успех обеспечен лишь «самым-самым», а прочим в нем нет места…
Одним словом, наша оплошность в этом случае состоит в том, что для нас аргумент учебы как вклада в собственное будущее весьма весом. Ведь мы в полной мере осознаем, что такое конкуренция, карьера, высокая и низкая зарплата и т. п. А ребенок, по сути, еще не видел их реального влияния на свою жизнь, так как пока он довольствуется лишь результатами наших усилий в этих направлениях. Поэтому наивно ожидать от него, что он проникнется нашими уверениями столь же глубоко. То, что представляется крайне значимым для нас, для него не обладает таким уж значением.
Ребенок, конечно, верит нам на слово, что трудится в школе не ради нас, а ради себя. Но это «светлое будущее» представляется ему куда более сомнительной наградой за сегодня совершаемые им усилия. Возможность получить похвалу, конфету, новую игрушку, лишнее время для развлечений и прочие соответствующие его возрасту блага прямо здесь и сейчас для него выглядят куда более серьезным аргументом, потому что такое вознаграждение ему понятнее, чем все эти отдаленные и далеко не бесспорные, надо заметить, перспективы.
Оттого все время, пока мы, уверенные в том, что убедили своего юного школьника, принимаем его старания как нечто само собой разумеющееся, он с каждым днем все меньше понимает, зачем ему вообще эта «каторга» и «рутина», которую мы называем школой. Тем более, если его даже лишний раз не похвалят, не говоря уже о походе в кино на выходных! А в этом свете его мотивы хорошо готовиться к надвигающимся экзаменам, как и учиться в целом, уже не выглядят столь очевидными, не правда ли?