Предисловие
– Сколько заработала ваша компания в прошлом месяце?
– Тысяч 700–800.
– А как вы посчитали?
– Мы не считали, это по ощущениям.
Типичный разговор финансиста с предпринимателем – владельцем малого бизнеса. Далее выясняется, что «700–800» – это и не прибыль, а оборот (выручка), или поступления от клиентов (по части которых еще идут работы, то есть это полученные авансы, а не заработанные доходы), или выведенные дивиденды, или, еще интереснее, суммы подписанных с клиентами договоров. А если посчитать, в восьми случаях из десяти «700–800» превращаются, например, в минус 200 (личная статистика автора). И живет себе предприниматель, и радуется прибыли «по ощущениям», так же по ощущениям выводит ее из бизнеса себе в карман, вкладывает в товар, в новые направления и т. д.
Понимает он, что в финансах бардак и надо бы посчитать прибыль, да и другие финансовые показатели, обычно когда уже поздно:
• Обнаружен кассовый разрыв. В бизнесе не хватает денег на оплату текущих расходов (зарплата, аренда, закупка товара и т. д.).
• Бизнес растет (больше сотрудников, больше сделок, больше активности), а денег, которые удается вывести на себя (дивидендов), все меньше.
• Сотрудники зарабатывают больше, чем владелец (частая причина – системы мотивации, завязанные не на выручку, маржу, прибыль компании, а на поступившие деньги. Сотрудник зарабатывает, владелец – нет).
• Появляются альтернативные варианты/проекты, для которых нужны ресурсы. Нужно понять, где выше доходность и интереснее условия – в текущем бизнесе или в других.
• Владелец устал от бизнеса и хочет его продать или привлечь инвестора.
Что происходит в тех компаниях, где финансовые показатели посчитаны до наступления этих событий и предприниматель осознанно управляет ими? Скорость и точность управленческих решений в них выше, как следствие, больше прибыль и личные доходы владельца, больше времени для решения стратегических вопросов, бизнес работает эффективнее и более системно, кризисы и разрывы предсказуемы, компания понятна и прозрачна для инвесторов.
Почему же тогда предприниматели в малом бизнесе в большинстве своем продолжают считать «прибыль по ощущениям», вместо того чтобы управлять показателями? Самый распространенный ответ: «Это не моя компетенция, много других более важных дел – маркетинг, продажи, сотрудники, клиенты, операционка». А в это время конкуренты, которые поняли, что знание финансовых показателей и управление ими напрямую влияют на деньги, прибыль, дивиденды, уверенно выходят вперед. Управление финансами – столь же важная область в бизнесе, как и управление персоналом, управление продажами.
Как только предприниматель это осознаёт, он находит время и ресурсы для того, чтобы разобраться в теме и внедрить управление финансовыми показателями в свой бизнес и в свою жизнь. Данная книга рассказывает, как сделать это в малом бизнесе быстро, недорого и наверняка.