Вы здесь

Как научить ребенка кататься на велосипеде, роликах и плавать. Помогаем ребенку освоить велосипед (Б. В. Смирницкий, 2015)

Помогаем ребенку освоить велосипед

Почему дети с трудом осваивают велосипед?

Да, если с пользой и удовольствием от плавания человечество успело познакомиться еще, наверное, в каменном веке, то до изобретения развивающих игрушек вроде велосипеда или роликовых/ледовых коньков ему пришлось дойти своим умом, в процессе развития… Так уж получилось, что ролики и велосипед появились почти одновременно – в начале XIX века, и с тех пор лишь набирали популярность, их конструкция усовершенствовалась.

Сегодня наука признает за велосипедными прогулками свойства хорошей аэробной тренировки – способность развивать сердечно-сосудистую систему, вестибулярный и опорно-двигательный аппарат, приводить в отличную форму мышцы ног по всей их длине. Особенно это касается прогулок не столько скоростных (соревновательных), сколько длительных, с переменным темпом и по трассам с различными свойствами.

Итак, мы можем не сомневаться, что даже на любительском уровне велосипед хорошо развивает как скелетную, так и мышечную основу организма ребенка. Согласимся, что именно кости и мышцы составляют каркас, к которому крепятся все внутренние органы тела и на котором как бы нарастают все его ткани. А значит, потенциал столь мощного толчка к развитию тела не стоит недооценивать: начав ездить на велосипеде, наше чадо начнет расти как на дрожжах, крепнуть на глазах, а система обмена веществ его организма научится регулировать свою деятельность вдвое быстрее, чем теперь.

Одним словом, сплошные преимущества, с достижением которых у нас появилась лишь одна нежданная и непреодолимая, как нам кажется сейчас, сложность… А именно, та, что нам никак не удается заинтересовать свое капризное и в остальном более чем энергичное чадо новым видом развлечений!

Так, дети сразу же начинают интересоваться новой игрушкой – осматривают ее, аккуратно пробуют в действии. Самые маленькие тотчас могут «затеять игру» с цепью, колесами, спицами, тормозом… Кстати, если мы мягко не остановим любопытное дитятко как раз на промежутке между желанием изучить и вероятностью поломать, потом все эти детали придется менять. Так что за процессом первого знакомства с игрушкой нужно следить независимо от того, что именно мы приобрели – ролики, телефон, велосипед или любой другой сложный аппарат!..

Как уже было сказано, с этого момента мы обычно начинаем ломать голову, в чем может быть причина отсутствия любопытства к самому катанию, коль интерес к устройству подарка у малыша явно в наличии. Точнее, обычно дети легко соглашаются на первую прогулку – на ковре в доме или тем более на улице.

Более того, за первой прогулкой, как правило, следует еще несколько. Но во время них ребенок уже крайне редко едет на велосипеде, если он не поехал на нем с первого раза потому, что не решился или его попытки потерпели неудачу. В таких случаях велосипед просто сопровождает прогулку – малыш ведет его с собой, держа за руль и сиденье, как предложила в самом начале мама. А вот на предложение прокатиться он отвечает отказом, и так – раз за разом, пока родителям самим не надоест попусту таскать его с собой.

Ну, как мы можем догадаться и сами, первейшей и самой главной причиной отказа ребенка любого возраста осваивать этот вид транспорта служит как раз неудача – тем более если она закончилась травмой. Но, разумеется, проблемами «первого заезда» ситуация не исчерпывается. Вспомним хорошенько, кто предложил идею пойти и опробовать покупку «прямо сейчас» – мы, взрослые, или сам ребенок, для которого она предназначалась?.. Вполне возможно, что мы – обычно так и происходит.

А из этого следует, что, может быть, ребенок изначально не был заинтересован в такой игрушке, и тому могла быть масса причин. Видимо, нам не удалось преодолеть их впоследствии, и интерес малыша к катанию с тех пор так и не усилился. Распишем вероятные причины нежелания ребенка кататься даже с родительской помощью подробно, чтобы лучше их понять.

1. Прежде всего, ребенку даже при первом осмотре велосипед может показаться слишком большим, громоздким. Нужно помнить, что дети инстинктивно побаиваются всего, что превосходит их собственный рост и вес, плюс мы сами обучаем их с малых лет, что эти опасения оправданны.

Например, очевидно, что мы просим малыша не открывать самостоятельно холодильник/стиральную машину/шкаф и тем более никогда не прятаться в них. Мы знаем, что говорим, – дверца захлопнется, а открыть ее изнутри ребенок не сможет… Но ведь он наших мотивов не понимает – он видит лишь огромную и нередко шумную (как в случае с бытовой техникой) мебель, которая, как утверждают родители, может представлять для него опасность. И точно таким же образом мы предостерегаем его от ряда аналогичных, так сказать, предметов – например, автомобилей.

Логично, что и в случае с велосипедом его сравнительно большие размеры, солидный для слабых детских ручонок вес вызовут у нашего малыша нерешительность, оторопь и прочие не способствующие развитию навыков катания чувства.

2. Сложность устройства велосипеда. Не забудем, что для ребенка взаимосвязь руля с педалями отнюдь не выглядит простой и составляет для него отдельную проблему. Обилие деталей в предложенном мамой механизме ему уже знакомо – ведь он и ранее разбирал мобильные телефоны, клавиатуры, дверные ручки… И он отлично знает, что сделать с такой «штукой» что-то нехорошее ему куда проще, чем добиться маминой похвалы за навык правильного обращения с нею.

Это значит, что заметная даже после первого осмотра сложность устройства велосипеда его, как минимум, смутит. А необходимость управлять им с помощью руля, приводя в движение одновременным вращением педалей, может и вовсе напугать. Ведь, в сущности, велосипед как раз и развивает за счет включения сложной координации движений всего тела. Но ребенку она наверняка не слишком свойственна – разве она есть у никогда не катавшихся взрослых?..

3. Негативный опыт провалов в первых попытках освоить новое. Неудачи сильно снижают энтузиазм продолжать даже у взрослых – не то что детей. Тем более это касается случаев, когда она сопровождалась болезненной травмой – притом куда более болезненной и серьезной, чем прежде!.. Учтем, что вес тела ребенка до определенного момента не слишком велик, да и бегает он до пяти лет сравнительно медленно. Из чего следует, что получить чувствительный ушиб или ранку в таких условиях непросто…

Эта ситуация меняется со временем – дети растут быстро, и чем старше малыш, тем серьезнее его ушибы. При этом понятно, что велосипед даст здесь тот же эффект, что дал бы ускоренный в разы рост тела. Ведь неумело ездящий на нем малыш неизбежно будет падать с большей высоты, при движении на куда большей скорости, чем он мог бы побежать!.. Потому запомним, что травмы при падении с велосипеда кажутся более болезненными или масштабными не только нам, – для ребенка эта разница будет еще более заметной. А значит, одно такое падение (тем более первое) вполне может неоправданно увеличить его страх перед новой игрушкой, так как он накладывается на сложность игры с ним и общее ощущение его большого веса, размера.

Как видим, ребенок относится к велосипеду с чуть большей опаской, чем мы, не зря. У нас в этом смысле есть ряд преимуществ – и в соотношении, так сказать, габаритов, и в лучшем физическом развитии, позволяющем не так остро чувствовать вес аппарата. К тому же учтем, что нормальная для его лет слабость мышц заставляет малыша испытывать и другие трудности уже в процессе езды.

Например, нам едва ли пришло бы в голову, что на иных поверхностях вращать педали не так-то просто – что они могут идти слишком туго даже после смазки. Или что рукоять тормоза/звонка слабым детским пальчикам сжать бывает сложнее, чем женщине – любимый эспандер мужа-тяжелоатлета… Все это в совокупности и создает у ребенка впечатление, будто самая подходящая для велосипеда роль – служить модным аксессуаром для его прогулок или, так сказать, интерьерным дополнением спальни.

Поэтому примем как факт, что обучение катанию на велосипеде проходит без пробуксовок лишь у детей смелых, азартных, предприимчивых. У прочих же (многих малышей с рождения отличает спокойный и ласковый характер) поставленная родителями задача вызывает затруднения, которые эти самые родители даже предугадать не могут – не то что решить.

Отсюда и такое количество недоразумений, когда соседская девочка уже давно гоняет по дорожкам парка с румянцем на щеках и огоньками счастья в глазах, а наш сын на год старше ее все вяло таскает двухколесного друга с немой покорностью за собой, и то лишь потому, что «мама так сказала»… Домашняя непоседливость и склонность постоянно развлекаться чем-нибудь не имеет к истинной яркости темперамента никакого отношения – точнее, имеет, но мы обычно оцениваем его неверно.

Дети, которые всему научатся сами, редко сидят на месте. Они учатся этому преимущественно в движении – они, как правило, являются заводилами в детских компаниях. Если же ребенок просто успевает разобрать половину содержимого квартиры, которое родители опрометчиво забыли спрятать от него, это еще не означает, что его характер позволит ему так сразу сесть и поехать… Любопытство к окружающему миру и стремление его познать свойственно всем детям без исключения.

Однако, условно говоря, одни раз и навсегда забывают дорогу на кухню, обжегшись однажды о горячий предмет из числа расставленных там в изобилии. А другие, получив точно такой же опыт, вскоре возвращаются туда, чтобы выспросить у мамы, для чего существует этот чайник, а зачем на плите кипит вон та кастрюлька, а почему вода и предметы вообще бывают холодными и горячими.

Словом, все дети почемучки. Но далеко не все они при этом лезут проверять на практике все, что им рассказали или от чего предостерегли родители. Именно вот эта предприимчивость, заложенная в нашем чаде, а также яркость ее проявлений служит вероятным мерилом того, насколько новая (тяжелая, сложная, явно небезопасная) игрушка заинтересует его без нашей «педагогики».

Остальных же детей нужно и грамотно стимулировать к освоению велосипеда, и поощрять к новым попыткам его «приручить», и уметь правильно реагировать на ситуации разочарования, обид, травм, других принесенных ребенку этим аппаратом неудач. Что ж, теперь мы понимаем мотивы нашего чада к отказу кататься значительно лучше, не правда ли?.. А стало быть, у нас наверняка найдется свежая мысль, как представить ему, заметим, нашу затею в наиболее выгодном свете! Например, попробуем так:

1. Прежде всего, запомним раз и навсегда, что сильнее всего дети стремятся подражать родителям, а вовсе не друзьям, учителям и спортсменам, увиденным по телевизору. Это значит, что охотнее всего катанию на велосипеде обучаются дети велосипедистов – профессионалов или любителей. Намек прозрачен – после того как мама с папой начнут кататься сами, им станет втрое проще объяснить и наглядно показать ребенку, что и как ему следует делать. А значит, процесс обучения станет в разы проще и понятнее для всех его участников.

2. Мы можем также невзначай показать ребенку, как здорово кататься. Скажем, почему бы нам не сводить его в парк, где упражняются велосипедисты – дети или взрослые?.. Если тамошние завсегдатаи на «железных конях» еще и любят демонстрировать всевозможные трюки, интерес у малыша проснется вдвое быстрее.

Кроме того, нам не помешает уговорить одного из спортсменов дать нашему чаду потрогать велосипед, который только что выделывал в воздухе такие восхитительные пируэты, позвонить в его звонок, погладить седло и колеса… Будет отлично, если обладатель велика окажется человеком контактным и даст малышу короткое «интервью». Например, расскажет, здорово это или нет (в смысле, кататься), что это за «штучка» в аппарате, для чего она предназначена, и пр.

Когда мы увидим, что малыш тоже зажегся увиденным, настанет самое удачное время предложить ему нашу затею – купить ему велосипед «совсем как у дяди» и научить его вытворять такие же фокусы. Но учтем, что между всем увиденным, этим предложением и самой покупкой не должно пройти слишком много времени – максимум сутки.

Нужно помнить, что мир вокруг детям знаком мало, потому от ежедневного общения с ним они всегда получают массу ярких впечатлений. Другими словами, одна такая вспышка интереса и восторга у нашего отпрыска быстро сменяется другой. И уже через пару дней, когда мы ему скажем «А помнишь?..», обнаружится, что он уже ничего такого не помнит или, во всяком случае, тот восторг успел угаснуть… А если мы поведем его на то же место для повторного «просмотра» и общения с велосипедистами, сработает действительный даже для взрослых эффект под названием «во второй раз не так интересно, как в первый». Потому если уж мы подняли вопрос, отступать здесь нельзя, и мы должны быть готовы исполнить данное ребенку обещание хоть и немедля.

3. Наконец, детям не хочется ни в чем отставать от своих друзей – сверстников. Но чтобы мотивировать ребенка указанием «Гляди, как здорово катается Оля/Дима/Женя!», нам нужно, чтобы эта Оля была его подружкой (они часто игрались вместе и вообще отлично ладили) или Женя – его явным соперником.

Одним словом, дети не хотят подражать своим сверстникам вообще – они ориентируются лишь на ближайших друзей и/или злейших врагов. Эмоции у детей (в том числе личные) всегда проявляются очень ярко, без полутонов, так как ребенок совершенно неспособен овладевать ими усилием воли. Так что восторг друзей и зависть врагов для них крайне важна – как и похвала родителей. А вот мнением кого-то малознакомого они почти не интересуются – им было бы куда приятнее, если бы от их катания ахнули те, кого они знают… Потому, если у нас есть возможность, выберем пример из окружения нашего чада. При этом будет не лишним польстить его самолюбию – только в меру.

Например, это можно сделать, если сказать, что мы купим велосипед «лучше», чем у Оли. Если же мы ставим в пример соперника (ребенка, с которым они часто ссорятся и даже дерутся), велосипед следует пообещать «втрое лучше». Не стоит переживать, если это невозможно по тем или иным причинам (скажем, у поставленного в пример малыша велосипед и нов, и ухожен, и отлично подобран). Если мы правильно поведем себя в магазине, в процессе выбора «железного коня», купленный велик автоматически станет для нашего чада лучшим на всем свете, а не просто лучше, чем у Витьки или Сережки!

Как правильно выбрать детский велосипед

Собственно, правила верного выбора здесь одинаковы для всех возрастов – велосипед должен быть нам или нашему чаду, во-первых, по росту и, во-вторых, по уровню мастерства. То есть он должен быть предназначен для езды именно в том стиле, который больше по душе нам/ребенку. Однако здесь есть и свои возрастные отличия.

1. Детям в возрасте до четырех (нередко – даже до пяти) лет наверняка не удастся «оседлать» модель, более или менее похожую на то, что мы подразумеваем под словом «велосипед».

Другими словами, в этом, так сказать, нежном возрасте единственным доступным малышу по ряду показателей вариантом выступает велосипед трехколесный – чисто детский. Обычно эти игрушки (пока – только игрушки) раскрашены в яркие цвета, снабжены педалями и имеют руль. У многих есть, также ручка сзади – приспособление, с помощью которого велосипедом полностью может управлять идущий сзади родитель.

В последнем случае это средство передвижения называется велоколяской. С помощью ручки велоколяску можно заставить ехать быстрее или полностью остановить ее, изменить направление ее движения. Трехколесные велосипеды просто достаточно устойчивы при езде по прямой (повороты, особенно резкие, они проходят лишь чуть лучше двухколесных), но управляет ими полностью сам малыш.

Таким образом, можно сказать, что трехколесные велосипеды сейчас представляют собой примитивную имитацию «взрослых» моделей. Они не учат детей поддерживать равновесие с помощью поворотов руля, скорости движения и баланса тела. Кроме того, трехколесный велосипед совершенно лишен тормоза, как и велоколяска, – кроме человека, идущего рядом с ребенком, их не остановит никто и ничто.

Впрочем, нам стоит учесть, что различным способам торможения при качении на любом приспособлении, будь то самокат, ролики или велосипед, дети начинают учиться лишь лет с пяти. До этого времени они просто не в состоянии постичь, зачем и почему это нужно. Как уже было сказано выше, механизм торможения развивается постепенно даже в их психике. То есть от рождения дети неспособны останавливаться вовремя сами, и тем более им недоступно торможение как попытка остановить несущийся в никуда велик.

Поэтому весьма заметное участие родителей в, так сказать, управлении трехколесными моделями оправданно – они предназначены для возрастов, в которых детям еще просто недоступны многие обязательные в таких случаях навыки.

Тем не менее даже трехколесный велосипед поможет нашему еще совсем маленькому чаду усвоить несколько очень важных для будущей карьеры велогонщика принципов.

Во-первых, с его помощью малыш уж точно уловит и увидит наглядно взаимосвязь между скоростью вращения педалей и скоростью движения велосипеда.

Во-вторых, трехколесный забавный друг позволит ему увидеть связь между направлением поворота руля и направлением движения всей конструкции.

В-третьих, у нашего юного «кормчего» прочно сформируется навык одновременно направлять руль и крутить педали. Фактически он научится ездить на велосипеде – пока без необходимости держать равновесие, но уже выполняя остальные необходимые движения синхронно.

Наконец, если наше чадо еще и осмелеет до хорошего разгона, оно получит огромное удовольствие от катания и заодно, возможно, впервые увидит на практике, что большая скорость движения велосипеда делает его менее послушным – особенно руль.

Трехколесные велосипеды достаточно устойчивы на поворотах – во всяком случае, на не слишком крутых. Понятно, что такая же езда на двухколесном велосипеде может закончиться куда хуже. Но благодаря конструкции первого «болида» малыш получит этот урок в относительно безопасных условиях.

2. Сейчас для постепенного приучения детей к велосипеду имеется и другое приспособление под названием ранбайк (от англ. run bike, или, если угодно, «беговой велосипед»).

Речь идет о миниатюрной копии двухколесного велосипеда, только без цепи и педалей – зато с колесами, рамой, сиденьем и рулем. Это приспособление представляет собой смесь велосипеда и самоката – оно управляется с помощью руля, но приводится в движение путем отталкивания ногами от поверхности земли.

На ранбайке ребенок может обучиться сидеть на сиденье и управлять рулем так, чтобы держать равновесие, более или менее сносно. В этом смысле ранбайк, позволяющий опереться в критические моменты стопой о землю, значительно выигрывает в сравнении с просто крайне устойчивой трехколесной конструкцией. Кроме того, учтем, что навык снимать ногу с педали, чтобы опереть наклонившийся взрослый велосипед, тоже очень важен при езде на взрослых моделях.

Так что в смысле выработки чувства баланса ранбайк выглядит куда лучшим решением. Плюс, он хорошо приучает ребенка к другим атрибутам взрослых велосипедов за счет большего сходства с ними – такой же конструкции руля (за исключением дополнительных рычагов), сиденья и рамы (в трехколесных моделях конструкция рамы очень отличается от обычной). В целом, если сравнивать эти две детские модели велосипедов, можно сказать, что:

• трехколесная модель с педалями совершенно не учит ребенка балансировать с помощью тела и руля на неустойчивой раме. В свою очередь, ранбайк обучает именно этому просто отлично. Причем при идеальном балансе безопасности (в случае утраты равновесия ребенок инстинктивно обопрется ногой о землю) и пользы.

Даже если добрую половину пути наше чадо проедет, отталкиваясь ногами от земли, держать равновесие только за счет позы на сиденье и руля ему все же придется очень часто. Ведь, как мы знаем, дети обожают скатиться «с ветерком» с какой-нибудь горки и никогда не упускают такой возможности. А между тем скорость вращения педалей, если они не снабжены фиксатором, при такой езде заставляет просто снимать с них стопы.

Мы наверняка помним детские советские велосипеды, на которых с горок катались исключительно с растопыренными в стороны ногами! Так вот, то же самое, несомненно, произойдет и при попытке прокатиться под уклон на ранбайке – колеса в любом случае разовьют куда большую скорость, чем смогут позволить себе детские ножки. А значит, парочка таких уклонов быстро научит нашего малыша балансировать без опоры на стопы – как на взрослом велосипеде с педалями;

• с другой стороны, ранбайк совершенно не приспособлен для выработки навыка синхронных движений руками и ногами – тем более для удержания баланса всей конструкции. Этот навык считается самым сложным в езде на велосипеде, его нет даже у не катавшихся ранее взрослых с их уже сложившимся вестибулярным аппаратом. У детей его быть просто не может, так как их система поддержания равновесия тела, координации движений и вовсе только развивается. Собственно, езда на велосипеде призвана дать ей именно стимул к более быстрому и полному развитию, так что велосипед без педалей в этом смысле несколько проигрывает трехколесной модели;

• для детей знакомые черты в новой игре важнее, чем для взрослых. Взрослому, начиная с некоторого момента, все кажется знакомым, изученным, повторяющимся до оскомины. Но у детей жизненный опыт еще слишком мал, чтобы встречать знакомые по другим ситуациям элементы так уж часто.

Каждый новый шаг несет ребенку новый опыт, ощущения, впечатления – тем более что недостаточно развитый мозг ребенка еще сам по себе неспособен на сложные сравнения, долгосрочную память и планирование. Потому дети многое забывают быстрее взрослых – в том числе обиды и уже полученную информацию. Это же касается и их интереса к велосипедному спорту, и навыков езды.

Так что наш малыш наверняка почувствует себя увереннее при обращении с уже «почти взрослым» велосипедом, если увидит в нем явное сходство с его прежним «болидом». А в этом смысле ранбайк выигрывает еще одно очко у трехколесной модели, чьи отличия в конструкции от обычного велосипеда очевидны настолько, что не требуют отдельных комментариев.

3. Детям от пяти лет и старше гарантированно нужен двухколесный велосипед, однако многие признают необходимым брать его в комплекте с двумя страховочными съемными колесиками из пластика.

Единого мнения на счет того, насколько они замедляют или ускоряют выработку навыка баланса, как влияют на появление сноровки проходить повороты, так и не появилось. Значительная часть родителей, которые и сами ездят на велосипедах, уверена, что эти колесики лишь замедляют процесс обучения ребенка, нисколько не помогая ему привыкнуть балансировать быстрее и совершеннее. Ну а большинство любителей, в свою очередь, уверено, что поворотам с ними обучаться уж точно безопаснее…

Какую точку зрения выберем мы, это дело наше. Факты таковы, что вспомогательные колесики при желании можно прикрепить к оси заднего колеса. Но их необходимо установить на 3–5 см выше уровня самого колеса. В противном случае получится, что мы опять усадили свое чадо на трехколесный велосипед, хотя оно давно из него выросло.

Кроме того, учтем, что если эти колесики будут ехать вместе с основным колесом по асфальту постоянно, они будут лишь мешать процессу, но не помогать ему. Обратим внимание на их конструкцию – они не созданы поддерживать равновесие рамы в процессе езды по прямой и могут действительно помочь удержать баланс лишь на повороте. Поэтому крепить их разумнее всего так, как указано – чуть выше колеса, чтобы они доставали до земли только при его наклоне вбок, то есть на повороте.

4. В остальном же конструкция велосипеда для старшей детской и подростковой групп уже ничем от взрослой не отличается. Эти игрушки утрачивают совершенно детские признаки, становясь все более похожими на взрослые модели. Так, у детского велосипеда тоже должны иметься:

• металлическая или легкосплавная рама;

• колеса со спицами и съемными резиновыми шинами. Диаметр этих колес у детского велосипеда может варьироваться от 12 (для самых маленьких или низкорослых детишек) до 18 (для детей чуть постарше) дюймов. Больший диаметр считается уже взрослым – во всяком случае, велосипед с диаметром колеса более 20 дюймов больше подойдет подростку, а для ребенка он наверняка окажется уж слишком громоздким;

• руль с двумя дополнительными рукоятями – звонка и тормоза. Да-да, у детского велосипеда, как и у взрослого, уже имеется собственный тормоз, и ребенка обязательно нужно научить им пользоваться. Кстати, нужно непременно дать малышу попробовать позвонить в звонок и нажать на тормоз. Это необходимо для проверки, достаточно ли он силен для этих действий – не слишком ли туги ему дополнительные рукояти.

Нужно учитывать, что дети значительно слабее взрослых. При этом мы понимаем, не так ли, к чему приведет его неспособность своевременно затормозить лишь оттого, что его ручки уже устали за время поездки?.. Так что наше чадо нуждается в той модели, где оно сможет затормозить и нажать на клаксон легко и уверенно, без напряжения. Речь идет об обязательном требовании безопасности, более важном, чем любая экипировка для защиты от травм. По этой причине функциональность тормозов и звонка для нашего чада нельзя проверять в теории, в его отсутствие – эту часть «оснастки» модели он должен опробовать лично, своими руками;

• сиденье и руль с возможностью регулирования их высоты. Понятно, что размер рамы и колес – это, в общем, стандартизированная «колодка», по которой производитель «штампует» все свои модели для того или иного возраста, роста. Но наш малыш, как и все дети в этом мире – особый, и у него наверняка имеется целый ряд отличий в пропорциях тела. А значит, мы должны иметь возможность подогнать универсальную «колодку» под особенности его анатомии. Тем более дети растут быстро, а это значит, что едва ли нам захочется покупать им новый велосипед один раз в полгода;

• цепь и колеса, снабженные защитными кожухами и крыльями. Как мы уже, наверное, убедились и сами, слова «ребенок» и «аккуратность» являются антонимами.

Понятно, что если уж наше драгоценное чадо научится использовать велосипед по назначению, оно будет гонять на нем по любым дорогам и в любую погоду. А между тем из-под колес на одежду в изобилии летит грязь и пыль, приводная цепь перед каждой новой поездкой наверняка заботливо подтягивается папой и густо смазывается машинным маслом. По этим причинам мы можем быть уверены, что незащищенные колеса и цепь не только испачкают всю одежду нашего гонщика трудновыводимыми пятнами.

Кроме того, существует и другая опасность – что брюки/юбочку нашего чада случайно затянет в привод цепи (чаще всего это происходит с длинными юбками и широкими брюками, при катании в ветреную погоду). Тогда в лучшем случае из поездки ребенок вернется, прихрамывая на «стесанную» коленку, с оборванным краем платья или брючины, со своим «железным конем», так сказать, в поводу – из-за слетевшей цепи. В худшем же случае возможна весьма серьезная травма из-за резкого кульбита набок… Так что, хоть взрослые обычно не обращают особого внимания на качество защиты ходовых частей велосипеда, в данном случае к ней стоит отнестись более придирчиво;

• выбирать велосипед без малыша нам в любом случае нельзя, так как промахнуться в соотношении, так сказать, роста его и модели очень легко.

Всем нам встречались подростки, вынужденные преждевременно садиться на взрослые, громадные аппараты, так как из детских они уже выросли. В результате подростки часто вращают педали, сидя на самой раме, так как при попытке сесть даже на спущенное до минимума сиденье ноги перестают доставать до них – особенно в нижнем положении…

Мы тоже можем получить похожий эффект – тем более если будем выбирать теоретически, на основе сделанных «замеров» пропорций ребенка. Кроме того, мы лишим его огромной доли счастья (для какого ребенка поход в магазин не станет отдельным подарком?), не говоря уже о том, что можем не угодить ему с цветом и дизайном.

Поэтому наше чадо обязательно нужно взять с собой – пусть выберет свой первый «почти взрослый» велосипед сам, а мы лишь укажем ему на подходящие его росту модели. Когда он определится с цветом и прочими дизайнерскими элементами, его нужно поставить рядом с выбранным великом, приставив аппарат к его бедру.

Следить нужно за расположением несущей перекладины (она ведет от сиденья к рулю) – в идеале она должна располагаться на 10–15 см ниже уровня паха. После этого юного счастливчика следует усадить в седло и предложить ему прокрутить педали на один оборот. В этом тесте его нога должна уверенно стоять на педали даже в нижнем положении. Причем, в самой нижней точке она должна полностью выпрямиться в колене – как показано на рис. 1.


Рис. 1


Нередко с первого раза ничего не выходит – педаль приходится отпустить, так как стопа не достает, или наоборот, нога не может полностью распрямиться ни в одной точке амплитуды. В таком случае нужно попросить продавца отрегулировать высоту сиденья. Обычно это удается сделать. Но если нет, становится очевидным, что на этом велосипеде наш малыш нормально ездить не сможет, и нам придется выбрать другую модель;

• тормоза у велосипедов бывают ручными и ножными – как у детских, так и у взрослых.

Ручной тормоз представляет собой добавочную рукоять возле рукояти самого руля – при нажатии на нее большим пальцем переднее колесо начинает притормаживать.

Ножной тормоз – это несколько иное. Если велосипед оснащен именно им, торможение происходит при прокручивании педалей в обратном направлении – назад вместо вперед.

Кстати, если тормоз у велика ручной, обратная прокрутка педалей просто позволяет зафиксировать их положение – чтобы съехать, не снимая с них ног, по склону, где незафиксированные педали будут вращаться слишком быстро, чтобы ноги успевали за ними.

Так или иначе, нам следует помнить, что ручной тормоз у многих даже, казалось бы, детских моделей туговат для детских пальчиков. В то же время многие дети по ряду причин никак не могут запомнить, что для торможения на ножном тормозе педали следует прокрутить в обратном направлении.

Так что в целом детям рекомендуют брать модели с мягким ручным тормозом, и легкость нажатия его рукояти нашему чаду следует непременно опробовать своей ручкой. Но для торможения педалями особых противопоказаний тоже нет. Если наш малыш возьмется это, так сказать, запомнить и применить на практике, разгоняться и тормозить только при помощи движений ног ему может показаться даже проще.

5. Как мы уже поняли, покупать велосипед ребенку в его отсутствие – затея не из лучших.

Во-первых, выбранный нами «без примерки» вариант может не подойти по параметрам – скажем, в той же дистанции от сиденья до педали в нижнем ее положении. Этот параметр предсказать сложнее всего – он может разниться в зависимости от дизайна модели, не то что от возраста, на который рассчитан велосипед.

Во-вторых, у нашего чада, хоть до сих пор оно и наблюдало велосипеды лишь со стороны, вполне могут иметься свои четкие представления о его расцветке, дизайне колес и руля… Нам нужно помнить, что его согласие «оседлать» двухколесного друга было вызвано каким-то мотивом. Как мы помним, мы сами подзадоривали его научиться кататься «лучше Витьки из 5-б» или «как тот парень в красной майке». Малыш вполне мог запомнить указанные ему примеры и захотеть велик как у того парня, подруги из соседнего двора, мальчика, которому он завидует вместе со всей школой, и пр.

Естественно, взгляды детей быстро меняются, и при ближайшем рассмотрении наш будущий экстремал вполне может выбрать другую модель. Направить его взгляды в нужную сторону будет особенно просто, если мы своевременно подскажем ему, что «тот» велосипед ему не так удобен, а этот «в триста раз красивее, чем у Макса»… Но понятно, что для изменения вкусов чада нам необходимо предоставить ему выбор. А для этого он должен сам походить по магазину (возможно, не одному) и пересмотреть десяток похожих аппаратов.

При этом нужно помнить, что выбор велика не должен быть утомительным. То есть пусть он лучше воспринимается как очередная веселая прогулка, чем будет представлен малышу как «один шанс на многие годы вперед» или вообще нечто столь ответственное, что и представить страшно… Учтем, что:

• дети не любят большую ответственность и рассуждения родителей о финансовой стороне вопроса. Другими словами, им вовсе не нужно знать, что у них нет права на ошибку, ибо велосипед – удовольствие недешевое и сдать его после «обкатки» будет уже невозможно, так что все нужно решить раз и надолго…

Конец ознакомительного фрагмента.