Вы здесь

Как написать электронную книгу-бестселлер. Написание художественного произведения (Антон Добровольский)

Написание художественного произведения

Вступление

Прежде всего, следует отметить, что вторая часть данной книги является не самоучителем написания художественного произведения, а, скорее, перечнем советов, которые призваны помочь вам в работе на литературном поприще в начале своей писательской карьеры. Где-то советы будут повторяться, но под другим углом зрения, где-то даже противоречить друг другу, поскольку написание как художественной, так и любой другой книги – глубоко личностный процесс: то, что вполне подходит одному автору, может быть категорически противопоказано другому. Но при этом для всех начинающих писателей необходимо наличие одной общей предпосылки – искры таланта.

Научиться писать бестселлер не так просто. В наше время многие литературные произведения, от паранормальных романов до триллеров, в основном, ориентированы на развлечение. Вы не обязательно найдете там параллели с текущими событиями.

Тем не менее, начиная с 1960-х годов, также наблюдается устойчивая тенденции к актуальности.

Например, после Великой Отечественной войны появилось много произведений, посвященных военной тематике, в которых писатели часто рассказывали о мужестве простых солдат и их опыте выживания в нечеловеческих условиях. Например «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого или проза Василя Быкова.

Точно так же многие современные романы в разных жанрах исследуют актуальные темы. Переход на цифровые технологии в последние десятилетия, появление Интернета и мобильной связи, можно проследить по тематике книг, которые появились в списках бестселлеров.

Например, в бестселлере Стивена Кинга «Клетка» (2006) «таинственная сила сжимает мозг пользователей сотовых телефонов».

Наступление цифровой эпохи, а также глобальные тенденции к росту угроз, которые несет с собой насилие, одной из наиболее мрачных форм которого является политический экстремизм и сопутствующий ему терроризм, не могут не отражаться в книгах последних лет.

Итак, почему книги, отображающие тенденции времени, пользуются повышенным спросом?

В них осмысливаются и переосмысливаются современные или исторические события, которые волновали и продолжают волновать людей. Писатели, идя навстречу запросам читателей, постоянно используют творческий потенциал таких явлений: война, охватившая несколько стран, может послужить фоном для описания мужества, ужаса, любви, разлуки, выживания; современные технологии описываются как такие, которые оказывают большое влияние на жизнь простого человека.

Таким образом, бестселлеры переосмысливают исторические и современные реалии.

Чтобы вызывать читательский интерес ваше произведение должно идеально исследовать реальный или воображаемый мир, чья актуальность для вашей целевой аудитории не подлежит сомнению.

Два основных элемента сеттинга – время и место – составляют большую часть того, что привлекает интерес аудитории.

Если читателя интересует, например, Испания XV века, то он будет искать книги, опираясь на эти два параметра. И наоборот, те, кто равнодушен к поздней средневековой европейской истории, пройдут мимо.

Сеттинг бестселлеров, среди прочего, опирается на следующие составляющие.

• Возможности. Действие может происходить на двух континентах или в лодке, или на пустынной дороге. Таинственные, ограниченные или повторяющиеся обстоятельства создают возможности для удивительных, развлекательных, захватывающих или пугающих событий.

• Атмосфера. Заброшенная трасса как место действия воспринимается жутковато и поэтому не может не понравиться любителям острых ощущений. Точно так же рассказы о путешествиях по экзотическим уголкам мира не оставят равнодушными читателей, которые любят узнавать новое о необычных местах. Интригующие сеттинги в бестселлерах богаты атмосферой, соответствующей жанру и темам сюжета.

Памятные, сложные, хорошо показанные персонажи могут обеспечить успех целой серии книг. Например, в отзывах к роману Джеймса Паттерсона один читатель писал: «Мне не хватает моего любимого Алекса Кросса».

В анонсе для каждого произведения нужно давать ключевые сведения об интересных персонажах, которые могут заинтересовать читателя и побудить его выбирать в магазине именно эту книгу.

Показывать потенциальным читателям (или издателям), что ваши персонажи отправляются в интересные путешествия – эмоциональные, физические и/или духовные – является первым шагом к успеху.

Если в 50-60-х годах прошлого века во всем мире большой популярностью пользовалась научная фантастика, то в наши дни имеют тенденцию к доминированию детективы и триллеры.

Если вы не находитесь в данной нише, то вам, вероятно, придется больше поработать, чтобы привлечь внимание читателей и увлечь их вашей темой.

Прочитайте несколько наиболее обласканных критиками романов в вашем жанре за последний год, а также бестселлеры даже если они не понравились критике. Знать свой собственный рынок очень важно и это также производит впечатление на потенциальных издателей, когда вы будете предлагать им свои произведения.

В том, что касается длины текста бестселлера, то здесь нет каких-либо четко обозначенных критериев. Но анализ бестселлеров, изданных 1950-го по 2017 год на Западе, показал, что средний объем книги в твердом переплете составляет приблизительно 416 страниц.

Некоторые издатели выдвигают требования к длине и к другим параметрам романов в разных категориях. Поэтому если вы планируете сотрудничать с определенным издательством, лучше сразу выяснить его требования к произведениям вашего жанра. Если есть сомнения, проверьте количество слов недавно опубликованных романов аналогичного жанра, чтобы определить, что такое стандартная длина в вашем случае.

Необходимо помнить следующее: главное, что потенциальные издатели и читатели будут искать в любом жанре – это интересное, структурированное развитие сюжета (наряду с развитием персонажа).

Также важно выбрать запоминающееся название. Оно обычно является одним из последних составляющих рукописи, над которой вы работаете. Например, средний заголовок бестселлера – 15 символов и 2.7 слова (мы округлили до 3).

Тут можно упомянуть о «правиле тройки», которому часто подчинена структура художественных произведений, особенно детских. Тройственное название легче запоминается. Есть три мудреца, три поросенка, три богатыря. Следует также помнить, что хорошо запоминаются короткие названия.

Первые черновики: что в них должно быть, а чего не должно

Первому черновику не нужно придавать ни слишком большого, ни слишком малого значения. Его цель – помочь в разработке идей и изучении потенциала вашего романа, но, как правило, он – не самое подходящее место для беспокойства по поводу переписывания или редактирования текста.

Писатели по-разному относятся к своим первым черновикам. Очень немногие пишут отполированные первые черновики, в основном опытные авторы. Однако даже самые поднаторевшие писатели часто переписывают и пересматривают свои черновые записи.

Ваше отношение к первому черновику будет отличаться в зависимости от того, планируете ли вы свое произведение заранее или формируете представление о нем во время написания. Некоторые авторы, которые используют второй подход, рассматривают свой первый черновик как «открытие», то есть их первые черновики могут быть еще более несформированными, чем это обычно бывает. «Открытие» может сочетать элементы общего контура романа, а некоторые разделы могут быть очерчены с помощью всего лишь нескольких заметок о том, что происходит, но они также могут содержать полновесные разделы прозы и по длине походить на обычный первый черновик.

Для писателей, которые любят заранее составлять план, первый черновик может стать возможностью проверить его силу. Большинство авторов, использующих такой подход, обычно обнаруживают, что некоторые аспекты их плана не работают. На данном этапе лучше избегать необходимости слишком жестко придерживаться первоначальной схемы, и продолжать искать новые идеи. Для такого типа писателей первый проект – это место, где можно начать тестирование сюжета и персонажей, как первоначально и предполагалось.

Между этими двумя крайностями помещаются писатели, которые немного планируют и пишут полновесные первые черновики. Наряду с писателями «открытия» такой тип авторов может извлечь выгоду от изложения, если оно продвигается вперед. Наличие отдельного документа, который описывает разные сцены и их цели, может помочь с составлением структуры, когда вы вернетесь к пересмотру.

В дополнение к размышлениям о том, каким автором черновика вы являетесь, вы также должны подумать, хотите ли вы на данном этапе получить критические отзывы. Некоторые авторы любят, чтобы читатели просматривали их черновики, в то время как других на ранней стадии процесса написания это сбивает с толку. Если вы чувствуете, что сделали все, что могли сделать самостоятельно, то по более важным вопросам, таким как сюжет и характеристика персонажей, стоит обратиться к коллегам, чтобы узнать, насколько они у вас эффективны. Однако если при чтении своего первого черновика вы видите некоторые места, где можно улучшить эти элементы, или если вы планируете внести существенные изменения в следующий черновик, то вам, вероятно, следует повременить с тем, чтобы предлагать другим прочитать вашу книгу и высказаться о ней.

В какой-то степени первые черновики должны быть именно тем, что вы от них ждете. Есть не так уж много начинающих писателей, у которых первые черновики отвечают всем их ожиданиям и которые не мучатся с перезаписью. Поэтому следует помнить, что бесконечное переписывание первых нескольких глав или первых нескольких десятков страниц является одной из самых больших опасностей для начинающего писателя.

Составьте список слов, фраз и сцен, которые нужно вырезать или заменить

Цель создания такого списка состоит в том, чтобы довести историю до самой элементарной функциональной формы.

Если вы любите злоупотреблять какими-то словами, то подумайте об альтернативах, которые могут добавить разнообразия и специфики в ваши описания.

Найдите части речи, которые у вас представлены в избытке. Чаще всего это могут быть местоимения. Подумайте о том, как можно избежать их чрезмерного повторения. Использование более эмоционально окрашенной лексики, кроме всего прочего, позволит расширить перечень слов, используемых в романе. Например, «он бормотал» вместо «он говорил».

Тем не менее, избегайте слишком творческого использования авторских слов. Пусть сами персонажи передают своими словами тон и настроение, насколько это возможно.

В словосочетаниях часто самой лучшей бывает самая короткая фраза.

Кроме того, отдельные слова и фразы также могут относиться к маловажным сценам, которые можно сократить. То есть каждая сцена должна служить для цели, которая является всеобъемлющей для вашего произведения.

Убедитесь, что каждая часть вашего первого черновика вносит вклад в целое

Часто первый черновик содержит сцены, цели которых не совсем понятны в общем контексте. Разговор между персонажами может крутиться вокруг одной из сюжетных точек, что не даст читателю ничего нового и интересного. После окончания первого черновика у вас есть возможность изменить или удалить сцены, которые замедляют темп и ослабляют нарративное напряжение.

Когда вы пересматриваете черновик романа, то задайте себе следующие вопросы о каждой сцене: почему необходимо показать ее читателю? эта сцена отвечает на предыдущий вопрос о событиях или поднимает какие-то новые? мне скучно?

Третий вопрос важен. Если вам скучно во время чтения вашего черновика, может быть сцена действительно скучна (и не просто потому, что вы читали ее много раз). Есть два способа оживить скучную сцену – дать больший смысл цели и направлению посредством действия (происходит неожиданное или драматическое событие) или диалога (персонажи обращаются к важной или освещающей какой-то вопрос теме).

Если при просмотре первого черновика вам скучно, то нужно выбрать стратегию, как сделать повествование более интересным.

Пересмотрите свой черновик, чтобы улучшить его

Многие из великих писателей имеют одну общую черту: они относятся с одинаковым вниманием ко всем вопросам, на которые в произведении дается ответ: «кто?», «что?», «почему?», «где?» и «когда?».

Когда вы пересматриваете свой первый черновик, помните о них. Спроси себя:

• Понятен ли мой сеттинг? Делает ли он вклад в общий тон и настроение?

• Ясны ли причины событий? Почему действия и выбор персонажей имеют смысл в свете их мотивов, целей и предысторий? (читателя сбивает с толку, когда персонажи действуют без объяснения причин).

• Понятно ли «что?» этого романа? (его темы и субъекты последовательны и развиты?).

• Является ли перечень персонажей оптимальным? (добавьте второстепенных персонажей, но так, чтобы не отвлекать от основной и второстепенных сюжетных линий).

• Имеет ли смысл в сюжете вопрос «когда?» (это время, которое последовательно отображается в самом повествовании).

• Являются ли события произведения логичными или интересными с точки зрения своей последовательности?

Когда вы перечитываете свою рукопись, то отметьте те места, где необходимы улучшения. Сохраните список необходимых исправлений для каждого вопроса: «кто?» (персонажи), «что?» (темы), «почему?» (причины и следствия), «где?» (сеттинг) и «когда?» (время и последовательность событий).

Получите отзывы о вашем первом варианте

Переход к окончательному варианту возможен и без сторонних консультантов. Тем не менее, чужой взгляд часто дает необходимую обратную связь, помогает понять, где нет ясности и последовательности.

Одним из преимуществ онлайн-критики является то, что вы можете анонимно делиться своей работой, если вам неловко подписывать своим именем то, что еще не готово.

Часто, когда вы закончили писать свое произведение, то оно существует как бы в двух вариантах: один – это рукопись и второй, который находится у вас в голове. Второй вариант более обширен, в нем имеются разные варианты сцен, альтернативные развязки, диалоги и т. д. Поэтому в вашем воображении первый вариант может сливаться со вторым. Поэтому читатель-рецензент, который имеет доступ только к печатному варианту, может обнаружить пробелы и недостатки, которые вы не осознаете, потому что в вашем «виртуальном» варианте их нет.

Исправляйте несоответствующие детали сюжета, сеттинга и персонажей

Преимущество переписывания после того, как вы закончили писать свой первый черновик (а не по ходу его написания) состоит в том, что вы можете просматривать его от начала и до конца столько, сколько может понадобиться. Используя широкий обзор, вы можете проанализировать, насколько события, описанные в конце вашего черновика, переплетаются с их корнями, предзнаменованиями, которые упоминались ранее в книге.

Возможность во время работы перемещаться назад и вперед во времени позволяет превратить линейное произведение в более сложную структуру.

Точно так же вы можете помещать в сюжет вашего романа более ранние инциденты, которые добавляют новые уровни смысла в свете более поздних событий. При повторном чтении можно оценить степень углубления структуры.

Возможность окинуть взором весь ваш первый проект облегчает нахождение сюжетных точек, определение деталей или действий персонажа, которые не совсем соответствуют целому. Чтобы по-настоящему понять любые пробелы или несоответствия, изложите план своего романа. Создайте для каждой главы резюме того, что вы написали. Конденсированные события дадут вам более четкую картину общей структуры вашей истории.

Отдохните после написания первых черновиков

Крайне важно отдохнуть после завершения первого проекта романа перед началом пересматривания и переписывания. Короткий перерыв дает время для умственной детализации событий вашего произведения и действий ваших персонажей, чтобы потом погрузиться в чтение.

Также бывает полезно полностью абстрагироваться от своей работы и сосредоточиться на других проектах. Однако не откладывайте переписывание слишком долго.

Чтобы отойти от привычного процесса чтения черновика, прочитайте его с конца до начала предложение за предложением. Это полезно для корректуры, поскольку вы больше сосредоточитесь на структуре предложения и языке, и не будете отвлекаться линейным потоком повествовательных событий.

Читайте вслух

Также почаще читайте вслух, особенно диалоги, что поможет обнаружить неудачные фразы. Стратегии пересмотра и перезаписи позволят вам улучшить свои первые черновики и творчески отполировать их.

Как написать книгу – метод «Снежинка»

Написание романа – непростое дело. Написание хорошего романа – очень сложное. Если бы это было легко, то все бы писали бестселлеры и получали литературные награды. Хороший сюжет не появляется сам по себе, его нужно распланировать. Планирование – это тяжелая работа, поэтому важно найти хороший метод.

Ниже приведены 10 шагов планирования сюжета. Данный метод был разработан американским писателем и преподавателем писательского мастерства Рэнди Ингермансоном и названный им «Снежинка», потому что, как снежинка возникает из простой формы, которая медленно превращается во все более сложную, так проект книги разрастается от одного предложения до всего романа.

Каждый писатель, прежде чем он начинает писать, много размышляет над будущим произведением. Собирает информацию. Придумывает блестящие идеи. Начинает слышать голоса разных персонажей. Он задается вопросом, о чем нужно писать. Это неформальный процесс, и у каждого автора он выглядит немного по-другому.

Наверное, у вас есть своя задумка, и вы готовы сесть и начать писать.

10 шагов проекта «Снежинка»

Прежде чем начать писать, вам нужно организоваться. Вы должны перенести все идеи на бумагу, потому как память ненадежна. У вашей идеи все еще есть много неточностей, пробелов, которые нужно будет заполнить. Вам нужен проект, который позволит охватить весь роман и в то же время поможет систематизировать детали.

Шаг 1

Напишите предложение, которое станет резюме вашего романа. Например: «Физик и просто нехороший человек перенесся во времени, чтобы убить апостола Павла» (резюме первого романа Р. Ингермансона).

Несколько пожеланий о том, как написать хорошее предложение.

• Чем короче, тем лучше, попробуйте ограничиться 15 словами.

• Не называйте персонажей по именам, лучше дайте им описательные названия.

• Набросайте общий план сюжета, чтобы показать, кто такой герой, и чего он хочет достичь.

• Поиск цели должен изменить вашего героя (обычно к лучшему), однако неудача может закончиться для него трагедией.

Постарайтесь сделать это в течение часа.

Шаг 2

На протяжении следующего часа разверните одно предложение до всего абзаца, опишите начало, главные бедствия и окончание по аналогии со второй формой снежинки. Чаще всего там будут присутствовать три бедствия плюс окончание.

Если вы ориентируетесь на трехактную структуру, тогда первое бедствие соответствует концу первого акта, а второе является кульминацией второго акта, третье – переходом от второго к третьему, где все нити соединяются.

Первое бедствие часто провоцируют внешние обстоятельства, в то время как второе и третье вызывает герой, который пытается решить наслаивающиеся проблемы.

Идеальный абзац должен состоять из пяти предложений. В первом предложении рассказывается, о чем роман. Потом в каждом последующем предложении (кроме последнего) описывается одна из трех катастроф, а последнее предложение – окончание.

Шаг 3

Давайте позаботимся о персонажах.

Персонажи являются наиболее важной частью любого романа. Время, которое вы инвестируете в их описание вначале, много раз окупится, когда вы начнете писать. Для каждого из главных персонажей подготовьте личный вопросник со следующими вопросами.

• Имя героя.

• Одно предложение о его происхождении и прошлом.

• Мотивация.

• Цель (к чему стремится и что не позволяет ему достичь своей цели).

• Трансформация героя (что он узнал и как изменился).

• Один абзац с краткими выводами.

Примечание. Через некоторое время вы можете сказать, что то, что вы написали на первом или втором шаге вам больше не подходит. Не бойтесь возвращаться и проверять свои идеи. Это хорошо и означает, что вы учитесь смотреть на свой роман глазами персонажей. На каждом этапе творческого процесса очень желательно возвращаться на предыдущие стадии и проверять их.

На самом деле это не только желательно, но даже неизбежно. Все поправки, которые вы сделаете сейчас, вам не придется делать позже – после написания, например, 400 страниц.

Помните: на данном этапе вам не нужно добиваться совершенства. Позже, когда лучше поймете свой роман, вы всегда можете вернуться и поправить его.

Шаг 4

На данном этапе у вас уже должна быть хорошая идея для общей структуры романа, на что нужно посвятить всего один или два дня. Даже если вам понадобилась неделя, это не имеет значения. Если работа над романом не клеится, то вы будете в курсе проблемы до того, как потратили следующих 500 часов для работы над первым эскизом. Теперь нужно только развивать свою историю.

Разверните каждое из пяти предложений-резюме, сделанных на втором шаге до полноценного абзаца. Каждый из абзацев, за исключением последнего, должен заканчиваться бедствием.

В последнем абзаце будет описываться окончание романа.

Завершив четвертый шаг, вы станете автором довольно приличного одностраничного резюме романа. Может случиться так, что вам не хватит одной страницы, но это не имеет значения. Важно, чтобы вы разрабатывали идеи, которые будете использовать позже.

Шаг 5

Используйте день или два, чтобы описать сюжет, разработанный на четвертом шаге с точки зрения каждого героя. Это должен быть набор одностраничных резюме. Пусть каждый герой расскажет историю, как он ее видит. Не бойтесь возвращаться к предыдущим этапам и изменять их, пока ваши герои не станут полнокровными.

Шаг 6

У вас уже есть ядро романа и несколько новых историй, по одной на каждого из героев. Потратьте неделю и разверните каждый абзац из резюме, написанного на четвертом шаге, на всю страницу. Данный этап принесет большое удовлетворение, потому что вы переходите на более высокий уровень понимания романа. Вы начинаете принимать стратегические решения. Теперь вы должны обязательно вернуться к предыдущим этапам и откорректировать сюжет, включая новые идеи и темы.

Шаг 7

В течение следующей недели опишите каждого героя с использованием вопросников персонажа, разработанных на третьем шаге.

Основной является такая информация, как: дата рождения, описание, история, мотивация, цель и т. д. При этом важно, как меняется ваш персонаж, каким он становится к концу романа.

Теперь вы можете узнать намного больше о своих персонажах. Вероятно, вы вернетесь и пересмотрите шаги 1—6, так как ваши герои станут все более реальными, начнут капризничать и требовать от романа все большего. Это хорошо, так как первоклассное произведение создают полные энергии, меняющиеся герои. Потратьте на данный шаг столько времени, сколько вам нужно.

Шаг 8

Основываясь на резюме из шестого шага, напишите список всех сцен, которые вам нужны, чтобы сделать из вашей истории роман.

Самый простой способ – составить такой список, используя таблицу. Создайте таблицу, каждую сцену впишите в отдельную строку. В первом столбце впишите персонажи, глазами которых мы видим данную сцену.

Второй, широкий столбец должен быть посвящен описанию событий. Вы можете создавать дополнительные столбцы, например, чтобы увидеть, сколько страниц может иметь сцена, сделать разбивку на главы. Благодаря такой таблице вы можете сразу одним взглядом увидеть всю линию событий, а затем легко изменить очередность сцен, чтобы представить их в новом порядке.

Написание хорошей таблицы может занять неделю… или больше, но такой процесс принесет вам удовлетворение и ваш роман начнет приобретать реальную форму.

Шаг 9

Разверните каждую сцену из таблицы с восьмого шага до одностраничного описания с точки зрения героя сцены. Вы можете добавить несколько предложений диалога. В каждой сцене изобразите главный конфликт. Убедитесь, что он существует, если нет, то добавьте его или отмените сцену.

Распечатайте все так, чтобы каждая сцена начиналась на новой странице. Вставьте связующие звенья. Вы должны легко вносить изменения, добавлять детали, не разрушая порядок целого.

Девятый шаг является необязательным, но если вы опытный писатель, то можете его пропустить.

Шаг 10

Он может быть очень веселым и творческим. Необходимо разрабатывать и создавать логические решения для отдельных ситуаций.

Например, каким образом герой слез с дерева, окруженного аллигаторами, и спас героиню, которая находилась в горящей лодке без весел?

Перед вами может возникнуть ряд проблем, но, подключив свою писательскую фантазию, вы относительно быстро решите их.

С помощью «Снежинки» первый, сплошной скелет может быть создан даже за 150 часов. Данный метод действительно работает. Многие авторы воспользовались и пользуются ним. Может быть, он также будет полезен и для вас.

Первые предложения, первые абзацы

Понимание того, как начать роман, как написать первое предложение, параграф или главу, является ключом к написанию книги, которая заинтересует читателя. Что делает первое предложение или параграф незабываемыми? Прочтите примеры из классики и бестселлеров, а затем ознакомьте как можно большее количество людей с началом вашего произведения и изучите отзывы.

Когда вы начинаете роман, у вас есть одна цель: создать привлекательную точку входа для вашей истории.

Первая строка может предоставить важную информацию. Она также может просто дразнить или озадачить читателя утверждением, которое не сразу станет ему понятным. Начните с интересной детали персонажа, сеттинга или чего-то такого, что затрагивает какие-то аспекты темы вашего произведения.

За вступлением должен последовать большой первый абзац. Его будет трудно написать, если у вас нет центральной идеи, которую вы собираетесь донести читателю в начале книги. Первый абзац должен вовлечь читателя в процесс прочтения и вызвать у него много вопросов.

Как можно научиться писать книги, если не читать мировые бестселлеры, ставшие глобальными феноменами? Хотя многие современные бестселлеры достигают этого статуса с помощью множества факторов (таких как маркетинг), но они также проходят через руки экспертов, редакторов и издателей.

Начало должно дать интересную и актуальную информацию о теме, персонажах и сеттинге. Начало должно содержать: вопросы, которые пока что остаются без ответов; интригующие действия или события; тревожные, необычные или увлекательные сценарии.

Если рассказчик начинает повествование от первого лица, сам его тон должен вызывает интерес читателя своим юмором или оригинальным взглядом на вещи.

Как уже говорилось выше, если вы хотите добиться успеха, то очень важно научиться так начинать роман, чтобы читатель заинтересовался ним с первой главы. Вот несколько шагов, чтобы начать книгу убедительно.

Дайте вашему читателю сильную потребность в ответе

Есть много причин, по которым мы, начав чтение, продолжаем его. Мы любим воображение автора; мы сравниваем себя с персонажами и находим их интригующими или нам нравится стиль изложения или предмет.

Убедитесь, что к концу первой страницы возникает вопрос, на который ищет ответ читатель.

В хорошем начале также есть яркий, интригующий сеттинг. Например, начало романа «1984» Оруэлла: «Был холодный ясный апрельский день и часы пробили тринадцать».

Почему часы пробили тринадцать часов, если они обычно следуют двенадцатичасовому циклу? И почему эта деталь важна? Начало Оруэлла акцентирует на сезоне, а сеттинг дразнит и озадачивает.

В качестве альтернативы можно начать с рассказчика, который обращается к читателю напрямую, так, как это делает Марк Твен в «Приключениях Гекельберри Финна» (1884):

«Вы про меня ничего не знаете, если не читали книжки под названием „Приключения Тома Сойера“, но это не беда. Эту книжку написал мистер Марк Твен и, в общем, не очень наврал».

Здесь мы видим неформальность голоса Гека Финна, игривое кокетство Марка Твена, и ссылка на достаточно популярные к тому времени «Приключения Тома Сойера».

Сеттинг – важный компонент для решения задачи, как начать роман и вызвать любопытство.

Сеттинг влияет на мотивацию и действия персонажа (например, персонаж из небольшого города чувствует себя подавленным после переезда в большой мегаполис); на тон и настроение (например, персонаж путешествует по опасной зоне, а поломка его автомобиля создает угрозу, которая, как говорится, висит в воздухе).

Сеттинг устанавливает, что возможно, а что нет в вашем мире (персонаж, живущий в постапокалиптической пустыне, лишен возможности пользоваться многими благами цивилизации).

В начале вашего романа подумайте о том, как можно использовать такие функции сеттинга. Возьмем вышеуказанный пример, когда автомобиль персонажа ломается ночью в опасной зоне. Как этот сеттинг повлияет на поведение персонажа? Каковы возможные варианты его дальнейших действий?

Напишите интригующее начало

Многим романам удается привлечь внимание без немедленного начала действия или диалога. Здесь нужно быть уверенным, что голос вашего рассказчика и то, что он рассказывает, привлекут читателя.

Хорошо начать роман означает не только написать запоминающуюся первую главу, но и хорошее первое предложение. Поэтому после окончания написания рукописи нужно пересмотреть вступление, поскольку более полное владение текстом может помочь вам лучше написать начало.

Диалог и действие являются полезными способами начать роман. Начните с действия, которое важно для вашей истории в целом и даст иллюстративное, соответствующее введение. Например, ваш герой-кладоискатель с каждым ударом лопаты подбирается к вожделенному кладу. Как с его настроением резонирует окружающая обстановка?

Начав роман с действия (а не рассказа), можно легче вызвать заинтересованность у читателя, потому что вы можете поместить его в непосредственной близости от места действия. Читатель испытывает чувство близости и заинтригованность, видя то, что и ваш персонаж. Вы можете показать действие без немедленного объяснения, вызывая вопросы, которые требуют ответов.

В качестве упражнения, чтобы улучшить навыки написания первых строк, прочитайте первые строки не менее 10 книг и обратите внимание на следующее.

• С чего начинает автор? (сеттинг? персонажи? действие? воспоминания?).

• Почему такое начало приемлемо (в контексте более широкой истории)?

• Какие ожидания у вас появляются после прочтения первого предложения?

• Какие вопросы у вас возникают, и какие ответы вы хотите на них получить?

Прочитайте список 30 начал знаменитых романов.

Вводите сильную мотивацию и цели персонажа

Мотивация и цели персонажей помогают нам сформировать свое отношение к роману и являются основой для его развития. Если вы решите пораньше ввести в повествование персонажей, то тем самым раньше создадите эмоциональную связь с читателем.

Представляя их на раннем этапе, автор также создает чувство направленности. Произведение начинает двигаться по цепочке событий, обусловленной психологией персонажей, а также причиной и следствием их убеждений, потребностей и желаний.

Предвидение будущего напряжения и неопределенности

По ходу на пути персонажей возникают напряжение, конфликт, а также препятствия. Закладывание в начале вашего романа основы для будущего напряжения и осложнений создает ожидание.

В приведенном выше примере, где автомобиль персонажа ломается в опасной зоне, мы узнаем, что далее могут произойти очень неприятные события.

Напишите интересное окончание первой главы

Обсуждение того, как начать роман, было бы неполным без упоминания об окончании главы. Что делает завершение главы эффективным?

То, что ведет вашу историю к исходной точке новой цепи событий (например, персонаж, автомобиль которого сломался, доходит до одиноко стоящего дома и стучится в дверь).

Нужно оставлять читателя заинтригованным, он должен хотеть узнать, что будет дальше (кто ответит на стук? подтвердит ли хозяин дома предполагаемую опасность и поможет ли он выти из этой ситуации?).

Окончание главы может закрыть второстепенные сюжетные линии

Когда вы начинаете свой роман, то сразу же подумайте о том, как вы можете завершить первую главу. Появится ли новый персонаж? Изменится ли сеттинг? Такие события откроют новые возможности для вашего романа и сделают вашу первую главу неотразимой до последнего предложения.

Написание экспозиции произведения: примеры и советы

Что мы имеем в виду, когда говорим об экспозиции? Нарративная экспозиция – важная информация, которая дает читателям предысторию вашего романа (например, предысторию персонажей или исторический сеттинг, информирует читателя о месте действия, знакомит с персонажами, ситуацией, в которой возникает конфликт). Читателю нужно предоставить достаточно информации, чтобы он сохранил интерес к продолжению чтения.

Тон и настроение изложения сюжета будут в определенной степени зависеть от жанра. В триллере или детективе вы с первой страницы можете начать с высокого драматизма.

Экспозиция вводит ключевые моменты для персонажа и события, оставляя без внимания второстепенные. Тем не менее, персонаж не должен с ходу попадать на наивысшую точку своего развития, например, оказаться между жизнью или смертью, даже в триллере. Используя приемы меньшей интенсивности также можно создавать интересную интригу. В экспозиции детектива можно описать беседу сыщика с подозреваемым, кажущимся на первый взгляд безобидным. Независимо от того, что вы выбираете в качестве экспозиции, убедитесь, что там буде приманка, которая удержит внимание читателя.

Часто сильная экспозиция постепенно начинается со вполне обыденных вещей.

Джоан Роулинг делает подобное, начиная свою фантастическую серию «Гарри Поттер» с описания довольно обычной жизни главного героя, которую он ведет в доме своих тети и дяди. Домашняя среда резко контрастирует с волшебным миром, в который Гарри позже попадает. Благодаря контрасту, особенности волшебного мира становятся еще более впечатляющим как для персонажа, так и для читателя.

Многие великие романы начинаются с экспозиции, которая дает острое ощущение места.

Писатели иногда используют экспозицию как синоним к инфодампингу. Тем не менее, инфодампинг состоит в том, что два персонажа передают информацию, которая уже известна читателю и может звучать натянуто, потому что в реальной жизни люди никогда не говорят друг другу: «Как вы знаете, мы оба родились в Подмосковье». В хорошей экспозиции приводятся важные детали произведения.

Если вы используете для экспозиции диалог, то убедитесь, что он содержит информацию, центральную для вашего сюжета.

Большое значение имеет создание многоаспектного сеттинга, что помогает изобразить сцену с разворачивающимися событиями и усилить их воздействие.

Сделайте свою экспозицию самобытной. Покажите атмосферу вашего сеттинга: воспоминания, страхи или радости персонажей.

По возможности, покажите развитие персонажей. Выбор персонажей, их взаимодействие с другими персонажами, то, как раскрывается история, должно представить читателям важную информацию о них, показать их недостатки, любовь, ненависть, страсти, цели.

Однако пояснительная информация так же полезна, как и показ. Лучше будет поделиться взглядами персонажей в одном абзаце, чем в целой сцене.

Смешайте сцены, которые показывают более короткие фрагменты экспозиции и которые конденсируют информацию о личных качествах ваших персонажей. Покажите читателю конкретные примеры. И все же хорошо написанная экспозиция может обобщить и укрепить или расширить понимание читателем природы персонажей.

Есть бесчисленные примеры экспозиции, показывающие, как начать роман кратким описанием ключевого события, которое является основой истории. В детективах, в частности, авторы часто вначале описывают загадочные, драматические события, которые потом пытаются объяснить в остальной части романа.

Используйте экспозицию, чтобы показать читателю более раннее событие, важное для вашей истории. Вызывайте любопытство, чтобы у читателя были все основания искать ответы на его вопросы.

Как написать сцену

Умение писать сцены очень важно для автора художественных произведений. Сцены – это те «кирпичики», из которых состоит сюжет, от них зависит как нарастание, так и замедление действия в вашем произведении. Но как построить сцену и убедиться, что она работает в правильном направлении?

Сюжетные сцены: для чего они нужны

Перед каждой сценой в вашем романе стоит несколько заданий. Среди прочего сцены помогают развивать действие, удерживают читателя в состоянии повышенного внимания, выявляют мотивацию персонажа, а также увязывают причину и следствие. Например, сцена может начинаться с того, что персонаж пропустил свой поезд. В результате он может опаздывать на встречу с кем-то. В зависимости от того, как структурировано ваше произведение это может вызвать или небольшое расстройство планов, или катастрофические последствия. Например, встреча может быть собеседованием для приема на работу, и персонаж в результате может ее не получить. А может быть запланирована встреча с какой-то важной персоной, которую уже утомила необязательность персонажа, и опоздание может стать последней каплей. Также может быть предстоит важная заключительная встреча с объектом пылких чувств персонажа, с которым он не имеет никаких дополнительных контактов и может никогда не увидеть его снова. Такой человек может покинуть место встречи с мыслью, что о нем забыли. Все указанные варианты развития событий имеют высокий драматический потенциал.

Сцены и повторения

Возможно, что вы уже где-то читали о трехступенчатой структуре произведения и задумывались о том, как можно структурировать свою книгу при помощи сюжетной линии и развития художественных образов. Однако вы, возможно, не учли, что отдельные сцены тоже имеют свою собственную структуру.

Дуайт Суэйн, который написал книгу «Методы продающего писателя» (Techniques of the Selling Writer), делит структуру сцены на две отдельные составляющие, которые он называет сценами и сиквелами. Согласно данному подходу, сцена имеет очерченную цель, конфликт и его последствия, в то время как сиквел состоит из реакции, дилеммы и решения. За сценой всегда должен следовать сиквел для объяснения причин. Нельзя, чтобы одна цель, конфликт и последствия следовали за другими. Идея сиквела состоит в том, чтобы между сценами ваши персонажи (и ваши читатели) успели отдышаться и задуматься о том, что произошло.

Суэйн разбивает структуру сцены на меньшие фрагменты, которые он называет мотивационно-реакционными единицами (Motivation-Reaction Units или MRU), которые состоят из индивидуальных мотиваций и реакций персонажа и перетекают из одной в другую.

Жесткость такого подхода к созданию сцен является одним из его недостатков, а также выявляет сложность терминологии Суэйна. Более того, не каждый писатель будет работать в таком линейном и ограничительном стиле. Хотя иногда описанная модель может показаться полезной, но есть менее сложные способы сочинять сцены.

Создание визуальной структуры сцены

Иногда бывает проще структурировать сцены с помощью наглядных приспособлений вместо того, чтобы полагаться на лист бумаги или компьютер. Визуальные подходы, перечисленные ниже, могут стимулировать ваше творчество, давая возможность перемещать ваши сюжетные линии, и проверять сочетаемость фрагментов истории друг с другом.

Диаграмма связей (англ. Mind mapping) – один из лучших инструментов для обучения написанию романа с использованием визуального подхода. На диаграмме связей отражаются слова, идеи, задачи или другие элементы, расположенные радиально вокруг основного слова или идеи.

Вы можете использовать диаграмму связей в ноутбуке, в тетради или с помощью компьютерной программы. Проще говоря, разместите начало диаграммы связей с объектом посредине страницы. Например, ваша сцена начинается с пары, спорящей о чем-то. Такова ваша начальная точка. Запишите это в центре вашей страницы в круге или квадрате. Оттуда вы можете добавить больше разветвляющихся кругов (квадратов), содержащих идеи о том, что произойдет дальше: эмоциональное настроение сцены или что-то еще, что вы считаете соответствующим. Конкретный эпизод, с которого вы начинаете, может быть только одним в гораздо большей диаграмме связей для главы или целого романа.

Индексные карточки (англ. Index cards) могут иметь различный цвет для обозначения различных типов сцен или глав вашего романа. Вы можете туда включить конкретную информацию о каждой сцене. Например, одним или двумя предложениями описать в каждой карточке сцену, а затем назвать основной элемент, с которым она связана, например – продвижение сюжета или развитие персонажа. Вы также можете использовать индексные карточки для «устранения неполадок» вашего первого проекта. На каждой карточке можно указать, чего вы достигли при помощи соответствующей сцены, и отметить, достигнута ли цель или сцена нуждается в чем-то дополнительном, будь-то диалог, развитие персонажа или некоторые сокращения.

Запись возможных событий в вашей истории на индексные карточки с последующим их перетасовыванием может помочь вам решить, какое событие лучше всего разместить в том или ином месте вашей истории.

Раскадровка (англ. Storyboard) – это общий подход к написанию сценариев, используемый кинематографистами, писателями комиксов и другими авторами, которые работают с визуальными образами. Используя раскадровку, вы можете набросать самые значимые моменты в своей сцене. Не беспокойтесь, если вы не умеете рисовать. Визуальные образы для представления ваших персонажей предназначены только для ваших глаз. Ваша единственная забота – определить, что именно нужно рассказать о своих персонажах в раскадровке. Как и в случае с использованием диаграммы связей и индексных карточек, раскадровка дает вам возможность увидеть, как сцены связаны друг с другом и всем произведением.

Вышеуказанные методы также могут открывать новые возможности: Повысьте свой творческий потенциал, используя такие инструменты, чтобы выйти из линейного способа мышления о повествовании.

Планирование сцен не означает отсутствия спонтанности. Некоторые сцены и события будут возникать непосредственно в процессе написания. Вы также можете вернуться назад и изменить схему ваших сцен, как только закончите первый черновик. Также вы можете вернуться и удалить или объединить сцены. Обратите внимание на места, где могут отсутствовать сцены, необходимые для сочетаемости частей вашей книги. Членение произведения на такие сцены, как до, так и после написания первого черновика, может помочь вам убедиться, что ваша э-книга имеет сильный нарратив, и ее отдельные части составляют единое целое.

Как написать сцену с нарративом

Как уже упоминалось выше, нужно отслеживать, насколько каждая сцена выполняет задачи, которые вы перед ней ставите. Держите такую информацию под рукой, чтобы можно было обращаться к ней во время разработки каждой сцены. При написании сцены, чтобы сосредоточиться на ее цели, задайте себе следующие вопросы.

• Где происходит действие? Насколько подробно нужно описать обстановку? Является ли обстановка контрастом или дополняет эмоциональный тон произведения и какое влияние она оказывает на разворачивание и завершение событий? Можно ли увеличить воздействие сцены, поместив ее в другом месте?

• Когда происходит сцена? Состоит ли сцена в хронологической последовательности с тем, что уже произошло в истории или она представляет собой воспоминание? Как в сцене обозначен ее временной интервал?

• Какие персонажи принимают участие в сцене? Сколько вам необходимо персонажей: больше или меньше?

• Какие события происходит во время сцены? Какова их внешняя и внутренняя канва? Например, семейная пара занимается домашним ремонтом и одновременно ведет диалог, который выявляется сложности в их семейных отношениях.

• Почему персонажи ведут себя в сцене определенным образом? Для чего она нужна и почему происходит именно так, а не иначе? Все эти вопросы связаны с причиной и следствием и являются важным аспектом создания нарратива.

Начало и окончание сцен

Начало и окончание – еще один важный компонент при построении эффективных сцен. Каждый тип начала и окончания подходит только для определенного рода сцены, поэтому вам нужно будет подумать о таких факторах, как цель сцены, как долго вы хотите, чтобы сцена длилась, и какое настроение вы хотите передать читателю посредством сцены. В начале сцены вы должны подумать о том, как привлечь внимание читателя. В конце сцены вам нужно подумать о том, как заставить читателя продолжить чтение и поворачивать страницы.

Пять способов начать сцену

• Начните сцену с действия. Нельзя каждую сцену начинать с взрыва или погони, но все же лучше начинать ее как можно ближе к экшену. Такая сцена требуют ясности. Читатель должен знать, где находятся персонажи, и что происходит во всей сцене, если не ставится задача создать неопределенность и сцена пишется с точки зрения персонажа, который не знает, что происходит с другими персонажами. Но полномасштабное действие в первых строках не обязательно является лучшим способом начать, потому что читатель еще не ознакомился с персонажами.

• Начните сцену, раскрыв мысли персонажа, показав ряд изменений соотношения сил между персонажами или приведя описание. Такой подход больше увеличивает ожидания, чем в случае с одним персонажем, который явно доминирует.

Обычно читатели не любят долгих описаний, но вы можете придумать сцену с захватывающим описанием, которое достигнет своей цели, если оно необычно или хорошо отображает сцену или эмоции персонажа.

• Иногда лучше говорить, а не показывать, и, начав с действия вместо краткого изложения, иногда можно тем самым замедлить темп повествования. В некоторых случаях сцена может иметь сильное влияние на события в ней: «Этот человек был мертв за три дня до того, как они нашли тело».

• Начните с сеттинга. Многие авторы начинают сцену с неожиданного сеттинга. Описание такого сеттинга особенно эффективно, если он является неотъемлемой частью предстоящего развития сюжета (например, описание неприступных гор в романе об альпинистах).

• Начните с диалога. Включение читателя в разговор между двумя персонажами может быть верным решением.

Основная цель начала сцены – заставить читателя продолжать чтение. По общему мнению, это можно сделать, если описываемая ситуация будет достаточно убедительна.

Пять способов окончить сцену

Клиффхэнгер – проверенный временем способ закончить сцену. Например, в своем романе «Облачный атлас» Дэвид Митчелл заканчивает одну сцену в середине действия, поскольку героиня входит в потенциально фатальный конфликт с приспешниками антагониста. Такое окончание сцены заставляет читателя продолжить чтение.

• Сцена оканчивается прозрением персонажа, у которого появляется осознание, которое начинает менять историю.

• Сцену можно закончить персонажем, который изучает новую информацию или задает новый мотив или цель. Как и в случае с прозрением в такой момент ход истории может измениться.

• Окончание сцены эмоциональными потрясениями. Событие или происшествие в данной сцене может быть завершено, но персонаж или персонажи будут ощущать его последствия.

• Завершите обещанием. Другими словами, сцена заканчивается, но она оставляет читателя ожидающим продолжения повествования. Например, в детективном романе сцена может закончиться моментом, когда один персонаж обещает другому открыть большую тайну.

Написание эмоциональной сцены

В большинстве случаев лучше использовать более тонкий подход к эмоциям персонажа, автор должен попытаться заставить читателя прочувствовать их. Персонажи, которые ругаются или истерично рыдают, оставляют читателю меньше возможности разделить эмоции героя произведения. Персонаж, который страдает, но более сдержанно или его эмоции выражаются разными составляющими, может более эффективно раскрыть их перед читателем. Проявление эмоций в сцене также может быть показано вместо того, чтобы рассказывать о них. Например, показ персонажа, который возбужден пребыванием в центре внимания и ведет себя не совсем адекватно, может быть более интересным для читателя, чем просто оповещение о том, что персонаж беспокоится.

Написание сцены с флэшбэком

Во-первых, нужно убедиться, что вам действительно нужен флешбэк, и что он не приводит к остановке повествовательной динамики вашей истории. И насколько правильно для него выбрано время. Например, читатель может быть расстроен, если флэшбэк следует за клиффхэнгером. Один из способов – использовать флэшбэк, чтобы показать информацию, которую читатель ожидает узнать. Писатель также должен не забыть дать понять читателю, что сцена является воспоминанием. Наконец, флэшбэк должен переместить повествование вперед, даже если речь идет о том, что происходило в прошлом.

Сцена с несколькими героями

Если в сцене участвуют шесть, восемь или даже больше персонажей, то может быть сложно дать им высказаться и подтвердить свои высказывания действием. Тем не менее, написание такого типа сцены не отличается от любого другого. Вам нужно определить цель сцены, главных героев и конфликт, что поможет предотвратить привлечение слишком большого количества персонажей. Если сцена происходит в плотном окружении, например в ночном клубе, где присутствуют многие персонажи, то нужно их чем-то их занять. Например, они могут пить напитки, танцевать или разговаривать между собой в то время, когда вы фокусируетесь на главных героях и их действиях.

Некоторые авторы могут иметь более общий подход к написанию сцен, в то время как другие могут предпочесть планировать подробные сцены. Тем не менее, любой писатель может воспользоваться такими инструментами, как диаграмма связей, индексные карточки и раскадровка, о которых шла речь выше. Указанные инструменты также могут быть использованы после создания первого черновика.

Писатель также должен подумать о том, кто, где, когда и почему принимает участие в сцене. Сцены также нуждаются в сильном начале и завершении, прозрениях и откровениях персонажей и эмоциональных потрясениях. Рассматривая сцены как важнейшие компоненты, из которых состоит успешное художественное произведение, авторы могут добиться успеха в любом жанре.

Выбор слов для описания

Есть много способов для описания персонажей. Правильное их использование поможет сделать ваше творение более ярким.

Существительные в описании

Часто, когда мы задумываемся об описании, то подразумеваем, в основном, прилагательные или наречия. Но существительные также имеют некоторую степень описательности. Сравните, например, слова «мальчик» и «пацан». В первом случае это нейтральная лексика, во втором низкая, которую можно использовать для создания определенного социального фона в повествовании. Еще сравните три предложения: «Похитили носильные вещи», «Украли одежду» и «Сперли шмотки». С точки зрения сообщаемой информации все они идентичны, но различаются стилистической направленностью. Первое предложение принадлежит к высокому стилю, второе – к нейтральному и третье – к низкому.

Прилагательные в описании

Прилагательные, как часть речи, обычно имеют множество синонимов. Например, вместо «сладкий» можно сказать «сахарный», «медовый», «приторный»; вместо «красный» – «алый», «багряный», «пурпуровый». Вместо «технического» – «промышленный», «инженерный».

Подбирать синонимы к прилагательному можно веб-сайтах, таких, как: classes.ru, flyword.ru и др.

Обычно синонимы не бывают абсолютными, а содержат оттенки значения – коннотации, и поэтому являются для автора художественного произведения очень удобными выразительными средствами, если их использовать к месту.

Например, при описании коронации, чтобы сделать ее красочной не нужно описывать все оттенки цветов, известные человеку. Но небольшое разнообразие, с упором на историзмы, придаст вашему описанию дополнительную привлекательность.

Сбалансированность описания с действием и диалогами

Единственное, чего следует избегать, так это описания, которое читается как список. Например: «У нее были голубые глаза, волнистые волосы до плеч, несколько веснушек и слабо выраженный подбородок».

Описание характеристик персонажей в контексте привлекает меньше внимания к автору и позволяет читателю глубже погрузиться в созданный вами мир.

Для достижения сбалансированности своего описания с действием нужно, чтобы они были взаимно связанными (например, «Когда она, наконец, сняла свои солнцезащитные очки, я увидел, что ее глаза были ярко синими»).

Если необходимо физическое описание, иногда имеет смысл давать его не прямо. Например, персонаж сам оценивает свою внешность: «Я всегда считал, что мои уши слишком оттопырены». Так будет лучше, чем просто рассказывать о внешности, потому что мы видим персонажа его же глазами.

Шаблонность описания

Поскольку писатели иногда злоупотребляют шаблонами, читатели часто обращают на них внимание из-за присущей им незамысловатости.

Возьмем, к примеру, «мрачного и задумчивого» романтического героя. Как бы мы его не назвали, это не сделает данного персонажа уникальным. Подумайте о других способах передачи его характерных черт.

Например, в «Гордости и предубеждениях» Джейн Остин первоначально мрачный и задумчивый мистер Дарси задерживается на балу. Далее писательница последовательно создает портрет строгого и серьезного человека.

Точно так же в «Грозовом перевале» Эмили Бронте бессердечное и грубое поведение Хитклиффа по отношению к обитателям его дома на болоте раскрывает его сильную натуру посредством показа его действий, а не слов.

Краткие описания

Поистине эффективные описания часто являются краткими, и в них используется ограниченное число выразительных средств. Чем больше абстрактных слов вы используете (например, «он был мужественным»), тем менее точным будет ваш образ или персонаж.

Рассмотрим пример из «Библии ядовитого леса» Барбары Кингсольвер, где персонаж Орлеанна Прайс описывает лес в Конго:

«Каждое пространство наполнено жизнью: изящные ядовитые лягушки с боевой окраской, напоминающей скелет, сцепляются при совокуплении и оставляют свои драгоценные яйца на падающих листьях».

Экзотичность описания передает психологию персонажа на тот момент. Оно содержит элементы как чуда, так и страха (символы конфликта и смерти). Такая специфика соответствует восприятию жены миссионера из США, которая недавно прибыла в Центральную Африку. В целом описание сжатое и показывает как общие, так и конкретные детали, используемые для описания африканских джунглей.

Описания чувств

При описании мы часто фокусируемся на визуальном восприятии, потому что обычно строим мир, используя визуальные образы. Но полезно также оперировать другими чувствами (прикосновение, вкус, запах, слух).

Когда вы описали сцену, вернитесь к ней и спросите: может быть в изображаемых чувствах чего-то не хватает? Например, как можно описать пекарню, если при этом не упомянуть о запахе выпеченного теста? А какие запахи персонаж может ощутить прежде всего? В такой сцене персонаж, который любит покушать, может описывать ароматы детально и наслаждением. Персонаж, который более равнодушен к пище, напротив, может сосредоточиться на описании внешности работников пекарни. Подумайте не только о том, какие описания можно использовать, но и о том, кто из персонажей их использует, какие чувства они вызывают и какие из этих чувств являются наиболее доминирующими или значимыми.

Наречия при описании

Наречия могут быть полезны. Некоторые авторы считают их отличительными чертами плохого стиля. Конечно, иногда лучше использовать глаголы: вместо «она бежала очень быстро», имеет смысл написать «она рванула» или «она мчалась как ветер».

Помимо глаголов, вы можете показать внутреннее состояние персонажа и внешнее выражение такого состояния при помощи движений и жестов. Возможно, персонаж указывает пальцем или нетерпеливо ударяет себя по бедру сжатым кулаком. Такие детали часто более выразительны, чем наречия. Возможно, персонаж, который сжал кулаки, изо всех сил пытается сдержать гнев, и поэтому направляет его внутрь.

Перечислите описательные глаголы, когда вы пишете сцену, требующую более интенсивного действия. Попробуйте различные варианты, чтобы определить наиболее привлекательные.

Описания, которые используют успешные авторы

Если вы хотите создать определенный тон или настроение в своем произведении, то полезно почитать описания, которые принадлежат перу опытных писателей.

Например, если вы хотите создать жуткую или сверхъестественную атмосферу, то вас могут вдохновить такие авторы, как Эдгар Аллан По или Стивен Кинг. Всякий раз, когда вы находите чье-то описание ярким и правдоподобным, записывайте его в специальную тетрадь. Разбейте описания на категории (например, «персонаж», «обстановка» или более конкретные детали, такие как «глаза» и «жилище»). Потом вы можете полистать свою тетрадь для вдохновения.

Как предвещать правильно

Что такое предзнаменование? Согласно с Толковым словарем Ушакова – это примета чего-нибудь (что должно совершиться), признак, предвещающий что-нибудь. Как литературный термин предвидение означает построение сцен для создания неизвестности, предвосхищения или представления о будущем или более позднем развитии сюжета. Изучение способов предвидения – полезный навык для создания хорошо структурированного произведения. Вот 8 правил для написания предзнаменования.

Правило 1. Сделайте предзнаменование необходимым

При планировании сюжета вашего рассказа или романа, прежде чем использовать данный литературный прием, убедитесь, что то, что должно случиться, нуждается в предзнаменовании.

Но не для каждого события в рассказе необходимо предвосхищение или подсказка. Злоупотребление предзнаменованиями может непреднамеренно создать комический эффект. Если вы делаете тривиальное событие непомерно раздутым, то в вашем произведении начинает звучать мелодраматический тон мыльной оперы. Не забудьте сохранить предзнаменование для основных событий вашего романа.

Хороший пример предзнаменования: странные звуки, которые студенты Хогвартса слышат в стенах, предвещают появление монстра, которого они позже и обнаруживают («Гарри Поттер и Тайная комната» Д. Роулинг).

Какой плохой пример предзнаменования? Если, например, глаза персонажа меняют цвет или светятся, когда что-то должно произойти. Это клише из мира супергероев комиксов.

Правило 2. Помните о цели предзнаменования

Предзнаменование акцентирует внимание на действиях персонажа или объекта и как бы говорит: «Обратите внимание, это важно!». Мы используем его, чтобы создать неопределенность или подготовить читателей к повороту сюжета, который в противном случае казался бы маловероятным.

Цель вашего предзнаменования поможет вам определиться с тем, как его выстроить в главе или в сцене. Если вы хотите создать неопределенность, то ваше предзнаменование должно быть достаточно очевидным, чтобы читатель заметил, что что-то происходит.

Например, если вы покажете главного героя, который прячет пистолет в своем письменном столе, то это предвещает драматические события. Можно просто показать, что ваш персонаж что-то скрывает, а позже дополнить. Предзнаменование должно быть более или менее туманным, в зависимости от важности той тайны, которую вы хотите ввести в повествование.

Если вы просто создаете сюжетную ситуацию на потом и не хотите порождать неизвестность на данном этапе, ваше предвидение может оказаться почти незаметным для читателя. Например, вы можете описать своего персонажа, просматривающего веб-сайт для поиска работы в одной главе, чтобы показать его проблемы с безденежьем в следующей главе.

Правило 3. Продумайте развязку

Блестящий драматург и автор коротких рассказов Антон Павлович Чехов однажды написал, что «если в начале пьесы на стене висит ружье, то (к концу пьесы) оно должно выстрелить». В противном случае его вообще не должно быть. Дання идея, известная как «чеховское ружье», важна для правильного предзнаменования.

Конечно, к совету Чехова могут быть исключения. Например, роман содержит больше места для развития сюжета, чем рассказ или пьеса. Поэтому в относительно большом произведении каждое событие не обязательно должно иметь важные последствия.

Однако введение чего-то значительного, такого как пистолет, или шокирующей информации (например, персонаж обнаружил, что его коллега совершил мошенничество) нуждается в дальнейшем развитии и в романе. В противном случае читатель, скорее всего, почувствует себя обманутым и запутанным относительно того, что является значительным, а что – случайным.

Правило 4. Проведите предварительный обзор сюжета на стадии его разработки

Подумайте о предзнаменовании с точки зрения структуры вашего произведения. Независимо от того, как именно вы планируете свой роман, вам, вероятно, придется заранее подумать о структурном использовании данного приема.

Ваше предзнаменование должно происходить в достаточно отдаленном прошлом, чтобы заинтриговать читателя, но все же не слишком далеком, чтобы читатель забыл о нем. Если предзнаменование и событие очень отдалены друг от друга, введите случайное напоминание об этой важной точке сюжета.

Наличие общей схемы вашей истории поможет вам определиться с тем, где и как вводить сцены или эпизоды, которые заставят читателя вспомнить важное предыдущее событие.

Правило 5. Не переусердствуйте

Описать предзнаменование правильно значит использовать нужное количество намеков, на которые читатель должен реагировать на почти подсознательном уровне в нужных местах.

В идеале, когда происходит событие, которое оказывает существенное влияние на ход повествования, читатель сможет оглянуться назад и увидеть, что оно было явно предвещено, даже если он вначале и не понял значение предзнаменования. Часто хороший сюжет показывает комбинацию неожиданности с неизбежностью.

Один из способов избежать неуклюжести предзнаменования – это прерывание и переключение внимания, что помогает отвлечь читателя от важных сюжетных точек, которые могут помочь ему предугадать развитие событий. Например, персонаж читает страховой документ и вдруг замечает что-то незаконное, но его прерывает стук в дверь и он забывает о своем открытии.

Правило 6. Оправдывайте свои ожидания

Убедитесь, что развязка в сюжете соответствует тону и настроению предзнаменования. Если вы вспомните фильмы, которые видели, и книги, которые прочитали, то вероятно сможете вспомнить примеры, которые вас разочаровали. Произведение было интересным до тех пор, пока вы ожидали чего-то впечатляющего: разоблачения заговора, воссоединения влюбленных, привлечения преступника к ответственности, и, наконец, раскрытия огромной тайны.

Когда то, что происходит, не оправдывает ожиданий, которые автор сознательно создавал, разочарование читателя может быть огромным, что обесценит весь роман, даже если он до определенного момента был вполне удовлетворительным.

Но, несмотря на все вышеизложенное, есть такие авторы, как Кадзуо Исигуро, которые мастерски используют наши разочарования, чтобы разрушить ожидания. Многое также зависит от выбранного жанра – в научной фантастике вы можете использовать больше экспериментальных и смелых штрихов, чем в любовном романе, где все более строго детерминировано (например, «воссоединение влюбленных»).

Правило 7. Используйте этап пересмотра, чтобы добавить или исправить ссылки на сюжет

Когда вы приступаете к пересмотру черновика, то могут потребоваться дополнительные события, чтобы более четко очертить предыдущие намеки.

Какие же события требуют предзнаменования? Те, которые в противном случае оказались бы невероятными. Если мы с самого начала книги знаем персонажа, как рассудительного и благообразного молодого человека, но в седьмой главе он внезапно начинает драку с женихом на деревенской свадьбе, то читателю может показаться странным, что у него совершенно не было предчувствия того, что данный персонаж может выкинуть нечто подобное.

Если вы будете рассеивать намеки на шокирующие события, чтобы читатели могли принять их во внимание или проигнорировать, то ваша книга вознаградит читателя за его дедукцию и даже заставит прочитать ее заново.

Правило 8. Поинтересуйтесь мнением других

Часто автор бывает настолько погружен в свой вымышленный мир и творческий процесс, что ему трудно бывает оценить свое произведения под разными углами зрения. Чтобы улучшить свое видение, поинтересуйтесь мнением других. Скорее всего, вы настолько заняты своим романом, что сюжетные точки, которые имеют несомненный смысл для вас, других могут запутать.

Как использовать «чеховское ружье»

«Чеховское ружье» – это концепция, согласно которой каждый элемент произведения должен вносить вклад в целое. Другими словами, все, что вводится в роман, должно иметь свою функцию.

Хотя основным занятием А. П. Чехова была врачебная практика, однажды он сказал: «Медицина – моя законная жена, а литература – моя любовница».

Термин «чеховское ружье» стал часто повторяющейся фразой при обучении писательскому и драматургическому мастерству, так как он кратко обозначает необходимость для произведения подчиняться своей собственной внутренней логике.

Каков урок «чеховского ружья»?

Урок «чеховского ружья» состоит в том, что ваш роман должен быть последовательным. Каждая часть должна вносить вклад в целое тем способом, который имеет смысл. Тем не менее, это не означает, что каждый сюжетный пункт вашей истории должен иметь исключительное значение. Некоторые элементы служат для создания настроения или описания сеттинга. Но каждая часть вашего романа должна соответствовать целому, по крайней мере, косвенно.

Например, упоминание автомобилей на оживленной улице не создает предположения, что персонаж собирается уехать в одном из них. Автомобили на улице являются обычным делом и их можно упомянуть при описании городской сцены, как говорится «без задней мысли». Кроме того, если каждому объекту, о котором вы упоминаете, вы придаете большое значение, то этим самым вы рискуете предупредить своего читателя о том, что произойдет в остальной части повести.

Однако предмет должен играть важную роль, когда он вводится таким образом, который предполагает драматическое значение. О драматическом значении можно сигнализировать тремя способами.

Во-первых, такой предмет, как оружие, сам по себе необычен в контексте романа из-за того, что он символизирует насилие и агрессию.

Во-вторых, предмет может приобретать для вашего читателя значение в зависимости от того, как он освещается. Например, обручальное кольцо само по себе не может автоматически иметь большого драматического значения, но если говорить о нем развернуто, то оно сигнализирует читателю, что должно произойти что-то связанное с браком.

Наконец, введение чего-то обычного в неожиданный контекст предполагает значимость. Например, если персонаж появляется в снежный день в футболке, шортах и тапочках, то читатель ожидает объяснений.

В некоторых жанрах фантастики по всему сюжету могут быть разбросаны подсказки, вводящие читателя в заблуждение. Однако даже здесь должен соблюдаться принцип «чеховского ружья». Такие ложные подсказки не могут появиться без причинно-следственной связи с остальной частью истории.

Если подозреваемый в первой главе был обут в грязные ботинки, и на его руках была кровь, а жертва преступления валялась в грязи с отпечатками подошв ботинок вокруг, то в какой-то момент читатель должен узнать есть ли связь между первым и вторым. Кроме того, реальные подсказки нужно вводить таким образом, чтобы на каком-то этапе читатель захотел вернуться и сопоставить их с дальнейшими событиями. Но их появление должно быть достаточно тонким, чтобы большинство читателей не обратили на них внимания раньше времени.

Практические способы реализации концепции Чехова

Теперь перейдем к тому, как принцип «чеховского ружья» можно применить в своем собственном произведении в более практическом смысле.

Избавьтесь от ложных «ружей» в своем романе. Если прежде чем начинать писать вы составляете план, то начните поиск ненужных «ружей» на этапе черновика. Если вы пишете книгу без плана, то необходимо устранить такие элементы, когда вы будете ее перечитывать.

Помните, что «чеховское ружье» относится не только к физическим предметам, но и к сценам и персонажам. Все элементы романа должны работать вместе, чтобы существенно его продвинуть. Если они этого не сделают, то нужно дорабатывать свое произведение. Иногда вы даже должны «убивать» своих персонажей или убирать некоторые из ваших любимых глав для общего блага романа.

Для определения важности основных элементов в каждой сцене используйте индексные карточки. Зафиксируете на них свои сцены до или после написания первого черновика. Напишите: «Каково общее значение сцены?»; «Какие вопросы она поднимает и как на них отвечает?»; «Каково ее влияние на общий сюжет?». Если сцена служит лишь второстепенной цели, то можете ли вы что-то сделать, чтобы придать ей больше значения?

Принцип «чеховского ружья» может быть особенно полезен, если во время написания вы зайдете в тупик. Вернитесь назад и взгляните на то, что вы написали до сих пор. Может быть, вы обнаружите где-то «ружье», которое можно использовать для дальнейшего продвижения работы? Иногда ваше подсознание добавит в черновик какие-то моменты, значение которых вы можете осознать значительно позже.

Некоторые авторы интерпретируют совет Чехова слишком дословно, полагая, что абсолютно каждая деталь в романе должна каким-то образом играть значительную роль. Прямолинейное применение такого совета приведет к написанию произведения, которое будет одновременно надуманным и безжизненным. Поэтому используйте данную концепцию, чтобы убедиться, что ваш роман не усеян деталями, которые кажутся более важными, чем это есть на самом деле.

Примеры внутреннего монолога: тайная жизнь персонажей

Внутренний монолог – это полезный литературный прием. Диалог показывает характерные отношения, сходящиеся или конкурирующие цели. Внутренний монолог дает читателям проникнуть в сугубо личные чувства и дилеммы персонажей.

Что такое «внутренний монолог»?

«Монолог» буквально означает «один говорящий», если мы обратимся к этимологии слова. В драматургии, особенно в пьесах Шекспира, монолог (например, когда злодей Яго в «Отелло» рассказывает зрителям о своих планах) часто используется, чтобы выявить тайные мысли или намерения персонажа. В прозаических произведениях внутренний монолог применяется более типизировано, чтобы показать личные впечатления, желания, разочарования или дилеммы персонажа.

Как и почему можно использовать внутренний монолог?

1. Озвучьте непроговоренные мысли персонажей

Во многих случаях ваш главный герой, если он также рассказчик, может просто рассказать о своих чувствах. Например: «Я был обеспокоен, когда подошел к заброшенному зданию». Или, если вы используете ограниченную точку зрения третьего лица: «Он почувствовал опасность, приблизившись к дому». При помощи таких приемов можно хорошо показать чувства персонажей. Вы также можете непосредственно передать смысл тех или иных поступков персонажа, сделав его мысли частью сцены.

2. Опишите одних персонажей с точки зрения других

Когда ваш главный герой – рассказчик от первого лица, он может описывать других персонажей, давая им или их поступкам свои субъективные комментарии. Но при ведении повествования от третьего лица внутренний монолог может быть полезным приемом, при помощи которого читатель может погружаться в глубины сознания персонажа и формировать свои впечатления.

3. Покажите дилеммы персонажей

Внутренний монолог полезен для отображения личных дилемм персонажей, их внутренних конфликтов. В «Преступлении и наказании» Ф. Достоевского можно найти много хороших примеров. Главный герой Родион Раскольников совершает преступление, убивая старуху-процентщицу, и всюду в романе мы видим тревожное, параноидальное состояние сознания Раскольникова. Достоевский умело использует внутренний монолог, чтобы показать запутанные страхи и сложный выбор своего персонажа. Несмотря на то, что автор повествует в третьем лице, у читателя складывается впечатление, что он пребывает в сознании персонажа.

При необходимости используйте внутренний монолог, чтобы показать своих персонажей перед принятием ими важного решения.

4. Выявляйте собственные восприятия персонажей

Как мыслящие существа мы часто занимаемся самоанализом, размышляя над собственными действиями. Например, если вы случайно разбили тарелку, то вполне вероятно, что зададите себе вопрос: «Почему я так неуклюж?».

Внутренний монолог в художественном произведении может быть использован для показа глубокомыслия, озабоченности персонажа. Например, в рассказе, где героиня пытается сохранить свою расплывающуюся фигуру, может быть сцена, где она смотрит в зеркало, размышляя: «Боже, как я дошла до этого?».

Или представьте себе персонажа, который готовится к собеседованию при поступлении на работу. «Он поднял подбородок, немного затянув узел в галстуке, подмигнул, потом сделал суровое лицо. «Нет, ты выглядишь так, будто тебя берут на должность охранника», – мелькнула мысль.

Такие строки говорят о том, что персонаж нервничает по поводу собеседования и обеспокоен тем, как воспримут его внешность.

5. Показывайте личные ассоциации персонажей

Термин «внутренний монолог» часто используется для обозначения «потока сознания». Тем не менее, поток сознания – конкретная литературная техника. Мы связываем его с такими модернистскими авторами, как Вирджиния Вулф и Джеймс Джойс.

Использование в произведениях Вулф потока сознания и, как следствие, внутреннего монолога – эффективно, потому что таким образом он показывает сложную психологию персонажей.

Если вы используете поток сознания, чтобы выявить личные желания или разочарования персонажа, не забывайте смешивать его с действием и внешней атмосферой. Такой подход обеспечит баланс между скрытыми внутренними переживаниями персонажа и окружающим материальным миром, а также причиной и следствием его слов и поступков.

Написание интересного внутреннего монолога поможет вам показать глубину размышлений и интригу в действиях персонажей.

Пять типов диалога

Диалог – ключевая часть произведения с персонажами в качестве двигателя сюжета. Он раскрывает то, что персонажи говорят и как/почему/когда/где они это говорят. Существует, как минимум, пять типов диалогов.

Диалог вводит ключевых персонажей

Диалог полезен для представления персонажа, потому что это позволяет показать важные особенности его характера без приведения развернутой характеристики.

Диалог является более гибким, чем само повествование.

Мы изучаем персонажей по их собственным голосам, которые приобретают непосредственность.

Диалог показывает важные конфликты между персонажами

Конфликт передает стремления и потребности персонажей и создает нарративное напряжение. Даже незначительные столкновения или разногласия между персонажами часто показывают их индивидуальные взгляды, ценности и цели.

Диалоги помогают разворачиваться конфликтам, потому что они развиваются быстрее, чем обычное повествование и могут мгновенно создавать драматические ситуации.

В результате отношения между персонажами выглядят более правдоподобными – даже самые закадычные друзья или любовники, в конце концов, могут прийти к разногласиям.

Диалог разделяет персонажи

В идеале диалог должен проявить личности, убеждения и мировоззрение персонажей. Диалог, который иллюстрирует основные различия между персонажами, полезен для показа противоположностей. Для показа различий между персонажами в диалоге, которые бы создавали драматический контраст, можно использовать тон, подбор слов (командные, покровительственные для показа доминирования; спокойные, мягкие для показа подчиненности); жесты (резкие, порывистые для показа одного типа характера и медленные, плавные – для другого).

Диалог отображает внутренние конфликты персонажей

В художественной литературе полезным типом диалога также является не только диалог как разговор между персонажами, но и «внутренний диалог», как разговор с самим собой. Хотя он нужен не в каждом произведении, но в романах, где персонажи сталкиваются с внутренним конфликтом – это эффективный прием.

Следует помнить, что подобные непрерывные размышления отдельных персонажей отвлекают от сюжета, если автор злоупотребляет ими. Тем не менее, в сцене с напряженным внутренним конфликтом небольшой внутренний диалог полезен для того, чтобы показать, что персонаж движим различными идеями или наклонностями.

Внутренний диалог также имеет решающее значение для персонажей, которые занимаются расследованиями или поиском информации. Например, в детективах, триллерах, мистических историях.

Откровенный диалог

Во время откровенного диалога персонаж пытается найти ключевую информацию, которая полезна для развития сюжета. Хорошим примером откровенного диалога является сцена допроса. В детективных романах такой диалог может мистифицировать или усиливать напряжение и неизвестность.

При написании откровенного диалога важно иметь представление о том, каковы должны быть его последствия для вашего повествования.

Различные типы диалога имеют разные цели, но, в конце концов, все они замыкаются на персонажах. Мастерски написанный диалог делает персонажей и их действия тем более правдоподобными. Мы осознаем их сильные стороны или недостатки, желания или страхи, уверенность и удивление в их голосах.

Почему читатель любит героев литературных произведений

Секрет интересного и неподверженного влиянию времени романа – это герои. Благодаря им автор укрепляет свою связь с читателем. Вслушиваясь в свои внутренние эмоциональные воспоминания, вы можете создать множество разных героев. Сильные персонажи являются проводниками читателя в мире романа.

Чтобы установить и укрепить связь с читателем через главного героя, вы можете использовать идентификацию, сострадание, сочувствие и внутренний конфликт.

Связь через идентификацию

Читатель будет более глубоко реагировать на героя, чем больше он будет отождествлять себя с ним. Через идентификацию писатель вызывает в читателе чувство, что роман в некотором смысле был написан для него персонально и что он является его героем. Другими словами, идентификация – это чувство, что герой подобен нам. Читатель чувствует, что при определенных обстоятельствах тоже может оказаться в такой же ситуации, и его реакции будут похожими. Герой кажется читателю настоящим человеком. Он не сверхчеловек, у него есть слабости, он боится, но все же как-то пытается справиться с жизнью. Разве обычный человек действует не таким же образом? Идентификацию можно назвать сопереживанием.

Связь через сострадание

В отличие от обычной эмпатии, сострадание усиливает эмоциональную вовлеченность читателя в судьбу героя. Даже если у героя есть негативные черты, вы все равно можете найти способ пробудить сострадание читателя.

Существует четыре основных способа вызвать симпатию. Выбирайте осторожно и не переусердствуйте с их числом, чтобы читатель не пришел к выводу, что ним манипулируют.

Опасность

Поместите героя в ужасную, опасную ситуацию и вы немедленно вызовите к нему сострадание со стороны читателя.

Трудности, нищета

Если герою приходится иметь дело с трагедией или несчастьем, причиной которых он не является, то это должно немедленно вызвать у читателя сострадание. Но не позволяйте герою плакать и хныкать. Конечно, бывают моменты, когда герой ощущает большую эмоциональную нагрузку из-за трагедии, но он не должен слишком долго быть подверженным таким чувствам. Мы восхищаемся теми, кто предпринимает шаги для преодоления трудностей.

Проигрышная позиция

Читателю нравится наблюдать за персонажами, которые находятся в заведомо проигрышной ситуации, и он, естественно, переживает за тех, у кого меньше шансов.

Чувствительность, слабость, уязвимость

Читатель обеспокоен судьбой героя, который в любой момент может погибнуть. Читатель знает, в чем его слабость и ждет, когда об этом узнает оппонент.

Связь через симпатию

Хороший герой, очевидно, тот, кто делает приятные вещи. Например, хороший герой помогает другим людям или может блестяще вести беседу. Он полезен, очарователен и не эгоистичен. У него широкий взгляд на мир. Нам нравится окружать себя такими людьми. Посмотрите на людей, которые вам нравятся, а затем наделите своего персонажа некоторыми их чертами. Остроумный герой, который не воспринимает себя слишком серьезно, часто бывает симпатичным для читателя. Так же, как и герой, который заботится о других, не обращая внимания на самого себя. Но обратите внимание на то, что люди, которые слишком жаждут быть любимыми, часто не достигают этой цели. Будьте осторожны, чтобы ваш герой не переусердствовал, но приложите усилия к тому, чтобы он следовал по пути, который вы для него предначертали.

Конечно, вы можете выбрать несимпатичного героя, но тогда нужно компенсировать такой подход чем-то другим. Один из хороших методов – дать герою власть или показать его очень сильным. Сделайте так, чтобы неприятный герой все-таки в каких-то моментах вызывал симпатию, иначе вы потеряете интерес читателя.

Связь через внутренний конфликт

Герой, который не борется с внутренним конфликтом, который не чувствует никакого страха, совсем не интересен читателю, поскольку он далек от реальной жизни. На самом деле всех людей в большей или меньшей мере одолевают сомнения. Показ сомневающегося персонажа больше привлечет читателя к вашему роману. Чаще всего герой может бояться предпринять какие-то действия. Внутренний конфликт разрешается, когда главный герой, прислушиваясь к тому, что ему говорят долг, честь, принципы и др. преодолевает сомнения и начинает действовать соответственно.

Развитие персонажа

Нас интересует, как персонажи растут и меняются, достигают своих целей, или терпят неудачу. В произведении развитие персонажей имеет решающее значение: если все ваши персонажи остаются неизменными даже при чрезвычайных обстоятельствах, то роман будет восприниматься, как малоправдоподобный. Развитие ваших персонажей делает их более жизненными. Вот действия для достижения удовлетворительного развития персонажей.

Определение цели и мотивации персонажей

Развитие персонажей начинается с мотивов и целей:

Примеры.

Детектив Анна решила решить во что бы то ни стало раскрыть преступление, потому что она новенькая на работе и чувствует, что ей нужно доказать, что она чего-то стоит (мотивация).

Игрок Эдуард теряет все (мотивация) и должен начать свою жизнь сначала и восстановить доверие любовницы (цель).

Из приведенных выше простых примеров мы можем выделить несколько показателей цели и мотивации персонажа.

Покажите причину и следствие, действие и последствие. Поскольку Анна еще не доказала свои способности коллегам, она ощущает дополнительное давление. Поскольку Эдуард разочаровал кого-то, о ком тревожится, он чувствует себя вынужденным переосмыслить свою жизнь и сделать выбор.

Фундаментальные цели людей, связанные с желаниями и убеждениями – быть любимыми, быть могущественными, быть богатыми и т. д. создают основные мотивы их поведения. Многие эмоционально обусловленные желания возникают из убеждений.

Конец ознакомительного фрагмента.