Введение10
Любимой Анюте
Научный менеджмент весьма успешно прошел в своем развитии столетний период. Однако век информационных технологий ставит новые задачи перед теоретиками и практиками менеджмента.
Кажется, что старые, чисто «рациональные подходы» – школа научного управления и административная школа в большей мере уже исчерпали свои возможности. Когда творчество отдельного человека становится решающим фактором успеха предприятия, снова на первый план выдвигаются подходы, использующие особенности психологической составляющей человека (начало исследованиям в этой сфере положила «школа человеческих отношений», сегодня – это теория организационного поведения). Современный взгляд на управление, основанный на системном и ситуационном подходах, сумевших лучшим образом обеспечить интеграцию взаимодополняющих моделей менеджмента, фактически стал стандартом в теории управления. В результате применения этого «стандарта» появились такие инструменты, как стратегическое управление и расширяющая свое влияние в последнее время ресурсная концепция управления предприятиями.
Перечисленные новые методы и подходы в управлении находятся в расцвете своего развития и имеют еще большой нераскрытый потенциал. Этим, в определенной степени, можно объяснить недостаточное внимание проблемам управления на уровне отдельного человека.
Налицо отставание теории самоменеджмента от современных требований, аргумент в доказательство данного тезиса – сравнительный анализ современной теории менеджмента и самоменеджмента. Так, хотя ряд элементов ситуационного подхода используются в самоменеджменте, в целом управление собой и своими действиями остается на уровне «рационального подхода», развитого в менеджменте еще до 50-х годов. Крайне редко в управленческой литературе встречается системное рассмотрение самоменеджмента, да и сама «теория управления собой» попадает в поле зрения специалистов по менеджменту скорее как исключение из правил.
Удивительно, что, несмотря на высокий интерес к повышению эффективности использования своего времени и очевидный интерес к проблемам самоменеджмента в целом, можно по пальцам пересчитать книги, вышедшие по данной проблематике. «Техника личной работы» Г. Попова11 была издана еще в 60-е годы, значительно устарела и может рассматриваться сегодня скорее как один из этапов в развитии научной организации труда руководителей в советскую эпоху. Монография известного теоретика менеджмента П. Друкера «Эффективный управляющий»12, вышедшая на Западе в 80-е годы, отличается от работы Г. Попова большим кругом рассматриваемых вопросов, однако автор продолжает оставаться на позициях чисто рационального подхода к человеку, развитого в теории менеджмента еще до 50-х годов. Вышедшая относительно недавно книга немецкого профессора Л. Зайверта «Ваше время – в ваших руках», в отличие от предыдущих изданий, представляет собой достаточно целостную концепцию самоменеджмента, в основу которой положен процессный подход, рассматривающий управление своими действиями как цепь взаимосвязанных функций управления. Работу Зайверта отличает также большая практическая направленность, что обеспечивается многочисленными упражнениями (к сожалению, чересчур многочисленными), которые рекомендуется выполнить читателям. Однако, даже в этой книге самоменеджмент рассматривается лишь как применение методов работы по оптимальному использованию своего времени.13
Автор, уделивший исследованию проблем самоменеджмента более 15 лет, убежден, что самоменеджмент – это не просто один из важных разделов, которые должны изучать и применять руководители в технике личной работы. Представляется, что развитие самоменеджмента – это движение как по пути более полного раскрытия потенциала каждого отдельного человека, так и повышения эффективности функционирования предприятия в целом.
Задача данной работы достаточно скромна – продвинуться в методологическом плане изучения самоменеджмента. Мы пытаемся сделать первые шаги как в части использования современных разработок теории и практики управления в самоменеджменте, так и в исследовании возможности применения самоменеджмента как практического инструмента обучения искусству управления тех, кто решил посвятить себя профессии управленца или педагога.
Концепция, которая была использована автором, в упрощенном виде можно назвать «обогащенный» самоменеджмент. В чем заключается ее сущность?
Взяв за основу наиболее близкую к самоменеджменту дисциплину – общий менеджмент, было рассмотрено, какие принципы, методы, подходы, получившие в теории управления практическое подтверждение, могут быть успешно использованы при построении теории самоменеджмента. Автор убежден, что развитие самоменеджмента можно ускорить, применяя проверенные в общем менеджменте методологические подходы.
В качестве проверенных инструментов менеджмента, которые перенесены в самоменеджмент, были, в первую очередь, системный подход, ситуационный подход и процессный подход. При этом, несомненно, автор не являлся пионером в такого рода работе. Так, процессный подход, развитый в менеджменте, впервые системно применил к самоменеджменту Л. Зайверт. Ситуационный подход активно используется в книге английских консультантов М. Вудкока и Д. Фрэнсиса «Раскрепощенный менеджер»14, посвященной вопросам повышения эффективности личной работы управляющего. Системный подход, получивший широкое применение в самых разных сферах, достаточно давно применяется при исследовании целого ряда психологических проблем личности и т. д. Однако главное отличие данной работы заключается в том, что здесь впервые самоменеджмент рассматривается как совершенно самостоятельная дисциплина со своим предметом и объектом исследования. Теория самоменеджмента, несомненно, имеет свою специфику и свое научное продолжение.
Представляется, что самоменеджмент, обогащенный теми концепциями, которые уже считаются общепринятыми в управлении предприятиями, в свою очередь мог бы дать дополнительный стимул для развития теории и практики управления.
Свое видение по этой проблеме автор представил в разделе «Взгляд в будущее».