Вы здесь

Как нам понимать свою страну. Русская идея и российская идентичность: прошлое, настоящее, будущее. Часть III. ГОД 1917, РУССКИЙ РАЗРЫВ (И. Б. Чубайс, 2014)

Часть III. ГОД 1917, РУССКИЙ РАЗРЫВ

Против постсоветской «концепции единого учебника истории»

С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою Историею железный занавес.

В. Розанов. 1918.

После распада Советского Союза отношение системных историков к 1917 году радикально изменилось. В советские десятилетия Февральскую революцию следовало забыть, а Октябрь называли «главным событием ХХ века». После 91-ого года все громче говорят о Феврале, а Октябрь перестает быть «главным» и даже просто «событием». Завершает процесс фальсификации концепция единого учебника истории. В ней Февраль и Октябрь объединены и называются «великой русской революцией». Причем, новый учебник, вместо очевидности революционного разрыва, должен доказать неразрывность и целостность прошлого и настоящего. Так в чем цель новой трактовки и почему ее необходимо признать исторической фальсификацией?

О смысле Февраля и Октября

Мы уже отмечали, что атеизмизация общества вела к десакрализации власти. Но власть огромной страны с тысячелетними традициями не могла «висеть в воздухе», и народ искал способы укрепления фундамента своей государственности. Ответом на вызов стала Февральская революция. До 1917-ого года российская монархия узаконивалась через Бога. Цари и императоры получали исключительный статус, проходя через таинство Богопомазания. В изменившихся условиях Февраль должен был перевести страну от божественной легитимации к гражданской. Главный лозунг революции – ВЫБОРЫ – всеобщие, прямые, равные и тайные – в Учредительное собрание. С 1906 года Россия фактически уже была конституционной, думской монархией и двигалась в направлении, в котором теперь находится Британская монархия. Февраль должен был ускорить это движение. Однако в силу ряда причин Временное правительство откладывало проведение выборов. Поэтому в Октябре временного Керенского заменил временный Ульянов, гарантировавший проведение выборов в срок. И они действительно прошли через три недели после взятия Зимнего. Однако на выборах ленинцы проиграли, не получив и четверти голосов. И вместо того, чтобы передать власть победившим партиям и готовиться к следующим выборам, они разогнали Учредительное собрание, расстреляли рабочие демонстрации, вышедшие на его защиту, и объявили о введении «диктатуры пролетариата». В последующие семьдесят лет в России не было свободных выборов, а власть большевиков оставалась нелегитимной. Вместо парламентской республики, думскую монархию заменило тоталитарное, неправовое квазигосударство. Русская история была трагически прервана.

Конец ознакомительного фрагмента.