Вы здесь

Как обучать биологии. Животные. 8 класс. Предисловие (А. И. Никишов, 2015)

© Никишов А. И., 2013

© ООО «Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013

Предисловие

Предлагаемое методическое пособие написано для учителей биологии и студентов педагогических вузов. В нем содержатся конкретные разработки уроков по всем темам раздела «Животные», отмечены учебно-воспитательные задачи и оборудование, методы обучения. Основу предлагаемых методических рекомендаций составляют такие принципы обучения, как научность и доступность, наглядность, преемственность в изучении биологического материала, развивающее и воспитывающее обучение, связь теории с практикой и др. Из методических приемов большое место уделено сравнению, анализу, синтезу и обобщению. Урок и лабораторная работа – основные формы изучения раздела «Животные», а методы обучения – рассказ, беседа и наблюдения. Работая в восьмых классах, учитель может, кроме традиционных уроков и лабораторных занятий, проводить и уроки-игры (подобно «Что? Где? Когда?», «Знаете ли вы, что?..»). При изучении тех или иных тем также можно применять идеографическое (рисуночное) письмо, при закреплении материала – биологический тренажер и пр. Возможно изучение материала крупными дидактическими единицами, (например, темами «Особенности строения и жизнедеятельности рыб», «Многообразие рыб и их хозяйственное использование»), с использованием натурального раздаточного материала, фиксированных объектов, объемных и плоскостных изобразительных пособий, видео из интернет, иллюстрированных дидактических карточек, программированных заданий и пр. При этом важно, чтобы нетрадиционная методика, внедряемая в процесс обучения, обеспечивала бы более результативное выполнение учебно-воспитательных задач раздела «Животные», как и курса биологии в целом. Обеспечение учащихся прочными знаниями, а также необходимыми учебными умениями во многом связано с проверкой и оценкой изучаемого материала. Известно, что частое вовлечение учащихся в работу проверочного характера способствует активизации их познавательной деятельности на уроках и побуждению к систематическому выполнению домашних заданий. С учетом этого в пособии предлагаются разнообразные способы проверки знаний и умений в зависимости от бюджета времени, отводимого на изучение раздела и каждой темы. Надеемся, что предлагаемое пособие окажет большую помощь учителю.