Часть I. О КЛЮЧЕВЫХ СЛОВАХ
Что не заметили западные социальные исследователи
Надо вернуть словам их подлинный смысл.
Теоретизирование российских публицистов и политологов почти всегда начинается с искажения смысла используемых ими понятий. И у нас, и на западе говорят про «политическую элиту», правда, там общество не называет ее «жуликами и ворами». У нас и на западе осуждают «экстремизм», но еще Д. Орвел объяснял – в тоталитарных странах экстремист тот, кто говорит правду. В Украине, в Европе, в Америке о Майдане пишут как об «антикоррупционной революции национального достоинства», российские СМИ пишут про «госпереворот, хунту и фашизм»…
Важнейший для этой работы термин «национальная идея» также вконец запутан. Одни утверждают, что ее нет, другие – что она есть, но не может быть открыта, третьи – что они ее придумали… Авторитарная политическая система не только искажает язык, но и не воспринимает правильные слова и решения. Собственно, любая распространяемая здесь официальная информация является частью «операции информационного прикрытия». И пока такие правила сохраняются, независимый исследователь не может быть включен в статусный политологический дискурс, в системную социальную науку…
Поэтому начнем с разбора языка.
Что такое «идентичность». Наступление ХХ века стало временем быстрых перемен. Европа, прежде столетиями неспешно шагавшая проторенным маршрутом, вошла в ускоряющийся вираж. Из лошадиных упряжек наши прадедушки и прабабушки пересели в автомобили и аэропланы… В ситуации неожиданных изменений по-новому стала осознаваться ценность устойчивости и самосхранения. Социальная наука отреагировала на происходящее обращением к термину «идентичность», обозначающему «самость», саморавенство, сходство. Идентичность можно определить как совокупность качеств, свойств, характеристик, присущих данному объекту. Понятие «идентичность» употребляется в нескольких аспектах.
А) В песне поется: «Я милого узнаю по походке». Обобщая, можно сказать, что каждый объект (или субъект) обладает характерным набором качеств. Этот набор и есть его идентичность.
Б) «Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок до детских припухлых желез», писал О. Мандельштам. В этом случае один и тот же объект сохраняет свою идентичность.
В) В фильме Э. Рязанова «Ирония судьбы» две квартиры в разных городах оказываются совершенно одинаковыми, т. е. два разных объекта идентичны.
Г) Еще одно значение – когда, например, пишут «он идентифицирует себя с Россией» или «с Москвой»… Здесь идентичность – это осознание себя частью некого большего целого.
Не стану перечислять иные аспекты рассматриваемого понятия. Отмечу другое: изучая судьбы разных стран и народов, западные исследователи написали множество работ. На книжных развалах Европы можно найти книги с названием «Немецкая идентичность», «Датская идентичность», «Французская идентичность» и т. п. Но возникает вопрос – как определить – идентично ли новое состояние объекта прежнему, сохранился ли он полностью, изменился ли основательно или несущественно? Ответ помогает получить обращение к другому понятию, появившемуся в ХIХ веке в России.
Что такое «национальная идея». Российская социально-философская мысль использует термин «русская идея». Впервые его употребил Ф. М. Достоевский в 1862 году в «Дневнике писателя». В чем смысл этого концепта?
… Люди, подобные нам – homo sapiens – появились на свет примерно 50 тысяч лет назад. Изначально они объединялись в различные сообщества, наиболее устойчивыми из которых оказались роды и племена. А приблизительно 5 тысяч лет назад начался процесс слияния и переформатирования различных племен в народы. В некоторых регионах мира он продолжается по сей день. … Тысячу лет назад 14 разных племен, проживавших на сопредельных территориях, начали преобразовываться в единый русский народ. Принципы и ценности, на которых происходила интеграция, общие – надплеменные — нормы и начала – это и есть российская национальная идея. Другие народы формировали другие ценности и правила, отличные от наших, но больше или меньше на них похожие.
Если подойти к интересующей нас категории не с точки зрения генезиса и происхождения, а с позиции ее функционирования, можно выделить другие важные аспекты. … В какую бы страну мы ни приехали – в самую от нас далекую или в совсем близкую – мы всегда замечаем ее специфичность, ее отличие от своей страны. Эту несхожесть порождают разные национальные идеи разных стран и народов.
Аналоги этого процесса можно найти в т. н. «неживой природе». Астрономы фиксируют реликтовое радиоизлучение – эхо того далекого взрыва, произошедшего 14 миллиардов лет назад, когда из «точки бифуркации», из точечно сжатого сверхплотного состояния материя начала разбегаться и формировать нашу Вселенную. По аналогии можно сказать – специфичность и несхожесть разных народов – это эхо и «реликтовое излучение» тех ценностей, которые некогда начали их формировать из разных родов и племен.
Говоря о нацидее применительно к России, сделаем три уточнения.
1. Нацидея – это не узко этническая, т. е. чисто русская, а общенациональная, общероссийская идея.
2. Подобно тому, как в физике ученый не создает, а открывает законы, национальную идею также нельзя выдумать, ее надо выявить в ткани российской истории и культуры. Попытки выдумать нацидею, предпринимаемые политиками, системными гуманитариями и общественными деятелями свидетельствуют либо о сознательной фальсификации, либо о непонимании проблемы, за решение которой они берутся.
3. На уровне здравого смысла нацидеей часто называют общий, сплачивающий лозунг, кратко сформулированную общенародную задачу на будущее. На самом деле «цели на завтра» не есть нацидея, но есть порождение нацидеи из нее выводимое. Исходная задача состоит не в выдумывании лозунга на будущее, а в выявлении фундаментальных норм, из которых такой лозунг будет следовать.
Заканчивая анализ ключевых понятий, раскрою реальное содержание важнейшего для нас концепта. Составляющие русской идеи я выявил с помощью четырех взаимодополняющих исследований (анализ: отечественной истории – с VIII до XXI века; 1100 поговорок из сборника В. И. Даля; стихотворений XIX века, в названии которых есть слова «Русь», «Родина» или «Отечество»; высказываний отечественных мыслителей о русской идее). Желающие могут самостоятельно повторить эту работу, ее методика описана в моей монографии «Российская идея».
А мы сразу перейдем к конечному результату. Ценности, на которых многие столетия формировалось наше государство – это православие, собирание земель и общинный коллективизм. У любого народа к национальной идее относится также его язык, для нас, разумеется, русский.
Предлагаю сделать небольшое отступление и интеллектуальную разминку. Все четыре метода выявления Русской идеи я описал в других работах. Причем, четвертое исследование повторяет результаты трех предыдущих, поэтому сделанного достаточно для выявления наших главных общероссийских ценностей. Здесь же мне хочется поделиться одним частным результатом, связанным с анализом поэзии, точнее – с анализом одного стихотворения, поскольку его смысл до сих пор остается предметом дискуссии…
Вспомним строчки Федора Ивановича Тютчева:
Умом Россию не понять
АршиномАршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить
Почему «не понять» и почему «не измерить»? Что хочет этим сказать автор?
Поэт был не чужд философии, в качестве дипломата он долго работал в Германии и наверняка был знаком с сочинениями И. Канта. Кант же, в своей гносеологии показал, что познаваемо только ограниченное и конечное. Ведь познание это вписывание частного – в общее (человек – млекопитающее… Россия – одно из государств …). А вот бесконечное – безмерно, его вписывать не во что, поэтому оно становится объектом веры. «Надо ограничить место знания, писал философ, чтобы оставить место вере». Высшим объектом веры является всеохватно-безграничный Бог. И когда Ф. И. Тютчев пишет, что «в Россию можно только верить», он приближает свою Родину к Богу , он ее боготворит, объявляя ее неисчерпаемой, самой надежной и всепорождающей основой.
Обожествляя Россию, поэт, одновременно подчеркивает ее уникальность, ни с чем несравнимость. Отсюда «не измерить», отсюда «особенная стать». Но любить – значит признавать исключительность, выделять из многого , сознавать непохожесть. Строчки поэта – это высшая степень признания в любви!
Разминка закончена.
Возвращаясь к соотношению нацидеи и идентичности, поясню, что их можно сравнить со связью замысла и его воплощения, плана объекта и его реализации, гена организма и самого организма. Знание национальной идеи позволяет понять смысл и дать оценку истории страны, оценить ее настоящее, прогнозировать будущее. Справедливо и такое утверждение: если какой-то народ лишен возможности осознать свою идею, его состояние будет приближаться к хаосу. Если народу навязана искусственная, кем-то выдуманная нацидея, в обозримом будущем этот народ ждет крах идеи, крах построенного на ней государства, или крах и государства и идеи. Знание национальной идеи позволяет ответить на вопрос – сохраняется или меняется идентичность в ходе различных преобразований.
И еще одно пояснение. До 40-ых годов прошлого века категория «национальная идея» регулярно использовалась в европейской науке, особенно активно она звучала в III Рейхе. Но после краха фашистской Германии, от этого концепта европейцы отказались. Между тем, с грязной водой не стоит выплескивать отмытого ребенка. Общепринятое осуждение нацизма не является основанием для отказа от объективной научной терминологии.
Похожая ситуация сложилась и в нынешней России. Понятие «коммунистическая идеология» вызывало в советском обществе аллергию, поэтому в Конституцию 1993 года была введена норма «о запрете государственной идеологии» (статья 13, пункт 2.). Но спустя десятилетия общество все яснее сознает, что государств без идеологии, как и без нацидеи и идентичности не бывает, и что идеологии бывают очень разные – тоталитарные, либеральные, христианские и даже компьютерные…