Глава 2. Общие правила подачи жалоб и заявлений
В юридической практике приходится очень часто сталкиваться с ситуацией, когда неграмотно изложенное требование не только не позволяет уяснить позицию просителя, но и создает процессуальные и чисто технические трудности для решения вопроса в его пользу даже тогда, когда, казалось бы, нарушение прав заявителя налицо.
Составление обращения в тот или иной государственный орган нужно начать с определения получателя документа.
Документы, составляемые для защиты прав и законных интересов, направляются либо непосредственно нарушителю таковых прав, либо в официальный орган, компетенцией которого является восстановление нарушенных прав и интересов, а также привлечение нарушителя к ответственности.
Если вы уверены, что устранение нарушения прав и его последствий зависит целиком и полностью от воли самого нарушителя и его личность (наименование юридического лица) не вызывает сомнений, то письменное обращение к такому лицу никогда не будет являться лишним шагом на пути восстановления нарушенных прав.
Если ваше требование адресовано гражданину, тогда вы указываете полностью его фамилию, имя и отчество, например: «Г-ну Петрову Борису Моисеевичу».
При обращении к юридическому лицу полезно указывать конкретное должностное лицо, например: «Первому заместителю Префекта Центрального административного округа г. Москвы Федорову С.Ю.». Таким образом, вы будете знать, к кому в первую очередь обращаться за ответом на ваше обращение и, кроме того, выразите уважение к человеку. Но, если вы не знаете имя и должность руководителя юридического лица, можно указывать только наименование организации: «В Префектуру Центрального административного округа г. Москвы».
Важно определить и официальный орган, в компетенции которого находится решение вопроса о восстановлении ваших прав и законных интересов. Следует учитывать, что ввиду ст. 46 Конституции РФ, гарантирующей каждому право на судебную защиту, осуществление защиты прав в административном порядке во всех случаях не препятствует последующему обращению в судебные органы.
В органы прокуратуры можно обращаться не только по факту нарушения собственных прав, но и также по фактам нарушения закона в самом широком смысле, фактам нарушения прав третьих лиц. То есть, если вы столкнулись с беззаконием, то ваше право (а нередко и обязанность, когда речь идет о преступлении) – обратиться к прокурору, поставить его в известность о случившемся. Обращение, как правило, пишется на имя прокурора района (низового административного деления), в котором проживает нарушитель закона – физическое лицо; находятся органы управления нарушителя юридического лица: «Прокурору Западного округа г. Москвы Иванову П.С.».
Существуют и другие органы государственной власти, в компетенцию которых входит защита нарушенных прав и законных интересов. Однако их определение целиком зависит от характера нарушенных прав и свобод. Кроме этого, в случае обращения в органы прокуратуры, по результатам проведения прокурорской проверки, заявителю в обязательном порядке укажут орган государственный власти, в компетенции которого находится решение вопроса о защите прав заявителя.
При защите нарушенных прав в судебном порядке, для того чтобы определить конкретный судебный орган для направления документа, следует обращать внимание на характер правоотношений, из которых возник факт нарушения, и на состав участников таких правоотношений.
Общее правило состоит в том, что если судебный акт, который вы намерены получить по результатам рассмотрения вашего обращения, затрагивает права и интересы физических лиц (вы или ваш процессуальный противник; третье лицо, которое может быть привлечено к участию в деле; иные заинтересованные в судебном акте лица являетесь физическими лицами), то такое обращение подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции. В этом случае адресатом обращения будет районный (низового административного деления) суд общей юрисдикции по месту проживания нарушителя прав – физического лица либо по месту нахождения юридического лица. К примеру: «В Таганский межмуниципальный (районный) народный суд города Москвы». Далее обязательно указывать адрес суда.
Основное различие между направляемыми вами документами – предмет обращения.
Претензия – документ, направляемый непосредственно нарушителю прав и содержащий требования о восстановлении нарушенных действиями адресата прав и законных интересов, устранении таких нарушений. Документы, направляемые непосредственно нарушителям прав, как правило, либо не имеют наименования, либо именуются претензией и содержат предложение об устранении нарушения прав и законных интересов подателя документа.
Жалоба – документ, направляемый в вышестоящие, контролирующие и судебные органы и содержащий просьбу об устранении какого-либо обстоятельства, вызванного действиями (бездействием) должностных лиц (чиновников), органов управления юридических лиц, иных лиц, облеченных властными полномочиями и нарушающими права заявителя, при отсутствии спора между заявителем и лицом, нарушившим права и обязанности.
Заявление – документ, направляемый в вышестоящие, контролирующие и судебные органы, содержащий сведения информационного характера о фактах и событиях, нарушающих права как заявителя, так и иных лиц, общества и государства в целом, а также требования об устранении таких нарушений, восстановлении справедливости. Заявления подаются при отсутствии со стороны нарушителя действий по устранению фактов нарушения прав, наличии между заявителем и нарушителем спора по поводу необходимости устранения нарушения прав, самого факта правонарушения.
У жалоб и заявлений существует и процессуальный смысл, который приобретается при их направлении в судебные органы. К примеру, в соответствии с нормами ГПК РФ, письменные обращения граждан и юридических лиц в суды общей юрисдикции могут именоваться:
– заявления – исковыми заявлениями; заявлениями о выдаче судебного приказа; заявлениями об установлении фактов, имеющих юридическое значение; заявлениями о признании гражданина безвестно отсутствующим; заявлениями об объявлении гражданина умершим; заявлениями о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; заявлениями об установлении усыновления (удочерения); заявлениями о признании имущества бесхозяйным; заявлениями о признании утраченного документа на предъявителя недействительным;
– жалобы – жалобами на действия административных органов или должностных лиц; жалобами на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; жалобами на нотариальные действия (на отказ в их совершении) и, наконец, кассационными жалобами и жалобами в порядке надзора.
Название документа, таким образом, определяется исходя из предмета обращения – конкретного факта нарушения прав и законных интересов гражданина или юридического лица. Надеемся, что приведенной в настоящем пункте информации будет достаточно для определения названия документа.
Определение формы и содержания документа представляет собой третью по очередности задачу.
Претензии, заявления и жалобы должны содержать вводную, описательную, мотивировочную и просительную части.
Во вводной части документа в правом верхнем углу указываются название органа (должностного лица, Ф.И.О. физического лица адресата) и адрес, куда документ направляется, наименование и адрес отправителя, а также отцентрованное и выделенное (крупным шрифтом, подчеркиванием, всеми заглавными буквами) название документа. В предусмотренных законодательством случаях во вводной части документа содержатся указания на уплату и размер государственной пошлины за его рассмотрение, цену иска, номер дела, в связи с производством которого составлен документ, и прочая подобная информация.
В описательной части, по возможности кратко, излагаются фактические обстоятельства, послужившие причиной обращения, из которых следует, что ваше право нарушено.
Изложение должно быть лаконичным и в то же время понятным. Не стоит приводить факты, не имеющие отношения к делу, а те обстоятельства, на которых основываются ваши требования, должны быть построены в логической взаимосвязи и, если возможно, в хронологическом порядке.
Мотивировочная часть документа должна содержать ссылки на нормы права, которые были нарушены, на основании которых вы требуете защиты прав и законных интересов. От правильной юридической квалификации деяния может зависеть, признает ли суд или иной орган данное деяние нарушением или нет. От грамотного правового обоснования зависит и убедительность ваших аргументов.
Просительная часть. Указав на факты нарушения прав и на не соблюденные статьи нормативно-правовых актов, написав фразу: «На основании вышеизложенного:», следует четко и ясно сформулировать ваше требование. Здесь уже не допускаются слова «так как» и «поэтому», все объяснения должны содержаться выше. Нужно указать только, чего вы добиваетесь, например: «Предлагаем вам в пятидневный срок со дня получения настоящего уведомления погасить задолженность по оплате используемых вами помещений в сумме 12345 рублей» или «Прошу взыскать с Ответчика в пользу Истца заработную плату за период очередного отпуска в сумме 452 (четыреста пятьдесят два) рубля».
После указания ваших требований следует перечислить в нумерованном списке все приложения, на которые вы ссылались в основном тексте документа (в том же порядке).
Это могут быть любые письменные доказательства ваших утверждений: справки, выписки, квитанции, договоры, акты и т.д. Копии (в случаях, предусмотренных законом, – подлинники) этих документов должны быть приложены к вашему заявлению.
В конце документа ставят дату и подпись лица-заявителя либо его представителя. Подпись обязательно должна быть с расшифровкой, например: «Генеральный директор ООО «Стелс» _______________ (Петров Б.М.)».
Если заявление или иной документ подписан представителем, действующим по доверенности, то следует в «приложениях» указать реквизиты доверенности и подшить ее к заявлению. Подпись в таком случае будет выглядеть так: «Представитель Истца (по доверенности) ________________ (Иванов К.Л.)». Следует помнить, что от лица предприятия подписывать без доверенности какие-либо заявления, претензии, ходатайства и подобные документы, адресованные третьим лицам (в особенности это касается судебных процессуальных документов), имеет право только лицо, прямо уполномоченное на это учредительными документами организации. Как правило, таким лицом является руководитель предприятия. И, разумеется, если заявитель – юридическое лицо (то есть организация), рядом с подписью ее руководителя ставят печать.
Нелишне позаботиться и об общем оформлении подаваемого вами документа:
– документ всегда лучше читается и воспринимается, если он напечатан, а не написан от руки;
– обращение от имени юридического лица следует составлять на его фирменном бланке (если таковой имеется);
– в тексте документа не стесняйтесь делать больше абзацев: красная строка – это акцент на утверждение, содержащееся в абзаце;
– полезно знать, что перечень зарегистрированных Минюстом РФ актов публикуется, например, в газете «Экономика и жизнь», других изданиях, а также отдельными брошюрами.
Направление жалобы на действия и решения должностных лиц любых органов государственной власти и местного самоуправления должно совершаться по определенным правилам. Во-первых, необходимо правильно составить жалобу, во-вторых, правильно изложить ее суть.
В жалобе необходимо:
– указать, в какой орган и какому должностному лицу направляется жалоба;
– указать, от кого жалоба: для граждан: фамилию, имя, отчество обращающегося; для организаций: должность обращающегося, наименование организации, фамилию, имя, отчество обращающегося;
– указать, что это жалоба (а не обращение или заявление);
– указать суть жалобы;
– необходимо, по возможности, указать все известные вам данные о лице, чьи действия (бездействие) обжалуются (ф. и. о., должность, звание, место работы, номер служебного удостоверения, нагрудного знака и т.д.);
– указать все имеющие отношение к жалобе обстоятельства нарушения ваших прав;
– сделать ссылки на документальные данные или иные доказательства тех обстоятельств, на которые вы ссылаетесь;
– обязательно сделать ссылки на положения действующего законодательства, закрепляющего принадлежность вам прав, нарушенных органом власти;
– сделать ссылки на положения действующего законодательства, закрепляющего не выполненные должностным лицом обязанности;
– приложить к жалобе копии имеющих отношение к делу документов (иногда могут потребоваться заверенные у нотариуса копии), сделав в конце жалобы перечень прилагаемых документов;
– поставить дату и подпись.
Для обеспечения возможности продолжения процесса обжалования необходимо сделать копию окончательного варианта жалобы на копировальном аппарате или просто переписать текст жалобы от руки. Документ, содержащий жалобу, следует передать в канцелярию органа, где находится непосредственный начальник лица, действия которого обжалуются. Причем при обращении в канцелярию необходимо передать оригинал жалобы с приложениями, на копии жалобы потребовать проставить входящий номер документа, печать этого учреждения, дату, подпись должностного лица, принявшего документ.
Копия жалобы должна хранится у вас как подтверждение факта вашего обращения с жалобой в определенный день. Со дня, следующего за днем обращения, начинает исчисляться месячный срок, отведенный для рассмотрения жалобы. По истечении указанного срока заявитель имеет право предъявить жалобу на бездействие органа власти в вышестоящую инстанцию или в суд.
Если неизвестно место нахождения канцелярии либо личное обращение в канцелярию затруднительно, либо жалобу в канцелярии отказываются принимать, то все вышеперечисленные документы (жалобу с приложениями) необходимо направить по почте заказным письмом с уведомлением и с описью содержимого. В этом случае полученное уведомление будет являться подтверждением факта вашего обращения с жалобой (копия которой также должна находиться у вас на хранении).
Итак, вышестоящие в порядке подчиненности орган, объединение, должностное лицо, получив ваше обращение, обязаны рассмотреть вашу жалобу на действия и решения любого подчиненного работника или нижестоящего должностного лица этой организации или органа в месячный срок. После истечения этого срока соответствующее ответственное лицо обязано дать вам ответ на вашу жалобу. Во избежание излишних хлопот в жалобу стоит включить просьбу о направлении решения по почте.
Если полученное решение по жалобе вас не устраивает, то его необходимо обжаловать в вышестоящую инстанцию данной организации. Рассмотрение жалобы на не удовлетворяющее вас решение осуществляется в те же сроки (один месяц).
По общему правилу новое решение тоже может быть обжаловано. Обжаловать его необходимо в инстанцию, стоящую еще выше. Если такая инстанция отсутствует, то целесообразно обратиться в органы прокуратуры.
Причем в данном случае действовать необходимо в двух направлениях: обратиться с жалобой на вынесенное решение в прокуратуру и одновременно в третью (если такая имеется) инстанцию той организации, должностное лицо которой является автором неправомерного или необоснованного решения по жалобе. Но делать это необходимо осторожно, исходя из сложившейся обстановки, взвесив все «за» и «против». Такая осторожность вызвана тем, что в случае окончательного выбора пути обжалования через прокуратуру дальнейшее развитие процесса обжалования будет происходить преимущественно в этом направлении, а после прохождения всех инстанций органов прокуратуры жалоба может быть направлена только в суд.
Итак, если в удовлетворении вашей жалобы отказано, если решение по жалобе вас не устраивает или ответ в течение месяца со дня ее подачи вовсе не получен, что должно быть документально подтверждено, необходимо обратиться с жалобой в прокуратуру или суд.
Порядок составления жалобы в общих случаях следующий.
1. Жалоба пишется в двух экземплярах (под копирку, или с нее должна быть снята ксерокопия). Один экземпляр заявителю следует оставить у себя. Адрес получателя должен содержать индекс почтового отделения, должность, фамилию, имя и отчество чиновника. Указывая свои данные, пишите без сокращений, желательно указать номер домашнего телефона.
2. Написав слово Заявление (Жалоба), помните, что заявление может быть переадресовано в ту же организацию (чиновнику), с которой (или с которым) у вас конфликт. Однако в соответствии с законом жалоба, в которой вы обращаете внимание на неправомерные или иные действия или бездействие чиновников, не может быть направлена тому, на кого жалуются граждане – можно подчеркнуть свою осведомленность о данной практике и подчеркнуть недопустимость такого подхода в вашем случае.
3. В заявлении (жалобе) нужно указать все, что считаете нужным, с напоминанием, в какой раз и к кому обращаетесь, кратким изложением причин, по которым вас не удовлетворил предыдущий ответ (конкретные причины).
4. В конце документа необходимо написать: «Прошу рассмотреть мою жалобу (заявление) и о принятых вами мерах сообщить мне письменно на указанный адрес в установленный законом срок», и лишь затем поставить подпись (с расшифровкой в скобках) и дату.
5. В тексте жалобы приведите ссылки на определенные решения, постановления, указы, разделы и статьи законов, как городских, так и российских. В массовых и ведомственных библиотеках практически всегда можно найти соответствующую литературу.
6. Если для ускорения решения поставленных проблем необходимо вести переписку сразу с несколькими организациями (чиновниками), пишите одинаковые тексты жалобы, указывая все организации, куда вы направляете документ, например:
Глава городской (районной) администрации
Председатель комитета городской администрации
Прокурор города (района)
Налоговая инспекция района (города)
7. С обращением в суд вы получаете возможность получить любые документы и дело приобретает гласность, чего больше всего не любят чиновники. Поэтому напоминайте в заявлении, лучше в конце основного текста, о своей решимости обратиться в суд, если ваши требования не будут исполнены по существу.
Гражданин имеет право обжаловать любые решения и действия любых органов власти и их должностных лиц, а также официальную информацию, послужившую основанием для принятия ими решений и совершения действий (или бездействия), в вышестоящих органах либо в суде.
Жалобы на действия (или бездействие) судей, умаляющие авторитет судебной власти, рассматриваются в соответствии с Законом Российской Федерации о статусе судей в Российской Федерации.
Жалоба может быть подана в течение двух лет со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права, об отказе органа или должностного лица в удовлетворении его требований. Жалоба также может быть подана в случае, если гражданином не был получен ответ на его первичное обращение в установленный законом срок. Пропущенный по уважительной причине (болезнь гражданина, подавшего жалобу, служебная командировка и иные причины) срок подачи жалобы может быть продлен органом или должностным лицом, в компетенцию которого входит рассмотрение жалобы.
Жалоба должна быть рассмотрена органом или должностным лицом безотлагательно, но не позднее одного месяца со дня ее регистрации.
В случаях, если для рассмотрения жалобы необходимо проведение дополнительных мероприятий, срок рассмотрения жалобы может быть продлен на два месяца с обязательным сообщением об этом гражданину, подавшему жалобу. Общий срок рассмотрения жалобы не может превышать трех месяцев.
О результатах рассмотрения жалобы гражданину должно быть сообщено в письменной форме в течение десяти дней с момента принятия решения по жалобе.
Гражданин, обратившийся с жалобой, имеет право:
– лично изложить доводы лицу, проверяющему жалобу;
– присутствовать при рассмотрении жалобы;
– предоставлять дополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании органом или должностным лицом, рассматривающим жалобу;
– знакомиться с итоговыми материалами проверки по жалобе;
– получить в установленный срок ответ в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы;
– обжаловать решение, принятое по жалобе;
– требовать возмещения ущерба в установленном порядке;
– пользоваться услугами законного представителя и адвоката.
Получатель жалобы обязан:
– принять и зарегистрировать жалобу;
– рассмотреть жалобу по существу в установленный федеральным законом срок, объективно и своевременно проверить все доводы и факты, приведенные в жалобе;
– принять меры к приостановлению неправомерных решений и действий (или бездействия), посягающих на права, свободы или законные интересы граждан;
– в случае необходимости истребовать дополнительные материалы, объяснения у должностных лиц, а также приглашать свидетелей и экспертов;
– принять мотивированное и основанное на федеральном законе решение по жалобе и обеспечить его исполнение;
– сообщить гражданину в установленный федеральным законом срок в письменной форме о результатах рассмотрения жалобы.
В результате рассмотрения жалобы орган или должностное лицо принимает одно из следующих решений:
– полное или частичное удовлетворение жалобы, восстановление нарушенного права гражданина;
– отказ в полном или частичном удовлетворении жалобы.
Решение по жалобе должно содержать:
– изложение мотивов и фактов, которые положены в основу решения, ссылки на конкретные статьи закона или иного правового акта, указание об отмене или изменении обжалуемого решения;
– срок исполнения принятого решения;
– в необходимых случаях – указание о необходимости привлечения должностного лица, принявшего незаконное решение или совершившего незаконное действие, к ответственности, а также порядок обжалования принятого решения.
Гражданин вправе обжаловать принятое решение в вышестоящей инстанции или в суде.
Если жалоба признана правомерной, а значит, подлежащей удовлетворению полностью или частично, орган или должностное лицо, вынесшие решение по жалобе, обязаны:
– принять необходимые меры к восстановлению нарушенного права гражданина;
– принести ему извинения в письменной форме;
– по просьбе гражданина проинформировать о принятом решении заинтересованных лиц.
Если недостоверные или порочащие гражданина сведения были опубликованы в средствах массовой информации, орган или должностное лицо, предоставившие эти сведения, обязаны принять меры для опубликования опровержения в порядке, установленном законом Российской Федерации о средствах массовой информации.
Обжаловать действия нижестоящих должностных лиц вышестоящим можно до тех пор, пока процесс обжалования не дойдет до высшего органа или должностного лица данной структуры.
Следует строго соблюдать правило – обжаловать в последующей инстанции необходимо действия и решения должностных лиц предыдущей инстанции. Также имейте в виду, что жаловаться на действия представителя органа власти (как, впрочем, и любого другого органа) необходимо его ближайшему начальнику, поскольку жалоба, изначально направленная высшему должностному лицу, будет после ознакомления все равно перенаправлена тому начальнику, в подчинении которого находится обжалуемый (это как раз и будет тот самый непосредственный ближайший начальник). Такое перенаправление потребует некоторого времени, что затянет весь процесс реализации права на защиту.
Поэтому в процессе обжалования действий и решений любых должностных лиц любого органа или организации сразу направляйте жалобы в соответствии с вышеуказанным порядком (т.е. непосредственному начальнику).
Способы защиты гражданских прав разнообразны:
– признание права;
– восстановление положения, существовавшего до нарушения права;
– признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
– возмещение убытков; компенсация морального вреда; неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Ненормативный акт государственного органа, а также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам, могут быть признаны судом недействительными.
Можно требовать полного возмещения причиненных лицу убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются реальный ущерб, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом федерации или муниципальным образованием.
Закон устанавливает, что:
– каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы;
– к действиям (решениям) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, которые могут быть обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности;
– гражданин вправе обратиться с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, либо непосредственно в суд, либо в вышестоящий в порядке подчиненности государственный орган, орган местного самоуправления, учреждение, предприятие или объединение, общественное объединение, к должностному лицу, государственному служащему.
В отношении государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), признанные незаконными, суд определяет меру ответственности, вплоть до представления об увольнении, предусмотренную федеральными законами.
Решения краевого, областного совета и акты краевой, областной администрации могут быть обжалованы в краевой, областной суд или арбитражный суд.
Предложения, заявления, ходатайства в целях их своевременного рассмотрения подаются в те органы и тем должностным лицам, к непосредственному ведению которых данные предложения, заявления, ходатайства относятся. Законодательные предложения (обращения) граждан подаются в приемные палат Федерального Собрания конкретному депутату в избирательном округе или его помощнику.
Уже указывалось, что, кроме подачи жалоб в прокуратуру, вышестоящий орган и суды, можно также обратиться с заявлениями в другие органы: к Уполномоченному по правам человека, в Министерство юстиции РФ, к полномочному представителю Президента РФ в регионе, к депутатам разных уровней, в антимонопольные органы, органы по защите прав потребителей, по поддержке малого предпринимательства, в средства массовой информации, в тот орган (к должностному лицу), решения (действия) которого обжалуются, и т.д.
Обращения граждан, поступившие из средств массовой информации, рассматриваются органами и должностными лицами в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством.
Обращения граждан, направленные на совершенствование законодательства, могут составить конкуренцию различным субъектам права законодательной инициативы. Предложения по совершенствованию законодательства должны изучаться, обобщаться и рассматриваться соответствующими структурными подразделениями федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и могут учитываться при разработке законопроектов или при составлении программ законопроектных работ.
Обращения граждан различаются по своей юридической направленности и влекут разные правовые последствия. В обращениях граждан могут содержаться: жалоба в связи с тем или иным нарушением их прав, инициативное законодательное предложение, заявление и прочие требования. При этом степень периодичности подачи обращений также может быть разной. Кто-то обратился один-два раза, а кто-то лоббирует разные вопросы регулярно.
Подача жалобы в таможенные органы
Отдельно следует остановиться на вопросе подачи жалоб в таможенные органы, имеющем множество специфических особенностей. В этом вопросе необходима тщательная правовая подготовка гражданина, и помощь специалистов может быть практически незаменима.
Федеральным законом № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», вступившим в силу 27.11.2010, установлен порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы.
Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.
Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в вышестоящий таможенный орган в течение трех месяцев:
1) со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
2) со дня истечения срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, установленного актом таможенного законодательства Таможенного союза, актом законодательства Российской Федерации о таможенном деле либо иным правовым актом Российской Федерации в области таможенного дела.
Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.
Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами.
Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия.
Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом.
Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это лицом и скреплена печатью организации.
Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.
Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица все действия, предусмотренные Законом, включая подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе.
При подаче жалобы в таможенные органы доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) в области таможенного дела.
Жалоба должна содержать:
1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;
3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).
Жалоба рассматривается в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу. Срок рассмотрения жалобы может быть продлен, но не более чем на один месяц.
По результатам рассмотрения жалобы принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении жалобы. Копия принятого решения направляется заявителю в пределах срока, установленного для рассмотрения жалобы.
Законом предусмотрен упрощенный порядок обжалования, который предполагает обращение с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста – к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.
В упрощенном порядке могут быть обжалованы решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица, связанные с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. рублей и (или) одного транспортного средства.