Вы здесь

Как подготовиться и вести себя при проверках. Что от вас скрывают проверяющие органы. 2. Общие принципы поведения предпринимателей при проверке (Н. В. Химич, 2015)

2. Общие принципы поведения предпринимателей при проверке

2.1 Установление личности проверяющих и объём их полномочий

Вежливым и корректным предложением: «Пожалуйста, предъявите ваши документы» можно сразу задать нужный тон работе проверяющих. Подобная просьба действует отрезвляюще, дает сигнал чиновнику, что он не самый главный и тоже должен отчитываться. Если же документов вам не предъявляют, то можно смело отказать в проведении проверки. Состава правонарушения это не образует, поскольку у вас нет точного представления о правовом статусе пришедшего лица.

Что нужно делать обязательно:

● Зафиксируйте, запишите, если есть возможность – сделайте ксерокс, предъявленных документов.

● В процессе общения старайтесь быть немногословными и избегайте конфликтов.

● Никогда ничего не подписывайте, не прочитав.

● Если прочли и не согласны с прочитанным не подписывайте, пока не будут внесены исправления.

● Перед тем, как что-либо подписать, обязательно поставьте прочерки в незаполненных графах.




Решение о проведении выездной налоговой проверки, которое также нужно потребовать у инспекторов, должно содержать следующие сведения:

1. полное и сокращенное наименования либо фамилию имя отчество налогоплательщика;

2. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3. периоды, за которые проводится проверка;

4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.


Нередко в решении о проведении проверки указаны одни должностные лица, которым поручено проведение мероприятий налогового контроля, а выполняют их совершенно другие. В этом случае документ, оформленный не указанным в решении о проведении налоговой проверки лицом, не может быть положен в основу доказательств вины налогоплательщика.

В соответствии со статьей 89 Налогового кодекса выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Но проверяемый вправе заявить об отсутствии возможности проведения проверки в своем помещении. Главное – хорошо мотивировать такую просьбу (она удовлетворяется лишь в крайних случаях).

2.2 Отмечайте ошибки сотрудников ФНС

Изучайте и сопоставляйте промежуточные акты налоговой проверки, записывайте упущения сотрудников ФНС. Например, если Вас решили проверить только по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, работники инспекции не имеют права проверять правильность учета по единому социальному налогу.

Незаконны также требования предоставлении документов, дачи разъяснений, опросы и прочие мероприятия налогового контроля, которые явно не имеют отношения к цели проверки. Они могут быть обжалованы на более высоком уровне (руководитель, Управление Федеральной налоговой службы по субъекту РФ, Арбитражный суд) с большой вероятностью успеха.

Помните также, что сотрудники ФНС могут проверить только последние три календарных года деятельности налогоплательщика согласна статье 87 НК РФ. Если проверяющие требуют документы по другим периодам (и это не указано в решении о проверке), их действия незаконны и подлежат обжалованию.

2.3 Собирайте козыри, но не спешите их выдавать

В редких случаях ошибочные действия и процессуальные решения сотрудников налоговых органов нужно обжаловать сразу. Лучше придержите их в качестве козыря на случай разбирательства в более серьезной инстанции. Идеальный вариант – замечать их, но не помогать чиновникам в устранении собственных ошибок. Можно посоветоваться с бухгалтером и юристом по поводу возможности их использования при защите. Вполне вероятно, что в совокупности при достаточном обосновании (например, незаконное получение документов ненадлежащим должностным лицам) обжалование может помочь налогоплательщику достигнуть нужного результата.