Вы здесь

Как контролировать себя и других. Глава первая. Где зарождаются эмоции (Питер Лонг, 2013)

Глава первая. Где зарождаются эмоции


1.1. Родом из детства

Ученые давно доказали, что наши чувства зарождаются в задней доле мозга, что человеческая эмоциональная реакция на ту или иную ситуацию – это не что иное, как химия нашего организма. Допустим. Но ведь вызвать определенные химические связки должна какая-то заложенная в нас схема. Мы не будет пускаться в рассуждения о том, как устроен микрокосмос человеческих полушарий, а взглянем на другую плоскость: откуда к нам приходят эмоции, как они зарождаются и куда исчезают.

Если верить дарвинской теории эволюции, то наши предки когда-то давно жили на деревьях и мало чем отличались от горилл, а поэтому им точно так же, как и этим приматам, было свойственно обостренное чувство самосохранения, которое вызывало непреодолимое ощущение страха в минуты опасности, заставляя все клеточки реагировать и избегать риска. Из древности также черпает свое начало и чувство собственности, диктующее нам эмоции ревности, гордости, жадности.

Но будет неправильным утверждать, что все наши сегодняшние эмоции пришли из глубины веков и вызваны только лишь элементарными инстинктами. Человеческую эмоциональную составляющую мы воспитываем. Как это происходит? Рассмотрим.

Представим среднестатистическую семью: мама, папа, у них рождается малыш. Прелестный карапуз первые пару лет свой жизни движим лишь только базовыми потребностями: есть, спать, плакать, когда больно, страшно или непонятно, и пачкать пеленки. Малыш растет, и родители начинают знакомить его с миром. Мама объясняет, что лужу делать надо не на ковер, а в горшок, потому что иначе плохо и некрасиво, а еще взрослые будут смеяться, если он, малыш, будет, как маленький, мочить штанишки.

Стоп. Делаем паузу, потому как тут берет свое начало эмоция, и не одна. Маленький человечек получает от мамы важную информацию: быть маленьким – смешно, делать что-то, не как все – стыдно и плохо. Казалось бы, все верно, но если посмотреть, как врастает в сознание человека эта информация и какие корни она пускает, то можно понять причину, по которой многие взрослые адекватные люди стесняются выражать свое мнение, отличное от мнения большинства, ведь делать что-то не как все – стыдно и плохо. Или почему большинство не умеет быть раскрепощенными, веселиться от души, смеяться над собой, дурачиться, как дети. Ведь практически в каждого из нас в детстве была заложена программа: быть маленьким – смешно, взрослые будут смеяться.

Это всего лишь пример, как из простого бытового действия заботливой мамы вырастает через годы целая эмоциональная связка, диктующая поведение взрослого уже человека.

Движемся дальше. Наш малыш научился садиться на горшок, чем бесконечно радует маму. Теперь пришел черед папы браться за воспитание. Он объясняет карапузу, что мужчины должны быть сильными, что на них вся ответственность за благосостояние семьи, женщины, дома. А если предположить, что отец считает, что место женщины – позади мужчины, а не рядом или впереди, то же самое он объяснит малышу. Эти фундаментальные знания тоже взращивают семена тех ветвящихся эмоциональных связок, которые в будущем будут диктовать взрослому мужчине – брать всю инициативу на себя, доверять женщине только простые процессы, или не доверять вовсе, пытаться тянуть все на своих плечах и сердиться, если жена самостоятельно возьмется принимать решения. А это уже прямой путь к деструктивным эмоциям.

Мама учит малыша не подходить к незнакомым людям, не разговаривать, не принимать сладости. Она заботится о безопасности ребенка, в ней говорит инстинкт. Но ребенок, таким образом, впитывает информацию о вредоносности чужаков, следствием чего становится ксенофобия – боязнь чужих людей. Вырасти она может в абсолютную авторитарность и неприятие чужого мнения, культуры, права на собственную жизнь и неординарные решения, потому что с детства мы помним – чужое плохо, страшно и его надо избегать.

Смотрим дальше. Предположим, что малыш – это не сын, а премиленькая девочка с пшеничными кудряшками и голубыми, как небо, глазами. Мама, бабушка, отец и еще целая вереница родственников любуются девчушкой, повторяя, какая она красивая. Что мы увидим через 17–18 лет? Правильно, мы встретим девушку, уверенную в собственной неотразимости. Кажется, что в этом нет ничего плохого, ведь уверенная в своей привлекательности женщина – это хорошо, здорово и красиво. Но только тогда, когда она умеет воспринимать свои природные богатства адекватно и взвешенно, а не стремится кичиться ими на каждом шагу, воспитывая в себе чувство превосходства и эмоции брезгливости к окружающему миру. Но и это еще не все. Мама или папа могут, напротив, сообщить малышке эмоции недовольства собой, когда, к примеру, ругают за проступок и называют ее «нехорошей девочкой». Хуже всего, когда приводят в пример кого-то «хорошего» – соседского мальчика, который послушно кушает кашу, и не важно, что при этом он весит уже больше мамы и все время проводит за компьютерными играми. Малышка увидит в таком мальчике эталон «хорошести» и в будущем будет сверять свое поведение, мысли, внешний вид с таким образчиком, обрастая эмоциями и чувствами собственной ущербности. А это уже ведет к опасным комплексам неполноценности, самобичеванию.

Мы привели несколько элементарных примеров зарождения будущих эмоций. Но эти причинно-следственные связи не означают, что абсолютно все сказанное родителями, познанное в детстве становится разрушительным для нас, они лишь иллюстрируют, что закладывать в детей знания надо аккуратно, избегая эмоциональных всплесков, сдерживая себя, как бы ни было это сложно.

1.2. А как у взрослых?

Но зародить эмоции можно не только в новом маленьком неопытном человечке. Вполне зрелые люди могут стать объектом зарождения эмоции, воспитывая ее в себе самостоятельно или поневоле. Так, многие из нас на определенном этапе своего жизненного пути учат сами себя радоваться жизни, переступать через неприятности и ценить каждый момент и все то положительное, что есть в ней. Это величайшая жизненная мудрость, о которой мы поговорим отдельно. А пока рассматриваем истоки эмоций и принимаем как данность, что человек может сам в себе воспитать как положительные и созидательные эмоции, так и деструктивные, разрушительные. Например, совсем несложно воспитать в себе злобу и желание колоть окружающих, стоит только заразиться таким настроением и удерживать его в себе несколько дней.

Многие из нас поневоле испытывают рождение новых эмоций. Мы живем в обществе, где нет идеальных людей. У каждого есть плюсы и минусы, каждый для кого-то хорош, а для кого-то – плох. Поэтому в общении с людьми мы подвергаемся атаке эмоций. Для кого-то новостью будет разочарование, для кого-то приятной неожиданностью станет эмоция радости и уверенности в рядом идущем человеке. Кто-то впервые любит, кто-то – теряет и испытывает непознанное раньше горе, кто-то волею судеб и обстоятельств открывает в себе чувство необузданного любопытства или эмоцию отторжения.

Но главное, если человек чувствует – он живет. Самое страшное состояние – это апатия, отсутствие чувств и желаний, эмоциональный вакуум. Такое состояние медики считают болезнью и лечат как нервное расстройство. В большинстве случаев апатия вызвана усталостью или стрессом и вполне обратима со временем.

1.3. Такие разные эмоции

Но вернемся к истокам эмоций. Хочется снова обратиться к ребенку, в котором каждый день появляется новая маленькая микросхема эмоции.

Но на это раз малыш, который становится нашим примером – отказник, ребенок, мама которого не захотела забирать его из роддома и он попадает в детский дом, а после – в интернат. Считается, что сироты, воспитанные в интернатах, прошли самую суровую школу жизни, это люди с крепкой нервной системой, которые с раннего детства закалены знакомством со всем спектром негативных эмоций… Отчасти это правда, ведь уроки выживания они получают не от заботливой мамы, а от более старших и сильных ребят. С детства они учатся отдавать часть лакомств за безопасность, признавать силу и лидерство, быть жесткими. Поэтому дальнейшая жизнь с ее многогранной эмоциональной окраской уже не нова им, и открывать такие люди для себя могут только то, что семейным деткам кажется обычным, как воздух – чувство доверия, заботы, эмоции благодарности.

Такие разные микросхемы эмоций, заложенные в каждого из нас в самом детстве и подкрепленные уже зрелым опытом, составляют так называемый эмоциональный фон планеты. Эмоции не берутся ниоткуда и они далеко не всегда основаны на инстинктах. Если разделить их на группы природных и приобретенных, то в группу естественных чувств войдут: самосохранение, голод и производное желание его утолить, страх и его следствие – желание безопасности, желание продлевать род и материнская любовь.

Приобретенные эмоции – это вся гамма оттенков ощущений, которую мы уже знаем. Зарождаются они в нас под влиянием социума, воспитания, самовоспитания или ситуации. Но бывает еще один вид эмоций – массовые.

Как зарождается массовая эмоция? Вспомним футбольный матч: последние минуты, штрафной, трибуны ревут, болельщики замирают в мучительном ожидании, и – гол! Тут даже хочется сделать паузу. Потому как даже в воображаемой такой ситуации уже ощущается мощь массовых эмоций. В такие секунды чувствовать атмосферу можно кожей. Азарт, умноженный на толпу, выплеснутый в эфемерное пространство, возвращается в душу каждого в еще большем и сильном своем значении, способном высвободить в человеке уже не осознанные, а древнейшие инстинкты, диктующие крушить все на своем пути, выплескивая накопившийся адреналин.

Хохотать над комедией намного веселее, если смотреть ее в компании друзей, и просто уморительно – в полном зале кинотеатра. Ревность намного более остра, если поделиться ею с подругой или другом. Любовь же требует говорить о своем объекте, распространяя ее на все вокруг. Парапсихологи утверждают, что человеческие эмоции вполне материальны и могут обладать сильнейшей разрушительной и созидательной силой. Церковь же учит исцелять душу молитвой и умиротворением. Библия утверждает, что чувствовать нужно сердцем, а решать – разумом.

Современные психологи утверждают, что не только негативные, но и позитивные эмоции могут разрушать, потому как требуют выплеска. Наши чувства – материя четвертого измерения, которую мы рождаем и выпускаем в мир. Именно поэтому так легко находиться в компании добродушно настроенных людей и настолько же тягостно там, где присутствующие враждебны или просто подавлены. Стоит только вспомнить общественный транспорт в час пик, куда вы можете войти в отличном настроении, а вот выйдете в девяти случаях из десяти в отвратительном, подчиняясь эмоции масс или реагируя на обстановку привычным раздражением. Часто вместо того, чтобы выдать реальную эмоцию, мы подчиняемся привычке, реагируем по привычке и привычкой же отвечаем на ситуацию. О том, что такое эмоция по привычке – через пару минут, а пока хочется подвести некий итог ранее сказанного. Состоит он в том, что все наши эмоции настолько же разные, как и мы сами. У них разные корни, разные составляющие. Пусть, внешне и по проявлению кажется, что мы одинаково радуемся, схоже грустим, идентично ревнуем, похоже завидуем, но на самом деле в каждом из нас эмоция имеет разные корни. У кого-то это – вложенное родителями, у кого-то – приобретенное в зрелом возрасте. Но наши чувства всегда индивидуальны и принадлежат только нам, мы является их создателями внутри себя и несем большую ответственность за те моменты, когда выплескиваем их в мир, на окружающих. Ведь они в свою очередь могут породить ответную реакцию. Которая, возможно, что-то изменит в душе другого человека.

Мы часто реагируем неосознанно, подчиняясь микросхеме или привычке. Мы привыкли радоваться, когда нам что-то дарят (это из детства), мы привыкли расстраиваться, когда в ком-то разочаровались (это приобретенное). Реакция по привычке – это суррогат наших эмоций, который зачастую не дает нам по-настоящему чувствовать жизнь.