Вы здесь

Как не платить ГИБДД: Штрафы с комментариями и иллюстрациями. А мне бы «люстру» на машину… (Е. В. Шельмин, 2010)

А мне бы «люстру» на машину…

Какой настоящий водитель не мечтает о том, чтобы на крыше его авто красовалась ну если не «люстра», то хотя бы обычная синяя мигалка! Нет-нет. Синяя мигалка – это опасно: она сразу заметна, и номера тут же выдадут отсутствие принадлежности к властным структурам. Тогда, может, поставить стробоскопы? А может, просто синие лампочки в фары? Или лучше синие «противотуманки» спрятать под решетку радиатора? А может, поставить «крякалку»? Ее вообще не видно, зато как ездить-то помогает на черной тонированной машине. Эх, хотелось бы, наверное, все это поставить, да вот только ответственность за такие деяния крайне серьезная. Слава богу, не уголовная, но все-таки заплатить крупный штраф или вовсе остаться без прав как-то не очень хочется.

Так какая же ответственность предусмотрена за установку спецсигналов и раскрашивание автомобиля в «фирменные» цвета ДПС (рис. 7)? Разберемся.


Рис. 7. Спецсигналы на автомобиле специальных служб


Статья 12.4. Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов либо незаконное нанесение специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб

1. Установка на передней части транспортного средства световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных приборов и приспособлений.

Комментарий. В перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, указано, что к таковым относятся:

случаи, если спереди на транспортном средстве установлены противотуманные фары с огнями любого цвета, кроме белого или желтого, указатели поворота с огнями любого цвета, кроме желтого или оранжевого, иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, а световозвращающие приспособления – любого цвета, кроме белого;

случаи, когда количество, тип, цвет, расположение и режим работы внешних световых приборов не соответствуют требованиям конструкции транспортного средства.


В толковом словаре русского языка Ушакова указано следующее.

Прибор – это аппарат, приспособление для производства какой-нибудь работы.

Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом и делающая окружающий мир доступным зрению, видимым.

Осветительный прибор – устройство, содержащее элементы, необходимые для крепления, подключения и защиты ламп.

Исходя из этого, понятие «световой прибор» раскрывается как аппарат, содержащий вышеуказанные элементы и при этом воспроизводящий свет.

Теперь рассмотрим наиболее частый пример – установку ламп синего или иного цвета в фары автомобиля и последующее привлечение гражданина к административной ответственности. В качестве доказательства, подтверждающего невозможность привлечения гражданина к административной ответственности по данной части и по ч. 3 ст. 12.5, служит обращение к КоАП, а также к толкованиям слов и понятий, представленных в нормативно-правовых актах.

Рассматривая состав статьи, приходим к исключению фактов.

На передней части автомобиля не установлены световые приборы с огнями красного цвета, равно как отсутствуют и световозвращающие приспособления красного цвета.

В формулировке «световые приборы, цвет и режим работы которых не соответствуют Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации» четко указано обстоятельство, при котором образуется состав административного правонарушения по ч. 3 ст. 12.5, а именно «цвет и режим». Обращаясь к структуре, следует понять, что имеется в виду несоответствие по цвету и режиму работы. В русском языке союзы «и», «или» имеют четкое значение, при которых союз «и» обозначает присоединение, совокупность, а союз «или» – альтернативу, разницу. Таким образом, квалифицировать нарушение по ч. 3 ст. 12.5 можно исключительно в случае единовременного совпадения: цвет огней не соответствует и режим их работы также не соответствует требованиям.

2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей с конфискацией указанных устройств; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – двадцати тысяч рублей с конфискацией указанных устройств; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей с конфискацией указанных устройств.

Комментарий. Самой популярной среди многих автолюбителей является установка так называемой «крякалки», купленной на ближайшем авторынке. И что теперь делать? Наказывать водителя по всей строгости закона? За это наказывать нельзя, поскольку в данной части статьи речь идет именно о специальных сигналах. Рассмотрим звуковые сигналы и для этого обратимся к ГОСТ Р 50574–2002 и постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2004 года № 482 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков».

Открываем п. 3.11: «специальный звуковой сигнал – устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава». Таким образом, в нашем случае речь идет об определенном спектральном составе, ввиду чего ни одно устройство не может быть признано специальным звуковым сигналом, если его звучание не соответствует установленному спектральному составу. Разумеется, что установление принадлежности к специальному звуковому сигналу должно проводиться экспертами, а не сотрудником ДПС в дорожных условиях, как говорится, на слух.

Пункт 6.1.2 отмечает, что устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России. Таким образом, если применяемое устройство является несертифицированным, оно не может именоваться «специальным звуковым сигналом» и относиться к этой категории. Как и в случае со световыми сигналами, которые мы уже разобрали, купленные на авторынке или даже в магазине устройства, как правило, сертификата не имеют, а если и имеют, то перед ГИБДД и судом в форме ходатайства должна быть поставлена задача – установить наличие или отсутствие сертификата.

Согласно п. 6.3.1, специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц. Соответственно сигналы с изменениями основной частоты от 50 до 149 Гц также не могут считаться специальными устройствами для подачи звуковых сигналов. Если имеется паспорт на устройство – предъявите его в суде. Паспорт устройства не признается доказательством – требуйте проведения экспертизы. Это право закреплено в КоАП.

Пункт 6.3.2 гласит, что продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала – от 0,5 до 6 секунд. Понятно, что сигнал, звучащий более 6 секунд, однозначно будет восприниматься как непрерывный сигнал, как, например, сигнал автомобиля.

В п. 6.3.3 говорится, что уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:

116 дБ(А) – при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;

122 дБ(А) – при установке излучателя звука в подкапотное пространство.

Согласно ГОСТ Р 41.28-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации» звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Устанавливаем максимальный уровень звукового давления вашего акустического устройства, в том числе и по паспорту данного устройства. Если уровень менее указанного параметра, то любые претензии становятся необоснованными. Главное – это всегда доказывать свою правоту, а не смиряться с данными, указанными в протоколе об административном правонарушении.

3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, – двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – пятисот тысяч рублей.

Комментарий. За всю свою юридическую практику ни разу не встречал ситуации, чтобы на капот обычного автомобиля была нанесена красивая надпись «ДПС», а на борта – синие полоски с надписью «Милиция». Не видел, но поскольку законодатель предусмотрел, значит, повод сомневаться в нашем брате-водителе все-таки был. Многие водители сомневаются, можно ли, допустим, нанести на борта световозвращающую наклейку или что-либо еще. Да, можно! Ведь под цветографическими схемами понимаются соответствующие ГОСТу полосы, наклейки, частичная раскраска автомобиля, позволяющая перепутать его со спецавтомобилем, надписи «ДПС» и пр. Поэтому если ваш автомобиль не напоминает автомобиль спецслужб, то вам нечего и переживать.