Студенческая жизнь
Моё студенчество и жизнь в Кирове, как и рождение в Омутнинске, оказались не следствием собственного выбора, а обусловлены стечением обстоятельств. Справедливым станет вопрос: где была свободная воля, когда мне исполнилось 18 лет и наступило совершеннолетие с полной ответственностью за поступки? По правде сказать, теоретическое совершеннолетие зачастую расходится с фактическим, понимая под этим термином – инициативность, ответственность, умение принимать взвешенные решения, вспоминается общеизвестное умозаключение о том, что деревенские дети взрослеют раньше городских. Я же, несмотря на миниатюрность Омутнинска, всё-таки рос городским. Это выражается в качестве и количестве обязанностей делегируемых родителями своим чадам. То есть, чем раньше ребёнку приходится заниматься вопросами взрослых, и чем скорее ему поручаются разного рода обязательства, тем раньше он взрослеет. Как правило, у деревенских ребят такое делегирование возникает в более юном возрасте, им раньше приходится помогать родителям по хозяйству, перенимать часть ролей на себя, хотя, конечно, и в деревнях иногда дети из-за повышенной опеки взрослеют позже.
Но, как и у раннего, так и у позднего взросления есть свои положительные и отрицательные стороны. Рано повзрослевший человек лишается славной поры, название которой «детство». В результате он недополучает заботу, и впоследствии сам дарит меньше тепла другим людям, своим детям, жене (мужу). Есть ещё несколько отрицательных моментов раннего взросления, однако недостаток любви первостепенен.
Также, в пору детства ребёнку предоставляется время на раскрытие и развитие талантов, когда он как цветок пестуем и оберегаем родителями, и оттого сам лучше концентрируется на учёбе, разностороннем развитии. Как правило, рано возмужавшие оказываются обделёнными в образованности: с одной стороны из-за этого может хромать теоретическая база, но с другой эти люди получают качественные уроки самой жизни.
Что же касается позднего взросления, то здесь таится угроза в подавлении инициативности. Ребёнок, а точнее уже совершеннолетний человек из-за чрезмерной опеки и родительской заботы, упускает шанс воспринять ответственность за свою жизнь и жизнь окружающих, таким образом не вписывается в условия реальности, так и остаётся «большим ребёнком».
Тут я ненадолго отвлекусь и приведу своё идеалистичное предположение, как должно происходить взросление. Примерно за год-два до окончания школы и перед поступлением в институт, подросток должен покинуть отчий дом, и поселиться в специализированном интернате, где большое внимание уделяется его самоопределению, попыткам зарабатывать на жизнь, и учиться отвечать за поступки на уровне взрослых.
Если говорить обо мне, то будучи типичным наивным горожанином, уже в пору совершеннолетия продолжая жить с родителями, как и прежде психологически отодвигая необходимость принятия важных решений, я по-прежнему позволял судьбе выбирать за меня. К моменту поступления в Вуз у меня сформировалось некоторое представление о собственных способностях, однако, не выработав должной устремлённости и не осознав важности предстоящего выбора, я всё ещё оставался ребёнком и плыл по течению, надеясь, что жизнь опекает. Кстати до определённого момента у каждого человека в точности так и обстоят дела, и судьба сама делает за нас правильный выбор.
Изначально я мечтал стать программистом, ещё в школе увлёкся информатикой, задерживаясь в компьютерном центре и факультативно придумывая программы на Turbo Pascal. Другим намёком на предрасположенности было сданное ЕГЭ по математике на 90 баллов из 100. Как видите, предпосылки специализироваться программистом у меня имелись, но на «прикладную информатику» в ВГГУ по вступительным экзаменам я не дотянул до нужного балла, и в результате не прошёл. Поэтому, не имея должного упорства и ясности в выборе, не захотел бороться за специальность, и судьба решила по-своему.
В другом вузе ВятГУ я без проблем прошёл по специальности инженер-деревообработчик, и, недолго думая, отправился учиться туда, куда удалось поступить, не став даже разбираться в собственных предпочтениях. То есть на целых 5, а в итоге 6 лет судьба моя была предопределена, а впрочем, эта судьба студенчества оказалась интересной и продуктивной, вне зависимости от профиля.
Дело в том, что на специальности деревообработчика учебная нагрузка в сравнении с прочими специальностями выглядит щадящей, оставляя больше свободного времени, предоставляя возможность использовать его на своё усмотрение. Естественно, это палка о двух концах, в этом таится опасность пуститься во все тяжкие, не будучи контролируемым родителями. С другой стороны моральные принципы, привитые моими духовными учителями ещё в школьную пору, помогли достойно преодолеть искушения юности, больше акцентируясь на творчестве: поэзии, театральной самодеятельности, и в целом продолжая, как и в школе заниматься самоопределением. Таким образом, школьные годы продолжались и в университете только несколько в другом качестве: предоставлялась большая свобода, однако общество с меня по-прежнему спрашивало немного, и я всё ещё бережно готовился судьбой ко взрослой жизни. Что касается ситуации вузовского образования в нашей стране, то оно носит обобщённый теоретический характер. В действительности, на какой бы специальности ты не учился, получишь те же самые азы работы с информацией, не подкреплённой должным практическим опытом быстро стирающейся.
Такое образование неверно в корне, зато в результате я не оказался «кастован» и как-либо ущемлён в праве дальнейшего выбора деятельности. Даже получив профессию инженера деревообработчика, я в итоге обладал той же базой, что и студенты по интересующей меня специальности. Вдобавок мне было дано больше свободного времени, нежели на перенагруженных лишними знаниями информационных факультетах. Поэтому пока я в достаточной степени не повзрослел, и не осмелился выбрать направление своего пути, судьба всячески оберегала и вела надёжной тропой. Даже когда на втором курсе со мной случилось несчастье, и я пережил операцию на сердце, получив академический отпуск, то оклемавшись за пару месяцев, устроился на работу корреспондентом в районной газете, и получил первый незабываемый опыт, развив писательские навыки.
Затем по счастливому стечению обстоятельств мне довелось поучаствовать в театральной самодеятельности, несколько раз выступить на областной сцене, и отправиться гастролировать по близлежащим деревням и сёлам. Так появилось представление о театральной жизни. Думаю, что если бы не обладал артистическими задатками, то и не притянулся бы судьбой в сферу невузовской самодеятельности. Параллельно развивалось стихосложение, вылившееся в конце третьего курса в сборник студенческих стихов. Позднее удалось издать свою первую книгу, дилетантскую из разносола наивных, не оформившихся, но местами талантливых стихов.
Конечно, в процессе студенчества я продолжал получать урок человеческих взаимоотношений. За пяток университетских лет пережил несколько пылких увлечённости не взаимных, правда, отчего один раз даже едва не совершил непоправимую глупость. Но, слава Богу, вовремя одумался и отпустил сердечные наваждения, получив весомый урок взросления, поскольку влюблённость, особенно не разделённая – отлично учит смирению и терпению, пожалуй, главной характеристике жизнеспособности. Вдобавок влюблённость – мощный допинг вдохновения, эта пора вообще благотворно сказывается на развитии поэтического дара.
Творцам небеса помогают,
Творцов небеса хранят.
Само по себе это знанье –
Уже больше всяких наград!
И сам я, когда вдруг понял,
Что творчества свет неся –
Я вышел за рамки погони,
Где дышит в след карма-лиса.
Впредь прошлого тени не давят,
Ведь это лишь тени, не мрак.
И каждый творить помогает.
Не важно, то друг, или враг.
Июль 2011