Вы здесь

Как обманывают при покупке автомобиля. Руководство для экономных. Глава 1. Что нужно учитывать при покупке машины (А. А. Гладкий, 2009)

Глава 1

Что нужно учитывать при покупке машины

Какие же факторы необходимо учесть в первую очередь при покупке автомобиля? С чего начинать осмотр автомобиля? Почему не рекомендуется ехать на рынок в одиночку? Об этом, а также о многом другом мы расскажем в первой главе книги.

Для каких целей вам нужен автомобиль?

Вначале следует определиться, для чего именно вам необходим автомобиль: для ежедневных поездок на работу, или для езды всей семьей на дачу (на природу) в летние уикэнды, или для поездок в магазины и на рынок и т. д. А может, вы предполагаете решать на своей машине все перечисленные задачи и плюс к ним – еще какие-нибудь? К слову, подавляющее большинство российских граждан склонны к последнему варианту: у них в семье одна машина на все случаи жизни. Почти всегда такое положение вещей, конечно же, обусловлено ограниченной покупательской способностью россиян вследствие невысокого дохода.

Если вы предполагаете ездить на машине на работу, то вам подойдет автомобиль среднего класса с типом кузова «седан» – например, «Опель-Вектра», «Фольксваген-Вента» и т. п. Также для этой цели хорошо подходят некоторые машины компакт-класса с типом кузова «хэтчбэк», «купе» или «седан»: «Опель-Астра», «Форд-Эскорт», «Фольксваген-Гольф» и т. п. (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Такой автомобиль удобен для городских поездок


Для семейных поездок за город удобно использовать вместительные автомобили с типом кузова «универсал»: «Форд-Мондео», «Опель-Омега», «Мерседес» и др. Еще лучше для подобных целей подходят минивэны. Правда, минивэны находятся в другой ценовой категории и стоят на порядок дороже. Зато для большой семьи более удобный автомобиль найти трудно.

Для поездок по магазинам и рынкам (т. е. для шопинга) наши женщины с удовольствием используют малогабаритные машины (рис. 1.2) вроде «Форд-Каа» или «Фиат-Уно».

Рис. 1.2. Пример типичного «дамского» автомобиля


Такие автомобили просты в управлении, за счет небольшого размера хорошо маневрируют и при этом с лихвой вмещают в себя все покупки. Очевидно, что ездить в супермаркет на «универсале» иди «минивэне» не всегда целесообразно (если только вы не планируете запастись продуктами и иными вещами на ближайший год).

Этап 1. Однако выбор конкретной марки и модели автомобиля – это еще не все. Перед покупкой необходимо трезво оценить свои финансовые и иные возможности и хотя бы приблизительно подумать о том, насколько интенсивно предполагается эксплуатировать автомобиль, и на основании этого сформулировать свои требования к году выпуска и общему техническому состоянию машины. На этом же этапе рекомендуется определиться с цветом (если это имеет принципиальное значение), а также с различного рода «наворотами» (стерео, электропакет, кондиционер и т. д.).

Этап 2. Если вы предполагаете приобрести новый автомобиль, то второй этап выбора либо вообще будет отсутствовать, либо будет весьма поверхностным – например, «цвет серебристый, и обязательно – кондиционер». А вот что касается подержанных машин, то здесь имеется широкое поле для размышлений. Например, критично ли для вас, если на кузове машины будет пара «пауков» (т. е. мест, где начинается ржавчина), или вы желаете, чтобы кузов был в отличном состоянии? Если в отличной по всем параметрам машине есть только один недостаток – изношенное сцепление, которое нужно поменять, устроит это вас или нет? Подобных вопросов можно задать себе великое множество, поэтому второй этап выбора автомобиля дает богатую пищу для размышлений.

Этап 3. На этом этапе вы, определившись со своими требованиями к своему будущему четырехколесному другу, выбираете на рынке или в автомобильном салоне конкретный автомобиль. И здесь важно знать и понимать следующее: с первого раза автомобиль почти никогда не покупается. Это касается в первую очередь подержанных автомобилей: ведь нужно присмотреться, изучить сложившиеся рыночные тенденции и т. п.

Покупка автомобиля в кредит: это должен знать каждый

Для многих россиян покупка автомобиля в кредит – единственный шанс осуществить свою заветную мечту и стать наконец-то автовладельцем. Однако в своем стремлении реализовать задуманное не стоит забывать о том, что на этом благом людском желании кое-кто не прочь погреть руки. О том, какие малоприятные сюрпризы могут поджидать вас при покупке автомобиля в кредит, мы и расскажем в данном разделе.

Многие забывают, что при оформлении кредита нужно самым тщательным образом изучить условия кредитного договора. Почти повсеместно в таких договорах встречаются пункты, которые в устном порядке не оговариваются. В конечном итоге по прошествии какого-то времени вы с недоумением можете обнаружить, что кроме погашения основного долга и причитающихся процентов вам придется нести еще целый ряд расходов вроде комиссии за кассовое обслуживание, оплаты за обслуживание счета и т. п.

Помни об этом

Подобные условия почти всегда набраны в договоре мелким и плохо читаемым шрифтом. Это сделано специально – чтобы кредитополучатель не заметил их своевременно. Учтите, что после подписания вами договора вы не сможете опротестовать эти условия договора и отказаться от их выполнения.

Подобным грешат как автомобильные салоны, предоставляющие покупателям возможность купить машину в кредит, так и банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Для оформления займа нужно заполнить заявку на кредит по установленной форме. Как правило, заявка содержит следующие сведения: ФИО клиента, его адрес, место работы и занимаемая должность, цель привлечения кредитных средств, сумма запрашиваемого займа, а также его валюта и срок погашения.

Некоторые банки требуют от потенциальных кредитополучателей экономическое обоснование возврата кредита, которое также заполняется на выдаваемом бланке. Обычно этот документ содержит сведения о том, за счет чего клиент намеревается выполнить все свои обязательства по кредиту в установленные сроки. Иначе говоря, указывается размер месячного дохода и суммы удержаний из него (налоги, взносы в пенсионный фонд, платежи по исполнительным листам и т. д.).

Одной из мер обеспечения возврата кредита является привлечение поручителей – лиц, которые обязуются выполнить все обязательства перед банком вместо кредитополучателя, если он будет не в состоянии этого сделать.

Помни об этом

С каждым поручителем банк заключает соответствующий договор. При этом нередко за каждый такой договор банк взимает дополнительную плату, которую должен внести либо поручитель, либо кредитополучатель (в реальности платит кредитополучатель).

При оформлении займа может использоваться такое понятие, как «совокупный доход». Оно подразумевает, что в качестве обеспечения возврата полученных средств может приниматься доход не только кредитополучателя, но и доход его супруга (супруги), а также ближайших родственников (брат, сын, дочь и др. – перечень в разных банках может различаться). На практике это выглядит примерно так: клиент узнал от работника банка, что требуемую сумму выделить ему не могут, поскольку размер месячного дохода слишком мал для обеспечения возврата кредита. В этой ситуации клиент имеет право взять в совокупный доход размер дохода близкого человека, и этого вполне может хватить для получения требуемой суммы заемных средств.

Заранее подумайте, в какой валюте вам нужен кредит: в национальной или иностранной? Здесь нужно учесть целый ряд нюансов, и первый из них – это размеры процентных ставок по рублевым и валютным кредитам. Также следует выяснить – может, имеются какие-то еще особенности? В частности, может так оказаться, что срок выдачи рублевых кредитов на покупку авто – не более трех или пяти лет, а кредит в валюте можно взять и на семь, и на десять лет. А если вы покупаете машину с рук – заранее уточните у продавца, какую валюту он хотел бы получить, чтобы не пришлось бегать впоследствии по обменникам и терять лишние деньги на обменном курсе.

Это полезно знать

В соответствии с действующим законодательством все расчеты между вами и продавцом должны вестись только в российских рублях. Так что если вы намереваетесь рассчитаться иностранной валютой (чего греха таить – на авторынках в подавляющем большинстве случаев купля-продажа машин осуществляется за валюту) – заранее позаботьтесь о том, чтобы никто из посторонних об этом не узнал.

Как мы уже отмечали ранее, многие банки и иные финансово-кредитные учреждения при выдаче займа требует от клиента произвести оплату целого ряда услуг. Такими услугами могут являться: «комиссионное вознаграждение за кассовое обслуживание» (при получении наличных денег), разовый платеж «за рассмотрение заявки на кредит», «за анализ кредитного пакета», «за изучение рыночной конъюнктуры» (мол, действительно ли этот автомобиль может стоить столько денег, сколько клиент просит в кредит) и т. д. Если оформляется валютный заем, перечень этих услуг может быть шире: в нем наверняка появятся пункты «за покупку валюты на бирже», «комиссионное вознаграждение за валютно-обменные операции» и т. д. В результате может оказаться, что сумма кредита будет несколько меньше, чем указано в договоре с банком, либо реальная процентная ставка превысит задекларированный размер.

Пример. Вот конкретный случай, который недавно имел место быть в одном из московских банков (ситуация типичная, такое встречается по всей России). Человек пожелал оформить валютный кредит в долларах США. В договоре с банком была отражена сумма кредита в размере 5000 долларов США, но после оплаты целого ряда дополнительных услуг (различного рода комиссии, вознаграждения и т. п.) у кредитополучателя на руках реально осталось 4800 долларов США. Несложный арифметический подсчет показывает: в реальности сумма полученных заемных средств оказалась на 4 % меньше суммы, отраженной в договоре. Отметим, что в данном случае банковские работники вели себя честно, предварительно уведомив клиента о предстоящих расходах. Тем не менее, известно немало примеров, когда клиент узнает о таких «сюрпризах» слишком поздно, но поделать уже ничего не может, поскольку в подписанном им договоре все эти нюансы отражены, но набраны мелким и плохо читаемым шрифтом.

Еще один важнейший аспект, который нужно учесть до подписания кредитного договора – это возможность досрочного погашения кредита. Мало ли – вдруг у вас появится возможность раньше времени выполнить все свои обязательства по кредиту. Неудивительно, что в этой ситуации вам захочется рассчитаться с банком, чтобы не платить ему лишние проценты. И даже если вам не хватит денег для полного погашения кредита, вы можете погасить его частично – это позволит существенно снизить размер ежемесячных платежей (в этом случае не забудьте обратиться в банк с соответствующим заявлением).

Но учтите, что далеко не все банки позволяют досрочно гасить кредиты, а если позволяют это делать – то с уплатой внушительных штрафов. На практике это выглядит примерно так: за преждевременное погашение кредита банк берет с кредитополучателя штраф в размере 150 долларов США за каждый оставшийся год кредита. Несложно подсчитать, что если заем был оформлен сроком на 7 лет, из них 4 года кредитополучатель своевременно вносил все платежи по нему, а оставшуюся сумму основного долга решил погасить досрочно, то ему придется уплатить банку 450 долларов США штрафных санкций (3 оставшихся года умножить на 150 долларов США штрафа за каждый год – получится 450 долларов США). При этом с клиента зачастую не снимается обязанность выплатить все проценты, которые «набежали» бы за эти 3 года.

Как относиться к помощникам и советчикам при выборе авто?

Излишняя самонадеянность и самоуверенность – проблема многих потенциальных покупателей. Нередко человек, едва успев закончить автошколу и имея весьма поверхностные знания об автомобилях, спешит купить машину самостоятельно, без посторонней помощи. Мотивирует он это тем, что, мол, «я взрослый человек, который не глупее других, поэтому мне не нужны советчики, сбивающие с толку, – я вполне в состоянии самостоятельно купить автомобиль».

Стоит ли говорить, что такое мнение глубоко ошибочно! Подобные рассуждения допустимы лишь со стороны опытных автомобилистов, не только имеющих многолетний опыт вождения, но и хорошо разбирающихся в устройстве автомобиля. Если человек много лет занимался ремонтом и обслуживанием машин (например, работал на СТО), то, конечно, он и сам может оценить состояние любого подержанного автомобиля. Но если покупатель знаком с машинами только по статьям в журнале «За рулем» – ему однозначно потребуется помощник.

Однако найти надежного помощника – еще та проблема. Конечно, если среди ваших друзей, знакомых или родственников имеется разбирающийся в машинах специалист – считайте, что вам повезло. А если нет?

Помните, что далеко не каждый автомобилист подходит на роль помощника в выборе автомобиля. К сожалению, сплошь и рядом полно пустозвонов, дающих всем подряд советы, хотя сами они разбираются в машинах в лучшем случае на слабую «троечку», а чаще всего – не разбираются вовсе. Таких горе-советчиков можно встретить на любой автостоянке, в любом гаражном кооперативе. Самое неприятное то, что свои «советы» они дают с авторитетным видом, тоном, не терпящим возражений, и доказать им свою точку зрения практически нереально. Такого «знатока» лучше не привлекать в качестве помощника для выбора автомобиля. Если уж совсем некуда деваться и надежного эксперта вам найти никак не удалось – попробуйте проверить реальную квалификацию предлагающего свои услуги человека, сверив его советы и рекомендации с тем, что написано в специализированных и известных автомобильных журналах, а также в руководствах по эксплуатации автомобиля.

Совет

После покупки автомобиля приобретите специализированную книгу, посвященную устройству, ремонту и техническому обслуживанию автомобиля вашей марки и модели. Такие книги (внешне они напоминают большой журнал) продаются повсеместно – на автомобильных рынках, в книжных магазинах, на уличных лотках и т. п., и стоят порядка 7-10 долларов США.

Помните, что вряд ли хорошим советчиком окажется автомобилист, который привык менять машину каждые 2–3 года: за столь короткий срок, как правило, машина не успевает создать владельцу сколь-нибудь серьезных проблем, поэтому реально этот человек вряд ли обладает какими-то существенными знаниями и опытом. Зато владелец старой машины, на которой он ездит лет 7-10 или больше, наверняка сможет помочь дельным советом при выборе автомобиля: за эти годы ему довелось столкнуться с самыми разными проблемами, и он в состоянии оказать практическую помощь.

Как ни странно, но следует критически относиться к советам водителей-профессионалов, которые много лет ездят за рулем и зарабатывают этим на хлеб. Дело в том, что на крупных предприятиях, как правило, ремонтом и обслуживанием автомобилей занимаются не водители, а специально предназначенные для этого специалисты, поэтому тонкостей устройства автомобиля и его диагностики они могут не знать. По этой же причине им трудно оценить реальное состояние подержанного автомобиля.

Учтите, что выявить абсолютно все недостатки, которые имеются у подержанной машины, далеко не всегда может даже самый опытный специалист. Можно оценить внешнее состояние машины, осмотреть салон, загнать ее на эстакаду и проверить снизу, послушать работу двигателя, совершить пробную поездку и т. п., но в любом случае никто не сможет заглянуть, например, в коробку передач, чтобы оценить степень износа деталей.

В настоящее время на российских автомобильных рынках можно встретить специалистов, которые за определенную сумму денег (которая обычно рассчитывается как оговоренный процент от стоимости автомобиля) предлагают «чайникам» свою помощь в выборе машины. Кстати, подобные объявления можно встретить и в газетах.

Как вариант, если у вас больше не к кому обратиться, а своих знаний и опыта недостаточно (либо они отсутствуют вовсе), действительно можно воспользоваться услугами таких помощников. Жалеть на это деньги не стоит – экономия может вылезти боком, но поторговаться очень даже можно.

Однако следует учитывать, что здесь может быть палка о двух концах. С одной стороны, помощь специалиста, хорошо разбирающегося в машинах, при выборе автомобиля может оказаться поистине неоценимой: ведь не секрет, что обмануть «чайника» и продать ему под видом отличной машины самый настоящий хлам на колесах, для российских продавцов не представляет никакой трудности. Помощник обратит ваше внимание на те либо иные изъяны, подскажет, на чем можно сбить цену, отговорит от покупки вполне приличного с виду, но полностью гнилого изнутри автомобиля. Кроме этого, у людей, постоянно имеющих дело с машинами, глаз уже наметан, и они по только им известным признакам могут понять, что у автомобиля есть проблемы: например, он был угнан, или у него проблемы с таможней, либо перебит номер на двигателе и т. п. Стоит ли говорить, какими серьезными неприятностями чревата покупка подобной машины!

Иначе говоря, хороший специалист, как говорится, «нутром чует» машину, у которой есть невидимые глазу проблемы, а это очень важно.

Но есть и обратная сторона медали. Некоторые такие помощники работают «на два фронта»: с одной стороны, они за деньги помогают выбрать машину дилетанту, с другой стороны – опять же за деньги помогают продавцу сбыть его автомобиль. Получается, как в той поговорке: ласковое теля двух маток сосет. В данном случае помощника мало будет волновать, в каком действительно состоянии находится продаваемый автомобиль: он без зазрения совести порекомендует эту машину клиенту, причем за его же деньги.

Правда, справедливости ради следует отметить, что помощники, постоянно работающие на конкретном рынке, стараются своим клиентам не предлагать машины, находящиеся в плохом состоянии. Здесь все может выглядеть так: вначале продавец просит помощника-эксперта о содействии в продаже автомобиля, разумеется – за определенное вознаграждение. Помощник оценивает состояние машины и подыскивает такого клиента, который хочет купить машину примерно такого класса и состояния; клиенту он оказывает содействие в выборе автомобиля и тоже получает за это свое вознаграждение. Затем они ходят по рынку и смотрят выставленные на продажу автомобили: во всех понравившихся клиенту машинах помощник находит какие-нибудь «недостатки» и ненавязчиво отговаривает его от покупки. Таким образом, «тихо-мирно-не спеша» они добираются до того автомобиля, за продажу которого помощнику-эксперту обещано вознаграждение. Стоит ли сомневаться, что в конечном итоге именно эту машину купит доверчивый клиент!

Нужно ли брать с собой деньги?

Всех покупателей автомобилей можно условно разделить на две группы: те, кто берет с собой деньги, отправляясь за машиной, и те, кто едет выбирать автомобиль без денег, и берут их только непосредственно перед расчетом с продавцом.

В подавляющем большинстве случаев брать с собой деньги (тем более, если вы планируете купить машину на автомобильном рынке) не рекомендуется. Особенно это касается тех, кто едет на рынок в первый раз, по большей части с ознакомительными целями.

В первую очередь не стоит забывать, что любой рынок, в том числе и автомобильный, – это «место работы» профессиональных воров и мошенников, лучшая защита от которых – это пустые карманы. В настоящее время у них существует «вагон и маленькая тележка» самых разнообразных приемов и хитростей, с помощью которых они выманивают у незадачливых покупателей машин имеющиеся у них при себе суммы денег.

Кроме этого, деньги можно элементарно потерять – например, доставая из кармана пачку сигарет, или ручку с блокнотом (чтобы записать номер телефона продавца), или любой иной предмет.

Также отсутствие при себе денег может сыграть решающую и положительную роль в случае, когда целесообразно отказаться от покупки осмотренного автомобиля. Не секрет, что многие продавцы машин по своей сути являются неплохими психологами и умеют быстро склонить человека к покупке автомобиля. В этот момент покупатель может полностью не осознавать, что от этой машины лучше отказаться: у него над ухом что-то щебечет продавец, автомобиль с виду приличный, в кармане лежит сумма денег, и он принимает решение о покупке. А если бы у покупателя денег при себе не было, наверняка все бы закончилось так: если машина очень понравилась, он бы взял у продавца телефон, а дома еще раз хорошенько обдумал бы целесообразность покупки.

Однако нельзя не отметить и тот момент, что в некоторых случаях наличие при себе денег может сыграть положительную роль. Например, многие продавцы соглашаются снизить цену, когда покупатель говорит, что деньги у него при себе и он готов рассчитаться хоть сейчас. Причем размер этой скидки может быть довольно ощутимым, и продавец никогда не предоставил бы ее покупателю, который не предложил бы немедленный расчет.

В любом случае, если вы отправляетесь покупать машину и берете с собой деньги – пригласите напарника из числа близких людей. Даже если он не разбирается в автомобилях – не стоит разгуливать в одиночку с большой суммой денег в кармане.

Вы собрались на рынок…

Как правило, первая поездка на автомобильный рынок (рис. 1.3) носит лишь ознакомительный характер. Посетить рынок просто для того, чтобы узнать «что-где-почем», рекомендуется задолго до того, как вы планируете купить машину (например, за месяц-полтора до покупки). Это позволит вам реально оценить свои возможности, подкорректировать свои требования к машине, может быть – вообще задуматься о целесообразности покупки машины именно сейчас (может, имеет смысл отложить это дело на полгода-год).

Рис. 1.3. Типичный российский авторынок


Многие будущие автовладельцы, которым деньги, что называется, «карман жгут», и которые спать не могут от той мысли, что у них нет автомобиля, хотят купить машину при первом же посещении рынка. Отметим, что спешка при покупке автомобиля почти всегда не оправдана (если, конечно, нет каких-то форс-мажорных обстоятельств): выбор и покупка машины – это серьезный шаг и важное жизненное решение, поэтому торопиться в данном вопросе не следует.

Итак, вы совершили первую поездку на рынок и получили первое впечатление от того, что там сейчас делается. Возможно, в это время вы еще даже не насобирали требуемую сумму – не беда: зато вы немного владеете ситуацией и знаете, на что можно рассчитывать. Кстати, такую предварительную поездку можно совершать не одну, а две-три, и многие будущие автовладельцы так и делают: не спеша ходят по рынку, через какое-то время приезжают на него вновь, смотрят машины, где-то потихоньку торгуются и т. п., иначе говоря – «варятся в рыночном соку», как бы смакуя выбор своей будущей машины.

Когда вы полностью «созрели» (кстати, и в финансовом плане тоже) и определились, можете приступать к выбору своего железного коня.

Примечание

Выбирая себе подержанный автомобиль, помните: вряд ли вам удастся найти вариант, который полностью удовлетворял бы всем вашим требованиям. В любом случае, где-то и чем-то придется пожертвовать. Как показывает практика, даже если вы найдете на 100 % то, что искали, то стоить этот автомобиль будет дороже, чем вы рассчитывали.

Находясь на автомобильном рынке, не стесняйтесь торговаться, даже если вы не планируете купить именно этот автомобиль: при покупке «своей» машины этот опыт вам пригодится.

Не жалейте, если какой-то вроде бы подходящий автомобиль купили прямо перед вами: ваш автомобиль в любом случае достанется вам.

Как не попасть впросак, покупая автомобиль по объявлению

Если вы намереваетесь приобрести автомобиль, то это можно сделать не только на авторынке или в автосалоне, но и с помощью объявлений в СМИ либо в Интернете. При этом необходимо учитывать некоторые нюансы, о которых мы и расскажем в данном разделе.

Помни об этом

Приобретать «бэушную» машину по объявлению в газете имеет смысл лишь тогда, когда в пределах досягаемости нет авторынка или иного подобного торгового места, на котором можно было бы увидеть машину «живьем» со всеми полагающимися документами.

Почему же люди зачастую продают машины именно по объявлению? Тому есть несколько причин.

Первая причина – желание сэкономить. Не секрет, что на многие автомобильные рынки въезд платный, а поскольку с первого раза машина почти никогда не продается и ездить на рынок придется неоднократно, то в конечном итоге получается солидная сумма. Например, если въезд на рынок стоит 15 долларов США, а машина продалась только с пятого раза, то нетрудно подсчитать, что всего продавец понесет дополнительных расходов на 75 долларов США. А ведь еще нужно учесть стоимость топлива, потребленного на эти поездки!

Как правило, подобным образом экономят продавцы дешевых машин – старых иномарок, «Жигулей», «Москвичей» и т. д. Это неудивительно: на фоне небольшой суммы вырученных от продажи денег сумма дополнительных расходов довольно чувствительна.

Также по объявлениям продают машины, которые находятся не на ходу (серьезная поломка, последствия ДТП и т. п.). Очевидно, что тянуть такой автомобиль для продажи на рынок – несусветная глупость. Если вы согласны купить автомобиль не на ходу (например, вы сами в состоянии привести его в порядок), то покупка по объявлению – самый подходящий вариант.

Часто по объявлениям продаются машины, которые ранее были угнаны, или у которых имеются другие проблемы (не в порядке документы, номера узлов и агрегатов и т. п.). Это неудивительно: продавать такой автомобиль на рынке опасно – он может попасться на глаза сотрудникам правоохранительных органов. При продаже автомобиля с плохой историей по объявлению риск намного снижается.

Кстати, в подобных случаях продавец часто настаивает на том, чтобы продать машину по генеральной доверенности (т. е. покупатель сам сможет снимать ее с учета и ставить на учет в ГИБДД, продавать, а также выполнять иные действия, разрешенные действующим законодательством). На словах продавец мотивирует свое такое желание тем, что ему срочно нужны деньги, он очень спешит, ему срочно нужно уезжать и т. п., и именно поэтому ему некогда заниматься снятием машины с учета и другими формальностями.

На самом же деле его логика проста: зная, что с машиной не все в порядке, он не желает лишний раз «светиться» в ГИБДД, предоставляя улаживать все вопросы по оформлению и прочие формальности покупателю. Поэтому, быстро оформив генеральную доверенность и получив деньги, продавец исчезает.

Примечание

Более подробно о том, почему опасно покупать машину по генеральной доверенности, мы поговорим позже (см. главу 5).

Однако даже если автомобиль продается по объявлению – это не обязательно означает, что у него какие-то серьезные проблемы, поэтому не стоит подозревать в нечистоплотности всех и вся. Например, может быть ситуация, когда хозяин машины просто умер, и продажей занимается его жена, у которой нет и никогда не было прав и которая понятия не имеет, как снимается с учета автомобиль в ГИБДД. В подобных ситуациях вам также, скорее всего, будет предложено купить автомобиль по генеральной доверенности.

Кстати, некоторые покупатели автомобилей сами дают объявления в газету примерно такого содержания: «Куплю иномарку б/у в хорошем состоянии. Телефон 777-77-77».

Однако такой способ покупки автомобиля имеет много недостатков. Первый из них – по номеру вашего телефона (неважно – домашнего или мобильного) относительно нетрудно определить ваш домашний адрес. Именно таким нехитрым способом квартирные воры узнают о том, что у этого человека есть деньги как минимум на покупку машины. И даже если вы храните свои сбережения не дома, а, например, в банке – вряд ли вам понравится, если в вашей квартире побывают злоумышленники.

Кроме этого, по такому объявлению вам будут звонить все, кому не лень, и предлагать самые разные машины. Ведь понятие «в хорошем состоянии» довольно абстрактно, поэтому вам могут предложить и «Мерседес» 2005 года выпуска, и «Опель» 1987 года. И все будут говорить, что «машина в хорошем состоянии, полностью на ходу, у нее все работает» и т. п. Конечно, если вам все равно, что покупать – можете дать такое объявление. Но если к своему будущему автомобилю у вас сформулированы более-менее конкретные требования – давать подобные объявления не имеет смысла.

Какое авто покупать – импортное или отечественное?

Подавляющее число автоспециалистов твердо убеждены в том, что приобретать надо автомобиль только импортного производства. Многие настроены еще более категорично: мол, в России легковой автопром отсутствует как таковой, а то, что выпускается на российских автозаводах (за исключением собираемых в России иномарок), автомобилем назвать никак нельзя. По крайней мере, ни одно даже самое современное детище того же «АвтоВАЗа» или «ГАЗа» по своим потребительским качествам и близко не может сравниться с какой-нибудь даже десятилетней иномаркой, являясь по сравнению с зарубежным «секонд-хендом» (не говоря уже о новых иномарках) неуклюжей пародией на современный автомобиль. К сожалению, российские автозаводы продолжают в большом количестве штамповать откровенный неликвид, который удается «втюхать» своим соотечественникам только благодаря мощнейшему административному ресурсу со стороны государства (попросту говоря, людей вынуждают покупать невзрачные российские авто, законодательно утвердив драконовские таможенные пошлины на ввоз импортных автомобилей).

К тому же стоимость новых отечественных авто уже давно превысила все разумные пределы. За те же «Жигули» какой-нибудь из последних моделей («ВАЗовские» автомобили, пусть и различаются по внешнему виду, по сути являются обычными «Жигулями») вам придется выложить примерно 9 000-12 000 долларов и даже больше (рис. 1.4). Другими словами, неоправданно высокая цена – один из самых явных и очевидных недостатков новых отечественных машин.

Рис. 1.4. Автомобиль ВАЗ-2112


Но, как это ни парадоксально, приверженцев российского автопрома тоже достаточно. Поэтому в этой книге мы постараемся придерживаться объективных позиций и расскажем о преимуществах и недостатках как российских, так и импортных автомобилей.

Как-то несколько лет назад довелось услышать спор двух людей: один – небедный человек предпенсионного возраста, другой – молодой человек средних лет. Первый, имея немалую сумму денег, собрался приобрести новую российскую машину. Да какую – ВАЗ-2107! И это при том, что за имеющуюся сумму (ну или добавив самую малость) он запросто мог купить подержанную иномарку (например, «Ауди») в отличном состоянии. Когда молодой человек недоуменно спросил: «А почему, собственно, «Жигули», когда вы можете приобрести очень хорошую иномарку?», его оппонент уверенно ответил: «А меня такая машина вполне устраивает. К тому же она новая». На логичное возражение: «Да ведь ни по комфорту, ни по экономичности, ни по безопасности, и по целому ряду других свойств она и сравниться не может даже с не первой свежести иномаркой!» последовал ответ в том духе, что, мол, мне вполне достаточно «жигулевских» качеств, а чтобы привезти мешок картошки с дачи, не нужны ни «Опели», ни «БМВ» и ни «Ауди». А последним аргументом в пользу «Жигулей» было то, что на российский автомобиль запчасти намного дешевле и найти их проще, чем на иномарку.

В конечном итоге поклонник иномарок так и не смог доказать любителю «Жигулей» очевидное: иномарка надежней, комфортней, быстрей, безопасней и удобней любого российского автомобиля.

С другой стороны, стоимость подержанных отечественных авто вполне демократична. Ведь сегодня даже человек с небольшим достатком может позволить себе какой-нибудь «Жигуль» 10-15-летнего возраста. Дешевизна подержанных российских автомобилей является их серьезным преимуществом по сравнению с иномарками (рис. 1.5). К тому же в цене отечественных автомобилей отсутствуют таможенные пошлины, и во многом благодаря именно этому на российских дорогах до сих пор полно всяких «Жигулей», «Москвичей» и «Волг».

Рис. 1.5. Такую машину сегодня можно купить за мизерные деньги


Еще одно преимущество российских машин состоит в том, что для них практически нет проблем с запчастями, причем их цена намного ниже, чем на запчасти для иномарок. Отметим, что многие российские «самоделкины» умеют своими силами изготавливать некоторые запчасти на отечественные машины в своих гаражах. Вот типичный пример: переднее крыло для «Москвича» можно найти за 5 долларов США, а для какого-нибудь «БМВ» или «Мерседеса» оно может стоить до 100 долларов США и даже выше. Как говорится, разница налицо…

Отечественную машину «не первой свежести» можно оставлять во дворе даже на ночь, снабдив ее на всякий случай обыкновенным выключателем массы. И даже если с нее кто-то украдет зеркало или «дворник» – вы всегда найдете их на ближайшем авторынке, причем за копейки.

Серьезным недостатком отечественных автомобилей (как старых, так и современных) является их слишком большая «прожорливость», что в условиях регулярного удорожания нефтепродуктов очень актуально. Достаточно сказать, что, например, «Форд-Эскорт» какого-нибудь 1997 года выпуска с объемом двигателя 1600 куб. см потребляет в среднем 6,5–7 литров бензина на 100 километров. В то же время какой-нибудь ВАЗ-2106 или ВАЗ-2107 с таким же объемом двигателя требуют около 10 литров на 100 километров пробега. Как говорится, почувствуйте разницу!

Правда, в последние годы ряд моделей отечественных авто оснащаются более экономичными моторами, но даже несмотря на это топливопотребление у российской и импортной машины сильно разнится, причем не в пользу отечественного производителя. Если же сравнивать любой новый российский автомобиль и любую новую иномарку (имеются в виду машины одного класса), то разница в потреблении топлива становится просто неприличной.

Немаловажным является и такой параметр, как комфортность для водителей и пассажиров. Ни один российский автомобиль (здесь не имеются в виду иномарки, собираемые в России) и близко не стоял рядом с любой иномаркой (пусть даже двадцатилетней). Тот, кто ездил и на отечественных, и на импортных автомобилях, наверняка согласится: в иномарках и сиденья удобнее, и все приборы находятся под рукой, в результате чего управлять автомобилем – одно удовольствие, а чего стоят вакуумный усилитель тормозов и гидравлический усилитель руля! О подобных «излишествах» отечественные производители узнали почему-то лишь относительно недавно. И то – многие модели (например, классические модели «Жигулей») и по сей день выпускаются в «советском» варианте.

Если говорить о безопасности, то нужно отметить наличие у большинства иномарок подушек безопасности. Этим важнейшим атрибутом оснащены даже многие 10-15-летние импортные автомобили. В те времена российские автопроизводители, по всей вероятности, о такой «роскоши» даже не задумывались.

Стоит отметить, что у российских и зарубежных производителей совершенно разные понятия о гарантии на новый автомобиль: на импортный автомобиль гарантия действует на протяжении более продолжительного периода времени и пробега, нежели на отечественный. Ну а качество сборки российских машин уже стало притчей во языцех: никто не удивляется, если на новом авто у вас что-то поломается, потечет, застучит и т. п. А в импортных автомобилях такое практически исключено.

В импортных автомобилях, помимо прочего, несоизмеримо лучше качество кузова. Трудно понять, по каким технологиям выполняются кузовные работы на российских заводах, но даже на новой российской машине уже через год-два эксплуатации появляются первые признаки коррозии. Стоит ли говорить, что на новой иномарке даже через несколько лет езды кузов выглядит как новый (если, конечно, на нем нет механических повреждений)!

По сравнению с отечественными машинами, иномарки имеют только один серьезный недостаток: они являются более дорогими в ремонте и обслуживании.

Психологические аспекты покупки автомобиля

Для того чтобы успешно купить понравившийся автомобиль, полезно знать несколько несложных психологических приемов, о которых мы и расскажем в данном разделе.

В процессе осмотра машины все время спрашивайте продавца о самых разных вещах (причем некоторые вопросы можно задавать в шутливом тоне). Например: «Какой пробег у этого автомобиля по России или в СНГ?», «А супруга не возражает против продажи автомобиля?», «И давно вы продажей машин занимаетесь?», «Не жалко такой хороший автомобиль продавать?», «Каким образом с вами связаться, если появятся вопросы по машине?» и т. д., и т. п. При этом ваша главная задача – не только и не столько получение дополнительных сведений о приглянувшейся машине, сколько формирование психологического портрета ее хозяина. Желательно получить более-менее реальное представление о его личности: кто он, чем занимается, откуда приехал, есть ли семья и т. д. Рекомендуется узнать, почему он решил продать автомобиль (потребность в деньгах, лишение прав, желание купить более новый автомобиль и др.). Вообщем, стремитесь получить как можно больше сведений о владельце автомобиля.

Совет

Беседуя с хозяином машины, внимательно слушайте все, что он вам говорит, но при этом относитесь к его словам скептически, а лучше всего – не верьте ничему из того, что он вам расскажет.

А вот ругать и критиковать машину в течение всего осмотра не рекомендуется: ее стоимость вы таким способом все равно вряд ли собьете (по крайней мере, если продавец – хоть немного опытный человек), а вот вызвать у него негативное отношение к себе вполне можете. В конечном итоге он вообще может потерять к вам всякий интерес. Лучше задать такой тон разговору, что, мол, автомобиль весьма привлекателен, и вот если бы не вот этот небольшой нюанс («паучок» ржавчины, неработающий стеклоподъемник, изношенные покрышки и т. п.) – все было бы просто «шоколадно».

В ходе разговора с хозяином постарайтесь побольше узнать об истории машины, в частности – много ли она ездила в России и СНГ. Желательно выяснить, кто эксплуатировал автомобиль: студент, пенсионер, семейный человек средних лет, молодая девушка, дама бальзаковского возраста, бывший таксист и т. д. Например, если хозяином машины был молодой человек 20–25 лет – вряд ли она будет в хорошем состоянии: молодежь, как правило, плохо следит и ухаживает за автомобилями, да и ездит как попало (перегружает, не объезжает ямы и ухабы, заливает некачественное топливо и моторное масло и т. п.). А вот человек пенсионного возраста, напротив, бережно относится к машине: ездят раз в месяц на дачу и с дачи, следят за техническим состоянием и хорошо ухаживают за машиной (поскольку купить машину пенсионеру очень тяжело), а также стараются ее не перегружать.

Также выясните, ездили ли на этой машине в холодное время года (если нет – это дополнительный плюс), а также в каких условиях автомобиль хранился (во дворе, на охраняемой стоянке, в отапливаемом или неотапливаемом гараже).

Затем сравните полученные ответы со своим впечатлением об автомобиле и с тем, что вы увидели. Если автомобиль, на котором «ездил пенсионер на дачу и с дачи», который «зимой не эксплуатировался и хранился в отапливаемом гараже», плохо заводится и имеет на кузове пятна ржавчины – вас явно пытаются ввести в заблуждение. Скорее всего, на этой машине каждый день и зимой и летом ездил студент, который понятия не имеет о том, как правильно эксплуатировать и хранить автомобиль, а также не знаком с таким понятием, как «техническое обслуживание автомобиля».

Старайтесь вызвать у продавца симпатию по отношению к себе. Конечно, он в любом случае будет подчеркивать свое хорошее отношение к вам, но желательно, чтобы это отношение было искренним, а не наигранным. Постарайтесь разговорить продавца, но опять же – ко всем его словам относитесь критически, обращая основное внимание не на то, ЧТО он говорит, а на то, КАК он говорит.

Внимание!

Не стоит забывать: все, что говорит и предпринимает продавец, имеет лишь одну цель – максимально быстро и максимально дорого продать вам автомобиль, тщательно скрыв от вас все его недостатки и старательно подчеркнув его достоинства (пусть даже малочисленные и порой сомнительные).

Приведем характерные примеры.

Пример 1. У продающегося автомобиля есть кондиционер, который сейчас не функционирует. Продавец с пеной у рта будет доказывать, что прибор абсолютно работоспособен, «вы его только заправьте – и все будет в порядке». Подобную тираду нужно расшифровывать только так: кондиционер неисправен и требует серьезного и дорогостоящего ремонта. Возможно, он течет по причине того, что в одном или нескольких местах прогнил или проржавел, и не исключено, что это произошло с ним еще лет пять назад.

Пример 2. Вот еще одна типичная ситуация: продавец активно доказывает покупателю, что автомобиль «в отличном состоянии, даже не сомневайтесь», но только вот один клапан у него чуть постукивает. «Его немного подрегулировать надо, да времени не хватило», – добавляет он с невинным видом. Эти слова нужно понимать лишь следующим образом: клапан, который стучит – погнут и требует замены, а для этого необходимо снимать головку блока цилиндров, что потребует дополнительных (и немалых) денежных трат.

Пример 3. Еще один известный пример. Во время пробной поездки покупатель замечает, что автомобиль «тянет» в сторону. Продавец аргументирует это тем, что нужно подрегулировать развал и схождение колес, а это дешево и быстро сделают в любом автосервисе. В реальности же может случиться так, что этот автомобиль был участником дорожнотранспортного происшествия, в результате чего у него «сбилась» вся геометрия или, как минимум, сильно повреждена подвеска. Поэтому в подобных случаях ставьте продавцу свое условие: мы сейчас едем на СТО, делаем там регулировку развала и схождения колес, совершаем пробную поездку – и если машина едет нормально, то я согласен ее купить. Если продавец не согласен – лучше с этим автомобилем не связываться.

Таким образом сформулируем вывод: при осмотре подержанной машины верьте не тому, что говорит продавец, а собственным глазам, ощущениям и опыту. При этом не стоит делиться с продавцом всеми возникающими у вас сомнениями и полученными выводами – опытный человек легко найдет «вагон и маленькую тележку» всевозможных отговорок и пояснений, направленных на то, чтобы сбить вас с толку и поверить в правдивость его слов.

Если вы покупаете автомобиль по объявлению или на автомобильном рынке – обязательно торгуйтесь: что же это за базар, на котором покупатели не торгуются с продавцами? Кстати, поторговаться имеет смысл даже в автомобильном салоне, хотя многие ошибочно полагают, что это бесполезно. Еще раз подчеркнем: не критикуйте автомобиль целиком, а четко и конкретно указывайте продавцу на имеющиеся у него недостатки. Говорите ему, что о такой машине вы мечтали всю жизнь, вас в ней все устраивает, но вот незадача – денег маловато, и вы буквально завтра-послезавтра можете занять недостающую сумму, но если бы продавец немного уступил – машина будет куплена хоть сейчас. Как показывает практика, этот несложный прием во многих случаях позволяет существенно снизить цену на продаваемый автомобиль.

При покупке автомобиля на авторынке или по объявлению помните важное правило: если продавец по каким-то причинам не понравился вам, вызывает у вас подозрение, если вокруг продаваемой машины вертятся какие-то подозрительные личности – незамедлительно отказывайтесь от покупки, даже если сам автомобиль не вызвал у вас нареканий и полностью вас устраивает. В противном случае вы можете навлечь на себя серьезные неприятности и даже стать жертвой преступления, причем не только мошенничества, но и ограбления.

У вас есть все основания сомневаться в честности и порядочности продавца, если он явно чего-то недоговаривает, что-то скрывает от вас, если он говорит неправду даже в том, что не касается непосредственно автомобиля, если уходит от разговора, а также, если он начинает внезапно куда-то торопиться без каких-то видимых причин.

Как мы уже отмечали ранее, необходимо отдавать себе отчет в том, что улыбка и приветливость продавца обусловлены исключительно его желанием поскорее и подороже продать свою машину, а вовсе не тем, что он так рад видеть именно вас. У него – свои задачи, а у вас – свои, поэтому в данной ситуации вы с ним однозначно находитесь по разные стороны баррикад, иначе говоря – являетесь соперниками. Кто из вас окажется более хитрым, настойчивым, убедительным и наглым – тот и будет доволен. Поэтому не поддавайтесь ни на какие уловки и хитрости, а твердо и непреклонно гните свою линию, которая заключается в следующем: я хочу купить по разумной цене нормальный автомобиль, и оценить достоинства и недостатки данной машины я могу без помощи продавца.

Ни в коем случае не стоит заранее сообщать продавцу о том, какую конкретно машину вы хотите купить и уж тем более – какую сумму денег готовы за нее отдать. Не сомневайтесь: опытный продавец сумеет убедить вас в том, что именно его автомобиль – это то, что вам нужно. Даже если вы хотели купить иномарку не старше 5 лет с кузовом «универсал» не более, чем за 8 000 долларов США, и имели глупость сказать об этом опытному продавцу, предлагающему 7-летний автомобиль с кузовом «седан» – очень может быть, что под его влиянием вы быстро пересмотрите свои взгляды и купите именно эту машину. А когда вы осознаете, что слишком поторопились и купили совсем не то, что изначально планировали – будет уже слишком поздно.

Перед тем как отправиться за покупкой автомобиля, внимательно почитайте специализированные газеты и журналы, посвященные купле-продаже автомобилей, чтобы иметь более-менее реальное представление о диапазоне цен, сложившемся в настоящее время на машины интересующей вас марки и модели. Также рекомендуется поговорить на эту тему со знающими людьми. Особое внимание уделите имеющимся недостаткам интересующей вас модели и марки автомобиля – эти знания пригодятся в процессе ведения торга с продавцом.

Если после осмотра заинтересовавшего вас автомобиля вы пришли к выводу, что он вас вполне устраивает – не стоит спрашивать у продавца, сколько эта машина стоит, а лучше просто сказать ему, за сколько вы согласны ее купить. При разговоре с продавцом четко и недвусмысленно дайте ему понять, что больше названной суммы вы потратить никак не можете.

Покупать автомобиль лучше всего в конце дня, в конце рабочей недели, в конце года или в последний день накануне длительных праздников. Например, один из наиболее привлекательных вариантов – это последний рабочий день уходящего года. Если это невозможно – можете прийти просто в конце рабочего дня. В такие моменты намного повышается вероятность существенного снижения цены: в конце дня продавец устал, в конце года – тем более, да и перспектива продать машину и спокойно отправиться на праздники (на выходные) выглядит очень заманчиво.

Если в процессе осмотра подержанного автомобиля вы обнаружили у него несколько недостатков, не стоит говорить продавцу обо всех их сразу. Каждый дефект должен обсуждаться с продавцом отдельно, с назначением скидки именно за него.

Самые характерные ошибки покупателей

Несмотря на то, что покупателями автомобилей являются представители самых разных слоев нашего общества, большинство из них при выборе и покупке машины допускают одинаковые ошибки. Наиболее характерные и типичные такие ошибки мы проанализируем в данном разделе.

На какие только ухищрения не идут продавцы подержанных автомобилей, чтобы придать им лоск, блеск и свежесть! Здесь вам и перекрашивание, и полировка, и генеральная уборка салона с чисткой специальными средствами и натиранием пластиковых элементов (приборной панели и т. п.). В мотор заливается специальное масло «для подержанных машин на продажу», которое скрывает шум в двигателе, на колеса ставятся колпаки, делается тюнинг и т. д.

Самая распространенная ошибка всех покупателей подержанных машин – это то, что они делают поспешные выводы и подсознательно готовы купить автомобиль, который внешне производит благоприятное впечатление (рис. 1.6). Следует помнить одно важное правило: не все то золото, что блестит. Поэтому к подготовленным к продаже автомобилям следует относиться с большой долей критичности.

Рис. 1.6. Ухоженный автомобиль всегда привлекает внимание


Однако есть и вторая сторона медали. Если автомобиль отлично выглядит – это с высокой долей вероятности может говорить о том, что прежний хозяин относился к нему хорошо и постоянно следил за состоянием машины.

Характерной психологической особенностью почти всех продавцов является то, что, придя на автомобильный рынок или в магазин, они положительно относятся чуть ли не ко всем выставленным на продажу автомобилям. Им кажется, что все эти машины достойны того, чтобы их купить, и единственная проблема – это выбрать из этого обилия то, что нужно. При этом человек совершенно забывает о том, что продаваемый автомобиль, возможно, числится в угоне или у него есть проблемы с таможней, или у него перебиты номера, а также о том, что под внешней красотой и блеском может скрываться гниль старого, неухоженного и «убитого» автомобиля.

А вот еще одна типичная ошибка, которая характерна для новичков. Сущность ее состоит в том, что при выборе машины человек руководствуется совсем не теми его качествами, которые надо бы принимать во внимание.

Это особенно свойственно дамам. Зачастую на вопрос: «Какой автомобиль ты желаешь приобрести?» следует обескураживающий ответ: «Белую!» (варианты – красную, зеленую, «чтобы цвет – как у машины Ваниной жены» и т. п.). Запомните: выбирать автомобиль нужно прежде всего на основании того, для чего он вам нужен (для езды в офис, для поездок на дачу и т. п.), а также на основании его текущего технического состояния. Иначе может случиться так, что приглянувшаяся белая машина с современным тюнингом и всеми «наворотами» заглохнет, не успев доехать до вашего дома.

Нередки случаи, когда подержанный автомобиль оснащен такой навороченной стереоаппаратурой, которая по стоимости может сравниться чуть ли не с ценой самой машины, что зачастую является решающим фактором для покупателя-меломана. Рекомендуется реально оценить ситуацию и решить, за что вы собираетесь платить деньги: за «шарманку» или за автомобиль. Даже если вы большой ценитель музыки – не забывайте, что любую аудиотехнику вы всегда успеете приобрести отдельно на авторынке или в магазине.

Помни об этом

Аудиотехника для автомобилей так же быстро падает в цене, как и сам автомобиль (не секрет, что с каждым годом любая машина дешевеет).

Многие неопытные покупатели стараются сэкономить: им кажется, что, купив машину с современной «навороченной» аудиотехникой, эту технику можно продать, приобретя вместо нее что-нибудь более дешевое, и вернуть таким образом часть потраченных на покупку авто средств. Это распространенное заблуждение: ведь если бы это подобная операция была действительно выгодной – продавец давно сам бы до этого додумался.

Не стоит забывать и о том, что даже к выбору модели и марки машины не стоит подходить догматично. Например, вы намереваетесь приобрести «Опель Астра» 1998 года выпуска с типом кузова «универсал»: учитывая наличие у вас дачи, а также руководствуясь имеющейся на руках суммой денег, вы решили, что такая покупка будет оптимальной. Однако на авторынке подходящую машину такой марки вы не нашли: то кузов не в лучшем состоянии, то мотор постукивает, то стоит дорого и т. д. В такой ситуации целесообразно посмотреть машину других марок, но аналогичного класса и года выпуска – например, «Форд Эскорт» такого же года выпуска и тоже с типом кузова «универсал». Это автомобили примерно одного класса и находятся в одной ценовой нише. По эксплуатационным свойствам такие автомобили тоже, в общем-то, одинаковы.

Для многих автомобилистов чуть ли не ключевым критерием является наличие в машине кондиционера. Конечно, это очень удобно при езде в жаркую погоду (а еще кондиционер отлично справляется с запотеванием стекол). Но несмотря на все свои преимущества, на решающий фактор при выборе машины наличие кондиционера никак «не тянет». Исключением являются случаи, когда в машине предполагается перевозить людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями (для них езда в жару превращается в настоящую пытку), а также пассажиров, которых в машине укачивает.

Также многие будущие автовладельцы придают слишком большое значение наличию полного электропакета, и машины, в которых его нет, попросту не рассматривают. Стоит ли говорить, что это совершенно неразумный подход! В конце концов, если вы не инвалид и руки-ноги у вас на месте – открыть окно или подрегулировать зеркало вы вполне сможете и вручную.

Помни об этом

Кондиционер, электропакет, аудиотехника и прочие «навороты» – это лишь дополнения к автомобилю, и не более того.

Одна из характерных ошибок, допускаемых покупателями автомобилей – это приобретение машины не в соответствии со своими потребностями, а по принципу «хочу машину, как у соседа (друга, брата, свата и т. п.)». По правде говоря, даже удивляет, как взрослые люди могут принимать ответственное решение, которым, несомненно, является выбор автомобиля, на основании простого «детсадовского» каприза: «хочу такое же, как у другого».

В результате это может привести к тому, что купленная машина ни в коей мере не удовлетворяет предъявляемым к ней требованиям. Например, молодой человек, не обремененный семьей, покупает себе минивэн – такой же, как у его многодетного соседа. Через некоторое время незадачливый владелец машины осознает, что он купил совсем не то, что ему нужно: машина потребляет много топлива, они слишком габаритна и недостаточно маневренна, возить в ее большом салоне некого, а в багажнике – нечего. Через некоторое время этот человек приходит к закономерному выводу: ему нужно было покупать ни минивэн, а небольшой трехдверный седан или хэтчбэк, т. е. модель, которая специально предназначена именно для таких потребителей.

Бывают и прямо противоположные ситуации. Например, солидный человек средних лет, обремененный многодетной семьей и имеющий дачный участок, покупает какую-нибудь трехдверную малолитражку – такую же, как у его соседки, которая ездит на этой машине в супермаркет. Причина выбора заключается только в том, что «эта машинка такая хорошенькая и маневренная!». А потом начинаются проблемы и недоразумения: большое семейство с трудом влезает в маленькую машину, поездки на дачу и с дачи превращаются в пытку, поскольку в маленькую машину невозможно вместить все необходимое (особенно осенью, когда дачники загружают свои автомобили мешками картошки и прочим урожаем).

Если вы являетесь счастливым обладателем дачного участка, а ваша семья насчитывает несколько человек, то машина вам нужна не просто вместительная, но и обязательно с большим дорожным просветом. Это обусловлено в первую очередь тем фактом, что российские загородные (да и многие городские) дороги отличаются ухабистостью, большим количеством ям, и иными подобными дефектами. Для подъезда ко многим дачным кооперативам используются грунтовые дороги, а в самих кооперативах имеются скорее не дороги, а «автомобильные тропинки», причем тоже весьма ухабистые. Поэтому на автомобилях с маленьким дорожным просветом, используемым для дачных поездок, часто портится нижняя часть кузова. Кстати, не стоит забывать, что машина дачника почти всегда загружена «под завязку», из-за чего дополнительно проседает, что еще больше уменьшает и без того маленький дорожный просвет.

Кстати, для большинства дачников оптимальный автомобиль – с типом кузова «универсал» (рис. 1.7) и с пятью дверями. В таких машинах багажник совмещен с салоном, а пятая дверь расположена сзади и предназначена для загрузки/выгрузки перевозимых грузов.

Рис. 1.7. «Универсал» – любимый тип кузова у дачников


Заднее сиденье в таких машинах можно складывать так, что оно становится как бы продолжением багажника; в результате получается довольно вместительное пространство, в котором можно перевозить даже некоторые крупногабаритные грузы (например, холодильник). Также многим дачникам нравятся минивэны, однако автомобили с таким типом кузова предназначены в первую очередь для тех, кто любит путешествовать на машине.

Некоторые наши соотечественники в погоне за модой (или насмотревшись современных фильмов и рекламных роликов) покупают машины с открытым типом кузова – кабриолеты (рис. 1.8). Отметим, что такие машины действительно имеют много преимуществ, но в подавляющем большинстве они совершенно не приспособлены для эксплуатации в российских условиях.

Рис. 1.8. Кабриолет – это стильно, но в российских условиях – непрактично и неудобно


Не секрет, что эти машины созданы для эксплуатации в теплое время года. Однако на российских дорогах (особенно грунтовых) в этих машинах все покрывается пылью (в том числе и пассажиры), а при движении по мокрой дороге (например, после дождя) всех находящихся в машине вполне может окатить грязной водой из дорожной лужи проходящий мимо самосвал. А в условиях российской зимы «кабриолет» и вовсе неприемлем: складная матерчатая (или из любого другого материала) крыша автомобиля совершенно не держит тепло (что вполне естественно), поэтому в машине очень холодно.

Не стоит гнаться за модными нынче джипами и внедорожниками только потому, что эти машины престижны и представительны, и на них ездят «настоящие крутые» люди. Если, например, к вашей даче ведет отличная асфальтовая дорога (что вообще-то для России большая редкость), а кроме как на дачу вы никуда на машине не ездите – хорошенько подумайте, нужен ли вам действительно такой автомобиль или все же целесообразнее купить обычный «седан». Джипы и внедорожники потребляют много топлива, они дороги в обслуживании и ремонте, и не исключено, что, купив такую машину без особой необходимости, вы в скором времени будете разочарованы своим приобретением.

Многие покупатели (особенно это касается неопытных автомобилистов), намереваясь купить машину, совершенно забывают о том, что каждому автомобилю необходимо время от времени делать техническое обслуживание или ремонт. А цена запчастей и стоимость ремонтных работ у машин разных марок может сильно отличаться. Кстати, часто этот факт самым непосредственным образом отражается на цене машины: автомобиль, техобслуживание и ремонт которого связаны с большими расходами, может обойтись дешевле, чем машина такого же класса, требующая меньше денег на свое содержание.

Совет

Если вы приобрели «бэушную» машину – не стоит сразу после покупки отправляться на ней в длительную поездку: ведь на данный момент у вас нет уверенности в ее надежности. Проверьте автомобиль в пределах своего населенного пункта в течение какого-то времени, а также сделайте необходимое техническое обслуживание (замена масла, фильтров, общий осмотр состояния машины и др.).

Рекомендуется еще до приобретения подержанной машины учесть предстоящие затраты на ее ремонт. Иначе не исключена ситуация, когда приобретенный автомобиль вы не сможете эксплуатировать: его нужно будет отремонтировать, а денег на это у вас не окажется. Опытные автомобилисты рекомендуют покупать подержанный автомобиль за такую цену, чтобы после покупки у вас осталась на руках сумма, равная примерно 10–15 % стоимости автомобиля. Другими словами, если вы приобрели автомобиль за 8 000 долларов США, то хотя бы долларов 800-1 000 у вас должно оставаться в запасе.

Еще одной характерной ошибкой многих россиян (как правило, это касается состоятельных людей, привыкших не считать деньги) является неуемное желание приобрести машину эксклюзивной марки, практически нигде больше не встречающуюся. По всей вероятности, таким образом они хотят выставить напоказ свою неповторимость. Однако уже чуть ли не назавтра после покупки становится ясно, что такая неповторимость сопряжена с огромным количеством лишних и совершенно ненужных забот и проблем.

Как мы уже отмечали ранее, что каждая машина когда-то ломается, следовательно – ее приходится обслуживать и ремонтировать. Учтите: найти запчасти, комплектующие и расходные материалы для редкой машины очень и очень сложно. На авторынке их наверняка не будет, по всей вероятности – не будет и в магазине, поэтому вы будете вынуждены заказать их за границей (такую услугу предлагают многие магазины и автосалоны). В конечном итоге деталь, которая на среднестатистический автомобиль такого же класса имеется в свободной продаже и стоит относительно дешево, окажется для вас поистине «золотой».

Помимо проблем с запчастями, вам придется подумать и о том, где ремонтировать и обслуживать этого редкого «железного коня». Если в вашем городе имеется фирменный сервисный центр, обслуживающий такие автомобили – тогда все более-менее нормально: вашим эксклюзивным авто будут заниматься профессионалы. Само собой, это будет стоить больших денег, но, как говорится – «за что боролись, на то и напоролись». Все будет намного сложнее, если такого центра в вашем населенном пункте и его окрестностях нет, и ваш редкий автомобиль придется отдавать «дяде Васе из гаража»: если с обычными машинами такие специалисты справляются, в общем-то, неплохо, то редкий и эксклюзивный автомобиль в силу отсутствия необходимых навыков они могут серьезно испортить.

И еще. Известно, что многие автомобили иностранного производства очень капризны в плане качества топлива, и российское топливо им очень не нравится. Так вот: к редким и эксклюзивным машинам это относится вдвойне.

Одна из наиболее известных ошибок состоит в том, что человек очень сильно рассчитывает за невысокую цену приобрести качественную хорошую машину. В принципе, желание понятное и вполне объяснимое, но учтите: бесплатный сыр бывает лишь в мышеловке, и купить надежный и долговечный автомобиль по дешевке практически невозможно. Другими словами, намереваясь приобрести машину, приведите в соответствие свои финансовые возможности с требованиями к ней.

Распространенная ситуация – когда человек желает купить автомобиль известной и престижной марки за скромные деньги. При этом он мыслит примерно так: пусть техническое состояние автомобиля будет не лучшим, но главное, чтобы это был «Порше» («Лексус», «Мерседес» и т. д.). Более неразумный подход трудно даже придумать, поскольку если руководствоваться такими соображениями, то можно приобрести откровенно доломанный и «убитый» автомобиль, в котором от престижа останется только название марки.

Не секрет, что стоимость конкретной модели и марки машины почти всегда лежит в некотором диапазоне. Тот же Мерседес W124/280E может стоить от 6 до 12 тысяч долларов США. Такая ценовая «вилка» является причиной возникновения еще одной известной ошибки: человек желает приобрести автомобиль по цене, максимально приближенной к нижней ценовой границе. Такую экономию чисто по-человечески можно понять, однако знайте: самыми дешевыми являются либо автомобили в никудышном техническом состоянии, либо имеющие плохую историю (числится в угоне, нерастаможена или растаможена с нарушением закона и т. п.). А вот покупая автомобиль по цене хотя бы выше средней для машин данной марки и модели, вы имеете все основания рассчитывать на то, что эта машина будет в очень приличном состоянии и в ближайшее время не потребует сколь-нибудь серьезных денежных вливаний.

Еще одна распространенная «финансовая» ошибка заключается в том, что человек приобретает автомобиль на последние деньги. При этом он рассуждает примерно так: мол, первое время покатаюсь – авось ничего не поломается, а потом подкоплю немного денег, и если будет надо – сделаю ремонт.

Совет

Никогда не приобретайте автомобиль на последние деньги!

Ранее мы уже говорили о том, что покупку автомобиля необходимо планировать таким образом, чтобы после этого у вас осталась относительно небольшая сумма денег (хотя бы в пределах 10–15 % стоимости машины). На это есть несколько причин.

Ни один водитель не застрахован от неприятностей – например, от попадания в аварию. Несмотря на то, что в соответствии с действующим законодательством обязательным является страхование гражданской ответственности (ОСАГО), определенная сумма денег вам в любом случае понадобится.

Вот наиболее характерный пример: вы стали виновником относительно небольшого ДТП (пострадавших нет, машины слегка поцарапаны, может быть – разбита фара, вобщем – ничего серьезного). Вызывать наряд ГИБДД вам очень не хочется, и вы предлагаете другому участнику аварии «решить вопрос на месте». Вот здесь вам и могут срочно понадобиться деньги: не секрет, что во многих случаях договориться можно только в том случае, если вы заплатите некоторую сумму денег другому участнику ДТП.

И еще. После дорожно-транспортного происшествия вы наверняка захотите отремонтировать автомобиль как можно быстрее. Для этого вам также пригодятся деньги, оставшиеся после покупки машины: ведь если вы являетесь виновником ДТП – страховая компания вам ничего не выплатит, а если вы невиновны – в любом случае выплата произойдет не сразу, а через определенное время.