Вы здесь

Как люди видят. Начало (Дмитрий Чернышев, 2016)

Начало

Вы не сможете сделать снимок одной только камерой. Вы привносите в него все фотографии, которые вы видели, книги, которые прочитали, музыку, которую слышали, людей, которых любили.

Ансель Адамс

Альфред Стиглиц


Фотография начиналась как магия и состояла из магических объектов – зеркало, хрустальный шар (линза), серебро. И как всякая магия ей нужны были контрасты – яркий свет и полная темнота. Адепты фотографии могли сотворить чудо – остановить время. Они воровали образ реальности, сохраняя его навсегда. И знакомство с фотографией нужно начинать с воровства. Нужно отсмотреть работы лучших фотографов мира и забрать у них все самое лучшее – идеи, приемы, ракурсы, композицию, работу с моделями, обработку снимков… – все. Нужно впитать их в себя и начать смотреть на мир их глазами. Не бойтесь воровать идеи – это не вещи. Идей от этого меньше не становится. Все равно сделать так же у вас не получится, да это и не надо. Это нужно для вдохновения и для поднятия внутренней планки как можно выше. Вы должны наполнить себя самым лучшим. Например, в Японии антиквар окружал своих учеников самыми дорогими подлинниками и, вырастая в такой атмосфере, те могли с первого взгляда распознать подделку.

Ницше считал, что человек в своем развитии может пройти три стадии – верблюда, льва и ребенка. Сначала любой человек – верблюд. Подобно верблюду, накапливающему в себе воду для долгого путешествия по пустыне, человек накапливает в себе знания, которые ему дают родители, общество, школа… Верблюд руководствуется этими знаниями, верблюд со всем согласен и ничего не ставит под сомнение. Он умеет говорить только «да». Так Квентин Тарантино в течение нескольких лет ежедневно смотрел по четыре-пять фильмов, прежде чем начал снимать свое кино.

Просмотр лучших фотографий – это стадия верблюда. Ее нельзя пропустить. Художники учатся рисованию, копируя великие картины. Начинающие кинематографисты переснимают планы из классических фильмов. Для фотографа хорошее упражнение – переснимать чужие фотографии, которые ему нравятся.

Обычное деление фотографов на профессионалов и любителей в корне неверно. Настоящий любитель – это человек, который занимается фотографией из любви к ней. И хотя, как правило, любитель проигрывает профессионалу во всем – в технике, во времени, в деньгах, в качестве и количестве сделанных снимков и в числе посещенных экзотических мест – без любви к фотографии даже крепкий профессионал останется в лучшем случае только ремесленником.

Список хороших фотографов огромен. Я расскажу только о нескольких, которые нравятся именно мне.

Альфред Стиглиц

Его пиктореалистические фотографии – нечто среднее между живописью и снимком. Если верить Британской энциклопедии, Стиглиц «почти в одиночку втолкнул Америку в мир искусства XX века» – в его «Галерее 291» фотографии выставлялись вместе с картинами современных художников: Матисса, Ренуара, Сезанна, Мане, Пикассо. С Пикассо связана и другая история – в 1911 году окончилась полным провалом выставка-продажа работ художника. Стиглиц писал: «Я продал один рисунок, который он сделал двенадцатилетним мальчиком, второй я купил сам… Мне было стыдно за Америку, когда я все работы вернул Пикассо. Я продавал их по 20–30 долларов за вещь. Всю коллекцию можно было купить за 2 тысячи долларов. Я предложил ее директору музея Метрополитен. Он ничего не увидел в работах Пикассо и сказал, что такие безумные вещи никогда не будут приняты Америкой».

Август Зандер

Зандер работал шахтером в Германии, потом увлекся фотографией, служил в армии помощником фотографа. В 1901 году поступил на службу в фотоателье в Линце и уже через три года выкупил его и назвал «Студией художественной фотографии и живописи Августа Зандера». В 1904 году получил золотую медаль на Парижской фотовыставке. Он решился на титанический проект – создать портрет нации. Зандер ездил по стране и снимал, снимал, снимал. Когда к власти пришли нацисты, книгу Зандера запретили, часть негативов уничтожили, а его сына посадили в тюрьму как социалиста на 10 лет (в 1944 он умер, так и не выйдя на свободу). Часть архива погибнет во время войны, другая часть будет уничтожена грабителями в 1946 году. Осталось всего 40 000 снимков.

Арнольд Ньюман

Американский фотограф, создавший свой жанр портрета – «портрет в естественной обстановке». Он мечтал стать художником, воспитывался на классической живописи и пытался через портрет раскрыть внутренний мир человека. Три года он работал в самых дешевых фотостудиях, иногда делая по сотне портретов в день.

Андре Кертес

Венгерский, французский и американский фотохудожник. Сторонник максимальной простоты снимка – «упрощайте, упрощайте и упрощайте». Создал большую серию читающих людей – On Reading. Завещал все свои негативы Франции.

Анри Картье-Брессон

Отец фоторепортажа и фотожурналистики. Тоже хотел стать художником. Один из основателей легендарного агентства «Магнум фото». Был первым зарубежным фотографом, посетившим СССР после смерти Сталина. О нем рассказывали, что он умел стать невидимым для людей, которых снимал.

Антанас Суткус

В детстве копил деньги на велосипед, но почему-то купил фотоаппарат. На Западе стал известен раньше, чем в СССР. Отказался от съемок коллективов и снимал простых людей, их жизнь и заботы. Делал из репортажной фотографии художественную.

Это только крошечная часть прекрасных фотографов на букву «А». У меня не стоит задача, рассказать вам про историю фотографии, скорее – заинтересовать. Как советовал Сергей Аверинцев: «Как писать? Мысль не притворяется движущейся, она дает не указание пути, а образец поступи. Хорошо, когда читатель дочитывает книгу с безошибочным ощущением, что теперь он не знает больше, чем он не знал раньше».

Нет.

Все-таки назову еще нескольких любимых фотографов.

Александр Родченко, Лени Риффеншталь, Йозеф Куделка, Дэвид Бейли, Владимир Вяткин, Роберт Франк, Гарри Виногранд, Александр Петросян, Владимир Лагранж, Викентий Нилин, Энни Лейбовитц, Евгений Умнов, Эллиотт Эрвитт. Александр Слюсарев, Чема Мадоз, Энсель Адамс, Ромуальдас Ракаускас, Сэм Хаскинс, Брюс Дэвидсон, Робер Дуано, Ральф Гибсон, Доротея Ланж, Салли Манн, Брассай, Сергей Максимишин, Себастьян Сальгадо, Хорст П. Хорст, Юджин Смит, Ирвинн Пенн, Хельмут Ньютон, Грегори Колберт, Роберт Капа, Ричард Аведон, Андреас Фейнингер, Майкл Кенна, Норман Паркинсон, Игорь Мухин, Диана Арбус, Аркадий Шайхет, Группа ТРИВА, Вивиан Майер, Ян Саудек…


Здесь оставлено много свободного места для того, чтобы вы добавили своих любимых фотографов. Или вычеркнули из списка тех, кто вам не понравился.