Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)
Как говорится, никто не мешает вам попробовать. Но только не следует думать, что это легко.
Тысячи случаев «одурачивания» легковерных, и не очень легковерных людей, Исследования цыганского гипноза, дали много неожиданных открытий и способствовали развитию психотерапии и гипноза. Ни одно исследование оккультных наук не дало таких практических результатов.
Эриксоновский гипноз трансформировался в популярное сегодня НЛП, или нейролингвистическое программирование. Это сегодня то, чему учат на каждом углу. Мы не знаем, подозревал ли Дейл Карнеги о том, что его советы в книге так близки к тем техникам, которые применяют цыгане и гипнотизеры.
Как известно, нейролингвистическое программирование состоит из:
• Оценки объекта
• Подстройки под него, то есть нахождения «общего языка» на невербальном уровне
• Перехода от роли подстраивающегося к роли манипулятора
Дальнейшее воздействие зависит от ваших целей, способностей и подготовки, а также, насколько управляем ваш объект, а также, в не меньшей степени от того, насколько сильна ваша мотивация манипулировать им.
В чем сложности этого процесса? Прежде всего, в вас. Вы должны научиться видеть вещи, как они есть. Вы должны максимально освободиться от стереотипов мышления. Потренируйтесь, представляя себя персонажем научно-фантастического фильма, который попал в мир, о котором ему ничего неизвестно. Ничего не принимайте на веру – помните, что обманывать может все – и глаза, и уши, и осязание.
Как упражнение, можно посоветовать на глаз определить температуру предмета, расстояние до него, возраст человека, его имя. Проверьте, как настроено ваше восприятие. Ощутите на практике, как часто вы ошибаетесь из-за обобщения, стирания и искажения. Эти ловушки используют иллюзионисты для фокусов. Однако и в повседневной жизни таких примеров – множество. И последствия от них могут быть какими угодно. Например, обобщения могут касаться самых разных сторон жизни – мы все группируем и обобщаем – это позволяет нам думать быстрее. Например, бородатый мужчина кажется нам старше, а невысокий человек – моложе. Но если мы несколько раз убедимся, что бывает и не так, при обстоятельствах, которые вам запомнятся, то акценты сместятся. Например, молодой человек шел целый квартал за девушкой, которая, обернувшись, оказалась старше лет на тридцать, уже никогда не станет судить о возрасте женщины, когда видит только ее спину, больше того, он постоянно будет опасаться, что печальный опыт повторится. Но и здесь не все однозначно. Возраст можно определить, не видя лица, просто молодой человек был невнимателен – его сбила с толку стройная фигура и прическа.
Стирание – это когда мы убираем то, что заслоняет действительность, дорисовывая невидные части, исходя из своего опыта. Примером этому может служить то, что, если вы «идете на поводу» своего опыта, основанного на статистике, вы можете ошибиться. Например, вы, скорее всего, будете в шоке, если ваш ребенок вдруг неожиданно заговорит басом, или кот заговорит. Бьюсь об заклад, что вы несколько секунд будете в шоке. Вот эти несколько минут есть у иллюзиониста.
Вы не готовы к таким поворотам, а все же пытались подготовиться!
В процессе таких упражнений начинаешь понимать, насколько косно и засорено стереотипами наше мышление.
И теперь вам понятно, что:
• Таких параллелей тысячи в вашей жизни.
• Если такие клише мы усваиваем в простом, сколько же у нас штампов психологических, которые диктуются нам религией, обществом, семьей, нашей моралью, образованием. Причем налицо закономерность – чем выше образованность – тем больше клише. У детей их значительно меньше.
• Тот, кто разбирается в этих клише – то есть те, у кого от этого зависят жизненно важные вещи (заработок, жизнь) – имеет огромную власть над вами.
• Избавиться от клише трудно – их много, и наш ум, цивилизованный, с развитой второй сигнальной системой – без них уже не может.
• Изучить можно только часть этих клише, самых основных, разумеется – дело долгое, трудное еще и потому, что напоминает зубрежку. У цыган же это – учебник, у них масса пословиц-наблюдений и вообще они мыслят не «интеллигентно», а «образно», и им не нужно тратить десять страниц на объяснения какого-то нюанса.
Наши цивилизованные представления о мире слишком обобщены и пропущены через нашу вторую сигнальную систему. Так как «слово изреченное есть ложь», то наша модель мира искажается дважды. Тот, кто сумеет понять нашу модель восприятия мира, имеет к нам ключ. Простейший способ – это «подстройка» – под дыхание, движения, походку и выражение лица. Чем более автоматически это получается у манипулятора, тем естественней вы с ним «синхронизируетесь». Контроль – это прикосновения – легкие, почти незаметные.
Если объект не насторожился, можно приступать к смене ролей. И здесь нужно вспомнить о том, что многие сигналы не доходят до центральной нервной системы – очень тихие звуки, мысленные посылы, мелкие движения, незначительные смены интонации. Чем быстрее и разностороннее воздействие, тем сильнее зависим объект, тем легче он ловится «на крючок».
И вот именно это и остается секретом, «ноу-хау» цыган. Возможно, дело в их языке, возможно, в ритме фраз, характерном ритмично-нерациональном на первый взгляд ритме цыганской речи, которая похожа на речитатив, когда цыганка гадает или зазывает клиента. В этом есть смысл, так как звук, слышим мы его или не слышим – это волновое послание, имеющее определенный рисунок.
В истории человечества не бывает сказок и преданий, лишенных смысла. Заклинания, медитативные формулы или определенное сочетание звуков в речи гадающей цыганки, гипнотизера, психотерапевта или духовного учителя секты – это одно и то же, с небольшими вариантами.
Шарик гадалки или гипнотизера, пестрые цыганские юбки, пассы и монотонные движения при медитации упрощают контроль над вашим сознанием. После этого вам можно приказывать – и вы подчинитесь.
ВСЕ ЭТИ ДЕЙСТВИЯ И ЗВУКИ ЛИШАЮТ ЧЕЛОВЕКА ВОЛИ И ПОДСТРАИВАЮТ СОЗНАНИЕ ОБЪЕКТА ПОД ВЛИЯНИЕ МАНИПУЛЯТОРА
Что можно противопоставить этому? Не все попытки могут увенчаться успехом.
Эту историю мне рассказал хороший знакомый. Будучи студентом, он с приятелями провожал домой на летние каникулы однокурсницу. На вокзале одному из них пришла в голову «клеевая» идея: поймать с поличным гадалку. Накануне как раз в общежитии выступал участковый. Разговор шел о преступности в районе, мерах предосторожности и, как водится, о сотрудничестве. Чепуха, конечно, но участковый упомянул цыган. Мол, попрошайничают, воруют и мошенничают с использованием гипноза. Последнее вызвало интерес. Студенты по этому поводу подискутировали между собой: одни верили, другие – нет. На вокзале были гадалки – вот тебе реальная возможность убедиться в с правдивости слов участкового.
План «захвата» разработали быстро и наивно. К гадалке должна была подойти отъезжающая девушка, четверо ребят рассредоточивались в толпе и располагались на небольшом расстоянии от гадалки, чтобы иметь возможность наблюдать за происходящим. Если возникнет опасность, девушка должна была подать знак рукой – поправить прическу, но не так, как это делается обычно – от лба к макушке, а на затылке. Тогда ребята подходят вплотную и действуют по обстоятельствам.
«Наживкой» для возбуждения алчности цыганки служила стодолларовая купюра, но не настоящая – вместо портрета президента Соединенных Штатов на ней красовался Сталин. Какой-то шустряк наловчился их делать и продавал на базаре как сувениры. В кошелек положили эту «банкноту» и мелки деньги позолотить ручку гадалке. Вот и все. Девушка должна была «случайно» показать гадалке содержимое кошелька.
Возражений ни с чьей стороны не было. Девушка сказала: «Хоть это и не баксы, но кошелек цыганке я не отдам», улыбнулась и пошла. Ребята заняли исходные позиции и, надо полагать, каждый надеялся в нужный момент оказаться первым рядом с девушкой. Однако ничего подозрительного и требующего внешнего вмешательства не произошло. Гадалка взяла девушку за правую руку, что-то спрашивала и говорила. Один из парней, назовем его М., несколько раз вплотную приближался к гадалке с девушкой – прислушивался и присматривался, но ничего необычного не обнаружил. Эксперимент явно не удался, и ребята поглядывали на часы, справедливо полагая, что можно было потратить это время более интересно.
Конец ознакомительного фрагмента.