© Смирницкий Б. В., 2015
© ООО «Издательство „Вектор“», 2015
Энергию ребенка – в мирных целях!
С первых дней жизни наш малыш не усидит на месте и пары минут – он всегда если не бегает, то ползает, если не кричит, то машет ручками и ножками, если не играется, то балуется с вещами, которые мама строго-настрого запретила трогать… Юный непоседа находится в движении 24 часа в сутки 7 дней в неделю. И нам, его родителям, как никогда, хочется направить эту необузданную энергию в безопасное для всех русло. Ведь сейчас ее жертвами становимся мы, домашняя утварь, бытовая техника, другие «блестящие» и «занятные» штучки – словом, все, кроме игрушек, купленных специально для детских забав…
Да, большинство родителей мечтает изобрести для своего нетерпеливого и энергичного чада какое-нибудь такое увлечение, чтобы оно заняло его на целый день. Или, по крайней мере, если не на целый день, то хоть на пару часов, но с одним обязательным условием. А именно, чтобы, позанимавшись им, оно валилось с ног от усталости – ложилось спать, давая родителям еще 5–6 часов отдыха и тишины.
Итак, энергия в нашем чаде бурлит ключом – мы наверняка это давно заметили. Притом уже известно и понятно, что результаты деятельности этого «моторчика», словно заведенного в каждом ребенке, не всегда так уж желательны. То есть, если дитятко вовремя не унять или не занять чем-нибудь полезным (ну, или хотя бы нейтральным), оно может за час нанести квартире такой ущерб, что исправлять содеянное им мы будем месяцами. А значит, чем старше становится наш малыш, тем сильнее становится наша потребность занять его крепнущие ручонки и ножки чем-нибудь развивающим, балансирующим их энергию.
Казалось бы, выход давно найден предыдущими поколениями родителей. Ведь такие игры и упражнения, как футбол, плавание, катание на велосипеде, скейтборде и роликах, словно нарочно придумали для направления активности юных сорванцов в нужное русло!.. Разумеется, натолкнувшись на эту мысль, мы немедля побежим в ближайший магазин за первыми в его жизни роликовыми коньками или велосипедом, вернемся домой, довольные покупкой… и убедимся воочию, что в обозримом будущем пользоваться ею будем разве что мы сами!
Увы, более половины родителей переоценивает ловкость своих детей, так как проявляется она лишь при откручивании каких-нибудь жизненно важных деталей карнизов, мебели, папиного авто и других предметов, окружающих ребенка, доступных ему для, так сказать, всестороннего изучения. Действительно, дети добираются до очередных «забавных штучек» с такой ловкостью, отрывают их с такой силой и упорством, что родители, наблюдая за их баловством, могут возомнить многое… Вот только когда дело доходит до столь сложного навыка координации, как езда на велосипеде или ином не имеющем мотора приспособлении, эти потрясающие виртуозность, азарт, врожденная ловкость движений пальчиками враз куда-то пропадают.
В результате родители, которые, как им казалось, уже почти решили все проблемы со своим непоседливым чадом, наблюдают полную апатию и отсутствие любопытства к покупке с его стороны. Больше половины детей сразу пытается разобрать подарок на составляющие, по принципу всего, что они уже успели поломать дома. Около двух третей детишек удается уговорить освоить новый вид развлечения сразу, почти без проблем… Но лишь треть всех родительских попыток обучения своих чад новым навыкам дает положительный результат. А еще две трети заканчиваются полным отсутствием продвижения в этом направлении в течение месяцев, хотя мамин мобильный телефон дети превращают в комплект запчастей за полчаса, а то и меньше!.. Естественно, нулевой результат в течение длительного времени заканчивается обоюдной, постепенной утратой интереса к попыткам продолжить обучение.
С одной стороны, не нужно винить в этой ошибке папу или маму. Не приходится сомневаться, что в процессе обратной сборки салона авто папа наверняка был вынужден признать, несмотря на бешенство, что «раскурочен» он был и умело, и тщательно – настолько тщательно, что в прежнем виде его теперь не соберут даже в автосервисе… Иными словами, уверенность родителей в способности своих чад к сложным действиям (мы сами когда-нибудь пробовали разбирать мобильные телефоны и другую технику без инструмента?), увы, базируется на их личном опыте. То есть на попытках исправить последствия своей забывчивости и опрометчивости, когда для интересующих чадо вещей уже было найдено безопасное место, но их почему-то туда не положили, оставив на виду… С другой же – чем тогда объяснить полное равнодушие маленьких непосед к такой веселой и динамичной игре, как та, к которой их зовут и манят новехонькие ролики?..
С плаванием в этом смысле дела обстоят лишь чуточку лучше. Большинство детей обладает хорошими интуитивными навыками плавания – подобно любым животным, даже оказавшимся в водоеме впервые, они могут самостоятельно выбраться на берег сразу же, безо всякого обучения. Тем не менее родители быстро замечают – по мере взросления желание ребенка поплескаться становится все более своеобразным.
Например, всех малышей с одинаковой силой привлекают детские и даже взрослые бассейны. Однако перспектива искупаться в открытом море, да еще в одиночку разом сводит все их веселье и азарт на нет. Да и в сравнительно просторном водоеме многие чада не столько плывут, сколько просто плещутся. То есть едва удерживают головку над поверхностью воды и «добираются» до протянувшей им руки мамы так долго, словно им задано проплыть из Петербурга в Москву, а не преодолеть полметра дистанции…
Когда родители сталкиваются со столь заметной разницей между уже доказанной ловкостью малыша и его неспособностью направить эти возможности в другое русло, они, как правило, искренне недоумевают, в чем дело. Затем следует некий период попыток подобрать нужную методику обучения и мотивацию. Ну а заканчивается «эпопея» все равно прекращением этих попыток и признанием, что нашему чаду «просто не дано», хотя, казалось бы, для езды на велосипеде особые дарования и не нужны…
На самом же деле, в случаях, когда ребенок месяцами «топчется на одном месте», никак не может расстаться со скованностью и нерешительностью движений новичка, скорее всего, имеет место педагогическая ошибка родителей. И заключается она в неспособности вовремя увидеть и устранить причину опасений малыша. Понятно, что так не годится. Ведь ребенок, не умеющий ни плавать, ни гонять целый день по парку, не только натворит в доме еще немало бед, пока дорастет хотя бы до понимания, что компьютерная клавиатура является вещью достаточно полезной, чтобы об этой утрате жалела вся семья…
Помимо прочего, он так и останется не слишком уверенным в себе на больших пространствах, шатких поверхностях, большой высоте. Словом, он рискует вырасти человеком со слабо развитым вестибулярным аппаратом. А такое отставание в развитии обычно очень заметно даже во взрослой жизни – не то что в детстве и юношестве. Поэтому сегодня мы проведем небольшую «работу над ошибками» – в данном случае нашими собственными, чтобы суметь наконец преодолеть кризис, возникший в развитии нашего сорванца, пока он не привел к трудно обратимым последствиям.