Вы здесь

Как написать курсовую или дипломную работу за одну ночь. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (Егор Шершнев, 2009)

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Зачем нужны научные и исследовательские работы? Правильно! Чтобы решить какую-то научную проблему. А что такое проблема? Правильно! Это вопрос, на который нет ответа. В зависимости от уровня вашей работы, проблема может иметь глобальное значение (например, если ее результат будет обладать промышленной применимостью) или не очень глобальное. Так или иначе, постановка проблемы – один из важнейших этапов написания работы. Как ни парадоксально, но это в большей степени относится именно к работам студенческого уровня, так как преподаватели зачастую лишь выдают тему, а о проблеме не говорят ни слова. Скверное обстоятельство, чтобы не сказать больше, так как именно решение проблемы, а не пустословное рассмотрение какой-то темы должно иметь решающее значение при написании работы.


В общем случае для постановки проблемы следует:

Необходимо ли решать проблему

Если вы все делали в соответствии с приведенными рекомендациями, то сейчас у вас должна быть сформулирована тема вашей работы и из каждого источника пертинентной информации выписано по 3–5 интересных мыслей. Как вы помните, помимо простого выписывания умных (интересных) мыслей, необходимо было оформить указания авторов на нерешенные научные проблемы.

Итак, требуется ли от вас решение некоторой проблемы или нет? Проще всего обратиться с соответствующим вопросом к преподавателю. Если преподаватель даст вам исчерпывающий ответ на все ваши вопросы, значит, вы в надежных руках, а если он начнет интересоваться тем, что такое проблема, зачем она нужна (ведь есть тема!), то вам повезло значительно меньше и в дальнейшем есть смысл действовать самостоятельно, опираясь только на свои силы и мудрость (нашу). А мудрость в том, что наличие решения проблемы предпочтительнее, чем ее отсутствие.

Так или иначе, при защите написанной вами работы (независимо от ее темы) готовьтесь ответить на следующие два вопроса:

• В чем актуальность вашей работы?

• В чем новизна вашей работы?

Если новизна отсутствует, значит, либо вы вместо диплома или курсовой работы написали реферат, либо какую-то глупость. Если актуальности не наблюдается, то вообще непонятно, что вы пишете. Нет ни того, ни другого – придется переписать все заново, так как, похоже, что время на написание работы вы потратили зря. Подобных проблем не возникнет, если в рамках вашей работы будет решена проблема либо рассмотрены проблемы, решенные ранее. Сам факт наличия проблемы говорит о том, что работа актуальна, а факт того, что вы ее решили, говорит о новизне.

Поиск проблем

Вообще-то при проработке литературы и выписывании умных мыслей хотя бы пара проблем должна была вам встретиться. Если этого не произошло, значит, можно говорить о трех печальных обстоятельствах, применительно к выбранной вами теме работы:

• Среди проработанных вами литературных источников нет того, что должно быть.

• Вы пишете работу по относительно молодому научному направлению, где набор проблем еще не является достаточно оформленным и общеизвестным.

• Вы халатно отнеслись к изучению литературных источников, и вам следует повторить эту процедуру еще раз.

Среди указанных причин нет вашей? Перечитайте список еще раз – внимательно.

Так или иначе, при поиске проблем можно дать следующие рекомендации.

Самый гарантированный способ узнать о проблемах – пообщаться со специалистами. Настоящий специалист знает, чем ему заниматься весь остаток жизни. Как правило, у таких людей хватит тем для исследования не только для вас, но и для всех тех, кого вы знаете и даже не знаете. К сожалению, как было сказано выше, найти такого человека достаточно сложно.

Более приземленный вариант – чтение соответствующей литературы. Той, где наиболее вероятно описание существующих нерешенных проблем. Это аналитические обзоры, написанные ведущими специалистами некоторой области науки. Как правило, подобные обзоры печатаются в различных специализированных журналах, научных изданиях, материалах научно-практических конференций.

Если ничего не помогло, можно обратиться к материалам ранее выполненных исследований и подумать, нельзя ли провести те же исследования с использованием новых, более совершенных методов, заведомо дающих новые результаты.

После проделывания всей необходимой работы у вас должен быть список максимального числа нерешенных проблем или проблем, подлежащих решению с использованием каких-либо новых методов.

Выбор проблемы

Список проблем у вас есть. Как же выбрать из всего этого многообразия одну единственную, ту самую? Очень просто! При выборе необходимо ответить самому себе на ряд вопросов:

• Понятна ли вам проблема, или есть масса ее неясных сторон?

• Интересна ли вам она?

• Достаточно ли у вас информации по этой проблеме?

• Есть ли у вас хотя бы 2–3 идеи о том, как ее решить?

Если хотя бы на один из предложенных вопросов вы ответили «нет», лучше выбрать другую проблему. Как только на все вопросы вы ответили «да», считайте, что выбор сделан.

Подготовка к проведению исследования

Первое, что необходимо сделать после того, как проблема выбрана, это составить список терминов, имеющих к ней непосредственное отношение. Ничего сложного. При работе с литературой вы наверняка натыкались на массу различного рода терминов. Вот именно их и нужно выписать на данном этапе. Отметим, что выписывать следует не все подряд, иначе не хватит и года. Внимание следует сконцентрировать лишь на тех, которые имеют непосредственное отношение к теме и проблеме вашего исследования.

Многие, наверное, спросят: «А при чем тут термины?», на что мы смело им ответим: «При том, при самом!» Вот, к примеру, вы собираетесь строить дом. Разве перед началом строительства вы ограничитесь тем, что решите его строить? Наверное, нет, так как вы решите закупить материалы для строительства и инструменты. При написании работы материалами являются переработанные вами литературные источники, а инструментами – используемые термины, именно оперируя ими, вы попытаетесь добиться того, чтобы поставленная проблема была решена.

Все термины, которые вы посчитаете полезными, необходимо выписать на отдельный листок или создать файл, чтобы впоследствии продолжить работу с каждым из них.

После того, как термины выписаны, необходимо уточнить их идеализации.[2]

1425 рублей это много или мало? Правильно, все зависит от того, что мы хотим на них купить, от того, каков уровень ваших доходов и т. д.

Машина едет со скоростью 90 км/ч в течение 3 часов. Какой путь она пройдет за это время? Правильно, 270 км. При решении этой задачи имела ли для нас значение масса машины? А наличие на ее шинах протекторов с различным рисунком? Правильно, все это нас не интересовало. Под машиной понималось нечто, у чего мы хотели знать только скорость. Вот это нечто и есть идеализированный объект.

Идеализация – отвлечение от тех свойств объекта, которые несущественны для решения нашей задачи, и максимальное сосредоточение на тех свойствах, которые существенны. Процедуру выделения существенного и отвлечения от несущественного необходимо проделать для каждого из используемых терминов. Самое главное – фиксировать все свои мысли по данному вопросу хотя бы в форме конспекта, иначе потом ничего не вспомните.

Молоток – это инструмент, предназначенный для забивания гвоздей. Молоток – подходящее орудие убийства, если рядом нет ничего более подходящего. Молоток бывает отбойным и используется в строительстве для дробления асфальта, бетона и других твердых поверхностей. Уйти с молотка – значит быть проданным на аукционе. Молотки бывают деревянные, металлические, большие и маленькие, медицинские и немедицинские, и так можно продолжать бесконечно.

Вы, возможно, решили, что у авторов поехало нечто, называемое крышей? «Не дождетесь!» Просто на примере всем известного инструмента мы показали, как много можно сказать о нем, в зависимости от того, в каких целях он используется и как многое следует сказать о нем того, что не должно приниматься во внимание при его использовании в некотором конкретном случае.

Вот еще пример. Посчитайте объем планеты Земля, учитывая то, что ее радиус равен 6371 км. Вы, наверное, решите, что он равен 4/3 х р х 63713.Ис чего это вы так решите? Вы что, не знаете, что Земля – это не шар? Наверное, знаете, но все же считаете ее объем так, как будто она шар. Что вы сделали с Землей в этом случае? Правильно, вы ее идеализировали. А почему вы не учли ее химический состав? Правильно, потому что вам нет никакого дела до ее химического состава в тот момент, когда вы считаете ее объем.

Конец ознакомительного фрагмента.