Выбор направления и времени поездки
Перед тем как начать готовиться к путешествию, необходимо ответить на три ключевых вопроса: куда отправиться, когда и зачем? Рассмотрим их по порядку.
Выбор страны по плечу
В компьютерных играх часто можно выбрать уровень сложности: легкий, средний, сложный. Что-то похожее путешественник задает и при выборе направления грядущего вояжа. Не хочется сталкиваться с лишними трудностями, хочется удобной инфраструктуры и дружелюбной к туристу среде? Отправляйтесь в Европу или Юго-Восточную Азию. Готовы ради экзотики и новых впечатлений мириться с некоторыми неудобствами и соблюдать определенные меры безопасности? Вас ждут Восточная Азия и Латинская Америка. Хотите хлебнуть трудности путешествия по полной программе? Вперед, в Африку.
Вспомним детский стишок: «Не ходите, дети, в Африку гулять». И перефразируем его: «Не ходите, новички, в Африку гулять». Если вы собрались в путешествие, перед тем как заказать авиабилеты, почитайте отчеты о поездках по выбранному региону, изучите путеводители, взвесьте свои силы и решите, по плечу ли вам запланированный маршрут. И дело даже не в том, в состоянии ли вы его проехать физически. Скорее, станет ли вам выбранное путешествие в радость с учетом трудностей, которые могут возникнуть на избранном пути.
Среди начинающих путешественников велик процент романтиков. Многие из них решаются на конкретный маршрут довольно спонтанно – после прочтения красивой статьи о стране в случайно подобранном журнале или подсмотренном на мониторе сослуживца интернет-сайте. Вдохновившись извивами цветастого слога и слегка отфотошопленными фотографиями, романтики решают пройти по стопам героя и увидеть все описанные им марко-половские чудеса. Авторам статей, кстати, это очень льстит. Приятно знать, что они сподвигли серого офисного работника на кенийское сафари или прогулку по тепуям Венесуэлы, вырвали его из капкана 40-часовой рабочей недели навстречу приключениям (и возможной смерти от малярии).
Правда, есть моменты, которые обычно авторы подобных статей об экзотических самостоятельных путешествиях описывать не склонны – это периодический голод, холод, проблемы с местными властями, угроза заболевания без возможности его лечения, криминал и т. д. Бывает, о них упоминают вскользь, иногда с бравадой. Ну, ограбили, отобрали все деньги, но ведь не в них же счастье. Более того, многим авторам явно льстит, что они с улыбкой проходят через все трудности, выживают в почти нечеловеческих условиях, а читатели поражаются их выносливости. Плохо другое – авторы зачастую сводят трудности (а то и явные опасности) путешествия на уровень шутки, легкого приключения. А молодые читатели окончательно убеждаются, что дорога путешественника устлана исключительно розами. В этих розовых очках они и пускаются вслед за «героями любимых книг» и попадают…
По-разному попадают. Хорошо, если на туристическую «разводку» в Стамбуле. Плохо, если на противопехотную мину в Афганистане. Они с удивлением узнают, что ждать неделю попутный корабль в крошечной деревне в верховьях Амазонки совсем не весело. А по улицам далеких городов почему-то не бродят толпы людей, только и ждущих как бы пригласить путника на ночлег с ужином в дюжину блюд. И вот они уже с горечью пишут на интернет-форумах о том, какой отстой эта ваша Африка или Южная Америка, даже не осознавая, что эти жалобы не сильно отличаются по духу от претензий «пакетных» туристов об отсутствии полотенец, свернутых лебедем, в их номерах.
Чтобы не пополнить этот печальный список, заранее оцените предстоящие трудности путешествия и осознавайте, по плечу ли вам страна.
Вот некоторыераспространенные виды трудностей, с которыми можно столкнуться в путешествии:
• Незнакомый язык. Далеко не во всех странах понимают английский (не говоря уже о русском). В Латинской Америке довольно сложно путешествовать без знания испанского, а в Западной Африке – французского. На Ближнем Востоке учите базовый набор слов на арабском, а в Китае просто будьте готовы к тому, что вас никто не будет понимать.
• Климат. Кто-то не переносит жару, а кто-то – холод. Таким путешественникам надо особенно тщательно выбирать сезон поездки (см. «Выбор сезона»), а если конфликт с влажными тропиками непреодолим, избегать района экватора, где всегда жарко и влажно.
• Сложная логистика. Во многих странах Азии и Африки общественный транспорт медлителен, неудобен и ненадежен. 6-часовой автобусный переезд, занявший в итоге 14 часов из-за ужасного состояния дорог и подвижного состава – печальная рутина африканского путешествия. А двухнедельное ожидание попутной баржи на реке Конго – событие не из ряда вон выходящее. В некоторых развитых странах путешествие на общественном транспорте также может превратиться в проблему. США и Австралия идеальны для автотуризма, но никак не для автобусного или железнодорожного. Из-за огромных расстояний куда эффективнее (да и дешевле!) использовать авиаперелеты.
• Визовые сложности. Ситуация улучшается с каждым годом, но все равно остаются регионы, путешествовать по которым с российским паспортом – сущее мучение (подробнее см. раздел «Визы»). Для получения шенгенской визы, а также виз США, Австралии, Канады надо приложить существенные усилия, но зато потом можно путешествовать с ней по огромной территории. Однако существуют регионы (прежде всего Западная и Экваториальная Африка), где каждая небольшая страна требует отдельную визу. Причем чем меньше страна, тем сложнее эту визу получить.
• Суета и толкотня. Повышенное нездоровое внимание и откровенное «приставание» к туристам – бич многих стран. Иногда это следствие излишнего туристического развития территории, иногда – следствие местного менталитета или особенностей недавней истории страны. Для неподготовленного путешественника столкновение с уличной жизнью Индии и Эфиопии может губительно отразиться на психике и на желании продолжить путешествие по этой стране (подробнее см. раздел «Уличные гиды и попрошайничество»). Сюда же относятся проблемы с бюрократией и произволом властей.
• Усталость. Повышенная концентрация людей, плотная городская среда, невозможность остаться наедине с собой, отсутствие личного пространства в переполненном общественном транспорте. Все это рождает быструю усталость от путешествия. Этот феномен чаще встречается в перенаселенных странах (или таковых их частях) – Китае, Индии, Бангладеш, во многих странах Африки.
• Криминал. В некоторых регионах мира (Латинская Америка, Восточная и Южная Африка) городская преступность – серьезная проблема, которой не может пренебрегать путешественник (см. раздел «Безопасность в городе»). Это не должно отпугивать от поездки, но необходимо заранее знать о грозящих неприятностях и несложных правилах поведения, чтобы их избежать. Также есть страны, печально знаменитые как не самое безопасное место для путешествия и очень опасное – для путешественника-новичка (см. раздел «Опасные страны и регионы мира»). Тщательно взвесьте все «за» и «против», прежде чем отправляться в них.
• Болезни и антисанитария. Не стоит сразу относить сюда все развивающиеся страны. Например, в Малайзии и Сингапуре совершенно безопасно пить воду из-под крана. Но вот в Индии делать этого ни в коем случае не надо, если только не хотите пополнить собственную географию топонимом «Соколиная Гора» (именно в этом районе столицы находится инфекционная клиническая больница).
Куда опаснее регионы, где возможно заболеть малярией (см. раздел «Малярия») или другими заболеваниями, передающимися от укусов насекомых, а то и воздушно-капельным путем. Кстати, для этого не обязательно отправляться в тропики. Российские клещи могут «подарить» вам энцефалит, а их американские коллеги – болезнь Лайма.
Сопоставив эти виды трудностей, можно сделать классификацию регионов мира по сложности путешествия по ним. Простые регионы лишены или почти лишены этих трудностей, в средних ярко выражен лишь один-два вида, а в сложных – все или почти все.
Простые
Россия и европейские страны бывшего СССР. Нет проблем с языком, отличный общественный транспорт, неплохая (и улучшающаяся) ситуация с гостиницами (в т. ч. бюджетными) и туристической инфраструктурой.
Зарубежная Европа. Несмотря на разнообразие языков, английского (а кое-где и русского) обычно хватает. Отличная транспортная и туристическая инфраструктура. Нет проблем с криминалом и антисанитарией.
Юго-Восточная Азия. Самый легкий из экзотических регионов. Сложившаяся туристическая инфраструктура и логистика, причем во многом специально для самостоятельного и бюджетного путешествия.
Простые среди средних
Азиатская часть бывшего СССР (включая Россию). Некоторые проблемы с логистикой, которые, впрочем, компенсируются знанием русского языка и понятным (или относительно понятным) менталитетом.
Северная Америка (США и Канада) и Австралия. Огромные расстояния и недостаточная развитость общественного транспорта могут осложнить путешествие. При выборе в качестве транспорта автомобиля путешествие можно перевести в разряд легких.
Средние
Ближний и Средний Восток и страны Северной Африки. Некоторые путешественники считают эти регионы едва ли не самыми легкими для путешествия за гостеприимность жителей и дешевизну. Но слабое знание английского языка, «атаки» на путешественников в туристических странах региона (Египет, Тунис), сложность для одиночного женского путешествия и напряженная политическая обстановка заставляют перевести этот регион в разряд средней сложности.
Разумеется, из этой категории исключены регионы, куда в данный момент не рекомендуется ездить путешественнику из-за политической обстановки (Ливия, Йемен, Сирия, Ирак).
Восточная Азия. Главная сложность здесь – язык. В путешествии по Китаю порой кажется, что ты попал в сложный квест, где каждое, даже самое простое, действие – отдельная головоломка. Как купить билет на поезд, если тебя никто не понимает? Как попасть в храмовый комплекс на окраине города на общественном транспорте? Как заказать еду в ресторане, если дешифровка меню требует недюжинных знаний криптографии?
Латинская Америка. Испанский язык – проблема лишь поначалу. В отличие от китайского, уже через неделю путешествия можно набрать достаточный словарный запас, чтобы выйти из категории «тупой гринго». Криминал – особенно в крупных городах – куда более серьезная проблема, отпугивающая многих путешественников от некоторых южноамериканских столиц.
Южная Азия. Специфический регион, легкий для одних и сложный (даже невозможный) для других. В Индии неплохая транспортная и туристическая инфраструктура и достаточное знание английского языка (хотя понять хинглиш – отдельная проблема) соседствуют с чудовищной антисанитарией и запредельным уровнем сутолоки. Неудивительно, что об этой стране нет нейтральных отзывов: либо обожание, либо ненависть. В Непале и Шри-Ланке с вышеописанными проблемами гораздо проще, но Непал печально знаменит своим неторопливым транспортом.
Простые среди сложных
Океания. Невероятно неудобная логистика попадания на отдаленные острова и (за редким исключением) почти полное отсутствие туристической инфраструктуры. Плюс сложные визы во многие страны. А главное – проделав весь этот путь и попав на затерянный посреди океана клочок суши, невольно задаешься мыслью: а что дальше?
Восточная и Южная Африка. Ключевая проблема – городская преступность, к которой в первом регионе добавляются тропические болезни и сутолока (в Эфиопии она настолько гипертрофирована, что переводит страну в категорию сложных), а во втором – слабое развитие общественного транспорта, визовая ситуация с ЮАР и ребром стоящий вопрос личной безопасности. В случае путешествия на машине и ориентации маршрута на сафари и национальные парки путешествие можно перевести в разряд средних.
Сложные
Западная и Экваториальная Африка. Здесь представлен весь набор проблем, причем в некоторых странах (ДРК, ЦАР, Чад) он настолько гипертрофирован, что превращает путешествие по ним в экспедицию времен эпохи географических открытий.
Выбор страны по карману
При выборе направления путешествия нельзя забывать про бюджет. Сомнительное удовольствие поехать в страну, в которой любой прием пищи будет сопровождаться мучительной внутренней борьбой с собственной жадностью. Уж лучше разок потратиться на авиабилет, прилететь в дешевую, экзотическую и интересную Юго-Восточную Азию и путешествовать в удовольствие, не беспокоясь о счете в каждом ресторане или отеле.
Многие начинающие путешественники уверены, что есть связь между дороговизной страной для туриста и показателем уровня ВВП на душу населения. На самом деле в Сингапуре, который занимает по этому показателю третье место в мире, несложно выдерживать относительно небольшой бюджет (хотя, конечно, не такой скромный, как в соседних Малайзии и Индонезии). Но пребывание в Сингапуре при разумной экономии обойдется гораздо дешевле, чем путешествие по Конго и Центрально-Африканской Республике, которые занимают по этому показателю два последних места в мире.
То, что население страны живет в нищете, не всегда означает копеечные цены в этом государстве. Грубо говоря, в Азии бедно, но дешево. А вот в Африке – бедно, но дорого. Собственно, поэтому Черный континент едва ли не единолично формирует список стран мира с наименьшим развитием. При слабом душевом доходе здесь наблюдается недостаток сельскохозяйственной и прочей продукции. Ее приходится импортировать, что совсем непросто при слабом уровне развития транспорта. Как результат – высокие цены на товары. Если возить зерно вагонами по железной дороге, оно будет гораздо дешевле, чем если возить его джипами по разбитым грунтовым дорогам.
Плюс в нетуристических странах Африки (и кое-где в Азии и Океании) услуги для редких туристов невероятно завышены по соотношению цена – качество. Местные жители привыкли к бизнес-туристам, за которых платит компания, а потому беззастенчиво задирают цены на проживание и транспорт. Отель, в который бы вы не заселились и за 10 долларов в Таиланде, в Западной Африке легко может стоить 50, а то и 100 долларов. И это будет самый дешевый вариант. Неудивительно, что самыми дорогими городами мира для проживания и работы иностранных граждан в 2014 году признаны африканские Луанда и Нджамена. При том, что Ангола и Чад занимают 118-е и 156-е места в рейтинге стран мира по уровню ВВП на душу населения.
Разумеется, не все страны Африки столь неоправданно дороги. Есть совсем дешевые (Эфиопия, Малави, Уганда), есть разумно недорогие (Мали, Кения, Танзания). Но все же для бюджетных путешествий (особенно если не брать расход на авиабилет) лучше всего подходят страны Юго-Восточной и Южной Азии, а также некоторые страны Ближнего и Среднего Востока и Северной Африки (Иран, Ливан, Египет).
Если вы все же решили отправиться в дорогую страну, помните правило: с каждым проведенным днем страна дешевеет. Через пару дней в дорогущей Исландии вы уже научитесь не тратить лишние деньги в магазинах и ресторанах, выяснив бренды дешевых супермаркетов и сетевых бюджетных кафе, а откроете для себя природные богатства острова, которые совершенно бесплатны к посещению.
То же самое, например, происходит в весьма дорогом Лондоне. Здесь дорого жить и перемещаться на метро, зато бесплатны многие ключевые музеи, а «посидеть» в настоящем пабе куда дешевле, чем в его московском аналоге.
Резюмируя, можно вывести формулу: отдыхать лучше в стране, в которой вы будете чувствовать себя свободно в плане личных трат. А путешествовать можно где угодно – если цель поездки позволяет поступиться комфортом, то вопрос бюджета отходит на второй план.
Определение цели поездки
Четко сформулированная цель поездки позволит определить средства ее достижения. Маршрут и выбранная тактика будут зависеть от того, что хочется видеть итогом путешествия. Это могут быть полученные знания или эмоции, написанные статьи или серия фотоотчетов для личного блога, приобретенные навыки и знания.
Едете посмотреть исторические места? Тогда полезно заранее почитать историю, посмотреть пару фильмов интересующей эпохи и построить маршрут так, чтобы на нем замков и музеев было больше, а индустриальных городов или сельвы – меньше. Также при построении маршрута нужно учитывать часы работы музеев и возможность приобрести в некоторых регионах музейную карту, позволяющую не покупать билет на каждую достопримечательность по отдельности.
Хотите ближе познакомиться с культурой? Заранее узнайте о праздниках, которые будут в регионе во время запланированной поездки. Узнайте, есть ли в выбранном регионе что-нибудь особенное, отличающее его в культурном плане от соседних, и исследуйте это. Иногда людей, разбирающихся в культуре своего региона, можно найти на каучсерфинге (см. «Сети гостеприимства», стр. 208) или просто на просторах Интернета.
Планируете сделать красивый фотоотчет главной целью поездки? Тогда добавьте время на фотосъемку в каждой из планируемых точек (как на закате, так и на рассвете), запаситесь сменными объективами, зарядными устройствами и другой необходимой техникой, а также терпеливыми попутчиками. Важно, чтобы у участников поездки, если их несколько, цели не противоречили друг другу (см. «Попутчики», стр. 60).
Самая частая цель путешествия – знакомство с регионом в целом. Иногда люди едут в путешествие с целью увидеть конкретные места, о которых они узнали из книг, от других путешественников или из литературы, посвященной путешествиям. Просто поразвлечься, походив по местным барам, – тоже вполне легитимная цель. Бывают тематические путешествия по следам персонажей из книг или исторических событий. Целей может быть несколько. Главное – не ехать совсем без представления о цели. Путешественник без цели превращается в бродягу. Пытаться объять необъятное тоже не стоит. Лучше отказаться от дополнительной задачи в пользу хорошего исполнения основной.
Есть цели, которые, на взгляд автора, заранее обречены на провал. Это, например, путешествие, цель которого – повторить успех уже совершенного в эти края путешествия. Очень часто, если вернуться в понравившуюся страну через несколько лет, вместо ренессанса положительных эмоций следует жестокое разочарование. Девственная природа оказывается испоганенной человеческой жизнедеятельностью, уютные городки – захвачены туристами, а вкус мятного латте в любимом кафе уже не тот.
Туда, где был счастлив, – не возвращайся! Мир слишком велик.
Составление маршрута
Главный ограничитель при составлении маршрута – отведенное на поездку время. Если на все путешествие выделена лишь пара недель, не стоит планировать посещение десятка городов, разнесенных друг от друга на тысячи километров, если только вы не перемещаетесь на частном самолете.
Визовая ситуация – еще один важный ограничитель. Визы лучше делать заранее и не надеяться на то, что получится все успеть в последний момент. Изучать карты и читать путеводители тоже стоит начинать сильно заранее. Чем больше времени на подготовку, тем лучше проработанным выйдет маршрут.
Учитывайте климатические особенности и ландшафт. Если планируются резкие подъемы в гору или попадание из лета в зиму и наоборот, перелеты через часовые пояса, лучше заложить дополнительное время на акклиматизацию.
Иметь запас времени полезно. В самостоятельных путешествиях нередко все происходит вопреки оригинальному плану, и туго подогнанное расписание может из-за этого начать трещать по швам. Лучше потратить лишнее время на отдых или незапланированные мероприятия, чем выкидывать половину запланированного.
Можно строить маршрут следующим образом:
• Определите количество времени, которое планируется потратить на путешествие. Выбирается регион и цель поездки. (Например, грядут майские праздники. Есть шенгенская виза и желание посмотреть музеи и замки Франции.)
• Найдите бюджетные варианты попадания в регион, сроки и географию поездки лучше скорректировать под удобные и недорогие перелеты. (Во Францию из Москвы лететь дорого, а из Прибалтики в Бельгию – дешево. Можно доехать на поезде до Вильнюса и улететь оттуда, добавив Бельгию в маршрут. Есть недорогой билет на 30 апреля. Нужно отпроситься с работы на день раньше и купить его.)
• Рассчитайте количество точек, которые хочется и возможно посетить за отведенный на поездку срок. За две недели можно успеть посмотреть Люксембург (два дня), Париж (три дня), замки Луары (еще пару дней), Лилль (два дня), Брюгге (день) и Брюссель (два дня). Учтите время на прилет и отлет, а также заложите время на дорогу между городами.
• Рассмотрите разные варианты ночлега и перемещения. Последовательность посещаемых мест определяется удобством перемещения между ними (так как вылет из Брюсселя, его осмотр оставляем на последний день).
• Проработайте детали. Найдите попутчиков. При необходимости внесите коррективы в маршрут.
Тщательно подходите к вопросу выбора точек, которые собираетесь посетить на маршруте. Конечно, они должны в первую очередь соответствовать цели вашего путешествия. Если вы бердуотчер (любите наблюдать за птицами), то малопосещаемые национальные парки Сулавеси будут вам гораздо важнее пляжей Бали или буддистских храмов Явы. А футбольному фанату промышленный Манчестер милее исторического Оксфорда.
Однако, как уже говорилось, чаще всего цель путешествия – общее знакомство со страной или регионом. В этом случае маршрут надо стараться сделать как можно более разнообразным, включая в него и большие города, отражающие особенности современной жизни страны, и маленькие городки-музеи, и сакральные храмовые комплексы, и природные красоты. Важно выделить т. н. «точки класса А» – самое важное, самое интересное и уникальное, что есть в стране. Памятники и объекты, имеющие мировую славу. Города, без которых сложно сказать: «Я был в этой стране». Быть в Перу и не побывать на Мачу-Пикчу. Возможно? Конечно. Но зачем? Мировые достопримечательности такого уровня надо видеть лично хотя бы для культурного ликбеза.
При построении маршрута также старайтесь включить в него «изюминки» сезона. Оказались в Германии во время Октоберфеста или в США на День святого Патрика? Немедленно в Мюнхен и в Бостон соответственно! Попадаете на солнечное затмение? Не пропустите! Сейчас лучшее время для трекинга? Сходите в горы. Впрочем, чтобы все это стало возможным, с сезоном поездки надо вначале угадать.
Выбор сезона поездки
Когда ехать? Вопрос, который задают сразу за вопросом «куда ехать». А в случае если время отпуска известно заранее и не подлежит изменению, этот вопрос становится и вовсе первоочередным. Правильно выбранный сезон – одно из необходимых условий успешного путешествия.
В каждом регионе есть высокий и низкий сезоны, причем плюсы и минусы можно найти в обоих. Если кратко: в высокий сезон лучше погода, в низкий – нет туристов. Но в высокий сезон все дорого, достопримечательности облеплены туристами, нормальные машины давно разобрали из прокатных контор, а места в гостиницах надо бронировать за месяц. Тогда как в низкий сезон погода постоянно норовит испортить отдых, а половина гостиниц и ресторанов закрыта до лучших времен.
Помните, что за высокий сезон считают не только лучшее климатическое время (в умеренных широтах это жаркое лето, а в тропиках – наоборот – сухая и прохладная зима), но и местные праздники и студенческие каникулы. Школьные каникулы в Австралии, США или ЮАР – довольно неприятное время для путешествий, характеризующееся автомобильными пробками, переполненными отелями и необоснованно завышенными ценами.
Еще хуже – оказаться в Иране в праздник Новруза (иранского Нового года, празднуется 21 марта), когда на 10 дней страна уходит в отпуск и отправляется в путешествие по стране или просто по гостям. И уж совсем кошмар – это Золотая Неделя (первая майская неделя) в Китае, когда на праздники с места снимается и уходит в неконтролируемый дрейф по стране львиная доля полуторамиллиардного населения Поднебесной.
Но очень важно – не попасть в несезон. Глупо оказаться на Карибах в разгар сентябрьских ураганов, когда на острове могут объявить эвакуацию, и вместо отпуска мечты на белоснежном пляже вы проведете его в лагере для временных переселенцев. Или летом в равнинной Индии, когда от высоких дневных температур плавится не только асфальт, но и мозг. Или на Тибете в зимнюю стужу. Или на Ближнем Востоке в сезон песчаных бурь.
Сезон надо выбирать в зависимости от цели поездки. В мае равнинная Индия – это ужасно, а вот для посещения горного штата Химачал-Прадеш – это, наоборот, лучший сезон. В некоторых странах несколько высоких сезонов по разным поводам. Например, Швейцарию летом наводняют любители горных походов и городской архитектуры, а зимой – горнолыжники.
Часто однозначно определить лучший сезон для посещения страны сложно из-за ее размеров и климатических различий. Например, южную часть Австралии (вместе с основными городами страны: Сиднеем, Мельбурном и т. д.) удобнее посещать в январе, в разгаре австралийского лета. Но не вздумайте отправиться в это время на север или в центр страны. В центре дневная жара будет зашкаливать за 50 градусов, а на севере – лить как из ведра. В июле (австралийской зимой) – все наоборот. В центре и на севере комфортные температуры, а вот на юге прохладно и дождливо.
Из этого можно сделать простой вывод: лучшее время для путешествий – межсезонье. Весна и осень – самое удачное время для отпуска, т. к. для большинства регионов мира это оптимальный сезон поездки.