Вы здесь

Как найти хорошую работу, чтобы жить долго и счастливо. Глава 2. Где искать работу, стратегия поиска (В. А. Устюжанин, 2015)

Глава 2

Где искать работу, стратегия поиска


Общий принцип прост: чем большее количество людей знает о вашей потребности в новой работе, тем больше шансов на ее получение.

Чем больше «артефактов» вы отправите во внешний мир, тем больше шансов, что эти «артефакты» захватят для вас какое-то предложение.


Анализ ближнего круга, друзей и знакомых

Следует иметь в виду, что согласно статистике шанс получить работу у вас есть примерно в 25–30 % случаев именно в той организации, где работает человек, которого вы просите о помощи. И только в 10 %, если вы просите его пристроить вас куда-то, где есть еще какие-то его знакомые.

Соответственно, всем, кого вы просите о помощи, не поленитесь выдать несколько экземпляров своего резюме. Если кто-то просит за вас, он должен подкрепить свою просьбу конкретной информацией. В идеале он должен передать ему ваше резюме. В противном случае – поговорили и забыли.

Не полагайтесь на чью-то память.

У всех полно своих забот, а листочек будет сам «просить» за вас.

Лично мне принцип получения работы через знакомых однажды помог, но во всех других случаях, в основном, я только терял драгоценное время.

Но никто не мешает вам совмещать все методы.

Доказательством эффективности метода поиска через знакомых может служить, например, случай, который произошел однажды в моей жизни.

Один знакомый священник из небольшого тамбовского села, зная, что я имею отношение к подбору персонала, попросил меня устроить на работу свою сестру – регента церковного хора.

Я честно сказал, что наше агентство специализируется совсем на других вакансиях, на востребованных рынком квалифицированных сотрудниках, и вряд ли смогу ему помочь с этой достаточно редкой профессией.

Однако спустя несколько месяцев, находясь в гостях у другого священника в Москве, я услышал о том, что ему нужен регент церковного хора на постоянную работу. Так что «просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Матф. 7:7).

Размещение резюме на различных рекламных носителях

В современном мире – 2 основных вида таких рекламных носителей.

Это виртуальный мир – Интернет и традиционные печатные издания.

Вам будут нужны сайты, посвященные трудоустройству и поиску работы. На нашем профессиональном жаргоне – «работные сайты».

Основными сайтами на данный момент являются:

www.hh.ru

www.superjob.ru

www.job.ru

www.rabota.ru

www.avito.ru

www.job-mo.ru

www.career.ru

www.zarplata.ru


Кроме них, существует еще бездна всяких сайтов, посвященных той же теме.

В принципе, вы можете пользоваться и их услугами тоже, хуже не будет. Хотя, на мой взгляд, вероятность того, что ваши резюме увидят там и не увидят на основных, достаточно невелика. По крайней мере, постоянно общаясь со своими коллегами, я знаю, что в условиях дефицита времени они не заходят на мелкие сайты, когда есть флагманы.

Там можно знакомиться с большим количеством людей, объединяться в профессиональные сообщества, давать информацию о своем поиске работы тем лицам, которые смогут вам помочь в вашей сфере деятельности. Кроме того, КА и фирмы также используют эти сайты в качестве источника поиска на свои вакансии.

Существует также масса специализированных сайтов профессиональных сообществ, на которых общаются представители самых разных специальностей. От классических кулинарных и ветеринарных до 1Т и экзотических. Как правило, они содержат разделы с предложением вакансий и спросом на них в своей сфере. Безусловно, поиск работы через эти источники тоже может вам помочь.

Не стоит пренебрегать и социальными сетями:

www.odnoklassniki.ru

www.Vkontakte.ru

www.Facebook.ru

www.linkedin.com

www.professionali.ru

http://www.livejournal.com

www.twitter.com

и другие.


Другой источник информации традиционный – газеты и журналы:

«РДВ»

«Работа и зарплата»

«Все на работу» «Сегодня»

«Сделка»

«Биржа труда»

и другие.


Вообще, следует заметить, что если вы являетесь квалифицированным «офисным» специалистом, то, как правило, заморачиваться с газетами не имеет большого смысла потому, что они все дублируются на соответствующих им сайтах в Интернете.

Бывает смысл размещаться в газетах, так как ими пользуются ряд фирм в поисках персонала на не очень квалифицированную или не офисную работу, например продавца, кладовщика, водителя и т. д. Либо на квалифицированную – но те фирмы, где работают уже пожилые кадровики (далекие от современных информационных технологий) и ищут, например, проектировщика в строительстве, однако с каждым годом число таких вариантов неотвратимо снижается.

Размещая свое резюме в электронных средствах массовой информации на длительный срок, его необходимо обновлять – так часто, как это возможно.

Дело в том, что если вы не являетесь представителем какой-то редкой профессии, то других соискателей, претендующих на вашу вакансию, очень много. Поэтому ваше резюме «засыпается» другими, отодвигается с каждым часом все дальше и дальше на страницах сайта. Время – большой дефицит в современном мире, и «листать» страницы очень далеко никто не будет.

Есть более осторожное мнение, что, обновляя резюме каждый день, вы рискуете примелькаться, и для рекрутеров это признак не востребованности данного специалиста. Если вы претендуете на редкую или топовую вакансию, пожалуй, с этим можно согласиться. Впрочем, в настоящее время претендентов на топовую вакансию на сайтах «висит» не меньше, чем менеджеров по продажам, если не больше. Выберите тот подход, который нравится лично вам.

Поиск объявлений в СМИ (сайты, социальные сети, пресса, новостные ленты)


Размещение резюме – это процесс, как вы понимаете, пассивный. Вы поставили сеть и ждете, когда в нее заплывет рыбка. Этим ограничиться может себе позволить только человек очень востребованной профессии. Был период времени, когда таковыми были почти все. Ситуация изменилась – надо искать работу самим.


Просматривайте вышеупомянутые сайты, находите вакансии, которые вас устраивают, и которые вы хотите получить. Связывайтесь с работодателем тем способом, который он предложил. Либо – резюме, либо – звонок.

Прежде чем взаимодействовать с человеком в компании, постарайтесь узнать максимум возможного о ней, о той вакансии, на которую вас приглашают, и о том контактном лице, с которым вам придется общаться.

Это необходимо для того, чтобы представить себя человеком максимально хорошо подходящим для целей и задач фирмы, для корпоративной культуры, которая принята в этой организации.

На определенных сайтах существуют черные списки работодателей. Набираете название компании и читаете, что про нее пишут.

Конечно, следует иметь в виду, что есть отдельные единичные случаи обиженных людей, и не делать окончательных выводов.

В то же время, когда таких отзывов очень много, имеет смысл принять их к сведению.

Обращение в службу занятости

Сказать по правде, сами авторы никогда не пользовались государственной службой занятости, поэтому не могут сказать вам про нее ничего – ни хорошего, ни плохого. Что мы знаем наверняка, так это то, что наши клиенты никогда не получали сотрудников оттуда, из чего можно сделать закономерный вывод: контингент, на котором мы специализируемся, отличается от зарегистрированных там соискателей.

Чисто теоретически вероятность найти в груде угля не огранённый алмаз есть. Практически – она очень мала. Известно, что в больших городах проблемы безработицы как таковой нет. Не бывает так, чтобы работы не было вообще – может не быть той, на которой хочется работать. В мегаполисах все время нужны продавцы-кассиры в супермаркеты, менеджеры по продажам, расклейщики объявлений, операторы кол-центров, уборщики, мойщики окон и кто угодно еще. Возможностей для неквалифицированного труда – масса, и все-таки человек идет на биржу труда, а не в отдел кадров ближайшего универсама.

Варианта здесь два.

Первый. На самом деле соискатель хочет получать пособие по безработице и не настроен на активный поиск работы.

Второй. Соискатель считает, что он слишком хорош для низкооплачиваемых позиций, однако устроиться на хорошую работу через многочисленные интернет-биржи у него почему-то не получается: то ли резюме недостаточно впечатляющее, то ли на собеседованиях кандидат ведет себя не так, как нужно, то ли речь идет о представителе совсем уж специфической профессии, на которую просто нет спроса.

Кроме того, в государственный центр занятости нередко обращаются люди без образования, и биржа труда устраивает их на краткосрочные интенсивные курсы. Понятно, что ни о каком дипломе здесь речь не идет, максимум, чем сможет похвастаться свежеиспеченный специалист, – это справка или сертификат о количестве прослушанных часов и выполненной практической работе.

Ярмарки вакансий

Ярмарки вакансий, которые регулярно проводятся в крупных городах, – еще один способ поиска работы. Ничего предосудительного или плохого в нем нет, но чаще всего через такие мероприятия работодатели стремятся закрыть вакансии на неквалифицированную или низкооплачиваемую работу. Основной контингент таких собраний – студенты, выпускники, юные специалисты без опыта. Главное достоинство этого метода (для работодателя) – массовость. Очевидно, что исполнительного директора, внутреннего аудитора или финансового консультанта так искать никто не будет. Вот найти пятнадцать менеджеров по продажам – другое дело.

Вопрос только в ваших амбициях и ожиданиях. Готовы начинать карьеру с самого нуля? Тогда ярмарка вам подходит.

Впрочем, часто подобные мероприятия привязаны к конкретной тематике. Не нужно тыкаться во все предложения подряд, есть смысл пойти конкретно на ярмарку вакансий для работников торговли, менеджеров среднего звена, «продажников», инвалидов, женщин с детьми и т. д.

Впрочем, ярмарки вакансий можно рассматривать и как источник новых полезных контактов и знаний и способ неплохо провести время. На подобных мероприятиях есть не иллюзорный шанс напрямую встретиться с руководителями крупных компаний без посредников в лице секретариата, также можно получить заманчивые предложения бесплатных, но перспективных стажировок в престижных организациях. Часто для развлечения посетителей на ярмарках вакансий проводятся деловые игры, семинары, мастер-классы. Нередко работают стенды консультантов по профориентации, где любой желающий может узнать тип своей личности и понять, к какому виду деятельности он по-настоящему склонен.


Взаимодействие со специализированными кадровыми агентствами (КА). (КА – организация, которая вам поможет, или жулики, которые хотят вас обобрать?)


Просматривая объявления о работе, вы периодически будете попадать на те, которые опубликованы не прямым работодателем, а кадровым агентством.

Кроме того, работники КА могут вам звонить, если вы достаточно квалифицированный сотрудник либо представитель сильно востребованных распространенных профессий – официант, водитель, секретарь, например.

Как реагировать на эти варианты?

В нашей деятельности мы, периодически обзванивая кандидатов на вакансию, встречаемся с категорическим нежеланием кандидата посетить агентство (добросовестное агентство должно обязательно встретиться с кандидатом, которого оно представляет на вакансию).

Когда сотрудник пытается выяснить, каковы причины подобного отношения, ему обычно называют следующие:

1. Кандидат слышал или прочитал, что посещать КА – это зря терять время.

2. Кандидат посещал КА, но ни разу не посетил после этого прямого работодателя.

3. Кандидат посещал какое-либо КА и там с ним обошлись недостаточно корректно – заставили ждать или уровень квалификации рекрутера был недостаточно высок и он задавал, на взгляд кандидата, глупые вопросы.

4. Кандидат опасается, что придется заплатить за посещение.

Постараемся рассмотреть плюсы и минусы от сотрудничества с кадровым агентством.

Первое, что вам необходимо учесть, – это насколько вы действительно квалифицированный специалист.

КА платят деньги за подбор лучших сотрудников, если вы не являетесь лучшим в своей профессии или хотя бы достаточно квалифицированным работником, скорее всего, пойдя в агентство, напрасно потеряете время.

Если только должность, на которую подбирается человек, не подразумевает именно низкую квалификацию, тогда это необходимо выяснить предварительно по телефону.

КА в Москве несколько сотен – от очень низкоквалифицированных, исчезающих, согласно статистике журнала «Управление персоналом», в количестве 30 % в год до высокопрофессиональных. Соответственно, в них работают самые разные люди – от вчерашних школьниц до людей с богатым жизненным и профессиональным опытом и несколькими высшими образованиями.

Естественно, вы можете столкнуться с самым разным приемом, обусловленным этими различиями.

Но в основном персонал качественно работающих агентств общается с кандидатами корректно и достаточно грамотно.

Если копилка ваших предложений о работе просто ломится от вариантов, можете КА отвергнуть, но имейте в виду: в этом случае за бортом останется целый ряд вакансий компаний, которые просто не ищут сотрудников собственными силами.

Как правило, это могут себе позволить известные и уважаемые фирмы либо динамично развивающиеся, имеющие крепкое устойчивое положение и хорошие перспективы на рынке, попасть в которые весьма приятно для любого специалиста. Кроме того, посетив кадровое агентство, вы имеете возможность, по крайней мере, в ближайшее время получать информацию о появляющихся новых вакансиях, которые вам будут предлагать, зная ваши возможности. Вы получаете своего агента по трудоустройству.

Причем бесплатно!

Серьезные, дорожащие своей репутацией КА берут деньги только с фирм, которым помогают подбирать персонал.

В ряде агентств могут быть предложены отдельные конкретные платные услуги, например, могут вам помочь грамотно составить резюме, научить, как проходить собеседование, и т. д. Безусловно, данные услуги не должны быть навязываемыми. Это исключительно ваше желание – воспользоваться такими предложениями.

Существуют также агентства, которые берут деньги за трудоустройство с кандидатов. В основном это агентства, специализирующиеся на подборе домашнего персонала, водителей, домработниц.

Существует еще возможность нарваться на жуликов, которые предлагают вам заплатить деньги за ваше трудоустройство.

Руководствуйтесь в общении с таковыми простым правилом – никогда не платите никаких денег вперед.

Вам могут предложить заплатить деньги за внесение в какую-то базу, за прохождение тестирования, без которого якобы невозможно получить работу, за выдачу карточки, на которую будут перечислять зарплату. Все это и тому подобное – способы выманить у вас кровные деньги.

Если вы решили заплатить такому агентству, то сделайте это не ранее, чем получите свой первый гонорар на той работе, куда оно вас устроило.

В поиске легкой и высокооплачиваемой работы доверчивый соискатель нередко клюет на самые невероятные объявления, совсем забыв, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. В самом лучшем случае такая беспечность грозит вам потерей времени, в худшем же – могут последовать и серьезные материальные траты.

Итак, что должно насторожить в объявлении ищущего работу гражданина:

1. Отсутствие конкретных данных о компании – «крупный международный холдинг, занимающий лидирующие позиции в своем сегменте рынка». Как называется этот концерн? Чем он занимается, что это за сегмент рынка, в конце концов? Всего этого в объявлении нет, а по телефону вам говорят, что вы все узнаете на собеседовании.

2. Слишком низкие требования к соискателю вкупе со слишком радужными перспективами. Работодатель предлагает свободный график, работу в офисе в центре города, достойную оплату труда, при этом от соискателя требуется только соответствие самым общим параметрам: трудоспособный возраст, среднее образование и желание зарабатывать.

3. Компания позиционирует себя как солидного игрока на рынке, при этом в контактах указаны непрямые телефоны дешевых операторов и электронная почта на бесплатном хостинге наподобие yandex.ru и mail.ru.

4. Менеджер, приглашающий вас на собеседование, поет вам дифирамбы и уверяет, что именно вас-то они искали все эти долгие недели. Ваш отказ приехать игнорируется, вас чуть ли не силком тащат в офис.

5. В объявлении присутствуют нарочито вдохновляющие слова, наподобие «успех», «взлет», «головокружительная карьера» и т. д.

6. Вакансия открыта на какую-то очень «размытую» должность – «менеджер», «специалист», «ассистент» или «директор», при этом нет описания конкретного и ясного функционала.

Если заманчивое объявление отвечает хотя бы одному из вышеперечисленных признаков, не поленитесь набрать название компании-работодателя в Интернете и почитать отзывы. Для большего эффекта можете сразу набрать комбинации со словами типа «лохотрон», «кидалово», «развод». Полученная информация сразу все расставит по своим местам.