Первая ступень: Откуда берется неуверенность
Есть люди, у которых всё всегда получается, за что бы они ни брались. А есть другие, их тоже немало. Часто их называют неудачниками, потому что им везёт так редко, что они заранее перед любым делом или начинанием говорят о его провале. И поэтому могут даже отказаться от попытки сделать что-либо значительное самостоятельно. Ошибаются те, кто думает, что низкая самооценка свойственна только детскому или подростковому возрасту. Это мнение, видимо, сложилось потому, что корни его действительно чаще всего уходят в семью, в детство. Но, вырастая, многие так и не смогли научиться верить в свои силы, в свой успех, в правильность действий и потому продолжают идти по жизни с ярлыком неудачника. Откуда берется неуверенность? На этот вопрос ответить можно очень коротко: прежде всего, из-за низкой самооценки.
Самооценка – это оценка человеком самого себя, то есть своих качеств, возможностей, способностей, своих поступков. Самооценка может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Если человек способен чётко для себя осознать, что есть области, в которых он может достигнуть успеха, добиться желаемых результатов, но при этом существуют и такие сферы человеческой деятельности, где его способностей явно недостаточно, то в этом случае можно говорить о зрелости данной личности и адекватности её самооценки. Но если человеку кажется, что в мире нет людей, которым он был бы нужен, нет дела, которым он мог бы с успехом заниматься, что ему в жизни уготовано лишь смотреть, как процветают другие, то перед нами типичный пример личности с крайне заниженной самооценкой. Скорее всего, подобные люди уже давно смирились с таким представлением о себе. И если они слышат очередное нелестное высказывание в свой адрес, то относятся к этому как к естественному положению вещей, а одобрение, похвалу воспринимают как нечаянный подарок судьбы, от них совершенно не зависящий.
Самооценка влияет на все стороны человеческой жизни. Сюда относятся и эмоциональное самочувствие, и отношение с окружающими, и развитие творческих способностей, и удовлетворённость работой, учёбой, в конечном счёте – жизнью.
Из чего состоит и от чего зависит наше мнение о себе? Во-первых, от успеха или неуспеха наших действий; во-вторых, от отношения дорогих для нас людей к нам; и, в-третьих, от того, насколько адекватно мы можем оценить свои достижения и отношение к нам окружающих. Все эти составляющие самооценки взаимосвязаны, и как только одна из них «западает», нам сразу становится трудно, жизнь превращается в череду сплошных неприятностей и неудач.
Формирование низкой самооценки, безусловно, в первую очередь связано с условиями, в которых протекало детство, с определённым типом семейного воспитания. Суть его заключается в том, что родители, предъявляя к ребенку очень высокие требования, ставят его в жёсткие условия и постоянно указывают на его недостатки, промахи, просчёты, неудачи. Такая позиция близких ребёнку людей может иметь самую разную внутреннюю мотивацию, но в одном они едины – в убеждённости, что всё это делается во благо своего любимого дитяти. Они искренне убеждены, что только так, не допуская ни одного промаха, ни одной ошибки, можно стать добросовестным, ответственным, трудолюбивым человеком. Боясь, что ребёнок может зазнаться, родители связывают его успехи со случайностью, зато неудачи, по их мнению, происходят из-за его неумелости, глупости, неловкости. Ребёнок, для которого авторитет родителей очень высок, принимает это как истину и свыкается с нею.
Для неверия в себя могут быть и другие причины: например, то, что в психологии называется «принудительной скромностью». В этом случае низкая самооценка, бросающаяся в глаза, таит за собой высокие и необоснованные притязания. Конфликт скромности и высоких притязаний – это, к сожалению, тоже результат воспитания. Требуя от ребёнка всё по высшей планке, родители в то же время очень пессимистично оценивают его возможности. Эта двойственная противоречивая позиция не видна родителям, они не осмысливают её последствий. Дочь блестяще защитила реферат, делится своей радостью с матерью, а та скептически замечает, что он мог быть написан и лучше, глубже, основательнее. Раз её так оценили, то видимо, учитель был не настолько сведущ, чтобы заметить пробелы в работе. И возникает парадоксальная ситуация: ребёнок начинает смущаться от своих успехов и достижений, пытается избегать их, потому что они лишают его внутреннего равновесия. Чтобы удержаться в рамках комфортной стабильности, ему легче выбрать низкую самооценку, так как её можно оправдать. Но это только вызывает большее раздражение у родителей. А в глубине души ему хочется быть лучшим вопреки всему…
Поведение людей с такой конфликтной самооценкой можно хорошо увидеть по тому, как они относятся к успехам других. Как их родители обесценивали их собственные успехи, так они стремятся обесценить любыми способами достижения окружающих. Особенно сильно достается тем, кто вызывает у них зависть, с кем они себя сравнивают. Они потихоньку радуются чужим просчётам, ошибкам, неудачам. Люди подобного типа очень странно строят свои отношения с окружающими, выбирая в друзья кого– из успешных, признанных, «звезду». Хотя последний может даже и не подозревать, что он лучший друг для этого человека. Возникает эффект прилипалы, когда притязание на успех реализуется в действиях другого человека, который осмысливается как часть его самого. «Прилипала» получает уверенность, которой лишили его родители своими требованиями и неверием одновременно. Ничего, кроме вреда, от этой дружбы, особенно в подростковом возрасте, быть не может, потому что она закрепляет неверную самооценку и лишает возможности обрести нормальные, полноценные, равноправные отношения с истинными друзьями.
Низкое представление о своих способностях и возможностях может возникнуть у человека, и когда он начинает сравнивать себя с другими людьми из близкого окружения: сверстниками, одногруппниками, коллегами. Человеку кажется, что у него всё хуже, чем у них: и внешность, и таланты, и способности. Хотя в реальности это исключительно субъективное мнение. Сторонний наблюдатель не отметит ничего подобного, даже может найти массу достоинств, потому что он объективен в своих наблюдениях и оценках. Человек же с низкими притязаниями внимателен только к своим недостаткам и слеп к своим достоинствам. Он ведет себя как потерпевший поражение. Это легко увидеть и почувствовать по интонации, движениям, взгляду, осанке. Значит, и другие люди тоже не станут считать его победителем. В ситуации конкуренции, например, когда нужно устроиться на работу, работодатель выберет того из нескольких кандидатов, кто будет вести себя увереннее. И в этом случае даже «красный» диплом и прекрасное резюме могут не помочь.
Похожая ситуация складывается и при выборе партнера. На память приходит история двух школьных друзей-одноклассников, которые влюбились в одну девушку. Один из них учился с ней вместе в университете, другой был студентом технического вуза. Очень много времени они проводили вместе: гуляли по улицам города, ходили в кино. Казалось, что девушка относилась к ним одинаково доброжелательно, с симпатией. Но когда настал момент выбора, то она отдала предпочтение тому, от кого исходила внутренняя сила и уверенность, кто знал, чего он хочет. Закон жизни таков, что женщины любят уверенных в себе мужчин.
К тому же существует много профессий, где уверенность в своих силах – неотъемлемое качество. Никто не захочет иметь дело с нерешительным врачом или спасателем.
Люди, имеющие низкую самооценку, имеют такие черты, как тревожность, страх и неуверенность. Этих людей всегда сильно беспокоит, что подумают о них другие, и заранее готовы к разочарованию и недоверию. Хорошо, что по-настоящему низкая самооценка встречается не так уж часто. У многих неуверенных людей она не низкая, а нестабильная. Это выражается в том, что человек попадает под влияние обстоятельств.
Если же ему удаётся найти поддержку у кого-то из окружающих и увидеть, что всё получается, то ему становится хорошо, и он избавляется от недовольства собой.
Но если такой человек что-то не сумел выполнить из запланированного, не получил желаемого, он чувствует дискомфорт, усиливаются его сомнения в собственных силах, возможностях, и все его страхи снова выходят из «укрытия» и начинают воздействовать на состояние и настроение.
Золотая середина – человек с нормальной самооценкой.
Он адекватно относится к своим достижениям, понимая, что они не случайные, что они стали возможны после приложения его собственных сил.
Такие люди способны реально оценить как свои достоинства, так и недостатки.
Неприятности для таких людей – это не причина для уныния и самобичевания. Когда они случаются, то они просто ищут выход, ставя перед собой посильные цели, соизмеряя свои способности и возможные трудности.
Когда у человека неадекватная самооценка, он не соотносит планируемые результаты и свои возможности, завышая планку. Не получив же намеченного, он буквально заболевает от расстройства.
Но бывают и такие люди, которых неверие в свой успех, лишает возможности самовыражения, социальной активности, обрекая плыть по течению, не пытаясь хоть что-то изменить в жизни.
Спокойствие и уравновешенность – качества уверенной в себе личности. Такой человек живёт, никому ничего не доказывая, хотя, если возникнет необходимость, он даст отпор спокойно и убедительно.
Когда вы встречаетесь с человеком агрессивного поведения, то, скорее всего, он просто хочет казаться уверенным, считая, что агрессивная напористость скроет его уязвимость от других.
Есть ещё одна причина неуверенности человека в себе. Она тоже уходит своими корнями в детство. Причина эта – многочисленные страхи, усвоенные подсознанием и перенесённые во взрослую уже жизнь. Страх перед теми, кто старше, сильнее, опытнее. Чаще всего, это родители, воспитатели, учителя, то есть те, под чьим влиянием протекает детство маленького человека. Он от них зависит, и поэтому приучается бояться их, подлаживаться под их настроение, жить по их указке, иначе может быть хуже. Во взрослой жизни этот опыт, приобретённый в начале пути, может мешать самым неожиданным образом. Привычка жить с оглядкой на кого-то мешает отстоять своё мнение перед руководством, просить достойную зарплату на новом месте работы, совершить поступок, который может быть воспринят неадекватно окружающими. Многие ситуации по сути своей повторяются в течение жизни, и если уже когда-то они вызывали страх, то он тоже повторяется, хотя человек уже повзрослел и должен был бы избавиться от него. «Дрожали коленки», когда ты шёл отвечать к доске, они могут также предательски задрожать, когда пойдёшь на доклад к руководителю или будешь выступать перед большой аудиторией. В подсознании отложился только такой сценарий поведения. Значит, нужно переучивать подсознание.