4. Книга как инструмент продвижения бизнеса
Задумывались ли вы о том, что книга может явиться одним из мощнейших инструментов для продвижения вашего бизнеса? Человеку, написавшему книгу, больше доверяют, а прочитав его книгу, с радостью идут на его бизнес-тренинги. Книга не только способ рекламы, это способ общения и привлечения в свою орбиту все новых и новых людей, может быть, далеких от вашего обычного круга общения. Это возможность привлечь новых клиентов, уже узнавших о вас из вашей книги и желающих наладить контакты и деловые связи. Это ваша визитная карточка. Мои утверждения не голословны, я знаю многих авторов, которым помогала издавать книги через издательства, что способствовало успеху их бизнеса. Через книгу вы общаетесь со множеством людей. Если книга понравится, читатель передаст ее знакомому с рекомендацией прочесть, тот другому – «сарафанное радио» работает, и работает очень хорошо. Конечно, для того чтобы написать и издать книгу, потребуется много усилий, но для создания и развития бизнеса всегда приходится их прилагать. Если захотите, вы с этим справитесь. Самое главное – это действительно работает и привлекает новых клиентов, а значит, повышает ваши продажи и содействует укреплению вашей репутации.
Книга позиционирует вас как эксперта в своей области и поднимает ваш авторитет, разумеется, в том случае, если она издана в хорошем издательстве, имеющем большую сеть распространения. Если за первой книгой последует вторая, а потом третья, – ваши позиции укрепятся еще больше.
С чего же начать? Первым делом надо подумать о следующем:
– о чем вы будете писать? Сформулируйте содержание книги;
– какова ваша целевая аудитория? (домохозяйки, банковские служащие, менеджеры среднего и высшего звена и т. п.);
– какие у вас есть возможности для рекламирования книги? Готовы ли вы тратить время на создание и поддержание сайта, заниматься продвижением книги?
Для создания книги нужен не только литературный талант, но и талант к продвижению. Если у вас нет таланта, то, разработав план книги, ее содержание и основные постулаты, вы можете нанять литобработчика, который поможет вам довести книгу до ума. Но этого мало. Необходимо еще заинтересовать книгой издателя. Неизвестный автор на книжном рынке не может претендовать на большие тиражи, а тратиться на рекламу издатель не будет, потому что эффект может оказаться весьма невысоким.
Соответственно, вашей задачей будет:
– подать тему книги так, чтобы она показалась интересной издателю;
– провести маркетинговое исследование рынка и выявить аналогичные издания, посмотреть, насколько хорошо они продаются и чем ваша книга выгодно от них отличается;
– создать сайт (книги или вашего бизнеса, или и то и другое);
– продумать, где и какая реклама могла бы быть размещена (СМИ, Интернет и проч.).
Забудьте о том, что издатель будет продвигать вашу книгу. Если вы не самый известный писатель – не будет. Знаете, сколько начинающих авторов об этом мечтают? Очень много. Только ваши усилия могут принести свои плоды, в результате чего вам удастся продать тираж. Подумайте, возможно у вас и ваших знакомых есть необходимые контакты со СМИ, с директорами книжных магазинов, чтобы устроить презентацию и пригласить журналистов и т. д. Только человек, использующий все возможности и вероятности, добивается результатов, остальные – увы, не добиваются ничего.
Одной из самых распространенных ошибок является следующая. «Я начинающий автор. Хочу написать книгу, но не знаю о чем. Подскажите, о чем мне писать». На такое обращение никто не ответит. Равно как и не ответят на письмо подобного плана: «Я хочу написать книгу о маркетинге. Раньше я не писал, но, думаю, у меня получится. Вам это интересно?» Не интересно. Сразу же. Пока издатель не увидит синопсис, аннотацию, содержание и как минимум пару глав, он вам ничего не ответит. Плюс к этому желательно еще написать стратегию продвижения вашей книги на рынок и мотивацию ее публикации с приведением конкретных фактов по книгам-конкурентам. На самом деле все не так страшно как кажется и занимает это не так уж много времени. «Глаза боятся – руки делают». Только этот подход поможет вам в работе, иначе не стоит и затевать.
Когда вы определитесь с темой книги, вам нужно будет просмотреть сайты издательств и выбрать те, которые издают литературу подобного плана. Есть издатели, специализирующиеся исключительно на нон-фикшн, есть издательства, в которых наряду с нон-фишн издается и художественная литература. Имея на руках аннотацию, синопсис, текст книги и заявку, можно отправляться по издателям. При подписании договора желательно посоветоваться с юристом или литературным агентом, чтобы не попасть впросак.
В своей книге «Книга как инструмент продвижения вашего бизнеса» Сергей Жуковский и Ольга Сашечкина пишут о том, что книгу можно предлагать издателям, еще не написав ее. Это неправда. Вернее, предлагать-то вы ее можете, но кто ее у вас купит? Одно дело известный, издающийся автор, другое – неизвестный. С первым можно подписать договор, со вторым – никогда. Кот в мешке никому не нужен. Конечно, если вы придете к издателям и скажете, что готовы вложить в проект достаточно большое количество денег, они согласятся, и даже найдут того, кто напишет за вас книгу, если потребуется. Иные варианты не сработают.
То же самое касается и звездных соавторов. Вы должны предложить им очень большой гонорар за соавторство для того, чтобы они согласились. Иначе, зачем им это нужно? Они успешно пишут свои книги сами. Вы видели книги, написанные в соавторстве с Улицкой или Пелевиным? Правильно, нет. Делайте выводы.
Я, как литературный агент, в плане нон-фикшн предпочитаю работать с Издательским домом «Питер». Удачных проектов среди них достаточно много, естественно, не только моих. Это книги Константина Бакшта, Романа Фада, Андрея Явного, Алексея Маматова и Рустема Агишева и многих-многих других.
В крупных и средних бизнес-компаниях клиентам принято дарить ручки, блокноты, зонтики и прочую чепуху. Гораздо лучше и престижнее дарить собственную книгу. Это повысит ваш статус и окажет на клиентов благоприятное впечатление. Многие компании на данный момент предпочитают использовать именно этот способ рекламы своего бизнеса как наиболее продуктивный.
Многие писатели пользуются услугами бета-ридеров, читающих их тексты и дающих свои отзывы. Причем бета-ридеры должны быть независимые, т. е. не должны быть пристрастны. Их мнение следует учитывать. Они могут указать вам на ошибки, которые вы не заметили, или даже подсказать, как их исправить.
Книга – источник знаний. Об этом нам говорят с детства. Это может быть художественная литература или учебники. Когда мы вырастаем, заканчиваем институт и начинаем работать, мы продолжаем учиться и приобретать опыт. Это может быть изучение иностранного языка или повышение квалификации. Но как часто мы не можем найти на прилавках книжных магазинов именно то, что необходимо! Оглядываясь на пройденный путь, мы понимаем, что обладаем уникальными знаниями. Так почему бы не поделиться ими с другими людьми? Тем более, что это может принести нам не только дополнительную известность, но и финансовую прибыль!
Если вашей целью является привлечение людей на консультацию и бизнес-тренинги, вам необходимо помнить, что в книге должна содержаться не вся информация. В ней стоит оставлять «крючки», писать о том, что дополнительную информацию можно получить только на ваших курсах или на консультации в вашей компании. Читателю книги стоит предлагать скидку при обучении или консультации. Если же такой цели вы себе не ставите, все равно, лучше не раскрывать все секреты сразу, а оставить хотя бы часть из них для следующей книги или пары-тройки книг. В зависимости от выбранной цели вы будете использовать и определенную стратегию при написании.
Самое главное для вас при издании книги – это ваш положительный имидж. Читатель проникается к вам доверием и соответственно скорее выберет вашу компанию, чем какую-либо иную, потому что у него появится ощущение, что он с вами знаком и может вам доверять. Поверьте, это важно.
Теперь о написании книги. Сколько времени у вас должно уйти? Конечно, вы можете писать книгу месяц или год, но стоит помнить, что все меняется, технологии устаревают, да и фирмы порой разоряются, поэтому откладывать дело в долгий ящик нельзя, тогда лучше совсем за него не браться. Если же взялись, поставьте себе четкие сроки. Одновременно с написанием книги вы должны заняться созданием сайта, а также выкладывайте куски (но не все!) в своих блогах. Вы можете создать блог, посвященный конкретной книге или вашему бизнесу, но помните, что ваше общение должно стать регулярным, а не время от времени. Блог это тоже работа, причем довольно эффективная. Кстати, именно через блоги вы можете выяснить, что хотят знать о вас и вашей компании люди. В каких советах они нуждаются? Что кажется им наиболее актуальным? Проведите серию тестов, попросив людей ответить на вопросы. Это поможет вам в работе над книгой и одновременно покажет вашим соблогерам, что вы относитесь к своей работе серьезно, а значит, так же относитесь и к клиентам.
При обращении в издательство и рекламировании своей книги ни в коем случае не следует хвастливо писать о том, что у вас нет конкурентов. Ведь это автоматически означает, что ваш бизнес не слишком интересен и не слишком продуктивен, а также то, что книга по этой тематике вряд ли будет раскуплена даже минимальным тиражом. Конкуренция в любом случае должна быть. Другое дело, если вы нашли новый подход к проблеме, разработали оригинальную идею и выгодно отличаетесь именно этим в среде своих конкурентов. Подобный шаг может сработать эффективно. Но теперь необходимо разобраться: действительно ли ваша тема такова, что люди будут охотно покупать вашу книгу? Вы провели исследование рынка, опросили по тестам большое количество людей или просто поинтересовались у друзей и знакомых? Последние, конечно, сразу скажут вам, что непременно купят вашу книгу. Сказано это будет из вежливости, но результат может оказаться несколько иным. Многое зависит и от вашей компетентности в вопросе, о котором вы пишете. Поверхностные знания никому не интересны, покупатель заинтересован в том, чтобы получить знания, которыми он не обладает. Если окажется так, что его «надули», то пострадает ваша репутация, не говоря уже о том, что вторую книгу никто не купит. Поэтому не стоит жалеть времени, проштудируйте похожую литературу и тщательно изучите вопрос. Не стоит жалеть денег, заплатите литобработчику, корректору, редактору, которые избавят вашу книгу от орфографических и лексических ошибок, неточностей, опечаток и проч. Книга – ваш инструмент, а инструмент должен быть качественным. Это вам подтвердит и музыкант, и деревообработчик, и часовщик. И еще: вы должны быть заинтересованы в своей теме и любить свою работу, говорить о ней заинтересованно и страстно. Если же вы просто пересказываете чужие мысли, отстраненно, лишь бы хоть что-то написать, – забудьте о книге. У вас ничего не выйдет.
Приведу пример. Книги моего клиента Романа Фада, известного колдуна, расходятся очень хорошо. Люди постоянно стремятся прийти к нему на консультацию и получить помощь. Почему? Роман знает, о чем пишет, у него обширная практика, и люди, обращающиеся к нему, получают то, за чем пришли. Кроме того, его книги оказывают именно тот эффект, на который надеются люди. Проверив советы на практике, люди проникаются доверием к Роману и идут за консультацией.
По сути если вы профессионал в своей деятельности, книга поможет укрепить ваш авторитет и ваши позиции на рынке. Это долгоиграющий эффект, рассчитанный не на один год. Быстро сорвать прибыль не получится, но медленно и верно повышать авторитет – да.
Зачем вам может понадобиться в данной ситуации литературный агент? Разумеется, вы можете проделать всю работу сами, ничего невозможного тут нет. Но если у вас не так много времени, а бизнес требует внимательного к себе отношения, то лучше всего связаться с агентом, который не только займется поиском издательства и редактора для вашей книги, но также просмотрит, протестирует книжный рынок на предмет аналогичных изданий, поможет подобрать наиболее яркое, запоминающееся название для книги и аннотацию, займется продвижением вашей книги и сайта и т. д. Скажем так: это просто сократит ваши временные затраты и позволит сосредоточиться конкретно на книге и бизнесе.
Давайте поговорим об успехе книги и ее продажах. Что нужно для того, чтобы книга стала бестселлером? Интересная тема, звездное имя соавтора или отзывы звезд на обложке книги, интервью и рецензии в прессе, широкое освещение в СМИ, выкладка книг на лучших местах во всех книжных магазинах и многое другое.
Как этого достичь?
Я уже писала о том, что кое-что из этого вы можете сделать сами, как то: сайт, блог, реклама через друзей и знакомых, поиск знакомых журналистов… Кое-что поможет вам сделать издательство, при условии, что вы не будете вводить его в затраты, по крайней мере на первых порах. Вы можете вложить свои собственные деньги или привлечь партнеров-рекламодателей в вашу книгу и за счет этого оплатить, к примеру, приоритетную выкладку в магазинах. Главное, надеяться только на себя и не пускать все на самотек. Если же вы обращаетесь к пиарщику или пиар-агентству, вы должны тщательно проанализировать:
– что из обещанного реально будет выполнено?
– есть ли у вас знакомые, уже пропиарившие книгу через это агентство?
– насколько велики затраты и готовы ли вы на них пойти?
– насколько вы сами готовы участвовать во всевозможных презентациях, телепередачах и устраивает ли вас именно этот способ пиара?
– будут ли прописаны все пиар-мероприятия в договоре или они идут только на словах? Если последнее, значит, не стоит и связываться, скорее всего, вас обманут.
Если вы все-таки решитесь издавать свою книгу как инструмент продвижения своего бизнеса, то в качестве бонуса я предлагаю вам бесплатную консультацию по всем интересующим вас вопросам. Мои контакты находятся в конце книги.