Вы здесь

Как подготовить ребенка к школе. Глава 1. В первый класс (О. Н. Журавлева)

Глава 1. В первый класс

Правило № 1. Проверьте, готов ли ребенок к школе

Давайте поговорим о том, что такое подготовка к школе. Часто родители под готовностью к школе понимают развитие умений считать, писать и читать, для них важно, чтобы ребенок писал печатными буквами. Конечно, это здорово, но эти умения не являются показателем готовности к школе.

С психологической точки зрения готовность к школе подразумевает не столько умение читать и писать, сколько умение слушаться взрослого и выполнять правила. Ребенок должен уметь принимать условную ситуацию, иметь достаточную развитость произвольности поведения и психических процессов, уметь соподчинять мотивы и иметь развитые волевые качества. Важно, уметь регулировать свою деятельность:

– иметь мотивационную готовность к школе, стремиться к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

– обладать общей осведомленностью, уметь обобщать, анализировать, сравнивать;

– иметь достаточную развитость мелкой моторики руки.

Ребенок, который не умеет выполнять требования учителя потому, что не научился слушаться родителей, и воспитателей в детском саду, скорее всего в школе будут называть «трудным» или «особым» ребенком. Если вы хотите научить слушаться, развить умение следовать правилу следует начинать играть с ребенком, это могут обыкновенные игры – «семья», «больница» или «краски», а также настольные игры с правилами. Ведь именно в подобных играх необходимо делать так, как требуется, согласовывать действия друг с другом. Если у ребенка не получается следовать правилу, сдерживать взрывы эмоций, его будут стараться не брать в игру. Вам знакомы фразы типа: «Ты не верно ходишь, так не по правилу!», «Сейчас моя очередь, а не твоя!», «Ты обманываешь!»? Если эти фразы адресованы вашему ребенку, это тревожный сигнал – он не умеет следовать правилам в игре. А это может повлиять на формирование умений общаться со сверстниками и в школьном коллективе. Научить выполнять правила достаточно легко – чаще играйте с ребенком в настольные игры, в «да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры. Выбирайте игры интересные для ребенка. Слишком простые задания могут показаться скучными и не учат бороться с трудности, а выполнение слишком сложных заданий могут, «отбить» навсегда желание заниматься.

Общая осведомленность – это показатель того, что ребенку свойственна любознательность и он обладает некой картиной мира. Практически все дети в возрасте 3‏– 5 лет задают множество вопросов типа: «А что это?», «Почему идет дождь?», «А что находится внутри машины?» – и так далее. Мы не всегда включаемся в игру ответов и вопросов, – нам трудно поверить, что наши ответы – это один из основных источников познания мира. Лишаясь этого источника, ребенку приходится находить интересующую его информацию в разговорах взрослых, телевизионных передачах, придумывать что-то самостоятельно.

Если малыш не любопытен, он начинает отставать в развитии, ему может быть сложно в школе среди интеллектуально подготовленных сверстников, труднее воспринимать новые сведения из учебников. Если вы будете чаще беседовать с вашим ребенком, более внимательно относиться к ответам на его вопросы, и доступнее преподносить ваше объяснение, тем лучше он будет усваивать новый учебный материал.

Правило № 2. Мотивируйте ребенка к школе

Как можно определить, что же такое мотивационная готовность? Давно известно, что если ребенок не хочет учиться – это, как правило, создает большие трудности в его обучении. Если у ребенка нет желания заниматься, заставить его что-то делать невозможно. Когда ребенок попадает в школу, то складывается новая система отношений, где основным является оценка его предметных действий, умение соответствовать неким правилам в обществе, – а ребенок с его индивидуальными особенностями не всегда бывает интересен окружающим.

В школе ребенку приходится строить деловые отношения с чужими людьми, он учится защищать свое «Я» от воздействия других людей. Если ребенок растет неуверенным и у него сложился негативный Я-образ – он начинает учиться ниже своих способностей.

Мотивационная готовность к школе начинает формироваться с любви ребенка к себе, важно, чтобы не погасло стремление стать лучше и вера, что все можно изменить, – совершенствуя себя. Хорошо, когда ребенок чувствует поддержку, любовь матери, а авторитет отца укрепляет уверенность его в своих силах. Чрезмерная тревожность матери по поводу проблем в школе имеет свойство передаваться ребенку, и он вместе со своими школьными ошибками несет за собой груз родительских страхов и несбывшихся надежд.

Выделяют несколько позиций, с которыми ребенок идет в школу. Как, правило, они связаны с тем, как родители отзываются о школе и что является образцом в поведении ребенка. Существуют отличия в том, как успевают дети, родители которых считают школу основным этапом жизни ребенка, и как учатся дети, родители которых определяют ребенка в школу «с тем, чтобы хоть чем-то занять свое чадо, чтобы он не слонялся просто так, ведь принято учиться», в процессе обучения их не интересуют успехи ребенка. Основными мотивами, которые определяют отношение к учебе, часто можно определить желание встречаться с одноклассниками, играть на перемене, желание получать хорошие отметки, «чтобы мама гордилась» или чтобы быть самым лучшим, любовь и желание узнать новое и постигать неизвестное, страх наказания или «чтобы была престижная работа, когда стану взрослым». Мотивы самые разные, внешние и внутренние.

Вспомните, что вы говорили ребенку о школе. Вы объясняли – «в школу тебе купят красивый портфель, карандаши и пенал, тебе будет очень интересно, ты будешь дружить с ребятами, школа – это будет твоя работа и обязанность».

Вспомните свое отношение к школе. Страшно вам было идти в школу или вы шли с удовольствием? Переживаете ли вы, что поведение вашего ребенка будет огорчать вас? Предполагаете ли вы, что негативные оценки ребенка являются результатом того, что ребенок не развит интеллектуально? Как часто вы сравниваете успехи вашего ребенка и его одноклассников?

Важно понять, что ваше собственное мнение в отношении школы и учебы вашего ребенка накладывает отпечаток, как он будет относиться к школе и формирует его ответственность. Слишком дальний мотив типа «престижная работа, когда повзрослею» с трудом влияет на поведение ребенка сегодня. Дети в возрасте 6 ‏– 7 лет не справляются с волной непосредственных желаний, им трудно регулировать свои «хочу», поведение часто зависит от сиюминутных побуждений и не соотносится с тем, что будет через много лет. Работу выбирать придется еще не скоро, а нежелание заниматься уроками возникает сейчас. Ведь можно гулять, играть. Часто ребенок, который настроился получать только пятерки и быть самым лучшим, если ему вдруг получит четверку или тройку может потерять желание учиться в школе. Или если друг получит больше похвал и отличных оценок, то может возникнуть зависть к успехам, боязнь что кто-то опередит, страх при ответах – а вдруг хуже, чем у него?

Если вы считаете, что ваш ребенок обязан учиться в школе только отлично, и станете упрекать его за четверки или тройки, то появится реальная угроза, что радость узнавания нового сменится страхом и непосильной ответственностью. Получается, что ребенок несет ответственность и за свои полученные оценки и за ваши несбывшиеся ожидания – по воду его успехов. Решите для себя, что важнее – оценки в журнале или необходимый уровень знаний, непосредственный интерес и желание вашего ребенка найти ответы на самые разные вопросы?

В обучении предпочтительной является внутренняя – мотивация ребенка – интерес, стремление узнать новое и неизвестное, необходимо, чтобы сформировалась система потребностей, которая выражается как собственное желание: «хочу в школу». Ваше уравновешенное и радужное отношение к будущей школе, реальные требования к успешности ребенка, оптимизм в рассказах о школьной жизни, высокий интерес к познанию окружающего мира и осознание, что любая ошибка – это не страшно, ее можно исправить – все это создаст хорошую мотивацию вашему ребенку.

Правило № 3. Правильно спланируйте лето ребенка, который идет в школу

Последнее «вольное» лето перед школой. Родителям дошкольников это лето приносит много тревог, связанных с предстоящим поступлением детей в первый класс. Иногда родители считают, что за короткий летний период необходимо преодолеть все пробелы в воспитании малыша дошкольного возраста. Воспитательные усилия взрослых становятся судорожно-хаотическими, такая помощь ребенку может только навредить.

Лето – достаточно долгий срок, однако стремление выполнить всю программу прогимназии или первого класса могут отбить у ребенка желание учиться. Лучше убедитесь в том, что ребенку свойственна необходимая психологическая зрелость, чтобы учиться в школе. Давайте разберем, что лежит в основе психологической зрелости (или психологической готовности к школе)?

В школьной зрелости выделяют три составляющие: интеллектуальная, эмоциональная и социальная. Интеллектуальную зрелость детей 6–7 лет составляет: развитое пространственное восприятие предметов; способность концентрировать внимание, значит не отвлекаться определенное время; устанавливать связи между явлениями и событиями (например, почему наступила весна?); возможность логического запоминания, так как механическая память практически не развивается; умение воспроизводить по образцу, который ребенку предлагают скопировать, а также развитие и быстрая координация мелких движений кисти руки. Эмоциональная зрелость – предполагает возможность длительно делать не совсем интересную, но нужную работу, то есть развитие произвольности поведения. Непосредственные, импульсивные реакции несколько ослабевают, так как подчинены выполнению некоторой задачи. Социальная зрелость предполагает, что у ребенка существует потребность в общении с одноклассниками, и он умеет подчиняться законам группового взаимодействия в детском коллективе, способен принимать роль ученика, умеет слушать и выполнять требования учителя.

Правило № 4. Научите его соблюдать режим дня

Многие родители «догадываются», что этот самый режим очень необходим и важен. Но, видимо, считают, что это слишком правильное понятие, которое выдумали медики и педагоги. А ведь для выполнения режима нужны знания о закономерностях, по которым живет организм. Очень сложно убедить родителей, что трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима.

Есть показатель, который точно отражает динамику и функциональное состояние организма – это работоспособность. В обычной жизни – это отражение способности действовать целенаправленно, для достижения определенного результата. Заметим зависимость работоспособности от функционального состояния организма и внешних условий. Так, двигательная расторможенность является сигналом быстрого снижения работоспособности у первоклассника. Через пятнадцать – двадцать минут урока число отвлекающихся, «крутящихся», играющих детей катастрофически возрастает. Двигательное беспокойство – это защитная реакция организма от переутомления, он дает себе кратковременный отдых, как бы отключается. Воздействия – упреками, назиданиями, окриками заставить ребенка заниматься бесполезны. Здесь необходимо использовать смену видов занятий, переключение с одного вида деятельности – на другую. Это поможет отодвинуть утомление. Теперь, понятно для чего необходимо научиться соблюдать режим дня.

Правило № 5. Подготовьте его к изменению режима

У ребенка скоро существенно изменится режим дня и привыкать жить в статусе ученика ему будет сложно. Конечно, если вы не поможете своему ребенку в этом.

И так, что, нужно сделать, чтобы подготовить будущего первоклассника к изменению режима?

Во-первых, ребенок должен научиться рано вставать – для многих это трудно. Чтобы решить эту проблему необходимо принять самые обыкновенные меры. Давайте подумаем, как это сделать. Нельзя ребенку разрешать засиживаться около телевизора или компьютера, так как спать необходимо укладываться не позже половины десятого. Нужно исключить из режима дневной сон (по возможности), склонность к которому вновь появляется у первоклассников. Для того чтобы ребенок спокойно перешел в режим бодрствования, а пробуждение не было судорожным поставьте будильник с запасом времени и с вечера приготовьте одежду на утро и соберите портфель. Это особенно важно для медлительных детей, у которых низкая подвижность нервных процессов, если их торопить, то темп деятельности становится в два раза медленнее. Хочется, чтобы утро прошло без напряжения, ведь оно задает тон всему дню.

Во-вторых, в школе ребенка ждут много новых обязанностей.

Он должен:

– уметь поддерживать порядок в одежде,

– вовремя выполнять

– задания, ограниченные по времени.

– научиться планировать свое время.

Готовить уроки – трудное занятие для маленького ребенка. Необходимо смириться с тем, что самостоятельное выполнение заданий по предметам будет ребенку сделать сложно, так как на сегодняшних школьников накладывают большую нагрузку, поэтому им трудно организовать свою деятельность, заставить себя делать то, чем им не хочется заниматься.

Первый шаг для того, чтобы проблема исчерпала себя – это умение делать домашнее задание в течение определенного отрезка времени (1–1,5 часа, хотя в первом классе официально задание не задают, но оно существует), чтобы на это не уходил весь досуг ребенка.

Лучше начинать готовиться к урокам с 15–16 часов. Каждые 25–30 минут делать перерыв, выполнять физминутки под музыку (они способствуют восстановлению работоспособности, помогают отодвинуть утомление). Начинать приготовление уроков нужно с менее сложных (время на врабатывание), затем переходить к более трудным. Очень скоро ребенок научится самостоятельно читать, и важно распланировать, чтобы для этого также оставалось время. Если вы понимаете, что ребенок самостоятельно не воспринимает смысл заданий, ему нужно помочь. Хорошо, если вы совместно с ребенком разбираете задание и ход его дальнейших действий. Важно, чтобы не напугать ребенка ритмом и насыщенностью школьной жизни. Если ребенку не удастся приобрести нужный – темп деятельности, он может оказаться – отстающим и испытывать страх при выполнении заданий «на время» – это контрольные работы и диктанты, а затем – экзамены.

В-третьих, важно, чтобы соблюдался режим просмотра телевизора. Не надо ребятам сидеть у экрана телевизора больше 40–45 минут в день! А детям возбудимым, ослабленным – лучше сократить и это время. Нельзя смотреть телевизор, лежа; а сидеть надо на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана; а сзади необходимо установить подсветку, чтобы снизить контрастность экрана.

Рекомендуется соблюдать ночной сон, продолжительность которого должна быть не меньше 8 часов. Для первоклассника суточная норма сна составляет 11,5 часа. Если вы будете соблюдать элементарные правила перед сном, то обеспечите ребенку глубокий и спокойный сон. Итак, не играйте в шумные, «взбалмошные» игры, не занимайтесь спортом, не смотрите страшные фильмы, не ругайте и не читайте нотаций. Нет, вовсе не пустячное дело – соблюдение рационального режима дня.

Правило № 6. Подготовьте «домашнего» ребенка к «выходу» в школьный коллектив

Когда ребенок выходит в большой мир ему приходится нести огромную психическую нагрузку, которая связанна с публичным поведение ребенка, когда много времени приходится проводить среди людей и окружение оценивает его. Ребенку невозможно остаться одному, практически все его поступки, привычки, действия находятся под наблюдением и сопряжены с оценкой со стороны других людей или ему так кажется.

Ребенок расходует значительную долю психической энергии, находясь в эпицентре школьной жизни. Через некоторое время ребенок научится отключаться от шума и суеты, чтобы выполнить собственное задание, привыкнет находиться в толпе, будет чувствовать себя способным действовать. Однако, дома необходимо дать ребенку возможность уединиться, побыть одному, временно не подвергать контролю его привычки, по возможности делать меньше замечаний, которые может, связаны с перевозбуждением ребенка («Не грызи ногти! Не дергай головой!»).

Можно тренировать способность ребенка заниматься в шумном классе, учиться мысленно, отстраняться от других или, наоборот, включаться в происходящее. Вот некоторые упражнения, которые полезно выполнять.

Так, если у него небольшие музыкальные способности, то можно петь дуэтом или хором, для того чтобы распределить внимание необходимо разделиться на голоса, или попробовать петь каноном – это когда часть певцов поют выше, а другая часть – ниже или может отставать на несколько тактов. В результате ребенку приходится следить не только за своей деятельностью, но и одновременно за тем, что делают другие в это время, так как это относится и к нему. Полезны упражнения, в которых сочетаются создание собственного ритма и специфику ритма, вы создаваемого другими. Можно использовать колокольный звон, тиканье часов, барабанный бой; выстукивать чечетку и т. д. Есть упражнение, которое адресовано читающим детям. Его полезно проводить с группой (можно пригласить соседских детей или даже взрослых, родственников). Прочитайте вслух небольшое стихотворение. Потом разбейте его на отрывки и пусть участники выучат эти отрывки, а потом произносят вслух, причем одновременно. Можно упражнять читать стихотворение по порядку и следить, чтобы четверостишия не перепутались.

Правило № 7. Отдайте его в подготовительный класс

Воспитание ребенка в семье формирует некоторые первые представления о самом себе, – он знает, что он «мамин» или «папин», то есть имеет сходство с одним из родителей, «послушный» или «капризный», «активный» или «медлительный». Когда он приходит в новый коллектив подготовительного класса, его начинают сравнивать с другими детьми, и хочется ему или нет, но он начинает замечать в собственном характере – совсем другие качества, которые могут показаться для него неожиданными.

В мироощущения ребенка после прихода в школу вносятся существенные изменения. Так, например, он понимает, что не самый быстрый, не самый умный, не самый любимый; а признание и лидерство в классе нужно «завоевывать» своими достижениями.

Все эти открытия нельзя считать опасными – ребенку полезно знать, что окружающие его видят по-разному. Обратите его внимание на то, что отличником быть не обязательно – иногда бывает, что хорошую отметку получают случайно («обыкновенное везение»), а иногда «двойка» еще не означает, что ребенок не усвоил материал. Хорошо, если ребенок поймет, что объем знаний, который дает школа это еще не означает, что у тебя глубокие знания по предмету; полезно дать читать что-либо дополнительно, например, отправиться в совместное путешествие с родителями, по страницам популярной энциклопедии «Что такое Кто такой». Другой способ дать ребенку дополнительную психологическую защиту – просмотреть материал, который будут изучать вскоре, то есть немного забежать вперед, чтобы ребенок мог задать вопрос по теме или рассказать что-нибудь познавательное, подготовленное заранее. Да, еще одно пожелание: старайтесь не сравнивать личностные качества своего ребенка с другими детьми, а сравнивайте его с самим собой, с его собственными достижениями, вчера и сегодня. Критиковать можно только поведение ребенка, лучше выражать свои чувства по этому поводу. Старайтесь хвалить его в присутствии других людей, пусть общественное мнение, а затем и представление ребенка будут позитивными.

Правило № 8. Расскажите, чем хорошо в школе

Ребенок не хочет идти в школу и боится грядущих перемен? Помогите ему – объясните, что его ждут новые друзья, добрая атмосфера и много интересных событий.

Одноклассники. Ребенок, увидев впервые скопление людей перед школой, может испугаться. Даже если он бывал на праздничных представлениях, в театре, цирке, ему может показаться, что когда он растворится в толпе ребят, он станет маленьким и незаметным, совершенно одинаковым со всеми детьми. Может возникнуть неприятное ощущение, что его может легко потерять и не отличить от других, даже собственная мама. Постарайтесь подружиться с кем из будущих одноклассников – мальчиком или девочкой, важно, чтобы дети подходили по темпераменту и симпатизировали друг другу. Если ребята возьмут друг друга за руки, отправляясь в класс – это даст обоим чувство защищенности.

Учительница. Стоит запомнить, как ее зовут, и убедиться, что ребенок это тоже знает. Есть ли у ребенка привычка обращаться к взрослым по имени-отчеству? Если пока нет, то повторите только имя учительницы, никогда не называйте ее безлично («она», «учительница»). Лучше познакомиться с ней заранее. Мальчикам обычно нравятся юные и красивые, девочкам – полные и добрые. У детей понятия красота и полнота соотносятся с доброжелательностью. Если после встречи с учительницей у вас сложилось неблагоприятное впечатление, то не обязательно демонстрировать своего недовольства, постарайтесь избежать негативных оценок и в беседе с друзьями. Не выражайте вслух своей зависти другим детям и их родителям, если вам показалось, что ваш преподаватель сущая Баба Яга, лучше подумайте о том, что можно сделать, ведь обучение в начальной школе начинается с учительницы.

Одежда. Ваш ребенок впервые надевает школьную одежду. Лучше померить и подогнать по ребенку все заранее, а главное дать ему в ней походить, пусть привыкнет. Сейчас во многих школах принято носить форму, тогда многие проблемы решаются сами собой. Но если дети одеваются по своему усмотрению, то прислушайтесь к мнению ребенка, – выбирая одежду, важно, чтобы ему было комфортно. Дайте время покрасоваться перед зеркалом, сделайте несколько комплиментов, оцените внешний вид. Безусловно, удобнее всего носить джинсы, так как они практичны и удобны. Если девочка привыкла носить брюки, а вы непременно хотите видеть ее в нарядном платье, не советуем вам настаивать на этом. Пусть ее первый день в школе запомниться хорошими эмоциями. Ей может быть не привычно с открытыми ногами, сложно двигаться, и вообще не принимает себя такой. Для чего создавать напряжения из-за пустяка. Выбором одежды необходимо заняться заранее и желательно с ребенком, все примерить и дать ему походить, чтобы убедиться, что ничто не сваливается, не торчит и все застежки на месте, одежда должна быть одобрена ребенком.

Еда. Иногда дети так волнуются перед школой, что не могут в этот день плотно позавтракать. Это можно понять, поэтому не стоит давить на них. Лучше прислушаться к желанию ребенка и предложить на завтрак то, отчего ваш малыш никогда не откажется, – может, ограничиться только фруктами или йогуртом. Если у ребенка плохой аппетит, а вы все равно заставляете его есть, то может закрепиться рвотный рефлекс, который будет возобновляться при упоминании о «школе». Можно разбудить ребенка немного пораньше, тогда он успеет проголодаться. Поинтересуйтесь, что в школе детям предусмотрено давать на завтрак. Если ему это не нравится, предупредите заранее педагога, не стоит в этом случае вслух критиковать то, что для других детей, возможно, является лакомством.

Туалет. Выясните, где расположен туалет для маленьких, возможно, это помещение используется мальчиками и девочками, нужно выяснить, как включается там свет. Для детей начальной школы вопрос, связанный с туалетом представляется сложным, и «просчеты», первого школьного дня, могут иметь для ребенка в дальнейшем определенные последствия. Часто дети, которые не ходили в детский сад, чувствуют шок при мысли, что естественные отправления можно совершать в присутствии других детей. Ваша задача – предупредить ребенка об этом и убедиться, что он все понял. Потренируйтесь расстегивать одежду, проследите, чтобы ребенок взял с собой носовой платок и бумажные салфетки. Научите ребенка, каким образом нужно отпрашиваться в туалет, объясните о необходимости это делать на перемене, но можно и на уроке.

Эти рекомендации выполнять легко. Важно, чтобы в этот день, самые близкие для ребенка были рядом и поддержали добрым словом, а возможно и подарком. Хорошо, если этот день в памяти останется светлым праздником и останется фотография знакомства со школой.

Правило № 9. Не отдавайте ребенка в школу рано

Современные мамы считают, что тем раньше отдать ребенка в школу, тем лучше. Но всегда ли это так? Иногда стоит подумать, что важнее психическое состояние ребенка или тот факт, что он на год раньше войдет во взрослую жизнь.

Конечно, в каждом отдельном случае важно решить: идти ли ребенку в школу в 6 лет или лучше остаться дома или в детском саду еще на год? У большинства детей, которые не готовы к школе режим детского сада лучше, чем в школе будет способствовать формированию значимых функций в школе. И через год учиться ребенку будет легче.

Иногда этот год нужен, чтобы укрепить здоровье, иногда необходимы занятия по формированию психологической готовности к школе, по развитию познавательных процессов, важных для успешного обучения.

Исследования показывают: больше всего неготовых к обучению детей в возрасте пять – пять с половиной лет – около 80 %; в шесть лет таких детей уже намного меньше 51 %, а в шесть с половиной лет – уже 32 %. Среди семилетних детей число неготовых к школе детей снижается до 13 %.

Единого для всех рецепта нет: у одного потребности, чтобы с ним больше говорили, другой хочет, чтобы его чаще слушали, с третьим трудно усидеть на месте, он любит бегать и прыгать, а четвертого нужно приучать сидеть и подробно все разбирать. Яснее ясного, что готовить ребенка к школе можно и нужно почти с самого рождения; и все, что вы закладываете в нем с раннего детства, окупится сторицей. Главное, это то, чему он учится сам в процессе своего развития. Хотя существуют и другие мнения: одни считают, что начинать подготовку к школе – надо с трех лет, другие – за год до первого класса. Важно понять, что практически весь период жизни ребенка до школы, со всеми его особенностями является тем временем, когда идет подготовка к школе. Здесь важно соблюдать золотую середину: не переусердствовать, не натаскивать ребенка, не требовать невозможного, обращая внимание, на знания и умения других. Пусть ребенок получит удовольствие от собственных достижений. Потом можно заняться чем-то новым, достаточно сложным. Надо стараться быть чуть впереди своей цели, но при этом она должна быть определена детским возможностями, то есть реальной и сбыточной. Надо знать: у тех, кого часто постигает неудача, пропадает интерес к новому, незнакомому, а с ним и желание учиться… А без интереса – как учиться?

Правило № 10. Не тяните время, если ребенок уже готов к обучению

Ваш ребенок вундеркинд и уже в три года сам пишет слово мама. Тогда можете спокойно отдать его в школу раньше. Иначе потом ему будет неинтересно учиться и общаться со сверстниками.

Вначале мы упоминали о том, что умение читать и писать для ребенка не является основным показателем при поступлении в школу? Бывает так, что ребенок умеет делать то, чему другие будут учиться в течение первого класса. Однако такой ребенок скучает на уроке, ему неинтересно, поэтому он отвлекается, мешает учителю и другим ребятам. – Старается чаще других отвечать, не давая спросить других и вызывает тем самым раздражение учителя. Часто ребенок, словно не слышит учителя, если он не обращается непосредственно к нему, то есть не работает с ним один на один. Он быстро теряет интерес к учебе, если учитель не обращает на него внимание. Со временем ребенок не приучается работать на уроке. А когда начинают изучать темы и предметы, знаний по которым нет, то начинает отставать. Поэтому успеваемость снижается и есть возможность попасть в разряд неуспевающих детей.

Подготовка к школе – процесс длительный, начинать его надо постепенно и заранее. Чтобы не возникало сомнений по поводу готовности к школе, стоит серьезно решить, куда вы намерены отдать своего ребенка, каковы требования к будущему первокласснику. В каждой школе они свои, как и свои особенности. Многие ставят условием поступления ребенка в школу умение читать, считать и писать, так как программа рассчитана на заранее подготовленных детей.

Правило № 11. Начинайте готовить ребенка к школе вовремя

Вы хотите, чтобы у вашего ребенка было детство, поэтому долго не сажаете его учить буквы? Зачем? Не боитесь, что потом будет уже поздно? Делайте все вовремя.

С какого возраста лучше начинать обучение в школе? К сожалению, однозначно ответить на этот вопрос невозможно. По документам ребенку может быть семь лет, но возраст не может быть гарантией психологической зрелости и готовности организма к учебным и режимным нагрузкам. Поэтому во многих странах за год до школы, перед поступлением в школу и через полтора месяца после начала обучения проводятся ряд мероприятий, которые могут составить прогноз школьных трудностей. Психологические обследования позволяют не просто определить, «готов – не готов», но и обнаружить те особенности в развитии ребенка, которые требуют внимания и коррекции.

С чем связана необходимость определять готовность к школе?

Дети, которых относят к неготовым к школе:

– процесс школьной адаптации проходит гораздо сложнее и по времени более длительный;

– часто наблюдаются трудности в обучении;

– менее работоспособны;

– быстрее утомляются;

– медленно формируется навык письма и чтения;

– не справляются с учебными нагрузками в течение всех лет обучения в начальной школе;

– часто бывают проблемы в состоянии здоровья, возможно ухудшение здоровья в процессе обучения.

Нет смысла в определении готовности к школе за неделю до первого сентября. Так как упущено время что-то исправить и подтянуть. Лучше это сделать примерно за год до школы. Обследование должен проводить специалист (это может быть врач-психоневролог, психолог).

Правило № 12. Готовьте ребенка к школе правильно

Возможно, вы решили заняться подготовкой на пороге оставшегося до школы года. Вы провели медицинское обследование, выяснили, что у ребенка нет хронических заболеваний. Вы находите важным следовать основным условиям физического развития ребенка – рациональное питание, режим дня, сон, прогулки на воздухе.

Ваш ребенок не только достаточно двигается (бегает, прыгает, играет), но и выполняет специальный комплекс утренней гимнастики, закаляется. Он владеет основными гигиеническими навыками. Если что-то упущено, то еще есть время все исправить.

Как правило, в этом возрасте детям свойственно любопытство и наблюдательность. Когда ребенок задает много вопросов, то нельзя отмахиваться от них, иначе, если вы не ответите раз, два – ребенок замкнется и перестанет спрашивать.

Постарайтесь найти время – ответить на вопросы малыша и дать ему какое-нибудь задание. Так, в осенний день вы собираетесь в парк. Попросите малыша понаблюдать, что изменилось там с лета. Обратите внимание на конкретные детали в наблюдениях малыша, например, деревья, листва, небо, как одеты люди, есть ли насекомые и т. д. И обязательно выслушайте потом рассказ, если ребенок затрудняется, задайте наводящие вопросы, похвалите. Так будет накапливаться опыт наблюдения и анализа. Одновременно будут расширяться знания ребенка об окружающем мире, обогащается словарный запас. Иногда, спрашивая ребенка о том, что интересного происходит на прогулке с мамой, он отвечает: «Ни чего. Она мне только замечания делает – не ходи, не трогай, не лезь». Как вы думаете, есть польза в такой прогулке? Безусловно, подышать свежим воздухом, да и подвигаться вам удалось, да и только. Но ведь взрослый мог бы поделиться знаниями об окружающем мире, своими впечатлениями, а это так важно для развития ребенка.

Итак, больше рассказывайте детям, а затем спрашивайте их, учите правильно и четко произносить слова, расширяйте словарный запас. Если вы видите, что речь вашего ребенка развита слабо, беден словарный запас, строй предложения нарушен, и ребенок с трудом различает звуки, нужно постараться больше общаться с ним. Например, когда варите борщ, опишите, как вы это делаете подробно, предложите ребенку рассказать папе, как мама готовит.

Дети любят рифмовать, придумывать новые слова и играть «в слова». Взрослым необходимо пояснять значения незнакомых и сложных слов, которые дети чаще узнают из книг или из телевизора.

Дошкольники с 6-лет уже, как правило, умеют определять положение предметов на плоскости, знают слова, обозначающие их местоположение. Ребенок должен знать значения слов: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед. Проверить эти знания ребенка можно в игре, например, положите фигурку на стол, под книгу, на кровать, перед машинкой – попросите описать, где она находится. Если малыш что-то путает, спокойно объясните, если систематически играть с ребенком, то эти понятия закрепляются. Кроме того, необходимо уметь различать и называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), уметь сравнивать предметы по величине (больший, меньший), различать по цвету. Тренировку этих навыков можно вести в обыденной жизни. Часто, малыши любят помогать маме на кухне, убирают вымытую посуду, накрывают на стол, расставляют посуду к обеду. Здесь можно и спросить: что такое посуда, продукты, мебель? Вот и можно потренироваться в определении ее местоположения (большая тарелка в середине, мелкая тарелка впереди большой, вилка слева, нож справа и т. п.), посчитать количество предметов, определить их форму (тарелка круглая, тумба прямоугольная и т. д.). Следите за тем насколько правильно употребляет и произносит слова ребенок.

Обсудите, почему так называется: сахарница, мыльница, вешалка… Поговорите об овощах, фруктах: попросите отложить 4 свеклы, 3 моркови и 2 луковицы, попробуйте их посчитать, а потом разберитесь, какого они цвета.

Вы собрались приготовить кашу, отмерили нужную вам меру крупы – появился повод объяснить ребенку, что изменится, если возьмем две больших чашки или пять маленьких. Такие занятия можно проводить и с водой, да с чем угодно, дети любят экспериментировать, важно, чтобы и у вас было желание. Лучше, если при этом вы малыша будете больше спрашивать, а сами будете говорить только основное. Детям нравится, когда их спрашивают, как взрослых: «Как ты думаешь…», «Чтобы это значило…», «Интересно, какое твое мнение?..»

Если вы идете в магазин за продуктами, то это прекрасный повод рассказать о том, что такое продукты: молочные, колбасы, крупы и т. д. Сегодня у вас поездка на дачу – вот способ рассказать об овощах и фруктах, посмотреть, как и где они растут, попросить рассмотреть и найти сходства и различия, например, моркови и свеклы, укропа и петрушки. Хорошо, когда рассказ сочетается с действиями; пусть малыш сам выкопает морковку, сорвет огурец и т. п., оказывается действия с предметом, тактильные ощущения помогают лучше усвоить информацию.

Сейчас в продаже есть разнообразные альбомы для раскрашивания. Там овощи и фрукты, цветы и птицы, домашние и дикие животные, и многое другое. Их можно использовать для упражнений, помогающих ребенку научиться классифицировать и обобщать предметы, находить их сходство и различия. Если сделать карточки (одежда, обувь, фрукты, ягоды, домашние и дикие животные и т. д.), то потом можно поиграть: «Выбери предметы, которые похожи и имеют одинаковые признаки?», а потом «Назови группу предметов одним словом?». Хотя, вариантов игры может быть много; главное фантазируйте – возможно, ребенок сам подскажет один из вариантов игры