Вы здесь

Как подготовить бизнес-план. Советы начинающему предпринимателю. Модуль 1. Предприниматель как основатель бизнеса (Надежда Котельникова, 2018)


Читайте книгу и поймете как не потерять вложения в бизнес.


К написанию книги меня подтолкнули собственные дети, которые ещё учась в институте, пожелали открыть свой небольшой бизнес. Пришлось выступить инвестором. Я много лет занималась практикой финансового консультирования уже состоявшихся предпринимателей, бизнес которых в основном находился на стадии роста или зрелости. Опыт создания бизнеса был только мой собственный, как партнера консалтинговой компании. Но открытие консалтингового бизнеса было основано на знаниях и не требовало серьезных финансовых вложений. А вот в бизнес детей пришлось вложить свои накопления. Пришлось выступить не только инвестором, но и консультантом, чтобы вернуть деньги.

Как-то незаметно появились клиенты – начинающие предприниматели. Пришло понимание, каких именно знаний не хватает желающим открыть свой бизнес. Также за советом стали обращаться люди, которые при открытии своего первого дела ничего не просчитывали, и зарабатывали благодаря удачному стечению обстоятельств: низкой конкуренции при высоком спросе на их товар (работу, услугу). Но высокая конкуренция и насыщение потребителей заставляют предпринимателей делать расчеты. Особенно, если для открытия бизнеса требуется значительная сумма денег. Тогда стоит заранее просчитать целесообразность вложений во избежание нервного срыва от потери капитала или необходимости отдавать последнее кредиторам, у которых взяли деньги.

Основываясь на вопросах практики консультирования, разбила книгу на семь модулей. В каждом модуле приведены: цели, ключевые термины, список рекомендуемой литературы, содержательный текст и вопросы для самопроверки.

Цели модуля, позволят понять, чему сможете научиться после изучения темы.

Ключевые термины овладеть бизнес-терминологией.

Прочитав книги из списка рекомендуемой литературы, изучите опыт других людей и, возможно, используете его в своем бизнесе.

Постарайтесь обдумать ответы на вопросы после каждого модуля, применить их к бизнес идеи.

Вероятнее всего, Вам необходимо подготовить бизнес план, чтобы убедить инвесторов в целесообразности вложений денег в свой бизнес. Изучение тем модуля, позволить выполнить задания в конце книги. Выполняя задания, Вы сможете оценить целесообразность реализации бизнес идеи и составить бизнес план для себя, инвесторов и кредиторов.


Полезного прочтения, искренне Ваша Надежда Котельникова..

Модуль 1. Предприниматель как основатель бизнеса


Не бойтесь делать то, что не умеете. Помните, ковчег построил любитель, – профессионалы построили Титаник. – Дэйв Бери, американский публицист


Цели модуля

В ходе изучения модуля Вы:

– поймете, что значит заниматься бизнесом;

– научитесь проводить экспресс оценку привлекательности бизнес идеи с точки зрения рынка и финансов;

–познакомитесь с типичными ошибками, которые совершает начинающий предприниматель.

После изучения модуля Вы научитесь:

– выбирать способ открытия бизнеса;

– проводить экспресс оценку привлекательности бизнес идеи;

– правильно выбирать название для нового бизнеса.


Ключевые термины модуля

Предприятие – самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Организация – группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Экономика предприятия – система знаний, связанных с процессом разработки и принятия управленческих решений в ходе деятельности предприятия.

Бизнес – взаимосвязанный комплекс деятельности и активов, осуществляемый и управляемый в целях обеспечения дохода инвестора или других экономических выгод лицами, определяющими политику организации.

Предпринимательство – инициативная экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств, на свой риск и под свою ответственность, ставящая главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Предприниматель – субъект рыночных отношений, действующий на свой риск в целях получения прибыли.

Прибыль – финансовый результат деятельности предприятия. Прибыль рассчитывается как разница между заработанными доходами и понесенными расходами бизнеса за определенный период времени.

Франчайзинг (франшиза) – это способ сотрудничества, когда одна сторона передает другой право на определённый вид бизнеса, технологии, бизнес-модель и товарные знаки.

Паушальный взнос – это стоимость франшизы, которая платиться владельцу франшизы за то, что он дает право предпринимателю работать под своим товарными знаками, по своим технологиям, со своими товарами.

Роялти – это регулярный, чаще ежемесячный платеж владельцу франшизы.

Коммерческая концессия – это название франчайзинга в Российском законодательстве. Договор коммерческой концессии – документ, который подлежит обязательной государственной регистрации.


Рекомендуемая литература

1) Кавасаки Г. Стартап: 11 мастер–классов от экс-евангелиста Apple и самого дерзкого венчурного капиталиста Кремниевой долины/ пер. с англ., – М.: ООО «Юнайтед пресс», 2010. – 254 стр.

2) Кампрад И. Есть идея!: История ИКЕА /Ингвар Кампрад, Бертил Торекуль; Пер. с англ. – М.: Альпина Пблишер, 2013. – 293 с.

3) Кордок Р.П. Апгрейт мышления: Взгляд на бизнес с высоты 10 000 метров/ Пер. С англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2006. – 155 с .

4) Крок Р. McDonald's. Как создавалась империя /Рэй Крок, Роберт Андерсон; Пер. с англ. – М.: Альпина Пблишер, 2016. – 260 с.

5) Мацусита К. Миссия бизнеса/ Коносуке Мацусита; пер. с англ. – М.:Альпина Паблишерз, 2010. – 193 с.

6) Найт Ф. Продавец обуви. История компании Nike, рассказанная ее основателем / Фил Найт; Пер. с англ. – М.: Эксмо, 2017. –512 с.

7) Трамп Д. Мысли по-крупному и не тормози!/ Дональд Трамп при участии Билла Занкера; Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Бук, 2008. – 310 с.

8) Уолтон С. Как я создал Walmart /Сэм Уолтон; Пер. с англ. М.: Альпина Пблишер, 2016. – 224 с.

9) Шульц Г. Как чашка за чашкой строилась Sturbucks /Говард Шульц, Дори Джонс Йенг; Пер. с англ. – 4-е изд. – М.: Альпина Пблишер, 2016. – 284 с.

10) Эш, Мэри Кэй Mary Kay@: путь к успеху / Мэри Кэй Эш; пер. с англ. – 2-е изд. – М.:Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 256 с.

1.1 Что значит быть предпринимателем?


Мысль об открытии собственного бизнеса посещает многих людей. Возможность стать владельцем собственного бизнеса кажется более привлекательной, чем перспектива работать наемным работником. Как правило, люди при открытии собственного дела хотят:

– зарабатывать больше, чем они могли бы получать наемным работником;

– получить возможность работать на себя;

– не испытывать давление начальства;

– получить возможность самостоятельно принимать решения;

– получить возможность эффективно использовать свои умения и навыки;

– получить возможность самостоятельно планировать свое время.

Открытие собственного бизнеса требует от предпринимателя:

– прежде всего, организованности, которая выражается в умении планировать свое время и время других;

– финансовой дисциплины;

– умения сплачивать команду, так как доход предпринимателя в бизнесе напрямую зависит от того насколько эффективно работают его партнеры и наемный персонал;

– выносливости и отменного здоровья;

– склонности к риску;

– умения предвидеть ситуацию, а чтобы быть успешным предпринимателем важно быть на шаг впереди рынка.

Владельцу собственного бизнеса на первоначальном этапе потребуется овладеть самыми разными навыками:

продавца – убеждать покупателей приобретать товары и услуги у вас, а не у конкурентов;

снабженца – работать с поставщиками, чтобы те не подводили со сроками и давали самые хорошие цены;

маркетолога /SMM (Social Media Marketing) менеджера – чтобы организовать продвижение товара на рынок и привлечь внимание к продукту через социальные сети;

бухгалтера – чтобы самому вести налоговый и управленческий учет и не тратить деньги;

руководителя – предприниматель должен добиться, чтобы его команда работала эффективно.

По мере развития бизнеса предприниматель сможет нанять на работу специалистов профессионалов. И тогда на первое место выступить навык предпринимателя как организатора и руководителя.

Перед открытием собственного бизнеса рекомендуется составить перечень преимуществ и недостатков работы: на себя, на государственном предприятии, на другого предпринимателя или частную организацию. Сравнение следует провести по следующим параметрам: оплата труда, оплата больничных листов, отпуск, пенсия, независимость и гарантия работы. Следует учесть, что свой бизнес – это ответственность круглые сутки. Предприниматель несет ответственность как перед партнерами, которых он вовлек в бизнес, так и инвесторами, у которых он взял деньги.

Бизнес требует постоянного внимания в любое время суток, поэтому предпринимателю требуется поддержка других, например, семьи или друзей. Прежде чем принниять окончательное решение об открытии бизнеса необходимо посоветоваться с близкими людьми и обсудить возможные последствия решения об открытии своего дела. Близким предпринимателя необходимо ясно представлять, что его(её) внимание на первоначальном этапе будет полностью сосредоточено на бизнесе, и скорее всего в бизнес будут вкладываться семейные деньги. На практике предприниматель часто становится рабом своего бизнеса: работает по 12-14 часов в сутки, зарабатывает не так уж много, почти не тратит время на себя и т.п. Но если все правильно организовать бизнес, то со временем действительно можно иметь хороший доход и свободное время. Изучение материала этой книги и применение его на практике поможет Вам избежать ряда ошибок и потери капитала на этапе становления бизнеса.

1.2 Экспресс обоснование предпринимательской идеи


Перед тем как отрывать бизнес, предпринимателю следует провести экспертную оценку идеи. Бизнес идею следует оценить с точки зрения:

востребованности продукта (работы, услуги), которые предприниматель собирается предложить рынку. Следует ответить на вопрос, почему потребители будут приобретать товар именно у вновь открывшегося предприятия, а не у конкурентов. Необходимо оценить емкостью рынка – возможный объем реализации товара при определенном уровне цен;

технической осуществимости реализации бизнес идеи. Необходимо оценить, можно ли технически создать продукт готовый к продаже. А также оценить доступность ресурсов, необходимые для создания продукта (работы, услуги);

серьезности намерения предпринимателя заниматься данным видом бизнеса;

способности предпринимателя создавать продукт и продавать его. Необходимо понимать, каким образом будет создаваться продукт и как его продавать. Для этого необходимо четко представлять себе механизм функционирования бизнеса (подробнее в модуле 3);

затрат, связанных с открытием бизнеса. Следует составить детальный план вложений в бизнес. Рассчитать календарный план реализации проекта. Информация о том, как рассчитать бюджет вложений на открытие бизнеса, выбрать источники его финансирования представлена в модуле 4;

прибыли, которую предприниматель сможет заработать. Для этого необходимо рассчитать предполагаемый доход от реализации продукта (работы, услуги) и текущие затраты на его создание. Также следует рассчитать срок окупаемости вложений в бизнес и оценить риски, связанные с открытием и функционированием бизнеса (подробно информация представлена в модуле 5).

При открытии бизнеса важно понимать, когда предприниматель начнет зарабатывать деньги. Как правило, от идеи до получения прибыли проходят следующие шаги:

1. Возникновение идеи.

2. Экспертная оценка бизнес идеи.

3. Привлечение денежных средств (поиск партнеров, инвесторов, кредиторов).

4. Приобретение ресурсов необходимых для открытия бизнеса.

5. Создание продукта (работы, услуги).

6. Вывод продукта (работы, услуги) на рынок.

7. Регистрация бизнеса, выбор организационной формы и режима налогообложения.

8. Ведение операционной деятельности бизнеса. На этом этапе предприниматель начинает зарабатывать прибыль от своего проекта.

При открытии бизнеса и выводе продукта (работы, услуги) на рынок надо учитывать жизненный цикл продукта. Жизненный цикл товара (продукта, работы, услуги) – время с момента первоначального появления товара на рынке до прекращения его реализации на том же рынке. Спрос на каждый продукт существует на рынке только определенное время. Потом вытесняется другим, более совершенным продуктом. Чтобы постоянно зарабатывать, предпринимателю необходимо постоянно выводить на рынок новые товары (продукты, работы, услуги). Ниже приведена краткая характеристика этапов жизненного цикла продукта:

Этап 1. Вывод товара на рынок. Этап характеризуется очень высокой степенью неопределенности результатов, поскольку заранее трудно определить будет ли иметь успех новый товар. Предприниматель должен активно информировать потребителей о новом товаре. На этом этапе как правило высокие затраты на производство и продвижение товара не компенсируются заработанной выручкой. Прибыли на данном этапе нет.

Этап 2. Рост объемов продаж. Характеризуется быстрым развитием продаж. Если товар (продукт, работы, услуги) оказались востребованными рынком наступает рост объемов продаж. Чтобы удовлетворить растущий спрос предпринимателю требуется больше денег для производства или закупки товара. Затраты бизнеса часто не компенсируются заработанной выручкой.

Этап 3. Достижение максимального объема продаж. Этап характеризуется получением прибыли от продаж данного товара на данном рынке. Важно контролировать и не допускать роста затрат, связанных с производством, закупкой, продвижением товара. Стабилизация продаж может быть сигналом к тому, что надо либо расширять товарный ассортимент, либо выходить на новые рынки.

Этап 4. Неуклонное снижение объема продаж. Здесь важно вовремя сократить объемы вложений в товар (продукт, работу, услуги) и постепенно заменять товар новым продуктом либо диверсифицировать бизнес в другое направление.

При оценке бизнес идеи надо помнить, что никто в мире не начинал свой бизнес, уже изначально имея все необходимые навыки и знания. Лучшим учителем является практика, которая научит извлекать уроки из своих ошибок и постоянно совершенствоваться.

1.3 Способы открытия бизнеса: самостоятельно или по франшизе


Ниже приведены способы открытия бизнеса.

Первый – изобретение и вывод на рынок инновационного продукта. Например, как IPhone в свое время. Такие продукты ожидаемы потребителями. Но чтобы завоевать рынок предпринимателю требуются значительные инвестиции для запуска масштабного производства и формирования сети продаж. Ключевым фактором, успеха здесь является умение предпринимателя продавать товар. Иногда требуется умение привлекать деньги инвесторов в свой проект.

Второй – вывод на рынок аналога уже существующего продукта. Источниками бизнес идей – могут служить, хобби, предыдущее место работы, просто наблюдения за рынком, неудовлетворенность спроса определенным продуктом в регионе.

Например, в 1992 году двум предпринимателям: Любимцеву Вадиму и Шутову Павлу, пришла идея организовать в Новосибирске продажу мороженого с лотков на улицах города. Идея имела успех, так как в то время в городе наблюдался дефицит этого продукта, и не было специализированной торговли мороженым. Впоследствие продажа мороженого с лотков выросла до уровня крупного бизнеса «Инмарко». Подробнее о создании этой и других компаний можете познакомиться на сайте brandpedia.

Третий способ открытия бизнеса – по франшизе. На первый взгляд это самый простой и безопасный способ. Ведь проще взять то что удачно реализовано в другом регионе или стране, что уже апробировано и приносит там доход и реализовать у себя. Риск потери вложений снижается по сравнению с двумя первыми способами. Но не всегда то что реализовано где-то получается удачно скопировать. В реальной жизни все компании получаются разными. Компании разные потому, что работают на разных рынках, даже если они работают в одной сфере деятельности. Компании разные, потому что у них разные системы ценностей, этапы жизненного цикла, опыт и цели собственников, стиль управления и окружающая внешняя среды. Поэтому решение одной и той же ситуации может быть разным в компаниях одинакового размера и отрасли и рынка, но разной организационной культуры или связей с органами власти и т.д. А все решения в компании прямо или косвенно влияют на прибыль. Поэтому, несмотря на то, что вместе с франшизой предпринимателю предоставляют способ создания продукта и технологию его продажи под единым брендом, предприятие предпринимателя будет отличаться от предприятия франчайзера. Приобретение франшизы имеет свои плюсы и минусы.

Плюсы:

– использование уже раскрученного товарного знака. Предпринимателю не придеться вкладывать огромные деньги в рекламу, потому что усилия на раскрутку бренда уже приложены франчайзером. Следует отметить, что этот плюс проявляется, когда приобретена франшиза именно раскрученного бренда;

– предпринимателю понятен механизм функционирования бизнеса, бизнес-модель;

– предпринимателю понятно кто может быть клиентом, кто и почему будет покупать продукт;

– хорошие франчайзеры не бросают своих партнеров на произвол судьбы, а проводят им обучение, предоставляют эффективные способы построения бизнеса и советы в плане использования своих нововведений. Это помогает научиться и набраться опыта от профессионалов, вместо того, чтобы учиться на своих ошибках;

– контрагенты и поставщики, с которыми придётся взаимодействовать также гарантированы франчайзером, не нужно заниматься поиском поставщика того или иного товара, ингредиента, остерегаться сделки с фирмой-однодневкой.

Таким образом, при помощи франчайзинга предприниматель сможет инвестировать свои силы и средства в уже успешный бизнес, получать багаж бесценного опыта, узнаваемый бренд, уже налаженные связи и сформированную репутацию. То есть, получать конкурентные преимущества на рынке уже с первых дней работы.

Минусы:

– при покупке франшизы следует уплатить значительный паушальный взнос и затем выплачивать ежемесячные роялти;

– придеться следовать бизнес-модели франчайзера, собственные идеи придётся оставить. То есть основным из недостатков является ограничения на свободу деятельности, установленные франчайзером;

– франчайзеры могут обязывать закупать продукцию у конкретных контрагентов, которые могут её поставлять по завышенным ценам;

– франчайзер может применять ограничения по выходу из франчайзинговой системы, путем заключения договора концессии. И указать в договоре запрет на открытие организаций в данной сфере деятельности в течение какого-нибудь периода. Тем самым, франчайзер пытается обезопасить себя от прямого конкурента.






Предположим, взвесив все «за» и «против», предприниматель делает первый шаг на пути к созданию бизнеса по франшизе. В первую очередь, должен определиться со сферой деятельности и оценить эту деятельность в том регионе, где собирается открыть бизнес. Большая часть успеха будет зависеть от подобранной команды, в ряде случаев от выбранного месторасположения бизнеса. Далее следует определиться с франчайзером. Обязательно следует ознакомиться с документами франчайзера. Проверить все юридические документы, документы на регистрацию товарного знака, уточнить какие права на него будут переданы по договору концессии. Ниже приведены основные моменты, которые должен содержать договор концессии между франчайзером и предпринимателем:

предмет договора (франшиза);

срок заключения договора. Если срок не указан, то договор считается заключенным на 5 лет. Срок действия договора не может превышать срока действия предоставленного права на товарный знак.

права и обязанности обеих сторон. В договоре должен быть полный перечень прав, предоставляемых предпринимателю и система поддержки его бизнеса;

размер паушального взноса и что в него входит;

порядок расчета и уплаты роялти;

ограничения деятельности предпринимателя. Франчайзер может обязывать предпринимателя реализовывать продукцию (работы или услуги) по установленным правообладателем товарного знака ценам. А также ограничивать территории, на которых предприниматель может продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги.

условия прекращения договора.

Заключенный договор концессии между правообладателем товарного знака и предпринимателем подлежит регистрации в Роспатенте.

1.4 Выбор названия бизнеса и регистрация торговой марки


Если предприниматель желает, чтобы бизнес был узнаваем на рынке, важно правильно выбрать название. Название бизнеса или создаваемого бренда должно быть:

– лаконичным, простым;

– легким для восприятия на слух и запоминающимся;

– легким для визуального восприятия. Название должно быть читаемым с первого взгляда;

– легко произносимым. Труднопроизносимыми считаются бренды, в которых три или четыре согласные буквы идут друг за другом;

– незанято на рынке, то есть при выборе названия бренда нельзя нарушать чужие права.

Прежде чем дать название бизнесу, стоит проверить, не попадёт ли он под действие чужих товарных знаков. Закон запрещает использовать названия, которые совпадают с уже зарегистрированными товарными знаками. Кроме того, следует избегать названий, которые совпадают не полностью, но покупатель может решить, что всё это – продукт одной фирмы (Kenzo – Enzo, Lancome – Loncame). Их могут признать сходными, что считается незаконным использованием чужого товарного знака. За незаконное использование чужого товарного знака грозит ответственностьэ

Административная ответственность (статья №14.10 КоАП РФ). Административный штраф в размере пятикратной стоимости контрафактных товаров и их конфискация;

Гражданско-правовая ответственность (статьи № 1515 и № 1537 ГК РФ), компенсация до 5 миллионов рублей или в размере двукратной стоимости контрафактных товаров;

Уголовная ответственность (статья №-180 УК РФ), лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом до 500 тысяч рублей.

Разберем понятие товарного знака, торговой марки и бренда. Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Свидетельством на товарный знак признается исключительное право на зарегистрированный товарный знак. ГК РФ Глава 76. Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий. Товарный знак регистрируется на 10 лет. Далее можно неограниченное количество раз продлевать действие товарного знака. Товарный знак РФ действует только на территории РФ. С одной стороны, китайские производители смогут производить на своей территории товары с логотипом, зарегистрированным в РФ, с другой стороны, они не смогут ввозить эти товары на территорию РФ.

«Торговая марка» в деловом обороте имеет похожий смысл с товарным знаком, но в Гражданском Кодексе РФ ни разу не упоминается, поэтому с юридической точки зрения применять этот термин не совсем корректно.

Бренд – это логотип + репутация + узнаваемость + впечатления + ассоциации. Как бренд связан с товарным знаком? Товарный знак можно назвать юридической стороной бренда. Бренду нужна защита, её и обеспечивает товарный знак.

Можно выбрать названия уже зарегистрированных товарных знаков в случае если:

– товарные знаки, зарегистрированные в других странах. Если предприниматель не планирует вести бизнес за границей, то он может проверять только товарные знаки, зарегистрированные в РФ.

– товарные знаки товаров или услуг, никак не связанных с видом деятельности предпринимателя. Если товарный знак, который полностью совпадает с названием бренда предпринимателя, но зарегистрирован для продажи обуви, а предприниматель рзрабатывает веб-сайты, угроза отсутствует;

– товарные знаки, которые зарегистрировали более 10 лет назад и не продлили. Если права на товарный знак не продлили, его правовая охрана прекращается.

Предпринимателю следует проверить, не используется ли кем-то уже товарный знак. Следовать можно нижеприведенным этапам поиска и анализа товарных знаков.

Этап 1. Поиск зарегистрированных товарных знаков. Все зарегистрированные в России товарные знаки содержатся в базах Роспатента, поиск по которым является платным. Но некоторые сервисы собирают информацию и дают к ней бесплатный доступ, например, onlinepatent. Предпринимателю необходимо сформулируйте поисковые запросы следующим образом:

искать каждое слово отдельно, если название состоит из нескольких слов;

использовать поисковые маски: запрашивать «дом», если в названии есть слово «домашний»;

проверять синонимы, похожие слова и перевод на английский язык (пятёрочка – пятачок, дом – home, aribolt – oribold).

Поиск займет много времени, то зато появится шанс не пропустить схожие названия.

Этап 2: Анализ найденных товарных знаков. При анализе найденных названий необходимо:

создать выборку из идентичных и похожих товарных знаков;

исключить из выборки те знаки, срок действия которых не истёк и которые пересекаются с вашей деятельностью. Так как если ваше название и сфера деятельности полностью совпадают с уже зарегистрированным товарным знаком, придётся придумывать другое название;

На практике возникают разные ситуации. Например, предприниматель собирается производить косметику. Имеется чужой товарный знак, зарегистрированный в отношении салонов красоты. Не следует выбирать данное название, так как покупатель может решить, что всё это продукт одной компании, так как крупные салоны иногда выпускают косметику собственных торговых марок. Из-за этого могут признать продукты однородными и решить, что предприниматель незаконно использует чужой товарный знак. Чтобы принять правильное решение в спорных ситуациях, придётся внимательно изучить нормы Роспатента (http://www.rupto.ru/) по определению сходства обозначений и однородности товаров и услуг и поискать похожие ситуации в судебной практике.

После того как предприниматель выбрал название, следует задумать о регистрации своего товарного знака. Стоит зарегистрировать товарный знак, если предприниматель собирается развивать собственный уникальный бренд, желает сделать его узнаваемым, и ему важна репутация создаваемого бизнеса. Зарегистрировать товарный знак могут:

юридические лица (ООО, АО)

физические лица со статусом индивидуального предпринимателя

Ниже приведены основные причины для регистрации товарного знаки в Роспатенте:

Защита от конкурентов. Зарегистрированный в качестве товарного знака бренд предотвратит возможность выпуска контрафакта недобросовестными конкурентами, что в противном случае может привести к потере части рынка и репутации.

Увеличение стоимости бизнеса. Наличие зарегистрированного и раскрученного товарного знака может существенно увеличить рыночную стоимость бизнеса. И соответственно, предприниматель сможет выгодно продать бизнес.

Возможность масштабировать бизнес по франшизе. Товарный знак является необходимым объектом при заключении договора коммерческой концессии.

Защита от недобросовестных партнеров.. Предположим, на начальном этапе бизнеса предприниматель зарегистрировал товарный знак на своё ИП (индивидуальный предприниматель). В дальнейшем при расширении бизнеса, он с партнером организует ООО (общество с ограниченной ответственностью). Предприниматель сможет заключить от лица индивидуального предпринимателя договор концессии. ООО будет перечислять предпринимателю деньги за право использования товарного знака. Тем самым предприниматель совершенно заслужено будет получать доход, а также обезопасит себя от ситуации, когда партнеры захотят «забрать» у него долю в бизнесе. Понятно что если товарный знак к этому моменту раскручен и бренд узнаваемый, то его смена приведет к колоссальной потере дохода.

Оптимизация налогообложения. В рамках закона существуют алгоритмы при участии товарного знака, которые позволяют существенно оптимизировать налогообложение. Например, ИП на упрощенной системе налогообложения и ООО на общей системе налогообложения заключают между собой договор концессии. ООО будет перечислять ИП деньги за право использования товарного знака, тем самым увеличит свои расходы и снизит налогооблагаемую базу. ИП будет платить 6% с полученного дохода. В то время как налог на прибыль организации составляет 20%.

Для регистрации товарного знака предпринимателю необходимо проделать следующие шаги:

– необходимо удостовериться, что у выбранного наименования есть такая юридическая возможность;

– оплатить первую часть пошлин (минимум 14 200 рублей).

– подготовить комплект заявочной документации и отправить его на рассмотрение в Роспатент (Москва);

– пройти процедуру делопроизводства до получения положительного решения;

– оплатить вторую часть пошлин (примерно 16 200 рублей) и получить свидетельство.

По срокам весь процесс регистрации товарного знака займет около 14-18 месяцев. На основании российской заявки можно подать международную заявку с указанием нужных стран, и в каждой из этих стран начнется своя процедура рассмотрения регистрации товарного знака.

Если предпринимателю покажется, что права на его товарный знак кто-то нарушает, то инициатива по ликвидации этого нарушения должна исходить от него, то есть государственные органы не будут самостоятельно отслеживать нарушения. Разберем, что делать предпринимателю, когда он предполагает незаконное использование своего торгового знака:

1) убедиться, что предполагаемый нарушитель действительно использует его торговый знак. Должно быть, тождественное или сходное до степени смешения обозначение товарного знака. Деятельность предполагаемого нарушителя должна быть связана с перечнем товаров и услуг из свидетельства предпринимателя о регистрации торгового знака;

2) зафиксировать факт использования: купить образец продукции, сделать скриншот сайта (можно его заверить у нотариуса) и т.д.;

3) предъявить претензию с требованиями. Это может быть прекращение использования, выплата компенсации или убытков, заключение договора концессии;

4) если не получается договориться, можно обратиться в суд. Но перед обращением обязательно убедиться, что правильно выполнили первые два пункта этого списка.

Отслеживать незаконное использование торгового знака должен его правообладатель. Органы государственной власти не обязаны это делать. Важно понимать, что регистрация товарного знака автоматически не устраняет недобросовестную конкуренцию. Регистрация товарного знака дает законные основания, чтобы бороться с ней.

1.5 Типичные ошибки, которые совершает начинающий предприниматель


Можно выделить типичные ошибки, которые совершает начинающий предприниматель.

Первая. Неумение и/или нежелание считать денежные средства. На этапе осуществления вложений в бизнес важно записывать все расходы. После открытия бизнеса необходимо на постоянной основе контролировать и планировать движение денежных средств.

Вторая. Отсутствие контроля за погашением задолженности клиентов.

Третья. Привлечение кредита без четкого понимания, когда он будет возращен. Нет расчетов сроков окупаемости проекта, прогноза движения денежных средств.

Четвертая. Недопонимание основ маркетинга, неправильно определенный потрет потребителя и канал продаж.

Пятая. Неумение управлять своим временем.

Шестая. Незнание основ бухгалтерского и налогового учета.

Седьмая. Неумение строить финансовые взаимоотношения с партнерами по бизнесу и наемным персоналом. С партнерами по бизнесу необходимо договориться о делении обязанностей и прибыли (подробнее в модуль 4, тема 4). Наемные работники должны понимать за выполнение каких обязанностей они получают заработную плату. Механизм начисления и выплаты заработной платы должен быть понятен и предпринимателю и работнику.

Восьмая. Отсутствие понимание того факта, что главным активом бизнеса являются люди. Важно понимать следующую взаимосвязь:






Открывать бизнес имеет смысл только когда предприниматель уверен, что благодаря объединению людей для работы в бизнесе будет достигнут синергетический эффект. Достижение синергетического эффекта в бизнесе проявляется в том что объединение людей позволяет получить больший результат по сравнению с тем, если бы они действовали по отдельности. Синергетический эффект будет достигнут только благодаря грамотному управлению людьми.


Вопросы для самопроверки

1) Что хотят достичь люди при открытии собственного бизнеса?

2) Какими навыками должен обладать предприниматель?

3) По каким параметрам следует оценивать бизнес идею?

4) Какие преимущества и недостатки открытия бизнеса по франшизе вы можете назвать?

5) На что необходимо обратить внимание при заключении договора франшизы?

6) В какой момент времени предприниматель начинает зарабатывать прибыль?

7) Какие типичные ошибки совершает начинающий предприниматель?