Вы здесь

Как медитировать. Путь к осмысленной жизни. Часть II. Практика нравственности (Джеффри Хопкинс, 2012)

Часть II

Практика нравственности

Глава 2

Осмысление масштабов страдания

Типы нравственности

Основной принцип буддийской нравственности таков: необходимо помогать другим чувствующим существам, а если это невозможно, то, по крайней мере, не причинять им вреда. Этот фундаментальный принцип ненасилия, в основе которого лежит забота о других, – основа всех трех типов нравственности в буддизме.

• Нравственность личного освобождения (тема этой главы) достигается главным образом за счет воздержания от слов и поступков, которые могут причинить вред. Этот тип нравственности назван «личным», поскольку дает человеку возможность вырваться из бесконечной череды рождения, старения, болезней и смерти. Буддисты называют эту цепочку круговоротом существования, или сансарой.

• Принцип заботы о других называется нравственностью бодхисаттв (существ, главное устремление которых – спасение всех чувствующих существ). Для этого необходимо отказаться от эгоизма. Практикующим нравственность бодхисаттв следует воздерживаться от самолюбования и эгоцентризма, а также от вредоносных поступков и слов.

• Нравственная дисциплина тантры строится на методах, позволяющих визуализировать наши тело и ум как совершенные, что позволяет успешно помогать другим. Этот тип нравственности позволяет преодолеть ограниченное восприятие собственного тела и ума и увидеть себя в сиянии мудрости и сострадания.

Нравственность личного освобождения

Практика нравственности личного освобождения заключается в самоосознавании, которое необходимо, чтобы воздерживаться от слов и поступков, причиняющих вред другим. Это означает, что следует отказаться от поступков, которые в буддизме называются десятью неблагими действиями. Они подразделяются на три категории. Убийство, воровство и неправильное сексуальное поведение – это физические неблагие действия. К словесным неблагим действиям относятся ложь, речь, сеющая раздоры, грубость и пустая болтовня. Неблагие действия ума – это алчность, злонамеренность и ложные воззрения.

ПОВЕРХНОСТНАЯ МОТИВАЦИЯ НИКАК НЕ ПОМОЖЕТ ВЫРВАТЬСЯ ИЗ КРУГОВОРОТА ПЕРЕРОЖДЕНИЙ, А ВЕДЬ ИМЕННО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ НРАВСТВЕННОСТИ ЛИЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ.

Поскольку любой поступок определяется изначальным намерением, лучший способ предотвратить опрометчивые и потенциально оскорбительные поступки и высказывания – это контролировать свое намерение. Когда вам внезапно хочется чего-либо, и вы просто хватаете желаемое, не обдумав возможные последствия, то вы действуете импульсивно, без должного осмысления. Ежедневно практикуя, вы научитесь всегда тщательно исследовать свою мотивацию.

В детстве моим младшим наставником был Линг Ринпоче, он всегда выглядел очень серьезным и никогда не улыбался. Это меня очень беспокоило. Раздумывая о том, почему же он такой мрачный, я все более пристально наблюдал, что происходит в моем собственном уме. Это помогло мне стать внимательным к своей мотивации. Когда я повзрослел – мне было чуть больше двадцати лет – то заметил, что он совершенно изменился: теперь Линг всегда улыбался в моем присутствии.

Эффективность практики нравственности личного освобождения зависит от долговременной правильной мотивации. К примеру, не следует становиться монахом или монахиней только для того, чтобы избежать необходимости зарабатывать себе на пропитание и одежду. Кроме того, не стоит воспринимать монашество как способ убежать от проблем и трудностей этой жизни. Поверхностная мотивация никак не поможет вырваться из круговорота перерождений, а ведь именно в этом заключается главная цель практики нравственности личного освобождения.

История Будды подтверждает это. Однажды принцу Шакьямуни захотелось лично исследовать жизнь, и он выскользнул из дворца. Тогда он впервые увидел больного человека, старика и мертвеца. Глубоко тронутый видом страданий, которые приводят человека к болезни, старению и смерти, он пришел к выводу, что мирская жизнь бессмысленна. Позже, вдохновленный несколькими религиозными учителями, он стал размышлять о возможности жить более возвышенно, осмысленно, духовно. Ради этого он принял решение покинуть дворец и оставить мир.

Какой урок мы можем извлечь из этой истории? Так же, как и Будда, мы должны, прежде всего, задуматься о страданиях сансары и отвернуться от всего, что может отвлечь нас. Под влиянием такого нового отношения к жизни мы должны принять систему нравственности, отказавшись от сансарической жизни и дав обет чистого поведения, что подразумевает воздержание от десяти неблагих действий.

Четыре благородные истины

Чтобы вырваться из круговорота существования, сансары, мы должны понять его природу. Во-первых, нам необходимо разобраться, какие есть виды страданий. Во-вторых, узнать их причины. В-третьих, увидеть, есть ли способ устранить эти причины. И, в-четвертых, решить, какие практики следует выполнять. Таким образом, отказ от пребывания в сансаре предполагает по меньшей мере частичное понимание четырех благородных истин:

1. истины о страдании;

2. истины о причине страдания;

3. истины о прекращении страдания и устранении его причин;

4. истины о путях к прекращению страдания.

Когда Будда начал учить, он дал учение о Четырех благородных истинах именно в таком порядке. Однако этот порядок не отражает последовательности их возникновения. Хронологически вторая истина (о причине страдания) предшествует первой (страданию как таковому). А четвертая истина (о пути практики) должна предшествовать пониманию третьей (о прекращении страдания). Тем не менее Будда давал наставления об этих истинах в порядке выполнения практики, а не в той последовательности, в которой они возникли.

На практике необходимо сначала осознать масштаб страданий, увидеть, что привычная нам жизнь полна мучений. Осознав это, вы утвердитесь в естественном стремлении освободиться от боли. Когда вы, подобно Будде, осознаете страдание как таковое, вы должны будете узнать его причины, его истоки. Подобно тому как врач сначала ставит диагноз, вам нужно понять коренную причину страдания, прежде чем переходить к избавлению от него. Невозможно пресечь страдание до того, как будет установлена его причина. Без четкого понимания того, что страданию можно положить конец, практика учения может стать для вас бессмысленным преодолением трудностей. Обладая соответствующим пониманием, вы сможете найти верные способы для подлинного прекращения страданий. Вот почему Будда даровал учение о Четырех благородных истинах именно в таком порядке.

Далее мы рассмотрим первую благородную истину, а остальные три – в третьей главе.

Первая благородная истина: страдание

Страдание можно сравнить с болезнью, и каждый из нас болеет. Для того чтобы найти лекарство от этой болезни, мы должны тщательно исследовать все ее проявления: страдание страданий, страдание перемен и страдание обусловленности.

1. Первая разновидность страдания – это явная боль, которая нам всем хороша знакома. Освободиться от этого вида страдания стремятся не только люди, но даже животные. Физическая боль и переживания – например, головная боль или мучение от разлуки с кем-либо относятся именно к этой категории.

2. То, что мы чаще всего принимаем за удовольствие, на самом деле является лишь ослаблением боли. Если бы, к примеру, вкусная пища или приятный напиток действительно доставляли удовольствие – такова была бы их внутренняя природа, – мы становились бы тем счастливее, чем больше съедали бы и выпивали. Но вместо этого наше тело и ум страдают от чрезмерного употребления пищи. Это говорит о том, что природа подобных удовольствий – страдание. Мне нравится рассказывать историю о семье, которая купила новый телевизор. По сравнению со старым, этот телевизор был просто великолепен, и вся семья смотрела его целыми днями. Но в какой-то момент они стали от него уставать. А значит, и изначальное удовольствие, которое они получали, обладало болезненной природой. Такие состояния преходящего счастья называются страданием перемен.

3. В дополнение к обычным боли и страданию перемен мы сталкиваемся с разновидностью более глубокого страдания, которое называется всепроникающим страданием обусловленности. Наши ум и тело находятся под влиянием кармы (тенденций, сформированных прошлыми действиями) и мешающих эмоций, таких как привязанность и ненависть. Наше рождение и жизнь также обусловлены всепроникающим влиянием кармы и мешающих эмоций. Даже нейтральные переживания подчинены причинно-следственному закону, который вы не в силах контролировать. Так вы оказываетесь застрявшими в круговороте страданий.

Человеческое существование

Наша жизнь начинается в муках рождения и заканчивается смертью, в процессе которой мы также испытываем страдание. Между этими двумя пределами нас ждут болезни и старость. Неважно, насколько вы богаты или крепки физически, – вы обречены страдать.

В довершение всего человек испытывает неудовлетворенность. Нам все время хочется чего-то большего. В некотором смысле, это и есть настоящая бедность – всегда испытывать голод, голод и еще раз голод, не имея возможности его удовлетворить. А кто-то другой, возможно, не слишком богат, но удовлетворен своей жизнью, у него меньше забот, меньше проблем, меньше врагов, и он спокойно спит по ночам. Мне доводилось останавливаться в довольно богатых домах, и в ванных комнатах этих домов я не раз видел в шкафчиках препараты, стимулирующие бодрое состояние в дневное время, а также снотворные. Состояние удовлетворенности эффективнее любых лекарств: оно ослабляет дневные тревоги и способствует спокойному сну ночью.

В суматохе современной жизни мы перестали осознавать, в чем состоит подлинная ценность человека. Люди стали лишь совокупностью того, что они производят. Мы ведем себя так, словно мы машины по зарабатыванию денег. Это абсолютно неправильно. Деньги нужны для того, чтобы человечество обрело счастье, а не наоборот. Не человек служит деньгам, а деньги человеку. Нам нужно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, поэтому деньги важны, но мы обязаны помнить, что чрезмерная привязанность к богатству никак нам не поможет. Как учат индийские и тибетские святые, чем богаче вы становитесь, тем больше испытываете страданий.

ЕДА, РАБОТА И ЗАРАБАТЫВАНИЕ ДЕНЕГ – ВСЕ СТАНОВИТСЯ БЕССМЫСЛЕННЫМ, ЕСЛИ ВОСПРИНИМАТЬ ЭТИ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК САМОЦЕЛЬ.

Даже друзья могут стать причиной страданий. Принято считать, что общение с ними делает нас радостнее и счастливее, но иногда они могут доставлять нам неприятности. В одно мгновение ваш друг вам улыбается, а затем разговор вдруг становится неприятным и вы уже чуть не деретесь. От дружбы не остается и следа. И хотя друзья действительно делают жизнь более счастливой и радостной, эти ощущения непостоянны, подобное счастье не является подлинным. Если глубже взглянуть на дружеские отношения, то можно увидеть, что в их природе заложено страдание.

Взгляните на свое тело. Как бы вы ни были хорошо сложены, какой бы прекрасной ни была ваша фигура, если вы прольете хотя бы одну каплю крови, то будете уже не столь совершенны. Под кожей находится живая плоть, а за ней – кости. Скелеты в музеях или больницах вызывают неприятные чувства, но ведь внутри каждого из нас находится скелет. Бывают полные люди, а бывают и худые, и кто-то из них красив, но если посмотреть на всех этих людей с помощью рентгеновских снимков, то перед нами предстанут скелеты с огромными глазницами. Такова истинная природа нашего тела.

Возьмем, к примеру, удовольствие от еды. Сегодня я отведал вкуснейшее блюдо. Оно было просто прекрасным, когда я его ел. Но потом оно оказалось в моем желудке, после чего отправилось в кишечник, превращаясь в нечто гораздо менее прекрасное. Во время еды мы опускаем тот факт, что любая пища проделывает этот же самый путь, и думаем: «Ах, как же мне сейчас хорошо, ведь я наслаждаюсь вкусной едой». Эта замечательная пища в конечном счете окажется в туалете в том состоянии, которое никому не покажется прекрасным. И то, что люди считают нечистотами, на самом деле создается самим человеческим телом. В каком-то смысле испражнение является важнейшим процессом нашего организма!

Еда, работа и зарабатывание денег – все становится бессмысленным, если воспринимать эти виды деятельности как самоцель. Тогда как даже самое скромное проявление сочувствия придает нашей жизни смысл и цель.

Упорство и надежда

Анализируйте. Думайте, думайте и еще раз думайте. При должном размышлении вы придете к выводу, что привычный нам образ жизни практически бессмыслен. Не отчаивайтесь. Сдаться сейчас было бы очень глупо. В тот момент, когда вы испытываете приступ безнадежности, необходимо совершить над собой усилие. Мы настолько привыкли к неправильным состояниям ума, что лишь небольшое количество практики не сможет нас изменить. Капля сладкого не в силах перебить вкус горечи. Мы должны проявить стойкость перед лицом неудачи. В сложных обстоятельствах нужно стараться быть честным и искренним настолько, насколько это возможно. В противном случае вы рискуете усугубить проблему, отреагировав эгоистично или грубо. Это особенно отчетливо видно в случае с проблемными ситуациями в семье. Вы должны осознавать, что текущие трудности целиком и полностью являются результатом ваших прошлых необдуманных поступков. Поэтому, столкнувшись с проблемой, старайтесь избегать поведения, которое принесет еще больше неприятностей в дальнейшем.

Уметь справляться с неконтролируемыми состояниями ума – важно. Но еще важнее сохранять положительный настрой, сталкиваясь с неприятностями. Запомните: встречая трудности с надеждой и оптимизмом, вы избегаете еще больших трудностей. Помимо того, стоит представлять себе, что таким образом вы облегчаете участь тех, кто страдает от схожих проблем. Вообразите, что, принимая на себя страдание, вы уничтожаете негативную карму всех, кто испытывает подобные переживания. Такая практика очень полезна. Иногда, когда я болею, я прибегаю к следующему методу: я принимаю на себя страдание других, а вместо него отдаю свой потенциал для обретения счастья. Это приносит большое внутреннее облегчение.

Каждый день ранним утром и в свободное время я выполняю эту практику на благо всех чувствующих существ. Но особенно я выделяю китайских лидеров и тех официальных лиц, которые выносят решения о пытках и казнях тибетцев. Я визуализирую их и вбираю в себя все их неведение, пристрастность, ненависть и гордость. И я знаю, что даже если я и впитаю часть их негативных эмоций, то благодаря моей практике это не повлияет на мое поведение и не сделает меня хуже. Поэтому такое «впитывание» не может навредить мне, оно лишь уменьшает неприятности тех, кого я визуализирую. Я выполняю эту практику так интенсивно, что, когда прихожу в свою резиденцию и слышу об их злодеяниях, то, хотя какая-то часть моего сознания раздражается и гневается, я все равно остаюсь под влиянием утренней практики. Моя ненависть уменьшается настолько, что уже не имеет никакой силы. Неизвестно, помогает ли моя медитация китайским чиновникам или нет, но мне она приносит умиротворение. После этого я становлюсь более эффективным, и польза от этой практики огромна.


Ни при каких обстоятельствах вам не следует терять надежду. Чувство отчаяния – это истинная причина неудач. Помните, что вам по силам справиться с любой проблемой. Сохраняйте спокойствие даже в сложной и запутанной ситуации. Она не окажет на вас влияния, если вы сохраняете спокойствие. С другой стороны, если вами овладеет гнев, вы не сможете достичь умиротворения даже в спокойной и комфортной обстановке.

Конспект для ежедневной практики

1. Проверяйте свою мотивацию так часто, как только возможно. Утром, прежде чем встать с постели, утвердитесь в ненасильственном, мирном взгляде на жизнь. Вечером обдумайте то, что делали в течение дня.

2. Отмечайте, насколько полна страданий ваша жизнь:

• существуют физическая боль и переживания, связанные с болезнью, старением и смертью, и вы, естественно, стремитесь этого избежать;

• есть мимолетные переживания, к которым относится употребление вкусной пищи, – они сами по себе кажутся удовольствием, но при неумеренности оборачиваются страданием: это страдание перемен. Когда удовольствие сменяется болью, размышляйте о том, что так проявляет себя подлинная природа первоначального удовольствия. Привязанность к таким поверхностным удовольствиям приведет лишь к еще большему страданию;

• размышляйте о том, что вы находитесь в ловушке бесконечного страдания обусловленности, которое вы не можете контролировать, поскольку им управляют закон кармы и мешающие эмоции.

3. Постепенно вырабатывайте более глубокое и реалистичное отношение к собственному телу, рассматривая его составляющие – кожу, кровь, мышцы, кости и так далее.

4. Тщательно анализируйте свою жизнь. Если вы будете делать это регулярно, то рано или поздно уже не сможете впустую растрачивать время, превращаясь в бездушную машину или подменяя истинное счастье деньгами.

5. Научитесь сохранять положительный настрой при встрече с трудностями. Напоминайте себе, что, переживая тяжелую ситуацию с чувством благодарности, вы предотвращаете худшие кармические последствия, которые были бы возможны в будущем. Примите на себя бремя схожих страданий остальных чувствующих существ.

6. Всегда оценивайте возможные положительные и отрицательные последствия желания, гнева, зависти и ненависти. Когда вам станет ясно, что эти последствия очень вредны, продолжите свои размышления. Со временем ваша убежденность окрепнет. К примеру, систематические размышления о вреде гнева приведут вас к выводу о том, что нет смысла испытывать гнев; этот вывод постепенно сведет ваш гнев на нет.

Глава 3

О причине возникновения страданий и возможности их прекращения

Вторая благородная истина: причина страдания

После того как мы осмыслили масштабы страдания, необходимо узнать его причины: мешающие, или омрачающие, эмоции и загрязненная карма.

Мешающие эмоции

Поскольку мешающие эмоции загрязняют карму, или наши поступки,[1] я начну именно с них. Существует два вида омрачающих эмоций: одни лучше выражать открыто, а другие – сдерживать. Примером первого типа эмоций может служить панический страх, с давних пор укоренившийся в вашем уме. В такой ситуации очень полезно выговориться и обсудить ситуацию, которая вызвала этот страх.

Однажды, в четырнадцатилетнем возрасте, проводя лето во дворце Нарбулинка, я получил нагоняй от регента, который был тогда моим старшим наставником. Он вел ежегодные учения, по завершении которых заявил мне суровым тоном: «Даже если твоя реализация и сопоставима с божественной, ты все равно должен вести себя так, как подобает человеку». Для меня это прозвучало обидно, поскольку я считал, что и без того веду себя как обычный ученик, слушающий своего учителя, хотя я – Далай-лама и мой статус формально выше, чем его. Я был раздражен этим и чувствовал себя неловко еще несколько месяцев. Затем в 1950 году в восточный Тибет вторглись китайские войска, и мне пришлось бежать на юго-запад к индийской границе в Тромо. Вскоре чиновники из Лхасы передали мне, что ситуация нормализовалась, и посоветовали вернуться назад. По дороге обратно мы провели несколько дней в монастыре регента Талундре. В одной из бесед он спросил меня, бывал ли я когда-либо расстроен из-за его отношения ко мне. И я вскользь рассказал о том случае во дворце, не вдаваясь в подробности. Какое же облегчение я испытал от этого! Оставшееся время, которое я провел в монастыре, было исключительно приятным.

УЩЕРБ, НАНОСИМЫЙ НЕНАВИСТЬЮ, НАИБОЛЕЕ ЯВНЫЙ И НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ, НО ПРОЦЕССОМ КРУГОВОРОТА СУЩЕСТВОВАНИЯ – НЕПРЕРЫВНОЙ, ТЯНУЩЕЙСЯ ИЗ ВОПЛОЩЕНИЯ В ВОПЛОЩЕНИЕ ЦЕПЬЮ РОЖДЕНИЯ, СТАРОСТИ, БОЛЕЗНЕЙ И СМЕРТИ – ДВИЖЕТ ИМЕННО ПРИВЯЗАННОСТЬ.

О таких частных случаях лучше всего говорить вслух, а вот переживания, которые относятся ко второй разновидности мешающих эмоций, следует сдерживать. В их число входят такие эмоции, как привязанность, ненависть, гнев, зависть и неведение. Этим чувствам не стоит давать волю, ведь чем чаще они проявляются, тем сильнее становятся и тем большее влияние оказывают на человека. Лучше задуматься о недостатках этих эмоций и попытаться заменить их чувством удовлетворенности и любви. Нам следует решительно преодолевать негативные состояния ума по мере их возникновения, однако все же лучше находить способы, позволяющие предотвратить их появление.

Привязанность и ненависть порождают другие мешающие эмоции, тем самым создавая множество проблем. Последствия проявления привязанности и ненависти мешают полной и гармоничной жизни. Ущерб, наносимый ненавистью, наиболее явный и непосредственный, но процессом круговорота существования – непрерывной, тянущейся из воплощения в воплощение цепью рождения, старости, болезней и смерти – движет именно привязанность.

Корень ненависти и привязанности – в неведении относительно истинной природы всех чувствующих существ и неодушевленных предметов. Такое неведение – это не просто недостаток знаний, но определенный тип сознания, при котором картина мира полностью противоположна истинному положению дел. Есть много уровней неправильного восприятия, например неспособность понять, какого поведения стоит придерживаться в повседневной жизни, а от какого лучше отказаться. Но мы здесь говорим о неведении, которое лежит в основе всех страданий. Это представление о том, что все чувствующие существа и все явления обладают независимым существованием в силу собственной природы. К более подробному рассмотрению этого сложного вопроса я вернусь в главах 8–10.

Загрязненная карма

Всякая радость, как и всякая боль, обусловлены кармой – прошлыми действиями человека, которые создали определенные предрасположенности его ума. Карма может быть благой или неблагой, в зависимости от того, приводит ли она в конечном счете к страданию или к счастью. Например, если в результате некого действия возникла новая человеческая жизнь, то такое действие считается благим, поскольку его итогом станет перерождение в высших мирах. И наоборот, если какое-то действие привело к тому, что вы перевоплотились в голодного духа, то оно будет неблагим, так как ведет к перерождению в одном из низших миров.

Кроме того, кармические действия можно разделить на две группы: формирующие общие детали нового воплощения – мир, в котором оно состоится, а также продолжительность жизни – и отвечающие за конкретные обстоятельства жизни (здоровье, благосостояние и так далее). Первая разновидность называется «путем действия», поскольку любое действие (благое или нет) является путем, или средством, с помощью которого можно достичь как счастливого, так и неблагополучного перерождения. Для того чтобы быть «путем действия» карма, или действие, должна обладать четырьмя признаками: соответствующим намерением, объектом действия, должной подготовкой к действию и его успешным выполнением. Иногда в действии присутствуют все вышеперечисленные аспекты. К примеру, вы решаете подать милостыню нуждающемуся и делаете это. А иногда присутствует лишь намерение, как в случаях, когда вы хотели дать милостыню, но так и не сделали этого. Или же результат может быть достигнут независимо от намерения, как в том случае, когда нищий подбирает деньги, выпавшие на тротуар через дыру в вашем кармане. Действия, не обладающие одновременно всеми четырьмя характеристиками, относятся ко второй разновидности кармических влияний – тех, которые определяют конкретные детали вашей жизни.

Наконец, кармические действия можно разделить на те, которые совершаются коллективно (например, в рамках благотворительной организации), и те, что совершаются индивидуально. Кармические последствия могут проявляться в этой жизни, в следующей и в той, которая будет после нее. Как благие, так и неблагие действия, совершённые с твердым устремлением помочь или навредить, могут принести свои плоды уже в этой жизни.

Процесс умирания

Для того чтобы уяснить типы кармических действий и характерные особенности выполнения высших уровней практики, необходимо понимать последовательность трех стадий: процесса умирания, промежуточного состояния между текущей жизнью и следующей, а также выхода из промежуточного состояния в виде нового рождения. Передача кармы из одной жизни в другую происходит на стадии умирания через тончайший ум ясного света. Хотя этот глубочайший уровень ума присутствует в нас в течение всей жизни, проявляется он лишь в момент смерти и поэтому часто изучается в этом контексте.

Вы можете узнать о нем подробнее из текстов Высшей Йога-тантры, учение о которой дал сам Будда. Например, из Гухьясамаджа-тантры. Все эти тексты посвящены описанию различных категорий сознания, или ума, – от грубых до наиболее тонких. С точки зрения духовных практик тонкие состояния ума наиболее сильны и эффективны. Грубый уровень ума связан с тем, что мы воспринимаем через органы чувств. К более тонкому уровню относится умственное сознание и разнообразие его проявлений – от самых грубых состояний (обычная мысль, глубокий сон или обморок, при котором останавливается дыхание) до тончайшего ума ясного света. За исключением особенных медитативных состояний, уровень тончайшего – или глубочайшего – ума проявляется только тогда, когда мы умираем. (Менее глубокие и гораздо менее продолжительные виды тонкого ума проявляются также, когда человек спит, просыпается, чихает, зевает и испытывает оргазм. Я остановлюсь на этом подробнее в главе 9.)

Процесс умирания включает в себя последовательное исчезновение или растворение четырех внутренних элементов: земли (плотная субстанция тела), воды (жидкость), огня (тепло) и ветра (энергия, движение). В обычной жизни эти элементы служат основанием ума, но во время умирания их способность поддерживать ум ослабевает. В первую очередь ее теряет элемент земли. Каждая стадия растворения фактически приводит к тому, что ум начинает поддерживать следующий элемент. Вот как выглядит весь процесс шаг за шагом.

1. Когда элемент земли, или плотная субстанция тела, растворяется в элементе воды, внешне это выражается в том, что тело становится слабее и тоньше. Внутренним выражением этой стадии будет видение, сравнимое с миражом в пустыне.

2. Далее жидкость тела растворяется в элементе огня; внешним признаком будет ощущение сухости в носоглотке, а внутренним – видение клубящегося дыма или дымки, застилающей все пространство перед вами.

3. При растворении элемента огня в ветре или воздухе тело начинает остывать – таков внешний признак этой стадии. А внутренним воплощением станет видение, подобное рассыпающимся искрам или светлячкам, летающим в ночи. Тепло может покидать тело различными способами: от ног вверх к сердцу или же от макушки головы вниз. Первый вариант более предпочтителен, поскольку он свидетельствует о том, что ум покидает тело, направляясь вверх, а не вниз. В таком случае следующее перерождение, скорее всего, окажется благополучным в силу благой кармы.

4. После этого элемент ветра, или поток энергии в теле, растворяется в уме, и физическое дыхание останавливается. На данной стадии перед вами предстанет видение языка пламени, подобного дрожащему огню свечи, которая готова вот-вот погаснуть. Современная медицина признала бы мертвым человека, находящегося на этом этапе умирания, однако с точки зрения буддизма прекращение дыхания еще не означает, что ум покинул тело. Гаснущий огонек сменяется видением ровного пламени.

Конец ознакомительного фрагмента.