Вы здесь

Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных. Рекомендовано УМО в качестве учебного пособия по специальности «Менеджмент». Предисловие ко второму изданию (Владимир Токарев)

Предисловие ко второму изданию

Второе издание отличается от первого дополнением второй части, а также небольшими изменениями первой части, которая вышла отдельной книгой в 1999 году.

Однако следует отметить, что эта книга в определенном смысле представляет собой уже третье издание, поскольку основные концепции автора, легшие в ее основу, были представлены читателю еще в 1997 году в приложении к еженедельнику нижегородских предпринимателей «Биржа плюс карьера», где было опубликовано более 20 статей в рубрике «Как научиться управлять, если у вас пока нет подчиненных».

Одна из главных проблем сегодняшней России – отсутствие управленческих кадров необходимого уровня, поэтому задача повышения качества подготовки менеджеров является весьма актуальной.

В настоящее время в большинстве российских вузов, ведущих подготовку по специальности «Менеджмент», первая учебная дисциплина по управлению, чаще называемая «Введение в теорию менеджмента» или «Основы менеджмента», преподается уже на первых курсах обучения, когда слушатели имеют незначительный жизненный опыт и в еще меньшей степени опыт управленческий.

В то же время общепризнанно, что менеджмент – это и наука и искусство, и овладение знаниями в этой области невозможно без получения практических навыков в управлении.

До сих пор, в большинстве случаев, эту проблему пытались решить введением в систему подготовки менеджеров активных методов обучения – деловых игр, разбора конкретных ситуаций («Кейс-стади») и др. Однако, представляется, что для студентов первых курсов такие методические формы малоэффективны. Это связано, в первую очередь, с недостаточной подготовкой первокурсников в области экономики, финансов, без которых невозможен серьезный разбор конкретных ситуаций.

Практика показывает, что для первого года обучения больше пользы приносят обычные семинарские занятия, на которых преподаватель может судить о степени усвоения пройденного материала, или же решение практических задач, позволяющих закреплять основные понятия и категории менеджмента. Однако в этом случае, курс менеджмента становится сугубо теоретической дисциплиной, что вряд ли допустимо.

В связи с вышеизложенными проблемами, в 1993 году на отделении международного бизнеса Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н. А. Добролюбова была начата работа, целью которой являлось исследование возможности применения новых методов обучения, позволяющих студентам младших курсов, изучающих предмет «Введение в теорию менеджмента», приобрести профессиональные навыки управления.

ПРОФЕССИОНАЛОЬНЫЕ НАВЫКИ УПРАВЛЕНИЯ

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению того, что следует понимать под профессиональными навыками менеджера.

Наиболее общее определение предполагает, что в эти навыки следует включать умения применять на практике все основные методы и приемы, накопленные теорией менеджмента на данный момент.

Другой подход ограничивает понимание предмета теми навыками, которые вытекают из структуры повседневных управленческих действий руководителя: менеджер должен уметь выступать, принимать решения, отдавать устные и письменные распоряжения, вести деловые переговоры, внимательно выслушивать собеседника и др. Обычно в этот перечень включаются и другие элементы техники личной работы.

Встречается также точка зрения, согласно которой теорию менеджмента можно постигнуть на лекциях, беседах и др. видах аудиторных занятий. Навыки же будущего менеджера можно получить только в реальной работе, после которой следует снова сесть за парту для обсуждения полученного практического опыта (так действуют, например, при подготовке высших управляющих в ряде учебных заведений во Франции).

Концепция обучения профессиональным навыкам менеджера, представленная в нашей программе, предлагает свой подход, который, однако, не сильно противоречит названным выше.

Когда в начале 90-х годов началось обучение основам современного менеджмента студентов младших курсов, то оказалось, что главная проблема такого обучения в отсутствии возможности приобретения слушателями практических навыков управления, деловые игры скорее заводили студентов в заблуждение относительно тех реальных проблем, с которыми им придется встретиться в будущей практической деятельности.

Тогда нами была сделана попытка ввести в занятия по менеджменту практические упражнения по самоменеджменту (технике личной работы), чтобы студенты могли на практике поучиться управлять «собой и своим временем».

Именно поэтому, наряду с рассмотрением особенностей самоменеджмента, большая часть книги посвящена известным вопросам, таким как, например, функции управления (2-ая глава пособия). Однако это не только повторение и закрепление того, что слушатели изучали в общей теории управления. Автор не встречал работ по самоменеджменту, где бы общепринятые на сегодня в теории менеджмента концепции достаточно полно переносились на технологию управления собой и своими действиями.

Выполненную нами работу (я говорю нами, потому что считаю непосредственными участниками проекта и самих слушателей) можно назвать «обогащенный самоменеджмент», суть которого в том, что в самоменеджмент активно вводятся современные принципы, концепции и подходы, используемые сегодня в менеджменте. В результате родилась, по сути, новая дисциплина со своим объектом, предметом и методами исследования.

· Структура книги

Книга состоит из двух частей, содержащих по 3 главы, упражнения к каждой главе представлены в конце книги9.

Структура пособия в определенной степени определялась задачами, которые ставились в данном эксперименте. Изучение теории управления обычно начинается с эволюции менеджмента, первый этап развития которой представлен школой научного управления (важнейший вклад школы – применение научного метода в производстве), а также классической школой (с нее началось изучение функций управления) и школой «человеческих отношений» (ее представители перенесли акцент внимания на психологическую составляющую человека). В некоторой степени структура нашего пособия отражает эту эволюцию, применительно к самоменеджменту.

Уровень сложности

Читателю не обязательно иметь специальную подготовку (в управлении, в психологии), однако если какие-либо разделы покажутся вам сложными, при первом чтении их можно опустить. Читать книгу не обязательно подряд, вы можете ограничиться чтением параграфов выборочно, по своему усмотрению. Возможно, одной из проблем, с которой может столкнуться читатель, является необходимость обязательного прочтения книги Д. Гранина «Эта странная жизнь», материалы которой активно использованы в данной работе. При изучении курса самоменеджмента в классе эта книга входит в кругобязательной для прочтения литературы. Однако такая рекомендация не выходит за рамки известной на Западе концепции «Обучения менеджменту по бестселлерам». В рамках этой концепции преподаватели теории управления часто рекомендуют для обязательного чтения такие книги как «Карьера менеджера» Ли Якокки, «Сделано в Японии» Акио Морита и др. Чтение такого рода литературы значительно оживляет изучение теории менеджмента, в определенной степени позволяет прикоснуться к искусству управления, дает возможность сравнить принятые в теории менеджмента модели с реальной действительностью. Автор полагает, что повесть Д. Гранина «Эта странная жизнь» следует поставить в ряд с перечисленными книгами, когда изучается теория и практика самоменеджмента.

Благодарности автора

Пользуясь случаем, автор адресует особые благодарности своим первым читателям и одновременно слушателям курса «Самоменеджмент», чьи полезные замечания он попытался учесть во втором издании и чье терпение он испытывал, настойчиво рекомендуя выполнить упражнения, представленные в книге.

Я сердечно благодарю своих самых близких – долготерпеливую жену Анюту, которой автор посвящает свой труд, и дочь Катюшу – первых читателей моих статей по самоменеджменту, чья полезная критика побуждала автора искать лучшие формы выражения своих мыслей.

Автор, 2000 г.