Вы здесь

Как отучить ребенка кусаться и драться. Как не превратить ангела в тирана (Е. В. Любимова, 2015)

Как не превратить ангела в тирана

Так что значительную часть парадоксов детского поведения мы создаем сами – как правило, просто не понимая, когда и как это происходит. К примеру, как сплошь и рядом бывает с нашей же типичной реакцией на первый укус. Мы, взрослые, привыкли считать конечности и зубы, применяемые в качестве оружия, актом агрессии – этому научила нас взрослая жизнь. При этом мы забываем, что дети изначально почти неспособны различить плохое и хорошее – особенно в смысле собственных, а не посторонних действий. Тем более они не умеют различать оттенки своих же чувств – не то что наших. Поэтому так часто и выходит, что, когда мы в ответ на укус драгоценного чада вскрикиваем и подскакиваем от боли, «милое дитя» восторженно кидается, чтобы укусить нас еще раз, еще больнее. Мы приходим в ужас, полагая, что наш ребенок заразился бешенством или чем-то похуже… А между тем с его стороны все довольно просто. Он всего лишь воспринял наш вскрик и прыжок в воздух не как демонстрацию боли (едва ли его кто-то кусал с такой же силой, как сделал только что он), а как приглашение к продолжению игры!

Словом, неспособность детей различать оттенки чувств и давать строгие оценки служит ключевым моментом в деле понимания, почему они ведут себя именно так, хотя мы ожидали противоположного. Иными словами, то, что само собой разумеется для нас, не всегда выглядит таким же и для них.

В целом ребенок легко даст оценку чужим действиям по отношению к нему. Например, очевидно, что если «дядя» или «тетя» схватили его за руку слишком сильно, это «плохо» потому, что это больно… Однако собственные действия он с такой точностью не оценит, поскольку до способности сопоставить в духе «Я поступаю так же, как этот дядя» ему еще расти и расти. Если бы было иначе, согласимся, что наши юные сорвиголовы превращались бы в наши же точные копии с первых недель жизни. А поскольку в течение долгих лет они копируют (правда, с потрясающей и комичной точностью) лишь отдельные и простые наши повадки, совершенство навыков общения, характерное для взрослых, им явно недоступно.

Итак, агрессивное поведение у самых маленьких, в подавляющем большинстве случаев связано с дискомфортом физическим. Но чем старше становится наш малыш, тем чаще к нему примешиваются мотивы психологические. Допустим, как в случае с попытками обидеть всегда только одного из домочадцев или выделить среди них «любимца».

Мотив поиска собственного места в мире достаточно сложен. Вернее, мы, взрослые, хорошо знаем, в чем заключается эта борьба и как ее вести, – с нею связано все наше взросление и успех в дальнейшей жизни. Другое дело, что мы давно уже не помним, когда впервые задумались о необходимости бороться за свое место под солнцем… А значит, не помним и того, что впервые это желание может настигнуть нас очень рано – в периоде не 15–20 лет, а буквально 2–3.

Плюс, нам уже должно быть ясно, что довольно часто ко всем этим мотивам, рождающимся в растущем мозгу малыша, примешиваются выводы, сделанные из чисто внешних обстоятельств. Естественно, мы говорим сейчас о конфликтах и перекосах социальных ролей внутри самой семьи. Поведение и особенности мировоззрения детей отражают проблемы всей семьи словно зеркало, смазанное сывороткой правды – в очищенном от полутонов виде, по самой их сути. Так что дети сплошь и рядом подмечают то, о чем боимся подумать и поговорить мы сами.

Например, об уже начавшемся отдалении родителей, о так называемых лишних ртах (так часто воспринимаются бабушки – дедушки или незапланированные дети), о рушащих семьи привычках отдельных родственников и пр. Тогда малыш узнает, что такое постоянная, хоть и скрытая, агрессия вокруг, очень рано. А выводы, которые он способен вынести из такой атмосферы, могут стать для нас настоящей неожиданностью. В том числе если потайные конфликты пока ни разу не прорывались наружу в его присутствии ни на словах, ни тем более на деле. В конце концов, ребенок, как мы убедились и сами, способен ощущать ярость, усталость, обиду и т. д. с первых дней жизни. Это значит, что он легко улавливает эти чувства и в других, поскольку они отвечают его собственным. В данном случае научиться их контролю он не в состоянии – на то такие конфликты и называются скрытыми, чтобы взрослые годами маскировали их, не пытаясь решить… В результате вокруг малыша просто создается понятная ему (знакомая по собственным периодическим всплескам) атмосфера, которая усиливает такие эмоции в нем, но никак не помогает разобраться в них. Это порождает внешне немотивированный рост агрессивности – своеобразную смесь собственных пока не управляемых сознанием чувств с опытом, который он почерпнул у окружающих.

Таким образом, родителям, чей отпрыск неожиданно начал драться и кусаться, всегда нужно начинать перевоспитание не с него, а с себя. Другими словами, устранение какого угодно явления следует начинать с поисков его причины и учитывать, что их почти всегда оказывается несколько.

Для начала займемся поиском причин внешних – расположенных вокруг личности малыша, а не, так сказать, в его внутреннем мире. В конце концов, учтем, что первые 2–3 года после рождения даже относительно миролюбивый и спокойный малыш – отнюдь не подарок для родителей. Его нужно кормить круглосуточно, с небольшими перерывами, ему нужно менять памперсы, его нужно убаюкивать и успокаивать, если уж он нашел повод поднять крик, и т. д. Речь идет о состоянии «ни минуты покоя» на пару лет вперед. И такая атмосфера способна подорвать выдержку даже самых счастливых, самых уравновешенных и крепких нервами родителей на свете. Именно по этим причинам ребенок, который часто планируется родителями как средство укрепления взаимоотношений и брака, часто разъединяет семью вместо ее объединения… Растущую от недосыпания собственную нервозность нужно непременно учитывать. Поэтому обратим внимание на текущее положение свое и второй половинки – поговорим пока про себя и с собой, но предельно откровенно. Нам необходимо честно ответить на следующие вопросы:


1. Довольны ли мы текущей долей участия супруга/супруги в деле ежедневного, ежечасного ухода за малышом? То есть достаточно ли активно помогает нам в этом муж/жена или мы подспудно обвиняем его/ее в праздной лени, все чаще злимся, что ребенка фактически скинули нам на поруки?

2. Нравится ли нам возиться с малышом такое количество времени, как сейчас? Другими словами, всегда ли мы меняем ему памперсы или тем более играемся, болтаем с ним с охотой? Возможно, нам уже до головокружения хочется бросить это все хоть на пару часов, чтобы провести их без него, с друзьями или в кино?

3. Достаточно ли мы спим, ухаживаем за собой в течение хлопотного дня, проведенного с ребенком? Ведь понятно, что наше собственное бренное тело тоже нуждается и в крепком сне, и в гигиене, и в косметическом (это касается в том числе отцов – не только мам) уходе. Притом после родов большинству мам необходим и особый режим, и восстановительный уход (редко у кого этот процесс не сопровождается травмами той или иной степени тяжести), массаж и др. Так вот, нам стоит обратить внимание на степень, в которой мы довольны состоянием нашего собственного тела. То есть насколько полно мы удовлетворяем его потребности, так как понятно, что потребности ребенка мы удовлетворяем круглосуточно и в полном объеме.

4. Существуют ли в нашей семье «очаги напряженности» между кем-то из домочадцев? Например, все ли обиды мы выяснили со своей второй половинкой, ладят ли между собой дедушка и бабушка, нет ли натянутых «перекрестных» взаимоотношений – например, у тещ, зятьев, свекровей, невесток… Кстати, если нечто похожее явно налицо, не помешает заодно вспомнить, как долго это длится и с чего все началось.

5. Есть ли в семье домочадцы, склонные к агрессии (всегда или в определенных ситуациях)? Например, понятно, что кто-то из супругов может просто обладать вспыльчивым, нервозным характером или становиться таким после «рюмочки», после аудиенции «на ковре» у начальника, от усталости… Тем более очевидно, что мы-то уже привыкли к таким вспышкам у своей половинки, и нас они нимало не беспокоят – даже не расстраивают. Однако это касается только нас и в силу привычки – к тем, у кого такой привычки нет (а к ним и нужно относить нашего отпрыска), это не имеет никакого отношения.

6. Есть ли в семье дополнительные источники хлопот – лежачие больные, беспокойные домашние животные (особенно большое их количество), пожилые люди, утратившие самостоятельность?.. Словом, здесь нам стоит пересчитать по пальцам всех, кто, помимо ребенка, дополнительно отнимает наше внимание, время, силы, вносит свою лепту в атмосферу шума, нервозности и хаоса.

7. Насколько обстановка дома уютна для неуравновешенных (или, в нашем случае, еще не научившихся уравновешивать свою работу) нервов? То есть насколько хороша звукоизоляция, как минимум, в самом доме, как много там источников яркого света и шумно работающих приборов, какое количество дверей открывается или закрывается со стуком, скрипом?

8. Каков реальный процент натуральных материалов в обстановке и утвари, окружающей ребенка ежедневно? Иными словами, что преобладает в отделке квартиры – синтетика или нет?


При анализе этого параметра следует обращать особое внимание на такие мелочи, как материал постельного белья, обуви и одежды малыша, его игрушек. Кроме того, учтем, что памперс, в котором он ходит круглосуточно, сделан уж точно не из хлопка. А также то, что виниловая/резиновая клеенка прекрасно ощущается даже под простыней из стопроцентного льна. Наконец, нужно учитывать, что родителям, держащим ребенка на руках, тоже стоило бы позаботиться о материале, из которого сделаны их халаты, футболки, рубашки и другая одежда. Ведь речь идет о столь же непосредственном контакте, как и с памперсом или прочими вещами, в которые одет сам малыш.


9. Как в действительности мы используем любую излучающую свет или издающую звуки технику в доме? Очевидно, что такая аппаратура не может размещаться в детской – ей там просто не место. Однако многие родители слушают музыку, смотрят фильмы и новости пусть и за закрытой дверью, но на такой громкости, что ребенок без напряжения слушает их вместе с ними, лежа в кроватке, на расстоянии пары метров от источника звука и света.


Смысл проведенного нами анализа очевиден. Он состоит в поиске вероятных раздражающих факторов, способных если не провоцировать, то усиливать всеобщую нервозность, агрессивность – в том числе ребенка и нашу. Синтетические ткани и покрытия охотно электризуют кожу, вызывая дискомфортные «ползающие» ощущения на ней. Кроме того, при длительном контакте они приводят к зуду, плохо впитывают пот и другие кожные выделения в жару, еще хуже пропускают воздух к коже и в обратном направлении. Словом, синтетические ткани создают не самую здоровую обстановку в мире.

Однако родители часто выбирают именно их из-за практичности – носкости, устойчивости к стирке, легкости выведения с них пятен самого разного рода. Так вот, без весьма уважительного повода (например, если наш малыш – аллергик либо аллергией страдает кто-то из его родителей) этого делать не стоит. Дело в том, что «кусачие» и зудящие синтетические материалы раздражают не только нежную кожу ребенка, но и его самого. Чем чаще он с ними контактирует, тем он нервознее из-за постоянного, неясного дискомфорта. И мы можем быть уверены, что его вечно плохое настроение очень скоро станет нашей головной болью…

Точно так же нам следует предусмотреть действие ряда факторов, на которые мы, взрослые, давно уже отвыкли обращать внимание. Например, естественно, что после дня, проведенного на работе, квартира кажется нам такой тихой, такой уютной, такой прохладной… В общем, мы несказанно рады, что вернулись наконец домой, и этот самый дом кажется нам раем на земле уже просто потому, что здесь нет начальства, назойливых коллег, многоканального телефона и т. п.

Однако мы забываем, что у нашего ребенка нет таких же поводов для сравнения, как у нас. Ведь он не знаком с нашим «любимым» шефом – неврастеником, его секретаршей – интриганкой, коллегами, которые так и ждут, когда же мы оступимся по-крупному… И именно потому, что ему-то не с чем сравнивать, он может находить дверь в ванной скрипучей, вибрацию и шум трамвая – пугающими, огни за окном – достаточно забавными, чтобы наблюдения за ними не давали ему спать по ночам.

Как результат, он и будет спать исключительно днем, недосыпая сам и лишая сна остальных домочадцев… А среди ночи – просыпаться и плакать после каждого хлопка дверью или следующей проехавшей в гараж соседской машины. И чем дольше мы будем уверены, что у нас просто родилось самое беспокойное дитя в мире, тем быстрее мы дойдем до истерики и сами. Поэтому детская спальня в любой квартире многоэтажного дома должна быть оснащена полной и хорошей звукоизоляцией. Особенно это касается квартир, расположенных ближе к центру города, неподалеку от мест массовых увеселений и линий общественного транспорта, магистральных улиц.

Конец ознакомительного фрагмента.