Вы здесь

Как подготовить ребенка к школе. Глава 2. Интеллектуальная готовность (О. Н. Журавлева)

Глава 2. Интеллектуальная готовность

Правило № 13. Проведите диагностику интеллектуального развития ребенка

Безусловно, лучше если диагностику готовности к школе проведет специалист. Что делать, если нужного специалиста нет, а школа не «за горами». Проводить самим. Это не так сложно как кажется на первый взгляд.

Для проверки уровня готовности к школе можно рекомендовать методики, предложенные психологами Л. А. Венгером и А. Л. Венгером. Есть книга «Домашняя школа мышления», ее можно использовать всем, кто хочет лучше узнать своего ребенка. Однако как говорят авторы: «Не следует полагаться на эти методики стопроцентно… Они ни в коей мере не исчерпывают всех сторон готовности… но помогают выявить наиболее типичные причины, приводящие к трудностям в начальной стадии обучения». Еще одно важное замечание: «Не «натаскивайте» ребенка на выполнение тестовых заданий. Это не поможет увеличить общий уровень психического развития, а только лишит вас возможности правильно оценить этот уровень». Причем: это касается любых заданий.

Необходимо понять: тестирование дается для того, чтобы определить, где слабое звено в развитии – и как помочь ребенку.

Обследование ребенка лучше проводить в форме игры, обстановка должна быть спокойной, располагающей к общению, нельзя заставлять, принуждать ребенка к выполнению заданий. Указательные высказывания, такие как: «Не вертись, сколько можно тебе повторять», «Сейчас проверим, возьмут ли тебя в школу…» или другие нужно исключать при тестировании.

Не стоит проводить «испытания» сразу после болезни, когда – самочувствие – еще ослаблено, или сразу после спортивных праздников и подвижных игр, когда ребенок перевозбужден.

Помните, что готовность к школе состоит из: определенного уровня состояния здоровья и физического развития, личностного профиля, качеств ума, речевого развития, двигательных умений и способности координации и т. д.

Важно сначала понять, умеет ли ребенок слушать вас и выполнять ваши указания. Ведь первоклассник, у которого не развиты эти умения, даже много знающий, будет испытывать трудности в освоении школьной программы.

Беседа с ребенком, которая проводится при определении готовности к школе, позволяет оценить не только общий запас сведений, знаний, но и сформированность логического мышления: способности классифицировать предметы и явления, отмечать различие и сходство. Помните: ребенок может выбрать для определения сходства и различия и нестандартный показатель; важно, чтобы он умел обосновать свой выбор.

Вот примеры таких заданий.

Задание 1. Какой предмет лишний?

Задание 2. Где нарисована обувь?

Задание 3. На какой картинке больше слив, а на какой вишен? (Дополнительный вопрос: посчитай, сколько всего на каждой картинке.)

Задание 4. Расположи последовательно времена года. Назови их? (Дополнительные вопросы о временах года.)

Задание 5. У какой машины четыре колеса, а у какой четыре окна?

Задание 6. Продолжи ряд, но вначале посмотри, из каких фигур и в какой последовательности составлена цепочка.

Эти задания можно дополнять, а при необходимости усложнять.

Один из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению – речевое развитие. Для того чтобы составить представление о речевом развитии не нужно каких-то специальных заданий; можно сделать общаясь с ребенком или играя, Например, попросите ребенка составить рассказ по картинкам. Для этого можно использовать серии детских комиксов, или несколько последовательных картинок, объединенных одним сюжетом. При этом оценивается:

– словарный запас слов, умение правильно подобрать слова;

– способность правильно строить предложения;

– грамматическая правильность речи (падежи, единственное и множественное число и т. п.);

– понимание (способность правильно оценить и понять ситуацию, составить короткий рассказ);

– способность понимать вопросы и свободно отвечать на них;

– качество произношения звуков и артикуляции;

– темп речи, владение интонацией и голосом.

Один из основных показателей умственного развития ребенка – сформированность образного мышления.

Оценить сформированность образных представлений можно используя различные задания:

Нарисовать человека.

Скопировать рисунок с образца.

Собрать простой рисунок из различных частей (7–9).

Собрать рисунок из деталей, используя схему.

При этом оценивается:

– степень подробности рисунка человека;

– точность – изображения общей формы и пространственного соотношения частей;

– соблюдение относительных размеров;

– ориентировка в схеме;

– понимание инструкции, длительность подготовки к работе, необходимость помощи и подсказки;

– способность внести исправления по ходу работы.

Правило № 14. Не считайте ребенка не способным к обучению

При самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка, сетовать на его «тупость» родственникам или знакомым, подчеркивать какие-то его промахи. Вы обнаружили проблемы в знаниях и умениях ребенка? Не упрекайте его – обдумайте, чем вы можете помочь…

Наблюдение за первоклассниками, у которых возникли школьные трудности (обследовались как раз дети с достаточно высоким уровнем интеллектуального развития) показало: отставали те, кто часто болел, у кого были недостатки речевого развития и координации движений, трудности зрительного восприятия.

А теперь еще раз перечислим «факторы риска», на которые следует обратить особое внимание при подготовке ребенка к школе.

1. Деятельность и общее развитие.

Факторы риска:

– неспособность понять инструкцию (задание) и трудности выполнения заданий – даже с помощью взрослых;

– хаотичность, неспособность организовать свою работу, необходимость постоянных указаний взрослых («Не отвлекайся», «Будь внимателен» и т. п.);

– частые отвлечения во время выполнения задания даже в течение 5–7 минут;

– негативная – реакция на неудачу (слезы, отказ от работы);

– низкий запас сведений, знаний;

– трудности вербально-логического и наглядно-образного мышления;

– низкий уровень развития памяти.

Особое внимание обратите на

– умение слушать и воспринимать обращенные к нему вопросы;

– умение лаконично раскрыть ответ на них;

– умение объяснять свои действия и выбор того или иного варианта выполнения задания.

2. Уровень речевого развития.

Конец ознакомительного фрагмента.