Часть 2
Указание пути в царствие небесное
Основу этой части книги составляет труд святителя Иннокентия (Вениаминова) «Указание пути в Царствие Небесное».
Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1797–1879) – митрополит Московский, чудотворец. Замечательный церковный деятель и миссионер. Он прошел путь от сельского приходского священника Иркутской епархии до кафедры Московских Святителей. Распространял христианство на Камчатке и Алеутских островах. Он составил азбуку и первую грамматику алеутского языка, перевел на алеутский язык несколько книг Священного Писания, ряд проповедей и богослужений. Основал Православное Миссионерское общество.
Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. В 1833 году он написал на алеутском языке одно из лучших творений Православного миссионерства – «Указание пути в Царствие Небесное», ныне переведенное на разные языки и выдержавшее десятки переизданий.
На земле мы странники, отечество наше – на небесах
«Люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают; но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно. А жить с Богом могут одни только христиане, т. е. те, которые право веруют во Иисуса Христа.
Всякий человек, кто бы он ни был, желает и ищет себе благополучия и счастья. Желать себе добра и искать благополучия или блаженства есть врожденное чувство человека, и потому это не есть грех или порок. Но надобно знать, что здесь собственно, на земле, не находилось, не находится и никогда не найдется истинного и совершенного счастья и благополучия, ибо все наше благополучие и блаженство находится только в Боге: никто и никогда без Бога или вне Бога не найдет истинного счастья и совершенного благополучия.
В сем свете ничто, кроме Бога, не может наполнить нашего сердца или вполне удовлетворить наших желаний. Не потушить пожара хворостом и маслом, потому что одна только вода может потушить его: точно так не насытить желаний сердца человеческого благами мира сего, потому что одна только благодать Божия может утолить жажду желаний наших.
Всякая желаемая нами вещь только до тех пор нам нравится, пока мы еще ею не владеем; когда получим ее, то она скоро наскучивает нам. Или: нам кажется – хорошо и заманчиво лишь только то, чего мы еще не имеем; а все, что мы имеем из вещей, хотя бы самое лучшее, или нам недостаточно, или нас не занимает. Лучший пример этому есть царь Соломон, который, как известно, был столько богат, что вся домашняя утварь во дворцах его была из чистого золота; был столько премудр, что цари приходили послушать его, и был столько славен, что враги трепетали его. Он, будучи просвещен и могуществен более всех своих современников, мог удовлетворять всем своим желаниям и прихотям, так что почти не было вещи на свете, которой бы он не имел или не мог получить. Но при всем том, и он не мог насытить своего сердца, и желания сердца томили и мучили его гораздо более, нежели обыкновенного человека, и он, наконец, испытав все на свете, сказал в своих писаниях: все на сем свете суета, и ничто не может насытить наших желаний.
Точно, ни одно земное благо не может насытить сердца нашего: мы на земле странники, пришельцы и путешественники; дом и отечество наше – там, на небесах, в Царствии Небесном, и нет на свете таких вещей, которые бы могли совершенно удовлетворить желаниям нашим. Пусть человек завладеет целым миром и всем, что есть в мире, но и все это займет его, можно сказать, только на минуту, но отнюдь не насытит его сердца: ибо сердце человека может быть вполне удовлетворено и насыщено только любовью Божию, и потому один только Бог может наполнить душу и сердце человека и утолить жажду желаний его.
Итак, хотите ли вы жить с Богом там, в Царствии Небесном, – будьте христианами православными. Хотите ли вы себе благополучия и счастья, – ищите его в Боге. И желаете ли, чтобы сердце наше было вполне удовлетворено, – обратите его к Богу, от Которого вы отдалились своими грехами.
Но знайте, что никто сам собою, без Иисуса Христа, не может возвратиться и приблизиться к Богу: потому что грехи наши, как высокая стена не допускают нас к Нему. И если бы Иисус Христос по милосердию Своему к нам не сошел на землю, и если бы Он не принял на Себя человеческой плоти и смертью Своею не разрушил стены, не допускающей нас к Богу, то все люди погибли бы невозвратно, и ни один человек не мог бы приблизиться к Богу, и не мог бы жить с Ним. Потому что всякий человек есть грешник, во грехе родится из чрева матери своей, и в самом младенце, хотя он ничего житейского и не знает и не делает, грех уже есть, как семя.
И потому Иисус Христос есть наш Искупитель, Спаситель, Избавитель и Благодетель. И теперь всякий человек, кто только захочет, может возвратиться к Богу и войти в Царствие Небесное.
Но знайте, что путь в Царствие Небесное есть только один; и путь этот есть тот самый, которым прошел Иисус Христос, живя на земле. Другого пути нет, и никогда не было, и не будет, ибо Иисус Христос сказал: «Я есмь путь, и если кто хочет за Мною идти, отвергнись себя, возьми крест свой и иди за Мною».
И потому для всякого христианина, и даже для всякого человека, весьма необходимо знать: какой этот путь, как найти его и как идти по нему?»
Рай, который мы потеряли
Прежде, нежели мы будем говорить об этом, посмотрим, какие те блага, которые имел Адам в Раю до содеяния им греха, и какое то зло, которое постигло Адама после содеяния греха, а с ним и всех людей.
Первый человек, будучи сотворен по образу и по подобию Божию, пока не помрачил подобия Божия своеволием, был блажен тем самым образом и подобием Божиим: потому что как Бог не имеет конца и вечен, так и Адам сотворен был бессмертен; Бог есть всеправедный, и Адам сотворен был безгрешным и праведным; Бог есть всеблажен, и Адам сотворен был блаженным, блаженство его день ото дня могло увеличиваться более и более, во всю вечность.
Адам жил в прекраснейшем Раю, или саду, насажденном Самим Богом, где он был всем доволен, всегда был здоров и никогда не знал бы никакой болезни; он никого не боялся, все звери и птицы повиновались ему как царю своему; он не чувствовал ни холода, ни жара, и хотя он и трудился, и делал в Раю, но делал с удовольствием и наслаждением, и не знал ни тягости в труде, ни усталости в теле.
Душа и сердце его были наполнены познанием и любовию Божиею; он всегда был спокоен, весел и не знал и не видал никаких неприятностей, ни беспокойств, ни мучений, и печалей. Все желания его были чисты, правильны и в устройстве, память, разум и все прочие душевные способности были совершенны; и, будучи невинен и чист, он всегда пребывал с Богом и беседовал с Ним, и Бог любил его, как Своего любимого сына. И, коротко сказать: Адам был в Раю, и в Адаме был Рай.
Конец ознакомительного фрагмента.