Вы здесь

Как перестать сражаться со своим ребенком и обрести его близость и любовь. Глава 3. Как помочь ребенку установить здоровые отношения с окружающими (Сьюзен Стиффелман, 2010)

Глава 3

Как помочь ребенку установить здоровые отношения с окружающими

Основой эмоционального благополучия ребенка являются взаимоотношения – их глубочайшая привязанность к матерям, отцам, дедушкам и бабушкам, а также другим близким для них людям.

Манифест о благополучии детей

Дети всегда росли и воспитывались в своем племени или поселении. Они должны были уметь устанавливать прочные контакты со многими взрослыми людьми, включая дядей и тетей, дедушек и бабушек, учителей и старейшин, кто оказывал им любящую поддержку и заботу по мере их взросления.

Если все идет хорошо, то с момента появления ребенка на свет огромное количество взрослых людей принимает самое близкое участие в его жизни. Развитие привязанности между детьми и их родственниками и старейшинами общества происходит естественным путем по мере взросления; между ними возникает близость, позволяющая легко и просто справляться с повседневной задачей воспитания ребенка.

В современном мире дедушки и бабушки, дяди и тети, а также двоюродные братья и сестры ребенка могут жить за тысячи километров от него и лишь изредка появляться на немногочисленных семейных торжествах, сводя к минимуму свое влияние на ребенка и на процесс его взросления. Поэтому привязанность ребенка концентрируется исключительно на двух родителях, а в некоторых случаях – всего на одном. Это не только делает задачу воспитания более тяжелой для родителей, но и лишает ребенка возможности научиться чему-либо или опереться на поддержку других взрослых людей в процессе становления личности.

Более того, если в семье случается развод, ребенок должен принимать в свой мир отчима или мачеху, сводных братьев и сестер и других всевозможных родственников его новой семьи. Показатели развода среди повторных браков еще выше, чем среди первичных, поскольку наличие детей от предыдущих браков может вызывать небывалую напряженность и стресс во взаимоотношениях. Дети в подобных смешанных семьях часто испытывают злость и обиду в адрес новых членов, и столкновения между сводными братьями и сестрами становятся обыденным делом.

Другая категория взрослых, играющих немаловажную роль в жизни ребенка, – это школьные учителя, и, к огромному сожалению, рано или поздно дети всегда сталкиваются с учителем, который им не нравится или которого они боятся. С учетом того, что в жизни современного ребенка не так много взрослых людей, к которым он мог бы выстроить здоровую привязанность, он испытывает огромный дискомфорт от напряженных взаимоотношений с учителем, в чьем присутствии он вынужден проводить по шесть-семь часов в день. И ситуация усугубляется еще больше, если поведение учителя вызывает в ребенке чувство одиночества, стыда или собственной несостоятельности.

Большая семья Джейкоба

Когда я впервые встретила Джейкоба, он был озлобленным девятилетним мальчиком. Его родители, Энни и Дэниел, развелись, когда ему было всего четыре, и Джейкоб изначально жил с мамой и семилетним братом Тедди, а также отчимом Маком, появившимся в их жизни два года назад.

У Мака было тоже двое детей: девятилетняя дочь Бека и двенадцатилетний сын Уилл, которые неделю жили с отцом и мамой Джейкоба, неделю со своей мамой. Сам Джейкоб виделся со своим отцом Дэниелом только по выходным. Тот тоже женился повторно три года назад и жил всего в 30 минутах езды от Джейкоба.

У Дэниела родилась дочь Лена от брака с женщиной по имени Мэри, у которой был также сын от первого брака Маркус. Джейкоб частенько дрался со своими новыми сводными братьями и сестрами, а также со своим родным братом, заявляя, что он ненавидит их всех, новых сводных родителей и свою жизнь в целом.

Была ли я смущена? Еще как. Когда я наконец встретилась с родителями Джейкоба, я попросила их нарисовать мне семейное дерево, которое включало бы в себя их прежние браки и четко показывало бы всех сводных братьев и сестер, не говоря уже о всевозможных дедушках и бабушках (едва присутствовавших в жизни мальчика) и новых двоюродных родственниках. Боже мой, что пришлось бедному ребенку принять в свою жизнь!

Когда родители рассказали о его непрекращающихся вспышках гнева и нежелании хоть как-то взаимодействовать и с той и с другой семьей, я вовсе не удивилась. Тем не менее я прекрасно понимала, что злость Джейкоба не была результатом исключительно развода родителей и их вынужденного переселения для проживания с новыми родственниками. Большинство детей – включая и моего собственного ребенка – вполне спокойно переживают факт развода. Дети, ощущающие глубокий контакт с любящими их людьми, сохраняют спокойствие и проявляют понимание. Дети, не имеющие этого, напротив, могут вырасти озлобленными и агрессивными даже при условии, что их растят оба биологических родителя.

Именно по этой причине я считала, что появление столь многочисленных новых персонажей на жизненной сцене Джейкоба не спровоцировало, а лишь усугубило его хроническую озлобленность и неудовлетворенность.

На первом сеансе терапии я объяснила Энни и Дэниелу теорию уровней привязанности, а также очертила их роль как капитанов корабля жизни их сына. Во время второго сеанса я решила попробовать кое-что новое, чтобы помочь им – и себе – нарисовать более четкую визуальную картину того, как работали взаимоотношения Джейкоба в реальной жизни. На левой стороне бумаги я перечислила шесть уровней привязанности Ньюфелда: близость, схожесть, общность/принадлежность, значимость, любовь и возможность быть познанными нами. Наверху я написала имена всех ключевых людей в жизни мальчика, включая его биологических родителей, двоих сводных родителей, сводных братьев и сестер и всех важных для него дядей, тетей, дедушек и бабушек, а также его учителя.

Затем я попросила Энни и Дэниела проставить напротив каждого из перечисленных людей на конкретном уровне привязанности цифры, которые отражали бы, на их взгляд, мнение самого Джейкоба относительно силы привязанности конкретного человека к нему.

К примеру, если Энни считает, что отчим Мак часто дает понять мальчику, насколько он важен для него и что он высоко ценит его особые качества, она может поставить восемь (по шкале от одного до десяти) напротив уровня значимости в колонке Мака. Если она полагает, что отчим редко предлагает мальчику провести время один на один с ним за каким-нибудь совместным занятием, она может поставить два или три на уровне близости. Приведенная ниже таблица отражает частично полученный результат.




Хотя сама по себе цифровая оценка взаимоотношений была весьма далека от реальности, я использовала это упражнение, что помочь Энни и Дэниелу понять, что там, где Джейкобу хотелось чувствовать любовь, защиту и поддержку, на самом деле этого не происходило.

Когда ребенок проводит много времени в компании людей, которые, по его ощущениям, не понимают его или не ценят его общество, это подрывает дух и убивает жизнерадостность. Конечно, нелогично было бы требовать от человека уделять огромное количество времени ребенку только потому, что он влюбился в его отца или мать. Однако если этот человек осмысленно подходит к идее о том, чтобы стать мачехой или отчимом, он должен (как все мы надеемся) приложить все усилия для развития искренних и крепких взаимоотношений с ребенком своего нового супруга или супруги. Это не просто отвечает наилучшим интересам ребенка, но и укрепляет новую семью, позволяя ей пережить трудности и подстроиться под новые условия.

Посмотрев на получившуюся таблицу, Энни и Дэниел сразу поняли, насколько непрочными были взаимосвязи их сына с окружающими людьми, включая и его учителя. Их особенно поразило отсутствие привязанности на уровне общности/принадлежности, которое их сын переживал в отношениях с каждым из них, не говоря уже об остальных значимых для мальчика взрослых членах этой многочисленной семьи.

Когда ребенок проводит много времени среди людей, которые не понимают или не ценят его, это пагубно сказывается на нем.

Родители увидели, что Джейкобу не просто пришлось принять в свой мир множество людей за очень короткий промежуток времени: он в какой-то степени оказался пассажиром на корабле, на палубе которого в большинстве случаев не было капитана, достойного доверия мальчика. Очевидно, что именно это и стало скрытой причиной столь частых вспышек гнева у ребенка. У него не было настоящего контакта ни с кем, а привязанность приобрела соревновательный характер, поскольку в семье появилось сразу много сводных братьев и сестер, также требующих постоянного внимания со стороны родителей.

Я отрабатывала с Энни и Дэниелем новые методы, которые позволят им справиться со вспышками злости со стороны их сына и о которых речь пойдет в последующих главах. Но перед тем, как познакомить их с практикой управления детским гневом и неудовлетворенностью, я хотела помочь им заново восстановить контакт с Джейкобом, чтобы он открылся для их помощи и поддержки в трудные моменты.

До тех пор, пока родители не пробудят в ребенке его природные инстинкты полагаться на них во всем и рассматривать их как источник помощи и поддержки, все усилия, направленные на пресечение вспышек гнева и на привлечение к взаимодействию, будут тщетны.

С самого начала основные усилия в моей работе с семьей Джейкоба были направлены на укрепление существующей между ними привязанности. Мы особенно тщательно прорабатывали те области, которые, по мнению Энни и Дэниела, были наиболее слабыми. Затем мы обсудили, как их новые супруги могли бы укрепить свою привязанность к мальчику. Я была глубоко убеждена, что, если бы каждый из супругов потратил даже незначительное количество времени на установление искренних взаимоотношений с ребенком, это в существенной мере улучшило бы качество жизни в обеих семьях.

Я также провела встречи со сводными родителями мальчика, предоставив им возможность свободно выразить свои сомнения и переживания. Ведь они надеялись, что их новые семьи будут включать в себя и более открытого для взаимодействия и хорошо приспособившегося к изменившимся условиям Джейкоба. Вместо того чтобы критиковать или взывать к их чувству стыда и неспособности наладить взаимоотношения с ребенком, я поддержала Мэри и Мака, которые делали все возможное и невозможное, чтобы построить свой новый брак с родителями Джейкоба и при этом нивелировать его постоянные вспышки раздражительности и гнева. Как только они получили практические рекомендации, они почувствовали в себе больше сил для выстраивания близких и искренних взаимоотношений с этим маленьким мальчиком.

Когда спустя два месяца я нанесла свой контрольный визит в семьи, я увидела, что взаимоотношения значительно улучшились. Конечно, все постоянно сталкивались со сложными моментами и вряд ли могли назвать свои семьи образцовыми, но развитие шло в правильном направлении.

По мере того как отчим и мачеха работали над установлением искренних отношений с Джейкобом, начав с близости, но не спешив с переходом на более высокие уровни привязанности, они находили новые способы, позволяющие им налаживать более тесную связь между сводными детьми. Безусловно, Джейкоб и его родные и сводные братья и сестры по-прежнему нуждались в привязанности и внимании со стороны своих родителей, но естественным побочным продуктом всего этого процесса стало и улучшение взаимоотношений между детьми в целом.

Налаживание отношений между Джейкобом и его учителем

Я попросила Энни и Дэниела поделиться тем, чему они научились, с педагогом мальчика, мисс Дэвис, чтобы она смогла выстроить более конструктивные отношения с их сыном. Ее также беспокоило взаимодействие мальчика к школе, поэтому она с радостью восприняла идеи, способные переломить ситуацию к лучшему.

Помимо этого я посоветовала родителем Джейкоба «привести к единому знаменателю» их сына и его учительницу. Я порекомендовала им регулярно по электронной почте писать преподавателю о том, что Джейкобу понравилось на ее уроках, а что нет, будь то история, которую она прочитала детям после обеда, или шутка о мышке из живого уголка школы, или ее манера смеяться.

Подобно этому Энни и Дэниел должны были обязательно делиться с Джейкобом всеми позитивными и приятными замечаниями, которые учительница делала относительно мальчика. «Джейкоб, мисс Дэвис очень нравится, как ты рассказываешь смешные истории; она сказала нам, что частенько пытается повторить их другим учителям, но у нее никогда не выходит так же смешно, как у тебя». Или: «Твоя учительница звонила нам сегодня, чтобы похвалить тебя за самые гениальные идеи на уроке естествознания, которыми ты поделился, перечисляя всевозможные способы растопить кубик льда».

Когда родители намеренно начали создавать у Джейкоба и его преподавательницы позитивное впечатление друг о друге, взаимоотношения между ними стали более естественными и дружественными, и его постоянные жалобы относительно ее «дурацкого домашнего задания» или «отстойных правил» практически свелись к нулю.

Сложная жизненная ситуация, в которой оказался Джейкоб, конечно же, не имеет простого решения. Все члены этой семьи до сих пор сталкиваются с целым рядом проблем и переживают немало печальных и тревожных моментов. Однако, сосредотачиваясь на укреплении взаимоотношений и привязанности с ключевыми людьми в жизни мальчика, а не просто на попытках изменить его отношение к ситуации или выпустить пары гнева, родители серьезно улучшили качество жизни более десятка людей, зависящих и страдающих от поведения этого ребенка.

Более того, они гарантировали Джейкобу благополучие и безопасность, которые появляются в жизни человека лишь благодаря крепкой и любящей привязанности к значительному количеству людей.

Дети нуждаются в как можно большем количестве привязанностей к взрослым людям. Это не только заставляет нас задуматься над тем, кто из наших друзей, родственников, учителей или соседей сможет потенциально сыграть важную роль в жизни сына или дочери, это означает, что и мы сами можем сделать немало для чьих-то детей, находящихся в нашем постоянном окружении.

Когда моя дорогая подруга Дженни покинула этот мир, ее детям было всего шесть и восемь лет. И они до сих пор составляют очень важную часть моей жизни. Хотя постоянно они живут в Европе, раз в год или два они навещают нас, и мы постоянно поддерживаем связь по телефону или через Интернет.

Детям моей подруги Сэнди было шесть, восемь и десять лет, когда она умерла. Я считаю, что мне жутко везет, если раз в неделю они остаются у меня дома, чтобы поиграть и сделать домашнее задание с небольшой помощью со стороны моего сына. Если спросите меня, то эти дети всегда будут присутствовать в моей жизни, равно как и огромное количество других детей и подростков, чьи родители живы и здоровы и кто все равно считает меня очень важным для них человеком.

Я уверена, что, вкладывая свои силы в жизни других детей, я создаю связь, которая приносит огромную пользу всем нам. Безусловно, кто-то любит детей больше, кто-то – меньше, но мне кажется, что многие из нас забыли о той ответственности, которую мы несем, за помощь в воспитании детей в наших собственных семьях, в местных сообществах, в обществе в целом. Огромное число социальных проблем явно указывает на отсутствие привязанностей у современных детей. Стремительное возрастание трагических шагов, совершаемых нашими детьми, где апогеем всего выступает стрельба на поражение в школе, берет свое начало в отрицании истины, что воспитание детей зависит во многом от людей, окружающих наших детей.

Дети нуждаются в как можно большем количестве привязанностей к взрослым – родителям, воспитателям, учителям.

Хотя современные условия жизни слишком далеки от условий проживания в настоящих общинах, дети все равно добиваются лучших результатов в жизни, если процесс их взросления был наполнен любящими и крепкими привязанностями со стороны взрослых людей. Как родители, мы должны направлять все свои силы на укрепление взаимоотношений наших детей с взрослыми людьми, которые могут сыграть немаловажную роль в жизни ребенка по мере его взросления и развития собственной личности. И как члены племени – семейного, общинного или общественного, – мы должны не забывать о собственной важной роли в жизни других детей. Когда мы помогаем всем детям выстроить здоровые взаимоотношения с как можно большим количеством заботливых и здравомыслящих людей, мы даем им старт к жизни, где они будут чувствовать себя счастливыми и способными на многие свершения и просто захотят быть сами собой.

Вопросы и рекомендации

Вопрос: Моя дочь наотрез отказывается оставаться с няней. У меня нет близких родственников, с кем я могла бы оставить девочку, а мне нужен перерыв. Как мне уговорить ее остаться с няней?

Рекомендация: Сделайте акцент на «приведении к общему знаменателю» взаимоотношений между вашей дочерью и одной-двумя заслуживающими доверия нянями. Пригласите их пообедать с вами (возможно, за обед придется заплатить вам, но оно будет того стоить). В разговорах часто обращайтесь к няням по имени, чтобы ваша дочь начала воспринимать их как часть вашей большой семьи.

Сходите вместе с дочерью и ее няней погулять в парк или поесть мороженого перед тем, как оставлять их один на один. Организуйте своей день, чтобы в первые несколько раз дочь оставалась с няней лишь на короткое время. Подскажите няне пару игр для отвлечения внимания, в которые еще не играла ваша дочь, и убедитесь, что няня, которую вы выбираете, сможет оказать поддержку и утешить, если малышка вдруг заплачет.

Бывают ситуации, когда невооруженным взглядом видно, что ребенок манипулирует вами (другими словами, находится у руля), отказываясь оставаться с няней. Только вы можете знать, является ли это правдой. Вне всяких сомнений, ребенок отдает предпочтение вашей компании, но понимание, что она, также как и вы, может проводить с удовольствием время в компании других людей, отвечает ее наилучшим интересам (не говоря уже, что вашим!). Поэтому берите ситуацию под контроль.

Другими словами, примите тот факт, что дочь предпочитает ваше общество и что очень скоро вы снова будете с ней, и просто оставьте ее на попечение кого-то, с кем она уже имела возможность познакомиться в более непринужденной обстановке.


Вопрос: Мой восьмилетний пасынок почти каждые выходные проводит со мной и моим мужем. Я понимаю, что он очень скучает по своей маме всякий раз, когда находится у нас дома, и я прилагаю все усилия, чтобы он чувствовал себя комфортно. Но сколько бы мы ни старались завоевать его расположение, он не проявляет особого интереса в налаживании отношений со мной. Муж говорит, что это всего лишь вопрос времени, но мне кажется, что должен быть какой-то способ, чтобы сдвинуть этот процесс с мертвой точки.

Конец ознакомительного фрагмента.